СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность и принципы налоговой нагрузки организации
1.2 Анализ методологических расчётов налоговой нагрузки
1.3 Пути снижения налоговой нагрузки организации
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЗЕМЛЯ»)
2.1 Экспресс-анализ финансового состояния организации
2.2 Оценка налоговых платежей и налоговой нагрузки организации
2.3 Анализ налоговых рисков
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ООО «ЗЕМЛЯ»
3.1 Формулировка проектных предложений по совершенствованию налогообложения организации
3.2 Внедрение предлагаемых мероприятий по оптимизации налогообложения и снижения налоговой нагрузки
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
ГЛАВА 4 ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Определение налоговой нагрузки для достижения баланса интересов между государством и субъектами предпринимательской деятельности является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем современной практики налогообложения. Процесс снижения налоговой нагрузки актуален на этапе формирования предприятия и в дальнейшей деятельности организации, так как экономическая выгода от данной оптимизации дает возможность роста активов предприятия на развитие финансово-хозяйственной деятельности. Роль снижения налоговой нагрузки существенна при формировании и развитии предприятия, при этом данная экономическая характеристика зависит от выбора экономической деятельности организации, режима налогообложения, экономического субъекта ведения деятельности и др.
Актуальность темы работы заключается в анализе методов оценки налоговой нагрузки на деятельность предприятия; в определении способов, использование которых при проведении налогового планирования хозяйствующим субъектом приближает фактические показатели налоговой нагрузки к плановым значениям при разумном уровне налогового риска.
Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка инспекции федеральной налоговой службы (далее ИФНС).
Несмотря на повсеместные и возрастающие риски бизнеса в части налогового администрирования, в основном связанные с признанием получения необоснованной налоговой выгоды, законное снижение налоговой нагрузки должно оставаться для бизнеса одной из приоритетных задач. Но важно понимать, что задача по повышению налоговой эффективности может быть успешно реализована исключительно в условиях, когда вопрос налоговой безопасности бизнесом решен и находится в режиме мониторинга.
Все это обуславливает актуальность и востребованность темы бакалаврской выпускной квалификационной работы.
Целью исследования является анализ налоговой нагрузки организации для дальнейшей разработки мероприятий по ее снижению.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть сущность налоговой нагрузки организаций;
— изучить методологические основы расчёта и анализа налоговой нагрузки;
— рассмотреть пути снижения налоговой нагрузки организации;
— провести экспресс-анализ финансового состояния организации;
— провести анализ налоговых платежей и налоговой нагрузки организации;
— проанализировать налоговые риски организации;
— разработать предложения по снижению налоговой нагрузки исследуемой организации;
— разработать механизм внедрения проектных мероприятий по снижению налоговой нагрузки;
— провести оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования является ООО «Земля» Скопинский район, с. Гремячка, основным видом деятельности которого является выращивание зерновых и зернобобовых культур, оптовая торговля.
Предмет исследования – налоговая нагрузка организации.
Методологическую основу работы составляют законодательные и нормативно-правовые акты, труды отечественных авторов в области налогообложения и налогового планирования: Брызгалин А.В., Е.С. Вылкова, И.В. Горский, А. Кадушкин, Е.А. Кирова, М.Н. Крейнина, О.Ю. Кудрина, М.Н. Литвин, Н. Михайлова, О.В. Скворцов, Е.В. Чипуренко и других, публикации в периодической печати и средствах массовой информации.
Вопросы определения налоговой нагрузки по сей день остаются дискуссионными, несмотря на всестороннее рассмотрение вышеуказанными и учеными.
При написании бакалаврской выпускной квалификационной работы применялись следующие методы: анализ, сравнения, классификации, экономико-статистические методы, методы сбора и обработки экономической информации.
Информационную основу работы составили статистические данные, бухгалтерская и налоговая отчетность ООО «Земля» за 2016-2018 гг., различные методические источники (статическая отчетность, система показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности и т.д.), учебники по налогообложению и налоговому планированию, учебные пособия.
Научная новизна бакалаврской выпускной квалификационной работы заключается в систематизации имеющихся научных знаний и выявлении наиболее точного методического подхода к анализу налоговой нагрузки для целей налогового планирования на уровне коммерческого предприятия, направленного на достижение оптимального показателя налоговой нагрузки при разумном уровне налогового риска.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработки рекомендаций по снижения налоговой нагрузки в ООО «Земля».
Настоящее исследование состоит из четырех глав, введения, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты налоговой нагрузки организаций. Во второй главе проведен анализ финансово-экономической деятельности ООО «Земля», оценена ее налоговая нагрузка и налоговые риски. В третьей главе разработаны предложения по снижению налоговой нагрузки исследуемой организации и предложен механизм внедрения проектных мероприятий по снижению налоговой нагрузки в ООО «Земля». В четвертой главе рассмотрено информационное обеспечение проекта.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность и принципы налоговой нагрузки организации
Проблема определения оптимального уровня взимаемых налогов волновала экономистов еще в средние века. Министру финансов при дворе короля Людовика XIV Жану-Батисту Кольберу приписывают фразу: «Сбор налогов – это искусство ощипать живого гуся так, чтобы получить максимум перьев при минимуме писка». Количество собранных перьев, о котором говорил Кольбер — это и есть налоговая нагрузка, или как ее часто называют – налоговое бремя [10; 89].
Налоговое бремя – это показатель, отражающий влияние собираемых налогов на деятельность экономических субъектов. Оно может определяться как для отдельного налогоплательщика (юридического или физического лица), так и для экономики в целом.
Так сколько же перьев можно вырвать у гуся? Другими словами, до какой степени допустимо повышать налоговые ставки? График, выражающий зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня ставок, был предложен в 1974 г. американским экономистом Артуром Лаффером (рисунок 1.1). Согласно его теории, при росте налоговых ставок объем поступлений в бюджет сначала возрастает и достигает максимума при некотором оптимальном размере ставки, а затем начинает падать, и при ставке 100% сумма собираемых налогов будет стремиться к 0 [32; 92].
Теория, позволяющая точно рассчитать размер оптимальной налоговой ставки, пока не создана, однако мировая практика показывает, что для эффективного функционирования экономики налоговое бремя не должно превышать 30-40% от доходов.
Если ставки существенно превышают этот уровень, то большинству экономических субъектов становится невыгодно заниматься бизнесом, и они либо полностью прекращают деятельность, либо «уходят в тень». И в том и в другом случае развитие экономики замедляется, а объем налоговых поступлений – сокращается. Следовательно – возникает необходимость в снижении налогового бремени [42; 59].
Рисунок 1.1 — Кривая Лаффера [19; 46]
Государство в этом случае может как снизить общий уровень фискальной нагрузки (путем снижения ставок или полной отмены некоторых налогов), так и осуществить переложение налогового бремени.
Распределение налогового бремени между экономическими субъектами зависит от фискальной политики государства.
Например, если большую часть поступлений в бюджет дают косвенные налоги, входящие в цену товара (НДС, акцизы), то большая часть нагрузки в итоге ложится на конечного потребителя.
Если же имеют место высокие ставки по налогу на прибыль юридических лиц, то налоговое бремя несут на себе производители.
Меняя уровень ставок по этим налогам, правительство может «перекладывать» налоговое бремя между населением и бизнесом [145; 76].
Также возможно осуществить поддержку тех или иных отраслей экономики путем введения различных налоговых льгот.
К сожалению, в литературе не дается различий в понятиях «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя» и многие авторы отождествляют эти понятия. Считаем это неверным.
Налоговое бремя (Нбр) – это налоговая нагрузка в абсолютном выражении (Нсум) с учетом сопутствующих расходов, связанных с введением налогового учета (Нз), плюс упущенные возможности – недополученная прибыль вследствие уменьшения собственных средств, направленных на уплату налогов, а не на развитие бизнеса (ΔПув) (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 — Показатель налогового бремени организаций [23; 64] Величину недополученной прибыли (ΔПув) можно определить по формуле:
ΔПув = Нс + Нфр + Нчп, (1.1)
где: Нс – налоговые платежи, включаемые в себестоимость продукции;
Нфр – налоговые платежи, относимые на финансовые результаты;
Нчп – налоговые платежи, уплачиваемые за счет чистой прибыли.
Таким образом, налоговое бремя – это отношение суммы взимаемых налогов к доходу экономического субъекта или ВВП государства. Его оптимальная величина – не более 30-40% от дохода. Оптимизацию избыточной налоговой нагрузки можно осуществлять как путем снижения ставок, так и путем перераспределения бремени между хозяйствующими субъектами или отраслями экономики [27; 41].
В XVIII в. А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причине богатства народов» указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства. «При снижении налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказаниями и вымогательством» [22; 105].
Сегодня исследование данного понятия сосредоточено на рассмотрении налоговой нагрузки как двухуровневого показателя, то есть исследование происходит как на макро, так и на микроуровне. На рисунке 1.3 представлена основная схема распределения налоговой нагрузки.
Рисунок 1.3 — Основные аспекты исчисления налогового бремени [34; 405] Понятие налоговой нагрузки, если судить по формулам ее расчета, близко к определению термина «налоговое бремя», определяемому как: относительная величина (степень отвлечения денежных средств на уплаты налогов); абсолютная величина (обременение, возникающее ввиду обязанности уплачивать налоги) [41; 174].
Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта (предприятия) до недавнего времени оставалась сугубо теоретическим предметом, однако с распространением на практике налогового планирования возникла потребность в информативном измерителе влияния налогообложения на финансовое положение хозяйствующего субъекта и взгляды многих современных экономистов были обращены к вопросу изучения налоговой нагрузки [9; 73].
На сегодняшний день определение самого термина «налоговая нагрузка» является дискуссионным вопросом. Точного определения данного понятия не существует ни на законодательном уровне, ни в учебной литературе.
На законодательном уровне налоговая нагрузка упоминается в Постановлении Правительства РФ от 23 июня 2006 г. «Об утверждении методики расчета величины совокупной налоговой нагрузки…» [3]. Однако в данном документе применяется лишь понятие «совокупная налоговая нагрузка», при этом разъяснение и определение данного термина в Постановлении отсутствует.
В современной отечественной экономической литературе освещены различные мнения авторов в части определения налоговой нагрузки. Кроме того, авторы, исследующие понятие налоговая нагрузка, не пришли к единому мнению для выведения в терминологии общепризнанного понятия, которое характеризовало бы степень влияния налогообложения на хозяйствующий субъект (таблица 1.1).
Таблица 1.1 — Понятие «налоговая нагрузка»
Автор | Трактовка автором понятия «налоговая нагрузка» |
1 | 2 |
Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ | Налоговая нагрузка – это процентное отношение суммы уплачиваемых организацией налогов к сумме выручки по данным бухгалтерской отчетности |
Крейнина Н.М. | Налоговая нагрузка – доля доходов отдельного субъекта, взимаемую в бюджет в виде налогов и сборов, или как общий объем налоговых платежей [12; 63] |
Бобров А.В. | «налоговая нагрузка» — это совокупность всех налогов и сборов, уплачиваемых конкретным плательщиком, абсолютная величина, а «налоговое бремя» — относительная величина, частное от деления налоговой нагрузки на финансовый показатель деятельности предприятия» [47] |
Чепуренко Е.В. | рассматривает налоговую нагрузку, как налоговое бремя, под которым понимает «обобщенную качественную и количественную характеристику влияния обязательных платежей в бюджетную систему РФ на финансовое положение организаций – налогоплатель-щиков» [22; 81]. |
Цыгичко А.Н. | налоговая нагрузка – это «часть совокупной финансовой нагрузки, ограничивающей ресурсы модернизации и расширения организаций». Налоговая нагрузка должна рассматриваться во взаимосвязи с прочими составляющими финансового давления — инфляцией, тарифами естественных монополий, ставкой по кредитам, и т.п. [21; 39] |
Салькова О.С. | «инструмент контроля и планирования многих параметров финансово-хозяйственной деятельности» [39; 61]. |
Продолжение таблицы 1.1
1 | 2 |
Паскачев А.Б., Садыгов Ф.К., Саакян Р.С. | Налоговое бремя – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов предприятия с учетом макроэкономических показателей развития региона, собираемости налогов и сборов, средних налоговых издержек, а налоговая нагрузка – максимально возможная сумма мобилизации финансовых ресурсов организации, которые должны поступить в соответствующие бюджеты [43; 78] |
Левкин А.В. | Налоговое бремя рассматривается как часть произведенного обществом продукта, который перераспределяется посредством бюджетных механизмов, а налоговая нагрузка – экономический показатель отражения налогового бремени на предприятии [48] |
Архипцева Л.М. | Отношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием фискальным органам, к показателям его деятельности [11; 56] |
Топорнин Б.В. | Отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто и прочих доходов организации либо отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости [18; 109] |
Итак, налоговой нагрузкой называется доля суммы уплаченных за определенный период налогов в какой-то экономической базе за тот же период, которая позволяет оценивать влияние размера налоговых платежей на доходность и рентабельность субъекта.
Проще говоря, налоговая нагрузка — соотношение сумм уплаченных налогов и выручки компании.
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 – Относительная и абсолютная величина налоговой нагрузки [26; 189]
Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.
Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие нормативно-правовые акты (рисунок 1.5):
Рисунок 1.5 – Нормативно-правовые акты, контролирующие величину налоговой нагрузки организации
Подсчет налоговой нагрузки организации является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях (таблица 1.2):
Таблица 1.2 – Значение подсчета налоговой нагрузки организации [33; 62]
Кому необходим подсчет | Значение подсчета налоговой нагрузки организации |
1 | 2 |
Самому налогоплательщику | Они могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия. Полезные причины: а) Для понимания стоит ли ждать в скором времени выездную проверку, и успеет ли налогоплательщик предпринять меры по предотвращению негативных последствий этого мероприятия. Или же примет решение поменять налоговую политику с целью небольшого повышения нагрузки и возможностью избежать проверки; б) налогоплательщик сможет оперативно проверять эффективность проводимой налоговой политики и получит еще один понятный механизм оценки его работы со стороны собственников |
Продолжение таблицы 1.2
1 | 2 |
Федеральной налоговой службе | с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом |
Министерству финансов и другим экономическим государственным структурам | на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны |
Формулы расчёта налоговой нагрузки по разным ее видам описаны нами в Приложении А.
Базой для расчета налоговой нагрузки может быть (в зависимости от экономического уровня (конкретный человек, хозяйствующий субъект, группа сходных предприятий, отрасль хозяйства страны или региона, государство в целом) и целей проведения расчета): планируемая прибыль или ожидаемый доход; вновь созданная стоимость; источник уплаты налога (расходы или прибыль); доходы; выручка (с НДС и без него).
Налоговая нагрузка – это один из важных показателей, который может стать основанием вызова на комиссию по легализации налоговой базы. Его также берут в расчет, когда определяют необходимость выездной проверки.
Налоговую нагрузку определяют с помощью расчетчика, приложения 7 к письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490 [5] или по формуле (рисунок 1.6):
Налоговая нагрузка | = | Сумма исчисленных налогов без учета ввозного НДС, таможенных пошлин и страховых взносов, но с учетом НДФЛ (письма Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС от 29.06.2018 № БА-4-1/12589, от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026) | : | Сумма выручки без учета НДС и акцизов (стр. 2110 годового отчета о финансовых результатах) |
Рисунок 1.6 – Формула расчета налоговой нагрузки организации [13; 105]
Полученный результат сравнивают со средним уровнем по своему виду деятельности за год. Если он меньше средних показателей, то у организации низкая налоговая нагрузка. А значит, ИФНС возьмет организацию на контроль. Если вид деятельности в таблицах не поименован, сравнивают налоговую нагрузку со средней по России. За 2017 год она составила 10,8 процента (письмо ФНС от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806 [7]).
Когда рассчитывается налоговая нагрузка по организации, страховые взносы не учитываются (письмо ФНС от 29.06.2018 № БА-4-1/12589 [6]).
Налоговая нагрузка относится к показателям, которые для налоговых органов служат критериями для отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки. А потому Приказ ФНС РФ № ММ-3-06/333@ [4] призывает налогоплательщиков к самостоятельному расчету данной величины. Это необходимо для того, чтобы контролировать нахождение показателя на уровне среднеотраслевых значений. Это поможет избежать выездной проверки и упростит общение с налоговой инспекцией.
Для того чтобы правильно применить методы налогового планирования, расчет налоговой нагрузки, необходимо придерживаться принципов, которые помогут выполнять данную работу в соответствии с нормами законодательства (таблица 1.3).
Таблица 1.3 — Принципы налогового планирования, расчета налоговой нагрузки [10; 105]
Название принципа | Содержание принципа налогового планирования, расчета налоговой нагрузки |
1 | 2 |
законность | благодаря чему, налогоплательщик не нарушает норм законодательства, не рискует понести ответственность за неуплату налоговых платежей; |
своевременность | в условиях изменения законодательства в части налоговых сборов, планы и стратегии действия организации должны оперативно пересматриваться и редактироваться в соответствии с новыми нормами; |
оптимальность | методы, используемые юридическим лицом должны снижать налоговую нагрузку, но без ущерба для других отраслей деятельности фирмы. Специалистами просчитываются все перспективы экономии на налоговых платежах, из них подлежит выбору максимально адаптированная и подходящая для конкретного учреждения; |
обоснованность | налоговый специалист всегда имеет аргументы и готов для объяснения политики организации в части уплаты налогов перед налоговыми агентами; |
комплексность | изучению и анализу подлежат не только нормы налогового кодекса, но и аспекты всего законодательства, прямо или косвенно касающегося планирования налогов; |
Продолжение таблицы 1.3
1 | 2 |
профессионализм | деятельность по налоговому планированию могут осуществлять только квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в данной сфере, а также соответствующее образование; |
конфиденциальность | работники налогового отдела не имеют права распространяться за пределами фирмы о методиках планирования уплаты налогов, которые применяются в ней. |
Благодаря этим принципам, работа над стратегией по оптимизации налогообложения должна выстраиваться грамотно, перспективно и обоснованно.
Процесс снижения налоговой нагрузки должен базироваться на следующих принципах (рисунок 1.7):
Рисунок 1.7 – Принципы снижения налоговой нагрузки [44; 157]
Таким образом, исследователи-экономисты дают разные определения понятиям «налоговая нагрузка» и налоговое бремя», но все они сходятся в одном, что они определяют уровень изъятия части доходов хозяйствующих субъектов.
Уровень налоговой нагрузки влияет на финансовое состояния каждого налогоплательщика, в связи с этим данный показатель является очень важным при построении налогового плана предприятия во избежание банкротства.
1.2 Анализ методологических расчётов налоговой нагрузки
В Приложении Б нами рассмотрены основные подходы (методики) к определению термина «налоговая нагрузка» и формулы ее расчета.
Рассмотрим каждую из методик подробнее.
Общепринятой является методика, разработанная Департаментом налоговой политики Министерства финансов РФ. Преимуществом данной методики, на наш взгляд, является то, что с помощью нее можно наглядно выявить долю налогов, которые организация должна перечислить в бюджет, в общей сумме выручки. Недостатком является то, что методика является всё-таки достаточно ограниченной – финансовая зависимость от налогов отражается не только через выручку (прибыль, например) [15; 109].
Методика М.Н. Крейниной основывается на том, что косвенные налоги (НДС, акцизы) в расчете налоговой нагрузки не учитываются, что является в какой-то степени её минусом [12; 93].
Ведь основным налогом, формирующим федеральный бюджет, является НДС. Данная методика будет бесполезна в организациях, деятельность которых основывается на обороте подакцизных товаров. Методика опровергает мнение о том, что большой размер налогов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), выгоден экономическому субъекту, так как позволяет уменьшить прибыль и, соответственно, налог на прибыль [28; 147].
Однако, по сравнению с методикой Минфина, данная методика более широко рассматривает влияние других факторов, оказывающих воздействие на величину налоговой нагрузки. Также она позволяет оценить воздействие прямых налогов на финансовое состояние предприятия.
Преимущество методики Кировой является то, что при её помощи можно сравнивать различные организации между собой, независимо от их отраслевого признака. Это возможно за счет разграничения в методике абсолютных и относительных показателей [31; 32].
Однако, с помощью данной методики невозможно прогнозирование изменения деловой активности организации в зависимости от изменения количества налогов, налоговых ставок и льгот.
Методика Островенко является наилучшей методикой из всех представленных, т.к. позволяет с разной степенью детализации в зависимости от поставленной управленческой задачи рассчитать налоговую нагрузку, может применяться экономическими субъектами любых отраслей народного хозяйства [40; 6]. Также, при расчётах по данной методике используются показатели, которые отражаются в отчётности предприятия, что ускоряет процесс расчётов [17; 75].
Методика, предложенная Власовой, является достаточно узкой, что является её главным недостатком. Она не позволяет в полной мере оценить влияние налогов на деятельность организаций, т.к. за базу анализа принимаются только собственные оборотные средства организации.
Достоинством методики Литвина являются то, что методика учитывает специализацию и характер хозяйственной деятельности конкретного экономического субъекта вне зависимости от его отраслевой принадлежности, что позволяет сравнивать между собой предприятия из разных сфер деятельности [37; 30].
Недостатком теории является включение в расчёт НДФЛ, который не влияет на прибыль организации.
Методика Кадушина и Михайловой является количественной и в ней каждый налог сравнивается с источником его уплаты. Преимуществом методики является то, что она позволяет сравнивать количественные изменения доли налогов в добавленной стоимости в зависимости от типа производства и рентабельности [30; 16].
Недостатком теории является то, что в расчёт не включаются суммы косвенных налогов, которые несомненно увеличивают налоговую нагрузку на предприятие. Также, недостатком является то, что в расчёт налоговой нагрузки включается НДФЛ, который организация не исчисляет, а лишь исполняет обязанности налогового агента.
В результате исследования различных методик расчета налоговой нагрузки, нас заинтересовала уникальная методика анализа налоговой отчетности автора Скворцова О.В. с использованием математической модели — «налогового эллипса». Для практического воплощения метода в практику работы он ввел термин «налоговый эллипс» [16; 58]. Он представляет собой фигуру, построенную путем соединения концов векторов, исходящих из одной точки под равными углами (рисунок 1.8).
Рисунок 1.8 — Фигура «налогового эллипса» по методике анализа налоговой отчетности автора Скворцова О.В.
На диаграмме желтый «налоговый эллипс» отражает начисления фирмы, не применяющей схемы «зарплатной минимизации» и имеющие высокий удельный вес материальных затрат.
При этом длина каждого вектора определяется делением суммы начислений каждого из налогов на общую сумму валового дохода организации. В результате отображается удельный вес этого налога в выручке организации. А вот площадь данной фигуры определенно выражает общую налоговую нагрузку и поэтому может служить основанием для сравнения и анализа.
Таким образом, многими авторами предлагается определение термина «налоговая нагрузка», как измеритель уплаты налогов.
Такая позиция является верной, но не полной. Налоговую нагрузку необходимо рассматривать не только с количественной стороны – в каком размере уплачиваются налоги, но и со стороны того, что налоговая нагрузка выступает одним из измерителей давления на бизнес.
Помимо этого, давление на бизнес оказывает также неналоговая нагрузка, которая совместно с налоговой нагрузкой составляет общую экономическую нагрузку на предприятие.
Однако, при расчете общего бремени данные расходы не учитываются современными методиками и экономистами, что является, пожалуй, самым главным упущением.
Принудительные расходы – обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, принудительно взимаемые органами государственной власти различных уровней и участниками рыночных отношений с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований и в счет оплаты необходимых для деятельности и полученных плательщиком товаров, работ или услуг [33; 63].
К расходам, не имеющим налоговую и страховую основу для своего существования, можно отнести:
– пожарные (наличие пожарной сигнализации и специализированного под помещение огнетушителя и прочие)
– трудовые (поддержание нормальных условий труда и прочие);
– медицинские (наличие медпункта на особо вредных производствах, наличие минимальной комплектации аптечки, вакцинация сотрудников, если предприятие действует в животноводческой сфере, то это также вакцинация животных и прочее);
– бухгалтерские (расходы на ведение бухгалтерского учета и прочие) и т.д.
Также, как и расходы по налоговой нагрузке, правильность исчисления и своевременная уплата контролируются государственными органами разных инстанций.
Каждый из перечисленных выше видов принудительных расходов имеет свою специфику исчисления и уплаты, в связи с отсутствием единой системы учета для данного вида расходов, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Ошибочно многими методиками упускается важность данных расходов и упускается из расчетов полнота влияния, оказываемое ими на «самочувствие» организации [25; 283].
Мы рассмотрели определение таких понятий, как «налоговая нагрузка» и «принудительные расходы», сопоставили их между собой и, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что для оценки влияния государства на экономику предприятий необходим совершенно новый показатель, который учитывал бы не только налоговую составляющую, но и составляющую, вызванную принудительными расходами.
Таким образом, проблема исчисления налоговой нагрузки на уровне предприятий считается самой дискуссионной. Существует множество методик расчета налоговой нагрузки предприятия. Этим вопросом занимаются такие ученые экономисты, как М.Н. Крейнина, Е.А. Кирова, М.Н. Литвин, А. Кадушкин и Н. Михайлова. Сравнивая различные методики расчета можно выделить такие спорные моменты: налоги, включаемые в расчет налоговой нагрузки (использование в расчете налог на доходы физических лиц и косвенных налогов); показатель, с которым следует соотносить сумму налогов при расчете налоговой нагрузки (выручка, брутто или нетто доходы, прибыль, источник уплаты налогов, добавленная стоимость или вновь созданная стоимость). Каждая из методик имеет свои достоинства и недостатки, но ни одна из них не является совершенной. А оптимальным значением налоговой нагрузки следует понимать такой ее уровень, при котором рентабельность производства имеет наибольшее значение.
1.3 Пути снижения налоговой нагрузки организации
Право налогоплательщиков на снижение налоговой нагрузки закреплено Конституционным судом Российской Федерации (Постановление от 27.05.2003 № 9 по делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного Кодекса в связи с жалобами граждан) [8].
В настоящее время выделяют следующие основные пути снижения налоговой нагрузки:
– переход на специальные режимы налогообложения экономических результатов деятельности организаций, самый распространённый из которых — это упрощенная система налогообложения. При данном режиме налогообложения применяемая ставка колеблется от 1 до 6% (при применении объекта налогообложения «доходы») и от 5 до 15% (при применении объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») [1].
Индивидуальные предприниматели, применяющие единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения правомочны уменьшить налоговые платежи на сумму уплаченных страховых взносов. Организации и Индивидуальные предприниматели на едином налоге на вмененный доход до 2017 года не могли учитывать страховые взносы при расчете налога. В прошлом 2018 году в законодательстве произошли изменения, которые уравняли права индивидуальных предпринимателей на упрощенной системе налогообложения и индивидуальных предпринимателей на едином налоге на вмененный доход, так как при упрощенной системе налогообложения предприниматели могли уменьшить налог на сумму страховых взносов [29; 45].
– освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при соблюдении установленных законом требований. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, имеют право получения освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении не подакцизных товаров. Условие для получения освобождения — выручка от реализации без учета НДС за 3 месяца не должна превышать 2 млн. руб. рублей. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость может применяется как по видам деятельности организации, так и по отдельным операциям деятельности организации;
– применение налоговых льгот, которые классифицируются на принципах изъятия, освобождения, скидках.
Налоговые льготы по принципу изъятия дают возможность выведения из налогообложения определенных объектов, например, данной мерой освобождены предприятия общественного питания детских учреждений по налогу на прибыль организаций. Освобождение — льгота, которая влияет на налоговую ставку. Применение скидки базируется на изменении налоговой базы и, следовательно, суммы налога к уплате, самые распространённые из которых налог на доходы физических лиц и налог на прибыль;
– рациональное распределение материальных затрат организации: законно обоснованная учетная политика организаций позволяет привести к снижению налоговой нагрузки;
– применения налоговых каникул на основе Федерального закона № 477 от 29.12.2014 г. [2] могут осуществлять компании, ведущие деятельность в социальной сфере, занятые производственной деятельностью и деятельностью в области науки и позволяет применения нулевой ставки обложения налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций;
– налоговый вычет на онлайн-кассу могут применить предприятия, ведущие деятельность на едином налоге на вменный доход и применяющие патентную систему налогообложения. При этом максимальный размер налогового вычета равен 18000 рублей за каждый приобретенный аппарат [35; 732].
В настоящее время предприятиями используются следующие схемы снижения налоговой нагрузки:
– метод замены отношений предусматривает, что организация при оформлении договоров с контрагентами выбирает гражданско-правовую норму с учетом налоговых последствий применения данных норм [38; 223];
– метод разделения отношений предполагает замену части хозяйственной операции другим ее видом или ее разделение на несколько составных частей;
– метод делегирования ответственности базируется на передачи части экономических отношений другим юридическим лицам или дочерним предприятиям [24; 112];
– отсрочка налоговых платежей предусматривает перенос момента возникновения объекта налогообложения на последующий налоговый период;
– метод сокращения объекта налогообложения преследует цель избавления от части налогооблагаемых операций или облагаемого имущества при сохранении и экономической обоснованности хозяйственной деятельности предприятия [14; 209] и др.
В Приложении В мы дополнительно проанализировали 15 законных способов снижения налоговой нагрузки организации.
Дополнительно отменим, какие изменения законодательства повлияют на оптимизацию налогообложения в 2019 году (рисунок 1.9).
Рисунок 1.9 — Изменения законодательства повлияют на оптимизацию налогообложения в 2019 году [46]
В 2019 году в режиме пилотного проекта введут нескольких видов налогов, которые значительно увеличат налоговую нагрузку на бизнес. Дополнительно вводят экологический, туристический налог и налог для самозанятых лиц. Из этих трех видов обязательных платежей получится оптимизировать только экологический платеж за счет внедрения технологий и проведения мероприятий, ориентированных на снижение влияния на окружающую среду.
Конечно, универсальных способов повысить экономическую эффективность налоговой нагрузки, подходящих для всех видов бизнеса, не существует. Каждый инструмент должен рассматриваться индивидуально, исходя из фактических обстоятельств, в том числе предыстории каждого бизнеса и последствий принятого решения.
Причем, принятие решения всегда требует взвешенного подхода, учитывающего все аспекты бизнеса – от технического внедрения и документооборота, обсчета финансовой модели и рентабельности, выверки юридических и иных сопутствующих рисков реализации решения внутри компании и при взаимодействии вовне, в том числе с контролирующими органами, до стратегического планирования и моделирования бизнеса в долгосрочной перспективе [20; 301].
Таким образом, для достижения максимального снижения налоговой нагрузки организации возможно применение схем оптимизации налогообложения, которые являются хорошим способом уменьшить ее расходы, придать финансовую устойчивость бизнесу, открыть большие возможности для ее дальнейшего расширения и процветания.
Законодательство предоставляет множество вариаций налоговой оптимизации, что дает любому бизнесу применять их в деятельности. Поэтому планирование налогообложения необходимо начинать сразу же в процессе создания компании и проводить его регулярно и качественно.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф