Скоро защита?
Меню Услуги

Оценка конкурентоспособности торгового предприятия и пути ее совершенствования

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Сущность конкуренции, конкурентоспособность предприятия
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
1.3 Особенности конкурентоспособности предприятий торговли
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»
Глава 3 Формирование конкурентной стратегии предприятия
3.1 Конкурентоспособность ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»
3.2 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»
3.3 Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий
Глава 4. Классификация и формирование ассортимента инструментов ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»
4.1 Состояние рынка инструмента
4.2 Классификация инструмента
4.3 Структура ассортимента инструментов в ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»
4.4 Показатели безопасности
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Введение

Вопрос конкурентоспособности актуален уже на протяжении многих лет. Рост деловой активности и появление стратегических неожиданностей в настоящее время ведут к обострению необходимости поиска перспективного направления развития предприятия.
Основной причиной огромного интереса многих ученых и практиков к данному вопросу является то, что конкурентоспособность оказывает существенное влияние на достижение основной стратегической цели деятельности предприятия, а именно увеличение объема продаж товаров, услуг и, соответственно, максимально возможное увеличение прибыли.
В научных разработках отечественных и зарубежных авторов значительное место уделяется именно проблемам создания конкурентных преимуществ, оценке конкурентоспособности предприятий, а также методам ее повышения. Исследование данных проблем очень значимы, не смотря на этот факт, оценка конкурентоспособности во многих случаях носит субъективный характер и не дает ее количественного значения.
Опираясь на закон РФ «О защите конкуренции» гл. 1 ч. 4, можно привести следующее определение конкуренции: «конкуренция–соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»[1].
Как известно, конкуренция является одной их главных черт рыночного хозяйства, поэтому возникает необходимость адаптации к условиям конкуренции предприятий всех отраслей народного хозяйства. Условия окружающей среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы. В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не отдельно от других фирм, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка[2, с. 37].
У любой фирмы есть конечная цель, чаще всего, — это победа в конкурентной борьбе. Очень важно одержать победу не разовую и не случайную, победа должна быть закономерным итогом своевременных, постоянных, а также грамотных усилий фирмы.
На сегодняшний день наблюдается высокая конкуренция в отрасли торговли. Это отражается не только в росте рынка услуг, количества открываемых фабрик, магазинов, но и в положительной динамике требований к предприятиям торговли со стороны клиентов, люди становятся все более разборчивыми к качеству и количеству предлагаемых услуг в этой сфере. Именно поэтому, для коммерческого успеха предприятия торговли необходимо иметь высокую конкурентоспособность[4, с. 76].
Объектом исследования работы является организация ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ».
Предмет исследования—конкурентоспособность предприятия ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ».
Цель выпускной квалификационной работы — проведение анализа конкурентоспособности предприятия торговли ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» и разработка на его основе стратегий, способствующих повышению конкурентоспособности компании.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо выполнение следующих задач:
1. Дать определение конкурентоспособности.
2. Рассмотреть особенности конкурентоспособности предприятий торговли.
3. Выявить методы оценки конкурентоспособности;
4. Дать характеристику деятельности предприятия ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ».
5. Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ».
6. Используя методы и критерии оценки конкурентоспособности оценить конкурентоспособность ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» на рынке торговли.
7. На основе анализа разработать мероприятия, по повышению конкурентоспособности ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ».
Источниковую базу данного исследования составляют источники следующих групп:
— современное отечественное законодательство;
— учебная, методическая литература и монографиитаких авторов, как: Егорова Л. С., Котлер Ф., Крюков А.Ф., Магомедов Ш. Ш., Фатхутдинов Р. А., Шаповалов В.А. и др.;
— статьи в специализированных периодических изданиях: «Маркетинг в России и за рубежом»«, «Управление конкурентоспособностью предприятия» и другие.
— учетная и финансовая документация ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ».
Решение поставленных задач требовало использование таких методов исследования, как: изучение и анализ теоретической литературы по данной тематике, анализы, опросы, наблюдение, анкетирование и интервью, метод экспертных оценок, системный подход, статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез, аналитический и другие современные методы познания.

Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия

1.1 Сущность конкуренции, конкурентоспособность предприятия

Понятие конкуренции вошло в экономическую теорию из бытового языка, и в течение длительного времени это слово обозначало только независимое соперничество двух и более лиц. Именно поведенческий подход к трактовке категории конкуренции изначально установился в экономической литературе. Конкуренцию рассматривают через внутреннее свойство человека, присущее его натуре, которое естественным образом проявляется и в экономическом поведении людей, стремящихся к соперничеству [22, с. 13].
Конкуренция относится к экономическим категориям, сущность которых не имеет однозначного толкования. По мере становления и развития экономической мысли в содержании понятия «конкуренция» отражались различные аспекты.
Слово «конкуренция» берет свои корни от латинского слова «concurrentia», означающие «столкновение», «состязание».
По мнению А.Смита, одного из основоположников современной экономической теории, конкуренция, представляет собой совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Следовательно, конкуренция – это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества[22, c.13].
М.Портер, считает что: «Конкуренция — главный фактор, который определяет, станет компания успешной либо потерпит крах. Именно в ходе конкуренции становится ясно, насколько инновации компании, выработка общей корпоративной культуры или реализация выбранной стратегии способствуют ее эффективности» [20, с 24].
Конкуренция и конкурентная борьба являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.
Благодаря конкуренции на рынке обеспечивается:
• наилучшее согласование планов производства товара (услуг) производителей с потребностями потенциальных покупателей;
• наиболее эффективное расходование разного вида ресурсов, используемых при производстве готовой товара (оказании услуг); • распределение доходов (прибыли) между товаропроизводителями в соответствии с достигнутыми ими конечными экономическими и финансовыми результатами предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Из общей экономической теории известно, что любой рынок, зависимо от своей принадлежности, функционирует исходя из трех основополагающих категорий:
• цена товара (услуги);
• взаимодействия спроса и предложения (конъюнктура рынка);
• конкуренции.
Конкуренция определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. Другая трактовка термина «конкуренция» предлагает понимать под конкуренцией «процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей товара» [25, с. 48].
Для того чтобы определить экономическое содержание понятия «конкуренция», часто выделяют три подхода к его пониманию: поведенческий, структурный, функциональный [25, с 50].
В историческом экскурсе поведенческий подход стал первым подходом к определению конкуренции. В частности, А. Смит отождествлял конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров». Неоклассическая теория, придерживается поведенческого подхода, определяет содержание конкуренции как борьбу за редкие экономические блага. Так, по мнению американского экономиста П. Хайне: «конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам» [25, с 50].
Согласно структурному подходу содержание конкуренции определяется типом рынка и тех условий, которые господствуют на нём. «Конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его» [26,с.345].
Функциональный подход смещает рассмотрение экономической сущности конкуренции в сторону изучения ее роли в экономическом развитии.
События последних десятилетий особенно ярко высветили основополагающую роль конкуренции в развитии производительных сил, ее универсальное воздействие на национальную экономику и мирохозяйственные процессы.
В современном мире ключевым понятием является конкурентоспособность. Однако современная экономическая наука не дает как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.
В общем случае под конкурентоспособностью принято понимать способность конкурировать на рынке товаров и услуг. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) конкурентоспособность определена как способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.
В таблице 1 продемонстрированы примеры, как авторы трактуют понятие «конкурентоспособность» [13, с.410].

Таблица 1 —  Примеры определения термина «конкурентоспособность»

Автор Определение
М.Портер Конкурентоспособность – свойства товара, услуги, субъекта рыночных отношений, выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.
М.Гельвановский В самом общем смысле – обладания свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.
Р.Завьялов Концентрированное выражение экономических, научнотехнических, производственных организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (равно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогом как на внутренним, так и на внешнем рынке.
Р.Ф.Фатхутдинов Свойства объектов, характеризующиеся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Е.Дж. Визер Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке.
П.У.Зулькарпаев, Л.Р.Ильясова Интегральная конкурентоспособность предприятия – это его способность занимать определенную долю рынка товара и способность увеличивать /уменьшать данную долю
М.Мескон,

А.Альберт,

Ф.Хедоури

Выраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучше, чем ее конкуренты, т.е сохраняет

конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей.

 

Трактуя понятие «конкурентоспособность», многие авторы опираются на термин «конкуренция», определяя его как «экономическое соревнование».

В целом, конкурентоспособность предприятия — это ее преимущество перед другими фирмами, которые выпускают аналогичные товары.

Конкурентоспособность фирмы можно оценить только в сравнении с другими фирмами, которые относятся  к одной отрасли, либо фирм, которые выпускают аналогичные товары (услуги) как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. Это говорит о том, что конкурентоспособность фирмы является относительным понятием: одна и та же фирма в рамках,  к примеру, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка — нет [15, с.194].

Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:

  • потребители остались довольны и готовы купить повторно товар этой фирмы;
  • общество, акционеры, партнеры довольны фирмой и не имеют претензий к ней;
  • работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь быть сотрудником этой компании.

Известно, что конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые считаются составляющими конкурентоспособности. Факторы конкурентоспособности организации разделяются на внешние, в малой степени, зависящие от организации, и внутренние, почти полностью зависящие от руководства организации [14, с. 89].

Внешние факторы — социально-экономические и организационные отношения, принимающие участие в   создании товара, являющейся более привлекательной по ценовым и неценовым. К внешним факторам можно отнести:

  • меры государственного воздействия: экономического характера (налоговую, финансово-кредитную, инвестиционную политику и т. д.); административного характера (разработку, совершенствование и реализацию законодательных актов, правовую защиту интересов потребителей и другие);
  • основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (тип и емкость, наличие и возможности конкурентов); деятельность общественных и негосударственных институтов; • деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Внутренние факторы — это объективные критерии, определяющие возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К ним можно отнести:

  • потенциал маркетинговых служб;
  • научно-технический потенциал;
  • производственно-технологический потенциал;
  • финансово-экономический потенциал;
  • кадровый потенциал (структуру, профессионально-квалифицированный состав);
  • эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;
  • уровень материально-технического обеспечения и другие).

Обеспечения конкурентоспособности предприятия при всей важности создания современных технико-технологических условий производства, необходимо также уделять внимание системы формирования работы менеджмента на предприятии. Поэтому среди внутренних факторов конкурентоспособности организации важнейшую роль играет уровень качества управления организацией, т.е. уровень подготовки менеджеров, умение правильно вести деловые операции в условиях постоянного изменения на рынке. Эти факторы считают ключевыми в определении конкурентоспособности организации на рынке.

Существует ряд показателей, определяющих конкурентоспособность предприятия. Показатели конкурентоспособности — это критерии, определяющие уровень конкурентоспособности определенного товара на рынке. Рассмотрим подробно существующие показатели конкурентоспособности в таблице  2.

Таблица 2 — Показатели конкурентоспособности предприятия

Показатели Описание
Финансовае К финансовым показателям относятся: себестоимость, норма прибыли, оценка структуры активов, инвестиционная привлекательность, доход на вложенный капитал и другие финансовые показатели предприятия.
Производственные В производственные показатели включаются: показатели фондоотдачи (фондоемкости); производственные мощности, использование оборудования, численность работников, системы контроля качества, производительность, срок службы оборудования.
Организационно-управленческие Организационные и управленческие показатели включают в себя: производительность труда работающих, удельный вес инженернотехнических работников и специалистов из общего числа работающих, скорость реакции управления на изменения во внешней среде, четкость разделения обязанностей, тип организационной структуры управления.
Маркетинговые К маркетинговым показателям можно отнести: долю рынка, престиж бренда, репутацию фирмы, эффективность рекламы, стратегии, число клиентов, ценовая политика и уровень цен, качество обслуживания.
Технологические К технологическим показателям можно отнеси: новые товары, применяемые стандарты, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Кадровый состав Показатели кадрового состава включают в себя: уровень квалификации персонала, а также уровень подготовки сбытового персонала в технической области.

 

Классификация показателей конкурентоспособности предприятия показала, что существует множество показателей и для сопоставления величины различных показателей, характеризующих конкурентоспособность товара на разных стадиях его жизненного цикла, необходимо их разделение на две большие группы: стоимостные (себестоимость, норма прибыли, оценка структуры активов) и качественные (уровень обслуживания, уровень известности бренда, реклама) [27, с. 208].

 

1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия

 

В  современных  условиях  перепроизводства  и  огромного  влияния  покупателя, предприятию приходится  тщательно  анализировать  как  свои  товары, так  и  товары  конкурентов  с  целью поиска  конкурентных  преимуществ,  которые  помогут  организации  не  только  выжить,  но  и  стать успешной на рынке.

Оценка конкурентоспособности предприятия занимает огромное место в управлении, так как именно на основе этих данных можно принимать решения о стратегии предприятия. На сегодняшний день, проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, но при этом она необходима предприятию для осуществления мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия — экономическая категория, отражающая его способность выпускать конкурентоспособную товар, его конкурентные преимущества по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность предприятия может быть оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, поэтому оценка степени конкурентоспособности предприятия предполагает в первую очередь выбор базовых объектов для сравнения. Сравниваемые предприятия-конкуренты должны обладать соизмеримостью:

  • характеристик выпускаемой       товара        по идентичности

потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

  • сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемый товар;
  • фаз жизненного цикла, в котором функционирует предприятие.

Конкурентоспособность предприятия — способность прибыльно производить и реализовывать товарную товар по цене не выше и по качеству не хуже, чем у других рыночных контрагентов в своей рыночной нише. Поэтому конкурентоспособность предприятия складывается из трех основных факторов:

  • ресурсного (физические затраты ресурсов на единицу готовой товара);
  • ценового (уровень и динамика цен на все используемые ресурсы производства и готовую товар);
  • «фактора среды» (экономическая политика государства и степень ее воздействия на рыночного контрагента).

На микроуровне само предприятие способно контролировать, прежде всего, ресурсный фактор роста конкурентоспособности, поэтому повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства очень важно и зависит от политики самой компании по организации НИОКР (научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы), накоплению основного капитала, маркетинга, системы производственной кооперации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров и т. д.

Организация управления, технологический и финансовый потенциал предприятия могут обеспечить рост ресурсной компоненты конкурентоспособности.

В «фактор среды» входят такие составляющие, как надежность банковской системы, уровень инфляции, банковский процент, валютный курс, внешнеторговый тариф и другие, непосредственно влияющие на конкурентоспособность предприятия. Поэтому предприятия, особенно малые и средние, не могут контролировать значительное число внешних факторов конкурентоспособности. В этой связи экономическая политика государства, особенно в условиях глобализации экономики, приобретает все более важное значение [13, с.136].

Для оценки конкурентоспособности, первым делом, определяется цель исследования. В случае если целью исследования является необходимость определения положения какого-либо товара в ряду аналогичных, достаточным будет проведение их прямого сравнения по главным параметрам. Исследование, которое ориентируется на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, предполагает проведение анализа с использованием информации, включающей в себя сведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, выходящих на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие [28, с. 42].

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • оценка и прогнозирование конкурентоспособности предприятия;
  • изучение факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности;
  • разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности предприятия.

В свою очередь, для решения вышеперечисленных задач и достижения поставленной цели, требуется выбрать необходимые методы оценки и обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Метод — это систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.

В экономической литературе чаще всего можно встретить следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:

  • по сравнительным преимуществам;
  • по теории равновесия предприятия и отрасли;
  • по теории        эффективной       конкуренции (структурный   и функциональный).

Данная классификация условна. На практике методы, как правило, взаимосвязаны, опираются на использование нескольких подходов одновременно.

Разнообразие методов оценки конкурентоспособности организации не дает возможность единой классификации. Именно поэтому рассмотрим самые распространенные методы оценки   конкурентоспособности предприятия в таблице 3.

Таблица 3 – Методы оценки конкурентоспособности

Метод Сущность метода
SWOT-анализ SWOT-анализ выявляет слабые и сильные стороны (streghts и weakness) – это факторы внутренней среды, способствовующие  или препятствовующие эффективной работе фирмы; а также возможности и угрозы (opoturnities и threats) – факторы внешней среды,

благоприятствующие или препятствующие дальнейшему развитию и эффективному функционированию организации.

PEST-анализ

 

Метод PEST-анализа позволяет анализировать внешние влияния предпринимательской среды на хозяйствующий субъект по схеме «фактор→организация», его потенциал и направление для развития ( по основным факторам – Р – political; Е – economic; S – social; Т – technological).
Матрица БКГ Метод матрицы БКГ базируется на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его товара; в  основе данного метода лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара предприятия[5, с. 167].
Модель пяти сил Портера Модель пяти сил Портера позволяет оценить степень конкуренции в отрасли и определить возможности снижения прибыльности и отразить объективное состояние конкурентного окружения в конкретный момент времени. Проводится оценка значения 5 конкурентных сил (внутриотраслевая конкуренция, угроза со стороны новых конкурентов, сильная позиция поставщиков, сильная позиция покупателей, угроза со стороны продуктов-заменителей) и их влияние на деятельность организации.
Метод оценки основанный на теории совершенной конкуренции Согласно этой теории, наиболее конкурентоспособными являются те фирмы, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов.
Сравнительный анализ конкурентов Сравнительный анализ конкурентов  дает информацию в сравнении конкурентов в разных аспектах – информацию о компаниях, о реализуемых товарах и услугах, о целевом сегменте клиентов, а также об источниках конкурентных преимуществ.
Гипотетический многоугольник конкурентоспособн ости

 

Многоугольник конкурентоспособности позволяет в коротких сроках провести анализ конкурентоспособности товара организации в сравнении с ключевыми конкурентами в форме многоугольника. Каждая грань многоугольника представляет отдельную характеристику товара, по которой проводится сравнительная оценка. Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности. Результаты исследования всех сторон деятельности конкурентов применяются для определения, с кем из них можно конкурировать, с кем не стоит [3, с. 118].

 

Данная таблица показала, что на сегодняшний день существует множество методов управления и оценки конкурентоспособности. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Определение эффективности применения того или иного метода анализа будет зависеть от  рыночной среды, в рамках которой функционирует компания. Рассмотрим более детально методы оценки конкурентоспособности.

SWOT-анализ имеет своей целью определение сильных и слабых сторон предприятия (анализ внутренней среды), а также возможностей и угроз ближайшего окружения предприятия (анализ внешней среды).

Анализ осуществляется по четырем направлениям:

  • Strengths (сильные стороны) — преимущества фирмы.
  • Weaknesses (слабые стороны) — недостатки фирмы.
  • Opportunities (возможности)- факторы внешней среды, которые могут способствовать получению предприятием преимуществ.
  • Threats (угрозы) — факторы, способные ослабить позиции организации на рынке.

SWOT-анализ дает возможность оценить конкретную ситуацию на рынке, получить четкое представление о преимуществах и недостатках предприятия, что позволяет выбрать направление развития предприятия, выгодно использовать сильные стороны предприятия, устранить либо учесть недостатки организации, использовать (не упустить) предоставляемые рынком возможности, избежать опасностей и угроз.

Сильные стороны — это уникальные возможности и особенности предприятия, его достижения. Например: известный, сформированный бренд, лояльность потребителей, высокое качество продукта, квалифицированный персонал, опыт, технологии, доступность ресурсов.

Слабые стороны — это те показатели деятельности фирмы, по которым она уступает конкурентам, находясь в неблагоприятном положении. Например: узкий ассортиментный ряд товаров, низкий уровень известности торговой марки, низкое качество обслуживания клиентов, отсутствие финансовой стабильности.

Возможности рынка — благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимуществ. Например: ухудшение положения конкурентов, рост уровня доходов и спроса.

Угрозы рынканеблагоприятные факторы, которые могут оказать негативное воздействие на положение предприятия на рынке. Например: появление на рынке новых игроков, усиление рыночных позиций конкурентов, снижение спроса, изменение вкусов потребителей, рост налогов, ужесточение требований к лицензированию деятельности.

Методика оценки конкурентной позиции предприятия – предполагает составить список основных ключевых факторов успеха отрасли и определяется их удельный вес. Ключевые факторы успеха (КФУ) – это те действия по реализации стратегии (сильные стороны предприятия), которые способны принести успех и обеспечить конкурентоспособность в той отрасли, где действует предприятие. КФУ являются общими для конкретной отрасли, но не едиными для всех отраслей. Они могут иметь место в технологии, маркетинге или менеджменте.

Ключевыми факторами успеха на рынке торговли являются:

  • удобное расположение (удельный вес – 0,3);
  • качество товаров (удельный вес – 0,2)
  • высокий уровень обслуживания (удельный вес – 0,05)
  • широта ассортимента (удельный вес – 0,1);
  • уровень доверия/имидж (удельный вес – 0,05);
  • уровень цен (удельный вес – 0,2);
  • уровень рекламной деятельности (удельный вес – 0,1).

Далее проводится оценка рассматриваемого предприятия и его основных конкурентов по этим факторам с использованием десятибалльной шкалы (10 – очевидное преимущество, 1 – полное отсутствие преимущества), а также рассчитывается взвешенная общая оценка. Расчеты данным методом заносим в таблицу. По результатам таблицы будет выявлено, какое место занимает наше предприятие среди предприятий конкурентов.

Рассмотренный вопрос показал, что  многообразие существующих на сегодняшний день методов оценки конкурентоспособности дает уникальную возможность подобрать каждому предприятию наиболее эффективный, а также простой метод оценивания, в зависимости от  субъекта и  поставленной  цели исследования. А на базе полученных результатов собственных оценок конкурентоспособности руководители предприятий могут выбирать действенные меры по улучшению работы по отдельным направлениям общей деятельности предприятия.

 

1.3 Особенности конкурентоспособности предприятий торговли

 

Под предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства товара и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, который на основе использования имущественного комплекса и специфической организационной структуры с целью удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров, которые соответствуют их разнообразным потребностям.

Максимальное использование рыночных и финансовых механизмов, при которых самостоятельность предприятий в осуществлении торгово- производственного процесса в соответствии со спросом потребителей является наибольшей, характерна, прежде всего, для отраслей, предприятия которых удовлетворяют потребности населения в товарах и услугах, а именно для торговли.

Суть этого вида деятельности составляют товарно-денежные отношения и товарообменные операции. В широком смысле слова под товарами и услугами могут пониматься здания, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и др.), валюта, ценные бумаги и любые другие товары и услуги, за которые потребитель готов заплатить деньги.

Важно исходить из положения, что цена реализации товара должна быть выше закупочной цены, и разница должна быть достаточной не только для возмещения затрат по организации продажи и выполнению обязательств перед государством, но и приносить определенный доход предпринимателю. Следовательно, главное, что отличает коммерческую деятельность от других сфер деятельности — это стремление к получению прибыли, и основные результаты деятельности торгового предприятия определяются ее величиной.

Рынок товаров народного потребления характерен высокой степенью конкуренции. В условиях такой конкуренции деятельность предприятий торговли требует обеспечения конкурентоспособности, а именно постоянного совершенствования и обновления, выработки соответствующей стратегии, а так же тактики управления. Реализация данных мероприятий требует оценки конкуренции в сфере предприятий торгующими товарами народного потребления, а также управления внутренними и внешними параметрами деятельности предприятия с целью повышения уровня конкурентоспособности.

Специфичность услуги торговли товарами народного потребления обусловливает наличие целого ряда конкурентных преимущества предприятий торговли, умелое управление которыми, безусловно, способствует их устойчивой конкурентоспособности. Данные преимущества играют огромную роль для привлечения внимания к предприятиям торговли целевых потребителей, повышению спроса на его товар и услуги. На конкурентоспособность предприятий торговли оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.

Внешними факторами, оказывающими влияние на конкурентоспособность предприятия торговли, являются:

  • географическое положение предприятия (территория, на которой оно располагается, определяющая в итоге уровень деловой активности населения и, следовательно, интенсивность обращения потребителей к услугам предприятия);
  • материально-технический и        хозяйственный    потенциал (производственная база, уровень применяемых технологий);
  • уровень социально-экономического развития территории;
  • интеллектуальный и научный потенциал, сложившийся кадровый ресурс, инновационная активность, бизнес-климат, социальная и политическая стабильность, социальное самочувствие общества, качество и уровень жизни населения региона;
  • уровень развития рыночной инфраструктуры, сбалансированность и динамичность структуры экономики, рейтинг и инвестиционная привлекательность региона, качество и уровень партнерства власти и бизнеса;
  • развитие санаторно-курортной сферы, центров культуры и досуга.

К внутренним факторам конкурентоспособности предприятий торговли можно отнести:

  • площадь торгового помещения (чем больше торговая площадь, тем больше количество товара, вы сможете продемонстрировать на этой площади, ведь намного приятнее смотреть товар, когда он имеет товарный вид, нежели доставать товар, мятый из коробки);
  • ассортимент и товар (широкий ассортимент, разнообразие наименований привлекает покупателей, особенно оптовиков, которые хотят иметь широкий выбор в одном месте);
  • время работы предприятия (большинство компаний, которые торгуют товарами народного спроса, работают до 18:00, многие оптовики любят приезжать в то время, когда город свободный и передвигаться не заставляет проблем, именно поэтому оптовики ценят и выбирают к сотрудничеству те компании, которые ценят время покупателя);
  • маркетинговые затраты (большинство маркетинговых затрат могут принести доходы предприятию торговли, за счет привлечения потока новых покупателей или увеличение спроса потребителей у покупателей фирмы);
  • заработная плата рабочих (уровень дохода персонала работы очень важен для предприятия торговли, а он многом зависит от заработной платы).

Рассмотрим основные инструменты оценки конкурентоспособности предприятий торговли. Основные методы оценки конкурентоспособности можно отнести такие  способы, как: SWOT-анализ, PEST-анализ, SNWанализ, матричный метод, сравнительный анализ конкурентов, модель 5 сил Портера, метод ключевых факторов успеха (КФУ), а также многоугольник конкурентоспособности.

Управление конкурентоспособностью предприятия торговли имеет особую значимость по причине появления новых идей развития бизнеса, новых запросов со стороны потребителей, а также развития современных информационных технологий. Многие владельцы предприятий торговли товаров народного потребления, желающие сделать известный бренд, увеличить долю покупателей, начинают поиск таких уникальных характеристик, развитие которых приведет к успеху. Каждое предприятие уникально, и каждое имеет личный уникальный процесс выработки конкурентной стратегии [15, с. 294].

Обеспечение конкурентоспособности предприятия торговли требует разработки определенной стратегии. Первым делом необходимо определить чёткое позиционирование такого предприятия в конкурентной среде. Очень важно, чтобы все сотрудники понимали маркетинговые цели, которые поставлены перед ними. В работе с потребителями, особенно постоянными покупателями, необходимо использовать маркетинговое взаимодействие, именно поэтому при разработке конкурентной стратегии предприятия торговли  наиболее эффективным будет применение маркетингового подхода, предусматривающего ориентацию на потребителя управляющей подсистемы при решении любых задач.

Маркетинг в предприятиях торговли понимается как эффективное управление производством и системой продаж товара и услуг, данное управление ориентировано на удовлетворение спроса потребителей и достижение высокого уровня доходности [20, с. 15].

Применение маркетингового подхода обеспечивается по отношению к таким элементам, как:

  • персонал — знания, умения и навыки, устанавливаемые исходя из требований к уровню качества товара и услуг;
  • процесс — этапы обслуживания потребителя;
  • окружающая среда — место оказания услуг по торговле товарами, оборудование, должно содержаться в чистоте и порядке.

В предприятиях торговли предметом маркетинга являются изучение, отбор и принятие наиболее рациональных управленческих решений по производству и реализации товара и услуг. В таком случае продукция и услуги выступают в качестве товара, удовлетворяющего определенную потребность [24, с. 510].

К основным мероприятиям по улучшению рекламной деятельности следует отнести:

  • выявление товара, которая наиболее нуждается в рекламе;
  • создание современных рекламно-графических средств; использование маркетинговых подходов к планированию выпуска рекламной товара;
  • стимулирование творческого потенциала работников;
  • поиск новых форм рекламной товара.

Стратегии маркетинга, применяемые предприятиями торговли, имеют опор на прогнозирование долгосрочных перспектив в изменении рынка и потребностей.

Таким образом, маркетинг в торговли имеет ряд специфических особенностей. При этом выбор стратегии требует проведения маркетингового исследования по основным направлениям: продукт, продвижение, расположение, персонал, цена [2, с. 267].

Таким образом, при управлении конкурентоспособностью предприятий торговли необходимость в проведении маркетингового исследования может способствовать выработке оптимальной стратегии дальнейшего развития предприятия.

Сделаем вывод, управление конкурентоспособностью предприятий торговли необходимо вести непрерывно для своевременного контроля внешних и внутренних факторов, влияющих на уровень

конкурентоспособности, а также своевременного принятия необходимых решений. Для этого необходимо применение различных методов  анализа и оценки конкурентоспособности и, в зависимости от выявленной проблемы, разработка необходимых мероприятий для повышения уровня конкурентоспособности предприятий [20, с. 73].

 


Глава 2 Организационно-экономическая характеристика ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»

2.1. Общая  характеристика предприятия

 

Общество с ограниченной ответственность «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» (ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ») является коммерческой организацией, которая была создана и зарегистрирована в 2008 году.

«ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» создано в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Руководитель организации: генеральный директор Федорович Николай Валерьевич.

Юридический адрес: 111399, город Москва, Мартеновская улица, дом 5, помещение Iк2 оф59.

Рисунок 1 – Магазин «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»

Форма собственности – частная, учредителями являются физические лица,  которые несут ответственность по обязательствам предприятия в пределах своего вклада в уставной фонд фирмы.

Основным видом деятельности является «Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями»,

В компании  трудится штат сотрудников. Общее число работников 45 человек. Каждый человек очень ценен компании, потому что почти весь коллектив работает с самого основания компании.

Одним из важнейших элементов управления является организация труда, которая включает в себя моральное и материальное стимулирование работников. Каждый месяц подводятся итоги, руководитель компании выплачивает премии сотрудникам, показавшим лучшие результаты.

Организационная структура «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»  является линейно-функциональной, соответственно, есть четкость системы взаимодействия подразделений, разграничение ответственности (каждый знает, за что отвечает), возможность быстрой реакции исполнительных подразделений на указания, полученные свыше. Схематично организационная структура «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»  представлена на рис.1.

Рисунок 1 — Организационная структура управления в «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»

 

Организационная структура управления в ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» линейная.

Основные преимущества линейных организационных структур:

  • четкая система взаимных связей;
  • быстрота реакции в ответ на прямые приказания;
  • согласованность действий исполнителей;
  • оперативность в принятии решений;
  • ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.

Всего численность работников составляет 45 человек, куда входят: генеральный директор, главный бухгалтер, начальник отдела продаж, операторы(4), кладовщик(3), бухгалтер по первичной документации (2),менеджеры (17),  уборщица,  грузчик,  водитель-экспедитор (2).

Так как численность персонала ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» менее 50 человек, то организация имеет класс малого предприятия. Качественные отличия малых предприятий от средних и крупных организаций состоят в том, что они работают в условиях более высокого риска и неустойчивости, с одной стороны, и проявляют большую гибкость и восприимчивость к инновациям, с другой.

Из общего числа работников, большая часть, а именно  55,6% , имеют законченное высшее образование. Средний возраст работников находиться в промежутке от 30 до 40 лет.

Директор — оформляет документы, ведет переговоры с поставщиками, принимает финансовые решения, формирует план продаж для менеджеров. Обеспечивает предоставление клиентам необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах.

Главный бухгалтер — руководство осуществлением бухгалтерского учета и отчетности, контроль за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации.

Менеджер — осуществляет поиск новых клиентов, расширяет клиентскую базу, способствует сбыту товара компании, поддерживает с клиентами контакты.

Оператор –  забивают накладные о поступление товара в программу 1С, забивают заказы клиента, печатают накладные о реализации товара.

Кладовщик —  приемка пришедшего на склад товара, отпуск со склада товара, ведение отчетности по остаткам на складе.

Грузчики – погрузочно-разгрузочных работ, перевозить, переносить, сортировать товары, укреплять и размещать грузы в машинах и складском помещение.

Водитель – транспортировка груза, доставка товара до покупателя, ведение отчетности.

Уборщица — производит уборку офисного помещения и склада.

Компания «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» в своем штате кадров имеет высококвалифицированный персонал, об этом свидетельствуют данные приведенные в таблице 4.

Таблица 4 – Численность сотрудников в ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»

Категория работников 2016 г. 2017г. 2018г. Абсолютное изменение, чел. Темп роста, %
Управленческий персонал 3 4 4 +1 133,3
Служащие 37 33 34 -3 91,9
Рабочие 8 6 7 -1 87,5
Итого 48 43 45 -3 93,7

 

Данные таблицы 4 показывают, что в динамике за три года темп снижения численности сотрудников составил  6,3 %. Снижение численности персонала объясняет, тот факт, что в 2017 году у предприятия наблюдалось снижение товарооборота, и компания была вынуждена сократить количество сотрудников, как в управленческом составе, служащих, так и рабочих специальностей.

Регуляторами деятельности ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» являются: должностная инструкция, положение об ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ», а также приказы (для всех распоряжений выходит нормативный акт, приказ, с которым все сотрудники обязаны ознакомиться и подписаться).

В организации соблюдается иерархия должностей (т.е.  взаимодействие внутри коллектива предусматриваются служебными отношениями).  Директор «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» распределяет обязанности между структурными подразделениями, издает приказы. Кроме того, каждый понедельник проводятся собрания, с целью улучшения работы персонала. Работникам компании выплачиваются премии в целях улучшения труда, за выполнение плана продаж, за сбор дебиторской задолженности. Все показатели премии четко зафиксированы.

Ассортимент товара ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» разнообразен, меняется в зависимости от сезонности и спроса потребителей. Ассортимент включает в себя  «оригинальные» и «неоригинальные» запасные части и расходные части на автомобили как иностранного, так и отечественного производства.

Помимо представленного на витринах и полках товара, магазин также работает и по заказам из каталога. В целом, отдел снабжения работает по принципу: самые ходовые позиции всегда должны быть на складе. К таким товарам относятся: Моторное масло; Колесные диски; Шины; Фильтры (масляный, воздушный, топливный); Лампочки; Свечи; Дворники; Сальники; Метизы, шайбы, саморезы, пистоны; Хомуты, патрубки; Ремни генератора и ГРМ; Инструменты; ВВ провода; Автохимия; Прокладки; Гранаты; Рулевые наконечники; Глушители; Подшипники; Аптечки и насосы; и так далее.

По отчету продаж  из программы 1С, в которой показано какое количество единиц товара продано за 2018 год, видно, что спросом пользуется «оригинальные» и «неоригинальные» запасные части.

Изобразим данные отчета на рисунке 2.

Рисунок 2 – Товарооборот ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» в 2018 году

 

Данные из рисунка 2 подтверждают, что большим спросом пользуется «оригинальные» и «неоригинальные» запасные части. Расходных частей фирма продает меньше. За 2018 год компания «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» «оригинальных» запасных частей продала 66,3% из всего ассортимента компании, «неоригинальных» запасных частей 22,5%, расходных частей 11,2%.

За рассматриваемый 2018 год «оригинальные» запасные части продавались большее расходных частей на 55,1% или 200 536 штук единицы товара и  на 43,8%  159 453 штук товара больше «неоригинальных» запасных частей.

«ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» относится к предприятиям средней ценовой категории. Как показывает опыт, ценность для покупателей определяется тремя показателями — качеством, размерным рядом и ценой.

Проанализировав отчет из 1С, составим диаграмму, в которой мы наглядно продемонстрируем ценовую категорию товарного ассортимента в ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ». На рисунке 3 продемонстрировано, какое количество товара имеет цену  до 1 тыс. руб., какое до 2 тыс. руб., какое до 3 тыс. руб. Данный рисунок  поможет наглядно оценить ценовую категорию.

Рисунок 3 — Ценовая категория товара

Анализ ценовой категории показал нам, что большая часть товара «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» преобладает в категории до 1000 рублей. Это говорит о том, что товары, которая продает компания, предназначены для людей со среднем уровнем достатка.

Следующим шагом рассмотрим основных конкурентов «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ». Как показали результаты беседы менеджеров организации с клиентами, которые сотрудничают с компанией, а также анализом конкурентов, которые в области торгуют аналогичным товаром, основными конкурентами «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» являются организации:

  • ООО «Логист»;
  • ООО «Армада»;
  • ООО «Ин Траффик»;
  • ООО «Атлантик».

Данные компании, выступающие конкурентами, очень популярны в городе Москве, такая компания как ООО «Логист» являются сетевыми. Рассмотрим в таблице 5 более подробно, каждую организацию из конкурентов.

Таблица 5 – Характеристика конкурентов компании «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»

Компания Характеристика компании
ООО «Логист» Это российская сеть автомагазинов, в 2002 году появилась в

России. На сегодняшний день компания представлена в  9 регионах Российской Федерации. Конкурентом «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» является один из оптовых складов данной сети, расположенный по адресу: 109651, город Москва, улица Перерва, дом 1 стр 2

ООО «Армада» Появилась на рынке в 2006 году. Представлена компания в городе Москве, офис и склад располагается на 127055, город Москва, Тихвинский 1-й тупик, дом 5-7, помещение I. У компании так же функционирует интернет – магазин и веб-сайт.
ООО «Ин Траффик» Оптовый склад запасных и расходных частей в Москве. Компания молодая, на российском рынке появилась в 2008 году. Компания снимает склад на 115172, город Москва, Народная улица, дом 8,. Так же занимаются продвижение веб-сайта, раскручивают свой интернет магазин.
ООО «Атлантик» Организация действует с 28 февраля 2000 года. Компания расположилась по адресу 123056, город Москва, переулок Красина, дом 16 корпус 2.У компании есть свой сайт, но никто не занимается продвижением сайта. Ассортимент, который продает компания: запасные и расходные части как для импортного, так и отечественного автопрома..

 

 

Теперь охарактеризуем основных поставщиков «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ». Ими являются: ООО «Цепт Групп», ЗАО «Трибуна», ООО «Компания Лекан».

ООО «Цепт Групп» — бренд «оригинальных» запасных частей предлагает разнообразный и необычный ассортимент.

Ассортимент всегда разнообразен, дизайнеры «Цепт Групп» регулярно создают новые коллекции товаров, состоящие из трендов и популярных марок. Компания осуществляет производство и оптовые поставки  «оригинальных» запасных частей и аксессуаров для автомобилей крупнейшим оптово-розничным  предприятиям во все регионы России, а также страны ближнего зарубежья.

ЗАО «Трибуна» — производство компании находится в Санкт-Петербурге, Волхове и в Новой Ладоге. Компания производит продукт в России, а это значит, что мобильнее европейских конкурентов. Многолетний опыт в сфере товаров для автомобилей и разработка автомобильных запчастей, высокие технологии производства, современное оборудование вывели предприятие «Трибуна» в число стабильно работающих и динамично развивающихся фирм.

ООО «Компания Лекан» —  бренд появился в России в 2002 году. Сразу зарекомендовал себя как товары высокого качества по разумной цене. Бренд фирмы это созданные по инновационным технологиям товары и запчасти для автомобилей.

Рассмотрим товарооборот ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ». Т.е. объем реализованной товара предприятия или предоставленных платных услуг за определенный период в денежном выражении.

Для анализа состава и структуры реализуемой товара составим рисунок 4. Представим объем товарооборота «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» за период 2016-2018 гг. Вертикально указан объем товарооборота в тыс. руб.  (рис. 4).

Рисунок 4 -Товарооборот ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» за период 2016-2018 гг., тыс. руб.

По данным рисунка 4 товарооборот в 2018 году значительно снизился по сравнению с 2016 годом, а именно на 15,4% или  20 716 тыс. руб. Так же мы наблюдаем, снижение товарооборота, если сравним с предыдущим годом 2017 на 8% или 10 804 тыс. руб..

Связано такое снижение в первую очередь с экономической ситуацией в стране, с поднятием мировой национальной валюты, с ростом инфляцией, введением санкций на товары, ввозимые из США и Евросоюза. Компания была вынуждена поднимать цену на товар, так как поставщики тоже поднимали цены из-за удорожания материалов.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что предприятие находиться в удачном месте, с отличной логистической развязкой , то есть клиентам удобно доехать. Кроме того на предприятие работает достаточное количество высококвалифицированных сотрудников, которые могут удовлетворять  основные потребности компании и ее потребителей. Ассортимент товара разнообразен и удовлетворяет основным требованиям потребителей.

Предприятие относится к средней ценовой категории, то есть товар рассчитан на людей со средним достатком. Исходя из этого был проведен анализ конкурентов, которые работают с этим же ассортиментом и с этими же покупателями. Основные конкуренты, выявленные в процессе анализа: ООО «Логист»;  ООО «Армада»; ООО «Ин Траффик»; ООО «Атлантик».

Выше сказанный анализ показывает, что у компании «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» лучше всего представлена широта ассортимента и доступность. Дальнейший анализ конкурентоспособности компании «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» мы проведем в параграфе 3.1.

2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности  ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»

 

Развитие производственных сил, производственных отношений, наращивание объемов производства, расширение обмена содействовали выделению экономического анализа как самостоятельной отрасли науки.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономический явлений и процессов, основанный на расчленении их составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Оценка экономических показателей деятельности предприятия проводится для  получения данных об уровне развития предприятия, его эффективности. На основании этих данных делаются выводы о наличии проблемной ситуации в рассматриваемой организации и о  возможных путях улучшения работы предприятия и повышения его эффективности.

Проведем анализ экономических показателей деятельности ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ». Рассмотрим совокупность взаимосвязанных величин, характеризующих со всех сторон имущественно — финансовое положение ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ», ее деятельность и результаты деятельности.

По данным Росстата на конец 2018 года на российском рынке автозапчастей преобладал товар зарубежного производства: в составе российского рынка 96% приходится на импорт, примерно 4% — на российское производство. Даже отечественные розничные сети автотовара 80% производят в Китае.    Прочие доходы в предприятии также имеют место, но их доля в общем объеме доходов незначительная, как видно из выше представленной таблицы, она не превышает за рассматриваемый период 0,2%  [33] .

В таблице 6 проанализируем, как отразилась динамика на прибыль, данные анализируем из отчета 1С по результатам финансовой деятельности.

Таблица 6 – Динамика прибыли «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ», тыс. руб.

Показатель 2016г. 2017г. 2018г. Абсолютное отклонение

(+ ,- )

2018 к 2016,

тыс. руб. %
1.Выручка (нетто)              от

реализации  товара

1548 1449 1341 -207 86,6
2.Себестоимость проданных товаров, товара 1226 1229 1080 -145 88,1
3.Валовая прибыль. 321 220 260 -61 88,8
4.Коммерческие расходы 246 212 156 -901 63,4
5.Прибыль (убыток) от продаж 75 75 104 +285 137,7
6.Прочие доходы 12 42 16 +3 125,5
7.Прочие расходы 12 11 7 -4 61,4
8.Налоги за прибыль 17488 25146 16325 -1163 93,3
— налог на имущество 21 12 10 -10 49,2
-налог на прибыль 7284 9600 6049 -1235 83
-налог на добавленную стоимость 10201 15544 10274 +72 100,7
9 Чистая прибыль 605 546 840 +235 138,8

 

Проанализировав финансовое состояние «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» сделаем вывод о том, что за 2018 компания получила выручку от реализации меньше по сравнению с 2016 г.  на 207 тыс. руб., или 13,4%, а по отношению к 2017г. она снизилась 108 тыс. руб., или на 8%.

Себестоимость товара по отношению к 2016 г. уменьшилась на 145 тыс. руб., или  13,5%, а по отношению к 2017г. уменьшение произошло 148 тыс. руб., или на 13,7%.

Процент повышения себестоимости ниже выручки о реализации товара на 1,9% (13,5-15,4)по отношению к 2016 г., и на 8,6 (13,7-8,1) по отношению к 2017г. Данный факт положительно отразился на прибыли от продаж, которая за рассматриваемый период увеличилась на 28 тыс. руб.

Итак, можно сделать вывод, что в 2018 году финансовая деятельность компании была лучше, чем в предыдущем, наглядно это отражается показатель чистой прибыли в таблице 6.

Проанализировав финансовые результаты, была отмечена  положительная динамика, предприятие получило большую прибыль, чем в предыдущем году. Как известно на изменение прибыли влияют два основных фактора: темпы объема роста реализуемой товара и ее качество. Поэтому анализ товарооборота является, необходим для принятия стратегических и тактических управленческих решений. Данные анализа предоставляют сведение об изменении  результатов работы предприятия за определенный период, это и позволит установить зависимость ее от каких-либо определенных факторов. В таблице 7 отражены данные товарооборота за 2017-2018 года.

Таблица 7 – Анализ товарооборота розничной торговли «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» за 2017-2018 г.

Наименование товара Товарооборот «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ», руб Изменения
2017 2018 +/- %
«неоригинальные» запасные части 50067,6 45348 -47186,6 -9,4
«оригинальные» запасные части 85728,4 78635 -70924,4 -8,3
расходные части 91175 10123,13 +10060,1 +11
Итого 144913 134109 -10804 -7,5

 

Из таблицы 7 можно сделать вывод, что прибыль от реализации товара снизилась на 5 тыс. руб. или на 7,5%,.

Из общего анализа  товарооборота на 9,4% уменьшились объемы продаж от «неоригинальных» запасных частей, спрос у потребителя сместился в сторону более дешевого товара. Что касается «оригинальных» запасных частей, продажи снизились на 8,3%. Причиной снижения спроса, во-первых, является экономическое состояние в стране, повышение цен у поставщиков на товар из Европы. Вследствие этого, во-вторых, повышение цен на многие позиции в ассортименте. Спрос на расходные запчасти в сравнение с 2017г. вырос на 1006  руб., или 11%.

Рассмотрим еще один показатель экономической эффективности – рентабельность продаж. Рентабельность продаж важный показатель деятельности компании. Рассчитав рентабельность продаж мы увидим какой процент чистой прибыли, полученной от реализации товара, перекрывает затраты на приобретение этой товара.

Данный показатель помогает оценить, какую сумму прибыли от реализации получает предприятие с каждого рубля проданной товара. Иными словами, сколько остается у предприятия после покрытия себестоимости товара. Рассчитывается показатель рентабельности продаж по формуле (1):

Рр = Пр/В*100,                                                                                   (1)

где Пр – прибыль от реализации, В – объем выручки.

В таблице 8 оценим рентабельность продаж, которую реализует «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ» за период с 2017 по 2018г.

Таблица 8 – Рентабельность продаж 2017-2018 г. ,%

Год Прибыль,  тыс. руб. Выручка продаж,

тыс. руб

 

Рентабельность, %
2016 756 154 4
2017 753 144 0,5
2018 1042 134 7,7

 

По данным таблицы 8 видно, что в 2018 году значительно увеличилась рентабельность продаж. Наблюдаем, увеличение прибыли  по отношению к 2016г. на 28 тыс. руб. или на 27,4%, а по отношению к 2017г. 29 тыс. руб. или на 26,7%.  Рентабельность товара возросла по отношению к 2016г на 3,7%, а к 2017 на 7,2%.

Таким образом, сделаем вывод по проведенному анализу экономических показателей деятельности ООО «ГЛОБУС ИНСТРУМЕНТ»: анализ доходов показал, что в динамике за период 2017-2018 гг. чистая прибыль предприятия возросла на 28 тыс. руб. или 27,4 %, при этом выручка от товара, уменьшилась по отношению к 2016г. на 107 тыс. руб. или на 15,4%, но так же уменьшился и налог на прибыль, в 2018 организация заплатила меньше на 123 тыс. руб.  или  20%,  это обусловлено снижением  выручки от основной деятельности. Мы отследили динамике товарооборота, по которому мы так же увидели изменения, компания за 2018 год, увеличила спрос на расходные запчасти на 10060,1 руб. или 11%, поэтому среднее снижение товарооборота за 2018 год составлял 7,5%.

 


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф