Заявка на расчет
Меню Услуги

Отработка прохода над планкой в прыжках в высоту детей 12-13 лет по легкой атлетике. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА С ШЕСТОМ

Эффективность начального обучения во многом определяется уровнем предварительной физической подготовленности ученика: насколько быстро он пробегает короткие отрезки, как упруго отталкивается в прыжках в длину и высоту, до какой степени свободно и уверенно владеет своим телом в упражнениях на кольцах, перекладине и канате. Поэтому процесс обучение разделяется на два этапа:

— освоение основных элементов прыжка (бег с шестом, постановка его в упор, отталкивание, маховые движения, подтягивание с поворотом, отжимание и переход через планку) на прямом жестком шесте;

— освоение элементов современной техники прыжка на эластичном снаряде, после того как прыгун физически окреп.

Задача 1. Создать представление о рациональной технике прыжка

Средства: рассказ об истории развития вида, о правилах соревнований; демонстрация техники прыжка с использованием наглядных пособий, кинограмм, видеотехники и т.д.

Задача 2. Обучить держанию шеста, технике бега с ним

Средства: держание шеста широким, средним и узким хватом, перемещая его переднюю часть влево, вправо, вниз, вверх; ходьба с шестом; бег с шестом с постепенным увеличением длины отрезков и повышением скорости.

Методические указания: определить для занимающихся наиболее удобный хват. Обратить внимание на прямолинейность бега, свободу беговых движений.

Задача 3. Обучить входу в вис и вису на шесте

Средства: 1. И.п. стоя на возвышенности с вертикально поставленным перед собой шестом, взяться за снаряд правой рукой, поднятой вверх, левой на 30-40 см ниже. Махом вперед-вверх согнутой правой ногой и толчком левой повиснуть на шесте. Продвигаясь вперед, приземлиться на обе ноги, лицом вперед, шест с левой стороны.

  1. И.п. передний конец шеста в яме с песком либо в ящике для упора. Стойка лицом по направлению движения шеста на расстоянии 2-4 беговых шагов от места отталкивания, левая нога впереди, правая рука вместе с шестом поднята вверх, левая свободно опущена вниз. Разгибаясь, скользя правой рукой по шесту, оттолкнуться, зафиксировать кисть правой руки в заранее установленном месте, ухватившись левой на 30~40 см ниже правой. Повиснуть на шесте, продвинуться вместе с ним вперед и приземлиться на обе ноги лицом вперед, шест с левой стороны.

В ходьбе (передний конец шеста скользит по дорожке) вынос и постановка снаряда в упор на два шага.

  1. И.п. шест параллельно земле. Вынос и постановка снаряда в упор на два шага. В беге вынос шеста с отталкиванием без упора (передний конец шеста скользит по дорожке).

С 4-6 беговых шагов вход в вис на шесте, пройдя вертикаль, приземлиться на обе ноги лицом вперед, шест слева.[6]

Методические указания: шест опускать плавно, место толчка и точка опоры шеста должны быть на одной условной линии разбега. Вынос снаряда осуществлять вперед-вверх, вблизи туловища, быстро разгоняя верхнюю часть тела. В отталкивании быстро и далеко продвинуться вперед грудью и тазом через опорную ногу. В висе почувствовать надежную опору и равновесие.

Задача 4. Обучить взмаху, подтягиванию с поворотом и отжиманию на шесте

Средства: 1. И.п. вис на кольцах (перекладине, закрепленном вертикально шесте). Махом вперед подъем ног до положения виса в группировке.

С 4-6 шагов разбега, оттолкнувшись, перейти в вис на шесте. После прохода шестом вертикали выполнить взмах ногами и туловищем вверх, удерживаясь при этом близко у шеста. Приземлиться на спину.

То же, но с 8, 10, 12 беговых шагов.

  1. И.п. нижний конец шеста в упоре, стоя лицом к верхнему его концу (шест слева) на левой ноге, согнутая правая поднята до уровня шеста, взяться руками за снаряд (правая — прямая, левая — согнутая), отвести плечи и голову назад. Направляя правую ногу вдоль шеста, подтянуться руками с поворотом и отжаться, перейти при этом с левой ноги на правую.
  2. Прыжок с шестом в длину. Приземляться на обе ноги, лицом вниз, шест над правым плечом.

Методические указания: мах выполнять после активного продвижения грудью вперед с одновременным оттягиванием плеч назад и удержанием таза у шеста. Следить за равновесием тела на шесте, контролировать правильность приземления.

Задача 5. Обучить технике перехода через планку и приземления

Средства: 1. И.п. вис на перекладине. Махом вперед поворот в стойку на руках с последующим преодолением планки, установленной выше уровня опоры.

2.Прыжки с шестом через планку с 4-8 беговых шагов.

  1. Прыжки с шестом через планку с 10-12 беговых шагов.
  2. «Рондад» через барьер

Методические указания: обратить внимание на своевременное опускание ног, избегать прогибания туловища над планкой. На первых порах планку целесообразно заменить резиновым жгутом.

Задача 6. Обучить входу в вис и вису на эластичном шесте

Средства: 1. И.п. шест в ящике для упора, стоя спиной к ящику, взяться за верхний конец шеста правой рукой на расстоянии 60-80 см от левой. Махом вперед-вверх сильно согнутой правой ногой продвинуть таз и грудь вперед, сгибая при этом шест.

  1. То же, но с 4-6 семенящих шагов.
  2. С 6-8 беговых шагов разбега с хватом за конец шеста выполнить вход в вис, не доходя до вертикали. Приземлиться в место отталкивания на ноги.
  3. Увеличив разбег, выполнить вход в вис с переходом за вертикаль.

Методические указания: на шест воздействовать согнутой левой рукой вверх под углом 90° по отношению к снаряду. Добиваться уверенного перехода прыгуна за вертикаль.

Задача 7. Обучить взмаху и группировке на эластичном шесте

Средства: 1. С двух шагов повиснуть на перекладине, выполнить взмах подъемом ног в группировку.

  1. То же, но на канате.

С 10-12 беговых шагов вход в вис на шесте с подъемом ног для группировки на сгибающемся снаряде. Приземлиться на спину.

Методические указания: добиться подъема коленей до уровня хвата рук.

Задача 8. Обучить использовать силу разгибающегося шеста и технике перехода через планку

Средства: 1. И.п. вис в группировке на качающемся вверх-вниз амортизаторе. Разгибание с подтягиванием вверх.

  1. Прыжок в длину с эластичным шестом.
  2. И.п. упор присев. Кувырком назад с выходом в стойку оттолкнуться руками от подкидного мостика с последующим преодолением планки, установленной на высоте 80-100 см.
  3. Прыжки с эластичным шестом через планку. Методические указания: следить за удержанием тела у шеста и своевременным его разгибанием.

Задача 9. Совершенствовать технику прыжка с шестом

Средства: Все упражнения, применявшиеся для обучения.

Использование наклонной дорожки в начале разбега и различных тренажерных устройств для совершенствования элементов опорной части прыжка.

Прыжки с шестом с короткого, среднего и полного разбегов с различным уровнем хвата, применяя снаряды различной жесткости.

Методические указания: учитывать индивидуальные особенности развития обучающегося в становлении технического мастерства.[6]

2.1 Этапы обучения прыгуна с шестом

Прыжок с шестом — красивый, зрелищный, но сложный вид легкой атлетики. Овладение совершенной техникой прыжка требует продолжительного времени, но простейшие основы прыжка можно освоить довольно быстро. Успех начального обучения в значительной степени зависит от предварительной физической подготовленности, уровня координации, а также от волевых качеств занимающихся.

Минимальные требования к физической подготовленности: умение висеть и лазать по канату приблизительно на 3 м; в висе — поднимание ног коленями к хвату не менее 5-6 раз, пробегание 20 м с ходу за 2,5 — 2,6 с, 40 м со старта за 5,8 — 6,0; прыжки в длину за 4 м, метание ядра весом 4 кг вперед и назад за 9 — 10 м. Таковы предпосылки физической подготовленности для начала обучения прыжку с шестом.

При начальном обучении гибкость шеста не имеет значения, так как новичок еще не умеет ее использовать. Скорее, играют роль вес и диаметр шеста. Особенно важно тщательно следить за состоянием места приземления и исправностью шестов. Многолетняя подготовка прыгунов с шестом длится довольно долго и представляет собой систему, включающую несколько этапов. Каждый этап решает свои задачи.[1,2]

Учет типологических особенностей при подготовке прыгунов с шестом

Эффективность отбора и подготовки прыгунов с шестом во многом связана с оценкой у спортсменов морфологических признаков, функциональных возможностей, психологических качеств различных сторон подготовленности. [2]

Однако использования усредненных критериев отбора и параметров структуры многолетней тренировки сегодня уже недостаточно. Основываясь на методологии эволюционной биомеханики (Н.А. Бернштейн, 1947-1991; В.К. Бальсевич, 1975-1991), можно предположить, что существуют типы возрастного развития моторики человека и его адаптации к скоростно-силовым нагрузкам. Н.А. Бернштейн [1] отмечал, что телосложение каждого, его мускулатура, а тем более строение и степень развития его мозговых уровней так разнообразны и неповторимы, что уже тогда, когда навык в общих чертах освоен, каждый учащийся в двигательном составе навыка очень многое приписывает своим личным особенностям. Здесь открывается широкий простор и для настоящего изобретательства и рационализации. Поэтому редко кто из элитных спортсменов соответствует усредненному идеалу.

Наиболее выдающихся результатов добиваются спортсмены с ярко выраженной индивидуальностью, что позволяет рекомендовать при подготовке юных спортсменов, проявляющих какие-то яркие, пусть даже локальные способности, исходить из необходимости их культивирования, а затем уже ставить задачу общей разносторонней подготовленности, строго следя, чтобы такая разносторонность не вошла в противоречие с природным дарованием, что не раз случалось на практике.

Все вышеперечисленное приводит к необходимости изучения типологических особенностей занимающихся. Видимо, только комплексно-типологический подход позволяет научно обоснованно определять адекватные педагогические воздействия на индивидуальность и личность занимающихся в процессе учебно-тренировочных занятий.[7]

2.2 Этап предварительной подготовки прыгуна

Цель этого этапа — активизация физического развития детей 8, 9, 10, 11 лет, конкретные задачи — следующие:

а) развитие ловкости и координации, умение владеть своим телом;

б) развитие темпа движений;

в) овладение элементами и простейшей схемой легкоатлетических упражнений, в том числе и прыжка с шестом.

Беговая подготовка осуществляется главным образом в виде игр и эстафет, а также быстрого повторного бега на отрезках 20-80 м. Особенно важны упражнения для увеличения частоты движений: бег в упоре, бег на месте максимально часто, бег через положенные на дорожке предметы, набивные мячи и т.п., быстрая работа руками и т.д.

Особенностью беговой подготовки юного прыгуна является бег с шестом. Для этого можно применять легкие шесты, планки для высоты и т.п. Не следует с самого начала стремиться к максимальной скорости бега. На этом этапе нужно добиваться свободы и непринужденности в беге с шестом на отрезках 30-60 м.

Необходимо начинать вырабатывать чувство ритма разбега и воспитание глазомера при постановке шеста в упор. Следует использовать множество постановок шеста на точность, стараясь попасть концом шеста в камешки, ямки, бровку дорожки и т.п. Целесообразно выполнять большое количество прыжков различного вида: многократные прыжки, запрыгивание на предметы и спрыгивание с них, прыжки с отметки на отметку, а также прыжки в длину и высоту простейшими способами.

Следует обратить особое внимание на такие моменты технической подготовки:

  1. Шест используется как опора для прыжка через естественные (канавы, кусты) и искусственные препятствия.
  2. Постановку шеста в упор необходимо сразу выполнять технически правильно и своевременно (за 2 шага). Неправильную постановку очень трудно исправить.
  3. Техника прыжка осваивается только тогда, когда это обеспечивают физические возможности. Особенно это касается силовых элементов.
  4. Обучение технике через игру — вот основной метод.

Спецификой подготовки юных прыгунов с шестом является очень большой объем акробатической и гимнастической подготовки — примерно 50% всего времени тренировочных занятий. Различные кувырки вперед и назад, кувырки назад с разгибанием в стойку (в дальнейшем с переходом через планку), перевороты боком с разбега, прыжки через препятствия с приземлением на руки и дальнейшей группировкой, «фляки» и сальто. Упражнения на гимнастических снарядах: размахивания на брусьях, размахивание в висе на перекладине, перевороты из виса в упор и т.п. Подтягивание на руках и подъем ног в висе на различных снарядах, а также многие другие упражнения подобной направленности.

Особенно важны упражнения на канате: впрыгивание в вис на канате с 3-4 шагов разбега, маховый подъем ног, разгибание при лазанье вверх по канату, соединения этих элементов. Лазанье по канату с помощью и без помощи ног, прыжки с каната через планку. Эти упражнения наиболее близки к технике прыжка с шестом. Как известно, занятия гимнастикой и акробатикой доступны детям самого раннего возраста, они служат базой физической и технической подготовленности юных прыгунов.

Приведем контрольные нормативы гимнастической подготовки по окончании этапа предварительной подготовки: подтягивание в висе — не менее 10 раз; из виса — взмах ногами вверх до касания перекладины — не менее 15 раз; из виса — переворот в упор на перекладине; впрыгивание в вис на канате с 6 шагов; кувырок назад в стойку на руках.

Контрольные нормативы беговой и прыжковой подготовки: бег 30 м с высокого старта, по движению — 4,5 — 4,6 с; бег 60 м с высокого старта по движению — 8,8 — 9,0 с; бег 20 м с хода — 2,5 с; прыжок в длину с места — 220 см; прыжок вверх с места — 40 см; прыжок в длину с разбега — 440 см.

Спортивный результат в прыжке с шестом не имеет на этом этапе главенствующего значения и должен быть между 2 и 3 м.[2]

2.3 Этап начальной специализации

В возрасте 12-15 лет подготовка юных прыгунов с шестом приобретает направленность на овладение техникой и развитие специальных качеств.

Однако прыжки с шестом должны осваиваться одновременно с овладением теми видами легкой атлетики, которые наиболее полно развивают необходимые качества и являются как бы сопутствующими прыжку с шестом. Это спринтерский бег, прыжки в длину и высоту, барьерный бег и метание копья. Овладение этими видами способствует развитию ловкости и координации, но уже не только с помощью акробатики, но и непосредственно средствами легкой атлетики. Всесторонняя, близкая к многоборной, подготовка является основой тренировки на данном этапе. Наряду со спринтом нужно осваивать технику бега с шестом, применяя для этого различные пробежки и ускорения с шестом на отрезках 20-40 м; бег с высоким подниманием коленей и с последующим опусканием и выносом шеста и т.п. Необходимо овладевать ритмом разбега, выполняя его как на беговой дорожке, так и в секторе для прыжков. Необходимо выполнять большое количество упражнений для постановки шеста в упор, но уже на большой скорости. Выполнение целостных прыжков должно сочетаться со специальными упражнениями. Выработке ритма прыжка способствуют оптимальное сочетание высоты хвата на шесте и превышения планки над точкой хвата.

Контрольные нормативы техники: умение плавно опускать шест и выполнять постановку в упор на большой скорости разбега; проход на шесте за вертикаль с хватом 420 см и более; прыжок с шестом с 6 беговых шагов через планку высотой, равной хвату; прыжок с полного разбега на высоте более 4 м.

Беговая подготовка на этапе характеризуется как развитием частоты бега, особенно на отрезках 20-60 м, так и началом развития скоростной выносливости путем пробегания отрезков 100 м и более. Техника бега лучше осваивается путем быстрого, но свободного бега на 60-100 м.

Нормативы беговой и прыжковой подготовки: 20 м с/х — 2,2 с; 30 м с/ст.- 4,3 с; 60 м с/ст. — 7,8 с; 100 м с/ст. — 12,2 — 12,5 с; прыжок в длину — 6 м, прыжок в высоту — 170 см; тройной прыжок с места — 750 — 770 см.

Силовая подготовка на этом этапе осуществляется с помощью упражнений с отягощением в виде гантелей, гирь, мешков с песком, набивных мячей и т.д. — для укрепления отдельных групп мышц и подготовки к последующим, более высоким нагрузкам. Уже можно применять упражнения с легкой штангой.

Гимнастическая подготовка носит более специальный характер: развиваются двигательные навыки, необходимые прыгуну (лазанье по канату без помощи ног и «вверх ногами», выходы в стойку, разгибание тела вверх).

Контрольные упражнения: перекладина — из виса махом переворот в стойку; кольца — из виса махом переворот в упор; брусья — из упора по длине рук — переворот прогнувшись; в висе на гимнастической стенке — подъем ног, ступни выше хвата — 10 раз за 15 -17 с; рывок штанги весом 50% от собственного веса.[2,3]

2.4 Этап углубленной специализации

Этот этап начинается в 16-19 лет и характеризуется увеличением интенсивности тренировочных занятий и большей их специализацией, прежде всего за счет увеличения числа прыжков с шестом, выполняемых с больших разбегов, а также за счет роста объема силовой подготовки, спринтерского бега, большей сложности гимнастических упражнений.

Для совершенствования технической подготовки треть прыжков с шестом выполняются с больших разбегов. Возрастает объем разбегов с выходом на шест. Это должно привести к повышению хвата на шесте, что позволит применять более жесткие шесты, что, в свою очередь, способствует более эффективному выбрасыванию спортсмена вверх. Необходимо также стремиться к повышению высоты тренировочных прыжков, что придает спортсмену значительную уверенность перед соревнованием. Среднее количество прыжков через планку в одной тренировке — 15-17 с малых разбегов или 12-15 — с больших.

На этапе углубленной специализации одаренный спортсмен достигает как минимум мастерского разбега и даже превышает его.

Контрольные нормативы: бег с шестом 20 м с/х — 2,2 с; с 6 шагов разбега — прыжок через планку с превышением над хватом 40 — 50 см; прыжок с 12 беговых шагов с превышением хвата на 60 — 70 см; достижение тренировочного результата выше 5 м.

Повышение уровня скоростно-силовой подготовленности связано, прежде всего, со значительным увеличением объема и интенсивности упражнений с отягощением и прыжковой подготовкой. Объем упражнений с отягощениями увеличивается примерно на 50%. Упражнения направлены на развитие групп мышц — разгибателей нижних конечностей, мышечного корсета туловища и главным образом сгибателей передней поверхности туловища, мышц плеч и разгибателей рук.

Большинство упражнений выполняются с отягощением 80-90% от максимума, а также комплексно — 30 и 90% в одном занятии. Прыжковая подготовка осуществляется посредством большого количества выполнения прыжков: тройных, пятерных, многократных, спрыгивания с возвышения с отскоком и выпрыгивания на возвышения с отскоком, а также регулярным включением в тренировку прыжков в длину и высоту.

Контрольные нормативы скоростно-силовой подготовленности: жим штанги лежа — 12,5% от веса спортсмена и больше; лежа тяга из-за головы прямыми руками: 55% и больше; рывок штанги — 100% от веса спортсмена и больше; прыжок в длину с разбега — 660 см и больше, в высоту — 180 см и больше; тройной прыжок с места — 9 м и больше.

Гимнастическая подготовка характеризуется возросшей сложностью упражнений и большей направленностью на движения, схожие с прыжком. Комплекс упражнений сужается, по сути, до одного — переворота из виса в стойку, но выполняемого на разных снарядах (перекладине, кольцах, брусьях) и из разных исходных положений (из виса, из размахивания, с прыжка, с разбега и т.д.). Умение выполнить это упражнение является как бы контрольным нормативом.

Беговая подготовка состоит из различных видов повторного бега на 30, 40, 50, 60 м с ходу и со старта и пробегания более длинных отрезков: 100, 150, 200 м и т.д. Ведущую роль в улучшении скорости бега должны сыграть скоростно-силовая подготовленность и умение бежать свободно.

Контрольные нормативы беговой подготовленности: 30 м с/х — 3,0 с; 30 м со старта — 4,0 с; 60 м со старта — 7,2 с; 100 м со старта — 11,1 — 11,2 с.

На этом этапе возрастает значение соревнований, а, следовательно, и волевой подготовки, качеств бойца. При этом спортсмен должен учиться «прислушиваться» к себе, уметь определять свое состояние и учиться управлять им. Для этого ему должна быть предоставлена большая, чем раньше, тем лучше, самостоятельность во время тренировок и соревнований.[1,2,3]

2.5 Средства и методы профилактики травм в прыжках с шестом

Наиболее уязвимые звенья ОДА у прыгунов с шестом — область плечевого пояса, коленного, голеностопного суставов и стопы.

Острые травмы ОДА у прыгунов с шестом составляют 78% всей патологии. Таким образом, этот вид прыжков можно определить как наиболее травматичный. К острым травмам относятся комбинированные повреждения капсульно-связочного аппарата голеностопного, коленного суставов и ключично-акромиального сочленения, а также травмы мениска, крестообразных и особенно боковых связок коленного сустава, на долю которых приходится 12% всей патологии. Частая острая травматизация боковых связок является особенностью этого вида спорта.

Другая особенность этого вида легкой атлетики — большое количество ушибов- 16% всей патологии и переломов-24% всей патологии. Кроме того, следует особо подчеркнуть, что прыжки с шестом выделяются среди других видов прыжков наибольшим количеством тяжелых травм ОДА.

Хронические заболевания ОДА у прыгунов с шестом составляют 22% всей патологии. Среди них наиболее часты хронические микротравмы капсульно-связочного аппарата слизистых сумок, покровного хряща голеностопного и коленного суставов, а также суставов области плечевого пояса, что диагностируется как плечелопаточный периартрит.[16]

Обстоятельства и причины возникновения травм ОДА

В годичном тренировочном цикле прыгунов с шестом наибольшее количество травм — 75% приходится на основной и 25% — на подготовительный периоды, как наиболее напряженные. Травмы, как в предыдущих видах прыжков, преимущественно возникают на тренировке. Во время соревнований они отмечаются значительно реже.

Основные причины травматизма у прыгунов с шестом: неправильная организация учебно-тренировочного занятия — 20%; неудовлетворительное состояние спортивного оборудования и инвентаря — 25,5%; методические ошибки-22,5%; технически неправильное выполнение приема или упражнения — 32%.

Организационно-методические причины травматизма в этом виде прыжков чаще всего связаны с ошибками в планировании учебно-тренировочного процесса и непосредственно предсоревновательного этапа, а также с плохими условиями тренировок и недостатками в материально-техническом обеспечении (например, с низким качеством шеста).

Среди причин методического характера следует отметить в первую очередь нарушение принципа постепенности, выражающееся в резком увеличении объема, интенсивности и сложности тренировочных нагрузок, не соответствующих уровню физической и технической подготовленности спортсмена. Кроме того, особого внимания заслуживает тот факт, что соотношение специальных и неспециальных нагрузок резко сдвинуто в сторону первых, что говорит об узкой специализации при подготовке прыгунов с шестом.

Ошибки методического характера находят отражение в структуре травматизма в разные периоды тренировочного занятия. Так, 44% травм приходится на его основную часть. Если травматизм в начальной части тренировочного занятия (26%) можно объяснить плохо проведенной разминкой, то в заключительной части (25% травм) — только утомлением.

Непосредственной причиной травмы у высококвалифицированных прыгунов с шестом чаще являются падение, удары о грунт, т. е. прямой механизм травмы, составляющий более 60% всей патологии. Около 19% травм обусловлены нарушением артикуляции в суставах (резким сгибанием, разгибанием, скручиванием в суставе и т.п.), т.е. непрямым механизмом травмы. Более чем в 20% случаев имеет место комбинированный механизм травмы.

Немаловажное значение при возникновении травмоопасной ситуации имеет психическое состояние прыгуна. Наши исследования показывают, что в момент выполнения прыжка более чем в 34% случаев травма возникает на фоне излишне возбужденного состояния, когда имеет место крайне сильное желание показать высокий результат.[16]

Меры профилактики

Изучение причин возникновения травм указывает основные пути их профилактики. Как и в других видах прыжковых дисциплин легкой атлетики, у прыгунов с шестом, прежде всего, необходимо рациональное построение учебно-тренировочного занятия в основном периоде подготовки. Основное внимание тренера и спортсмена должно быть сосредоточено на общей и специальной физической и технической подготовке, обеспечении качественным инвентарем, правильном судействе во время соревнований. Перед выполнением прыжка, как уже не раз говорилось ранее, необходимы тщательная разминка, соответствующий психоэмоциональный настрой.

На мой взгляд, не утратили своего значения разработанные В. Д. Дешиным профилактические рекомендации:

  1. Непосредственно перед каждым занятием проверять качество шестов.
  2. Не проводить тренировку в дождь на скользкой дорожке. Кроме того, при выполнении отдельных упражнений не пользоваться туфлями с шипами; при тренировке «перехода» через планку стойки должны быть с тяжелым основанием или закреплены так, чтобы исключить их падение при неудачном прыжке; планка должна легко сваливаться при неудачном прыжке; при начальном обучении не разрешать прыжки с жесткого ящика для упора. Его следует заменить ямой, вырытой в грунте; допускать переход занимающихся к самостоятельным прыжкам после овладения ими более устойчивым равновесием в упражнений «висения» на шесте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прыжок с шестом — красивый, зрелищный, но сложный вид легкой атлетики. Овладение совершенной техникой прыжка требует продолжительного времени, но простейшие основы прыжка можно освоить довольно быстро. Успех начального обучения в значительной степени зависит от предварительной физической подготовленности, уровня координации, а также от волевых качеств занимающихся.

Минимальные требования к физической подготовленности: умение висеть и лазать по канату приблизительно на 3 м; в висе — поднимание ног коленями к хвату не менее 5-6 раз, пробегание 20 м с ходу за 2,5 — 2,6 с, 40 м со старта за 5,8 — 6,0; прыжки в длину за 4 м, метание ядра весом 4 кг вперед и назад за 9 — 10 м. [1,2]

Сложная техника прыжка требует от спортсмена всесторонней подготовленности. Он должен уметь быстро бегать в разбеге, мощно отталкиваться, обладать гибкостью, особенно плечевых суставов, а также большой силой. Прыжки на эластичном шесте требуют точного расчёта времени, координации усилий прыгуна с действиями сгибающегося и разгибающегося шеста, а также тонкого мышечного чувства, позволяющего ощущать положение планки, не видя её и акробатической ловкостью при приземлении. Прыжок с шестом относится к тем видам лёгкой атлетики, в которых предъявляются требования к высокому скоростно-силовому уровню физических возможностей атлета и совершенному владению техническим мастерством.

Многолетняя подготовка прыгунов с шестом длится 10 и более лет и представляет собой систему, имеющую несколько этапов развития. Каждый этап решает свои задачи. Общей особенностью тренировочного процесса является длительное время освоения сложной техники прыжка.[1]

Цель этапа предварительной подготовки прыгуна — активизация физического развития детей 8, 9, 10, 11 лет, конкретные задачи — следующие: развитие ловкости и координации, умение владеть своим телом; развитие темпа движений; овладение элементами и простейшей схемой легкоатлетических упражнений, в том числе и прыжка с шестом. При начальном обучении гибкость шеста не имеет значения, так как новичок еще не умеет ее использовать. Скорее, играют роль вес и диаметр шеста. Особенно важно тщательно следить за состоянием места приземления и исправностью шестов. Следует обратить особое внимание на такие моменты технической подготовки: постановку шеста в упор необходимо сразу выполнять технически правильно и своевременно (за 2 шага), неправильную постановку очень трудно исправить; техника прыжка осваивается только тогда, когда это обеспечивают физические возможности. Особенно это касается силовых элементов; обучение технике через игру — вот основной метод.

В возрасте 12-15 лет (этап начальной специализации) подготовка юных прыгунов с шестом приобретает направленность на овладение техникой и развитие специальных качеств. Однако прыжки с шестом должны осваиваться одновременно с овладением теми видами легкой атлетики, которые наиболее полно развивают необходимые качества и являются как бы сопутствующими прыжку с шестом. Это спринтерский бег, прыжки в длину и высоту, барьерный бег и метание копья. Овладение этими видами способствует развитию ловкости и координации, но уже не только с помощью акробатики, но и непосредственно средствами легкой атлетики. Всесторонняя, близкая к многоборной, подготовка является основой тренировки на данном этапе.

Этап углубленной специализации (16-19 лет) характеризуется увеличением интенсивности тренировочных занятий и большей их специализацией, прежде всего за счет увеличения числа прыжков с шестом, выполняемых с больших разбегов, а также за счет роста объема силовой подготовки, спринтерского бега, большей сложности гимнастических упражнений. На этом этапе возрастает значение соревнований, а, следовательно, и волевой подготовки, качеств бойца. При этом спортсмен должен учиться «прислушиваться» к себе, уметь определять свое состояние и учиться управлять им. Для этого ему должна быть предоставлена большая, чем раньше, тем лучше, самостоятельность во время тренировок и соревнований.[1,2,3]

Наиболее выдающихся результатов добиваются спортсмены с ярко выраженной индивидуальностью. Спортсмены, имеющие подвижную нервную систему по возбуждению, относительно замедленные темпы полового созревания и у которых оценка различных сторон подготовленности, определяемых по информативным показателям, установленным с учетом принадлежности к определенным типологическим группам, выше средних значений, добиваются спортивных успехов. Различные сочетания типологических особенностей спортсменов заставляют по-разному организовывать их учебно-тренировочный процесс. Оценка биологического возраста вносит изменения в величину объема и интенсивности тренировочной работы. Корреляцию учебно-тренировочного процесса юных прыгунов с шестом можно представить как взаимосвязанную последовательность ряда организационно-методических приемов: 1)измерение и оценка индивидуальной структуры физического развития, физической, технической и психологической подготовленности спортсменов с учетом тех информативных показателей, которые обусловливают спортивный результат в определенных для каждого подростка типологических группах; 2)оценка соответствия уровня этих показателей значениям в определенных типологических группах; 3)подбор и использование педагогических средств, воздействующих по преимуществу на эти показатели: первоначально на подтягивание «слабых» элементов подготовленности; 4)когда их прогресс замедляется, необходимо использовать средства, воздействующие на другие, «сильные», стороны подготовленности. [2 ,4]

В процессе напряженных тренировок и особенно соревнований питание является одним из ведущих факторов повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов и борьбы с утомлением. Поэтому спортсменам следует соблюдать режим не только труда и отдыха, но и правильно и сбалансировано питаться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн — М.: Физкультура и спорт, 1991.- 23-44 с.
  2. Ганзлен Г. Прыжок с шестом [Текст] / Г. Ганзлен — М.: Физкультура и спорт, 1977.- 85-109 с.
  3. Ганнис Г. Подготовка прыгунов с шестом [Текст] /Легкая атлетика/ Г. Ганнис.- 1982.- № 7- с.17
  4. Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей / Психомоторика [Текст] / Е.П. Ильин — Л.: Психология, 1976.- 144-149 с.
  5. Ильин Е.П. «Экспресс» — методы для диагностики основных свойств нервной системы / Психофизиологические основы физического воспитания и спорта [Текст] / Е.П. Ильин — Л.: Психология, 1972.- 18-21 с.
  6. Кобринский М.Е. Легкая атлетика [Текст, рисунки] / М.Е. Кобринский, Т.П. Юшкевич, А.Н. Конникова — Мн.: Физкультура и спорт, 2005.- 203-215 с.
  7. Ковальчук Г.И. Генетические маркеры для отбора и индивидуализации подготовки юных спринтеров и прыгунов с шестом / Материалы научной конференции / Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования [Текст] / Г.И. Ковальчук – Ом, 1996.
  8. Ковальчук Г.И. Теория и практика физической культуры [Текст] / Г.И. Ковальчук, А.М. Пархута.- 1991.- № 7-с. 32.
  9. Никитский Б.Н. Учебник для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов [Текст] / Б.Н. Никитский — М.: Физкультура и спорт, 1981.- 301-311с.
  10. Никонов И.В. Прыжки / взаимосвязь физических качеств и техники [Текст] /Легкая атлетика/ И.В. Никонов.- 1982.- № 8-с.6
  11. Озолин Н.Г. Легкая атлетика / Прыжок с шестом [Текст] / Н.Г.Озолин, В.М. Ягодин – М.: Физкультура и спорт, 1989.- 347-368 с.
  12. Платонов В.Н. Подготовка юного спортсмена [Текст] / В.Н. Платонов, К.П. Сахновский — К.: Физкультура и спорт, 1988.- 99-117 с.
  13. Сальников В.А. Теория и практика физической культуры [Текст] /Спорт/ В.А. Сальников.- 1981.- № 8 — с. 12.
  14. Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва [Текст] / К.П. Сахновский. — К.: Здоровье, 1990.- 14-19 с.
  15. Стрижак А.П. Теория и практика физической культуры [Текст] / А.П. Стрижак, М.В. Ермолаева, В.Д. Душенков. 1987.- № 10-с.9
  16. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания [Текст] / Тер-Ованесян — М.: Физкультура и спорт, 1978.- 200-222 с.
  17. Ягодин В.М. Отбор юных прыгунов с шестом [Текст] / В.М. Ягодин — М.: Физкультура и спорт, 1978.- 45-66 с.
  18. 18. Ягодин В.М. Прыжок с шестом [Текст] / В.М. Ягодин — М.: Физкультура и спорт, 1978.- 77-99 с.

Страницы:   1   2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф