1. Виды и структура рынков. Фундаментальная трансформация структуры рынка.
Рынок — это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на отношениях обмена и платности всех благ и услуг.
Современный рынок характеризуется разветвленной и многоуровневой структурой, которая представляет собой совокупность отдельных элементов рынка.
По экономическому назначению различают рынок труда, рынок средств производства, рынок предметов потребления, рынок платных услуг, рынок научно-технических разработок и информации, рынок денег, страховой рынок и др. Каждый из этих рынков имеет свою структуру. В зависимости от объекта рыночных отношений различают три группы рынков: товарные (потребительский, материальных ресурсов, недвижимости), финансовые (инновационный, кредитный, ценных бумаг) и рынки труда (рабочей силы) в каждой из них выделяют соответствующие специализированные рынки.
Кроме того, различают административно-территориальную структуру рынка, охватывающий местный рынок в виде поселкового, городского, районного, областного или регионального рынков. В зависимости от условий, в которых действуют субъекты рыночных отношений, выделяют свободный (с большим количеством независимых производи-телей однородных товаров), монополизированный (незначительное количество производителей товаров определенного вида) и регулируемый (регулируется и контролируется государством посредством специальных мер) рынки.
Когда на рынке, где присутствует много конкурирующих продавцов и покупателей, конкретные поставщик и покупатель вступают в долгосрочное взаимодействие, они могут приобрести монопольную власть над партнером. Эта власть основана на выгоде долгосрочных двусторонних отношений, взаимном влиянии на величину дохода и угрозе прекращения взаимодействий. То есть конкурентный рынок способен превращается в монопольный – происходит фундаментальная трансформация.
Стороны приобретают стимул к торговле друг с другом больший, чем к торговле с другими партнерами. Долгосрочные отношения двух сторон могут принести выгоду по сравнению с кратковременными торговыми взаимодействиями с разными партнерами вследствие эффекта «обучения делом» и осуществления партнерами особенных инвестиций.
Эффект обучения делом состоит в приобретении персоналом партнеров уникального опыта работы с определенными видами продуктов и партнерами при долгосрочных взаимодействиях. Этот процесс сопровождается снижением издержек производства и взаимодействия.
2. Фирма как субъект рыночных взаимодействий.
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Сам термин «фирма» происходит от латинского слова «firma», означавшего торговое имя купца, коммерсанта, занимавшегося перепродажей различных товаров на рынках средневековых го-родов. В процессе своей деятельности фирма преобразует факторы производства в обладающие более высокой ценностью промежуточные или конечные товары и услуги, и ил-люстрирует процесс взаимодействия между собой товаропроизводителей, а также влияние, принимаемых ими решений по ценообразованию и выпуску на рыночное предложение и цену.
Объединяя необходимые для производственного процесса ресурсы (факторы про-изводства), фирмы создают предприятия – определенные имущественные комплексы, предназначенные для осуществления той или иной производственной деятельности, и включающие в себя: производственные и торговые площади, инженерную инфраструктуру, производственное и торговое оборудование, товары, денежные средства на расчетном счете и в кассе, персонал, и др. Само по себе предприятие (машиностроительный завод, салон красоты или магазин) представляет собой лишь объект экономического оборота, принадлежащей фирме и ею управляемый. Участником рыночного оборота является не предприятие, а фирма: именно она выступает работодателем для членов домохозяйств, она заключает сделки с другими фирмами, она уплачивает налоги и сборы государству и т. д.
В экономической литературе существует две основные теории фирмы:
1. Неоклассическая теория фирмы, основанная на разграничении функций фирмы и рынка: фирма специализируется на функции производства, обеспечивая трансформацию ресурсов в продукт, а рынок – на обмене, посредством которого осуществляется размещение ресурсов, с одной стороны, и распределение произведенной продукции – с другой.
2. Институциональная (контрактная) теория фирмы базируется на сопоставлении фирмы и рынка как альтернативных способов координации хозяйственного механизма. Фирма возникает в результате сознательных, согласованных действий экономических агентов и представляет собой коалицию ресурсов, принадлежащих этим агентам (постав-щикам, потребителям, кредиторам, акционерам, управляющим, наемному персоналу и др.), заключающим между собой определенные соглашения (контракты). Рынок, таким образом, может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма – как сеть внутренних контрактов.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
