Скоро защита?
Меню Услуги

Оценка эффективности первичного публичного размещения акций. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

2.2. Исследование и оценка эффективности проведенного в 2020 г. IPO Ozon.ru

IPO Ozon.ru состоялось 24 ноября 2020 г. одновременно на трех биржах: NASDAQ, Московской и Санкт – Петербуржской биржах. Всего было размещено 33 млн. американских депозитарных акций (ADSs) по 30 долларов США за 1 ADS. Все ADS были размещены. Кроме того, андеррайтеры IPO, которыми были Morgan Stanley, Goldman Sachs, Citigroup, UBS, Sberbank CIB, «Ренессанс Капитал» и «ВТБ Капитал», также реализовали свой опцион на покупку еще 4,95 млн. ADSs. В результате в ходе IPO компания в общей сложности реализовала 37,95 млн. своих акций, представленных в виде ADSs (1 акция = 1 ADS).

Дополнительно с целью сохранения долей основных акционеров, АФК «Система» и Baring Vostok, параллельно было проведено размещение акций между ними (private placement) в количество 5 млн. шт.

Таким образом, всего было размещено акций 42,95 млн. шт., а общий объем привлеченных средств таким образом составил 1 273,5 млн. долларов США. C учетом комиссии андеррайтеров чистый объем привлеченных денежных средств составил 1 200,5 миллионов долларов США, как указано в пресс-релизе компании.

В результате этих операций, а также реализации конвертируемых займов в декабре 2020 уставный капитал компании состоит из 208 202 909 шт. обыкновенных акций. В настоящее время состав участников компании выглядит следующим образом (см. рисунок 2.3):

Рисунок 2.3 Состав участников OZON после IPO Источник: пресс – релиз OZON[1]

С начала торгов на Мосбирже стоимость акций компании начала резко расти. Так первая сделка была заключена по цене 2 674,5 руб. ($35), что уже превышало заявленную цену размещения на 17%. Буквально через несколько минут после начала торгов котировки были на уровне 3023 руб. ($39) за акцию. Далее в течение первого торгового дня цена акций только росла и достигла отметки 3 192,5 руб. ($42) за штуку. Цена на Мосбирже, таким образом, оказалась выше цены размещения на 40%, а всего было совершено 100 тыс. сделок на общую сумму 4,5 млрд. руб. Затем начались торги на NASDAQ и Санкт – Петербуржской бирже.

Торги на NASDAQ начались с отметки $42 за акцию, в ходе торгов максимальная котировка составила $43 за акцию, торги завершились на отметке $42 за акцию, оборот торгов составил $18,2 млн. Как итог, капитализация компании составила $7,1 млрд.

Стоит отметить, что андеррайтеры и компания первоначально оценивали цену размещения в $22,5-27,5 за акцию, а первоначальный объем размещения планировался в $766,3 – 948,8, при этом компания планировала разместить только 30 млн. ADS.

По причине очень высокого спроса на акции компании поданные заявки удовлетворялись лишь частично. Причем в первую очередь удовлетворялись заказы иностранных инвесторов на NASDAQ. Что касается российских инвесторов, то им удовлетворили заявки всего лишь на 3-5%.

После IPO акции компании демонстрировали постоянный рост. Так к 9 декабря 2020 г. они котировались на уровне $47, 99 за акцию. Пик стоимости в 2020 г. пришелся на 3 декабря 2020 г., когда котировки достигли $49,33 (см. рисунок 2.4).

По оценкам экспертов IPO OZON стало самым успешным среди российских компаний со времени IPO Яндекса.

Рисунок 2.4 – Котировки акций OZON в первые дни торгов, долларов США за акцию Источник: NASDAQ

В дальнейшем, тем не менее, цена немного корректировалась, но, тем не менее, до сих пор значительно превышает цену размещения в $30 (см. рисунок 2.5).

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что компания провела очень успешное IPO. В п. 3.3 говорилось о том, что эффективность IPO можно оценивать двояко. С одной стороны, со стороны компании, с другой стороны, со стороны инвестора. С учетом того, что компания разместилась выше предполагаемого первоначального уровня в $22,5-27,5 за акцию, удалось разместить не 30, а 33 млн. акций, а также то, что андеррайтеры полностью реализовали свои опционы на выкуп акций в размере 4,5 млн. шт., IPO можно признать очень успешным для компании.

Рисунок 2.5 – Котировки акций (ADS) OZON на Московской бирже Источник: Московская биржа

С другой стороны, IPO первоначально можно признать успешным и для инвесторов. Как видно из рисунка 2.5 акции компании котируются выше их первоначального уровня и обладают восходящим трендом несмотря на то, что в марте 2021 наметилась некоторая коррекция.

По итогам торгов мультипликатор P/S (отношение капитализации к выручке) исходя из сложившейся капитализации чуть более $ 7 млрд. мог составить 6х, поэтому компанию нельзя назвать недооцененной. Например, данный мультипликатор у OZON составляет всего 4,5х.

Проведем дополнительный анализ для сопоставления оценки рынком компании в сравнении с другими игроками онлайн-торговли.

По данным консалтинговой компании Quantile Consulting мультипликатор EV/S (отношение капитализации компании + чистый долг к выручке) у известных игроков онлайн торговли был следующим (см. рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 – Значение мультипликатора EV/S у известных компаний онлайн – торговли и OZON

Мультипликатор EV/Выручка был использован в виду того, что, как уже было указано в п. 3.1, деятельность компании в настоящее время убыточна.

С учетом текущего долга оценен в $4,68 млрд. По данному мультипликатору выручка OZON в долларовом выражении в размере 1,2 млрд. долларов выглядит сопоставимым с известными международными онлайн-трейдерами, которые существуют на рынке гораздо более продолжительное время. По всей видимости, такая высокая оценка компании рынком связана с ожиданием высокого роста компании, что, в целом, оправдано динамикой роста выручки в 2020 г. (как уже было указано выручка компании за 9 месяцев 2020 г. возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 70% в том числе из-за роста онлайн-покупок в период пандемии COVID-19 (см. рисунок 2.7).

Рисунок 2.7 – Выручка и чистая прибыль OZON (LTM (last twelve month) – выручка и прибыль за последние 12 месяцев) Источник: Доходъ www.dohod.ru

Убыток компании является следствием высоких операционных расходов, из которых 60% себестоимость, 25% — расходы на упаковку и доставку (fulfillment and delivery cost). Совокупные расходы Ozon за 9 месяцев составили 78,4 млрд рублей (+52% г/г). Чистый убыток составил 12,9 млрд рублей против 13 млрд рублей убытка годом ранее.

Также для оценки того, был ли OZON недооценен или переоценен в ходе IPO можно сравнить его оценку с компаниями, которые недавно были куплены или вышли на IPO по России или близких к российскому рынках, например, в Восточной Европе.

Например, второй бенчмарк – крупнейший e-commerce игрок в Польше Allegro, который вышел на IPO в октябре на бирже в Варшаве. Акции компании выросли в первый день торгов на 60% и сейчас она стоит около 19 млрд долларов. Это дает оценку около 2.5 EV/GMV, что соответствует верхней границе оценки Ozon на IPO. Allegro медленнее растет, но уже генерирует большую прибыль, поэтому сложно однозначно сказать, насколько оценки компаний сопоставимы.

Другой способ оценки – сравнить Ozon с уже торгующимися на рынке e-commerce компаниями в других странах. В качестве выборки возьмем компании с сопоставимыми темпами роста (более 100% в год или близкими к этому) – Etsу (ETSY – США), Shopify (SHOP – Канада, но основной рынок в США), MercadoLibre (MELI – Латинская Америка), Pinduoduo (PDD – Китай) и Sea Limited (SE – Юго-Восточная Азия).

Если сравнить мультипликатор Ozon с аналогами, он выглядит недешевым, хотя и нельзя сказать, что супер дорогим (см. рисунок 2.8). Однако если Ozon разместится по верхней границе диапазона и акции еще вырастут на открытии торгов на несколько десятков процентов, то компания будет стоить уже больше 3 GMV, что достаточно дорого. Есть пример Mercado Libre в Латинской Америке, где мультипликатор выше, но там компания безусловный лидер рынка и помимо e-commerce развивает платежные решения и другие сервисы, поэтому их не совсем корректно сравнивать напрямую. На всякий случай комментарий насчет Sea Limited – у компании два больших бизнеса, e-commerce Shoppee (аналог Ozon) и гейминговая платформа Garena.

Рисунок 2.8 – Отдельные финансовые показатели компаний аналогов OZON

Что касается показателя рыночной капитализации OZON, приведенным на рисунке 2.8, то в данном случае она была оценена до IPO, если мы возьмем показатель капитализации OZON после IPO ;7 млрд., то показатель P(Mcap)/GMV (Gross Merchandise Volume – общий объем товарооборота) будет равен х3,5 близок к указанному на рисунке 2.6 показателю EV/Sales, который составляет х4,0, что уже выглядит несколько завышенным особенно с учетом того, что показатель EBITDA у компании отрицательный. Кроме того, доля OZON на российском рынке составляет всего 4-7% от онлайн-торговли (всего на долю 3-х крупнейших игроков (Wildberries, Citilink, OZON) приходится всего 18% российского рынка онлайн-торговли).

Также можно провести сравнение со сделкой по покупке Яндексом Яндекс.Маркета. В июне этого года Яндекс выкупил 45% Яндекс.Маркета за 42 млрд рублей, оценив весь бизнес в 93 млрд рублей. Яндекс не раскрывает GMV своего e-commerce подразделения, однако его можно оценить из публичных источников. В третьем квартале 2019 года Беру имел оборот около 2 млрд рублей в месяц, а в 3 квартале 2020 вырос на 134% (чуть чуть быстрее Ozon), т.е. GMV сейчас составляет около 14 млрд рублей в квартал – это в 3 раза меньше, чем у Ozon.

Так как сезонность у компаний должна быть примерно одинаковая, можно предположить, что GMV Беру составляет 45-50 млрд рублей, т.е. формально получается тот же мультипликатор EV/GMV = 2. Однако вместе с Беру Яндекс также выкупил Яндекс.Маркет, который генерирует несколько миллиардов рублей в квартал высокомаржинальной рекламной выручки. Таким образом, если сравнивать оценку Ozon со сделкой Яндекса и Сбербанка, то она выглядит высокой.

GMV OZON в 2019 г. составил 80 млрд. руб., по прогнозу GMV OZON в 2020 может составить около 194 млрд. руб., если применить к этим цифрам мультипликатор EV/GMV в 2,5 (с таким мультипликатором к GMV фондовый рынок оценил разместившийся в последний день сентября 2020 г. китайский онлайн-магазин Boqii Holding (BQ), то получим рыночную капитализацию OZON в размере 200 миллиардов рублей, или в $2,63 млрд. Оценка капитализации компании по GMV в 2020 год с тем же мультипликатором составит уже 485 миллиардов рублей, или $6,37 млрд. Усреднив оценки за два года, получим оценку капитализации в 342,5 миллиарда рублей, или $4,5 млрд. Данная оценка совпадает с собственной оценкой компании в случае исполнения опциона андеррайтерами, сделанной в преддверии IPO.

Таким образом, и по данному (сравнительному) методу OZON был оценен рынком очень высоко, что еще раз подтверждает эффективность проведенного размещения.

В п. 1.3 нами также был предложен метод оценки IPO, основанный на сравнении стоимости размещения, где основной статьей расходов так или иначе является комиссия андеррайтеров, и средневзвешенной стоимости капитала компании (WACC). К сожалению, у нас недостаточно информации для оценки этого показателя компании, тем не менее, по некоторым оценкам WACC OZON составляет примерно 7,77%[3]. При этом, как было указано выше в п. 2.1, согласно сообщению компании о проведенном IPO сумма комиссии андеррайтерам составила около $70 млн. При общем чистом поступлении от  IPO в размере $1200 млн., стоимость проведения IPO в грубой оценке составила (70/1200) 5,83%. Таким образом, и по данному методу оценки IPO OZON следует признать эффективным.

2.3. Сравнительный анализ привлечения альтернативных финансовых источников

Среди альтернатив IPO можно выделить следующие источники финансирования деятельности: собственные средства компании и акционеров, банковские кредиты, облигационные займы, бюджетные средства и государственные ссуды.

Собственные средства компании в виде нераспеределенной прибыли могут использоваться только, если компания прибыльна и такой источник у нее имеется. Однако для осуществления действительно масштабных инвестиционных проектов этого источника, как правило, недостаточно. То же самое можно отнести и к собственным средствам акционеров. В принципе данный источник финансирования обычно рассматривается как дополнительный по отношению к привлеченному финансированию от третьих лиц.

Самым распространенным внешним долговым источником финансирования является банковский кредит. Это стандартный способ привлечения средств , условия кредита и процентная ставка по нему зависят от срочности кредита, наличия обеспечения, целевого назначения кредита и многих других, в том числе, и от ключевой ставки центрального банка. Тем не менее, когда компания планирует осуществлять инвестиции в свое развитие, возврат от которых сложно прогнозировать и во времени и по вероятности, такой способ финансирования может не подойти из-за понятных особенностей долгового финансирования: необходимости возврата основной суммы кредита, а также процентов по нему.

Облигационные займы в сравнении с банковским кредитом позволяют при прочих равных условиях привлечь больший объем финансирования на более длительные сроки, кроме того, при невозможности погашения облигационный займ в принципе может быть погашен другим облигационным займом. Ставки по облигационным займам могут быть ниже, чем по банковским кредитам. Состав инвесторов при облигационном займе более диверсифицирован и компания, по сути, не попадает в зависимость от единственного (и нескольких в случае синдицированного кредита) кредитора. Выпуск облигационных займов помогает компании сформировать свою кредитную историю.

Кроме того, существуют механизмы, позволяющие получить часть финансирования от облигационного займа еще до его выпуска (бридж финансирование от банков – андеррайтеров), а также предофертное финансирование (получение кредита для исполнения обязательств по оферте).

В частности, в феврале 2021 года OZON объявил о выпуске облигационного займа на сумму $650 млн. Облигации будут конвертируемыми в ADSs. Облигационный займ будет долгосрочным, погашение планируется в 2026 г. Займ планируется использовать для дальнейшего расширения и развития бизнеса.

Тем не менее, для выпуска облигаций компания должна быть достаточно известна на рынке, иметь прозрачную структуру, консолидированную отчетность. При выпуске облигаций, как правило, должны соблюдаться требования к стоимости чистых активов, уставному капиталу и другим финансовым показателям ликвидности и финансовой устойчивости. Помимо уплаты процентов (купонов) держателям облигаций, компания, таким образом, должна понести расходы на подготовку к выпуску облигаций и на организацию самого выпуска.

На рынке корпоративных облигаций существует также эшелоринованность. Первый и второй эшелон занимают крупнейшие российские компании и банки, такие облигации считаются наиболее надежные и по ним самые низкие процентные ставки, которые немного превышают ставку по облигациям федерального займа, которые, в принципе, считаются безрисковыми.

Третий эшелон составляют ликвидные бумаги устойчивых крупных российских компаний, имеющими опыт работы на рынке несколько лет. И четвертый эшелон составляют либо бумаги новых эмитентов, либо малоликвидные бумаги в силу каких-либо причин. Если компания серьезно решила прибегать к постоянным займам на рынке для развития своего бизнеса, ее задача постепенно переходить из эшелона в эшелон путем повышения ликвидности своих ценных бумаг для уменьшения процентных ставок по ним, а, следовательно, и своих расходов.

Получение бюджетных средств, во-первых, связано с самой возможностью их получения, так как обычно они выделяются на национально или регионально значимые проекты, поддержку значимых отраслей экономики, поэтому потенциальный круг их получателей изначально ограничен. Кроме того, их получение может быть связано с бюрократическими проволочками. По сути, сколь-либо серьезно данный источник финансирования может рассматриваться лишь корпорации с долгосрочным участием.

В таблице 2.1 обобщены характеристики рассмотренных видов финансирования, а также преимущества IPO.

Таблица 2.1 – IPO и альтернативные источники финансирования

Источники инвестиций и их недостатки Плюсы IPO
Нераспределенная прибыль: зависимость от складывающейся экономической конъюнктуры Крупное разовое поступление капитала. Независимость от будущей экономической конъюнктуры
Бюджетные средства и государственные ссуды: ограниченность получателей, издержки, связанные с бюрократическими проволочками Оперативность поступления ресурсов, отсутствие бюрократических проволочек. Отсутствие обязательств (в том числе и по социальным программам)
Банковские кредиты: зависимость от одного кредитора; возврат привлеченных средств по высоким ставкам Независимость от конкретного финансового института. Отсутствие будущих выплат
Облигационные займы: обеспечение купонных выплат; привлечение средств на определенный срок Отсутствие обязательств по обслуживанию займа. Неограниченный срок привлечения капитал

 

 

Резюмируя изложенное, можно отметить, что наиболее предпочтительным IPO способом финансирования является выпуск облигаций. Так, выпуск облигаций позволяет привлечь значительные средства, для выпуска облигаций не требуется залога, облигации размещаются среди диверсифицированного круга инвесторов, что снижает зависимость от кредиторов, выпуск облигаций с разными сроками погашения, компания может эффективно управлять своим денежным потоком. Кроме того, выпуская облигации, компания формирует свою кредитную историю и возможность переходить из одного эшелона заемщиков в другой, повышая ликвидность своих ценных бумаг и снижая ставку заимствований.

Выводы по 2-ой главе.

Ozon. ru один из крупнейших интернет-магазинов в России, функционирующий в мультиформатном режиме. Среди онлайн-ритейлеров РФ компания занимает третью позицию после Wildberries и Citilink. В состав компании входит не только сам одноименный сайт, но и целый ряд обслуживающих предприятий: Ozon Logistic, Ozon Solutions, Ozon Invest, O-courier. Несколько предприятий в сфере туризма: Internet Travel и Ozon Tour. А также ей принадлежит 42,3% сайта Litres.

По оценкам экспертов IPO OZON стало самым успешным среди российских компаний со времени IPO Яндекса. Компании удалось привлечь за минусом комиссий андеррайтеров $1,2 млрд. При открытии торгов цена превысила цену размещения на 40% как на Мосбирже, так и на NASDAQ. В настоящее время котировки акций также существенно превышают цену размещения несмотря на некоторые корректировки курса. Сравнительный анализ с сопоставимыми компаниями e-commerce на основе рыночных мультипликаторов показывает, что компания была оценена инвесторами очень высоко. Сравнение стоимости проведения IPO c WACC компании также свидетельствует об эффективности размещения.

Что касается альтернативных IPO источников финансирования, то наиболее предпочтительным альтернативным способом финансирования является выпуск облигаций. Отметим, что в феврале 2021 года OZON объявил о выпуске облигационного займа на сумму $650 млн. Облигации будут конвертируемыми в ADSs. Облигационный займ будет долгосрочным, погашение планируется в 2026 г. Займ планируется использовать для дальнейшего расширения и развития бизнеса.

Глава 3. Оценка эффективности проведения IPO Ozon.ru

3.1. Характеристика и перспективы развития мирового и российского рынка первичных публичных размещений акций

До начала 2020-го исторический пик IPO — время «бума доткомов» — приходился на 1990-е (индекс Nasdaq обвалился 10 марта 2000 года), следует из статистики, которую проанализировал Bloomberg. В 2000-е и 2010-е размещений стало заметно меньше, но только если судить по количеству сделок. Пик по объему привлеченных в ходе IPO средств пришелся на 2010-е, а число маленьких IPO (до $100 млн) заметно снизилось по сравнению с 1990-ми. Инвесторы стали играть по-крупному, а на IPO все чаще выходят уже очень большие и известные во всем мире компании вроде Uber и Airbnb.

2020 год стал рекордным по IPO со времени «доткомов». Лидер по числу размещений, несмотря на политическую турбулентность на фоне выборов президента и плачевную ситуацию с коронавирусом, — США. На страну приходится 82% всех размещений в 2020-м, следует из свежего отчета аналитиков Dealogic и EY. С 1 января до 14 декабря 2020 года в США провели IPO 244 компаний против 192 за весь 2019-й. В общей сложности они привлекли $85,35 млрд, годом ранее — $52,1 млрд. Самыми «горячими» по IPO оказались технологический сектор, здравоохранение и промышленность.

По оценкам экспертов ИК «Фридом Финанс» бум IPO был вызван в первую очередь действиями ФРС, которая со старта пандемии ввела ультранизкие ставки и возобновила политику количественного смягчения, причем с гарантией, что эти меры продлятся не один год. Из-за этого вложения в облигации стали для инвесторов менее интересны, и спрос переключился на рынок акций. Совокупно в этом году на рынках США было продано новых акций на $435 млрд, включая $100 млрд в виде IPO. Компаниям было интересно выходить на биржу на ценовых максимумах, а инвесторам — вкладывать в новые проекты и новые отрасли, расширяя портфели бумаг.

Российский фондовый рынок, как и российские компании на рынке IPO в 2020 г. также были очень активен. В начале года после смены правительства Д. Медведева индекс Мосбиржи 20 января 2021 г., следуя мировому тренду, обновил свой максимум – 3 226,89 пункта. Однако возвращения на этот уровень пришлось ждать почти до конца года. Рынок вернулся к зафиксированному максимуму лишь 10 декабря. (см. рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Индекс Мосбиржи в 2020 г. Источник: Финам

Между зафиксированным максимумом на Мосбирже и датой возвращения к этому максимами рынок серьезно просел. Причина очевидна – пандемия коронавируса, и, как следствие, введение повсеместного локдауна, закрытие границ. Соответственно, в мировой экономике возникли кризисные явления. В РФ также был фактически введен карантин: режим нерабочих дней продлился с 20 марта по 12 мая, также были закрыты границы. Фондовый рынок обычно заранее реагирует на предстоящие тренды в социально – экономической жизни и наиболее низкий показатель индекса Мосбиржи был зафиксирован 18 марта – 2 097,84 пункта. Таким образом, всего за 1,5 месяца он опустился более, чем в 1,5 раза, что было минимальной отметкой с 2016 г. Кроме того, темп и глубина падения стали рекордными за последние 12 лет, т.е. со времени мирового финансового кризиса 2008 г.

Банк России в период кризиса, тем не менее, продолжил свою политику по смягчению денежно – кредитной политики, начавшейся в середине 2019 г.: ключевая ставка с того времени была снижена на 3,5 п.п., из них на 2 п.п. – в 2020 г. Несмотря на то, что осени 2020 г. снижение ключевой ставки было приостановлено, она достигла своего исторического минимума в 4,25% годовых. Через трансмиссионные механизмы денежно – кредитной политики снижение ключевой ставки ожидаемо привело к удешевлению кредитов, с одной стороны, и снижению ставок по депозитам с другой. Этот процесс проявился к повышенному интересу к фондовому рынку со стороны россиян. Так, по данным Мосбиржи число инвесторов удвоилось до 8 млн. человек, а в третьем квартале 2020 г. стоимость портфеля ценных бумаг, принадлежащего гражданам, составило 4,7 трлн. руб.: увеличение на 16% по отношению ко 2-му кварталу и на 45% к прошлому, 2019 г.[4] Следует отметить, что портфель рост в основном за счет акций.

Отдельно стоить отметить, что в 2020 г. на Мосбирже начали котироваться иностранные ценные, которые ранее были доступны только на Санкт – Петербуржской бирже. Также на российских площадках начала функционировать вечерняя сессия торговли ценными бумагами.

IPO и SPO российских компаний при этом стали главным трендом 2020 года. Среди значимых (помимо OZON) размещений выделим IPO девелопера Самолет, разместившего 3 млн. шт. акций по цене 950 руб. и привлекшего 2,9 млн. руб. Девелопер осуществляет строительство преимущественно жилой недвижимости в Москве и области. Дивидендная политика компании предусматривает выплату дивидендов в размере не менее 5 млрд руб. ежегодно независимо от уровня долговой нагрузки. В будущем дивиденды могут составить до 50% от чистой прибыли.

Кроме того, была приватизирована и вышла на IPO крупнейшая судоходная компания России Совкомфлот, осуществляющая международные перевозки нефти и газа, что стало первой за 7 лет приватизационной сделкой. Компания разместила 655 млн. обыкновенных акций по цене 105 руб. за штуку и привлекла $500 млн. Акции Совкомфлота могут быть весьма привлекательными в долгосрочной перспективе, кроме того, они будут интересны инвесторам, ориентированным на дивидендную доходность: дивидендная политика компании предусматривает выплату дивидендов ежегодно в размере, не менее 50% от чистой прибыли.

Очень интересной тенденцией стал листинг на Мосбирже отечественных компаний, акции которых до этого котировались только на иностранных площадках. В 2020 г. листинг на Московской бирже прошли: Etalon золотодобытчик Petropavlovsk, интернет-холдинг Mail.ru Group, рекрутинговый сервис HeadHunter, железнодорожная группа Globaltrans, ритейлер О’Кей Group и головная структура сети клиник «Мать и дитя» MD Medical Group Investments plc.

Что касается иностранных компаний, то стоить отмеитть IPO американской компании Airbnb, представляющей собой онлайн-сервис по аренде жилья, на бирже Nasdaq. Компания привлекла $3,5 млрд без учета покупки дополнительных акций организаторами. В первый день после IPO акции Airbnb выросли на 142% до $165 за акцию.

При первоначальной оценке капитализации компании в $30 млрд, в ходе размещения она была поднята до $42 млрд, а на закрытии составила $86 млрд. Особенностью IPO стало предварительное определение цены размещения на аукционе. При аукционе новые инвесторы указывают цену и количество акций, которые готовы по ней приобрести. В результате акции достаются тем, кто готов заплатить больше.

При этом 15 декабря акции Airbnb упали на 5% до $124 за бумагу или на 25% ниже дневного максимума $165. По ожиданиям аналитиков, акции Airbnb могут ещё упасть.

Аналитик Gordon Haskett Роберт Моллинс повысил целевую цену за акцию с $77 до 103. Другие аналитики полагают, что среднегодовая целевая цена за акцию компании снизится ещё на 25% и составит $96.

IPO компании DoorDash, лидера доставки еды в США, состоялось 9 декабря 2020 года на американских биржах NYSE и Nasdaq. Предварительное определение цены размещения так же, как и в случае с Airbnb, было проведено в ходе аукциона. В результате IPO сервис доставки привлёк $3,4 млрд, продав 33 млн акций. При этом капитализация компании с $25,4 млрд выросла до $38 млрд.

DoorDash использует труд фрилансеров и контрактёров и взаимодействует с клиентами через мобильную платформу.

Из-за пандемии увеличился спрос на онлайн-доставку еды, а доля DoorDash на рынке доставки еды выросла с 17% до 50% за 2 года и 7 месяцев. DoorDash доставляет еду 18 млн клиентов в 4 тыс городах в США, Канаде и Австралии. При этом глава DoorDash, Тони Щу, видит будущее компании как универсального логистического оператора для малого бизнеса.

Первое с 2017 года полноценное IPO на российском рынке провёл «Совкомфлот» — крупнейшая судоходная группа компаний в России, специализирующая на морской транспортировке нефти и газа. IPO «Совкомфлота» состоялось 7 октября 2020 года на Московской бирже. Объём размещения — 655 млн обыкновенных акций по цене 105 рублей за акцию. Привлечённая сумма — $500 млн.

По мнению экспертов, акции «Совкомфлота» являются весьма привлекательными для покупки в долгосрочной перспективе.

В пользу компании говорит и её дивидендная политика. «Совкомфлот» намерен направлять акционерам не менее 50% чистой прибыли ежегодно.

IPO одного из крупнейших российских девелоперов, группы «Самолет», состоялось 29 октября 2020 года на Московской бирже. Компания разместила 3 078 968 акций или 5,1% уставного капитала по цене 950 рублей за акцию и привлекла 2,9 млрд рублей.

«Самолет» был основан в 2012 году, с момента основания компания сдала в эксплуатацию более 1,73 млн кв. м недвижимости, работая преимущественно в Московском регионе.

Компания приняла новую дивидендную политику, согласно которой при любой долговой нагрузке сумма дивидендов составит не менее 5 млрд рублей. Вероятна также выплата дивидендов в размере не менее 50% чистой прибыли предыдущего финансового периода, начиная с 2021 года.

Кроме того, некоторые компании хотя и планировали IPO в 202 г., тем не менее, не смогли этого сделать. Среди иностранных компаний это Ant Group, дочерняя компания китайского холдинга Alibaba, бизнес которой состоит из платформы мобильных платежей Alipay, которая очень популярна в Китае и занимает до 50% рынка.

Также не состоялись многие запланированные IPO российских компаний: авиакомпания «Победа», сеть продуктовых супермаркетов «ВкусВилл» (IPO планировалось на NASDAQ), Яндекс.Такси, супермаркеты FixPrice (компания точно планирует выйти на IPO в 2021 на Лондонской и Московской биржах одновременно), лесопромышленный холдинг Segezha Group, нефтехимический холдинг «Сибур», онлайн-кинотеатр Ivi (IPO запланировано на NASDAQ), Европейский медицинский центр (одна из крупнейших сетей частных клиник в Москве).

Таким образом, есть все основания предполагать, что и в 2021 г. бум IPO российских компаний продолжится.

Кроме того, российские компании прибегали к SPO (вторичное публичное размещение акций) и ABB (дополнительное размещение акций с краткосрочным сбором заявок инвесторов).

«Яндекс» привлёк более $1 млрд на SPO.

Mail.ru Group привлекла $200 млн на SPO.

На SPO Headhunter банк Goldman Sachs продал около 12%.

«Аэрофлот» привлёк 80 млрд рублей на SPO.

«Петропавловск» выпустил 7,4 миллиона новых акций на $1 млн в результате конвертации облигаций сроком погашения в 2024 году.

Премьеры-2020. Самые заметные IPO года. В ходе двух ABB АФК «Система» и РКИФ продали свои доли, сделав «Детский мир» первой российской компанией с 100% акций в свободном обращении.

В ходе двух ABB АФК «Система» и РКИФ продали свои доли, сделав «Детский мир» первой российской компанией с 100% акций в свободном обращении.

Крупнейший акционер «Полиметалл», IST Group, продал долю 4% в ходе ABB. Также сократила свою долю до 3,82% PPF Group, продав 12,5 млн акций «Полиметалла» в ходе ABB.

Rigi Trust (трастовый фонд, связанный с семьей Олега Тинькова), продал 10,7 млн ГДР TCS Group (около 5,3% уставного капитала) по цене $30,5 за бумагу на SPC. После размещения семья Тинькова продолжит владеть 35,1% TCS Group. Вырученные на SPO деньги Тиньков планирует потратить на лечение и благотворительность.

Интересно, что аналитики Goldman Sachs назвали 2020 год «Годом SPAC» и прогнозируют, что в 2021-2022 использование этого метода привлечения капиталов будет только расти.

SPAC (special purpose acquisition company) — специализированные компании по слияниям и поглощениям, которые не имеют никаких активов, кроме денежной ликвидности, и не ведут операционной деятельности. Это денежные пулы, которые котируются на бирже. Использование SPAC cчитается хорошим вариантом для частных компаний, которые хотят стать публичными. Когда SPAC покупает какую-то компанию, та получает её место на бирже. В условиях пандемии и непредсказуемости инвесторов, этот вариант считается более выгодным для компаний, чем выход на IPO.

В этом году SPAC в рамках проведённых 206 IPO привлекли $70 млрд, по данным Dealogic, в пять раз больше, чем в 2019 году.

Таким образом, несмотря на кризис пандемии, 2020 г. был богат на IPO. Важной тенденцией, помимо, прочего является то, что отечественные компании стали размещаться именно на российских биржах для привлечения капитала или одновременно как на российских, так и на иностранных биржах. Лидером по IPO является Московская биржа. Что касается иностранных площадок, то наибольшей популярностью пользуется NASDAQ (для компаний из электронной коммерции), также популярной площадкой остается и Лондонская фондовая биржа.

Интересным трендом является также использование SPAC (special purpose acquisition company) для выхода на IPO частных компаний.

3.2. Обоснование выбора площадок для размещения, эффективность применения двойного размещения

При выборе площадки для размещения, как правило, в расчет принимаются следующие факторы:

  1. Наличие на площадке целевых инвесторов, рассматривающих компанию и ее отрасль как потенциальный объект для инвестирования;
  2. Условия получения листинга, т.е. компания должна отвечать определенным требованиям для того, чтобы получить листинг на той или иной бирже;
  3. Затраты на организацию и проведение IPOполучение листинга на бирже;
  4. Оценка потенциала роста компании после размещения.

Несмотря на то, что многие авторы ставят на первое место такие критерии как стоимость затрат на проведение IPO и требования биржи к компании, на наш взгляд, наиболее значимым фактором при выборе площадки является именно наличие потенциальных инвесторов, готовых инвестировать в компанию, потому как целью IPO является привлечение финансирования.

В этой связи выбор OZON в качестве основной площадки размещения именно NASDAQ идеально вписывается в эту теорию.

Отметим, что первоначально NASDAQ, созданная изначально в США в 1971, формировалась как автоматическая система получения котировок, переросшая сначала во внебиржевой рынок для высокотехнологичных компаний, а затем и в полноценную зарегистрированную биржу в 2006 году. В 2015 году NASDAQ по объёму торгов опередил даже Нью-Йоркскую биржу (NYSE), которая считается крупнейшей в мире по капитализации, что заставляет рассматривать NASDAQ уже не как альтернативную площадку, а как отдельный феномен, имеющий в себе черты альтернативной площадки (более низкие требования для листинга, специализация на компаниях высокотехнологичных отраслей), однако уже «переросшей» этот статус.

Компании, размещающие свои бумаги на бирже NASDAQ являются лидерами в своих отраслях бизнеса, включая технологии, розничную торговлю, коммуникации, финансовые услуги, транспорт, медиа-услуги и биотехнологии. На NASDAQ размещаются только те компании, которые соответствуют приведенному выше отраслевому сегменту, так как с этой биржей работает определенная группа инвесторов, нацеленная только на данный сегмент.

Фактически все крупные компании из рынка электронной коммерции, а также другие высокотехнологичные компании, проводили свое IPO и имеют листинг на данной площадке. Среди них – Amazon, Alibaba, а также Microsoft, Cisco Systemsб Apple, Facebook, Google и многие другие. На данной площадке также прошло одно из самых успешных IPO российской интернет-компании Яндекс в 2011 году, когда было привлечено более $1,3 млрд. Также на данной площадке провело IPO СТС-Медиа.

На NASDAQ целевая группа инвесторов ориентируется не столько на текущие показатели компании при IPO, а, прежде всего, на потенциал ее развития. Наличие убытков – не препятствие для успешного размещения, что, в принципе, еще один раз показало и IPO OZON. Кроме того, на цену компании при IPO на данной площадке фактически не влияет заявленная дивидендная политика компании. С одной стороны, убыточная компания в принципе не может выплачивать дивиденды, с другой стороны, инвесторы на NASDAQ в основном рассчитывают на получение прибыли от роста котировок акций в будущем. Например, в проспекте эмиссии OZON прямо указано, что, по крайней мере в ближайшем будущем, компания не планирует выплачивать дивиденды.

Вторым и третьим фактором являются собственно стоимость листинга и требования биржи к компании. В целом, листинг на иностранных биржах обходится компаниям дороже, чем на российских. В таблице 3.1 приведена средняя стоимость проведения IPO на иностранных и российских биржах.

Таблица 3.1 — Сравнительная характеристика организационных издержек на IPO на российских и зарубежных площадках

  На российских площадках На зарубежных площадках
Услуги андеррайтера до 1–3% до 5–7%
Налоги 0,2%
Комиссионные издержки до $ 10 тыс. до 1–2%
PR-кампания $10–50 тыс. от $1 млн
Итого (% от объема раз­мещения) 2–4% 5–10%

 

Отметим, что, как было указано в п. 2.2, расходы OZON на андеррайтинг составили 5,83% от суммы привлеченных средств, что находится в пределах диапазона, указанного в таблице.

Среди основных требований бирж выделим следующие.

  1. Финансовые требования к компании и параметры ее размещения на бирже:

— требования к капитализации компании/размеру ее уставного капитала;

— минимальный процент акций, который должен быть размещен на торгах (как правило, не менее 25%);

— наличие прибыли за предыдущий период. Например, на NASDAQ таким требованием является наличие прибыли за три года в размере не меньшем, чем $11 млн. за три года. Вместе с тем, для NASDAQ-capital market (уровень биржи для компаний с низкой капитализацией- «small caр»), где собственно и прошло IPO OZON, такое требование отсутствует.

— требования к минимальному размеру денежного потока и/или размеру чистых активов.

  1. Аудиторские требования применительно к финансовой отчетности компании. Компания, как правило, должна иметь проаудированную отчетность, подготовленную по соответствующим стандартам (для США – US GAAP), по которой имеется положительное или условно-положительной аудиторское заключение, подготовленное сертифицированным аудитором.
  2. Юридические требования определяются законодательством той страны, где функционирует биржа. В частности, как правило, требуется одобрение проспекта эмиссии со стороны регулирующего органа (для США – комиссия по ценным бумагам – SEC).
  3. Требования к раскрытию информации включают список обязательных к опубликованию документов, включая проспект эмиссии.

Оценка потенциала роста компании после размещения зависит, в целом, от целевой группы инвесторов. На NASDAQ, как уже было отмечено выше, данный фактор является, по сути, главенствующим.

Многие компании (в данном случае OZON не исключение) применяют практику т.н. «двойного размещения», когда проходят одновременно на двух площадках. Основное преимущество двойного размещения – расширение круга потенциальных инвесторов и повышение ликвидности акций. Кроме того, одновременное размещение на иностранной и российской бирже позволяет создать канал перетока средств с одного рынка на другой. В настоящее время российский рынок уже не является полностью спекулятивным и позволяет привлечь достаточно значительные объемы денежных средств. Примером тому служат и недавние размещения крупных компаний исключительно на российских биржах (Совкомфлот, Самолет девелопмент и др.).

Как было отмечено выше, OZON провел IPO как на NASDAQ, так и на Московской бирже. Также, ADSs OZON прошли листинг и на Санкт-Петербуржской бирже.

В таблице 3.2 предпринята попытка обобщения основных преимуществ проведения IPO на иностранных и российских биржах.

Таблица 3.2 — Преимущества проведения IPO на российских и иностранных биржах [15]

Российские площадки Иностранные площадки
Большой потенциал рынка из-за избытка свободной ликвидности у внутренних инвесторов и притока иностранных денежных средства;

Менее жесткие процедуры выходы на рынок и требования к раскрытию информации;

Проведение размещения в более короткие сроки и с меньшими затратами;

Требования о происхождении листинга в России перед выпуском АДР/ГДР;

Более низкая стоимость размещения, издержки могут отличаться в два и более раз;

Размещение реализуется в более короткие сроки (в РФ – от 3–4 до 6–12 месяцев;

Возможность повысить узнаваемость компании;

Российский рынок не является закрытым для зарубежных инвесторов.

Более широкий круг инвесторов (как институциональных, так и частных);

Большая открытость перед инвесторами, обусловленная как требованиями бирж, так и общей корпоративной культурой;

Улучшение международной репутации (как среди инвесторов, так и среди потребителей продукции);

Иностранный рынок обладает крупным инвестиционным капиталом;

Развитый фондовый рынок, который предоставляет высокую ликвидность размещенным эмитентам ценных бумаг;

Перенос странового риска – риск ложиться на международных инвесторов.

 

 

Очевидно, что двойное размещение позволяет воспользоваться преимуществами как российских, так и иностранных площадок одновременно.

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф