1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики: функции, структура, формы и виды.
Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, которая остается после уплаты налогов, других обязательных платежей. То есть предприятие является самостоятельным товаропроизводителем.
Функции предприятия в современной экономике: 1) на предприятиях производится продукция, выполняются работы и оказываются услуги, составляющие основу жизнедеятельности каждого человека в отдельности и общества в целом; 2) предприятие является главным субъектом отношений, склады¬вающихся в обществе по поводу производства, реализации, распределения и потребления продукции; 3) предприятия формируют спрос на факторы производства, тех¬нологические и продуктовые инновации, организационно-управленческие нововведения; 4) предприятия являются одним из важнейших источников фор¬мирования доходов бюджетов всех уровней; 5) на предприятиях подавляющая часть населения получает воз-награждение за свой труд, материально обеспечивая себя и чле¬нов своей семьи.
Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Прежде всего предприятия отличаются друг от друга принадлежностью к той или иной отрасли экономики страны — промышленности, строительству, сельскому хозяйству, транспорту, торговле, снабжению и сбыту, финансовой сфере, науке и образованию, здра¬воохранению, культуре и т.д.
Деление предприятий по отраслям происходит по целевому назначению выпускаемой продукции. Например, промышленные предприятия в основе своей деятельности имеют производство товаров (обычно к промышленным предприятиям относят те, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции). Торговые предприятия занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.
Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством персонала предприятия. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются следующим образом: малые — до 50 занятых; средние — от 50 до 500 (иногда — до 300); крупные — свыше 500, в том числе особо крупные — свыше 1000 занятых. Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машино¬строения обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в ос-новном средние предприятия.
Форма собственности лежит в основе юридического статуса пред¬приятия. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, в собственности общественных организаций и иные предприятия.
Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, участков, отделов, лабораторий и других подразделений, составляющих единый хозяйственный объект. Структуру предприятия различают: общую, производственную (форма организации производственного процесса), организационную.
2. Планирование и прогнозирование на предприятии. Бизнес-план предприятия.
Каждое предприятие для успешной работы должно пользоваться принципами планирования и прогнозирования. Данным видом деятельности занимается планово-экономический отдел, который разрабатывает основные показатели прогноза социально-экономического развития предприятия на каждый год.
Задача планирования — обеспечение высоких темпов развития производства на основе научно-технического прогресса, а также своевременное и равномерное выполнение заданий государственного плана по всем количественным и качественным показателям при наиболее рациональном и эффективном использовании производственных ресурсов.
Можно выделить следующие виды планирования, которые использует предприятие: перспективное, текущее, оперативное. Перспективное планирование — это планирование деятельности предприятия на 5 лет. Из-за тяжелого финансово-экономического положения в настоящее время данный вид практически не используется. Текущее планирование — планирование деятельности предприятия на 1 год исходя из показателей пятилетки.
Выделяют также и два подвида планирования — это: 1) технико-экономическое планирование — направляет и организует производственно-хозяйственную деятельность предприятия по всем техническим и экономическим показателям. 2) оперативно-производственное планирование — позволяет регулировать и контролировать повседневный ход производства.
Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Цель, назначение бизнес-плана – обоснование деятельности предприятия, стратегии и тактики хозяйственного поведения, планирование и прогнозирование результатов деятельности, привлечение инвесторов и спонсоров для определённого предпринимательского проекта, расширение круга предприятий-партнёров.
Бизнес-план составляется не по приказу сверху и не имеет строгой регламентации ни по объёму информации, ни по структуре документа. Материал бизнес-плана должен излагаться просто и понятно. Он должен быть доступен различным группам людей, даже тем, которые имеют ограниченные знания о продукте (услугах) и рынке. Следует стремиться к тому, чтобы объём бизнес-плана не превышал пятидесяти страниц.
Наиболее распространённые на предприятиях формы бизнес-плана содержат:
· титульный лист (реквизиты предприятия, авторы предпринимательского проекта, наименование и суть проекта).
· резюме (основные положения предполагаемого коммерческого проекта: за счёт каких ресурсов, срок окупаемости проекта, финансовые результаты с расчётом предполагаемого размера продаж и выручки от реализации).
· меморандум конфиденциальности,
· описание предприятия и отрасли,
· анализ рынка сбыта (степень насыщенности данного рынка конкурирующими товарами, расчёт общей ёмкости рынка по предполагаемому товару, проведение сегментирования рынка).
·описание продукции, работ, услуг,
· стратегия маркетинга
· инвестиционный план (определяется размер необходимых инвестиций, их распределение по этапам осуществления проекта и по направлениям).
· производственный план – существует только на предприятиях, осуществляющих производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.
· организационный план (в нём закладываются основные правовые аспекты функционирования предприятия и система его организации).
· финансовый план (включает прогноз объёмов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, баланс активов и пассивов, план по себестоимости продукции, план по прибыли, расчёт условий безубыточности).
· схема финансирования.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
