1. Муниципальный менеджмент: сущность, структура, тенденции развития в России.
Муниципальный менеджмент — использование принципов и методов, средств и форм менеджмента в муниципальном управлении (маркетинг, стратегическое планирование и управление, управление по результатам и др.)
Структура
Рассмотрим структуру муниципального хозяйства и приведем классификацию связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами.
Методика, предложенная для определения понятия “муниципальное хозяйство”, содержит подход, исходящий из того, что:
1. Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.
3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по природе субъекты, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.
Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место элемента в реализации общественных потребностей..
С этой точки зрения можно выделить следующие элементы:
o муниципальные предприятия, деятельность которых полностью подчинена интересам населения муниципального образования;
o иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
o органы местного самоуправления.
Современные тенденции развития менеджмента
Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса — развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения. Деятельность любой организации как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения.
2. Полномочия органов местного самоуправления: сущность, права, границы.
Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культур ной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Мы отметили, что муниципальное самоуправление не относится к государственной власти. Но государственная власть передает (делегирует) муниципальным органам некоторые властные функции:
отдел социального обеспечения назначает государственные пенсии и пособия;
отдел народного образования действует как орган опеки и попечительства, он представляет главе муниципального образования предложения по вопросам усыновления, назначения опекуна и попечителя.
Органы местного самоуправления также управляют и распоряжаются муниципальной собственностью:
• ведают муниципальной казной, то есть единым нераспределенным фондом денежных средств муниципального образования;
• определяют порядок использования муниципальных земель, водных объектов, лесов;
• контролируют работу муниципальных предприятий — заводов, фабрик, мастерских, магазинов, — которые принадлежат муниципальному образованию;
• распоряжаются собственностью муниципального образования от его имени.
3. Экономическое районирование: сущность, критерии, принципы.
Экономическое районирование — объективная основа территориальной организации производства. Экономический район − это территориально целостная часть хозяйства страны, которая характеризуется такими признаками:
* специализация − как основная хозяйственная функция, то есть специализация района на определенном производстве и услугах, которые отвечают его географическому расположению, естественным, экономическим и социальным условиям и опирается на общественное разделение труда с другими районами;
* комплексность − в широком понимании, это взаимосвязанность важнейших составных частей экономической и территориальной структур района;
* управляемость − наличие определенных отраслей и территориальных структур, которые служат материальной основой взаимосвязанности сложных частей, что позволяет характеризовать район как целостную систему и организационную ячейку территориального управления хозяйством.
В научной литературе обоснованы и используются в практической деятельности, следующие основные принципы и критерии экономического районирования:
• экономический район должен быть большой экономически целостной территорией, на которой имеются значительные природные ресурсы, необходимые для специализации производства и обеспечения перспективного развития;
• размеры территории должны максимально сокращать перевозки больших грузов в границах района, а величина экономического потенциала районов должна быть приблизительно одинаковой Это определяется количеством населения, объемом ВВП, валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, стоимостью ОПФ, показателями на душу населения на 1000 чел и др.;
• на территории экономического района должен быть сформирован достаточно сильный хозяйственный комплекс, с определенной отраслевой структурой;
• при определении экономического района необходим расчет экономико-географического положения территории, его влияния на специализацию и особенности расширения производительных сил;
• при определении больших экономических районов необходимо полностью учитывать территории административных областей, краев, автономных республик без нарушения их границ;
• при образовании экономического района следует придерживаться принципа экономического соединения, т. е. необходимости включения в его границы основной территориальной части или всей зоны, формируется влияние его главного регионального центра.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
