Скоро защита?
Меню Услуги

Оценка рисков инновационной идеи для фирмы области социальной сферы

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Теоретические аспекты инновационной деятельности организаций социальной сферы
1.1. Понятие инноваций в социальной сфере
1.2. Типы инноваций в социальной сфере
1.3. Риски инновационной деятельности
2. Анализ деятельности ГБУ ТЦСО «Зюзино»
2.1. Общая характеристика деятельности ГБУ ТЦСО «Зюзино»
2.2. Исследование организации социальной работы с различными категориями населения в ГБУ ТЦСО «Зюзино»
3. Разработка инновационной идеи для ГБУ ТЦСО «Зюзино» и оценка рисков ее реализации
3.1. Инновационный проект организации социальной работы с гражданами пожилого возраста
3.2. Оценка рисков инновационной идеи
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выпускной квалификационной работы продиктована тем, что в результате активного изменения общественных отношений и их усовершенствования в российских реалиях усиливается и значимость социальной сферы, которая является одной из самых своеобразных и многогранных сфер управления в связи с тем, что представлена несколькими отраслями.
Российская Федерация, прежде всего, как социальное государство [1], определяет высшей ценностью – защиту прав и интересов своих граждан. В этой ситуации государство вынуждено, с одной стороны, идти по пути обеспечения условиям рынка, а с другой – активно защищать права и интересы населения. Именно для решения этой, взаимообусловленной задачи, государство, главным образом призвано решать посредством права социального обеспечения.
Аналитики предполагают, что поскольку право социального обеспечения является самостоятельной отраслью российского права, оно должно стать эффективным средством обновления всей социальной сферы и своеобразным «барьером» от негативных последствий для граждан, которые в свою очередь, вызваны шатким состоянием экономики и условиями рынка в целом.
Одним из активно обсуждаемых в научной литературе вопросов является статус социальных инноваций как самостоятельного явления общественной и экономической жизни. Рассматриваются в основном вопросы, связанные с идентификацией их сущности и содержания, роли государства в социально-инновационном процессе, а также отличия данного явления от таких, как инновации в общественном секторе и инновации в социальной сфере.
Кроме того, как отмечают А. Ю. Веретенникова и Ж. К. Омонов: «Рост интереса к социальным инновациям как объекту научного исследования наблюдается последние двадцать лет, что обусловлено как поиском альтернативных способов решения проблем общественного сектора, так и трансформацией отношений между экономическими агентами, вызванной стремительным технологическим развитием, смещением интересов и стимулов отдельных экономических агентов в социальную, культурную, экологическую и другие сферы».
Отметим, что инновации вообще и социальные инновации в частности являются неотъемлемой частью социально-экономического развития, поскольку предполагают качественные изменения всех его факторов и результатов. В связи с этим одним из основополагающих аспектов изучения данного явления является развитие теоретико-методологических представлений о содержательной основе социальных инноваций.
Анализ современных научных исследований в области формирования и развития социальных инноваций представлен в трудах различных зарубежных и российских исследователей: А. В. Башариной, А. Ю. Веретенниковой, С. Вил, Ю. А. Гаджиева, Г. А. Гончарова, Н. В. Лазаревой, А. В. Негожиной, Ж. К. Омонова, Т. С. Пантелевой, Е. В. Попова, Г. Дж. Филса и др.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка рисков инновационной идеи для организации области социальной сферы.
Задачи исследования:
— рассмотреть понятие инноваций в социальной сфере;
— рассмотреть типы инноваций в социальной сфере;
— исследовать риски инновационной деятельности;
— дать общую характеристику деятельности ГБУ ТЦСО «Зюзино»;
— провести исследование организации социальной работы с различными категориями населения в ГБУ ТЦСО «Зюзино»;
— разработать инновационный проект организации социальной работы с гражданами пожилого возраста;
— рассмотреть риски разработанной инновационной идеи.
Предмет исследования – риски при реализации инновационных проектов в социальный сфере.
Объект исследования — ГБУ ТЦСО «Зюзино».
В процессе написания ВКР использовались частно-научные методы – сравнительный и структурный анализ, исторический, социологический методы.
В качестве научной базы настоящей работы выступают научно-исследовательские труды таких ученых, как М.Н. Платонова, Н.А. Варжавина, Г.В. Сулейманова, прочих авторов.
В работе имеется введение, три главы, которые объединяют в себе девять параграфов, заключение, список использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

1.1. Понятие инноваций в социальной сфере

Социальные инновации — это внедрение нового в социальную сферу общества с целью успешного продвижения технологических находок, разрешения социальных конфликтов и улучшения жизни граждан. Время и мировая практика показали, что потенциал социальных инноваций невозможно переоценить.
Социальные инновации помогают экономическому развитию общества и повышению качества жизни населения. Они разрешают сложные ситуации в социуме, сглаживают переход от одной стадии технологических процессов к другой. Целью таких инноваций вообще является создание общества сбалансированных социальных, экономических и экологических потребностей. В идеале социальная инфраструктура должна соответствовать структуре прогрессивно развивающегося общества. Тогда движение к идеалу будет обоюдным: социум откликнется.
Словосочетание «социальная политика» вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и в массовый оборот. Оно является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества.
В настоящее время нет однозначных или общепринятых научных определений не только «социальной политики», но и тесно связанных с ней понятий «социальная защита», «социальная безопасность», «социальный сервис». Термин «социальный» практически никогда не используется в соответствии с его семантическим смыслом. Он пришёл из латыни, в которой «so’cius» означал «друг» или «коллега». Термин «политика» заимствован из греческого языка, в котором «politiko’s» первоначально означало искусство управления государством. В современном понимании под политикой «понимается сфера человеческой деятельности, осуществляющая управление обществом через структуры власти, создающая, поддерживающая или разрушающая эти структуры».
Существует несколько точек зрения социальной политики. Часть учёных указывают, что основной целью социальной политики является регулирование отношений между различными социальными группами. Другая точка зрения отечественных учёных относительно социальной политики касается мероприятий, направленных на предоставление тех или иных видов благ или услуг.
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле чаще всего понимают совокупность конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики – государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В рамках данной дипломной работы более подробно остановимся на понятии «корпоративная социальная политика» или «социальная политика организации (предприятия)».

Определения «социальная политика» рассмотренные разными авторами в таблице 1.

Таблица 1

Определения «социальная политика» рассмотренные разными авторами

Автор Определение
Волгина Н.А. Социальная политика организации – это часть политики управления персоналом, включающая в себя все цели и мероприятия, связанные с добровольными социальными услугами фирмы. Управленческие решения в данной сфере в значительной мере обусловлены существующими в организации и в обществе системами ценностей
Кибанов А.Я. Отождествляет социальную политику предприятия с социальной средой и дает следующее определение «социальная среда организации теснейшим образом взаимосвязанная с технической и экономической сторонами ее функционирования, составляют те материальные, общественные и духовно-нравственные условия, в которых работники трудятся, живут вместе со своими семьями и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются реальные связи между личностями, находят выражения их морально-этические ценности»

 

Продолжение таблицы 1

Автор Определение
Кибанов А.Я. Слезингер Г.Э. Социальная система предприятия – это система социальной защиты, обеспечения необходимых условий труда, продуктивность занятости работников и адекватности оплаты их труда, развитие и использование их творческой инициативы, повышение их общеобразовательного уровня и профессионального роста, формирование и поддержка трудовых отношений и социального партнерства, влиянию улучшения жилищных и культурно-бытовых условий работающих, а также осуществление других мер социального характера»

 

Заинтересованность работников в работе и его успешной экономической деятельности на предприятии тем выше, чем больше количество предоставляемых предприятием льгот и услуг и чем больше их величина установленного законом размера. Сокращается текучесть кадров, т.к. работник вряд ли захочет терять многочисленные льготы при увольнении. Такая политика может обеспечивать существование работников в случае невысокого уровня заработной платы (например, на государственных предприятиях) или предлагаться в интересах привлечения и сохранения квалифицированной рабочей силы.

Социальное обеспечение работников, развитие их личности, сохранение здоровья является условием успешной деятельности организации (фирмы). В качестве мотивационного ресурса управления, социально ориентированная кадровая политика предприятия и связанные с ней социальные услуги должна способствовать тому, чтобы работник удовлетворял свои потребности, интересы и ценностные ориентации.

Можновыделить следующие основные цели социальной политики:

а) отождествление работника со своим предприятием (удовлетворение потребности в причастности к предприятию);

б) личные цели и желания работников совпадают с целями предприятия или соответствуют им;

в) рост производительности труда и желание работников трудиться;

г) социальная защищенность работников;

д) поощрение собственной инициативы работника при решении производственных задач;

е) улучшение нравственной атмосферы на предприятии, формирование благоприятного социально-психологического климата;

ж) рост имиджа предприятия в глазах работников и общества.

Социальная политика предприятия должна решать следующие задачи:

а) защита работников, реализуемая через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием;

б) воспроизводство рабочей силы, реализуемое через организацию оплаты труда и ее регулирование;

в) стабилизация интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство), реализуемое через ее согласование.

Как инструмент стимулирования и мотивации работников, социальная политика предусматривает принятие решений, касающихся следующих аспектов:

а) выбор приоритетов в направленности самой социальной политики (социальная защита), социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда, как форма привлечения и закрепления рабочей силы на тех или иных участках работы и т.п.);

б) выбор форм предоставления льгот, услуг, выплат и их видов;

в) оценка величины возможных выплат, исходя из поставленных задач и финансовых возможностей предприятия;

г) дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач, избирательности в предоставлении льгот и услуг (т.к. если в целях социальной защиты проводить выплаты одинакового размера всем группам работников, то мотивационный эффект от таких мероприятий снижается).

Профсоюзы в организациях должны исполнять роль активного партнера в разработке и реализации социальных программ, которые обеспечивают заметное повышение производительности труда и увеличение стабильности занятости.

Наиболее востребованным направлением в разработке и реализации социальной политики организации является политика социального обеспечения.

В рамках политики социального обеспечения организация принимает на себя социальную ответственность за персонал. С этой целью может осуществляться политика справедливого вознаграждения по результатам труда, предоставляться определенные возможности социальной защиты и набор социальных льгот, которые являются дополнением к вознаграждению персонала и осуществляются в рамках внутрифирменного социального страхования, различных программ помощи и льготного обслуживания своих сотрудников.

Социальная поддержка и социальная помощь представляют собой мероприятия, программы денежных выплат натуральных выдач и/или услуг, нуждающимся в силу сложившихся обстоятельств. В этой связи организации предоставляют своим работникам дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств и фондов социального развития предприятия [31, С. 96].

Предоставление дополнительных услуг и льгот социального характера проводится сверх обязательных выплат по инициативе руководства организации, либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива. В результате эти выплаты становятся такими же обязательными для выполнения, как и те которые установлены в соответствии с трудовым законодательством.

В соответствии с пунктом 98 Постановления Росстата от 20.11.2006 N 69 «Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения в выплаты социального характера включаются суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных социальных внебюджетных фондов).

К выплатам социального характера, относятся:

а) выходное пособие при расторжении трудового договора, выходное пособие в случае прекращения трудового договора вследствие нарушения правил заключения трудового договора не по вине работника;

б) суммы, начисленные при увольнении работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;

в) дополнительная компенсация работникам при расторжении трудового договора без предупреждения об увольнении за два месяца при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников. Компенсация при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника организации;

г) единовременные пособия (выплаты, вознаграждения) при выходе на пенсию, единовременные пособия увольняемым работникам;

д) доплаты (надбавки) к пенсиям работающим пенсионерам за счет средств организации;

е) страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам личного, имущественного и иного добровольного страхования в пользу работников (кроме обязательного государственного страхования работников);

ж) страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам добровольного медицинского страхования работников и членов их семей;

з) расходы по оплате учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам (кроме расходов на обязательные медицинские осмотры, обследования).

Cоциальная политика предприятия — это, прежде всего, развитие ее социальной среды, которая включает социальную инфраструктуру, персонал, а также системы, которые влияют на качество трудовой жизни работника (то есть степень удовлетворения их потребностей с помощью труда в данной организации).

 

1.2. Типы инноваций в социальной сфере

 

Анализ научной литературы показал, что в настоящее время отсутствует единая методологическая проработка понимания социальных инноваций. Если обратиться к определению Т. С. Пантелеевой, то социальные инновации — это результат научной разработки, организации и применения нового, удовлетворяющего потребности человека и общества и вызывающего вместе с тем социальные изменения [32, С. 29].

А. В. Негорожина, Н. В. Лазарева определяют социальные инновации как «новые идеи, стратегии, технологии, способствующие решению социально-значимых задач, которые вызывают социальные изменения общества» [29]. Г. Дж. Филс в определении социальных инноваций делает акцент на том, что это в первую очередь «любое новое и полезное решение, направленное на социальные потребности или проблемы, которые лучше существующих подходов (например, более эффективны, результативны, устойчивы) и для которых значение созданной ценности (выгод) направлено в первую очередь для общества в целом, чем для отдельного человека [55]. Иными словами, ученый подчеркивает, что результатом социальных инноваций является в первую очередь рост общественного благосостояния, а не личного. Оппонентом данного утверждения выступает С. Вил, считая, что «предполагаемая новая идея имеет потенциал для улучшения либо качества, либо длительности жизни» [56, С. 885].

По мнению А. В. Башариной, социальные инновации целесообразно рассматривать как процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса) [13]. Она считает, что «социальные инновации представляют собой явления в социальной системе общества, которых не было на предыдущей стадии его развития и которые возникли естественным образом либо введены по инициативе субъектов управления — государства, церкви и других социальных институтов. Формализация социальных инноваций в виде регламентирующих документов обычно завершает процесс их интеграции в социальную структуру» [13].

Ю. А. Гаджиев подчеркивает, что инновации — это сложный социальный процесс, который включает координацию некоторого количества социальных участников с различной квалификацией и компетенцией. Она выделяет такие черты данного процесса, как неоднозначность и неопределенность, уточняя при этом, что «копирование неопределенности путем собирания дополнительной информации и знаний можно рассматривать как неотъемлемую характеристику инновационных процессов» [17, С. 29].

Г. А. Гончаров рассматривает социальные инновации в рамках исследования социального капитала и определяет их как «управляемые качественные позитивные изменения, связанные с трансформацией принятых норм поведения, повышением эффективности институтов, ростом уровня организационного взаимодействия между акторами, обеспечивающими социально-экономическую устойчивость хозяйствующих субъектов» [20, С. 133].

В целом по результатам проведенного теоретического анализа трактовок социальных инноваций и практик их внедрения можно сделать следующие выводы:

  • во-первых, вышеперечисленные авторы при исследовании социальных инноваций в большинстве своем связывают их лишь с общественной деятельностью человека, обособленной от иных видов деятельности (экономической, политической, духовной). Это представляется неоправданным, поскольку, по нашему мнению, согласно системному подходу все находится во взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимоопределенности;
  • во-вторых, основными составляющими социальных инноваций являются такие элементы, как новшество; необратимые изменения в сферах жизнедеятельности человека; решение общественных проблем; рост благосостояния — общественного и личного.

Необходимо уточнить, что новшество может как определяться с позиции предметного подхода (воплощаться в форме социальной услуги, продукта, проекта), так и носить процессный характер, принимая форму социально-инновационного процесса [54, С. 152]. В любом случае социальная инновация реализуется в сферах деятельности человека с целью улучшения качества его жизни, повышения благосостояния.

Таким образом, по нашему мнению, социальные инновации — это совокупность качественных изменений в сферах формирования, развития и реализации человеческого и социального капитала с целью повышения уровня личного и общественного благосостояния.

Качественная определенность социальных инноваций обусловлена рядом их характерных особенностей.

  1. Стратегическая направленность. Создание и внедрение социальных инноваций представляется собой ключевой фактор трансформации социально-экономической системы в долгосрочной перспективе.
  2. Инертность. Инновационной инертностью социально-экономической системы являются любые действия ее субъектов, направленные на задержку или противодействие осуществлению инноваций в организации [14, С. 50]. Проявляется в противодействии отдельного субъекта и/или всех субъектов инновациям, неприятии новых практик, процессов и структур, представляющих собой значительный отрыв от традиционных норм и связанных с экономическими и социальными условиями функционирования данной социально-экономической системы [24, С. 237]. Инновационная инертность социально-экономической системы может проявляться в таких формах, как отсутствие убежденности в своевременности и необходимости инноваций, отсрочка начала процесса изменений, попытки саботировать изменения внутри организации, отсутствие готовности принять личное участие в мероприятиях по осуществлению нововведений.
  3. Синергия. Внедрение социальных инноваций может сопровождаться возникновением эффекта синергии благодаря взаимодействию различных хозяйствующих субъектов между собой [26]. Примером может выступить так называемое государственное социальное частное партнерство, когда происходит тесное сотрудничество коммерческих и некоммерческих организаций с государственными органами власти с целью решения конкретных социальных проблем территории.
  4. Рискогенность. Социальные инновации по своей природе характеризуются большим уровнем риска, нежели, например, технологические, поскольку их формирование, распространение и внедрение в практику зависит от качества социального капитала в социально-экономической системе.

Заметим, что социальные инновации являются достаточно сложным социально-экономическим явлением, поскольку возникают на стыке экономической и социальной сферы. В соответствии с данным утверждением, по нашему мнению, участников социально-инновационного процесса необходимо рассматривать в позиции проектного и институционального подходов.

С одной стороны, согласно проектному подходу участниками социальных инноваций являются [16, С. 86]:

  • заказчик, в роли которого могут выступать федеральные, региональные, муниципальные органы власти и управления, выполняющие задачу социального обеспечения общества и решения социальных проблем;
  • инвестор, в качестве которого могут выступать как государственные и муниципальные органы власти, так и различные фонды, благотворительные организации, частные компании, а также отдельные индивиды;
  • производитель, представленный инициатором социальных инноваций. Это могут быть представители бизнеса, объединения государственных органов власти и бизнеса, отдельные индивиды;
  • потребителем, в роли которого выступают общество в целом и человек в частности.

С позиции институционального подхода участниками социальных инноваций являются домохозяйства, фирмы и государство. Роль и функции домохозяйств необходимо рассматривать двояко: с одной стороны, они выступают в качестве носителя человеческого капитала, являющегося потенциальной основой для создания социальной инновации, с другой — как непосредственный потребитель социальной инновации [23, С. 80].

Формирование, распространение и внедрение социальных инноваций в различные сферы жизнедеятельности человека порождает возникновение различных их видов и типов [43, С. 223]. Например, к социальным инновациям в настоящее время многие экономисты относят чартерные школы [57, С. 439], социальные контракты [52, С. 79], микрофинансирование [34, С. 59], социальное предпринимательство  [53] и др.

Поскольку само по себе данное явление считается, во-первых, новым в экономической науке, недостаточно изученным, а, во-вторых, сложной междисциплинарной категорией, то в данное время не существует единой классификации социальных инноваций. Типология социальных инноваций характеризуется большим разнообразием и имеет многокритериальный характер [34, С. 59]. При этом выбор типологии зависит от целей проводимого исследования.

На наш взгляд, основными классификационными признаками социальных инноваций являются следующие: по сферам общественной жизни, по уровню и степени масштабности, по институциональной форме выражения, по субъектам взаимодействия.

По сферам общественной жизни можно выделить инновации в социальной, экономической, политической, культурно-духовной сферах.

По уровню и степени масштабности социальные инновации подразделяются на инновации нано-, микро-, макро- и мегауровня.

По институциональной форме выражения социальных инноваций различают социальное предпринимательство, социальные кооперации, некоммерческие организации.

По субъектам взаимодействия, по нашему мнению, социальные инновации целесообразно разделить на два вида:

  • взаимодействие бизнеса и государственных органов власти (государственное социальное частное партнерство (ГСЧП), благотворительные проекты);
  • взаимодействие предприятий, домашних хозяйств и государства — социальное партнерство.

Остановимся подробно на характеристиках основных, наиболее значимых, на наш взгляд, видов социальных инноваций. Так, под социальным предпринимательством понимается предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими признаками: социальное воздействие, инновационность, самоокупаемость, масштабность, тиражируемость. Оно сочетает в себе социальную направленность деятельности и предпринимательский подход, находится на стыке предпринимательства и благотворительности и предполагает создание социального блага не через чистую благотворительность, а через прибыльную или частично прибыльную деятельность [13]. Основная цель социальных предприятий — это решение социальных проблем инновационным методами, т. е. создание социального блага, посредством осуществления предпринимательской деятельности.

Социальное предприятие представляет собой «родовой термин для обозначения некоммерческого предприятия или коммерческой деятельности, которая ведется с целью проведения положительных социальных изменений и одновременно опирается на финансовые результаты» [23, С. 80]. Данная категория, кроме того, включает такие традиционные организации, как некоммерческие театры, госпитали, школы, производителей социальных услуг и т. д. Отличают данные организации следующие характеристики: покрытие собственных издержек выручкой; ненацеленность на прибыль; при невозможности полного покрытия выручкой собственных издержек привлечение других источников финансирования деятельности (субсидии государства, поддержка фондов и т.д.).

Социальные кооперации представляют собой объединения граждан, нацеленные на достижения общественных выгод. В Российской Федерации к ним относятся производственные и потребительские кооперативы, которые могут в своей деятельности реализовывать социально-инновационные проекты.

Социальное партнёрство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве [17, С. 29]. Развитие социального партнёрства в его различных формах — важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, её социализации. В системе социального партнёрства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей — союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском её варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путём переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Развитие системы социального партнёрства создаёт возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведёт к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Проведенный анализ теоретических взглядов экономистов на сущность и содержание социальных инноваций позволил выявить, что их основными составляющими элементами являются новшество, необратимые изменения в сферах жизнедеятельности человека, решение общественных проблем, рост личного и общественного благосостояния. С учетом данных результатов теоретического анализа авторами были уточнены следующие позиции: новшество может определяться как с позиции предметного подхода (воплощаться в форме социальной услуги, продукта, проекта), так и носить процессный характер, принимая форму социально-инновационного процесса. В любом случае социальная инновация реализуется в сферах деятельности человека с целью улучшения качества его жизни, повышения благосостояния. На основе этих тезисов в авторской трактовке социальные инновации предстают как совокупность качественных изменений в сферах формирования, развития и реализации человеческого и социального капитала с целью повышения уровня личного и общественного благосостояния.

Кроме того, в процессе исследования было выявлено, что социальные инновации характеризуется такими признаками, как стратегическая направленность, инертность, синергизм, рискогенность.

Стратегическая направленность обусловлена проявлением социальных инноваций с позиции ключевого фактора трансформации социально-экономической системы в долгосрочной перспективе.

Под инертностью социальных инноваций подразумеваются любые действия ее субъектов, направленные на задержку или противодействие осуществлению социальных инноваций.

Внедрение социальных инноваций может сопровождаться возникновением эффекта синергии благодаря взаимодействию различных хозяйствующих субъектов между собой.

Социальные инновации характеризуются высокой степенью риска, так как их формирование, распространение и внедрение в практику зависят от качества социального капитала в социально-экономической системе.

Поскольку социальные инновации являются достаточно сложным социально-экономическим явлением, то в исследовании их субъектные формы были рассмотрены с позиций проектного и институционального подходов. Согласно проектному подходу участниками социальных инноваций являются заказчик, инвестор, производитель и потребитель. С позиции институционального подхода участниками социальных инноваций являются домохозяйства, фирмы и государство. Акцент в данном случае сделан на роли и функции домашних хозяйств, которые выступают как в качестве носителя человеческого капитала, так и непосредственного потребителя социальной инновации.

Необходимость в более детальном изучении содержательных и субъектных форм социальных инноваций обусловила потребность в разработке их классификации по следующим критериям: сферам общественной жизни, уровню и степени масштабности, институциональной форме выражения, субъектам взаимодействия.

 

1.3. Риски инновационной деятельности

 

Профессиональный риск — вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Проблема профессиональных рисков в социальной работе по- прежнему актуальна и мало изучена. Неоспоримо лишь, что постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором. Признаками этого негативного воздействия являются:

  • ощущение эмоционального истощения;
  • наличие враждебности по отношению к клиентам;
  • наличие психосоматического заболевания;
  • нарушение аппетита;
  • негативная самооценка;
  • возрастание агрессивности и чувства вины и др.

Отсюда очевидна необходимость привлечения внимания общественности, органов власти и самих социальных работников к проблеме предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации социальных работников.

Социальные работники должны хорошо представлять профессиональные риски, их социально-психологическую и биологическую природу, иметь информацию о способах предупреждения такого рода заболеваний, правильно реагировать на их наличие. Социальный работник должен иметь представление о различных формах проявления психологического кризиса на том или ином этапе своей деятельности. Важнейшая задача органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников,- не столько содействие им в профессиональном развитии и продвижении по службе, а сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Очень важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал.

Требование здоровья обусловлено тем, что социальная работа была и остается одной из трудных в физическом и психологическом отношении. Именно в этой сфере деятельности встречаются самые уязвимые слои населения, которые нуждаются в помощи (инвалиды, лица без определенного места жительства, одинокие, пожилые, сироты, лица вернувшиеся из мест лишения свободы и др.). Следует учесть, что большинство работников составляют женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности по сравнению с мужчинами. Поэтому для поддержания и укрепления здоровья персонала используются индивидуальные, групповые, коллективные системы. Например, психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др.

Компетентность специалиста, умение быстро и эффективно решать проблемы клиента — фактор профессионального самосохранения. Поэтому важно повышать свое мастерство и квалификацию посредством самообразования в ходе практической деятельности, заимствования опыта у коллег, различными формами краткосрочной учебы — курсы, семинары, разовые программы и психологические установки.

Главными направлениями, предотвращающими профессиональные риски специалистов по социальной работе являются: развития знаний, навыков и умений; улучшения условий труда и отдыха; развития содержания труда; развития средств труда; развития мотивации; изменения оплаты труда; социальная защиты самих «защищающих»; система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня; система улучшения психологического климата в коллективе.

Профилактика профессионального риска, должна стать одной из основных задач руководителей социальных служб, так как от этого зависит качество профессионального труда работника.

Компания, внедряющая инновационный проект, неизбежно сталкивается с возникающими рисками: высокие проценты по долгосрочным кредитам, отсутствие высокотехнологичного оборудования и материалов на отечественном рынке, нехватка специалистов, финансовых ресурсов, отсутствие спроса на новый продукт.

Инновационная деятельность компаний отличается от обычной тем, что принимаются более совершенные и рискованные решения, отвечающие новым требованиям, нечетким потребностям (спрос на которые может быть спрогнозирован) или существующим потребностям рынка. Реализация инновационных проектов достигается за счет более эффективных продуктов, процессов, услуг, технологий или бизнес — моделей, которые становятся доступны для рынков, правительств и общества.

Риски инновационной деятельности являются разновидностью предпринимательских рисков, однако уровень неопределенности результатов является более высоким из-за специфики инновационного процесса

Инновационный риск может быть определен как вероятность потерь, возникающих при вложении средств в создание и продвижение нового продукта (товаров, услуг, технологий, проектов) и (или) в освоение нового рынка.

В литературе при всем многообразии видов риска выделяют множество классификаций. Классификация рисков представляет собой их распределение на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

Зачастую в инновационных организациях реализуется проектный подход. Основными факторами рисков инновационных проектов являются[1]:

а) требуемые инвестиции;

б) требуемые новые технологии;

в) требуемые новые продукты;

г) потенциальные проблемы снабжения;

е) прогнозируемая длительность разработки;

ж) расширение диапазона продуктов;

и) отношения с партнерами, лицензирование;

к) качество и организация процесса изготовления;

л) наличие необходимых компетенций у персонала фирмы.

Инновационные проекты отличаются масштабом, сложностью, количеством участников и методом продвижения результатов данного проекта. Каждый инновационный проект проходит стадии развития — от возникновения идеи до его завершения, образуя жизненный цикл проекта.

Инновационный проект берет начало с генерации идеи и ее проработки, основанной на фундаментальных исследованиях, испытаниях, затем проект утверждается и начинается активная стадия исследований, опытно-конструкторских работ, что в свою очередь рождает прототип продукта. Опытный образец, прошедший доработки и различные усовершенствования, служит поводом для серийного производства и в итоге коммерциализации продукта — вывода его на рынок.

Риски инновационного проекта возникают на различных стадиях его развития, и руководству компании необходимо просчитать их и предвидеть для возможности принять необходимые меры по их снижению.

Для оперативной работы с инновационными рисками менеджеру необходимо сформировать единую систему на основе собранной информации о потенциальных угрозах. Рассмотрим основные риски, характерные для каждой стадии развития инновационного проекта, и мероприятия по их управлению (таблица 2).

Таблица 2

Систематизация инновационных рисков

Стадия развития инновационного проекта Инновационные риски Центр ответственности Мероприятия по управлению рисками
Разработка идеи — риски ошибочного выбора инновационного проекта;

— несоответствие выбора инновационного проекта возможностям компании (финансовым, кадровым).

Собственники компании, топ- менеджеры Проведение многочисленных исследований, сбора и анализа данных для оценки целесообразности инновационного проекта, эффективная коммуникация с потребителем, отказ от использования заемного капитала в больших объемах; отслеживание динамики денежных потоков компании, установление лимитов.
Принятие решения о реализации продукта — риск начала разработки уже существующего на рынке продукта (аналога);

— риск недостаточности финансирования инновационного проекта.

Проведение исследований и разработок — риск утечки информации о новых разработках;

— риск недостаточности финансирования НИОКР;

— недостаток кадровых ресурсов.

Лаборатория, центр информационных технологий Работа над защитой корпоративной тайны, активный поиск инвесторов, повышение уровня квалификации сотрудников, привлечение сотрудников на основе аутсорсинга (топ- менеджеров, программистов).

 

Продолжение таблицы 2

Стадия развития инновационного проекта Инновационные риски Центр ответственности Мероприятия по управлению рисками
Создание прототипов — несоответствие прототипа всем необходимым характеристикам продукта;

— риск несоблюдения сроков длительности проекта вследствие ошибок;

— риск параллельной разработки продукта конкурентами.

Опытно-конструкторский отдел, отдел информационных технологий Точные расчеты на этапе моделирования, проверка пригодности прототипа и обратная связь от будущих пользователей (бета-версии).
Производство нового продукта — риск увеличения фактических затрат от запланированных затрат;

— повышение цен на оборудование, материалы;

— риск несоблюдения контрактов, поставок сырья;

— риск усиления конкуренции.

Производственный отдел Заключение контрактов в отношении будущей цены на сырье, материалы (хеджирование), создание резерва на покрытие непредвиденных расходов, отказ от сотрудничества с непроверенными партнерами, тщательный сбор данных о конкурентах, постоянный контроль за ситуацией на рынке/сегменте.
Коммерциализация нового продукта — маркетинговые риски;

— риск неадекватной оценки коммерческой привлекательности инновационного проекта (не востребованность продукта в выбранной нише);

— недостаточная юридическая

квалификация сотрудников в сфере защиты инновационных продуктов;

— риск влияния непредвиденных внешнеэкономических факторов (инфляция, налогообложение, изменения в отрасли).

Департамент экономики, финансов и планирования, маркетинговый отдел, департамент правового управления и страхования Тщательное маркетинговое исследование: оценка целевой аудитории, изучение конкурентной среды, определение справедливой цены на новый товар, правильная организация сбыта, эффективная реклама, сокращение рисков нарушения прав собственности путем получения патентной охраны, в случае аналогичной разработки конкурентов использование перекрестного лицензирования.

 

Одним из значимых рисков инновационного проекта является недостаток финансовых ресурсов. Необеспеченность новаторской разработки финансовыми ресурсами является серьезной проблемой на этапе становления компании.

Укрупненно, в развитии инновационной фирмы с точки зрения организации финансирования можно выделить следующие этапы:

1)   Посевное (достартовое) финансирование, направленное на исследования и разработки по оценке потенциала, теоретическому и практическому обоснованию коммерческой значимости инновационной идеи. По разным оценкам этот этап может длиться до года и в среднем требует инвестиций в размере от 30 до 300 тыс. долларов. Данные инвестиции являются наиболее рисковыми, но успешные проекты могут принести инвесторам сверхприбыли.

2)   Завершение организации нового бизнеса и формирование команды. Происходит испытание прототипа и исследование потребностей рынка. На данном этапе уже имеется бизнес-план развития организации и активная фаза поиска и привлечения венчурных инвесторов. Этап длится порядка 1 года и обладает рисками, связанными с возможными дополнительными исследованиями и разработками.

3)   Этап начального расширения включает переход к коммерческому освоению нового вида продукции/услуг. В это время организация нуждается в рекламе, укреплении своей репутации у потребителей, преодолении конкуренции, создании сети сбыта товарной продукции, организации и совершенствовании управления производством. Прибыли от реализации продукции еще не обеспечивают финансовых возможностей для дальнейшего роста, уплаты текущих расходов и создания оборотных фондов. Этап может занять несколько лет и требует более значительных средств. Поэтому в финансировании нововведений обычно принимают участие несколько венчурных фондов.

4)   На этапе быстрого расширения организации необходимы значительные средства для увеличения производственных мощностей, оборотного капитала, улучшения системы сбыта, а также для совершенствования выпускаемой продукции. Риски становятся разнообразнее и связаны с наращиванием выпуска.

5)   После достижения стадии быстрого расширения и появления прибыли, вероятность банкротства существенно уменьшается. Теперь компания может воспользоваться заемными средствами из традиционных источников финансирования. Привлечение новых инвесторов, как правило, прекращается. Подготавливаются условия для эмиссии акций новой организации на рынок ценных бумаг.

6)   На заключительном этапе обычно происходит выпуск и продажа акций, а риски связаны с отношениями на рынке ценных бумаг.

Основная часть рисковых капиталовложений (приблизительно 2/3) обычно приходится на первые три этапа финансирования. Продолжительность полного цикла рисковых капиталовложений в одну организацию меняется в широких пределах. В большинстве случаев этот срок составляет 5-10 лет. Таким образом, непременным условием рисковых капиталовложений является предоставление финансовых средств без выплаты процентов и погашения долга в течение достаточного длительного срока. Поэтому рисковые фонды предпочитают идти по пути совместных инвестиций, что значительно снижает риск отдельных вкладчиков.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф