1. Особенности психологического знания и определяемые ими требования к психологу-профессионалу.
Беглое рассмотрение структуры психологического знания позволяет не только собственно систематизировать его, но и сделать ряд выводов относительно его характера и строения. В структуре этого знания можно выделить компоненты, являющиеся стандартными составляющими любого научного знания и служащие «каркасом» системы познания в любой науке. Вместе с тем в психологии и строение этого каркаса, и некоторые его элементы обладают определенной спецификой. Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны. Психологическое знание достаточно бессистемно. Выстроить какую-либо единую «пирамиду» этого знания не представляется возможным. В принципе, можно построить несколько таких «пирамид» — на идейно-методологических основаниях бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа и др., каждая из которых будет стоять особняком. Но любая из подобных «локальных пирамид», скорее всего, окажется очень неустойчивой, ибо даже знание, накопленное в рамках одной идейно-методологической ориентации, трудно уложить в единую систему. А некоторые элементы психологического знания, например инструментальные технологии, могут вообще остаться за пределами таких конструкций.
Психологическое знание релятивно, причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности. Во- первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других, т.е. психологическое знание неотделимо от определенного идейно-методологического контекста его производства. Во-вторых, оно неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной (макро- и микро-) среды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. В-третьих, психологическое знание ситуативно, т.е. зависит от конкретной ситуации его получения: скажем, коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке спустя некоторое время, всегда оказываются несколько другими. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации, т.е. от оформления психологического опыта в соответствии с определенными правилами. Не всякое психологическое знание признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку», на которую далеко не у всех психологов, в том числе и у исследователей, хватает сил, времени и возможностей. В результате реальный массив психологического знания намного превосходит объем «официального» знания научной психологии. Во многом, поэтому создается впечатление (иногда верное, иногда нет), будто, например, практикующие психологи в своей работе опираются не на научное знание, а на смесь интуиции и обыденного опыта. Все вышесказанное не означает, что психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук.
Психологическое знание — это тоже Знание (да простит читатель такую тавтологию), но, во-первых, знание плохо организованное, во-вторых, знание «скользящее», изменяющееся вслед за его постоянно изменяющимся объектом. В то же время неорганизованность, релятивность и бессистемность психологического знания не следует абсолютизировать.
На формирование личности профессионала влияют не только способности и мотивация. На него влияет целый спектр индивидуальных психологических особенностей, начиная с типа высшей нервной деятельности, темперамента человека и заканчивая его личностными качествами. Именно рассмотрению некоторых личностных качеств, необходимых психологу-профессионалу, нам и хотелось бы посвятить нашу работу. В общем виде можно составить следующую профессиограмму (перечень качеств необходимых специалисту в данной области для продуктивной работы и оптимальных результатов, а значит, и для формирования профессионализма), включающую в себя качества, которыми, по мнению большинства людей, должен обладать психолог: Внимательность, стремление понять позицию других, Дружелюбие, общительность Способность стать лидером, Вежливость, обходительность, Руководство здравым смыслом, следование предписаниям, Жизнерадостность, Терпеливость, упорство, Большое чувство ответственности, Способность выполнять работу, полную разнообразия, Энтузиазм в трудовой деятельности, Тщательность действий, Схватывание новых идей, самостоятельность суждений, Аккуратность и последовательность в работе, Способность к планированию своего будущего, Способность к устным высказываниям, Хорошая память, Способность обучать других, Умение заботиться о больных, Умение заботиться о посторонних.
2. Понятие профессии и классификация профессий (по содержанию труда и по характеру требований к психике человека). Специальность и специализация.
Классификации профессий:
• на основании содержания труда в этих профессиях, характеристике объекта труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям);
• на основании характера требований к психике человека, то есть характеристике субъекта труда.
Классификация по содержанию труда наиболее полно разработана Е.А. Климовым. Так по объекту труда различаются профессии:
• человек — живая природа (агроном, садовод, животновод, био-лог, биохимик и т.д.);
• человек — человек (врач, учитель, юрист и т.д.);
• человек — знаковая система (чертежник, редактор, программист, бухгалтер и т.д.);
• человек — техника (шахтер, столяр, строитель и т. д.);
• человек — художественный образ (артист, писатель и т.д.).
Все названные профессии могут различаться по целям:
• гностические (эксперт, ревизор и др.);
• преобразующие (токарь, учитель и др.);
• изыскательские (биолог-исследователь, композитор и др.).
Профессии могут различаться по средствам их осуществления:
• профессии ручного труда;
• профессии машинно-ручного труда;
• профессии, связанные с применением автоматизированных систем.
Профессии различаются по условиям:
• профессии, связанные с работой в условиях, близких к комфортным (бухгалтер, программист и др.);
• профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ);
• профессии, связанные с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.);
• профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь, врач и др.);
• профессии, связанные с экстремальными ситуациями или повторяющимися монотонными условиями труда.
Как уже отмечалось, профессии могут классифицироваться по требованиям к психике человека. Так описаны профессии, для которых необходимы определенные природные данные, требующие абсолютной профессиональной пригодности, и профессии, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека, что означает относительную профпригодность. Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления квалификации, по степени активности и уровню ответственности личности, по степени удовлетворенности, по типу личности, по характеру деформации личности в профессии и др.
Специальность — по значению этот термин близок к понятию «профессия» и соответствует разновидностям областей труда в пределах одной профессии. Например, если быть точным, то нет «учителя вообще». Это будет или учитель математики, или географии и т.д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач — педиатр, хирург, стоматолог; юрист — адвокат, прокурор, нотариус; слесарь — слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь механик и т.д. Специальности — профессии, утверждены Министерством Труда России.
Специализация — это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
