Заявка на расчет
Меню Услуги

Ответственность за преступление против несовершеннолетних. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


2.2. Личность преступника.

 

Личность преступника — это человек, виновно совершивший общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, характеризующийся совокупностью социально-психологических свойств, которые в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами влияют на его преступное поведение.

Важно подчеркнуть, что по существу «преступность несовершеннолетних — это групповая преступность». Следовательно, большое профилактическое значение в борьбе с преступностью несовершеннолетних, в том числе и в группах (взрослый — подростки), приобретает «выявление не только всех непосредственных участников преступления, но и лиц, на которых эти участники оказывали свое, антиобщественное влияние в процессе общения, особенно лиц младшего подросткового возраста. Раннее пресечение вовлечения «трудных» подростков в антиобщественные группы — одно из основных направлений профилактической работы по искоренению как одиночных, так и групповых преступлений среди несовершеннолетних».

Рассмотрим с учетом общего понятия «Личность преступника» криминологическую характеристику лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Особенность проводимого исследования заключается в том, что нам предстоит остановиться на свойствах личности как лица, вовлекающего несовершеннолетнего в преступную или иную антиобщественную деятельность — вовлекателя, так и несовершеннолетнего, вовлеченного в преступную или иную антиобщественную деятельность — вовлекаемого.

Комплексный подход к борьбе с вовлечением взрослыми несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий предполагает в первую очередь криминологическое исследование личности взрослого человека — вовлекателя.

Лицо, оказывающее пагубное влияние на несовершеннолетних и вовлекающее их в совершение антиобщественных действий, является своего рода связующим звеном, соединяющим поведение несовершеннолетнего с характером совершенных антиобщественных поступков, наступившими социально вредными последствиями вовлечения. Личность взрослого включает в себя криминологически значимый комплекс характеристик, где существенную роль в формировании ее преступного поведения играет качество их взаимодействия между собой.

Каждое свойство личности несет строго определенную нагрузку. В профилактической работе с указанными лицами важно выявить как те качества, на которые следует опираться, воздействуя на личность, так и те, которым предстоит противодействовать.

Рассмотрим вначале криминологическую характеристику взрослых преступников, вовлекающих несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность.

Вовлекатель — лицо чаще всего со стойкой антиобщественной ориентацией. Как организатор антиобщественной группы он устанавливает определенный внутренний порядок, руководит и управляет несовершеннолетними.

Зачастую в них преобладают эгоистические стремления одного или нескольких опытных взрослых лиц, которые стремятся добиться для себя определенных эгоистических благ за счет несовершеннолетних. В связи с этим изучение личности взрослых и несовершеннолетних участников преступных групп представляет несомненный теоретический и практический интерес. Следует отметить, что, как правило, такие группы от менее опасных преступлений постепенно переходят к совершению более опасных, что говорит об их повышенной общественной опасности.

Итак, взрослый правонарушитель в группе — это в абсолютном большинстве случаев лидер, использующий свой антиобщественный «опыт» в качестве «первотолчка» к групповому нарушению закона, в том числе к совершению антиобщественных действий.

Половозрастная характеристика вовлекателей. Данные о половой структуре контингента лиц, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, показывают значительное и устойчивое преобладание мужчин. В России женщины, вовлекающие несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, составляют, по данным нашего исследования, в разных регионах от 7,5 до 10%. По официальным показателям Республики Дагестан относительно данной категории преступлений наблюдается участие мужчин. Доля женщин — отсутствует.

Значительное внимание в нашем исследовании уделено возрастной характеристике преступников — вовлекателей. Последняя позволяет судить о криминологической активности и особенностях антиобщественного поведения людей различного возраста, о специфике возрастного состава различных категорий преступников, что также необходимо для планирования и организации профилактики.

По возрасту вовлекатели распределились следующим образом: 18-24 года — 59,9%; 25 — 29 лет — 5,8%; 30 — 49 лет — 22,3%; 50 и старше — 2,0%.

Таким образом, лицами, вовлекающими несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, чаще всего являются молодые люди 18-24 лет. Аналогичны результаты исследований других авторов.

Чтобы объяснить наибольшую распространенность случаев вовлечения подростков в антиобщественную деятельность лицами в возрасте 18-24 лет, необходимо отметить особенности их преступного поведения.

Как уже отмечалось, анализ уголовных дел показывает, что несовершеннолетние в силу возрастных особенностей, физического развития, как правило, тянутся к лицам ненамного старше их; в то же время подростки стремятся «самоутвердиться» в компаниях более старших лиц. Обычно вовлекатели в возрасте 18 — 24 лет уже обладают определенным «опытом» совершения преступлений, имеют отрицательные привычки, нарушают общественный порядок, ведут антиобщественный образ жизни. Такие лица зачастую и формируют из несовершеннолетних разночисленные группы, вовлекая подростков в совершение преступлений или иные антиобщественные поступки. «Привлекательность» лиц 18-24 лет для несовершеннолетних объясняется не просто возрастными особенностями, но еще и тем, что и несовершеннолетние, и вовлекатели именно в этом возрасте решают немало жизненно важных проблем, при этом сталкиваясь с различными конфликтными ситуациями как непосредственно в семье, так и в ближайшем бытовом окружении. А при антисоциальной направленности личности такие ситуации, несомненно, способствуют совершению антиобщественных поступков.

Определенный интерес представляют и сведения о проживании в городе или сельской местности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность: в городе — 59 %, в селе 41%. На момент совершения преступления 56,9 % вовлекателей проживали в городе и около 40,6 % — в сельской местности, а свыше 2,5% не имели определенного места жительства.

Социальное положение и род занятий лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность, выглядит следующим образом: рабочие, служащие — 61,9%; учащиеся — 4,7%; пенсионеры — 0,7%; трудоспособные лица, не работающие и не учащиеся — 32,7%.

Изучение уголовных дел показало, что 52% вовлекающих имеют неполное среднее образование; 17% — имеют среднее специальное образование; 30% — общее среднее образование. С высшим образованием вовлекающих лиц не выявлено.

Результаты опроса осужденных показали, что из числа лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, работали на промышленных предприятиях, в строительных и других организациях — 29,4% вовлекающих; 11,8% — учились.

Подавляющее большинство вовлекающих лиц не учились и не работали. Указанный показатель значительно выше, чем в среднем у всех лиц, привлеченных к уголовной ответственности. По-видимому, в указанном обстоятельстве скрывается один из наиболее ярких признаков, характеризующих субъекта вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных деяний. В этом и проявляется суть рассматриваемого вида преступления, выражающегося в использовании подростков для получения определенных материальных и моральных выгод путем организации их к совершению антиобщественных действий.

Важнейшей социальной ячейкой, в которой проходит формирование личности, является семья. С этим согласуется и субъективное представление самих несовершеннолетних.

Криминологические исследования указывают на связь значительной части различных антиобщественных проявлений с неблагоприятными условиями, явлениями и процессами в сфере семейных отношений. Изучение уголовных дел показало, что 37,3% вовлекателей были женаты и проживали со своими семьями, 10,4% на момент совершения преступления были разведены или оставили семью, остальные не были женаты, проживали с родителями, самостоятельно или бродяжничали.

Для вовлекателей характерны отрицательные социально- эмоциональные черты. В основном это проявляется в стремлении уклониться от общественно полезного труда, нарушении трудовой дисциплины, пристрастии к спиртным напиткам и т.д. Исследование показало, что большинство вовлекателей систематически нарушали общественный порядок, вели аморальный образ жизни, бродяжничали. Значительная их часть еще до осуждения подвергалась мерам административного или общественного воздействия (49,6%).

Как видим, у вовлекателей не сразу, а в течение продолжительного времени складывалась и укреплялась антиобщественная ориентация личности, которая, в конечном счете, привела к совершению преступления. Вот почему необходим постоянный контроль со стороны правоохранительных органов, общественности, членов семьи вовлекателей за их времяпровождением, связями и т. д.

Подводя итог, можно отметить, что вовлекают несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий их друзья, знакомые, антиобщественные действия совершаются в процессе неформального досугового общения, за компанию, там, где подростки отчуждены от семьи, школы, положительного товарищеского влияния. Реже вовлекаются несовершеннолетние в совершение антиобщественных действий малознакомыми, незнакомыми, посторонними лицами и родителями. Кроме того, совершенно отсутствуют случаи вовлечения со стороны мачехи, отчима, опекуна, попечителя, других родственников. Также нет фактов вовлечения педагогами. Это говорит о том, что ч. 2 ст. 151 УК РФ практически не реализуется.

Таким образом, исходя из имеющейся статистики, мы видим, что несовершеннолетние в руках взрослых преступников — «удобный и покорный» инструмент, используемый для совершения антиобщественных действий. Взрослым вовлекающим, склоняющим лицам выгодно вовлекать несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, руководить ими.

Уголовно-правовая характеристика личности преступника — это данные о направленности, содержании и мотивации, единоличном или групповом характере преступной деятельности, о рядовой или организаторской роли в ней, продолжительности участия, интенсивности. Уголовно-правовая характеристика личности вовлекателя включает сведения о форме участия в совершении преступления — в преступной группе или в одиночку.

Следует отметить, что нередко перед вовлечением несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность вовлекатели употребляют вместе спиртные напитки.

В основном вовлекатели знакомились с вовлеченными по месту жительства (более половины), реже — по месту учебы, работы, досуга. Изучение уголовных дел показало, что чаще всего взрослые вовлекали в преступную или иную антиобщественную деятельность, используя следующие способы: путем предложения совершить преступление — 28%; распития спиртных напитков в целях склонения несовершеннолетних к преступлению — 44%; обмана — 11%; дачи советов — 9%; подкупа, возбуждения чувства зависти, запугивания и т.д. — 8%.

В большинстве случаев взрослые прибегали к спаиванию несовершеннолетних спиртными напитками с последующим предложением совершить преступление. Следует особо отметить, что более 1/3 вовлекателей (33,9 %) — рецидивисты и лица, ранее судимые.

Приведенная криминологическая характеристика лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, конечно, не является исчерпывающей. Однако она дает исходный материал для организации и проведения соответствующей профилактической работы. При этом, естественно, немаловажно учитывать и криминологическую характеристику несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступлении и антиобщественных действий.

Мы видим, что большинство несовершеннолетних легко вовлекается в совершение антиобщественных действий (например, в попрошайничество) с помощью обещания денег и иных материальных ценностей. Это объясняется в определенной мере происходящей в настоящее время переоценкой ценностей, возрастанием роли психологии потребления, правового нигилизма, вещизма. Не вызывает особой трудности вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления при использовании обмана либо введения его в заблуждение в отношении преступности намечаемых к совершению действий.

Рассматривая образовательный уровень взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, мы обратили внимание на сравнительно высокую подготовленность указанных лиц в отношении организации преступлений несовершеннолетних. Естественно, что такой опыт ими накапливается при многократных преступных действиях.

Представляется, что воздействие на несовершеннолетних лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, применение ими разнообразных приемов физического и психического насилия по отношению к формирующейся личности закладывает более прочные и глубокие негативные корни, нежели воздействие несудимых. Кроме того, лица, имеющие преступный опыт, в зависимости от ранее приобретенных антисоциальных навыков вовлекают несовершеннолетних в самые различные формы преступного поведения .

Результаты исследования свидетельствуют, что взрослые лица, ранее не привлекавшиеся к уголовной ответственности, вовлекают несовершеннолетних в совершение таких антиобщественных действий, как систематическое употребление спиртных напитков — 36%; употребление одурманивающих веществ — 19% и др. Как правило, указанные лица в меньшей степени знакомы с навыками вовлечения в конкретные антиобщественные действия и в силу этого не могут обучать им несовершеннолетних.

 

2.3. Предупреждение преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

 

Последние два десятилетия российское общество переживало глобальные преобразования политического, экономического, социального, правового и иного характера, которые привели к резкому расслоению общества и негативно отразились на семье — основной ячейке общества. В результате происшедшего ослабления гуманистических основ семейного воспитания дети стали чаще вовлекаться в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В статье 151 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепляется ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение таких антиобщественных действий, как систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством. Согласно статистике зарегистрированных преступлений по ст. 151 УК РФ, взрослые намного чаще вовлекают несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков, чем в систематическое употребление одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством и попрошайничеством.

Указанные преступления относительно немногочисленны и по статистическим данным составляют менее 1% от общей массы уголовных дел, рассматриваемых судами на территории России. Так, по данным ИЦ ГУВД по Краснодарскому краю, на территории края в 2005 г. было зарегистрировано 15 преступлений по ст. 151 УК РФ, в 2006 г. — 27 преступлений, в 2007 г. — 42 преступления, в 2008 г. — 46 преступлений, в 2009 г. — 72 преступления, в 2010 г. — 36 преступлений.

Следует отметить, что официальные статистические данные не в полной мере отражают реальную распространенность рассматриваемых преступных деяний, находятся в противоречии с другими данными, свидетельствующими о росте алкоголизма, наркомании, употреблении одурманивающих веществ, бродяжничестве и попрошайничестве несовершеннолетних. Так, из 10 млн. детей в возрасте от 11 до 18 лет более половины регулярно употребляют спиртные напитки и пиво. Тогда как приобщение к регулярному употреблению алкоголя подвергает организм несовершеннолетнего опасности алкогольной деградации.

По результатам проведенного опроса 106 практических работников ОВД 85% из них признало проблему вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий актуальной. Однако выяснилась парадоксальная ситуация: признавая важность и необходимость выявления и раскрытия указанных преступлений, сотрудники уголовного розыска и других служб ОВД не считают необходимым самим заниматься указанной проблемой, возлагая обязанности по ее решению только лишь на сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних ОВД. К основным причинам подобного отношения относятся такие, как незнание практическими работниками методики раскрытия и расследования данных преступлений, отсутствие непосредственной заинтересованности как у самих работников, так и у их начальников в выявлении таких преступлений и т.п.

В свою очередь сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних также не заинтересованы в выявлении преступлений по статье 151 УК РФ, поскольку рост выявленных преступлений на обслуживаемой ими территории зачастую расценивается руководством как доказательство серьезных недостатков в предупредительно-профилактической работе с несовершеннолетними.

Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков представляет собой активное целенаправленное воздействие на несовершеннолетнего со стороны виновного взрослого лица, достигшего 18 лет, направленное на возбуждение (укрепление) желания у несовершеннолетнего употреблять спиртные напитки. Это требует определения интенсивности оказываемого взрослым психического или физического воздействия на несовершеннолетнего, направленного на побуждение его к антиобщественному поведению, с подробным отражением в материалах дела обстоятельств их совершения.

Как выяснилось в ходе опроса, практические работники не имеют четкого представления о том, что следует понимать под спиртными напитками, а также их систематическим употреблением.

Так, 52% опрошенных нами сотрудников ОВД отнесли к спиртным напиткам водку, пиво (51%), коктейли (30%), джин-тоник (32%), вино (7,5%), питьевой этиловый спирт (3,7%) и коньяк (3,7%). Однако, согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», под спиртными напитками понимается алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к питьевому этиловому спирту и вину. Таким образом, спиртные напитки, входя в алкогольную продукцию, не включают в себя питьевой этиловый спирт и вино. Исходя из этого толкования понятия «спиртные напитки», вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление питьевого этилового спирта или вина не влечет наступления уголовной ответственности по статье 151 УК РФ. Кроме этого, действующее российское законодательство не относит пиво к спиртным напиткам. Следовательно, вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, также не влечет уголовной ответственности по статье 151 УК РФ.

Значительную трудность для практических работников представляет понимание систематичности. Согласно проведенному опросу, сотрудники ОВД под систематичностью понимают: совершение 2 фактов вовлечения в течение месяца (10%); совершение 3 фактов вовлечения в течение месяца (17%); совершение 2 фактов вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков в течение 3 месяцев (28%); совершение 3 фактов вовлечения в течение 3 месяцев (10%); совершение 2 фактов вовлечения в течение 6 месяцев (10%); совершение 3 фактов вовлечения в течение 6 месяцев (4%); совершение 2 фактов вовлечения в течение года (17%); совершение 3 фактов вовлечения в течение года (4%).

Среди ученых также нет единообразного подхода в понимании термина «систематичность». Так, А.А. Чекалин под систематичностью подразумевает совершение указанных действий более двух раз, не указывая при этом конкретные пределы времени. По мнению В.М. Лебедева, систематическое употребление алкоголя имеет место тогда, когда спиртные напитки употреблялись не менее 3 раз в течение непродолжительного времени (недели, месяца). Л.Л. Кругликов отмечает, что систематичность означает совершение более двух фактов вовлечения в течение года. При этом он указывает, что практика склонна усматривать признак систематичности, если зафиксировано не менее трех фактов вовлечения на протяжении не более года. Полагаем, что именно последняя точка зрения является наиболее четкой и последовательной, способной в полной мере обеспечить реальную защиту охраняемых уголовным законом прав несовершеннолетних, а также единство правоприменительной практики.

В числе трудностей, испытываемых практическими работниками при раскрытии и расследовании вовлечения несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков, следует назвать допускаемое ими смешивание таких понятий, как способы, средства и условия вовлечения.

Способ совершения преступления является одним из важнейших элементов криминалистической характеристики преступлений, поскольку в нем содержится наибольший объем криминалистически значимой информации, позволяющей быстрее и правильнее сориентироваться в сути происшедшего в целом и его отдельных обстоятельствах, круге лиц, среди которых следует искать преступника, и т.д., а также наметить оптимальные методы раскрытия преступления. Р.С. Белкин обоснованно отмечал, что «способ совершения и сокрытия преступлений, точнее, знания о нем определяют путь познания истины по делу, то есть метод раскрытия и расследования. А это и есть реализация формулы «от способа совершения — к методу раскрытия», т.е. применение правила, имеющего силу для расследования всех преступлений и поэтому могущего быть расцененным как общий метод расследования.

Если способ вовлечения представляет собой определенную технологию причинно-следственных изменений в психике несовершеннолетнего, в результате чего у него возникает желание или укрепляется решимость совершить антиобщественное действие, то средство вовлечения представляет собой то, при помощи чего (или посредством чего) эта технология (действие или система действий) оказывает изменения в психике несовершеннолетнего. Средство вовлечения — это своего рода инструментарий реализации определенного способа и, соответственно, оказания целенаправленного влияния на несовершеннолетнего.

Диспозиция статьи 151 УК РФ в отличие от статьи 150 УК РФ не содержит перечня способов вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий в качестве обязательного признака объективной стороны рассматриваемого состава преступления, однако они имеют важное криминалистическое значение.

Установление конкретных способов воздействия взрослых вовлекателей на несовершеннолетних напрямую влияет на эффективность расследования дел, связанных с вовлечением несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков, выступает важным источником сведений о поведении взрослого преступника и несовершеннолетнего, раскрывает характер отношений между ними, уровень их интеллекта и преступной квалификации, позволяет судить об оставленных следах преступления. Кроме этого, знание способов вовлечения имеет важное значение при выборе тактических приемов проведения следственных действий и нейтрализации попыток противодействия раскрытию и расследованию рассматриваемой категории преступлений.

Вовлечение в систематическое употребление спиртных напитков может осуществляться любыми способами, не влияющими на квалификацию деяния, за исключением способов, связанных с применением насилия или его угрозы (ч. 3 ст. 151 УК РФ).

Конкретные способы вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественные действия необходимо устанавливать и доказывать в процессе расследования преступления, поскольку они применяются виновными лицами в целях возбуждения (укрепления) желания (решимости, стремления) несовершеннолетнего совершать антиобщественные действия.

Преступник выбирает тот способ, который, по его мнению, будет наиболее действенен для реализации его преступного умысла по вовлечению конкретного несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков. Выбор способа вовлечения несовершеннолетнего обусловлен «свойствами личности самого преступника», его возможностями [8. С. 118]. Кроме этого, избрание конкретного способа вовлечения зависит от формы антиобщественного действия, в совершение которого вовлекается несовершеннолетний. Зачастую вовлекателем последовательно или в комбинации применяются различные способы вовлечения.

Все применяемые способы вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий можно классифицировать на связанные и не связанные с применением насилия или угрозы его применения. К ненасильственным способам следует отнести обещание, обман, разъяснение, предложение, убеждение, личный пример вовлекателя и другие. Насильственные способы вовлечения включают способы, связанные с применением насилия или угрозой его применения. Речь идет как о физическом, так и психическом насилии.

Результаты изучения практики показывают, что практические работники ОВД в своей повседневной работе замечают лишь такие способы вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, как предложение, убеждение, уговор, обман, запугивание, угрозы и обещание вознаграждения. Тогда как такие способы, как дача совета, личный пример, подкуп и т.п. в качестве способов вовлечения практически не рассматриваются, что затрудняет установление механизма преступной деятельности и его доказывание.

Незнание практическими работниками методики выявления и раскрытия вовлечения несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков приводит к тому, что при выявлении и раскрытии таких административных правонарушений, как появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (статья 20.22. КоАП РФ), как правило, не проверяется версия о том, что эти правонарушения были совершены несовершеннолетними в результате их вовлечения взрослыми лицами. Тем самым взрослым вовлекателям удается избежать ответственности.

Во всех случаях совершения антиобщественных действий несовершеннолетними (или наличия сведений о возможном совершении ими антиобщественных действий) необходимо выдвигать и проверять дополнительную версию об их возможном вовлечении в антиобщественные действия взрослыми лицами. Для этого при раскрытии названых административных проступков требуется проведение активных проверочных действий, тщательное исследование механизма правонарушения, проверка возможности его совершения несовершеннолетним в одиночку, анализ его связей и т.д., для обнаружения признаков преступления, предусмотренного статьей 151 УК РФ.

Важно отметить, что и при расследовании преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних, в том числе и в состоянии алкогольного опьянения, следователю необходимо держать в поле своего зрения две взаимосвязанные, но самостоятельные системы различных признаков: 1) того преступления, которое было совершено с участием несовершеннолетнего; и 2) преступлений, предусмотренных статьями 150 и 151 УК РФ.

Сложность расследования зависит от многих факторов, в том числе от характера исходной информации, степени информационной неопределенности относительно обстоятельств, подлежащих доказыванию; дефицита времени; способов совершения и сокрытия преступлений; количества преступников и числа эпизодов преступной деятельности и т.д. Собирание доказательств вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, в частности, в систематическое употребление спиртных напитков, как правило, на практике начинается лишь после доказывания того преступления, в совершение которого несовершеннолетний был вовлечен. Зачастую обстоятельства вовлечения взрослым лицом несовершеннолетнего начинают доказываться значительно позже (если вообще доказываются). Это влечет значительное увеличение временного интервала от момента возбуждения уголовного дела до момента доказывания обстоятельств преступлений, предусмотренных ст. 151 УК РФ, что негативно влияет на эффективность собирания в совершение антиобщественных действий (исчезновение следов вовлечения, истечение процессуальных сроков расследования, возрастание активности противодействия расследованию и т.д.).

При расследовании вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий особую важность приобретает использование специальных знаний психиатрии и психологии, основными формами которых выступают судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертизы.

Необходимость проведения по делам рассматриваемой категории названных экспертиз обусловлена возможными патопсихологическими нарушениями нормального развития несовершеннолетнего, а также дальнейшим распространением лиц, страдающих психическими заболеваниями или отстающих в психическом развитии. Несовершеннолетним присущи повышенная внушаемость, ограниченность кругозора и практической ориентации, недостаточная сформированность мотивационно-волевой и ценностной сфер, склонность к фантазированию и иные психические качества, которые отражаются на правильности восприятия обстоятельств, имеющих значение для дела, и на возможности давать о них показания. Согласно результатам проведенных в РФ исследований распространенность психических расстройств среди подростков по разным данным достигает от 40 до 80%. Однако проведенное исследование показывает, что на практике часто игнорируются имеющиеся в наличии основания для проведения психолого-психиатрических экспертиз.

Так, по уголовному делу № 81174 следователь З. установила факт вовлечения гражданином О. несовершеннолетних К. и Н. в совершение антиобщественных действий, в частности в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ. В результате проведенных следственных действий было установлено, что 14-летний К. находится на домашнем обучении и состоит на учете в психоневрологическом диспансере с 1999 года. 17-летний Н. имеет образование 3-х классов и также состоит на учете в психоневрологическом диспансере с 1996 года. В составленной психолого-педагогической характеристике на несовершеннолетнего К. было указано, что его восприятие по объему ограниченное и трудно переключаемое; о себе и своей семье имеет неполное представление; слабо ориентируется в своих желаниях и стремлениях; общая осведомленность и социально-бытовая ориентация не соответствует возрасту. Однако указанные данные были проигнорированы следователем и не были им оценены как достаточные основания для назначения и проведения экспертизы.

Содержание экспертной оценки способности давать показания может быть различным в зависимости от динамики психического состояния и уровня развития отдельных психических функций несовершеннолетнего в различных ситуациях. Например, с момента совершения преступления до экспертизы проходит большой промежуток времени. У несовершеннолетнего недостаточно сформирована долговременная память с отсроченным воспроизведением событий прошлого при ограничении ее возможности понимания сложного смысла воспринимаемого и в то же время отсутствуют нарушения или особенности психики, препятствующие отражению реальных событий. В этом случае правомерным будет экспертный вывод о том, что несовершеннолетний мог правильно воспринимать внешнюю сторону конкретных обстоятельств дела и давать о них правильные показания непосредственно после случившегося, но в настоящее время он не может давать правильных показаний об обстоятельствах дела.

В судебном процессе несовершеннолетние К. и Н. отказались от своих показаний, данных в ходе предварительного расследования, судебный процесс был затянут, а общее время с момента выявления преступления до вынесения приговора составило около двух лет. Кроме этого, у следователя и суда возникали сложности с правильной оценкой показаний несовершеннолетних потерпевших, которые могли быть устранены при условии проведения психолого-психиатрической экспертизы.

Кроме этого, в процессе расследования уголовных дел может возникать необходимость установления психического состояния не только вовлеченного несовершеннолетнего, но и взрослого вовлекателя. Так, по этому же уголовному делу № 811748, следователь З., установила, что 30-летний О., кроме вовлечения в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ, также совершал действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних мужского пола К. и Н. Материалами дела было установлено, что О. проживал совместно с матерью на даче, куда втайне от нее водил 14 — 16-летних несовершеннолетних. От матери он скрывал свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. На даче у О. на втором этаже в его комнату была установлена металлическая дверь с глазком (которой он закрывался от матери). Несовершеннолетним О. демонстрировал свой газовый пистолет, высказывал свои опасения, что его могут избить из-за его нетрадиционной ориентации. Проконсультировавшись со специалистом и убедившись в наличии оснований, следователь должен был назначить судебно-психологическую или судебно-психиатрическую экспертизу  однако в отношении О. психолого-психиатрических экспертиз проведено не было.

Таким образом, только дальнейшее совершенствование методики выявления, раскрытия и расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, ее внедрение в деятельность сотрудников правоохранительных органов и обеспечение повседневного применения на практике способны привести к повышению эффективности борьбы с преступлениями, предусмотренными статьей 151 УК РФ, обеспечивая реальную защиту несовершеннолетних, необходимую для их благополучия, нормального физического, психического и социального развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Известные трудности, как у теоретиков, так и у практиков, вызывает термин «вовлечение в совершение антиобщественных действий». Ни УК РФ, ни действующее постановление Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 года №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» не разъясняют, что именно следует понимать под вовлечением в антиобщественную деятельность. Это вносит разногласия в деятельность правоохранительных органов и приводит к тому, что не всегда взрослые лица, вовлекшие несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, привлекаются к уголовной ответственности. Поэтому, чтобы исключить различия в толковании термина «вовлечение», предлагаем внести изменения в действующий УК РФ, и в диспозиции ч. 1 ст. 151 УК РФ необходимо термин «вовлечение» заменить на «систематическое склонение». Это позволит связывать момент окончания этого деяния с совершением трех и более действий в течение непродолжительного времени, направленных на возбуждение у несовершеннолетнего желания совершать антиобщественные действия.
  2. Законодатель не раскрывает понятие «систематичность», когда употребляет этот термин в ч. 1 ст. 151 УК РФ. Мы предлагаем составом преступления по данной статье считать наличие как минимум трех случаев вовлечения подростка в употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ, которые произошли в течение года. Формулировка ст. 151 УК РФ также не позволяет сделать вывод о том, относится ли признак систематичности ко всем перечисленным в статье действиям или только к употреблению спиртных напитков и одурманивающих веществ. В данной статье это необходимо уточнить. Мы предполагаем признак систематичности относить только к употреблению спиртных напитков и одурманивающих веществ.
  3. Способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий не являются его обязательным признаком, за исключением преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 151 УК РФ. Однако отсутствие перечня наиболее распространенных способов совершения преступления в диспозиции ч. 1 ст. 151 УК РФ является пробелом закона, нуждающимся в устранении. Предлагается ввести в ч. 1 ст. 151 УК РФ указание на способ совершения преступления. После изменения ст. 151 УК РФ может выглядеть следующим образом:

«Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством путем предложения, обещания, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста».

  1. По нашему мнению, нормы, предусматривающие ответственность за квалифицированные виды вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, нуждаются в совершенствовании. Так, необходимо дифференцировать уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий в зависимости от:

а)возраста потерпевшего, поскольку вовлечение малолетнего в совершение антиобщественных действий представляет значительно более высокую общественную опасность, нежели иного несовершеннолетнего. Для этого в ч. 3 ст. 151 УК РФ предусмотреть наказание за склонение лица, заведомо не достигшего 14 лет;

б) способов вовлечения. Для этого в ч. 2 ст. 151 УК РФ предусмотреть наказание за применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, или угрозу его применения, а в ч. 3 ст. 151 УК РФ — за насилие, опасное для жизни и здоровья, или угрозу его применения;

в) наступивших последствий. Так, в ч. 3 ст. 151 УК РФ установить повышенную ответственность за деяние, повлекшее тяжкие последствия (алкоголизм, токсикоманию и др.).

  1. Представляется целесообразным включить в ст. 151 УК РФ квалифицирующий признак — вовлечение в употребление одурманивающих веществ, систематическое употребление спиртных напитков, занятие попрошайничеством или бродяжничеством двух и более малолетних или несовершеннолетних. В этом случае усиление уголовной ответственности более адекватно будет соответствовать принципу справедливости, закрепленному в ст. 6 УК РФ.
  2. Причины и условия преступлений, предусмотренных ст. 150 и 151 УК РФ, неразрывно связаны с общими факторами, влияющими на преступность. К их числу относятся экономические потрясения, социальное неравенство, безработица, нищета, миграция, кризис семьи, отсутствие мер охраны материнства, детства и молодежи, снижение эффективности правоохранительной деятельности.

Особое значение имеет распространение антиобщественной индивидуалистической психологии, проявляющейся в эгоизме, корысти, стяжательстве, пренебрежении интересами государства, правовом нигилизме, узаконении в общественном сознании противоправных способов обогащения, упадке нравственности и навязывании культа насилия, секса и различных форм антиобщественного поведения средствами культуры, в том числе и СМИ, распространении пьянства, наркомании, токсикомании.

  1. Негативные личностные установки несовершеннолетних, жестокость, равнодушие и иные качества, значимые в криминогенно- детерминистском отношении для вовлечения их в преступную и иную антиобщественную деятельность, социальны по своему происхождению. Их формирование происходит в процессе взаимодействия индивида с окружающей его средой (семья, учебные и трудовые коллективы, сфера досуга). По нашему мнению, на негативное формирование личности несовершеннолетнего особое негативное воздействие оказывают семьи, имеющие в своем составе судимых, лиц, с антиобщественным поведением, склонных с употреблению алкоголя и наркотических средств, ведущих аморальный образ жизни, а также семьи, не оказывающие педагогического воздействия на формирование личности несовершеннолетнего (по причине занятости родителей, увлеченности собственными проблемами, безразличия к судьбе детей и т. п.).
  2. В систему борьбы с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий должны входить наряду с уголовно-правовыми мерами такие направления, как общесоциальное и специальное предупреждение. В целях совершенствования борьбы с указанными преступлениями необходимо на общесоциальном уровне: содействие демонополизации экономики и обеспечение добросовестной конкуренции, привлечение и обеспечение сохранности и эффективного использования иностранных инвестиций, снижение инфляции, повышение уровня жизни, обеспечение занятости населения, формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной экономики; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры. Особое значение имеют мероприятия, связанные с профилактикой пьянства, токсикомании, наркомании, проституции, бродяжничества, комплексным воспитанием членов общества, в том числе и несовершеннолетних, которые непосредственно формируют широкий круг позитивных потребностей и интересов, общения и отношений, гражданскую активность и ответственность, готовность уважать права и законные интересы других лиц. Необходимо обеспечить защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его нравственному и духовному развитию, в том числе путем запрета распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

I. Нормативно-правовые акты и судебная практика:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 02.04.2013) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 4, апрель, 2011.

II. Книги, монографии, сборники научных трудов:

  1. Акутаев Р.М. Правовая культура сквозь призму современной правовой реальности // Российская юстиция. 2013. № 2. С. 66.
  2. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. — М.: Норма, 2011.
  3. Астемиров З.А. Профилактика преступлений. — Махачкала., 2013.
  4. Веселов Е.Г. Физическое или психическое принуждение как обстоятельство, исключающее преступность деяния: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. Краснодар, 2012. С. 32.
  5. Ветров Н.И. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учеб. посо­бие. — М.: Книжный мир, 2013.
  6. Гилинский Я.И. Криминология: Курс лекций. — СПб.: Питер, 2012.
  7. Гоголева A.B. Аддитивное поведение и его профилактика. — М.: Мос­ковский психолого-социальный институт; Воронеж: МО ДЕК, 2012.
  8. Зиядова Д. 3. Преступность среди учащихся общеобразовательных школ и проблемы ее предупреждения: региональный аспект. — Махачка­ла: ДГУ, 2014.
  9. Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса. — М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2011.
  10. Иванов В.Д. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. — Ростов- на-Дону: Феникс, 2012.
  11. Иванов Н.Г. Уголовное право Российской Федерации: Общая и Осо­бенная части. — М.: Академия; Мастерство; Высш. школа, 2000. — С. 98.
  12. Кибальник А.Г., Соломоненко И.Г. Практический курс уголовного права России. — Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2011.
  13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Бойко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
  14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. — Изд. 5. Норма. — М., 2007
  15. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. A.B. Наумов. — М.: Юрист, 2013.
  16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Под общ. ред. С.И. Никулина. -М.: Менеджер: Юрайт, 2000.
  17. Комментарий к Уголовному кодеку Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. -М.: Экзамен, 2013.
  18. Комментарий к Уголовному кодеку Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; науч. ред. Л.С. Михлин. -М.: Спарк, 2008.
  19. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. 2- е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2007.
  20. Криминология: Учеб. пособие / Под ред. Н.М. Кузнецовой. — М.: Зер­цало, 2013.
  21. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. — СПб.: Питер, 2012.
  22. Курс уголовного права. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, B.C. Комиссарова. — М.: Зерцало, 2012. Т. 4.
  23. Луничев Е.М. Статус несовершеннолетнего в уголовном праве России. М., 2012. С. 57.
  24. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии — М., 2000.
  25. Мельниченко А.Б., Кочубей М.А., Радачинский С.Н. Уголовное пра­во: Особенная часть. — Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  26. Мельниченко А.Б., Кочубей М.А., Радачинский С. Н. Уголовное пра­во. Общ. и Особ, части. — Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2012.
  27. Миненок М.Г., Миненок Д.М. Корысть. Криминологические и уго­ловно-правовые проблемы. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2011.
  28. Полосин Н.В., Скворцова С.А. Уголовное право России: Учеб. посо­бие. — М.: Инфра -М., 2013.
  29. Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовер­шеннолетних по российскому уголовному праву / Науч. ред. Г.И. Чечель. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2012.
  30. Пушкин А. В. Преступления против семьи и несовершеннолетних (уголовно-правовой аспект): учебное пособие. — М.: ЮИ МВД России,
  31. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. — СПб.: Питер, 2012.
  32. Рыжаков А.П. Уголовный процесс: учебник для вузов.- М.: Издатель­ство НОРМА, 2012.
  33. Селезнев М.А. Проституция как антисоциальное явление: Учеб.- метод. пособие. — М.: ПРИОР, 2012.
  34. Сокол Е.В. Организационно-тактические особенности расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. С. 32.
  35. Тасаков С.В. Регулятивная функция уголовного права и норм общественной нравственности // Российская юстиция. 2013. № 4. С. 33.
  36. Туктарова И.Н., Мордовец A.C. Уголовно-правовая характеристика преступлений против несовершеннолетних / Под ред. P.P. Галиакбарова. — Саратов, 2012.
  37. Уголовное право России / Под ред. Игнатова А.Н. — М.: НОРМА, 2013.
  38. Уголовное право: Общая и Особенная части / Под ред. Л.Д. Гаухмана, JI.A. Энгельгардта. -М.: Центр ЮрИнфор, 2011.
  39. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, A.B. Наумова. -М.: Юристь, 2013.
  40. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник / М.П. Журавлев, A.B. Наумов и др. — : ТК Велби, Проспект, 2013.
  41. Уголовное право: Часть Общая. Часть Особенная/ Под общ. ред. Л.Д. Гаухмана, C.B. Максимова. — М., 2013.
  42. Уголовное право России. Особенная часть (Конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2013.
  43. Уголовное право: Особенная часть. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт-М., 2007.
  44. Уголовное право Российской Федерации: В 2 т. /Под ред. Л.В. Ино- гамовой-Хегай. -М.: Инфра-М, 2013. Т. 2.: Особенная часть.
  45. Уголовный процесс: Учебник для вузов/ Под ред. Божьева В. П. 5-е изд., испр. и доп.- М.: Спарк, 2007.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф