Скоро защита?
Меню Услуги

Особенности журналистской авторской работы над типами текстов различных жанров в печатных СМИ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница 1 2


ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ.
  • ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВОЙ СТИЛИСТИКИ ПЕЧАТНЫХ СМИ.
  • 1.1 Понятие, сущность и назначение печатных СМИ.
  • 1.2 Виды, жанры и стилистические особенности печатных СМИ.
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОЙ АВТОРСКОЙ РАБОТЫ НАД ТИПАМИ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В ПЕЧАТНЫХ СМИ.
  • 2.1 Особенности журналистской работы в печатных СМИ.
  • 2.2 Особенности журналистской авторской работы над типами текстов различных жанров в ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец».
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
  • ПРИЛОЖЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

Главной задачей индустрии печатных СМИ в настоящее время является необходимость найти своё место в быстро меняющемся мире и информационном пространстве, культурной и образовательной среде, адекватно отвечая на новые медийные вызовы, развиваясь и эволюционируя вместе с ними и временем. Ресурсы и индустриальные усилия на это сегодня направляются очень значимые, но решить в полном объёме стоящие перед современными печатными СМИ проблемы пока не удалось нигде в мире.

Особо тревожит сокращение из года в год тиражей печатной периодики, реализуемых населению в розницу и по подписке, а также падение объемов печатной рекламы. Соответственно падают объемы издательской полиграфической продукции, предлагаемые рынку, сужается влияние печатной прессы на политические и общественные процессы в мире и отдельных странах, а всё вместе это весьма негативно отражается на экономике индустрии печати, так как ресурсная база для её модернизации и развития сокращается. Россия здесь не исключение – наоборот, указанные процессы у нас зачастую проявляются более остро.

Но пресса по-прежнему сохраняет большинство своих преимуществ. К позитивным факторам в первую очередь относится более привычное и комфортное для читателей «общение» с информацией, а также то, что газеты и журналы остаются для них самым достоверным, удобным, эффективным и повсеместно доступным рекламным носителем. Таким образом, хотя роль печатной прессы в мире и нашей стране изменилась достаточно серьёзно, она остаётся высокой, что позволяет печатным СМИ повсеместно быть одним из наиболее востребованных и удобных информационных продуктов.

Важнейшим приоритетом для газетно-журнальной периодики сегодня стал мультимедийный путь развития, базирующийся на производстве и распространении качественного редакционного контента всеми доступными способами.

В свою очередь, динамика социально-политических и культурных новаций в современном глобализирующемся мире, дигитализация всех сторон жизни ведут к изменениям медиасреды. Эти изменения носят разнонаправленный характер и проявляются в разных аспектах деятельности средств массовой информации, в том числе и в жанровом составе и стилистическом облике периодических изданий. Сегодня исследователи констатируют конвергенцию жанров, активное формирование жанровых подсистем на основе развития субжанровых структур.

Качественные и количественные изменения на рынке периодической печати требуют от изданий также индивидуализации жанрового и стилистического своеобразия. Опыт разных периодических изданий имеет разную степень ценности и уникальности. Но изучение и систематизация наиболее успешных результатов журналистской деятельности актуально для развития СМИ в целом. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Выявление особенностей качественной современной газеты, выгодно выделяющих ее на фоне других, позволяет журналистам создать некий эффективный алгоритм, которому можно следовать, либо, отталкиваясь от него, создавать свой собственный, уникальный стиль публикаций.

Целью настоящей дипломной работы является выявление особенностей журналистской авторской работы над типами текстов различных жанров в печатном издании «Московский Комсомолец».

Объектом исследования являются особенности журналистской авторской работы над типами текстов различных жанров в ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец»

Предметом выступают тенденции жанрового и стилистического развития периодической печати.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие, сущность и назначение печатных СМИ;
  • рассмотреть виды, жанры и стилистические особенности печатных СМИ;
  • определить особенности журналистской работы в печатных СМИ;
  • выявить особенности журналистской авторской работы над типами текстов различных жанров в ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец».

Теоретической базой работы в области жанров периодической печати являются труды таких ученых, как: Авраамов, Д.С., Баранова, Е.А., Богуславская, В.В., А.Ю. Быков, Е.С. Георгиева, С.А. Михайлов, Гордиенко Т.В., Жирков, Г.В., О.В. Ильина, Е.В. Каблуков, О.Ф. Автохутдинова, Ким, М.Н., Колесниченко, А.В., Корконосенко, С.Г., Л.А. Коханова, А.А. Калмыков, Кузнецов, И.В., Лазутина, Г.В., Е.Г. Малышева, О.С. Рогалева, Махонина, С.Я., Г.С. Мельник, К.Е. Виноградова, Р.П. Лисеев, Олешко, В.Ф., Панкеев, И.А., Прозоров, В.В., Прохоров, Е.П., Прутцков, Г.В., Рихтер, А.Г., Сбруев, В.В., Свитич, Л.Г., Смелкова, З.С., Соколинский, В.М., Стровский, Д.Л., Ученова В.В., Тертычный А.А., Федотова, Л.Н., Чиронова, И.И., Шарков, Ф.И., и др.

Помимо общенаучных методов анализа и синтеза, ведущим методом в нашей работе является описательный метод, широко применяющийся в гуманитарных науках и позволяющий с необходимой степенью полноты интерпретировать эмпирический материал.

В качестве эмпирического материала для исследования было выбрано издание «Московский Комсомолец» — одно из самых качественных и авторитетных изданий в современной отечественной журналистике (и печатная, и электронная версии). Кроме того, газета интересна тем, что занимает особое положение в российском медиадискурсе.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения и выводы предоставляют материал для осмысления жанрово-стилистического развития современной газеты.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются стилистические особенности современной газеты, специфика и характеристика актуальных газетных жанров, а также общие тенденции их развития.

Вторая глава посвящена типологической характеристике издания «Московский Комсомолец», его жанровой и стилистической специфике, а также анализу индивидуально-авторских приемов и жанрово-стилистического инструментария авторов издания, которые делают «Московский Комсомолец» узнаваемой и востребованной газетой.

В заключении содержатся основные итоги проведенного исследования.

В приложении представлены иллюстративные материалы, которые не были помещены в основной текст данной работы.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВОЙ СТИЛИСТИКИ ПЕЧАТНЫХ СМИ

1.1 Понятие, сущность и назначение печатных СМИ

Печатные средства массовой информации (далее СМИ), являются совокупностью массовых периодических печатных изданий, которые предназначены для массового читателя: газеты, журналы, сборники, альманахи и др. Однако под печатной прессой понимают только два составляющих: это газеты и журналы.

Газетой называется печатное периодическое издание, которое выпускается под постоянным названием, и не реже одного раза в месяц. Журналом — печатное периодическое издание.

Печатные средства массовой информации в прошлом веке были самыми распространенными и востребованными видами, созданными для передачи необходимой информации. Стоит отметить, что для этого были адекватные причины[1]:

  • это самый дешевый способ, созданный для своевременной передачи информации. К примеру, в отличие от радио и телевидения, газету всегда можно взять в руки и прочитать, а все прочитанное можно предоставить в качестве доказательств или сохранить на годы;
  • в печатных средствах массовой информации журналисты имеют возможность наглядно передавать схемы, карты, таблицы, иллюстрации, выдержки из законов и прочую информацию;
  • при необходимости всю полученную информацию можно анализировать в дальнейшем времени.

Однако с распространением сети интернет к печатным изданиям также стало можно отнести электронные версии газет и журналов. Сегодня каждое уважающее себя издательство должно иметь свой сайт и электронную версию каждого выпуска газеты (журнала).

Соответственно, печатные СМИ имеют следующие виды: (см. рис. 1.1)

Рисунок 1 Виды печатных СМИ [2]

Как видим, печатные СМИ можно подразделить на:

  1. Печатные СМИ традиционные.
  2. Печатные СМИ электронные.

В свою очередь, традиционные печатные СМИ подразделяются на:

  1. газеты;
  2. журналы.

Газетой называется печатное периодическое издание, в котором опубликованы материалы о текущих событиях. От прочих периодических изданий газета отличается форматом, объёмом, а также более частым выходом (каждый день, несколько раз в неделю, один раз в неделю).

Материалами газеты могут служить факты, их оценка, а также характеристика процессов и тенденций развития современной действительности[3].

Также существуют газеты развлекательного толка и различной тематики — достаточно вспомнить очень популярную в 90-е годы газету Спид-инфо, где публиковалась совершенно непроверенная информация. В те «лихие» 90-е также существовало множество газет, посвященные криминалу.

Сегодня зачастую можно увидеть газеты-сканворды, судоку, и прочие.

Газета также может выступать проводником политических идей и «рупором» идеологии различных партий, социальных групп, где в соответствии со своей позицией она выражает мнения по важнейшим политическим проблемам, проводит политическую пропаганду и агитацию, а также стремится на основе публикуемых материалов создавать такую информационную картину мира, которая определяла бы отношение читателя к происходящему в мире и стране, его представление о жизни, могла бы посодействовать формированию политических, нравственных, экономических, и др. идеалов и убеждений, а также определённых мотивов и стимулов поведения[4].

Как тип издания газета сложилась в эпоху становления капитализма, и стала орудием классовой борьбы буржуазии. В начале 17в. газета получилаширокое распространение, стала выходить регулярно, однакомаленькими тиражами. Достаточно регулярно выходившей газетой была германская Aviso-Relation oder Zeitung, которая была основана в 1609г.[5]

С середины 17в. начали появляться ежедневные газеты —Leipziger Zeitung, которая была основана в 1661г. в Германии, Daily Courant, основанная в 1702г. в Англии, Journal de Paris, основанная в 1777г. во Франции. В эпоху Великой французской революции были изданы знаменитые газеты (Ami du peuple, 1789—92гг. Марата и Le père Duchêne, 1790—94гг. Эбера. В России первая газета появилась в 1702г. В 19в. потребность в оперативно выходящей газете значительно возросла, а также повысилась роль газеты в общественной жизни.

Существуют следующие виды и типы газет[6]:

Газеты можно подразделить по принципу территориального распространения и охвату аудитории:

  • общенациональные;
  • региональные (республиканские, областные, краевые);
  • местные (городские, районные);
  • внутрикорпоративные (обращённые к сотрудникам определённой организации).

По тематике:

  • деловые;
  • общеполитические;
  • отраслевые;
  • рекламно-информационные;
  • развлекательные;
  • смешанные.

Также газеты подразделяются по возрастному принципу:

  • детские;
  • молодёжные;
  • газеты для пенсионеров и т.д.

По периодичности:

  • ежедневные (утренние или вечерние);
  • еженедельные;
  • ежемесячные.

По формату — A4, Берлинер, A3, A2.

Газеты различают и по стилю оформления:

  • цветные;
  • чёрно-белые;
  • чёрно-белые с цветными вставками;

По стоимости — платные, а также бесплатные.

Существуют следующие особенности газет:

  1. Мобильность — газеты можно читать как у себя дома, так и в любом другом месте;
  2. Общедоступность — газеты предназначены для неопределённого круга читателей, хотя читателем её может стать любой человек;
  3. Периодичность — газеты относятся к периодическим изданиям, которые выходят в свет по установленному издательством графику. По данному признаку газеты можно подразделить делятся на ежедневные, еженедельные, ежемесячные (редко). Также существуют газеты, которые выходят2-3 раза в неделю, 2 раза в месяц и т. п. Есть также утренние и вечерние газеты[7].
  4. Официальность — многие решения (нормативные акты, распоряжения, законы и т. п.) властных органов различных уровней могут вступить в силу лишь после их официальнойпубликации в газете, либов другом печатном издании.

Большинство изданий подвергается государственной регистрации, и имеют законный характер. Тем не менее, отдельные средства массовой информации по сей день считаются нелегитимными, так как имеют общий тираж менее одной тысячи экземпляров. Иными словами, печатные издания, имеющие менее тысячи экземпляров за один выход, не должны проходить процедуру регистрации.

Сегодня центральная пресса представлена следующими печатными изданиями (газетами):

  • «Известия»;
  • «Аргументы и факты»;
  • «Комсомольская правда»;
  • «Московский комсомолец»;
  • «Труд»;
  • «Московские новости»;
  • «Новая газета»;
  • «Сегодня», и др.

Журналом называется периодическое печатное издание, которое отличается от газеты объемами, пространственно-композиционным решением, а также способом подачи информации. Более долгий издательский цикл предполагает меньшую оперативность информации, а также более основательный к ней подход. Для журналов в меньшей степени характерны репортажи и зарисовки, а в большей — интервью и аналитические статьи.

Типология журналов предполагает их классификацию по аудиторному и тематическому признаку[8].

По аудитории:

  • Общероссийские;
  • Региональные;
  • Женские;
  • Молодежные и т.д.

По тематике:

  • Универсальные (которые охватывают весь спектр интересов определенной аудитории);
  • Политические;
  • Научные;
  • Экономические;
  • Технические;
  • Медицинские;
  • Рекламные и т.д.

По целевой направленности:

  • «стиля» (Рыбалка, Охота, Автопилот, Вояж, L’Officiel и т. д.) — их задачей является публикации по тематике увлечения определенной аудитории;
  • «житейские» (в данных журналах публикуются полезные советы определенной тематики.

Основными тенденциями развития журнальной периодики являются:

  • переход на более высокий уровень полиграфии;
  • увеличение объема благодаря более свободному пространственно-композиционному решению;
  • использование большего количества иллюстративного материала;
  • увеличение количества изданий для среднего класса;
  • увеличение количества еженедельных журналов, организованных по типу дайджеста (издательский дом Бурда);
  • снижение тиражей научно-популярных и профессиональных изданий и т.д.

Журнал может позволить читателям, потерявшимся в огромном количестве ежедневной прессы регулярно и оперативно получать дополнительную информацию по вопросам внутренней и внешней политики, проблемам науки, культуры и т.д., а также который позволяет получать ту информацию, которую хочет получить конкретная аудитория (например, женщины — журналы Космополитен, Вог, и пр.)[9]

Слово journal французского происхождения, означает «дневник, ежедневник». Словарь по книговедению (1982г.): «…периодическое текстовое сброшюрованное печатное издание, содержащее статьи и рефераты по различным общественно-политическим и научным вопросам, литературные произведения и другой материал».

Историю журналов начинают отсчитывать с 1665 г., с момента выхода «Journal des scavans», который принято считать первым журналом в мире. Формат и объем издания были небольшие размер страницы 7,5 х 13 см, полоса набора включала 34 строки по 39 знаков, число страниц в номере — от 20 до 25.[10]

К этому времени издание книг в Европе имело уже двухвековой опыт. Появление журналов было принципиально новым явлением, не связанным с книжной функцией публикации нового знания. Функция журналов первоначально заключалась в регистрации опубликованных материалов или деятельности учреждений науки, культуры, образования. Развиваясь в духе времени и во многом параллельно газете, такие издания ставили перед собой задачу учитывать и классифицировать книги и другие творения ученых всей Европы.

Если проследить за историей возникновения журналов в разных областях знания, можно обнаружить одну общую закономерность. В каждой отрасли вначале возникает журнал, публикующий преимущественно вторичную информацию (рефераты, библиографические описания, краткие изложения содержания специальной литературы), a уже позднее — специальные отраслевые журналы первичного характера.

В России первая попытка издания журнала была предпринята в 1726 г., следующем после создания Академии наук, Г. Ф. Миллером, который начал выпускать «Комментарии Академии наук» на латинском языке. Затем часть материалов (около половины) была переведена на русский язык и в 1728 г. вышла отдельным томом под названием «Краткое описание комментариев Академии наук».

Попытка создания научного периодического органа сорвалась сразу же после выхода первого номера из-за крайне узкого круга читателей и постоянной нехватки готовых к публикации работ. Вторая попытка создания первого русского журнала была предпринята в 1728 г. выпуском «Примечаний» к газете «Санкт-Петербургские ведомости»[11].

Первый русский журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих» выходил 10 лет, с января 1755 по декабрь 1764 г., публикации посвящались главным образом истории, географии, экономике. Каждый номер состоял из 5 -10 материалов. Объем номера составлял 3—5 печатных листов (100—150 страниц небольшого формата — 20 х 12 см), напечатанных крупным шрифтом без иллюстраций. Как правило, два текста в номере (13—15 страниц) были стихотворными.  Много в журнале помещалось познавательных, научно-популярных материалов.

С начала XIX в. в России стали создаваться журналы по различным отраслям науки, техники, культуры. Появились специальные журналы — научные, технические, литературные. Наряду с их развитием формировались взгляды на журнал как тип издания, высказываемые представителями науки и культуры, политическими и государственными деятелями, занимавшимися изданием журналов или имевшими какое-либо отношение к этому делу.

Журнал-газета, журнал-протокол, журнал-сборник чертежей, журнал-книга, журнал-учебник, журнал-каталог, журнал-обозрение, журнал-дневник, журнал-хроника — эти и другие виды изданий, отличные от классических, прошли успешную апробацию в издательской практике России уже в XVIII-XIX вв. и показали огромные, не исчерпанные возможности журнальной формы издания[12].

Наиболее значительное влияние на формирование журнала как типa издания оказало развитие капитализма. Разделение и обобществление труда и зарождение машинной индустрии вызвали бурное развитие различных отраслей техники и промышленности, что, в свою очередь, привело к быстрому росту числа предприятий, учреждений и людей, занятых материальным производством.

Общественная потребность в науке и технике вызвала необходимость в научно-технической информации, вторая появилась вначале в газетах, а затем, для осмысления и анализа, воплотилась журнальную форму. В первую очередь стали активно развиваться специальные журналы, число которых увеличивалось вместе с ростом объема научной и специальной информации.

Специальные журналы в течение нескольких десятилетий выявили оптимальную форму издания и продолжали формироваться под влиянием процессов дифференциации и интеграции накопляющегося знания. Наибольшее социальное звучание приобрели литературные журналы, ставшие одновременно общественно-политическими[13].

Зарождение и развитие капитализма, углубляя социальные противоречия, вызвали острую борьбу различных идейных течений на страницах журналов. Наконец, массовые журналы других типов — научно-популярные, культурно-просветительные, искусствоведческие — также получили толчок благодаря развитию капитализма вследствие роста отражаемой информации, отраслей культуры, переходящих на коммерческую основу, потребностей широкой рекламы.

Таким образом, журнал независимо от тематики и целевого назначения приобретает в период капитализма свою окончательную форму, утвердившись как тип периодического издания.

Статьи и обзоры приобретают социальный статус и, являясь отражением взглядов, мнений, общественно-политических и эстетических установок различных групп, партий, течений, превращаются в средство закрепления их политического приоритета. Эти процессы усиливаются к началу кризиса капитализма и вступления последнего в стадию империализма.

В социалистическом обществе журнал как тип издания достигает наибольшего расцвета: повышается его социальная роль, изменяются программа, функции, читательская аудитория, тематическое и целевое назначение. Главное в особенностях социалистического журнала — расширение читательской аудитории вследствие вовлечения широких масс трудящихся в управление экономикой и государством, постановка фундаментальных хозяйственно-политических и нравственно-эстетических проблем, разработка методических вопросов материального производства, образования и культуры[14].

Возникли новые типы журналов, например массовый производственный журнал, прежние типы изменились. Внутренняя структура журналов обогатилась. Важное общественное значение приобрели разделы очерка и публицистики в литературно-художественных журналах, критики и библиографии в общественно-политических, обзоры в специальных, репортажи о ходе соцсоревнования в массовых производственных журналах.

После развала СССР интенсивное развитие рыночных отношений в стране и в самой сфере СМИ стало катализатором коммерциализации журналистики и, в частности, широкого распространения бульварной прессы, а также появились аналоги зарубежных журналов.

Далее мы рассмотрим состояние и тенденции развития печатных СМИ на сегодняшний день.

Итак, по мнению Всемирной газетной и новостной ассоциации WAN-IFRA, главной проблемой современного рынка печатных СМИ является не падение доходов от проданных тиражей и рекламы в них, а нежелание участников этого рынка должным образом заниматься инновациями, также у печатных СМИ существуют проблемы с бизнес-моделью, и лишь на третьем месте в списке рисков для печатной периодики (15%) оказалась жёсткая конкурентная среда. Кроме того, по мнению WAN-IFRA, активно развивается тенденция к поиску нестандартных источников дохода[15].

Отсюда в WAN-IFRA делают вывод, что печатные СМИ своё внимание настоящее время должны сосредоточить, прежде всего, на инвестициях и технологиях, а также на конвергенции печатных форматов с ТВ, радио и цифровыми СМИ с целью сокращения расходов и лучшей монетизации объединённых бизнес-возможностей. По мнению гендиректора этой ассоциации Венсана Пейрена, доверие аудитории СМИ теперь стало новой валютой, а система ценностей редакций выстраивается вокруг потребителей для того, чтобы «достичь аудиторию на любой платформе, которую она выберет. Причём «цифра» в данном случае не платформа, подразделение или приоритет, а только метод «вывода аудитории на первый план»[16].

В ближайшие 2-3 года традиционные СМИ в России, уже завоевавшие аудиторию, так или иначе, будут сопротивляться её уводу на чужие платформы, считают эксперты медийного рынка страны. Во всяком случае, им нет никакого резона публиковать на других платформах свой контент полностью, хотя активную работу в социальных сетях им необходимо вести.  А вот вновь появившиеся СМИ, которым надо ярко и достойно заявить о себе как о медийном бренде и получить аудиторию, наоборот, будут использовать возможности любых платформ. «Цифровые технологии не смогли девальвировать ценность журналистского творчества. Напротив, они подняли его значимость на новую высоту, так как представили новые требования к качеству журналистского контента»

За ничтожный исторический срок, всего в какие-то полтора десятка лет, печатные СМИ в России и мире переживают третью волну преобразований. Первоначально традиционные каналы коммуникации – телевидение, радио и, особенно, пресса – стали активно мигрировать в интернет, создавая свои сайты. Несколько лет назад, когда потребление контента в интернете стало быстро перемещаться с сайтов в социальные сети, они начали выстраивать новые форматы рекламы и контакта с аудиторией, отвечающие этому тренду.

Вызовом сегодняшнего дня является миграция пользователей из социальных сетей в мессенджеры, что тоже вынуждает редакции находить новые способы доставки информации. На этот раз по сути дела, в личное пространство читателя. Один из самых востребованных рецептов решения этой задачи – нативная реклама, представляющая собой интересный для аудитории спецпроект, реализуемый редакцией СМИ в сотрудничестве с каким-либо брендом[17].

Родился и новый подход к созданию контента. Теперь редакционные коллективы создают его не для конкретного канала коммуникации, а в расчёте на мультиканальную дистрибуцию. То есть, вместо изготовления газетной статьи или телевизионного сюжета журналисты производят универсальный продукт, который можно разместить в газете и журнале, на видеохостинге, продвигать в социальных сетях и мессенджерах, предоставляя тем самым пользователям возможность прочитать, посмотреть или прослушать материал там, где им это удобнее всего сделать. Но с учётом того, что в мире сегодня производится информации намного больше, чем человечество в состоянии её воспринять, а к 2020 году по прогнозам производство информации вообще превысит пределы человеческого восприятия на 500%, то конкуренция за внимание аудитории будет тольконарастать и ужесточаться[18].

Таким образом, отрасль масс-медиа в XXI веке, во-первых, меняется с ускорением, когда технологии будущего становятся вчерашним днем быстрее, чем издатели успевают к ним приспособиться. Во-вторых, предпочтительные каналы коммуникации с аудиторией меняются столь же быстро, вынуждая редакции СМИ искать новые подходы к ней непрерывно. Наконец, в-третьих, благодаря цифровым технологиям и интернету, география уже не играет былой роли в развитии медиакомпаний, так какпривлечь достаточную для бизнеса аудиторию можно практически в любую точку планеты.

Компания «Ericsson Networked Society Lab» в своих оценках пошла ещё дальше. Согласно её прогнозу развития медиа-рынка, подготовленному на основе специального исследования, проведённого в августе-сентябре 2018года, СМИ и мобильные коммуникации ныне всё теснее переплетаются между собой, и эта трансформация в цифровую эпоху повсеместно сопровождается быстрым развитием контента и сервисов нового поколения[19].

Как следствие, в ближайшие годы ожидается ускоренное развитие узкоспециализированных медиа, вызванное ростом спроса на локальные новости и нишевые темы, которые читатели выбирают сами. Причём не исключено, что со временем цифровой контент может заменить всю печатную продукцию, так как он создаётся быстрее, дешевле и его легче персонализировать, а в структуре бюджетов традиционных печатных СМИ от 60 до 70% расходов ныне приходится на полиграфию и дистрибуцию.

На очереди переход к системе «Контент по запросу», когда статьи на одну и ту же тему могут быть написаны индивидуально под каждого читателя. Распространение виртуальной и дополненной реальностей, по прогнозу аналитиков, скоро приведёт к тому, что потребители будут непросто смотреть или читать новости, а смогут «переживать» их так, будто сами находятся в центре событий. А «мобильные» новости станут первым типом контента, подстроившимся под различные разрешения экранов.

Также ожидается, что к 2020г. в VR (видеореальность) будет инвестировано порядка $150 млрд., реклама в СМИ станет умнее, а журналистика трансформируется в сервис, поскольку персонализированные СМИ позволят предложить пользователям соответствующие индивидуальные платные сервисы – рекомендации по ресторанам, театрам, культурно-торговым центрам и прочее. Одновременно усилится роль «роботожурналистики», когда алгоритмы искусственного интеллекта и программное обеспечение сделают работу медиа-компаний более продуктивной и эффективной.

Участники Европейского газетного конгресса («European NewspaperCongress-2018»), который состоялся в Вене в мае 2018 года и собрал более 500 профессионалов медийной индустрии, констатировали, что издателям качественной прессы теперь жизненно важно повседневно бороться с «вредными привычками» читателей. Прежде всего, с бичом нынешних СМИ и журналистики – фейковыми новостями, распространению которых сильно способствуют социальные сети, включая Facebook, YouTubeи другие, так как большинство читателей, не очень сведущи в источниках информации и без разбора кликают по сомнительным сайтам. Однако качество информации и достоверность её источников, большинство отраслевых экспертов рассматривают как главное конкурентное преимущество печатной прессы. И именно его они рекомендуют постоянно отмечать и подчёркивать[20].

Другой интересный вывод Венского газетного конгресса сводится к тезису: «Если качественный контент – король, то дистрибуция – всемогущий бог». Он базируется на том непреложном факте, что доминировавшая ранее рекламная модель развития печатных СМИ уходит в прошлое, а на смену ей приходит так называемая подписная (продажецентричная) модель развития газетно-журнального бизнеса. Причина в том, что предложить что-то новое рекламодателям традиционным печатным медиа сегодня трудно – медийная реклама и объявления гораздо лучше работают в онлайне, поэтому упор всё больше делается на продаже потребителям контента и тиражей периодики.

Кроме того, подписная модель, позволяет лучше оптимизировать расходы. Из всего этого вытекает третий принципиальный вывод конгресса о том, что стать лучшим востребованным изданием сегодня можно, лишь внимательно и осторожно реагируя на окружающую среду. Это касается, как печатной прессы, производящей медийный продукт для цифрового общества, так и качественных онлайн-изданий, которым не менее трудно бороться за читателя в эпоху процветания фейковых новостей.

Выступая на открытии выставки IFRA/DCX и издательского форума«World Publishing Expo» в Берлине, прошедших в октябре 2018 года, вице-президент газеты «The New York Times» Майкл Голден отметил: «Читатель остался с печатными изданиями, потому что они дают иной, нежели цифровые носители, опыт, который читатель ценит» (примечание: на печатную версию этой газеты подписалось более миллиона человек, а на цифровую — более двух)[21].

Согласно ноябрьскому 2018г. опросу британской социологической компании «Kantar», вера людей в традиционные СМИ на фоне эпидемии фэйк-ньюс окрепла. Далее идут сайты традиционных СМИ и новостные круглосуточные телеканалы. А меньше всего публика доверяет социальным сетям и онлайн-СМИ, не имеющим печатной версии[22].

О падении тиражей периодики эксперты говорят уже пару десятковлет, очевидным образом связывая этот процесс с развитием интернета и с изменением потребительских привычек населения. В данном контексте Россия отличается от Европы лишь тем, что многие тренды «накрывают» нас через год-два после западного пика. Но если это так, то отечественные газеты и журналы в ближайшие годы ждёт ренессанс, поскольку в 2016г. и 2017г. падение рынка печатной прессы прекратилось сразу в трех крупнейших европейских странах, привычно называемых «большой тройкой»издательского бизнеса Старого света.

На IFRA/DCX и «World PublishingExpo» в Берлине отмечалось, что падение тиражей минимизировалось, а их продажи даже растут в Великобритании, Франции и Германии. Причём, в Германии за 2017г. они выросли на 2-3%, а в Великобритании продажи книг и журналов в том же году достигли исторического максимума в £4,8млрд., увеличившись на 7% по сравнению с 2016г. (данные британской Национальной Ассоциации издателей). Причём продажи бумажных книг и журналов выросли на 8% и составили около £3 млрд., что позволило превзойти лучший показатель 2013 г. В связи с этим издатели печатной прессы теперь стали смотреть в будущее оптимистичнее[23].

Газеты и журналы потихоньку возвращают веру к себе со стороны читателей и рекламодателей — внимание читателей к печатной прессе становится устаревшей валютой, тогда как доверие аудитории к ней – актуальной.

Итак, и в мире, и в России на рынках печатных СМИ в цифровую эпоху чётко обозначилась такая закономерность – большинство изданий, перешедших из «бумаги» в интернет, достаточно быстро теряют свою идентичность и растворяются в сети среди множества других подобных ресурсов. Поэтому большинства отраслевых экспертов настаивают, что бумажная версия изданий (хотя бы как элитный и эксклюзивный продукт для состоятельной аудитории) должна выпускать в любом случае.

Средства массовой информации в обозримом будущем ждет существенное обновление форматов, довольно давно предупреждают аналитики. По оценке некоторых из них, радикальные изменения в этой области могут произойти уже в 2019году. Те СМИ, формат которых не будет меняться, следуя за изменением формата медиапотребления (который, в свою очередь, меняется вслед за технологической революцией), потеряют аудиторию. Сейчас всё больше людей заходят в СМИ через смартфоны с небольшим экраном. Значит, и у текстов должен был меньший объем. А раз так, то нужен и другой формат подачи информации.

По-настоящему успешные периодические печатные издания сегодня находятся в постоянном поиске новых форматов контакта с аудиторией. Улучшается качество их дизайна, бумаги и полиграфии, они становятся ярче, дороже и привлекательнее. Ежедневные газеты переходят на еженедельный режим выпуска. Многие крупные игроки рынка ежедневной и еженедельной прессы отказываются от газетного формата в пользу журнального[24].

Рынок журналов становится более фрагментарным, прирастая преимущественно за счёт специализированных малотиражных изданий, и т.д. Но главное внимание редакции печатных СМИ при этом уделяется актуальности, краткости и информативности контента. Вот почему традиционная периодика, как показывает статистика, по-прежнему сохраняет достаточно большую популярность среди всех возрастных категорий населения.

1.2 Виды, жанры и стилистические особенности печатных СМИ

Понятие «жанр» характерно для многих наук и искусств. Помимо художественной литературы и журналистики оно применяется в кинематографе, театре, риторике и т.д. Однако нередко сегодня высказывается точка зрения, что жанры не нужны вообще. Сторонники такого подхода считают, что главное — писать интересно и понятно, а не «подгонять» тексты под какие-то рамки и формы.

Тем не менее, научно-систематический подход заставляет критически относиться к подобным взглядам. Прежде всего, независимо от убеждения практиков и теоретиков журналистики, жанры складываются исторически объективно и в некоторой степени стихийно. Многие практики-журналисты облекают свои тексты в похожие или идентичные формы по наитию, без конкретной цели сделать это. Поэтому даже если отказаться от термина «жанр» и его употребления, это отнюдь не означает, что он перестанет существовать как феномен.

Жанровые формы, использующиеся в современном медиадискурсе, позволяют намного эффективнее облекать замысел автора в структуры, освоенные аудиторией и поэтому более удобные для восприятия.

Анализ журналистских публикаций убеждает, что общие цели, задачи и содержание текста в публикациях разных авторов неизбежно приводит к структурно-смысловой, композиционной и стилистической их общности[25].

В связи с этим в журналистской практике сложилась относительно устойчивая система жанров. Жанровых классификаций, построенных на самых разных основаниях, существует множество в зависимости от того, что тот или иной исследователь предлагает считать жанрообразующим признаком или фактором.

Наиболее полной и аргументированной нам представляется классификации А.А. Тертычного, который выделяет в качестве основных жанрообразующих факторов следующие[26]:

  • предмет;
  • цели;
  • методы.

В виде предмета отображения действительности в журналистском тексте могут выступать различные феномены из политической сферы, экономической, социальной, культурной, моральной и так далее. При этом термин «феномен» стоит рассматривать в самом широком смысле: это одиночное событие и длительный процесс, ситуация и состояние, личность и закономерности.

Значимое жанрообразующее свойство, которое называют практически все исследователи, — это целевые установки автора при создании текста. Одна из наиболее часто встречающихся целей в журналистике — создание наглядной модели или описание предмета. Это целеполагание напрямую связано с главной функцией журналистики еще со времен ее возникновения — информирующей.

Журналист может создать модель проблемы, явления, события, процесса. В таком случае автор оперирует фактами, стараясь быть при этом максимально объективным и беспристрастным. Без описания любой текст, претендующий на право называться «журналистским», невозможен, поскольку в основе каждого материала каждого жанра находится фактологическая база. Отсутствие факта превращает текст в художественный и к журналистике уже не относится.

В случае, когда репортер хочет «копнуть глубже», узнать причину явления, повлиять на него, дать его более подробный, полный и качественный анализ, он занимается установлением причинно-следственных связей — что также является одной из основных целей создания журналистского материала.

При этом, как утверждает А.А. Тертычный, было бы неверным сводить причинно-следственную связь к простой последовательности событий. Для того чтобы точно назвать причину и следствие, необходимо найти глубокую, прочную, неоспоримую связь между событиями. Преследуя именно эту цель, журналист досконально изучает предпосылки, породившие это событие, его участников, связи с другими, кажущимися на первый взгляд сторонними ситуациями, прогнозирует варианты развития[27].

Намерение установить причинно-следственные связи лежит в основе большинства аналитических и некоторых художественно-публицистических жанров журналистики.

По своей природе человек обладает критическим мышлением, поэтому стремится к получению наиболее объективного знания. Однако нередки случаи, когда читатель хочет узнать не сам факт свершившегося события, а его интерпретацию. В такой ситуации журналист ставит перед собой цель оценить то или иное явление[28].

Однако оценочная деятельность имеет смысл лишь только тогда, когда аудитория считает журналиста компетентным, эрудированным, осведомленным, знающим суть вопроса, который он оценивает. При этом оценка «хорошо» / «плохо», «правильно» / «неправильно» зачастую воспринимается читателями как нулевая. Для того чтобы авторитетно оперировать системой ценностей, представитель средства массовой информации должен говорить аргументированно и убедительно, объясняя, почему он так думает, и называть факты. Это подводит к выводу, что в журналистской деятельности невозможно придерживаться только одной цели, игнорируя другие. Как правило, в качественном журналистском тексте присутствует целый спектр целевых установок, превалировать же при этом может какая-то одна из них.

Прогноз развития предмета отображения — часто необходимая и вместе с тем сложная цель в журналистике. Определяя тенденции и перспективы, необходимо доказать их состоятельность, поскольку простое личное мнение — неубедительный аргумент и взыскательной аудиторией не воспринимается как серьезный. Прогнозирование — сложная задача, требующая от корреспондента особого склада ума. Тем примечательнее, что если прогноз воплощается в реальной жизни, то это не останется без внимания аудитории[29].

Прогнозирование возможных вариантов исхода события приводит к формулированию программы действий. Журналист может не только сообщать что-то, анализировать и давать прогнозы, но и предполагать, каковы будут действия общественности в том или ином случае, либо давать установки. При этом программа действий может быть направлена как вперед (что нужно делать людям в этой ситуации), так и назад (повторения ситуации стоит избегать).

Таким образом, цели действительно очень важный жанрообразующий признак, в реальной практике журналист, как правило, «преследует несколько целей одновременно.

Фундаментом для жанров являются также и методы, которые использует журналист. На эмпирическом уровне представлены такие методы, как наблюдение, интервью, работа с документами, эксперимент[30].

Методы теоретического уровня в сложившейся исследовательской традиции подразделяются на формально-логические и содержательно-логические.

К первой группе относятся индукция (переход от частного знания к общему) и дедукция (наоборот, развитие мысли от общего к частному), сравнение и аналогия. Используя сравнительный анализ, журналист может устанавливать сходства и различия объектов, процессов, ситуаций и на основе этого выстраивать свою публикацию. Причем объекты сравнения, как правило, лежат в одной плоскости и в одной или смежных сферах, что обеспечивает релевантность их сравнения. В методе аналогии выявляется сходство по главным свойствам и признакам явления.

К группе содержательно-логических методов познания принадлежат анализ и синтез (первый термин означает разложение целого на составные части и отдельное их изучение, а второй — соединение отдельных элементов в единое целое), метод историзма (обращение к опыту прошлого), гипотетический метод (моделирование развития ситуации в зависимости от тех или иных условий) и другие.

Таким образом, роль жанрообразующих факторов очень важна в журналистике, поскольку именно они «отвечают» за отнесение журналистских текстов к той или иной устойчивой группе по соответствующим признакам.

В своем исследовании мы будем придерживаться характеристики жанров А.А. Тертычного[31]. В нем автор подразделяет все жанры на три большие группы: информационные жанры, аналитические и художественно-публицистические. Остановимся детальнее на наиболее распространенных. Отметим также, что эти жанры весьма частотны и в предмете нашего исследования — издании «Московский Комсомолец».

  • Информационные:
  1. заметка — материал небольшого размера, отвечающий на вопросы «что?», «где?» и «когда?» произошло событие. При этом анализ причин, последствий, прогнозы в заметке не нужны, хотя проверка фактов является обязательной в любом случае. Этот жанр очень популярен, поскольку позволяет транслировать новости наиболее оперативно, особенно когда подробности события еще отсутствуют или когда оно требует глубокого анализа. В таком случае сначала о свершившемся факте сообщается в форме информационной заметки, а последующие материалы часто бывают аналитические, например статья или прогноз;
  2. интервью — беседа с человеком, изложенная в форме «вопрос-ответ». Здесь на первое место выступает личность интервьюируемого, его достижения, успехи, компетентность в том или ином вопросе и так далее. Журналист же отступает на второй план и только задает тон разговору, акцентирует внимание на важных деталях, заставляет человека довериться ему и раскрыться. В этом плане интервью — сложный жанр, поскольку не каждый журналист обладает эмоциональным интеллектом, высоким уровнем эмпатии, чтобы сделать действительно качественное интервью без избитых вопросов-штампов;
  3. репортаж — один из самых излюбленных современными журналистами жанр. Характеризуется эффектом присутствия и эффектом сопереживания, которые должен вызвать автор у читателей, в противном случае жанр будет реализован не в полной мере. Прямая речь героев, динамика, детализация, интимизация и персонализация, создание колорита, обязательное присутствие репортера на месте события, репрезентация всех аспектов чувственного восприятия — вот основные черты данного жанра. Как правило, это очень яркие, эмоциональные, интересные тексты, позволяющие аудитории испытывать чувство сопричастности тому или иному событию. Именно поэтому этот жанр популярен не только среди журналистов, но и у читателей[32].
  • Аналитические:
  1. статья — лидирующий жанр в спектре аналитических жанров. Особенность статьи заключатся в том, что журналист ставит перед собой задачу глубоко проанализировать материал и проработать информацию, чтобы на выходе получился материал, отвечающий на такие вопросы, как «почему это произошло?», «каковы были предпосылки?», «каковы причинно-следственные связи?», «кто виноват и должен понести ответственность?» и так далее. Как правило, для подготовки статьи требуется значительный объем времени, поскольку автору должен выявить все аспекты поставленной проблемы, проанализировать существующие мнения, чтобы в итоге выработать свое или же осветить их все, а право выбора оставить читателям;
  2. комментарий характеризуется как «жанр-реакция». От других аналитических жанров комментарий отличается тем, что отвечает на уже известные аудитории события, но дополняет их или сообщает принципиально новую информацию. При этом комментироваться могут не только актуальные темы, но и те, которые отошли на второй план событийного ряда, но, тем не менее, требующие внимания социума. Еще одна особенность этого жанра заключается в том, что предметом комментария могут стать не только события, но и какие-либо явления в обществе, заявления людей, публикации других авторов;
  3. обозрение — в основе этого жанра лежит некая «подборка» схожих предметов, фактов, явлений или мест. В основном обозрения включают в себя события какого-то ограниченного промежутка времени — недели, месяца, реже — года и более. Также обозрения могут быть постоянными или единичными;
  4. прогноз — популярный жанр в аналитической журналистике, поскольку читатели хотят знать не только то, что уже произошло, но и то, что, по мнению эксперта, может произойти. Поэтому прогноз — это будущее суждение об уже известных вещах или явлениях. При этом важно, чтобы журналист четко и логично аргументировал свои предположения. Ответственность его повышается в большей степени, чем обычно, поскольку достаточно лишь несколько раз ошибиться, и аудитория, которая видит перед собой прошлые уверенные, но не воплотившиеся заявления журналиста, перестанет ему доверять[33].
  • Художественно-публицистические:
  1. фельетон — сатирический жанр, в котором осмеянию подвергаются какие-то недостатки или явления. Активными приемами, используемыми в этом жанре, являются ирония, сарказм, типизация, говорящие имена, маски, доказательство от противного. Качественный фельетон довольно редко появляется на страницах современных изданий. Журналисту необходимо балансировать, чтобы осмеять негативный для его нормальной картины мира факт, но при этом не впасть в инвективу. Поэтому фельетоны всегда замечают и бурно обсуждают читатели;
  2. памфлет — этот жанр сходен с фельетоном, однако отличие его в том, что в качестве предмета памфлета выступают более серьезные ситуации, процессы, явления в обществе. Отличается и стиль повествования: памфлет всегда очень острый, едкий, гротескный, сатирический текст. Трудно представить себе памфлет, написанный о таком недостатке человека, как лень, зато памфлет о тоталитарном режиме И.В. Сталина — легко;
  3. очерк — герой, конфликт, обстоятельства, изменения и преодоление обстоятельств — вот, что нужно для написания очерка. Его используют, когда необходимо в центр повествования поставить какую-либо личность, рассказать о ней так, как ее никто не знает, продемонстрировать ее лучшие качества, при этом необязательно опускать какие-либо неловкие моменты. Кроме такого портретного очерка можно выделить путевой, судебный, бытовой. Эти названия красноречиво определяют предмет того или иного вида очерка;
  4. сатирический комментарий — в отличие от аналитического комментария, автор сатирического ставит себе вполне конкретную цель — не просто прокомментировать какое-либо событие или заявление, а высмеять его. Методы для этого он использует, актуальные для сатирической журналистики — иронию, сарказм, гиперболизацию или литоту. Сатирический комментарий заявлений каких-либо известных людей, политиков или деятелей искусства особенно распространен в настоящее время. Как правило, он строится по отработанной схеме: сначала дается цитата из речи публичной персоны, затем комментарий журналиста или издания[34];
  5. эссе — мысли автора вслух. Как правило, к этому жанру журналисты прибегают, когда намереваются передать личные эмоции, впечатления, мировоззрение. В основе этого жанра лежит анализ увиденного в жизни через призму ощущений автора, его позиция, как правило, выражается определенно и недвусмысленно. Как правило, эссе характеризуются повышенной экспрессией и содержат значительное количество изобразительно-выразительных средств — метафор, метонимий, сравнений, перифраз и так далее.

Разумеется, это далеко не полный перечень жанров, к тому же разные авторы классифицируют жанры по разным основаниям. Нашей целью в данном случае было дать краткую характеристику тех жанров, которые, на наш взгляд, наиболее востребованы в современных печатных средствах массовой информации.

Представленный список актуальных для нашего исследования жанров задает некий вектор содержательно-стилистического представления результатов социального познания действительности. Расширение возможностей и задач социального познания в журналистике отражается и в жанровой палитре медиа. Какие-то жанры используются все реже, другие — деформируются, синтезируются или актуализируются.

Среди основных тенденций, характерных для развития современных жанров журналистики, исследователи (В.В. Ученова, А.А. Тертычный и др.) выделяют следующие[35][36]:

  1. Популярность информационных жанров. Информация сегодня сравнивается с бурным, никогда не останавливающимся потоком, в котором все труднее становится лавировать. СМИ стремятся к наибольшей оперативности, потому что любое промедление ухудшает позиции издания в конкурентной борьбе. Поэтому на первый план (во многом благодаря Интернету) выходят «быстрые» информационные жанры, в первую очередь такие как заметка или корреспонденция. Главное в них — сообщить о факте, а затем новость подкрепляется подробностями и анализом произошедшего;
  2. Усиление персонализации текста. Личная оценка автора-журналиста представляет интерес для аудитории, которому она доверяет, прислушивается к его мнению, соглашается с ним и затем высказывает как свое. В связи с этим очевидна актуализация жанров, выражающих активную авторскую позицию, таких как комментарий, эссе, рецензия.На первый взгляд может показаться, что эти тенденции противоречат друг другу, но это не совсем так. Знать, что произошло и знать, что думает об этом определенный журналист — это разные уровни познания;
  3. Гибридизация жанров. Сегодня, говоря о жанрах журналистики, необходимо помнить, что жанр — это некая эталонная структура, образец, который, однако, не предполагает абсолютно строгого соблюдения его признаков.Как правило, текст с его проблематикой, целеполаганием и своей особой стилистикой сам постепенно приобретает такие признаки, которые позволят его классифицировать в какой-либо жанр.Зачастую эти признаки присущи разным жанрам, и в таком случае наблюдается гибридизация, диффузия или взаимопроникновение жанров.

Изучением этого процесса активно занималась В.В. Ученова. Она утверждала: «Осознавая и творчески осваивая процесс развития жанров, важно не терять из виду, что за внешне наглядными метаморфозами жанров происходит многомерное сочетание, пересечение и взаимодействие методов журналистского познания, репортерского поиска, приемов исследования, и именно в этих, спрятанных в глубине строки, взаимодействиях обнаруживаются многие ―секреты‖ эволюции традиционных жанровых форм»[37].

В аспекте гибридизации можно говорить и об инфотейнменте — симбиозе информации и развлечения. Это такой стиль подачи, когда серьезное событие облекают в легкую, непринужденную, игровую форму. Таким образом, рассмотрение центральных элементов современной жанровой системы позволяет утверждать, что жанр — это функционально эффективная структура, модель, которая позволяет реализовать цель публикации и представить ее содержание, осуществленное через систему жанровых свойств и признаков.

В качестве таких актуальных жанров, релевантных для целей нашего исследования, сегодня называются заметка, интервью, репортаж, статья, обозрение, прогноз, комментарий, фельетон, памфлет, очерк, эссе. Именно жанр способствует воплощению единства замысла и адекватных замыслу средств.

Методологическим основанием изучения стилистики современной газеты является понимание того, что общая стилистическая парадигма всех медиатекстов— это их принадлежность к публицистическому стилю Его назначение — влияние на общественное мнение, его формирование[38].

Публицистический стиль занимает особое место в системе функциональных стилей русского языка. Он фактически синтезирует в себе элементы всех подстилей литературного, а в некоторых случаях и нелитературного языка. На страницах газет мы можем встретить и терминологию, характерную для научного и делового стилей, и жаргонизмы, и неологизмы, и самые разнообразные изобразительно-выразительные средства и множество иных приемов.

Применительно к публицистическому стилю следует признать, что это одновременно как язык идей, так и чувств. Действительно, научная и деловая речь стремится к фактическому изложению действительности, сухости, строгости и логичности, зачастую с полным безразличием к эстетической стороне изложения текста. Художественная речь в свою очередь ориентирована на чувственное, эмоциональное отражение. Публицистический же стиль придерживается фактов, не игнорируя при этом эстетические качества текста, образность, композиционные особенности.

Публицистический стиль обслуживает сферу политики и общественной жизни во всем многообразии ее проявлений: «Она включает и митинг, и заседание парламента, и рекламу, и даже тост, произнесенный на праздничном ужине. Это область, где все подвергается оценке, где важнее всего мнение, точка зрения, взгляд на вещи»[39].

В публицистическом стиле находят отражение две основные функции: информационная, поскольку факт остается главным инструментом журналистики, и воздействующая, выражающая авторское отношение к событию, его интерпретации, видение и образы. Также газетно-публицистический текст обязан быть на каждом своем отрезке и воздействующим, и информационным, постоянно совмещать оба качества в органической цепи. Взаимодействие и взаимопроникновение этих двух основных функций определяют главный признак публицистического стиля — чередование экспрессии и стандарта.

В зависимости от жанра, цели автора, его мотивировки на первое место выступают либо экспрессивные элементы текста, либо стандартизированные. В публикациях, где журналист хочет открыто высказать свою позицию, вызвать эмоции у читателей, повлиять на них или сформировать их точку зрения, преобладает экспрессия. Существует множество приемов, при использовании которых текст становится экспрессивным: метафоры, гиперболы и литоты, варваризмы и экзотизмы, оценочная лексика — как сниженная, так и возвышенная, — ирония, риторические вопросы и восклицания, парцелляция и масса других.

Это характерно для жанров, где сильна авторская позиция, особенно художественно-публицистических — памфлет, фельетон, очерк, эссе. Такие тексты ориентированы на социальное воздействие. В жанрах же, в которых журналист стремится к максимальной информативности, документальности и фактологичности, например, в заметке или обзоре, как правило, преобладают стандартизированные элементы[40].

Нередко как стандартизированные, так и экспрессивные словосочетания (последние даже чаще) превращаются в речевые штампы. Это происходит по разным причинам: длительное частотное употребление, немотивированное включение в коммуникативную ситуацию, потеря ясной и точной семантики. В качестве примера можно назвать такие конструкции: горячая поддержка, резкая критика, несмолкаемые аплодисменты, держать руку на пульсе событий, раскупили как горячие пирожки, яблоку негде упасть и другие. И если первое удачное употребление подобных фраз звучит свежо, ярко, ново и запоминается, то каждое последующее, подхваченное другими многочисленными корреспондентами, — стирается, отталкивает и вызывает негативную реакцию[41].

Общие тенденции глобального развития, резко возросшая скорость распространения информации, а также новые информационные технологии существенно изменили процессы функционирования языка. Эти преобразования среди остальных функциональных стилей наиболее заметны именно в публицистическом стиле. Это объясняется тем, что публицистическая сфера напрямую связана со сферой социальных отношений и наиболее оперативно реагирует на изменения в обществе.

Среди обозначившихся тенденций как наиболее заметные исследователями В.В. Ученовой и другими выделяются следующие[42]:

  1. Полистилизм — употребление элементов разных языковых стилей в одном тексте. Двойственная ориентация языка массмедиа наиболее заметна на лексическом уровне. Как правило, с одной стороны, наблюдается тяготение к книжности и, как следствие, широко употребляются термины, заимствованная лексика, а также стилистически окрашенные единицы (причем пометы при них могут быть как «высокая», так и «сниженная»). Используется сложные, разнообразные синтаксические конструкции. С другой — вектор стилистического развития направлен на разговорность, сокращающей дистанцию с аудиторией. В случае экспансии разговорной речи усиливается диалогичность текста, применяется разговорно-бытовая лексика, жаргонизмы, просторечие, неофициальные и частные формы обращения, упрощенный синтаксис;
  2. Интертекстуальность — предполагает связь одного текста с другим в самом широком смысле. Один из классиков семиотики французский исследователь Ролан Барт говорил о том, что «каждый текст является интертекстом: другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры»[43].

В свою очередь Ю.Н. Караулов для обозначения этих текстов предшествующей культуры ввел понятие «прецедентный текст» — «текст, значимый для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющий сверхличностный характер, то есть хорошо известный широкому окружению этой личности, включая ее предшественников и современников, и, наконец, такой, обращение к которому возобновляется неоднократно в дискурсе данной личности»[44].

Это явление настолько естественно и привычно в сегодняшних СМИ, что интертекст стал элементом общей речевой деятельности. Для журналистов же аллюзии, реминисценции, цитаты, вкрапления из чужих текстов и другие приемы в рамках феномена интертекстуальности — хороший способ сделать публикацию более оригинальной, узнаваемой, выдающейся, нетипичной. Особое мастерство — такая модификация прецедентных текстов, чтобы фраза была уместной, тонкой, возможно, ироничной и в то же время не дублировала крылатое выражение;

  • Усиление авторского «я» — события, происходившие в российском обществе перестроечного и постперестроечного периодов — демократизация, либерализация, отмена цензуры, свобода слова и печати, раскрепощение личности, развитие конкурентных отношений между СМИ — привели к усилению личностного начала автора, «персонификации общения». В противовес советской эпохе, когда господствовала единая и непререкаемая позиция на страницах всех газет, в эфире радио и телевидения, возникло стремление современных журналистов подчеркнуть свое мнение, даже если оно и отличается от остальных.

Наряду с принципом объективности, которая остается одним из ведущих принципов журналистики, происходит активное усиление субъективного начала. Недаром многие исследователи СМИ подчеркивают, что современные СМИ не столько информируют читателей, сколько интерпретируют происходящее в обществе. Убежденность, открытость самовыражения помогает автору эффективно воздействовать на читателя, ведь к по-настоящему убежденному в своей правоте гораздо больше прислушиваются окружающие[45].

Разумеется, функция информирования по-прежнему остается главной в журналистике, однако теперь аудитории недостаточно знать, что произошло, она хочет выяснить, какие предпосылки были к этому событию, кто ответственен, каковы причины, последствия и прогнозы, а также что думает поэтому поводу сам автор, если он выполняет миссию информирования аудитории;

  • Языковая игра — эффектный и поэтому популярный способ привлечения внимания к тексту в средствах массовой информации. Цель игры (как языковой, так и любой другой) — доставить удовольствие тем людям, которые принимают в ней участие. Языковая игра придает тексту оригинальность, красоту, эстетику или пафос.Однако в последнее время понятие языковой игры приобрело более узкую трактовку: языковая игра понимается как осознанное нарушение нормы автором.

В качестве основных приемов языковой игры помимо трансформации фразеологизмов и каламбуров выделяют следующие:

  • использование графических средств — ОПТимальные цены;
  • вкрапление латинских символов — sosтавить компанию;
  • выделение аббревиатур — ВОЗражения против табака;
  • новообразования — пивонер, сормнение, гейрой и множество других.

Качественная языковая игра — это не просто создание новых или трансформация старых слов. Это словотворчество, требующее не только мастерства, но и языкового чутья. Для того чтобы «играть языком» в тексте, журналисту необходимо обладать высоким уровнем интеллекта и развитой языковой компетенцией;

  • Троллинг — появление и развитие Интернета привело к тому, что возник феномен троллинга, под которым понимаются провокационные, подстрекательские сообщения, вызывающие конфликты между субъектами и, как следствие, взаимные оскорбления. Зародившиеся изначально на различных форумах, в дискуссионных группах, подпитанные уверенностью авторов, скрывающихся под надежными никнеймами, в своей безнаказанности, примеры троллинга постепенно покинули площадку Интернета. Они перекочевали в язык СМИ, который наиболее восприимчив к изменениям в обществе. Поэтому сегодня можно говорить не только о троллинге в глобальной сети, но и на страницах газет, экранах телевизоров.

Троллинг в СМИ характеризуется своей провокационностью, иронией, сатирой, сарказмом, гротеском, черным юмором, использованием сниженной лексики — вплоть до инвективной и табуированной[46]. Нельзя сказать, что прием троллинга — абсолютно новое явление. Провокационные тексты существуют давно, проявляясь в большей или меньшей степени в зависимости от настроений в обществе, политической ситуации в стране, эпохи в целом. Но в последнее время эти инструменты журналистов, блогеров, писателей, политиков, вообще всех тех, кто активно участвует в коммуникации, актуализировались и превратились в очевидный тренд;

  • Жаргонизация — на рубеже XIX-XX вв. наблюдается активный рост жаргонной лексики. И если изначально практически каждая социальная группа, субкультура, организация имели свой особенный жаргон, который был индикатором принадлежности к той самой группе, то сейчас лингвисты говорят о появлении общего жаргона — «пласта современного русского жаргона, который, не являясь принадлежностью отдельных социальных групп, с достаточно высокой частотностью встречается в языке средств массовой информации и употребляется всеми жителями большого города»[47].

Популярность жаргонной лексики объясняется различными факторами. Так, например, с экстралингвистичекой точки зрения, ее востребованность объясняется научно-техническим прогрессом, социально-экономической, демографической и политической ситуацией в стране и мире. Жаргоны можно рассматривать как некую реакцию на недавний официоз, скованность и формализм в обществе, ведь зачастую жаргоны критично и иронично с очевидной экспрессией и оценочностью характеризуют именно эти аспекты.

Нередко в средствах массовой информации журналисты прибегают к жаргонной лексике с целью придания тексту экспрессии, воздействия на адресата, создания колоритного образа персонажа, выражения своей позиции и оценки. Иногда жаргонные элементы сопровождаются объяснением в скобках либо заключаются в кавычки, что еще больше акцентирует на себе внимание читателей. Для исследователей жаргоны представляют интерес еще и потому, что по количеству и качеству их использования в СМИ можно сделать вывод о настроении в обществе в целом.


Страница 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф