Скоро защита?
Меню Услуги

Оценка конкурентоспособности гостиничных предприятий

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЦЫ «ХОЛИДЕЙ ИНН ЛЕСНАЯ»
1.1 Основные характеристики предприятия
1.2 Оценка конкурентоспособности Холидей Инн Лесная
1.3 Мероприятия гостиницы Холидей Инн Лесная по повышению конкурентоспособности
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Понятие и сущность конкурентоспособности в гостиничном бизнесе
2.2 Методы оценки конкурентоспособности гостиничного предприятия
2.3 Сравнение способов повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий
2.4 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности компании
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ
3.1 Оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В рыночных условиях важным вопросом является повышение конкурентоспособности отечественных предприятий не только с целью усиления собственных позиций на местном рынке, но также с целью выхода на рынок мировой. Менеджмент конкурентоспособности выпускаемой компанией продукции в условиях рынка представляет собой важную задачу, и только освоение рынков аналогичной конкурентоспособной продукции обеспечивает данной компании возможность эффективно действовать.
Решение вопросов, связанных с уровнем конкурентоспособности выпускаемого товара неразрывно связано с уровнем конкурентоспособности всей компании, в силу чего представляется необходимым сформировать надлежащие условия для внедрения на предприятии соответствующих методов повышения конкурентных преимуществ товара, в число которых могут входить: сокращение производственных издержек, использование лучших материалов, совершенствование технических характеристик изделий, их дизайна и т.п., а также проведение сертификации. Следует выбирать оптимальные способы повышения конкурентоспособности товара для конкретной организации, чтобы пути решения проблемы выбирались более точно и адекватно.
Проблемы повышения конкурентоспособности товара среди отечественных и зарубежных исследователей освещали в своих трудах следующие авторы: Юданова А, Гельваноский М., Кардаш В., Фатхудинов Р., Кочетова Е., А. Смит, И. Кирунер, Д. Мур, М. Портер, в работах которых раскрываются многие способы повышения анализируемого показателя; однако в указанной сфере по-прежнему есть вопросы, требующие более глубокого изучения.
Цель ВКР заключается в управлении конкурентоспособностью предприятия на рынке гостиничных услуг на примере ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная».
На основании цели можно выделить основные задачи исследования:
• изучение понятия и сущности «конкурентоспособность»;
• анализ методов оценки и путей повышения конкурентоспособности компании;
• изучение основных критериев и показателей оценки конкурентоспособности компании;
• изучение организационно-экономической характеристики ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная»;
• проведение анализа внутренней и внешней среды ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная»;
• проведение оценки рыночного положения ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная»;
• разработка путей совершенствования конкурентоспособности ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная»;
• проведение оценки влияния разработанных мероприятий на показатели деятельности предприятия.
В настоящей работе объект исследования представляет современное российское предприятие.
В свою очередь, предмет изучения составляют экономические отношения, которые возникают в ходе экономической деятельности в аспекте формирования конкурентоспособности гостиничного предприятия.
Информационная база исследования включает в себя: профессиональную учебную и методическую литературу отечественных экономистов, статистические данные, а также финансовую отчетность предприятия ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная».
Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в том, что разработанные в нём выводы в дальнейшем могут быть использованы в работах, направленных на решение проблем повышения уровня конкурентоспособности предприятия. В свою очередь, практическая значимость исследования обусловлена тем, что предложенные в рамках работы мероприятия, направленные на повышение уровня конкурентоспособности компании могут быть использованы в реальной хозяйственной практике, поскольку они способны обеспечить надлежащий уровень конкурентоспособности и финансовой устойчивости, а также перспективность предприятия в деловом сотрудничестве на рынке.

ГЛАВА 1. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЦЫ «ХОЛИДЕЙ ИНН ЛЕСНАЯ»

1.1 Основные характеристики предприятия

В отеле «Холидей Инн» в центре Москвы можно сочетать работу и отдых. Профессиональный и доброжелательный персонал отеля Холидей Инн Москва Лесная делает все возможное для комфортного пребывания гостей. Приоритеты гостиницы — это идеальный сервис, инновационное видение жизни и внимание к деталям. Будучи практикантом в отеле Холидей Инн Москва Лесная, можно по достоинству оценить как расположение гостиницы в центре Москвы, так и широкий набор услуг и дополнительных возможностей, среди которых бесплатный доступ к Wi-Fi в номерах и общественных зонах отеля.
Полный перечень услуг, предоставляемый отелем: бесплатный Wi-Fi; банкомат; обмен валюты; заказ такси; сувенирный магазин; бизнес-центр; услуга по подносу багажа; 24 часовой спортзал; хранение багажа; гараж и парковка; залы для мероприятий; услуга «Разбудите меня»; бар Red&White; ресторан Red&White; воскресный бранч; машина для чистки обуви; размещение с животными; индивидуальный кондиционер; ежедневная уборка номера; сейф в номере; меню подушек; ортопедический матрас; фен; тапочки и халаты; косметическое зеркало; 24 часовой заказ еды в номер; завтрак шведский стол; бесплатное питание для детей; химчистка; прачечная; доступность для гостей с ограниченными возможностями.
Номерной фонд гостиницы Холидей Инн:
· 1 категория (Стандартный номер) — площадь: 25 м2/Расположение: 2-7 этаж, 10-11 этаж;
· 1 категория (Улучшенный номер) — площадь: 30 м2/Расположение: 2-6 этаж;
· 1 категория (Представительский номер) — площадь: 25 м2/Расположение: 7,10 и 11 этажи;
· Люкс — площадь: 48 м2/Расположение: 3-7, 10 и 11 этажи;
· Представительский люкс — площадь: 48 м2/Расположение: 8 и 9 этаж.

Рассмотрим организационную структуру предприятия. Организационная структура — линейная.
Представим ее на рисунке 1.

Рисунок 1 -Организационная структура ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная»
Персонал – это 9 человек. То есть, штат сотрудников – небольшой.
Штатное расписание работников представим в таблице 1.

Таблица 1 – Штатное расписание работников

Должность Кол-во Ставка
Администрация
 Исполнительный директор 1 35 000р.
 Гл. бухгалтер 1 22 000р.
Кухня
Шеф-повар 1 20 000р.
 Повар 1 15000 р.
Кух. работник 1 11 700р.
Зал
Управляющий 1 25 000р.
Администратор 1 18 000р.
Официант  2 14 000 р.

В  организации уделяют значительное внимание постоянному совершенствованию квалификации каждого из своих сотрудников, поощряя участие в семинарах и тренингах, обеспечивая возможность посещения    мероприятий различного уровня.

У исполнительного директора — два высших образования, подтвержденных, в том числе, и международными стандартами.

Площадь производственного помещения – 80 кв. м.

Результаты производственно-хозяйственной деятельности представлены в таблице 2 (по данным Приложения 1 и Приложения 2).

Таблица 2 — Результаты производственно-хозяйственной деятельности ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная», 2016-2018 гг.

№ п/п 2016 2017 Изменения 2018 Изменения
2017 к 2016г. 2018 к 2017г.
(+/-) в % (+/-) в %
Чистая прибыль, млн. руб. 209,90 371,90 162,00 77,18 302,30 -69,60 -18,71
Выручка, млн. руб. 260,01 242,88 -17,13 -6,59 259,20 16,32 6,72
Себестоимость, млн. руб. 15,60 17,80 2,20 14,12 21,90 4,10 23,01
Стоимость активов, млн. руб. 1296,28 1755,50 459,22 35,43 2023,18 267,68 15,25
Стоимость собственного капитала, млн. руб. 864,18 1134,10 269,92 31,23 1301,25 167,15 14,74
Стоимость производственных фондов, млн. руб. 937,31 1163,16 225,85 24,10 1159,50 -3,66 -0,31
Рентабельность продаж, % 80,72 153,11 72,40 89,69 116,63 -36,49 -23,83
Рентабельность затрат, % 1345,56 2089,22 743,66 55,27 1380,59 -708,63 -33,92
Рентабельность активов, % 16,19 21,18 4,99 30,84 14,94 -6,24 -29,47
Рентабельность собственного капитала, % 24,29 32,79 8,51 35,02 23,23 -9,56 -29,15
Рентабельность производственных фондов, % 22,39 31,97 9,58 42,79 26,07 -5,90 -18,46

 

Как видно из таблицы 2, рентабельность компании ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная» к 2018 г. снизилась по всем показателям в связи с уменьшением чистой прибыли на 18,71%. Снижение чистой прибыли вызвано динамикой мировых цен и мировыми санкциями в отношении РФ.

 

1.2 Оценка конкурентоспособности Холидей Инн Лесная

Оценку конкурентоспособности ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная» осуществим с применением метода рейтинговой оценки. Для сравнения компаний будем использовать предприятия-аналоги ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная». К крупнейшим российским предприятиям данной отрасли относятся:

  • PEOPLE Red Square Готель;
  • Jedi Хостел;
  • Гостиница Измайлово Бета;
  • Отель Вечный Зов.

Исходную информацию по финансовым показателям за 2017г. компании ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная» и компаний-аналогов представим в Приложении 3.

Исходные показатели соотнесем с эталонным показателем и получим относительные показатели финансового состояния, которые отобразим в Приложении 4.

Для анализируемых предприятий определим значение рейтинговой оценки.

Для ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная»: .

Для PEOPLE Red Square Готель: 28.

Для Jedi Хостел: .

Для Гостиница Измайлово Бета: .

Для Отель Вечный Зов: .

Расположим компании в порядке убывания рейтинговой оценки в таблице 3.

Таблица 3 — Оценка конкурентоспособности ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная»

Компании Интегральный показатель Рейтинговая оценка
Отель Вечный Зов 1,1888 1
Jedi Хостел 1,1858 2
Гостиница Измайлово Бета 1,1762 3
ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная» 1,1744 4
PEOPLE Red Square Готель 1,1729 5

 

Исходя из оценки конкурентоспособности компании ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная» можно сделать вывод о том, что данная организация занимает предпоследнее место в пятерке компаний данной отрасли. Компания ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная» заняла неблагоприятную для себя позицию вследствие следующих негативных факторов ее финансовой оценки:

— завышенных показателей ликвидности, в частности коэффициентов абсолютной и промежуточной ликвидности, по которым можно судить о переизбытке финансовых ресурсов к компании и нерациональной структуре ее капитала;

— низким показателем финансового рычага, что говорит о недостаточном использовании заемных ресурсов компанией;

— низкими показателями рентабельности относительно аналогичных показателей компаний-конкурентов, что говорит о более низкой прибыльности деятельности предприятия.

1.3 Мероприятия гостиницы Холидей Инн Лесная по повышению конкурентоспособности

Для выделения проблем организационно-экономического механизма деятельности ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная» осуществим анализ организационно-экономического механизма деятельности компании.

SWOT — анализ компании ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная» отобразим при помощи таблице 4.

Таблица 4 — SWOT- анализ ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная»

Возможности Сильные стороны
1. Мировая тенденция к увеличению потребности в гостиничных услугах.

2. Оказание новых услуг досуга на внутреннем рынке.

3. Более глубокое проникновение на международный рынок.

4. Открытие филиалов в отдаленных от города местностях.

1. Монополист на рынке гостиничных услуг  конкретных регионах страны и зарубежья.

2. Разветвленная инфраструктура.

3. Высокий уровень квалификации сотрудников.

4. Широкий список потребителей (постоянных клиентов)

 

Угрозы Слабые стороны
1. Большое количество конкурентов.

2. Увольнение ценных сотрудников по собственному желанию.

3. Низкая покупательная способность населения РФ.

4. Экономический кризис в стране.

1. Отсутствие единой информационной системы.

2. Неэффективная эксплуатация некоторых направлений деятельности.

3. Неэффективная работа маркетинговых служб.

 

SWOT — анализ показывает, что продукция компании достаточно конкурентоспособна, так как предприятие обладает большим количеством сильных сторон: высокий уровень квалификации сотрудников ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная», широкий список потребителей (постоянных клиентов). Также были выявлены отрицательные моменты, такие как: отсутствие единой информационной системы, неэффективная эксплуатация некоторых направлений деятельности. Для компании появляются возможности предоставления различных сопутствующих гостиничных услуг на внутреннем рынке, открытие филиалов в отдаленных от города местностях. Угрозами фирмы будут являться большое количество конкурентов, увольнение ценных сотрудников по собственному желанию.

На основании возможностей и сильных сторон разработает стратегии развития компании по преодолению ее угроз и слабых сторон.

Обработка данных

Простейшая форма представления результатов SWOT-анализа — таблица, в которой фиксируются основные элементы по представленным четырем категориям. В каждом столбце выделим наиболее важные факторы, ранжированные по важности. Подчеркнем, что SWOT-анализ начинался с глубокого исследования рынка, гостиничной услуги, конкурентов и т. п. Его черновой вариант может иметь несколько десятков позиций, из которых в конце концов выбираются самые главные.

Далее составляем матрицу SWOT-анализа. Она содержит 4 раздела и 4 поля (таблица 5).

Таблица 5 — Матрица SWOT-анализа

Показатели Возможности:

1. Мировая тенденция к увеличению потребности в услугах компании.

2. Предоставление различных сопутствующих услуг на внутреннем рынке.

3. Более глубокое проникновение на международный рынок.

4. Открытие филиалов в отдаленных от города местностях

Угрозы:

1. Большое количество конкурентов.

2. Увольнение ценных сотрудников по собственному желанию.

3. Низкая покупательная способность населения РФ.

4. Экономический кризис в стране.

Сильные стороны:

1. Монополист на рынке.

2. Разветвленная инфраструктура.

3. Высокий уровень квалификации сотрудников.

4. Широкий список потребителей (постоянных клиентов)

Поле «СиВ» Поле «СиУ»
Слабые стороны:

1. Отсутствие единой информационной системы.

2. Неэффективная эксплуатация некоторых направлений деятельности.

3. Неэффективная работа маркетинговых служб в регионах.

Поле «СЛиВ» Поле «СЛиУ»

 

Слева выделяются разделы сильных и слабых сторон, в которые вносятся все выявленные на первом этапе анализа характеристики библиотеки. В верхней части матрицы выделяются разделы возможностей и угроз, выявленных на втором этапе. На пересечении разделов образуются поля для дальнейшего исследования:

  • СиВ (сила / возможности);
  • СиУ (сила / угрозы);
  • СЛиВ (слабость / возможности);
  • СЛиУ (слабость / угрозы).

Из матрицы очевидно, что наиболее благоприятные возможности деятельности компании открывает поле СиМ. Данное поле позволяет использовать сильные стороны, чтобы получить отдачу от имеющихся возможностей. Эта комбинация образует стратегию развития. В нашем случае главный упор следует сделать на внедрении новейших технологий для качественного обеспечения потребностей клиентов. Следует также обратить внимание на расширение ассортимента услуг и сервисов на основе маркетинговых подходов. Явным преимуществом нашей компании является наличие стабильной команды профессионалов.

Поле СЛиВ позволяет за счет возможностей пытаться преодолеть имеющиеся у компании слабости. Эта комбинация образует стратегию внутренних преобразований крайней мере в двух проблемных сферах — материально-технической базы и кадров.

Одним из решений нехватки рабочих площадей является анализ эффективности использования имеющихся подразделений компании с целью выявления возможного потенциала или их реструктуризации. Высокий возрастной ценз сотрудников можно снизить за счет привлечения в компанию молодых специалистов, а психологические барьеры и стереотипы преодолеть путем профессионального развития персонала. Проблема недостаточного количества автоматизированных рабочих мест решается внедрением новой технологии WiFi-доступа в Интернет.

Поле СиУ предусматривает использование сил нашей компании для устранения возможных рисков. Эта комбинация используется как стратегия потенциальных преимуществ. Поддержка является залогом для преодоления угрозы ограниченности финансирования со стороны головного офиса компании. При постоянном росте цен и осложении обстановки в стране необходщимо развивать инновационные пути развития компании.

Поле СЛиУ — самое опасное для компании. Для него характерны слабость позиции самой компании и опасность возможных угроз. Эта комбинация рассматривается как ограничение стратегического развития. Так, экономическая нестабильность и недостаток средств является приговором для устаревшей материально-технической базы компании.

Для изучения потребительской удовлетворенности было опрошено 56 гостей, которым было предложено оценить важность составляющих работы компании (рисунок 2)

Рисунок 2 — Оценка важности составляющих услуг гостиницы

Из приведённых на рисунке данных можно заключить, что для гостей наиболее значимыми элементами услуги являются: любезный прием, чистота в зале, а также профессионализм сотрудника (по 12,85 процента); на 2-м месте оказался ассортимент предоставляемых предприятием услуг (12,34 процента), на 3-м – организация питания гостей (11,57 процента). Для посетителей наименьшим значением обладает, в свою очередь, географическое положение отеля (8,23 процента), а также наличие в меню бизнес-ланча (7,71 процента).

Основываясь на результатах проведенного анализа, можно определить в работе организационно-экономического механизма ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная» следующие проблемы:

  • отсутствие в организации единой информационной системы бухучета;
  • отсутствие эффективной системы мер, направленных на стимулирование трудовой деятельности персонала;
  • наличие определённых проблем с дебиторской задолженностью;
  • отсутствие разработанной рекламной политики, а также мер, направленных на продвижение предприятия в соответствующем сегменте рынка.

С целью оптимизации деятельности указанного механизма Обществу с ограниченной ответственностью «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная» предлагается:

  • ввести в организации единую информационную систему управленческого учета;
  • разработать эффективную систему мер по стимулированию трудовой деятельности сотрудников;
  • разработать комплекс мероприятий, направленных на управление дебиторской задолженностью;
  • реализовать комплекс маркетинговых мероприятий для Общества с ограниченной ответственностью «Моспромстрой Отель Менеджмент» Холидей Инн Лесная».

 

 

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1 Понятие и сущность конкурентоспособности в гостиничном бизнесе

Понятие конкуренции в гостиничном бизнесе представляет собой органическую составляющую деятельности рынка гостиничного сервиса, а также обязательное условие его нормального функционирования. Именно конкуренция выступает в качестве фактора, ставящего различные компании перед выбором, побуждающего их ориентироваться на рыночные потребности. Конкуренция представляет собой движущую силу общественного развития, а также основное средство обновления и повышения качества предлагаемого продукта. [1, c.432]. В соответствии с маркетинговой концепцией, предприятия для достижения конкурентных преимуществ разрабатывают определённые предложения, способные удовлетворить запросы ЦА в большей степени, нежели предложения конкурирующих предприятий. В маркетинговых стратегиях должны, таким образом, учитываться не только запросы потребителей, но и стратегии, разрабатываемые конкурентами. В данном направлении первым этапом деятельности является проведение анализа конкурентов, вторым – формирование конкретных стратегий, дающих предприятию возможность занимать в конкурентной борьбе прочные позиции и приобретать максимальные преимущества. [2, c.368].

Поддубный И.А. утверждает, что «конкурентоспособность — это потенциальная или уже реализованная способность экономического субъекта к функционированию в релевантной внешней среде, основанная на конкурентных преимуществах и отражающая его позицию в отношении конкурентов» [3, c.336]. Фатхутдинов Р.А. утверждает, что «конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [4, c.256]. Петров В.А. считает, что «конкурентоспособность — внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, которая проявляется в процессе конкуренции и позволяет найти свою нишу в рыночном хозяйстве для расширенного воспроизводства и получения прибыли от хозяйственной деятельности» [5, c.176].

По мнению Кругловой М.Ю., «конкурентоспособность предприятия — это система экономических категорий, элементами которой является конкурентоспособность продукции и финансовая конкурентоспособность. Это экономическая категория, с помощью которой оказывается преимущество определенного производителя по уровню удовлетворенности потребителей продукцией, с учетом эффективности финансово-хозяйственной деятельности» [6, c.336].

Конкурентоспособность, таким образом, представляет собой основу для определения позиции предприятия на рынке среди прочих аналогичных организаций. Принимая во внимание мнения ведущих экономистов, а также такие требования к формулировке определений, как простота, ясность и краткость, можно вывести следующее заключение: конкурентоспособность представляет собой способность хозяйствующего субъекта к приобретению определённой позиции на рынке и удовлетворению потребительских запросов.

По другому классификационному признаку исследование конкурентоспособности проводится на базе анализа, носящего статический или динамический характер; в первом случае принято считать, что конкурентоспособность организации складывается на базе имеющихся у него ресурсов и предпринимательского потенциала, во втором – что она формируется на основе процессов. В приведённой ниже таблице 6 представлены определения данного понятия, на которые чаще всего ссылаются российские и зарубежные исследователи. [7, c.424]

Таблица 6 — Распределение наиболее употребляемых определений конкурентоспособности предприятия согласно классификации Д. Депперу и Д. Сератто

Трактовка сущности понятия Подход к анализу конкурентоспособности
Статический (ресурсы и способности) Динамический (процессы)
Как двигатель хозяйственной деятельности 1. Конкурентоспособность включает эффективность (достижение целей с минимальными затратами) и результативность (постановку правильных целей);

2. Возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка;

3. Сравнительные преимущества, которыми обладает конкретное предприятие по отношению к другим предприятиям, которые являются конкурентами на рынке товаров и услуг;

4. Совокупность возможностей предприятия (производственных, инновационных, кадровых, ресурсных) в различных сферах деятельности, взаимодействующих между собой в определенных способ;

5. Сравнительное преимущество относительно других фирм данной области внутри страны и за ее пределами;

6. Знание свойств, которые создают преимущества для субъекта экономического соревнования.

1. Основной признак, характеризующий наличие и развитие предприятием совокупности материальных и финансовых возможностей, которые обусловливают его способность к эффективной работе на рынках продажи своей продукции;

2. Реальная и потенциальная способность, а также возможность предприятия проектировать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам привлекательнее аналогичных товаров внешних и внутренних конкурентов (European Management Produce and Market, Institute of Management and Development);

3. Способность фирмы проектировать, производить и/или реализовать товары, которые по ценовым и неценовыми характеристиками привлекательнее, чем товары конкурентов;

4. Способность предприятия к адекватной модернизации и переориентации производства в соответствии с жизненным циклом товара;

5. Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности в сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке;

В результате использования конкурентных преимуществ 1. Совокупность отличных от аналогов качественных и стоимостных характеристик, которые обеспечивают потребности потребителей;

2. Наиболее общий показатель эффективности экономического субъекта, который определяет его потенциал в конкурентной борьбе.

1. Относительная характеристика, отражающая различия процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами, так и по эффективности производственной деятельности.

 

Осуществление любой хозяйственной деятельности требует использования соответствующих ресурсов и способностей. В то же время, следует заметить, что только их наличие не является залогом конкурентоспособности предприятия. Обобщая выводы ученых, можно сказать, что ресурсы и способности являются источником конкурентных преимуществ, а сама конкурентоспособность представляет собой результат использования последних, который можно идентифицировать и проанализировать только путем его количественной оценки. Следовательно, при определении конкурентоспособности необходим учет всех ее вышеупомянутых характеристик, а именно [8, c.320]:

  • зависимости от конкурентных преимуществ и их источников;
  • преобразования конкурентных преимуществ фирмы на ее конкурентоспособность;
  • количественное выражение конкурентоспособности.

Но при этом большинство определений, что следует из данных, приведённых в таблице выше, затрагивают только один (в лучшем случае – несколько) из перечисленных аспектов. [9, c.286]

Конкурентоспособность исследователи рассматривают также в разрезе настоящего либо одновременно настоящего и будущего времени. Текущий уровень эффективности предприятия на настоящий момент, вне сомнений, не сможет уберечь его в дальнейшем от банкротства. Это обуславливает тот факт, что потенциальные конкурентные преимущества предприятия не менее значимы (в ряде случаев – даже более), нежели уже имеющиеся. [10, c.502] То есть по-настоящему конкурентоспособным является только то предприятие, которое на протяжении долгого времени сохраняет (или способна сохранять) высокий уровень конкурентоспособности. Данная концепция, вместе с тем, рассматривает исключительно статические элементы результатов использования конкурентных преимуществ организации, не принимая во внимание степень их стабильности, обуславливающую динамику, т.е. развитие конкурентоспособности предприятия. Анализ конкурентоспособности поэтому, что очевидно, должен проводиться на основе оценки ее динамических показателей (реальных изменений, тенденций и пр.).

Дальнейшее установление природы понятия конкурентоспособности предлагается проводить в 2 этапа [11, c.564]:

1) выделение родового понятия (т.е. более широкого по охвату, нежели анализируемое);

2) определение характерных признаков, отличающих данное понятие от прочих входящих в родовой комплекс понятий; экономисты выделяют следующие родовые понятия, близкие к конкурентоспособности:

  • способность компании;
  • возможности (потенциал) компании;
  • свойства компании;
  • признак, который характеризует те или иные процессы (предметы, явления);
  • комплекс характеристик, отличающих объект от аналогов;
  • относительная характеристика отличия объекта от аналогов.

Самым распространенным в исследовательской среде является увязывание конкурентоспособности с конкретными способностями компании; комментируя данную позицию, необходимо отметить, что любая способность первична по отношению к формируемому ею соответствующему результату. [12, c.152] Если говорить именно о конкурентоспособности, то она представляет собой результат экономической деятельности предприятия, возникая в ходе использования определённой способности; на практике это значит, что, наряду с ресурсами предприятия, его способности представляют собой не сущность конкурентоспособности, но источник её возникновения. Кроме того, при исследовании анализируемого понятия с указанных позиций можно прийти к заключению о том, что организация может либо быть, либо не быть конкурентоспособной, т.к. способность может либо присутствовать, либо отсутствовать. Все решает в действительности не только присутствие способности как таковой, но также эффективность её использования. Несколько ложный характер носит также отождествление конкурентоспособности с потенциалом компании; даже если у последней имеются определенные возможности, она может не использовать их либо использовать не в полной мере. В свою очередь, это влечёт за собой снижение уровня конкурентоспособности либо полную её утрату. Поэтому представляется уместным в двух вышеописанных случаях говорить о реализации (или степени реализации) той или иной способности. [13, c.320]

Подытоживая вышеперечисленное можно сделать выводы о том, что определение понятие конкурентоспособности предприятия учитывать то, что оно [14, c.176]:

1) представляет собой характеристику предприятия;

2) образуется в результате формирования и дальнейшего содержания и использования устойчивых конкурентных преимуществ;

3) является формой проявления степени реализации способности (способности) эффективно конкурировать (количественная оценка).

2.2 Методы оценки конкурентоспособности гостиничного предприятия

Для поддержания своей конкурентоспособности компании должны непрерывно разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии, т.е. для оценки позиции предприятия ему следует сравнивать свои ресурсы, продукцию, цены и каналы продаж, а также мероприятия по стимулированию сбыта с теми же показателями у наиболее близких конкурентов, чтобы иметь возможность планировать свои доходы и возможные убытки. С целью определения в конкурентной борьбе конкретной позиции рассматриваются 5 конкурентных сил, которые детерминируют привлекательность отрасли в целом, а также позиции в данной отрасли конкретного предприятия: [22, c.352]

1) возникновение новых конкурентов; в ходе проведения оценки данной угрозы следует придерживаться такого понятия, как входной барьер рынка, высота которого должна приниматься во внимание как компаниями внутри отрасли, так и теми, которые ещё только собираются в неё вступить. Высота барьера детерминирована следующими факторами: экономика масштабов, фиксированные расходы, привычность торговой марки, доступ к отраслевой системе и системе товародвижения, расходы на новые основные фонды предприятия, наличие опыта в выпуске продукции данного вида, а также возможные действия функционирующих в отрасли компаний;

2) риск замены имеющегося продукта новыми; здесь необходимо принимать во внимание конкретные свойства и стоимость продукта-заменителя в сравнении с «традиционной» продукцией, а также стоимость перехода к использованию новой продукции, которая может быть весьма высока. Следует также уделять внимание тому, насколько потребитель заинтересован в замене привычного продукта.

3) устойчивость позиции поставщиков; для анализа данного показателя следует исходить из следующих факторов: качество и разнообразие ассортимента предлагаемой продукции (услуг), объемы закупаемой у поставщиков продукции, возможность смены поставщиков;

4) устойчивость потребительских позиций; в ходе проведения анализа конкурентоспособности компании данный показатель имеет крайне важное значение, поскольку он, наряду с предыдущим, является главным объектом конкуренции. Позиция покупателей определяется наличием возможности перехода к использованию другой продукции, а также связанными с этим переходом затратами и объемом закупок;

5) конкуренция между производителями в рамках отрасли; это самое обширное из рассматриваемых понятий. Все предприятия, в соответствии с их позициями в конкурентной борьбе, могут быть разделены на следующие 4 категории – лидер рынка, т.е. предприятие, владеющее максимальной долей в отрасли; претендент на лидерство, т.е. предприятие, борющееся за расширение своей рыночной доли и/или вхождение в категорию лидеров; рыночный последователь, т.е. предприятие, проводящее политику подражания рыночным лидерам и предпочитающее сохранять собственную долю рынка, не предпринимая рискованных действий; предприятие, действующее в собственной рыночной нише, т.е. обслуживающее те сегменты рынка, которые были не замечены или не приняты в расчёт конкурентами.

Приведённая классификация в полной мере раскрывает возможные проявления рыночной конкуренции, начиная от позиции вхождения и заканчивая лидерством на определённом рынке. Анализ указанных конкурентных сил дает, таким образом компании возможность обобщить данные, касающиеся его преимуществ и недостатков в сравнении с конкурентами. [23, c.176]

Таким образом, для наиболее полной оценки уровня конкурентоспособности предприятия следует всесторонне оценивать его влияние на отрасль, в рамках которой оно действует. Нельзя пренебрегать также такими факторами, как влияние на отрасль государства и его внешней политики в отношении товарного рынка. В данной ситуации государство выступает как регулятор отношений рыночной конкуренции, призванный обеспечить контроль рынка, но лишённый при этом возможности оказывать непосредственное влияние на конкурентные позиции того или иного предприятия. [24, c.256]

Для эффективной деятельности на рынке любой компании следует на регулярной основе проводить оценку уровня конкурентоспособности данной компании, которая позволяет установить сильные и слабые стороны данной компании, выявить её скрытый потенциал и, соответственно, оптимизировать, насколько возможно, её стратегию деятельности. Конкурентоспособным может быть только предприятие, обладающее конкурентными преимуществами при условиях соблюдения оптимального места и времени, а также способностью к приобретению и укреплению таких преимуществ. Под конкурентоспособностью компаний, таким образом,  подразумевается: [25, c.192]

  • процесс, в ходе которого рыночные игроки, стремясь реализовать свои интересы, пытаются предложить потребителю цену, качество или прочие свойства продукта, более выгодные, нежели у конкурентов;
  • наличие у организации способности к устойчивому развитию в долгосрочной перспективе, её стремление к содержанию и расширению доли рынка;
  • способность предприятия к повышению внутренней эффективности деятельности посредством укрепления своей рыночной позиции;
  • наличие способности достигать конкурентных преимуществ, а также поддерживать их на нужном уровне.

Наиболее распространенным методом определения конкурентоспособности предприятий является методика, основанная на теории эффективной конкуренции. Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб как системы. На эффективность деятельности каждой службы влияет много факторов. Оценка эффективности каждого подразделения предусматривает оценку эффективности использования ресурсов, которые им предоставляются. Рассмотрим следующие показатели оценки конкурентоспособности компании [26, c.328]:

  • показатели эффективности производственной деятельности;
  • показатели эффективности финансового положения;
  • показатели сбыта;
  • показатели конкурентоспособности и цены.

Рассмотрим их более подробно при помощи таблицы 7.

Таблица 7 – Показатели оценки конкурентоспособности

Критерии и показатели конкурентоспособности Роль показателя в оценке Правило расчета показателя
Конкурентоспособность по показателям эффективности производственной деятельности
Относительный показатель затрат на единицу продукции (В) Отражает затраты при производстве продукции В = валовые расходы/объем производства продукции
Относительный показатель фондоотдачи (Ф) Характеризует эффективность использования основных производственных фондов Ф = объем выпуска продукции/стоимость основных производственных фондов
Относительный показатель рентабельности продукции (Рп) Характеризует степень прибыльности продукции Рп = прибыль от реализации * 100/полная себестоимость продукции
Относительный показатель производительности труда (ПП) Отражает степень организации производства и использования рабочей силы Пп = объем производства продукции/среднегодовую численность работников
Конкурентоспособность по показателям финансового положения
Коэффициент автономии (Ка) Характеризует независимость предприятия от внешних источников финансирования Ка = собственные средства / общая сумма источников финансирования
Коэффициент платежеспособности (п) Отражает способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства и

определяет вероятность банкротства

Кп = собственный капитал / общие обязательства
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кл) Показывает качественный состав средств, являющихся источниками покрытия текущих обязательств Кл = денежные средства и быстрореализуемым ценные бумаги / краткосрочные обязательства
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко) Анализирует эффективность использования оборотных средств Ко = выручка от реализации / среднегодовой остаток оборотных средств
Конкурентоспособность по показателям сбыта продукции
Рентабельность продаж (Рп) Характеризует прибыльность предприятия на рынке, правильность установления цен Рп = прибыль от реализации х 100 / объем продаж
Коэффициент затоваренностью готовой продукцией (Кз) Отражает степень затоваренности готовой продукцией.

Рост показателя свидетельствует о падении спроса

Кз = объем нереализованной продукции/объем продаж
Коэффициент загрузки производственных (км) Показывает деловую активность предприятия, эффективность работы службы сбыта Км = объем выпуска продукции / производственная мощность

 

В первую группу объединены показатели, которые характеризуют активность управления производственным процессом: экономические показатели производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления продукции, организация труда на производстве. Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития организации в будущем. К третьей группе относятся показатели, которые позволяют получить представление об эффективности управления сбытом продукции на рынке. К четвертой группе относятся показатели конкурентоспособности продукции (КТ) и его цена. Эти показатели характеризуют способность продукции предприятия удовлетворять потребности потребителей в соответствии с ее назначением [29, c.432].

Такой расчет уровня конкурентоспособности аккумулирует в себе наиболее важные оценки хозяйственной деятельности предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и эффективно получить картину состояния предприятия на отраслевом рынке. Рассмотренный метод имеет явные преимущества. Он является удобным для использования при исследовании конкурентоспособности производственного предприятия, охватывает основные направления деятельности такой организации. Вместе с тем в его основу заложена экспертная оценка показателей весомости каждого коэффициента, а такая оценка не может считаться абсолютно достоверной [30, c.304].


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф