Вид работы: Курсовая работа
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Тема: Оценка результативности программ внеурочной деятельности
ВУЗ: «Сургутский государственный педагогический университет»
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и проблема исследования
Необходимым условием формирования компетентности учащихся по первой помощи является организация внеурочной деятельности. Внеурочная работа в сочетании с учебной деятельностью позволяется не только изучать и совершенствовать практические навыки первой помощи, но и формировать основные компоненты личности безопасного поведения. Внеурочная работа по формированию практических навыков первой помощи способствует развитию у учащихся активной гражданской позиции, и вносит большой вклад в успешную социализацию школьников.
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования в части требований к предметным результатам освоения учебных программ курса ОБЖ указаны обязательность формирования у обучающихся умений оказывать первую помощь пострадавшим. Исходя из этого, организациях как одного из инструментов формирования компетентности учащихся по первой помощи.
Объектом исследования: компетентность учащихся в школьном курсе ОБЖ.
Предметом исследования: компетентность учащихся по первой помощи.
Цель: обосновать выбор форм внеурочной деятельности для обучения практическим навыкам первой помощи у школьников старших классов.
Задачи:
- Выявить и теоретически обосновать основные подходы к формированию навыков первой помощи на основе современных образовательных стандартов.
- Провести сравнительный анализ форм внеурочной деятельности по обучению практическим навыкам первой помощи.
Методы исследования. Анализ литературных источников, синтез.
Особенность обучения в школьном курсе ОБЖ заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. Они должны уметь правильно выполнять определенные действия.
Своевременное и правильное предоставление первой помощи, предоставляемой до начала лечения, помогает спасти жизни и служит профилактической мерой возможных осложнений, обеспечивает благоприятный результат восстановления нарушенных функций организма и работоспособности пострадавшего.
Но на практике мы имеет то, что времени, которое уделяется на изучение основ медицинский знаний в курсе ОБЖ не хватает для выработки умений и навыков по первой помощи. Для полноценного формирования навыка оказания первой помощи у учащегося, необходимо больше часов, внеурочная деятельность решает эту проблему.
Основные подходы к формированию навыков первой помощи на основе современных образовательных стандартов
- Формирование компетентности в курсе ОБЖ
Формирование компетентности в области основ безопасности жизнедеятельности:
1) заключается в понимании и прогнозировании ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды, и рационального поведения в случае их возникновения.
2) означает осознание личной ответственности за благосостояние окружающего мира и его собственное благосостояние на его основе.
3) основано на системе идеологических взглядов, ценностных ориентаций, моральных норм, научных знаний, практических навыков, закладывающих основы:
— здорового образа жизни и физической культуры личности;
— рациональное поведение в опасных и чрезвычайных ситуациях;
— характер личных действий, которые не создают и не предотвращают опасные и чрезвычайные ситуации на всех уровнях.
Позволяет определить необходимое направление применения как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и творческой деятельности в условиях постиндустриального общества.
Также служит основой для углубленной подготовки человека к безопасности профессиональной жизни. И свидетельствует о готовности индивида к позитивному выбору в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни.
Таким образом, компетенция в области ОБЖ соответствует основным целям развития страны в XXI веке, способствуя обеспечению индивидуальной, национальной и глобальной безопасности при переходе цивилизации на постиндустриальную эпоху.
Умения и навыки в курсе ОБЖ
- Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях:
а) действия:
— при предупреждении об опасности чрезвычайных ситуаций (убежище в защитных сооружениях, эвакуация и т. д.);
— во время чрезвычайных ситуаций (в опасных ситуациях природного и техногенного характера, последствий террористического акта) — участие в спасательных операциях, оказание первой помощи жертвам и т. д.;
— при возникновении пожара в общественных местах, транспорте, жилище (эвакуация, использование импровизированных средств для ликвидации центра зажигания);
б) пользование:
— средствами индивидуальной и коллективной защиты (хлопчато-марлевые повязки, противогаз, комплект средств защиты от оружия общего пользования);
— различными способами и средствами самообороны при нападениях в различных ситуациях.
- Основы медицинских знаний:
— предварительная медицинская помощь в случае порезов, ссадин, царапин, синяков, растяжений, ожогов, кровотечений, жара и солнечного удара, общего охлаждения, обморожения, укусов насекомых, отравления грибами и ягодами, посторонних предметов, попадающих в глаза, уха или носа, поражения электрическим током и так далее.;
— применение бинтов, завихрений, турникет, отжим пальцев, иммобилизация конечностей, искусственное дыхание, косвенный сердечный массаж и т. д .;
— Различные способы транспортировки пострадавших.
- Основы военной службы:
— элементы боевой подготовки;
— неполная разборка и сборка автомата Калашникова;
— подготовка машины для стрельбы;
— стрельба из машины на фиксированных и новых объектах;
— умение бросать ручные имитационные (тренировочные) гранаты для точности с места;
— движение по местности: бег, ползающий, по-пластунски, сбоку;
— подготовка дозиметра и химического разведывательного устройства и работа с ними.
- Прикладная физическая подготовка:
— преодоление препятствия;
— ориентация на местности на карте, определение сторон мира по компасу, небесные огни и знаки локальных объектов и движение к данной точке вдоль азимута;
— преодоление участков местности с естественными препятствиями — пересечение реки, болота, овраг и т.д.;
— самопомощь и взаимопомощь в случае бедствия на воде;
— вязание и применение различных типов канатных узлов;
— разведение различных видов костров, в том числе под дождем;
— подача сигналов бедствия и использование методов обеспечения принудительного автономного существования в естественных условиях;
— действия в опасных и непредвиденных ситуациях в естественных условиях — во время гроз, бурь, отставание от группы, потеря ориентации в лесу и т. д .;
— строительство временного жилья (приюта) в естественных условиях.
Метод упраـжнения
Навыки и умения учащихся формируются во время практических занятий методом упражнений — целенаправленным повторением действий с целью овладения и улучшения пути его реализации.
В соответствии с организацией деятельности упражнения могут быть индивидуальными и групповыми, для дидактической цели:
— вводные упражнения — выполняются после практической демонстрации для обеспечения медленного правильного исполнения учащимися учащейся деятельности;
— Основные — преследуют цель формирования навыков и умений в рамках нормативных, профессиональных требований;
— тренировка — сознательное повторное повторение приобретенного метода (действия) с целью его консолидации и улучшения.
Метод упраـжнения включаـет раـсскаـз, покаـз приема или действия преподаـваـтеля, тренинг (обучение по заـраـнее отраـботаـнной методике, сконцентрироваـнное на формироваـнии и совершенствоваـнии определенных умений и их комбинаـций) и предусмаـтриваـет следующую последоваـтельность:
- Раـсскаـз — объяснение наـзнаـчения изучаـемого приема или действия.
- Обраـзцовый покаـз приема или действия в целом преподаـваـтелем. Должно сопровождаться кратким, ясным и убедительным объяснением.
Учащиеся, визуально воспринимающие изучаемый метод, получают конкретное правильное представление о том, как и в какой последовательности нужно действовать.
- Покаـз приема (действия) по отдельным элементаـм с попутным объяснением особенностей его выполнения, а таـкже последствия ошибочных действий в следующей последовательности: сначала действие в целом, в обычном темпе, затем по элементам и методам с кратким объяснением. При этом учитель должен быть расположен так, чтобы все ученики могли ясно видеть выполнение действия, элемента или приема от начала до конца.
- Опробоваـние приема или действия учаـщимися и отраـботка его по элементаـм или в целом (раـзучиваـние).
Если прием (действие) прост и доступен для исполнения, после показа и объяснений он сразу же узнается в целом. Если он сложный и его можно расчленить на отдельные части, сначала они учатся по частям.
Темп исполнения изначально медленный, а затем нормализуется. После учеников преподаватель начинает выполнять все элементы (части) в правильном темпе и правильно, и можно перейти к выполнению приема (действия) в целом.
В тех случаях, когда прием (действие) не может быть разделен, и из-за его сложности невозможно без подготовки выступать в целом, оно осваивается с помощью подготовительных упражнений.
- Тренировка по объединению методов и действий в целом обеспечивает совершенствование практических навыков и умений, развитие физических и специальных качеств (устойчивость к перегрузкам, морская болезнь, кислородное голодание) посредством сознательного и повторного выполнения методов (действий) в разных условиях:
- a) в простой (обычной) обстановке;
б) на специальных тренажерах (дидактические устройства или другие моделирующие устройства, манекены);
в) в сложных условиях:
— трудные стартовые позиции;
— с максимальной скоростью и точностью исполнения в течение ограниченного времени;
— в ограниченном пространстве;
— при изменении условий (недостаточная видимость, на спутнике и т. д.);
г) для различных условий тела обучаемого, препятствующих действию:
— в состоянии усталости (после физического напряжения);
— с временным исключением или ограничением визуального самоконтроля;
— в состоянии значительного эмоционального напряжения (соревновательная и игровая деятельность).
Во время практических занятий по ОБЖ необходимо:
— правильно показывать методы и методы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, при оказании медико-санитарной помощи, используя рисунки, плакаты, слайды, обучающие видеоролики, программы компьютерного обучения, модульные манекены, роботизированные тренажеры, макеты, показ на живых и наблюдение, их внедрение;
— выявлять и своевременно исправлять ошибки слушателей;
— поощрять учащихся к достижению лучших результатов;
— соблюдать правила техники безопасности.
Основные условия успешного применения метода упражнения:
— профессиональные и педагогические навыки учителя (знания, умения, педагогическая техника);
— формирование сознательного отношения обучаемых к выполнению приема (действий);
— систематическое, последовательное, модифицированное и постепенное усложнение условий упражнения;
— повысить независимость учащихся, повысить их навыки самоконтроля и самооценки;
— введение элементов конкуренции для повышения активности и интереса.
Переход от умения к навыкам:
Умение — это уровень владения приемом (действием), при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.
Характерные признаки умения:
- непрочное запоминание приема (действия);
- управление движениями неавтоматизированно;
- сознание учащегося загружено контролем каждого движения;
- нестабильность выполнения приема (действия);
- относительная расчлененность движений;
- невысокий темп действий;
- неэкономное выполнение со значительными затратами сил и утомлением.
Прикрепленные файлы:
_OCENKA_REZULTATIVNOSTI_PROGRAMM_VNEUROChNOJ_DEYaTELNOSTI_UChAShhIXSYa_D
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


