1 2
2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИНФЛЯЦИИ
2.1 Нормативно-методическое обеспечение изучения проблем инфляции
Жизнь в современных условиях невозможна без прочных экономических знаний, которые необходимо применить и в профессиональной деятельности и в личной жизни. Кроме того, знания экономики служат основой для достижения высоких результатов в жизни.
Финансовая грамотность — результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей. По этой причине, обучать основам экономике необходимо со школы, поскольку формирование экономического сознания со школьной скамьи может стать залогом эффективного хозяйствования экономических субъектов напротяжении всей жизни. Повышение финансовой грамотности является одним из наиболее актуальных направлений образования в России.
Современные школьники должны уметь ориентироваться в современной экономической и политической ситуации, а для этого им необходимо знать экономические явления, происходящие в стране.
Изучение темы «Инфляция», знакомство с фактическими статистическими данными позволит школьникам стать экономически грамотными и подготовленными людьми.
Ориентация российской экономики на интенсивный сценарий развития требует наличия финансово грамотного и экономически активного населения. Развитие сферы образования позволит повысить конкурентоспособность и эффективностьэкономики страны, а также обеспечить экономический рост за счет развития всех отраслей экономики.
В настоящее время, можно говорить о том, что инфляция – постоянный спутник государств. По этой причине, изучение того, что такое инфляция, откуда она возникает и по каким причинам, к чему может привести инфляция, как с неё бороться, является актуальным в XXI веке, и на эти вопросы должен знать ответы каждый современный старшеклассник.
Современное школьное образование построено в соответствии с ФГОС второго поколения, отличительной чертой которого является то, что цель — не предмет, а личный результат. Согласно Стандарту, в процессе обучения важна не сумма накопленных знаний учащихся, а его личность, формирование активного характера обучения. Целью образования по новому Стандарту является формирование общечеловеческих образовательных навыков учащихся, а главное — умения самостоятельно изучать и актуализировать знания.
Следует отметить, что Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это совокупность требований, обязательных к реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Основные документы, вошедшие в нормативный пакет ФГОС, следующие:
1) требования к особенностям структуры главных общеобразовательных программ государства;
2) требования к полученным после выполнения общеобразовательных программ в стране результатам;
3) требования к условиям, в которых будут реализовываться обязательные общеобразовательные программы.
В сочетании с документами учебного, методического и рекомендательного характера они образуют систему комплексного и многоуровневого сопровождения стандартов. Концепция ФГОС определяет требования к результатам основных общеобразовательных программ, которые структурированы по ключевым задачам общего образования и включают в себя:
1) предметные результаты, которые являются основополагающие знания в предметной области, опыт специфической деятельности в соответствии с предметом;
2) метапредметные результаты, которыепредставляют собой освоение учеником универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, а также метапредметные понятия;
3) личностные результаты, под которыми понимается способность ученика к саморазвитию, сформированная мотивация к самообразованию, социальные компетенции, личностные качества и др.. [1, с. 24]
Изучение темы инфляции в школе является важным, поскольку в современных экономических условиях важно познакомить учеников с одной из базовых концепций экономической теории, концепции макроэкономики – инфляцией и сформировать у школьников представления о принципах функционирования рыночной экономики.
Ребята, будучи ещё школьниками, должны:
— понимать характер концепции инфляция;
— уметь объяснять особенности различных типов инфляции;
— выявлять и анализировать причины, ведущие к возникновению инфляции.
Изучение темы «Инфляция», на наш взгляд, должна начинаться с 10 класса и быть включена в дополнительное образование. В Фундаментальном ядре общего образования обществознание рассматривается как некая содержательная совокупность таких наук, как социология, философия, психология, экономика и др. При этом, в Ядре лишь одно упоминание темы «Инфляция» — в рамках обществознания инфляция рассматривается в модуле «Человек в экономических отношениях». Помимо этого, в примерной программе основного общего образования по обществознанию тема инфляции не фигурирует вообще, то есть этой темы не касаются вплоть до 10 класса.
На основе проведённого анализа тематического планирования такой дисциплины, как «обществознание», мы пришли к выводу, что много времени изучению темы инфляции уделить в рамках изучения данного предмета не представляется возможным. В связи с этим, мы предлагаем ввести в старших классах дополнительный урок, который будет направлен на изучение экономики в стране в целом. В перечень изучаемых тем данной дисциплины рекомендуем включить раздел изучения инфляции, её видов, причин её возникновения и изучение мер по её предотвращению.
Таким образом, цель изучения темы инфляции в школьном образовании заключается в повышении экономической грамотности учеников. Поэтому лучшим решением будет изучать тему в урочной деятельности на ступени среднего общего образования в курсе экономики профильного уровня, либо на уроках обществознания.
2.2 Методическая разработка
План-конспект урока по теме «Инфляция»
10 класс
Цель урока: создать условия для формирования представления об одной из проблем рыночной экономики – инфляции, её причинах и последствиях.
Задачи урока:
- Обучающие: сформировать у учащихся представления о причинах, видах и последствиях инфляции, умения и навыки учебно-познавательного характера.
- Развивающие: развивать умение поиска необходимой информации в различных видах источников, познавательные способности – память, внимание, восприятие, умение логически рассуждать, формулировать и аргументировать собственную позицию, продолжить формирование умения работать в группе, владение основами проектно-исследовательской деятельности.
- Воспитательные: развивать кругозор учащихся, продолжить формирование экономической культуры, воспитывать чувство ответственности за собственную деятельность, стимулировать творческую активность.
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование умения сотрудничать в коллективном обсуждении, формирование позиции активного и ответственного члена общества, способного к личностному и профессиональному самоопределению.
- Метапредметные: осмысление экономической информации для выбора адекватных способов деятельности, построение логических рассуждений, овладение основами самооценки и самоконтроля.
- Предметные: понимание проблемы рыночной экономики, формирование представлений о причинах, видах и последствии инфляции, формулирование собственного отношения учащихся к изучаемой проблеме.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование урока: Экономика (Углубленный уровень образования). 10-11 классы. Под редакцией Иванова С.И., Линькова А.Я. (часть 2), презентация; раздаточный материал; тестовые задания.
Основные понятия: инфляция, дефляция, дезинфляция, инфляция спроса, инфляция издержек, стагфляция.
План урока:
- Понятие инфляции.
- Измерение инфляции
- Причины инфляции
- Виды инфляции
ХОД УРОКА
Организационный момент
Подготовка класса к работе.
Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Учитель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточняет тематические рамки; организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.
Обучающиеся записывают тему и план урока в тетради.
III. Актуализация знаний
Организация беседы по теме «Инфляция». Для актуализации имеющихся у обучающихся знаний преподаватель задаёт им следующие вопросы: Инфляция – зло или благо для рыночной экономики? Кому может быть выгодно повышение уровня цен? Способно ли государство справиться с высокой инфляцией?
- Изучение нового материала
- Понятие инфляции
Изучение первого пункта плана начинается с работы над терминами «инфляция», «дефляция», «дезинфляция». Учитель предлагает учащимся, обратившись к тексту учебника (§ 15.1), дать определение вышеназванных понятий.
Характеризуя понятие «инфляция», учитель рекомендует учащимся связать его с реальными процессами в жизни нашей страны. С этой целью учитель предлагает рассмотреть графический материал «Уровень инфляции в России» (рисунок 2.1). Анализируя график, учащиеся отвечают на вопросы:
- В каком году был наивысший темп инфляции в стране?
- В каком году был наименьший темп инфляции?
- В какие периоды в стране наблюдалась дезинфляция?
Рисунок 2.1 –Уровень инфляции за 1996-2020 гг.
Измерение инфляции
Учитель объясняет учащимся каким образом рассчитывается повышение общего уровня цен. Для этого им предлагается вспомнить, что такое номинальный ВВП и реальный ВВП.
Отношение номинального ВВП к реальному называют дефлятором ВВП, который показывает изменение общего уровня цен на товары и услуги. В общем виде дефлятор ВВП (индекс Пааше) определяется по формуле:
,
где — количество i-того продукта в отчётном году, — цена i-того продукта в отчётном году, — цена i-того продукта в базовом году.
В экономике используется ещё один показатель – темп инфляции (норма инфляции) – это отношение разницы уровня цен текущего и предыдущего периода к уровню цен предыдущего периода, выраженному в %.
Учитель предлагает решить задачу.
Определите темп инфляции по годам:
| Год | 1 | 2 | 3 | 4 |
| Индекс цен,% | 100 | 106 | 121 | 127 |
Решение:
Причины инфляции
Учитель поясняет ученикам возможные причины инфляции. Так, в качестве основных причин инфляции важно отметить:
1) чрезмерный выпуск бумажных денег государством с целью покрытия дефицита своего бюджета.
2) сокращение объемов производства.
3) превышение спроса над предложением при избытке денежных средств.
4) рост издержек производства, т.е. расходов на сырье, материалы, заработную плату и выплату налогов.
Далее для закрепления материала, ученикам предлагается самостоятельно заполнить таблицу. Для этого дети делятся на три группы. Группам предлагается самостоятельно работая с материалом учебника (§ 15.2) заполнить таблицу:
| Причины инфляции | Характеристика | Источники возникновения | Последствия |
| Инфляция спроса | |||
| Инфляция издержек | |||
| Инфляционные ожидания |
1 группа анализирует инфляцию спроса, 2 группа – инфляцию издержек, 3 группа – инфляционные ожидания. Учащиеся в группах выполняют задания и представляют готовый результат анализа информации. Затем идёт обсуждение материала.
| Причины инфляции | Характеристика | Источники возникновения | Последствия |
| Инфляция спроса | Ситуация, при которой создаётся устойчивое и долговременное повы-шение совокупного спроса по сравнению с совокупным предложе-нием. Невозможна при неполной занятости ресурсов. | 1) дефицит госбюджета 2) резкое расширение инвестиций не только за счёт прибыли, но и банковских кредитов, сбережений 3) не соответствующий уровню национального дохода рост потреби-тельских расходов за счёт сбережений и пот-ребительских кредитов | Инфляция спроса не знает верхнего предела: избыточный спрос → рост цен → рост доходов → новое повышение совокупно-го спроса |
| Инфляция издержек | Ситуация, возникающая в результате сокращения совокупного предложе-ния, вызванное ростом издержек. | 1) неоправданное повы-шени заработной платы 2) рост цен на сырьё и энергию | Ведёт к стагфляции – одновременный спад производства и рост уровня цен. |
| Инфляционные ожидания | Ожидание повышения нормы инфляции. | 1) решения правитель-ства в прошлые периоды 2) изменения, происхо-дящие в экономике 3) действие внешнеэко-номических факторов | Порождают как инфляцию спроса, так и инфляцию издержек. |
Виды инфляции
При изучении видов инфляции учитель предлагает учащимся, опираясь на учебный материал параграфа 15.3, заполнить таблицу «Виды инфляции» (раздаточный материал).
Виды инфляции
| Виды инфляции в зависимости от её уровня | Параметры повы-шения уровня цен | Характеристика, последствия |
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу и затем комментируют её.
Учитель предлагает ученикам обратиться вновь к графику «Уровень инфляции в России» и найти периоды, в которых проявлялись данные виды инфляции.Обсуждение с учащимися приведённых данных поможет подвести их к пониманию и правильной оценке влияния инфляционных механизмов на экономику страны.
Далее учитель дополняет материал учебника другими видами инфляции, расширяя кругозор учащихся.
Активизировать познавательную деятельность обучающихся, помочь им сформировать собственную позицию по рассматриваемой проблеме поможет:
– проведение мини-социологического опроса «Какие меры могут сократить уровень инфляции в стране?»;
– привлечение знаний из истории, географии, общественной жизни.
Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов:
1) какие факты окружающей жизни характеризуют наличие инфляции в российской экономике?; в нашем городе?
2) где можно найти информацию об уровне инфляции в стране?;
Завершая обсуждение вопросов, преподаватель предлагает учащимся познакомиться с данными Госкомстата.
V. Фронтальный опрос
Учитель: Ребята, перед Вами 2 пословицы. В чем их смысл.
- Инфляция — это когда карманы рвутся от денег, а на новый пиджак всё ещё не хватает.
- Мешок денег — символ либо бешеного богатства, либо бешеной инфляции.
- VI. Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Выполнение обучающимися заданий в форме игры.
Игра «Инфляция»
Далее, в целях определения степени усвоения материала и ощущения влияния инфляции на «себе», предлагается провести деловую игру.
Данная игра является видоизмененным вариантом игры МЦЭБО «Рост количества денег в обращении. Инфляция». (Изменения внесены автором данного урока.).
Время: 15 мин.
Основные понятия: деньги, инфляция, подавленная инфляция.
Цели: учащимся предстоит:
1) объяснить, почему важную роль в экономике играет количество денег в обращении;
2) уяснить разницу между подавленной и открытой инфляцией;
3) объяснить, почему непрерывное увеличение предложения денег, необеспеченное долговременным приростом производства, ведет к инфляции.
Обоснование: велось в течение изучения теоретического материала. Материалы:
- Три одинаковых предмета для аукциона.
- Купюры разного достоинства. План занятия:
- Раздаем каждому учащемуся от 2 до 4 купюр разного достоинства случайным образом. Необязательно раздавать всем поровну. Объявляем, что будет проведен аукцион, на котором предполагается продать 3 предмета.
- Первый аукцион. Раздать купюры и установить верхнюю планку цен на данный товар. В ходе торгов неизбежно к планке подойдет несколько покупателей. Товар получит тот, кому его захочет отдать продавец.
- Второй аукцион. Раздать то же количество купюр (предварительно собрав прежние). Планка отсутствует. Товар получит тот, кто предложит больше денег. Сравнивая первый и второй аукционы, выявляем разницу и говорим о подавленной инфляции.
- Третий аукцион. Увеличиваем предложение денег, раздав дополнительные купюры. Товар будет продан по более высокой цене, чем на втором аукционе.
Далее проводится обсуждение результатов игры, опираясь на поставленные цели.
VII. Итоги урока. Рефлексия
Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.
Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание. Дать письменный ответ на вопросы по теме урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя анализ трудов различных учёных, занимающихся изучением рассматриваемой темы, мы пришли к выводу, что инфляция представляет собой постоянное явление, связанное с необратимым повышением общего уровня цен. Рост цен вызывает снижение стоимости денежных средств.
Основные типичные факторы инфляции: снижение покупательной способности на фоне роста цен на предметы потребления; дисбаланс между реальной стоимостью валют; национальная денежная единица падает; дрожание иностранных денег. За короткий промежуток времени стоимость драгоценных металлов, реализуемых в национальной валюте, резко увеличивается.
В настоящее время идут активные экономические преобразования направленные на формирование полноценной рыночной экономики. Однако, следует констатировать тот факт, что совместно с положительными преобразованиями происходят и отрицательные. Среди них прежде всего следует отметить экономический кризис, санкции, девальвация национальной валюты и т.д. Именно поэтому, основной проблемой российской экономики является инфляция, сопровождающаяся как ростом цен, так и нарушением воспроизводства товаров и услуг во всех отраслях хозяйств.
Таким образом, причины инфляции выражаются в следующем:
— сверхмерное производство денег, не имеющих реальной стоимости для финансирования расходов государства;
— несанкционированное и неконтролируемое предоставление кредитов и ссуд населению — берется меньше, чем возвращается;
— монополизм производителей в основных промышленных отраслях; Фиксированный уровень оплаты труда;
— темпы падения объемов производства; Большой объем импорта;
— обесценивание национальной денежной единицы;
— контроль государства, подавленные рыночные процессы;
— масштабный рынок так называемой «свободной валютной массы», возникающий на фоне обширной коррупции на различных уровнях власти.
Во второй главе данного исследования было обоснована важность изучения инфляционных процессов в школе. Наиболее подходящим местом для включения разработки – включение в образовательный план дополнительной школьной дисциплины – экономики.
Цель предлагаемой методической разработки является ознакомление школьников с понятием «инфляция», её видами, причинами возникновения и путями её преодоления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.07.2002, № 86-ФЗ (В ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. — №28. – 2790 с.
- Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.03.2002 №23 «Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен».
- Амосов, А.В. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Экономист. — 2017. — № 1. – С.12-18.
- Борисов, Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: «Новая волна», 2016. – 136 с.
- Волков, В.Н. Российская экономика: основные итоги 2018 года // Деньги и кредит. — 2018. — № 2. — С.10-11.
- Вечканов, Г.С., Вечканова, Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. — СПб., 2019. – 179 с.
- Гальперин, В.М., Игнатьев, С.М. Микроэкономика. – М.: «Экономическая Школа», 2016. – 268 с.
- Гаврилов, В.А. Факторы инфляции в Российской Федерации // Вопросы экономики. -2018. — № 5. — C.4-12.
- Гнездовский, Ю.Ю., Мороз, Е.П. Инфляция в условиях реформирования экономики Российской Федерации // Вопросы статистики. — 2018. — № 6. -C.22-27.
- Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2016. – 622 с.
- Кокорев, В.Е. Экономика как она есть. – М.: «Век», 2017. – 213 с.
- Красавина, Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. — М.: Финансы и статистика, 2018. – 256 с.
- Красавина, Л.Н. Регулирование инфляции как фактор экономической стабильности // Финансы и кредит. — 2017. — № 4. – С.16-23.
- Куранов, Г.П. Экономика России (успехи и проблемы, основные направления преодоления негативных тенденций) // Экономист. — 2017. — № 9. – С.16- 24.
- Константинов, М.В. Тарифы отстают от инфляции. // Российская газета №80, 2017. – С.6-14.
- Костин, Л. Ю. Занятость, заработанная плата и инфляция. // Человек и труд. — 2016. — № 2. — С.33-36.
- Ковалев, М.П. Как обуздать инфляцию. // Банковский вестник. — 2016. — № 4. — С.8-15.
- Лайкам, К.Э. Статистический анализ причин инфляции в России. // Вопросы статистики. — 2019. — № 7. – С. 22-29.
- Львов, Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. — СПб.: «Фордика», 2015. – 169 с.
- Любимов, Л.Л., Раннева, Н.А. Основы экономических знаний. – М.: «Вита» – Пресс, 2016. – 145 с.
- Марьясин, М.Ш. Инфляция в России. // Банки и деньги. — 2018. — № 2. – С.17-28.
- Маконнелл, К., Брю, С. Экономика: принципы, проблемы и политика. — М.: «Республика», 2020. – 164 с.
- Мировая экономика и международные финансовые рынки. Итоги 2018 года // Деньги и кредит. — 2018. — № 4. – С.22-28.
- Мостовая, Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций. — М., 2015. -345с.
- Орусов, Д.В. Финансовый анализ причин инфляционного процесса в российской экономике. // Финансы и кредит. — 2017. — № 3. — С.7-15.
- Орлов, А.В. О социально-экономической природе современной инфляции // Общество и экономика. — 2015. — № 4. — C.95-105.
- Пашковский, В.Н. Предпосылки и последствия инфляционных процессов в России // Общество и экономика. — 2016. № 1. — С.32-41.
- Райская, Н.П. Денежная масса и инфляция // Экономист. — 2018. — №11. – С. 11-19.
- Сошникова, Л.А., Гнездовский, Ю.Ю. Моделирование и анализ инфляции в Российской Федерации // Вопросы статистики. — 2015. -№ 4. — C.31-33.
- Тарханов, О. Н. Инфляция // Общество и экономика. — 2019. — № 10. – C.136-156.
- Тихонов, А.П. Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность. // Банковский вестник. — 2016. — № 5. — С.2-6.
- Фетисов, Г.Г. Инфляция и рост регулируемых цен. // Финансы. 2016. — № 7. – С. 25-31.
- Heyman D., Leijonhufvud A. High Inflation. The Arne Ryde Memorial Lectures. / D.Heyman, A. Leijonhufvud., Oxford: Clarendon Press, 2015. — 135 P.
- Benigno P., Woodford M. Optimal Inflation Targeting under Alternative Fiscal Regimes / P. Benigno, M. Woodford // NBER Working Paper. — №12158. -P. 9-15.
- Weintraub S. Capitalism’s Inflation and Unemployment Crisis: Beyond Monetarism and Keynesianism. / S. Weintraub // Reading (Mass.), 2017. — 165 p.
1 2
