Меню Услуги

Ответственность военнослужащих

Страницы:   1   

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Основные положения о военнослужащих и их ответственности
  • 1.1. Понятие военной службы и правовой статус военнослужащего
  • 1.2. Виды ответственности военнослужащих
  • ГЛАВА 2. Привлечение военнослужащих к юридической ответственности
  • 2.1. Особенности уголовной и административной ответственности военнослужащих
  • 2.2. Дисциплинарная ответственность военнослужащих
  • 2.3. Материальная и гражданско-правовая ответственности военнослужащих
  • ГЛАВА 3. порядок привлечения военнослужащих к юридической ответственности
  • 3.1. Общий порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной и материальной ответственности
  • 3.2. Проблема привлечения военнослужащих к уголовной и административной ответственности за одно противоправное деяние
  • 3.3. Проблема законодательного регулирования срока материальной ответственности военнослужащих
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

 

Введение

 

В повседневной жизни понятие «ответственность» — это необходимость, обязанность отдавать отчет за свои действия, поступки, быть ответственным за свои действия.

Ответственность — это явление, объективно существующее как обязательное проявление упорядоченности общественных отношений; такое явление отражает объективную необходимость согласования поведения субъектов общества.

Юридическая ответственность — многогранная и фундаментальная категория юридической науки и практики. Юридическая ответственность — один из основных институтов права, регулирующих охранительную функцию права. В связи с этим традиционно юридическая ответственность рассматривается как один из видов отрицательной реакции (принуждение) государства на совершенное правонарушение.

Юридическая ответственность, в качестве составной части правовой системы, выполняет в ней важные функции. Она — то юридическое средство, которое блокирует, локализует противоправное поведение и поощряет общественно полезные действия людей в правовой сфере. В широком (философском) значении понятие ответственности представлено как отношение лица к обществу и государству, к иным лицам с точки зрения исполнения им конкретных требований, осознания и правильного понимания гражданином своего долга (своих обязанностей) по отношению к обществу, государству и иным лицам. В узком значении юридическая ответственность считается реакцией государства на совершенное правонарушение. В таком значении юридическая ответственность — это обязанность физического лица претерпевать конкретные лишения государственно-властного характера, предусмотренные законодательством, за совершенное правонарушение.

Проблема ответственности военнослужащих теснейшим образом связана с общими проблемами юридической ответственности и является особенно актуальной в современный период развития нашего общества и государства.

Цель дипломной работы – исследовать проблемы ответственности военнослужащих в соответствии с российским законодательством.

Задачами дипломной работы стали:

1) определить понятие военной службы и правовой статус военнослужащего;

2) перечислить виды ответственности военнослужащих;

3) изучить особенности уголовной и административной ответственности военнослужащих;

4) рассмотреть специфику дисциплинарной ответственности военнослужащих;

5) рассмотреть материальную и гражданско-правовую ответственности военнослужащих;

6) определить общий порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной и материальной ответственности;

7) исследовать проблему привлечения военнослужащих к уголовной и административной ответственности за одно противоправное деяние;

8) исследовать проблему законодательного регулирования срока материальной ответственности военнослужащих.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с ответственностью военнослужащих.

Предмет исследования – это правовые нормы (в том числе и международные), специальная литература по праву отечественных авторов, юридическая и иная судебная практика, материалы периодических изданий и прочий материал об ответственности военнослужащих.

Структурно дипломная работа состоит из введения, основной части, разделенной на три главы (и восемь параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Методологической основой дипломной работы является общенаучный диалектический метод познания. Также повсеместно в работе были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, сравнительно-правовой и формально-логический методы.

Основными информационными источниками работы являются нормативно-правовые акты, международные нормы, материалы судебной практики, научные монографии, материалы периодической печати по теме.


ГЛАВА 1. Основные положения о военнослужащих и их ответственности

1.1. Понятие военной службы и правовой статус военнослужащего

 

Деятельность военнослужащих (военная служба) имеет государственный характер, в связи с чем ей характерны и основные свойства государственной службы:

1) сфера военной службы осуществляется в составе государственных организаций, учреждений и органов;

2) военнослужащие при выполнении специфических задач согласно законодательно закрепленным за государственными органами функциям, действуют от имени государства и общества в целом и в их интересах;

3) взаимоотношения военнослужащих формируются на основе привычных для государственной службы отношений власти и подчинения;

4) правовой статус военнослужащих, исполнение и прохождение военной службы определены и регламентируются государством.

В масштабе единого механизма государства военная и гражданская государственные службы обладают общими основами и принципами организации, функционирования и развития. Специфика и содержание и гражданской, и военной службы обусловлены единством государственного аппарата.

Содержание военной службы — это юридически оформленные определенные отношения между государством (в форме государственных органов и учреждений) и гражданами для исполнения последними прав и обязанностей согласно предоставленной им в составе государственной организации или органа, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба, воинской должностью.

Военная служба необходима для обеспечения функции обороны и военной безопасности государства, решения других стоящих перед государством задач и в военное, и в мирное время, требующих значительной степени организованности и формализации управляющих участков и связанных с необходимостью четкого выполнения поставленных задач в различных условиях, в том числе с оружием и с риском для жизни.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» прохождение военной службы осуществляется по призыву или добровольно (по контракту) в таких структурах, как:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— Вооруженные Силы Российской Федерации,

— войска национальной гвардии Российской Федерации,

— инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти,

— спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны,

— Служба внешней разведки Российской Федерации,

— органы федеральной службы безопасности,

— органы государственной охраны,

— федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации,

— воинские подразделения федеральной противопожарной службы,

— создаваемые на военное время специальные формирования.

Иностранные граждане вправе проходить военную службу в Российской Федерации исключительно добровольно (по контракту) на воинских должностях, в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях и органах.

Таким образом, Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ установлен круг лиц, относящихся к военнослужащим. Только граждане, указанные в п. 1 статьи 2 этого Закона, обладают статусом военнослужащих (имеют общие, специальные и должностные права и обязанности), связанным с несением ими военной службы.

Один из элементов правового статуса (правового положения) — права и свободы военнослужащих, которые им гарантирует государство. Каждый военнослужащий наделен и использует общегражданские права и свободы, принадлежащие всем гражданам государства. Это, например, права и свободы человека и гражданина, указанные в главе 2 Конституции Российской Федерации. Иностранные граждане во время прохождения военной службы по контракту в войсках и воинских формированиях на территории Российской Федерации также пользуются правами и свободами граждан нашего государства, с некоторыми исключениями. Например, военнослужащие — иностранные граждане не должны обеспечиваться жилыми помещениями при помощи реализации государственных жилищных сертификатов, не участвуют в управлении государством, не избирают и не могут быть избранными.

Особенности военной службы, занятия конкретных должностей и выполнения отдельных функций влечет у военнослужащих и специальные права, которые определены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации (в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Дисциплинарный устав ВС РФ), Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации), федеральных законах и ведомственных приказах. Например, к таким правам относится право на ношение и использование оружия в случаях, непосредственно предусмотренных законодательством, повышение квалификации для соблюдения интересов военной службы, материальное обеспечение за счет государственных средств.

Наравне со специальным правовым статусом военнослужащие наделены общими, специальными и должностными обязанностями, определяющими объем и границы выполнения назначенных задач. Эти обязанности определены воинскими уставами, руководствами, указаниями, наставлениями, положениями, регламентами инструкциями или письменными приказами вышестоящих военных начальников.

Общие обязанности военнослужащих, независимо от должности, закреплены в ст. 26 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ) и ст.ст. 16-23 Указа Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации». К ним относятся, в частности:

— верность Военной присяге,

-соблюдение Конституции Российской Федерации, российского законодательства и военных уставов,

— соблюдение международного законодательства,

— подчинение вышестоящим командирам (начальникам),

— содержание в постоянной готовности вооружения, военного имущества и военной техники,

— сохранение военного имущества и др.

Должностные обязанности военнослужащих устанавливают объем и пределы исполнения возложенных на них согласно назначенной должности функций и задач.

Правовой статус (правовое положение) военнослужащих Российской Федерации включает в себя и ответственность, установленную Законом № 76-ФЗ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, военная служба – это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях (имеются исключения в отношении должностей в соответствии с федеральным законодательством). Элементами правового статуса (правового положения) военнослужащих являются права и свободы военнослужащих, гарантом которых является государство, а также обязанности и ответственность.

 

1.2. Виды ответственности военнослужащих

 

Согласно ст. 28 Закона № 76-ФЗ военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Вопросы ответственности военнослужащих регламентированы и Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Определенный процессуальный механизм предусмотрен и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ), и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (ст. 26-32) военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения к:

1) дисциплинарной ответственности,

2) административной ответственности,

3) материальной ответственности,

4) гражданско-правовой ответственности,

5) уголовной ответственности.

Привлечение военнослужащих к дисциплинарной ответственности производится за конкретные дисциплинарные проступки, то есть за действия или же бездействия, относящиеся к противоправным, виновным и выражающиеся в нарушении воинской дисциплины. Такие действия (бездействия) согласно законодательства Российской Федерации не влекут за собой уголовную или административную ответственность.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Дисциплинарная ответственность имеет место и в случае административных правонарушений согласно Дисциплинарного устава ВС РФ. Исключение – административные правонарушения, за которые назначается ответственность на общих основаниях. Необходимо отметить, что к военнослужащим не применяются такие административные наказания, как административный арест, исправительные работы. Кроме того, не применяются административные наказания в виде административного штрафа к:

— сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву,

— курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования, если с ними еще не заключен контракт о прохождении военной службы.

Материальная ответственность военнослужащих наступает за материальный ущерб, который был нанесен по их вине государству в ходе исполнения обязанностей военной службы согласно законодательства Российской Федерации.

Гражданско-правовая ответственность военнослужащих наступает если:

1) не выполнены или не надлежаще исполнены предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательства,

2) имеют место убытки и моральный вред, нанесенные военнослужащими, не в процессе исполнения обязанностей военной службы, государству, гражданам и организациям,

3) в иных случаях, в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К уголовной ответственности военнослужащих привлекают за совершение преступлений, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, понесшие дисциплинарную или административную ответственность по причине совершения правонарушения, не могут быть освобождены от уголовной ответственности за это правонарушение, если она предусмотрена уголовным законом Российской Федерации.

При совершении правонарушения, повлекшего нанесение государству материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб в независимости от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (или бездействие), которые повлекли ущерб.

В процессе привлечении военнослужащих к ответственности ущемление их чести и достоинства категорически не допускается.

Таким образом, видами ответственности военнослужащих являются: дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая и уголовная. Иные виды ответственности в отношении военнослужащих федеральным законодательством не предусмотрены. Некоторые виды ответственности могут применяться одновременно при одном и том же правонарушении.


ГЛАВА 2. Привлечение военнослужащих к юридической ответственности

2.1. Особенности уголовной и административной ответственности военнослужащих

 

Особенности уголовной и административной ответственностей военнослужащих закреплены кодифицированными актами.

Военнослужащие привлекаются к уголовной ответственности за преступления в соответствии с УК РФ, который имеет универсальный характер. Например, нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, в равной мере применяются ко всем лицам, в том числе и военнослужащим; осужденные военнослужащие на равных с другими осужденными условиях исполняют наказание в виде штрафа, военнослужащие на общих со всеми гражданами основаниях привлекаются к ответственности за убийство, кражу, хулиганство и другие преступления. Вместе с тем в отечественном уголовном законодательстве традиционно существует ряд норм, содержание которых обусловлено спецификой военной службы. Эти нормы либо полностью посвящены уголовно-правовой охране военной безопасности, либо имеют специфику при их применении в отношении военнослужащих. Совокупность таких норм образует военно-уголовное законодательство Российской Федерации. Так, в статьях 96, 108, 151 и 188 УПК РФ отражается специфика применения в отношении военнослужащих задержания и заключения под стражу, подследственности в отношении лиц этой категории, а также порядка вызова их на допрос.

Статьи гл. 33 Особенной части УК РФ предусматривают ответственность за преступления против военной службы. Глава 33 состоит из 22 статьей (ст.ст. 331-352), в ст. 331 УК РФ дается определение преступлениям против военной службы, другие статьи предусматривают ответственность за конкретные воинские преступления. Эти преступления нарушают порядок прохождения военной службы и непосредственно направлены на боевую готовность войск, обусловливая тем самым особый характер и степень их общественной опасности. Некоторые из них обладают исключительно воинским характером и не имеют аналогов среди общеуголовных преступлений.

Самовольное оставление части или места, а равно неявка в срок без уважительных на то причин ст. 337 УК РФ Так например:

Гарнизонный военный суд г.Петрозаводска, рассмотрев уголовное дело от 16 декабря 2009 года установил что, гражданин В., являясь военнослужащим по призыву войсковой части №**** имея умысел временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы с целью заработать денег для своей матери, самовольно оставил часть на срок свыше двух суток, но не более десяти суток, а именно с 23 сентября по 28 сентября 2009 года. Изучив материалы дела, суд приговори: Признать В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 337 УК РФ, и назначить ему наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части сроком на 6 (шесть) месяцев.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное В. наказание считать условным с испытательным сроком 1 (один) год, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление.

Данный пример иллюстрирует не соблюдение воинской дисциплины , путем прямого умысла. Виновный осознает, что самовольно оставляет часть, которые повлекли нарушения уставных правил, и квалифицируется по ст 337 УК РФ, при этом дает ему исправиться без реального отбывания наказания, а поэтому находит возможным при назначении наказания применить к нему ст. 73 УК РФ условным с испытательным сроком на 1 год.

Дезертирство ст.338 УК РФ самовольное оставление части или места в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявку в тех же целях на службу (ч. 1 ст. 338 УК РФ). Для признания дезертирства оконченным фактическая продолжительность незаконного отсутствия военнослужащего в части или месте службы значения не имеет. При доказанности цели уклониться от военной службы вовсе оставление части или неявка на службу должны быть признаны оконченным дезертирством независимо от того, сколько времени военнослужащий находился вне части или места службы.

Так например: Гарнизонный военный суд г.Петрозаводска, рассмотрев уголовное дело от 25.05.2010 г, установил, что 29 мая 2008 года, прапорщик С.В. в целях уклониться от прохождения военной службы, совершил неявку без уважительных причин в установленное служебным регламентом время на службу в войсковую часть №*****, дислоцированную в п.Ф. Вологодского района Вологодской области. При этом, проживал в различных населенных пунктах Вологодской области и Республики Карелия, проводя время по своему усмотрению.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, военный суд вину подсудимого С.В. в содеянном находит установленной. На основании изложенного и руководствуясь ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд — приговорил: Признать С.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.338 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 1 (один) год и шесть месяцев в исправительной колонии общего режима и в соответствии со ст.48 УК РФ лишить его воинского звания прапорщик.

Примечание к ст. 338 УК РФ устанавливает: «Военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, предусмотренное частью первой настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств».

Дезертирство для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., считается оконченным с момента достижения ими возраста 28 лет.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дезертирство будет оконченным преступлением по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе в зависимости от воинского звания (например, в случае совершения дезертирства военнослужащим, имеющим воинское звание «капитан», преступление будет оконченным с момента достижения этим лицом возраста 45 лет).

Нарушение правил несения боевого дежурства — ст. 340 УК РФ. Отдельные преступления против военной службы имеют сходство с рядом общеуголовных деяний, но совершенные в условиях военной службы они обладают повышенной общественной опасностью. взять нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности — ст. 335 УК РФ, так например: Гарнизонный военный суд г.Петрозаводска, рассмотрев дело от «8» апреля 2010 года, установил, что, Рядовой А.М., около 19 часов 30 минут 23 января 2010 года, в кладовой геодезического отделения расположения казармы войсковой части №*****, будучи недовольным отказом рядового Б. выполнить законное требование начальника, с целью наказать последнего за неисполнительность, нарушил уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, нанеся ему несколько ударов кулаком по лицу. В результате этих его действий потерпевшему был причинен легкий вред здоровью по признаку кратковременности расстройства, выразившийся в закрытом переломе костей носа со смещением костных отломков. С учетом изложенных обстоятельств, мотива совершенного преступления ,суд в соответствии со ст.73 УК РФ приходит к выводу о возможности его исправления без отбывания наказания. На основании изложенного и руководствуясь ст. 316 УПК РФ, военный суд приговорил: Признать А.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 335, ч.1 УК РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание А.М. считать условным с испытательным сроком 1 (один) год, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление.

Меру пресечения в отношении А.М. — наблюдение командования части — оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Таким образом с учетом изложенных обстоятельств, мотива совершенного преступления, и положительных данных о личности А.М., суд в соответствии со ст.73 УК РФ назначил условное наказание с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.

Кроме того, существуют нормы Общей части УК РФ, предусматривающие специальные виды уголовных наказаний, применяемые к осужденным военнослужащим, основания и порядок их назначения и отбывания (ст.ст. 48, 51, 55 и др.). В некоторых нормах Особенной части УК РФ (например, ст.ст. 285, 286, 293) предусмотрена ответственность воинских должностных лиц.

В силу статьи 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения (исключения предусмотрены в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ) военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регламентирующим прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. При привлечении лиц этой категории к административной ответственности на общих основаниях (за совершение административных правонарушений, предусмотренных в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ) производство осуществляется с учетом особенностей назначения административного наказания, установленных, например, частью 6 статьи 3.5, частью 2 статьи 3.9, частью 3 статьи 3.13 КоАП РФ.

Административная ответственность военнослужащих на общих основаниях, в соответствии с КоАП РФ, предусмотрена за такие правонарушения, как:

— административные правонарушения, имеющие объектом некоторые права граждан (ст.ст. 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56);

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);

— административные правонарушения в сфере охраны собственности (ст.ст. 7.29-7.32, 7.32.1);

— административные правонарушения, направленные против порядка управления (ст.ст. 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4);

— административные правонарушения в сфере охраны экологии, природопользования и окружающей природной среды (гл. 8);

— нарушение правил пожарной безопасности на всех видах транспорта (железнодорожном, морском, внутреннем водном, воздушном) (ст. 11.16 — в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, так как в другом случае наступает дисциплинарная ответственность);

— административные правонарушения в сфере дорожного движения и дорожной безопасности (гл. 12);

— ограничение конкуренции и нарушение антимонопольного законодательства (ст.14.9, ч.3 ст.14.32);

— административные правонарушения в сфере налогов и сборов, финансов, ценных бумаг (гл. 15);

— административные правонарушения в сфере таможенных правил (гл. 16);

— невыполнение требований должностных лиц, ведущих производственный процесс по делу об административном правонарушении, прокурора, следователя, дознавателя (ст. 17.7);

— административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст.ст. 18.1-18.4);

— нарушение правил пожарной безопасности (ст. 20.4 — в отношении нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы), так как в другом случае наступает дисциплинарная ответственность);

— некоторые другие. Правонарушения.

Административная ответственность военнослужащих не зависит от их принадлежности, например, к определенному роду войск, звания, должности, т.е. она не связана со специальными правовыми статусами.

Необходимо отметить, что исполнение приказа или распоряжения является одним из обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, имеющих первостепенное значение в условиях военной службы. Данное обстоятельство делает невозможным наступление уголовной ответственности в связи с устранением признака виновности деяния.

Таким образом, уголовная и административная ответственность военнослужащих регламентируется УПК РФ и КоАП РФ соответственно. Специфика статуса военнослужащих предопределила специфику привлечения лиц данной категории к ответственности. Административная ответственность военнослужащих не зависит от их принадлежности. Исполнение приказа или распоряжения является одним из обстоятельств, исключающих уголовную ответственность.

 

2.2. Дисциплинарная ответственность военнослужащих

 

Дисциплинарная ответственность применяется в случае совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности (п. 1 ст. 28.2 Закона № 76-ФЗ, ст. 47 Дисциплинарного устава ВС РФ).

В целях конкретизации дисциплинарной ответственности военнослужащих все возможные дисциплинарные проступки подразделяются на две группы:

1) грубые дисциплинарные проступки;

2) все остальные дисциплинарные проступки — «обычные», «негрубые».

Как указано в научной литературе, выделение законодателем перечня грубых дисциплинарных проступков направлено на решение нескольких следующих задач:

1) выделение из огромного количества дисциплинарных проступков наиболее опасных и вредных для интересов военной службы;

2) информирование командиров, начальников, военных судов, а также военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, о видах грубых дисциплинарных проступков, за которые может быть применено взыскание — дисциплинарный арест;

3) необходимость строгого соблюдения мер обеспечения производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке.

Кроме того, отделение грубых дисциплинарных проступков от обычных позволяет определить случаи, когда военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание.

Конкретный перечень грубых дисциплинарных проступков определен в ст. 28.5 Закона № 76-ФЗ и в приложении 7 к Дисциплинарному уставу ВС РФ. До принятия Федерального закона от 15 февраля 2016 г. № 20-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» этот перечень включал 19 позиций. Теперь он дополнен еще шестью разновидностями грубых дисциплинарных проступков:

— порча, совершенная военнослужащим умышленно, или утрата, совершенная военнослужащим по небрежности, документа, удостоверяющего личность военнослужащего;

— нарушение требований, правил и порядка ведения секретных дел;

— нарушение порядка выезда военнослужащим из страны;

— нарушение законодательных требований в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, причинившее ущерб безопасности отдельной личности, общества и государства в целом или собственной безопасности органов, осуществляющих подобную деятельность;

— умышленное незаконное привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности военнослужащего;

— нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, которое привело к гибели или нетрудоспособности военнослужащего.

Таким образом, основание дисциплинарной ответственности – это совершенный военнослужащим дисциплинарный проступок, правонарушение, которое состоит в виновном действии (бездействии), выражающемся в нарушении воинской дисциплины. Вся совокупность возможных дисциплинарных проступков подразделяется на две группы — грубые дисциплинарные проступки и остальные. От вида дисциплинарного проступка зависит и применяемые дисциплинарные взыскания.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1