Меню Услуги

Разработка бизнес-плана открытия семейной клиники в городе Балашиха. Часть 4.

Страницы:   1   2   3   4


Глава 3. Производственный план

Шаг 1. Поиск и подготовка помещения.

Целесообразнее всего производить поиск помещения на условиях покупки в рассрочку, что позволит клинике, осуществляя ежемесячные выплаты, постепенно получить помещение в собственность без риска потерять помещение, в котором уже сделан ремонт и к которому привыкли пациенты. Не менее важным фактором сохранения помещения за клиникой является то, что действие лицензии распространяется на конкретный адрес.

Оптимальное место для клиники — рядом с оживленными транспортными магистралями, либо в центре города, где имеется разветвленная инфраструктура, предпочтительно место в одинаковом удалении от спальных районов.

Для того чтобы помещение клиники было утверждено в противопожарной службе и органе Санэпиднадзора, в обязательном порядке необходимо провести специальную вентиляцию, освещение и особый ремонт помещения.

Время на поиски помещения – 2 недели.

Поиск помещения осуществляется риелтором, окончательное одобрение помещения  осуществляться руководителем. Подготовка помещения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями осуществляется подрядчиками.

Шаг 2. Поиск и закупка оборудования

Покупка медицинского оборудования, а также мебели и неспециального оборудования.

Одновременно с приобретением, установкой и настройкой оборудования необходимо решить вопрос обеспечения расходными материалами и техническим обслуживанием.

Одновременно с поиском помещения – 2-3 недели.

Осуществляется руководителем проекта.

Шаг 3. Лицензирование.

Поскольку любая медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию, постольку для начала работы уже готовой клиники необходимо получить лицензию.

Для этого клиника должна иметь соответствующее помещение, перечень необходимого медицинского оборудования и персонал с действующими сертификатами.

Пакет документов, удостоверяющий соответствие клиники и ее специалистов — 2 месяца.

Осуществляется руководителем проекта.

Шаг 4. Найм персонала.

Подбор персонала осуществляется в период оформления лицензии.

Основной принцип отбора медицинского персонала должен строиться на наличии дипломов и действующих сертификатов, ученых степеней и высших медицинских категорий, опыта работы. Стажировка на Западе и владение иностранными языками должны рассматриваться как дополнительные характеристики.

К врачам необходимо предъявление требования наличия опыта работы более 3 лет именно в частных медицинских учреждениях.

При этом, учитывая, что средний медперсонал подобрать довольно непросто, такие требования можно смягчить (например, 1 год в частной клинике).

Подбор, найм и оформление договоров с персоналом, нанимаемом в рамках аутсоринга.

Поиск и подбор персонала можно доверить работнику отдела кадров, но окончательное одобрение кандидатуры должен осуществлять непосредственный руководитель.

Шаг 5. Организация рекламы новой клиники. Заказ информационных материалов (печатные издания, СМИ) о генетических исследованиях и их практическом применении.

Таким образом, самой долгой процедурой является лицензирование, которое, как показывает практика, может длиться до года. Наличие помещения, приобретаемого в собственность, должно снизить риск долгого лицензирования, кроме того, найм работника с сертификатом на выдачу больничных также должен снизить данный срок.


Глава 4. Риски (виды рисков. Расчет финансовых рисков в первый год)

Классифицируем риски, возникающие в процессе оказания медицинских услуг.

Группы рисков в здравоохранении Виды рисков, относящихся к классификационной группе
Социально-политические

 

– изменения в законодательстве по формам и методам организации медицинской помощи населению;

– внесение изменений в систему финансирования здравоохранения;

– развитие экономических отношений и методов управления здравоохранением;

– реорганизация системы ОМС;

– приватизация или национализация субъектов здравоохранения;

– создание юридической базы;

– принятие закона о защите прав пациента с одновременным страхованием профессиональной деятельности медицинского работника

Риски, связанные с управлением – отсутствие системы базовой подготовки специалистов в области управления здравоохранением и медицинского права;

– некомпетентность руководителей;

– низкий профессиональный уровень персонала;

– неправильный выбор стратегии;

– неадекватное изменение организационных структур и организационного механизма управления;

– пренебрежение деятельностью по охране труда и технике безопасности

Профессиональные (медицинские) риски, связанные с гражданско-правовой ответственностью

 

Риски несвоевременных лечебно-диагностических вмешательств:

– диагностические (инвазивные; связанные с некачественной работой персонала по реализации неинвазивных диагностических технологий);

Связанные с отсутствием или недостаточной работой по профилактике:

– инфекций;

– превышения в окружающей среде предельно допустимых концентраций ядовитых и сильнодействующих веществ;

– других индивидуальных для здоровья человека рисков: курение, алкоголизация, гиподинамия, наркомания, ожирение, стресс и т.п.

Связанные с отсутствием в ЛПУ современных систем медико-социальной реабилитации

Связанные с угрозой здоровью медицинских работников

– от больных с особо опасными инфекциями;

– больных вирусным гепатитом, СПИДом, сифилисом и др.;

– больных туберкулезом;

– психических больных;

– наркоманов;

– преступников и др.

 

Большая часть управленческих и профессиональных факторов может быть заранее предусмотрена и предотвращена посредством найма высокопрофессиональных кадров, постоянным повышением квалификации сотрудников,  приобретения качественного оборудования и использования качественных препаратов, применения систем охраны, организации различных профилактических мероприятий и т.д.), тогда как риски социально-политического характера оказывают влияние на всех без исключения участников рынка медицинских услуг.


Глава 5. Финансовый план бизнес — проекта по открытию частной медицинской семейной клиники

5.1. Бюджет доходов и расходов

Открытие центра узкой специализации (прием специалистов на базе работы генетической лаборатории) позволяет сократить первоначальные инвестиции, в результате чего проект окупится через небольшое время.

Закупка оборудования является разовой и это самая затратная часть бюджета расходов. На первом этапе предприниматели часто предпочитают приобретение подержанного оборудования. При высокой квалификации врача качество оказываемых им медицинских услуг с использованием не нового оборудования не будет страдать, однако учитывая, что частная клиника предоставляет медицинские услуги самого высокого качества, оказывает помощь по западным стандартам и высоким ценам, то и оборудование необходимо закупать у мировых производителей.

Стоимость аппаратуры для генетической диагностической лаборатории составляет $20 тыс.

Стоимость реагентов для проведения анализов — $1 тыс.

Оборудование для работы специалистов широкого и узкого профиля составляет $20 тыс.

Расходные материалы и инструменты – не меньше $2 тысяч;

Лицензирование деятельности

Необходимо лицензировать абсолютно любую деятельность врачебной частной клиники. Для этого необходимо иметь помещение, персонал и перечень необходимого оборудования с действующими сертификатами. Заявка рассматривают в течение двух месяцев. Лицензия действительна только по определенному заранее адресу нахождения. Также немаловажно, что на каждую медицинскую услугу необходимо иметь отдельную лицензию.

В рамках предполагаемой деятельности в клинике необходимо лицензирование деятельности по:

  • дерматовенерологии
  • медицинской оптике
  • неврологии
  • лабораторному делу
  • медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)
  • организации сестринского дела
  • офтальмологии
  • педиатрии
  • терапии
  • функциональной диагностике.

Стоимость лицензирования в данном случае составляет: $750

Чтобы клиника имела право выдавать больничные листы, необходимо получить отдельную лицензию или иметь в штате специалиста с необходимым сертификатом.

Подбор персонала

На сегодняшний день ежемесячная зарплата врачей составляет около $800 – 2000, а медсестер – примерно $300. Зарплата зависит от региона, опыта работы, профессии и многих других факторов. Также необходимо учесть заработную плату бухгалтера и администратора — $1000.

Итого:

Врачи – 6*$2000=$12000

Медсестры – 3*$300=$900

Врач генетической диагностики — $2000

Лаборант генетической диагностики — $1000

Бухгалтер — $1000

Администратор — $1000

Заработная плата персонала — $17900

Основные затраты.

Для открытия клиники с диагностическим оборудованием и разными направлениями деятельности понадобиться порядка $100 тысяч (ремонт, транспортировка, подключение коммуникаций и т.д.)

Стоимость ежемесячных выплат по договору купли-продажи помещения площадью 100 кв. м. составит — $35000

Общая сумма минимальных затрат на открытие частной семейной клиники с генетическим диагностированием составит: $198250

При условии полной загруженности (50 посещений за день) месячный доход достигает 4-5 миллионов рублей. При этом средняя стоимость посещения одного человека должна составлять 2500-4000 рублей.

Для открытия клиники необходимо получение кредита. Срок предоставления кредита от полугода до 42 месяцев. Размер процентной ставки — 17,5% при сроке от 6 месяцев до двух лет, и 18,5% со сроком от 25 месяцев до 42. в нашем случае кредит берется на срок до 42 месяцев, соответственно ставка по кредиту составит 18,5%.

Выплаты по кредиту ежемесячно составят: $5593

Таким образом, ежемесячный бюджет доходов и расходов будет выглядеть следующим образом:

Доходы:

Поступления от платных услуг – 2 500 000-4 000 000 ($41 666-66 666)

Расходы – 3578580 ($59643)

Выплаты по кредиту — $4720

Проценты по кредиту — $873

Оплата по договору купли-продажи — $35000

Заработная плата — $17900

Начисления на выплаты по оплате труда — $100

Прочие выплаты — $50

Услуги связи — $10

Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря (прочее) — $100

Прочие работы и услуги — $50

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Уплата налогов и государственных пошлин и сборов, иных платежей — $200

Приобретение и модернизация оборудования — 0

Прочие расходные материалы и предметы снабжения — $50

Горюче — смазочные материалы — $50

Транспортный налог — $20

Страхование транспорта — $50

Налог на имущество организаций — $100

Прочие расходы — $100

Коммунальные услуги (оплата отопления, электроэнергии, водопотребления, водоотведения) — $100

Оплата содержания помещения — $100

Мягкий инвентарь и обмундирование — $70

Максимальная загруженность клиники и высокая средняя стоимость посещения одним пациентом способна обеспечить ежемесячные  выплаты по кредиту, оплату по договору купли-продажи помещения и заработной платы персонала, а также оплату прочих расходов.

5.2. Бюджет движения денежных средств

Разработку бюджета специалисты начинают с установления источников возможных поступлений денег на конкретный бюджетный период.

Обычно эти источники делят на категории:

  • поступления от операций,
  • финансовый приход из внешних источников,
  • прочий доход.

Расходы имеют три категории, то есть деньги переводятся, как правило, на финансирование:

  • Конкретных операций фирмы
  • Капиталовложений
  • Иных расходов

Третий пункт расходов включают следующие операции:

  • выплата кредитных процентов;
  • покрытие кредитов, займов;
  • выдача дивидендов, расчёты с инвесторами;
  • взносы в госбюджет.

Статьи бюджета движения денежных средств:

  • Остаток денежных средств на начало периода
  • Поступления денежных средств
  • Поступления от основной деятельности
  • Выручка от реализации продукции в т. ч.:
  • от реализации текущего периода
  • от реализации предыдущих периодов
  • Авансы, полученные от покупателей и заказчиков
  • Поступления от инвестиционной деятельности
  • Поступления от продажи основных средств
  • Возврат долгосрочных инвестиций
  • Прочие поступления от инвестиционной деятельности
  • Поступления от финансовой деятельности
  • Возврат краткосрочных инвестиций Получение краткосрочных кредитов и займов
  • Размещение дополнительных акций
  • Прочие поступления
  • Выплаты денежных средств
  • Выплаты по основной деятельности
  • закупка материалов
  • заработная плата
  • Налоги
  • Налог на прибыль
  • Налог на имущество
  • Выплаты по договору купли-продажи помещения
  • содержание зданий и сооружений
  • электричество
  • командировочные расходы
  • коммерческие
  • командировки по инвестиционному проекту
  • транспортные расходы
  • содержание и ремонт
  • реклама и продвижение товара
  • маркетинг
  • содержание и ремонт производственного оборудования
  • канцелярские расходы
  • расходы на связь
  • Выплата процентов за кредит
  • прочие выплаты
  • прочие общефирменные
  • накладные
  • коммерческие
  • Выплаты по инвестиционной деятельности
  • Приобретение основных средств
  • Приобретение нематериальных активов
  • Долгосрочные финансовые вложения
  • Прочие выплаты по инвестиционной деятельности
  • Выплаты от финансовой деятельности
  • Погашение кредитов и займов
  • Краткосрочные финансовые вложения
  • Выплата дивидендов
  • Прочие выплаты

Финансовый поток

  • по основной деятельности
  • по инвестиционной деятельности
  • по финансовой деятельности
  • Остаток денежных средств на конец периода
  • финансовый поток без кредитов
  • первоначальный остаток ДС
  • потребность в финансировании
  • возврат финансирования
  • остаток ДС
  • норматив остатка денежных средств

Бюджет движения денежных средств клиники (за период 6 месяцев)

Код статьи Наименование статьи Код ЦО
План Факт
Раздел I. Операционная деятельность
  Поступления по основной деятельности: 27000000 20400000
1 Выручка от реализации товаров, работ, услуг 15000000 19500000
2 Прочие поступления по основной деятельности 1200000 900000
  Расходы по основной деятельности: 8459000 8705300
  Оплата товаров, работ, услуг 1200000 1380000
3 Оплата поставщику за товары, работы, услуги 10000 35000
  Расходы на содержание персонала 5025000 6477000
5 Зарплата и налоги с зарплаты 5000000 6444000
6 Социальный пакет 15000 21000
7 Прочие расходы на персонал 10000 12000
  Административно-управленческие расходы 2104000 2106300
8 Выплата по договору купли-продажи помещения и обслуживание офисных помещений 2100000 2100000
9 Расходы на канцелярию 500 1000
10 Обслуживание офис. и комп. техники 1000 500
11 Связь, Интернет, почта 1800 1800
12 Информационные услуги 500 500
13 Банковская комиссия, РКО 200 250
  Коммерческие расходы 56000 57000
17 Расходы на содержание служебного автотранспорта 12000 12000
18 Командировочные расходы 35000 35000
19 Представительские расходы 9000 10000
       
  Расходы на рекламу и маркетинг 7500 8000
20 Коммуникации (кроме выставок и Интернета) 2000 500
21 Интернет-маркетинг 3000 5000
22 Выставки, семинары, конференции 2500 2500
  Налоги 56500 57000
23 Налоги 0,00 0,00
23.2 налог на прибыль 6000 6000
23.3 налог на имущество 4000 4000
23.4 транспортный налог 1200 1200
23.6 штрафы/пени по налогам 300 300
23.7 Прочее  (лицензирование) 45000 45000
     
Финансовый поток по операционной деятельности: 18541000 11694700
Раздел II. Инвестиционная деятельность  
  Поступления по инвестиционной деятельности: 35000 27000
24 Продажа активов 12000 13000
24.1 основных средств 7000 7000
24.2 НМА 6000 6000
24.3 прочее 10000 1000
25 Прочие поступления по инвестиционной деятельности 0,00 0,00
  Расходы по инвестиционной деятельности: 34000 34000
26 Приобретение основных средств 24000 24000
27 Приобретение НМА 10000 10000
28 Инвестиции в недвижимость 0,00 0,00
Финансовый поток по инвестиционной деятельности: 1000 -7000
Раздел III. Финансовая деятельность  
  Поступления по финансовой деятельности: 25000000 25000000
29 Кредиты полученные 25000000 25000000
29.1 от банков и других фин. институтов 250000 25000000
29.2 от третьих лиц 0,00 0,00
30 Прочие поступления по финансовой деятельности 50000 100000
  Расходы по финансовой деятельности: 6023480 6023480
31 Погашение кредитов 6699200 6699200
31.1 банков и других фин. институтов (осн. долг) 6699200 6699200
31.2 третьих лиц 0,00 0,00
32 Кредиты и займы, предоставленные третьим лицам 0,00 0,00
33 Проценты уплаченные 320280 320280
33.1 по кредитам банков и других фин. институтов 0,00 0,00
33.2 по кредитам третьих лиц 0,00 0,00
34 Перечисление прибыли 4000 4000
Финансовый поток по финансовой деятельности: 18976520 18976520
Суммарный финансовый поток (I+II+III): 37518520 30664220

 

В долгосрочной перспективе финансовый поток от инвестиционной деятельности должен стать отрицательным, т.к. для развития необходимо будет наращивать активы. При этом финансовый поток от финансовой деятельности также должен быть отрицательным. Если брать длительный период – период возврата кредита — то поскольку кредит будет взят и возвращен, по этим позициям поток будет нулевой. В целом движение денежных средств за первые полгода работы клиники демонстрирует положительную динамику, несмотря на различия в планируемом и фактическом результате.

5.3. NPV

Чистая текущая стоимость (чистый приведенный эффект, чистый дисконтированный доход, Net Present Value, NPV) — сумма текущих стоимостей всех спрогнозированных, с учетом ставки дисконтирования, денежных потоков.

Метод чистой текущей стоимости (NPV) состоит в следующем.

  1. Определяется текущая стоимость затрат (Io), т.е. решается вопрос, сколько инвестиций нужно зарезервировать для проекта.
  2. Рассчитывается текущая стоимость будущих денежных поступлений от проекта, для чего доходы за каждый год CF (кеш-флоу) приводятся к текущей дате.

Результаты расчетов показывают, сколько средств нужно было бы вложить сейчас для получения запланированных доходов, если бы ставка доходов была равна барьерной ставке (для инвестора ставке процента в банке, в ПИФе и т.д., для предприятия цене совокупного капитала или через риски). Подытожив текущую стоимость доходов за все годы, получим общую текущую стоимость доходов от проекта (PV).

Рассчитаем чистую текущую стоимость по двум вариантам развития события, низких и высоких доходах клиники (пессимистичный и оптимистичный вариант развития).

Размер инвестиций: $198250

Сумма чистого дохода указывается с учетом роста бизнеса (увеличение потока клиентов, повышение престижности клиники, применением эффективной рекламы и т.д.).

Доход в 5 году произведен с учетом того, факта, что кредит выплачен за 3,5 года, как предусмотрено кредитным договором.

Периоды Пессимистичный вариант развития Оптимистичный вариант развития
1 год 10284 84276
2 год 10300 8700
3 год 15500 90000
4 год 20902 117834
5 год 22345 125404

 

Барьерная ставка – 9,2 (процент, предлагаемый банком по вкладам).

N – 4

Пессимистичный вариант развития

PV1=19825/(1+0,092)= $18154

PV2=2030/(1+0,092)= $2011

PV3=2550/(1+0,092)= $2335

PV4=4990/(1+0,092)= $4569

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

PV5=4052/(1+0,092)= $5014

NPV=(18154+2011+2335+4569+5014)-19825=$12276

Оптимистичный вариант развития

PV1=84276/(1+0,092)= $77176

PV2=87000/(1+0,092)= $79670

PV3=90000/(1+0,092)= $82418

PV4=117834/(1+0,092)= $107907

PV5=123252/(1+0,092)= $112565

NPV=(77176+79670+82418+107907+112565)-198250=$261486

Таким образом, при пессимистичном и оптимистичном развитии клиники чистая текущая стоимость выше нуля, т.е. инвестирование в проект эффективно и имеет экономический смысл.

Чистая текущая стоимость (NPV) это один из основных показателей используемых при инвестиционном анализе, но он имеет несколько недостатков и не может быть единственным средством оценки инвестиции. NPV определяет абсолютную величину отдачи от инвестиции, и, скорее всего, чем больше инвестиция, тем больше чистая текущая стоимость. Отсюда, сравнение нескольких инвестиций разного размера с помощью этого показателя невозможно. Кроме этого, NPV не определяет период, через который инвестиция окупится.

Итак, финансовый анализ частной медицинской клиники показал, что развитие деятельности клиники по оптимистичному и пессимистичному сценарию эффективно с позиции инвесторов, однако снижение доходов ниже реального уровня может привести к банкротству предприятия.

Оптимизация затрат в условиях кризиса предполагает следующие мероприятия:

  • Прямое снижение издержек производства за счет сокращения управленческих (представительских) расходов, снижение прочих материальных затрат.
  • Стимулирование клиентов на получение большего количества медицинских услуг (проведение медицинских исследований); привлечение новых покупателей.

Для повышения прибыльности предприятия предлагается в ходе работы находить и снижать издержки деятельности, при постепенной выплате кредита развиваться в сторону оказания дополнительных услуг (реализация медицинских аппаратов и препаратов), привлечение узкопрофильных специалистов, открытие нового направления (ведение беременности, реабилитация, дневной стационар и т.д.), что позволит оптимизировать доходы предприятия и повысить его эффективность.

 

Заключение

Поставленные во введении задачи были решены, в результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы и рекомендации.

Рекомендации по открытию семейной клиники в г. Балашихе.

Близость города Балашиха к г. Москве диктует потребительские привычки граждан, а также финансовые возможности, поскольку многие жители города работают в Москве.

Обзор потребительского поведения в сфере медицины показал, что граждане стали больше заботиться о своем здоровье и готовы тратить на это деньги, причем потребители имеют возможность выбирать из широкого спектра как предлагаемых основных и дополнительных (а также эксклюзивных) услуг, так и среди объектов, предлагающих эти услуги.

Обзор конкурентов в г. Балашихе показал, что они представлены специалистами широкого профиля, стоматологическими услугами, а также услугами отдельных (узких) специалистов, при этом такой вид услуги как генетический анализ, в городе отсутствует.

На основании чего предлагается открыть частную семейную клинику, предоставляющую услуги терапевта, педиатра, гинеколога, дерматовенеролога, офтальмолога, отоларинголога, которые будут проводить общий осмотр, ставить диагноз, выписывать лечение.

Для более глубокого исследования состояния здоровья, для установления диагноза (и/или в профилактических целях) пациентам предлагается воспользоваться услугами генетической лаборатории, специалисты которой на основе результатов теста формулируют рекомендации лечащему врачу, пациенту.

Таким образом, работа клиники построена в тесной связи деятельности узких и широких специалистов со специалистами генетической лаборатории. Преимущество такого подхода заключается в возможности пациента не искать отдельно лечащего врача и лабораторию, соединяя их рекомендации и диагнозы, а получить весь комплекс услуг в одном месте.

Однако такой подход не исключает возможности приема пациентов из других лечебных учреждений.

Для обеспечения притока клиентов в частную клинику, работающую на базе генетической лаборатории, предлагается широкое освещение в местных средствах массовой информации важности генетических исследований здоровья, разъяснении населению важности и эффективности предотвращения заболеваний, нежели лечения уже укоренившейся болезни, а также возможности рождения генетически здорового потомства. Это предполагает вложения средств в рекламу, статьи в специализированных журналах и газетах.

Для более быстрой окупаемости лаборатории рекомендуется заключение договоров с женскими консультациями Балашихи и соседних городов, частными клиниками, частнопрактикующими врачами города и г. Москвы для направления пациентов для сдачи анализов на генетическое обследование.

Важную роль играет место расположения клиники. Ее лучше разместить недалеко от оживленных транспортных магистралей, если возможно, в центре города.

Площадь помещения напрямую зависит от оказываемых ею услуг. рекомендуется помещение размером 100 кв. м. (с учетом дальнейшего развития клинической практики).

По требованиям противопожарной службы и Санэпиднадзора обязательно наличие специального освещения, специальной вентиляции и особого ремонта помещения.

Подбор персонала должен проводиться только при наличии диплома о медицинском образовании, высших ученых степеней и категорий, действующих сертификатов, опыт работы или стажировки на Западе и (иногда) владении иностранным языком. Рекомендуется набор специалистов, имеющих опыт работы не меньше 3-х лет.

Рекомендации инвесторам

Открытие частной клиники на базе генетической лаборатории в непосредственной близости от г. Москвы целесообразно с финансовой точки зрения. При оптимистичном варианте развития проект окупит себя в течение первых 4 лет.

Финансовый анализ деятельности частной медицинской клиники показал, что работа клиники по оптимистичному и пессимистичному сценарию эффективна с позиции инвесторов, однако снижение доходов ниже реального уровня может привести к банкротству предприятия.

Для повышения прибыльности предприятия предлагается в ходе работы находить и снижать издержки деятельности, при постепенной выплате кредита развиваться в сторону оказания дополнительных услуг (реализация медицинских аппаратов и препаратов), привлечение узкопрофильных специалистов, открытие нового направления (ведение беременных, реабилитация, дневной стационар и т.д.), что позволит оптимизировать доходы предприятия, повысить его эффективность, а также снизить вероятность банкротства.


Список литературы

  1. «Бизнес Онлайн», доли игроков рынка проводились из расчета объема российского рынка ПМУ в 365 млрд руб. в 2014 году.
  2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. – М.: Питер, 2008. – 450 с.
  3. Беликов А.Д. Диагностика риска банкротства предприятий: Дис. Иркутск, 2013.
  4. Бутова В.Г. Предпринимательская деятельность медицинских организаций: практическое руководство/В.Г.Бутова, В.Л. Ковальский, Т.О. Манашеров. — Москва: Stbook, 2013. – С. 165
  5. Быков Д.Ю., Скляров В.Ф. Развитие рынка платных медицинских услуг в переходной экономике России. / Д.Ю. Быков, В.Ф. Скляров. — М.: Высшая школа бизнеса, 2011.
  6. Галкин В.В. Медицинский бизнес. — Москва: Кнорус, 2013. – С. 45
  7. Гуияр Ф.Ж., Келли Дж.Н. Преобразование организации: Пер. с англ. – М.: Дело, 2010. – 411 с.
  8. Ефимов В. С. Стратегия бизнеса: концепции и методы планирования. — М.: Изд-во «Фшшрес», 2010. – 488 с.
  9. Жданов Р.В. Предпосылки и перспективы развития медицинского бизнеса в Российской Федерации/ Современные аспекты экономики. — 2014. — №126. – С. 233
  10. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Уч. пособие. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. – 270 с.
  11. Исаев И. Ю. Выбор стратегии развития предприятия. — Л.: ЛИЭИ им. П. Тольятти, 2010. – 340 с.
  12. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная деятельность. — М.: Наука, 2004. – 360 с.
  13. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. — М.: Экономика, 2013. – 438 с.
  14. Кучеренко М.А. Развитие маркетинговой среды рынка медицинских товаров и услуг/М.А.Кучеренко. — Нижний Новгород: ВВАГС, 2015.
  15. Лео Хао Суан. Оценка и прогнозирование банкротства предприятия: Дис. Москва, 2009.
  16. Маркетинг взаимодействия: Учебник для вузов. / Г.Л. Багиев. − СПб.: Астерион, 2011. – 804 с.
  17. Муфтиева Г.Х. Медико-организационные и экономические основы развития платных услуг в здравоохранении /Г.Х.Муфтиева. — Уфа: Дизайн- полиграфсервис, 2014. – С. 166
  18. РБК.research
  19. СORIS Assistance, РБК.research
  20. Сабитов Н.Х. Организация и экономика сферы медицинских услуг: вопросы теории и практики/Н.Х.Сабитов. — Казань: Медицина, 2013. – С. 73
  21. Фляйшнер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе: Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 439 с.
  22. Шитов В.И. Рынок услуг здравоохранения: формирование и развитие/ В. И. Шитов. — Нижний Новгород: ВВАГС, 2014. – С. 65.
  23. Яснов О.В. Государственная политика и особенности рынка медицинских услуг в России/О В. Яснов. — СПб.: СГУЭиФ, 2014. – С. 14-15
  24. Аналитический обзор «Новые разработки в области биотехнологий в России». // http://marketing.rbc.ru/research/1215437.shtml
  25. Российский рынок частной медицины 2015. // http://marketing.rbc.ru/research/562949995346226.shtml

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4