Меню Услуги

Ответы к госам по дисциплине «Организация производства»

Вид работы: Вопросы
Тема: Организация производства

1. Предметом организации производства как науки и следует считать изучение отношений организации производства в сфере производства материальных благ.

Закономерностью обычно называют устойчивую причинно-следственную повторяемость и последовательность в явлениях. Закономерности отвечают и соответствуют законам.

Содержанием организации производства как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих организации производства, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм, методов и условий.
В теории организации производства определены принципы организации производства, представляющие собой исходные положения, на основе которых осуществляются построение, функционирование и развитие производственных систем и их отдельных подсистем. При построении той или иной подсистемы используются принципы, отражающие специфические особенности этих подсистем.

Наука организации производства имеет определенный круг объектов изучения. В схематической форме круг теоретических проблем, изучаемых наукой, включает: предмет науки организации производства; место организации производства в системе наук; систему законов, закономерностей и принципов организации производства; системную концепцию организации производства; формы и методы организации производства; развитие организации производства; теорию и методы определения экономической эффективности организации производства; формы и методы реализации научных разработок в производстве.

Термин «организация» и означает устройство, сочетание кого-либо или чего-либо в единое целое. Организация предполагает внутреннюю упорядоченность частей целого как средство достижения желаемого результата.

В материальном производстве выделяются две стороны: производительные силы и производственные отношения, образующие в своем единстве способ производства данного общества.

Производительные силы — это силы и средства, участвующие в общественном производстве. Важнейшими составляющими частями (элементами) производительных сил являются люди и средства производства.

Средства производства включают орудия труда и предметы труда. Орудия труда — это машины, аппараты, инструменты, с помощью которых человек воздействует на вещество природы, на предмет труда. Предмет труда — объект приложения сил человека, все то, на что направлен его труд, из чего получается готовый продукт. Это сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты.
Производственные отношения — это отношения между людьми в процессе производства и распределения материальных благ. Они развиваются под влиянием производительных сил, но и сами оказывают активное воздействие на них, ускоряя или замедляя рост производства, технический прогресс.

Производственно-технические отношения выступают как отношения по поводу совместного труда участников процесса производства. Основой этих отношений являются разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ, бригад, участков, цехов и обусловливают необходимость налаживания между ними производственных связей.

Социально-экономические отношения выражают отношения между людьми, определяемые характером и формой общественного присвоения средств производства, отношениями собственности. Социально-экономические отношения являются важным элементом создания единства экономических интересов общества, коллектива и отдельных работников в достижении наивысшей эффективности производства.

Таким образом, сущность организации производства состоит в объединении и обеспечении взаимодействия личных и вещественных элементов производства, установлении необходимых связей и согласованных действий участников производственного процесса, создании организационных условий для реализации экономических интересов и социальных потребностей работников на производственном предприятии.

2. Развитие теории ОП за рубежом
Выделяют три направления, в рамках которых проводится исследование, и выдвигались теории:
-Рационализаторские (Ф. Тейлор,Г. Гант, Г.Эмерсон, А.Файоль, М.Вебер). Научные школы вели исследования и поиски научно-обоснованных методов организации труда на предприятии на производственном участке на рабочем месте. Изучали трудовые действия и приемы, затраты времени на их выполнение, разрабатывали аналитические методы нормирования труда.

-Поведенческое (Э.Мейо, Мери Паркер Фолетт, А.Маслоу). Обосновали большое значение психологическим факторам отношения к труду, признавали важность малых групп в производстве. Развивали идеи участия рабочих в управлении, стремились выработать правила взаимоотношений администрации предприятий и трудящихся, которые способствовали бы росту производительности труда за счет психологического воздействия и управления поведения рабочих в желаемом управлении.

-Системное. Проблема организации и управления производством рассматривалось на основе применения системного подхода. Школа социальных систем (Саймон, Марч) рассматривали систему производства как сложный комплекс взаимодействующих факторов вели исследования общих форм организации, выявляли связи между параметрами системы, разрабатывали методы системного анализа.
В настоящее время идет объединение всех подходов.

Развитие теории ОП в России.
В развитии отечественной теории ОП выделяют три этапа:
-Формирование научных основ, организация трудовых и производственных процессов. Находит отражение в работах сотрудников Центрального института труда и центрального института ОП и управления. Рассматривают ОП как технико-экономическую дисциплину, объединяющую в себе экономические науки и технологию.

Содержание ОП сводится к изучению вопросов организации труда, кооперации средств производства и управление производством.
-Выделение ОП как научной дисциплины (рационализаторский подход)
Рационализаторская ОП невозможна без знаний основных правил и способов построения производственного процесса, что вызывает необходимость выделения особой науки определяющей методы организаторской деятельности и раскрывающие ее закономерности.
В числе самостоятельной науки о производстве выделяются наука ОП, предметом ОП является изучение количественных и качественных пропорций основных факторов производства, сущность ОП состоит в рациональном сочетании и соединения в пространстве и во времени личного и вещественного факторов производства.
-Рассмотрение ОП во взаимосвязи с другими подсистемами предприятия и внешней средой (системный подход).

В рамках данного подхода выделяют три направления:
1)Общее системное направление ( Саяко, Родионова, Туревец)
Взаимосвязанное рассмотрение процессов проектирования, обеспечение функционирования и развития производственных систем.
2)Направление программно-целевых производственных систем (Петров, Кузнецов, Масленников)
Особенности совершенствования и проектирования производственных систем на основе принципов программно-целевого планирования.
3)Направление жизнеспособных и развивающихся систем (Сатановский)

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость

Скриншоты работы: