Меню Услуги

Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Прайд СПБ»


Страницы:   1   2   3   4


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия

1.1 Конкурентоспособность как проявление качества продукции в условиях рынка

1.2 Методы оценки конкурентоспособности

Глава 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Прайд СПБ»

2.1  Общая характеристика работы ООО «Прайд»

2.2  Оценка конкурентоспособности ООО «Прайд СПБ» c применением способа расстановки приоритетов

2.3 Исследование конкуренции на отраслевом рынке

Глава 3. Направления усиления конкурентоспособности ООО «Прайд СПБ»

3.1 Фиксированная цена в качестве фактора усиления конкурентоспособности ООО «Прайд СПБ»

3.2 Внедрение международных стандартов системы качества  и сертификация системы менеджмента качества в ООО «Прайд СПб»

Заключение

Библиографический список

Введение

Благодаря тому, что экономика России перешла от планово-директивной к рыночной, появилась конкуренция между разными субъектами хозяйствования. Прежде понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» были знакомы лишь на предприятиях, занятых внешнеэкономической деятельностью, однако таковых было немного. Большинство предприятий государства производило готовую продукцию, запасные части и комплектующие, добывало разные типы сырья и материалов согласно госзаказу и определенным планам, торговля же была уделом различных внешнеторговых организаций. Итак, львиная доля российских предприятий лишь после развала СССР столкнулась c существованием конкуренции и сложностью обеспечения конкурентоспособности компании.

Сегодня в литературе можно встретить разные методы, помогающие выяснить, насколько конкурентоспособна организация, однако в России не существует общепринятой методики по оценке конкурентоспособности на уровне, приемлемом для разных типов фирм, которые работают в разных сегментах рынка. Каждым предприятием оцениваются его конкурентные позиции на рынке товаров и услуг. При этом руководством служит методика, принятая на предприятии, или пользуются существующим методом, целиком либо частично адаптированным к условиям деятельности фирмы. И здесь большей частью действующие методики, помогающие оценить конкурентоспособность, уравнивают конкурентоспособность предприятия с конкурентоспособностью товаров, им производимых. Товарную конкурентоспособность в целом определяют посредством соотношения «цена-качество», сравнивая c подобными товарами, существующими на рынке в текущий временной промежуток.

Итак, актуальность темы, избранной автором, которая освещает проблемы конкурентоспособности, основана на необходимости оперативно и эффективно пользоваться инструментами конкурентоспособности, а кроме того, оперативно ими управлять на современном предприятии.

Цель дипломной работы — изучить базовые методики оценки конкурентоспособности предприятия, оценить конкурентоспособность предприятия, примером котороим го является ООО «Прайд СПБ» и отыскать пути увеличения конкурентоспособности этого предприятия.

Дабы осуществить поставленную цель, были выделены следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты, помогающие оценить конкурентоспособность предприятий, анализировать литературные источники по рассматриваемому вопросу;
  • ознакомиться c предприятием и его позицией на рынке;
  • изучить возможные способы усиления конкурентоспособности предприятия.

В качестве предмета данной дипломной работы выступает процесс оценки конкурентоспособности предприятия.

В качестве объекта исследования выступает ООО ТФГ «Прайд», успешная российская компания, которая продает автохимию, автокосметику, профессиональный автомобильный инструмент и автоаксессуары, а кроме того, производит средства автохимии.

Структура работы. В работе содержатся: введение, 3 главы, заключение, а также — список использованных источников.

В первой главе ведется рассмотрение теоретических основ оценки конкурентоспособности компании.

Во второй главе оценивается конкурентоспособность ООО «Прайд СПб» несколькими методами.

Третья глава предлагает направления усиления конкурентоспособности ООО «Прайд СПб».

Работа основывается на трудах таких авторов, как Горбашко Е.А., Четыркина Н.Ю, Окрепилова И.Г., Стефанова Т.Г. и прочие.

Глава 1. Теоретические моменты оценки конкурентоспособности предприятия

1.1 Конкурентоспособность как проявление качества в условиях рынка

Основным фактором, способствующим коммерческому успеху предприятия на рынке, выступает его конкурентоспособность (КСП). Определение КСП, подобно определению «маркетинг», является многозначным — и универсального его понятия не существует. К примеру:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Понятие «конкурентоспособность» можно разъяснить подобно текущему положению фирмы на рынке (прежде всего, занимаемой доле рынка — объему продаж, если его сопоставить c общими цифрами по рынку и объемами продаж фирм-конкурентов) и тенденции его изменения. [37]

В качестве конкурентоспособности можно рассмотреть понятие, в которое входит уровень параметров — экономических, технических и эксплуатационных, дающих возможность соперничать c прочими подобными фирмами/предприятиями/товарами на рынке.[18]

Понятие конкурентоспособности можно рассматривать в качестве сравнительной характеристики предприятия/товара, содержащей комплексную оценку полной совокупности показателей (производственных, коммерческих, организационных и экономических) по отношению к выявленным требованиям рынка либо свойствам иного предприятия/товара.

Это можно определить как некую относительную интегральную характеристику, в которой отражены отличия товара фирмы от товара конкурирующей фирмы, и она определяет его/ее привлекательность по мнению потребителя. Однако проблема заключена в том, чтобы правильно определить содержание характеристики.

В целом, оценивая, обращают внимание в большей степени на параметры предприятия/товара. После, чтобы оценить конкурентоспособность, ведут сопоставление неких интегральных характеристик данной оценки для различных конкурентов — предприятий/товаров.

Зачастую данной оценкой охвачен показатель качества, в этом случае оценку конкурентоспособности подменяет сравнительная оценка качества аналогов-конкурентов. Практикой мирового рынка наглядно доказано: такой подход неверен. Несмотря на тесную взаимосвязь понятий конкурентоспособности и качества, конкурентоспособности и технического уровня, нельзя говорить об их равнозначности. Понятие ее имеет значительно более широкий смысл, нежели понятия качества и технического уровня, пусть последние — это важнейшая составляющая  КСП [36]. Также, если качество в течение каждого небольшого временного отрезка выступает определенной неизменяемой совокупностью свойств, то КСП может существенно изменяться, в то время как характеристики остаются неизменными. Это зависит от перемены значительных факторов: условий реализации, спроса и предложения, поведения конкурентов.         КСП является многоаспектным понятием, демонстрирующим, насколько соответствует предприятие/товар условиям рынка, определенным требованиям потребителей не только по характеристикам — таким, как качественные, экономические, технические, эстетические, эргономические, но и в соответствии с коммерческими и прочими условиями (сроками поставки, ценой, каналами сбыта, сервисом, рекламой).     Предприятие в качестве системы должно обладать конкурентоспособностью, не быть зависящим от уровня конкурентоспособности производимых им товаров. Высокой конкурентоспособностью организации обусловливается возможность выпуска более конкурентоспособной продукции.          Оценка конкурентоспособности — задача непростая, и ее решение необходимо начинать c выявления значительных показателей конкурентоспособности и определения их доли в общем интегральном показателе конкурентоспособности предприятия. Условием возникновения погрешности при выявлении этого интегрального показателя конкурентоспособности предприятия c применением большей части действующих методик  становится определение коэффициента весомости различных видов показателей, иначе — данный показатель получает численное значение, соответствующее его весомости.

Основанием многих методик является то, что присвоение данных числовых значений различным показателям ведут эксперты. Одновременно размер интегрального показателя находится в зависимости от того, какими экспертами проводилась данная оценка, каков уровень квалификации, кроме того, важно большое число факторов: состояния их здоровья в ходе реализации оценки значимости и весомости различных показателей, отношений в семье и трудовом коллективе и пр. Ошибки, которые допускаются в ходе оценки конкурентоспособности предприятия, перетекают в ошибки в управлении конкурентоспособностью, вследствие этого могут стать хуже рыночные позиции предприятия. Итак, к выбору критериев оценки и определению их весомости, как и их численного значения, необходимо подойти как к значимому моменту в ходе выявления конкурентоспособности производства.                                                          Конкурентоспособность фирмы можно рассмотреть в качестве процесса создания, выпуска и продажи товаров и услуг, имеющих спрос на этом рынке в существующий момент времени. Показатель конкурентоспособности предприятия демонстрирует, насколько эффективно используется его финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциал. Поэтому, оценивая конкурентоспособность предприятия, более правильно рассмотрение конкурентоспособности организации в качестве суммы, в которой одна из составляющих — конкурентоспособность товаров (услуг) фирмы, вторая составляющая — это конкретный потенциал предприятия. Здесь необходимо учесть: показатель конкурентоспособности предприятия является постоянно изменяющейся величиной. При достижении некоего уровня конкурентоспособности достигнутый уровень без приложения усилий не сохраняется. Иначе говоря, поддержание и рост уровня конкурентоспособности предприятия — это процесс, нуждающийся в управлении.

Заметим: нельзя быстро достичь конкурентоспособности предприятия — этим она отличается от товарной конкурентоспособности. К конкурентоспособности организации идут, длительно и безупречно работая на рынке. А значит, если сравнивать и оценивать 2 предприятия, занятые производством идентичных товаров аналогичного качества, то предприятие, занятое более длительный срок на этом рынке, будет обладать конкурентными преимуществами перед предприятием, которое только входит на рынок. Существует деление конкурентных преимуществ на внешние и внутренние. Организация не может повлиять на внешние факторы, однако у руководства ее есть все нужные условия, чтобы контролировать внутренние факторы. Иначе говоря, управление конкурентоспособностью предприятия заключается в управлении внутренними факторами организации. Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются персоналом, здесь особой ролью обладают руководители. То есть, между конкурентоспособностью организации и конкурентоспособностью персонала предприятия есть прямая связь, а в частности — с конкурентоспособностью управленческого персонала. Этот показатель — характеристика конкурентного потенциала предприятия. Невозможно достижение существенной конкурентоспособности предприятием, даже если наличествует конкурентоспособный товар при отсутствии конкурентоспособного персонала.

Необходимо непрерывно и систематически изучать КСП, используя методику, приведенную на рис. 1.1. Благодаря этому своевременно выявляется момент, когда начинает снижаться показатель КСП, дабы принять соответствующие решения.

Рисунок 1.1. — Типовая схема оценки КСП

1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Из вышесказанного следует, что конкурентоспособность предприятия надо оценивать, если рассматривать конкурентоспособность товара, предлагаемого этим предприятием. Ниже показан ряд методов, которыми можно оценить конкурентоспособность предприятия.

Для общей эмпирической формулы конкурентоспособности товара принят следующий вид:

КСП = К + Ц + 0 (1.1.)

где КСП — это конкурентоспособность;

К — качество;

Ц — цена;

О — обслуживание.

Конкурентоспособность товара является понятием относительным, поддающимся прогнозированию в ходе разработки образцов. Но реальную конкурентоспособность можно оценить лишь на рынке, сопоставляя как характеристики, так и условия продажи и сервиса идентичных конкурирующих товаров.

Оценивая, насколько конкурентоспособны экспортируемые отечественные товары, стоит учесть существование неких факторов, включая недостаточную техническую и экономическую информацию, ведь изготовители чаще пользуются проспектами и каталогами конкурентов; длительные сроки и частоту сбоев при выполнении заказов; могут отсутствовать сети реализации товара, которые в достаточной степени развиты и приближены к иностранным потребителям либо необъективно оценивается уровень издержек потребления у конкурентов и пр. Воздействие таких факторов необходимо минимизировать, насколько это возможно.

На товарном рынке товаров рассмотрение конкурентоспособности ведется с позиции потребителя. И здесь является очевидным, что покупатель заинтересован в эффективном потреблении. Эффективность потребления определяют в виде отношения суммарного полезного эффекта, то есть отношения суммарные потребительских качеств товара и полных затрат на покупку и применение товара. Итак, условия конкурентоспособности товара с потребительской стороны получают вид:

Эп=Р/С->mах, (1.2.)

где Эп представлена в виде эффективности потребления;

Р — суммарные потребительские качества товара;

С — абсолютные затраты на покупку товара и пользование им.

В данных условиях производитель никогда не упускает из виду собственные интересы. Рост рентабельности его деятельности является главным условием, способствующим его коммерческому успеху. Дабы обеспечить преимущества поставляемому товару по ценовому и качественному уровню, условиям поставки и сервиса, производителю зачастую приходится тратиться дополнительно — деньги он выделяет из прибыли. По этой причине производителем оцениваются условия конкурентоспособности товара на практике в виде отношения общей выручки от реализации к суммарным расходам на производство, доставку продукта и его сервисное обслуживание.

Производитель традиционно оценивает товар, им выражается, в первую очередь, стратегия продаж, достижение их безоговорочной рентабельности. И здесь продавцами, безусловно, должна использоваться оценка конкурентоспособности их товаров с покупательской позиции, поскольку она является одним из значимых ориентиров в работе предприятия в условиях рыночной конкуренции.

Так как КСП является ключом к успеху товара и его изготовителя на рынке, а решение проблемы КСП является наиболее сложной задачей в работе каждой фирмы-товаропроизводителя, нуждающейся в согласованной целенаправленной работе ее подразделений, учитывая лидирующую роль маркетинговой службы. Отдельное направление работы организации — разработка стратегии решения данной проблемы.

Тщательное внимание в процессе разработки стратегий КСП обращается на создание конкурентных преимуществ, при этом желательно, чтобы преимущества были подавляющими. Данную часть стратегии КСП демонстрирует рисунок 1.2 — здесь приводится главное направление в создании основных конкурентных преимуществ и вероятная динамика во времени любого из стратегических преимуществ предприятия в условиях

Рисунок 1.2. — Базовые стратегии конкуренции и конкурентных
преимуществ
Другим значимым направлением стратегии КСП является достижение экономического превосходства над конкурентами, снижая затраты на производство, сбыт, перевозку товаров, повышение эффективности реализуемых НИОКР, рекламу, маркетинговую деятельность. Нерентабельность и доля фирмы на рынке тесно взаимосвязаны: рентабельность усиливается в ходе увеличения рыночной доли предприятия. Это значит, что усиление конкурентных преимуществ предрешает успешность предприятия и, соответственно, увеличивает ее долю на рынке. Эти качества усиливаются одновременно с повышением рентабельности работы компании.

Значительного внимания требует фактор транспортных расходов — их доля в общих затратах может составить 10-50 % и больше — это зависит от типа товара. По уровню дешевизны перевозок и перевозочной способности превалирует водный транспорт, а автомобильный транспорт — лидер по уровню частоты отправлений, надежности соблюдения графиков и географической доступности.[31]

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Сегодня наблюдается эволюция подходов методик, по которым оценивается КСП товара в отечественном бизнесе. Тенденция к развитию и изменению методик стала появляться не так давно. В начале рыночных отношений буквально возникала паника, появившаяся после того, как на рынок хлынул высококачественный и недорогой заграничный товар. Большая часть предприятий не смогла адаптироваться к окружающей среде, которая быстро менялась. Результатом стало молниеносное падение конкурентоспособности их товара. Конкурентоспособность не оценивалась по принципам «клиент всегда прав» и «все для потребителя». В итоге во главе угла стоял товар со своими характеристиками, здесь не придавали значения потребительской ценности. Оценивали конкурентоспособность, сопоставляя параметры рассматриваемой продукции и параметры базы сравнения.[18]

Сравнивали группы технических и экономических параметров. В ходе оценки задействовались дифференциальные, комплексные и смешанные методики оценки.

Исходно возникли дифференциальные способы оценки. Дифференциальным методом оценки является применение единичных параметров определенного товара и образца, сравниваемого с ним (либо потребности). В итоге выявляется, удалось ли достичь уровня в целом, становится понятным, по каким параметрам продукт отстает, какие из параметров имеют максимальные отличия от базовых.

Если оценку основывать на образце, то рассчитывать единичный показатель конкурентоспособности следует по формуле:

qi  = Pi / Pi0 * 100 %    (1=1, 2, 3, …, п), (1.3.)

q1 = Pi0 /P I   * 100 %     , (1.4.)

где qi, qi — обозначение единичного показателя конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

Рi — обозначение величины i-го параметра для анализируемого товара;

Рio — обозначение величины i-го параметра для товара, взятого за образец.

Анализ итогов оценки: из формул (1.3.) и (1.4.) необходимо выбрать ту, в которой рост единичного показателя находится в соответствии с ростом конкурентоспособности (к примеру, чтобы оценить производительность используют формулу (1.З.), а того, чтобы оценить удельный расход топлива, используют формулу (1.4.); если у технических параметров товаров нет физической меры (к примеру, речь идет о комфортности, внешнем виде, соответствии модным тенденциям), то, чтобы придать данным параметрам количественные характеристики, требуется задействование экспертных методов оценки в баллах.

В ходе оценки КСП в соответствии с нормативными параметрами у единичного показателя может быть лишь 2 значения: 1 и 0. При соответствии анализируемого товара необходимым нормам и стандартам, значение данного показателя равно 1; иначе показатель обладает нулевым значением.

Но посредством дифференциального метода возможна только констатация факта КСП продукта либо присутствия у него недостатков, если сравнивать с идентичными товарами. Это фактически делает невозможным решение более сложных задач.

После дифференциальной методики найдена была комплексная методика оценки КСП продукта. Основой ее служит использование комплексных показателей: групповых, обобщенных и интегральных . Также сопоставляются удельные полезные эффекты рассматриваемого товара и образца.

Рассчитывают групповой показатель по нормативным параметрам, используя формулу:

 

 

 

здесь Iнп является групповым показателем конкурентоспособности в соответствии с нормативными параметрами;
qнi является единичным показателем конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитываемым согласно формуле (1.3.);

п — это число нормативных параметров, которые должны оцениваться.

В случае, когда хоть один из единичных показателей обладает нулевым значением (то есть продукт по какому-то из параметров не соответствует норме), то у группового показателя также нулевое значение. Так демонстрируется неконкурентоспособность анализируемого продукта на данном рынке.

Рассчитывают групповой показатель по техническим параметрам (исключая нормативные) согласно формуле:

 

 

где Iтп — обозначение для группового показателя конкурентоспособности по техническим параметрам;

qi — обозначение для единичного показателя конкурентоспособности по i-му техническому параметру, его рассчитывают по формулам (1.3.), (1.4.);

аi — обозначение весомости i-го параметра в общем наборе из n-ного количества технических параметров — характеристик потребности;

n  — количество параметров – участников оценки.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Полученным групповым показателем IТП характеризуется то, насколько соответствует этот товар имеющейся потребности по целому набору технических параметров. Насколько он больше, настолько, в общем, удовлетворены потребительские запросы. Определение весомости любого из технических параметров в общем наборе основывается на экспертных оценках, являющихся результатом рыночных исследований, опросов потребителей, семинаров, выставок образцов. Если возникают трудности в ходе проведения рыночных исследований, а также для того, чтобы упростить расчеты и провести ориентировочные оценки из технических параметров можно выбирать самую весомую группу либо задействовать комплексный параметр. Таков полезный эффект, впоследствии помогающий сравнивать. Дабы повысить точность оценки, обязательно учитывать, как влияют на его величину эргономические, эстетические и экологические параметры.

Прежде была целая система, помогающая рассчитывать данные показатели, которые можно было получить точную картину ситуации. За кризисом 1998 года было возможным проявление себя, чтобы оказаться в рыночных нишах, занятых иностранными фирмами и компаниями. Стали рассматривать покупательскую потребность, здесь рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности согласно формуле:

q1 = Pi0 /P I    * 100 %   (i = 1, 2, 3, …, n), (1.7.)

где qi является единичным параметрическим показателем конкурентоспособности по 1-му параметру;

Рi является величиной i-го параметра для рассматриваемого товара;

Рio является величиной i-го параметра для товара, принятого в качестве образца, при котором производится полное удовлетворение потребности;

п — это показатель числа параметров.

Групповым показателем по техническим параметрам характеризуется степень того, насколько соответствуют этот продукт и существующая потребность n полному набору технических параметров.

Подсчитывают групповой показатель по экономическим параметрам, определяя полные затраты потребителя, которые связаны с покупкой и потреблением продукта.

Подсчитывают интегральный показатель КСП согласно формуле, в которую включен групповой показатель по нормативным параметрам, групповой показатель по техническим параметрам (за исключением нормативного) и групповой показатель по экономическим параметрам.

Популярной является и смешанная методика оценки КСП. Основой ее является совместное применение единичных и комплексных (интегральных) показателей. В ходе применения смешанной методики происходит объединение единичных параметров в группы, при этом для каждой из групп определяется соответственно комплексный (групповой) показатель. На основе получаемой совокупности единичных параметров и групп параметров оценивается КСП продукции дифференциальным методом.

Перечисленные выше методы и сегодня применяют на отечественных предприятиях, однако все более распространено задействование параметрического анализа и рейтинговой оценки конкурентоспособности продукта. Особенностью таких методик является то, что основой их являются разные типы информационного обеспечения.[26]

Параметрический анализ задействован, когда в качестве заказчика выступает отдельное предприятие. При этом чтобы получить даже публичную сводную финансовую отчетность и данные Госкомстата, затрачивается немало времени и ресурсов.[23] В данном случае под информационным обеспечением понимают интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Большей частью основой этих данных являются субъективные суждения и неформальные источники информации, по этой причине анализ имеет большей частью качественный (неформализованный) характер.

Возможно  предложение следующей последовательности проведения анализа конкурентного положения фирмы с использованием методики параметрического анализа:

  1. Определяются главные конкуренты предприятия.
  2. Определяются главные сегменты рынка, где происходит конкурентная борьба.
  3. Определяется характер конкурентной борьбы в этом рыночном секторе (ценовая, конкуренция качества, конкуренция в сфере сбытовых каналов и т. п.).
  4. Выявляются тенденции конкурентного положения предприятия в целом в данных рыночных сегментах (динамика части в рыночном объеме продаж).
  5. Проводится параметрический анализ фирмы и конкурентов по перечисленным ниже блокам:

— уровню цен;

— обеспеченности материально-техническими ресурсами;

— обеспеченности кадрами;

—  ценовой политике;

—  политике в сфере снабжения сырьем и материалами;

— политика в сфере продаж (продажи в кредит, предоставление сопутствующих услуг, развитие сети сбыта, рекламная кампания и т. п.);

—  административным ограничениям;

— прочему.

Основываясь на проведенном анализе, менеджер предприятия имеет возможность сделать некие выводы о факторах, ставших основой для тенденций рыночной доли фирмы. Он вносит необходимые коррективы в политику управления (к примеру, когда параметрическим анализом выявлено отставание в сфере обеспеченности материально-техническими ресурсами, то вероятна целесообразность инвестирования в модернизацию машин и оборудования; когда фирма теряет рынок из-за завышения цен — пересматривается ценовая политика и т.п.).

Итак, посредством анализа изменения рыночной конъюнктуры и конкурентного положения предприятия:

а) Оценивается состояние рынка с позиции его емкости и эластичности, а также исследуется сравнительная ценовая конъюнктура по типам продаваемых товаров.

б) Оценивается состояние рынка с позиции его сегментации и монополизации. Сравнительным параметрическим анализом предприятия и конкурентов вскрываются факторы, на которых основана динамика части продаж фирмы в общем объеме сбыта на рынке.[11]

 


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!