Вид работы: ГОСы
Предмет: Психология
-
Предмет психологии и его трактовки в истории психологии. Отрасли современной психологии
История психологии – отрасль психологической науки, предметом которой является реконструкция процесса развития психологических знаний (представлений о психической реальности) в хронологической последовательности его этапов, выявление закономерностей и факторов, влияющих на этот процесс, анализ деятельности творцов психологической мысли.
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Приведем краткое описание подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает.
III этап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
В настоящее время предметом психологии является психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Отрасли психологии имеют весьма разветвленную схему, среди которых различают фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются.
Основной отраслью психологии является общая психология, которая исследует самые общие законы и механизмы развития и функционирования психики человека и животных. В качестве фундаментальной научной дисциплины общая психология занимается изучением вопросов методологии и теории психологии в целом. В общей психологии выделяются разделы, которые представляют познавательные процессы(ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание), а также психологию личности, рассматривающую такие структурные образования, как характер, способности, эмоции, потребности, мотивы, волю и самосознание.
Специальные, или прикладные, отрасли психологии рассматривают отдельные виды психических явлений и деятельности человека, а их достижения используются на практике.
Возрастная психология изучает онтогенез различных психических процессов и качеств личности развивающегося человека, возрастные особенности психических процессов, факторы развития личности и т.п. Она делится на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию (психологию пожилого человека). Одна из центральных проблем возрастной и педагогической психологии — проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость.
Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения человека, их зависимость от генотипа. Медицинские вопросы психологии рассматривает такая отрасль, как медицинская психология. Она исследует психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.
Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда.
Психодиагностика — наука о методах и правилах постановки психологического диагноза. Психокоррекция рассматривает вопросы, связанные с разработкой методов воздействия на личность с целью исправления тех или иных психических отклонений.
-
Понятие о воле. Функции воли. Виды и структура волевого действия
Воля– это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.
В волевых действиях человек осуществляет свою сознательную цель.
Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции – побудительную (активизирующую) и тормозящую.
Побудительная функция – это сознательное направление умственных и физических усилий на преодоление трудностей и достижение целей.
Тормозящая функция – это сдерживание нежелательного проявления активности (отказ от чего-либо).
Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их преодоления.
Принято различать простые и сложные волевые действия (волевые акты).
Простое волевое действие имеет две фазы:
- побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель;
- непосредственное (зачастую привычное) действие,осуществляемое немедленно как только дан импульс. Этот волевой акт не осложнен борьбой мотивов, не вызывает внутренних противоречий.
Сложное волевое действие состоит из трех фаз: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная фаза включает:
- возникновение побуждения (влечение – желание – побуждение к действию);
- борьбу мотивов – это столкновение взаимоисключающих или несовпадающих побуждений, из которых человек должен сделать выбор;
- процесс принятия решения – это формирование чувства ответственности за действие;
- планирование, изыскание способов и средств достижения цели.
Основная фаза волевого акта – исполнение принятого решения.
Для окончательного принятия решения и исполнения требуется волевое усилие. Волевое усилие является тем психическим явлением, которое определяет специфику воли, обеспечивает мобилизацию внутренних ресурсов человека и создает дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие зависит от ряда факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественно значимых целей, установок, уровня самоорганизации личности.
-
Виды памяти. Основные закономерности развития памяти
Различают несколько основных видов памяти.
Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений.
Наглядно-образная память имеет особенно большое значение в творческой деятельности в области того или иного вида искусства.
Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью.
Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д. Двигательная память имеет основное значение при запоминании физических упражнений, а также в трудовых процессах, связанных с движениями. Она лежит в основе вырабатываемых при этом двигательных навыков.
Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение.
Закономерности памяти:
1.закон ассоциаций;
- фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучше;
- эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше;
- кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени (выученныйматериал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх).
- осмысленное запоминание в 10 раз эффективнее, чем запоминание бессмысленное.
- интерес к материалу и внимание в несколько раз повышает эффективность запоминания.
7 распределенное во времени заучивание в несколько раз эффективнее, чем концентрированное.
- Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эффективности запоминания спустя некоторое время).
-
Понятие о личности, ее характеристика, структура, факторы развития личности
В человеке выделяют три грани: биологическое основание (индивид); социальное основание (личность); «человеческое в человеке» (индивидуальность). Личность отражает социальное начало в человеке. Понятие «личность» — это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми.
Структура личности:
направленность — проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях;
знания, умения и навыки;
индивидуально-типологические особенности — проявляются в способностях, темпераменте, характере, волевых качествах.
Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание.
Наследственность. Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности.
Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная.
Источником развития для человека служит не все то, что его окружает, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждого человека складывается сугубо индивидуальная ситуация развития, и в качестве источников выступают не сами по себе средовые факторы, а его отношение к ним.
Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития.
Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Воспитательный процесс строится по определенной системе.
Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек – творец самого себя. При том что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.
5.Самосознание и его компоненты: Я-концепция, самооценка, уровень притязаний
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще.
У каждой личности существует принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т. д. в единое целое. Этот центр образует ядро человеческой личности и в различных психологических теориях называется «самость», «Я-концепция», «самосознание’» и т. д. В зарубежной психологии наибольшее распространение получил термин «Я-концепция».
Я-концепция — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.
Я-концепция включает в себя три компонента:
1) когнитивный компонент — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т. д.;
2) эмоционально-оценочный компонент — переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.
3) поведенческий компонент — действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.
Степень адекватности «Я-концепции» связана с адекватностью самооценки личности.
Самооценка личности — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
От самооценки личности зависят ее отношения с окружающими людьми, ее креативность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.
Сложившаяся у индивида самооценка может быть как адекватной (человек правильно оценивает себя), так и неадекватной (завышенной или заниженной), что влияет на уровень притязаний личности.
Уровень притязаний личности — степень трудности целей, к которым человек стремится и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным.
На уровень притязаний личности оказывают влияние как динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, так и динамика удач и неудач на всем жизненном пути. Уровень притязаний может быть адекватным: человек выбирает цели, которые соответствуют его способностям, умениям и возможностям, либо неадекватным — завышенным или заниженным.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|



