Меню Услуги

Палестинский вопрос в контексте геополитических трансформаций Ближнего Востока на современном этапе


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

Введение

Глава 1. Историческое развитие Палестинского вопроса.

1.1. Исторические предпосылки конфликта.

1.2. Национально-освободительные движения Палестины 1948-1967гг.

1.3.  Палестинское движение сопротивления с 1967г.

1.4.  Ключевые аспекты Палестинского вопроса

Глава 2. Региональные процессы.

2.1. Арабская весна ее влияние на Палестинский вопрос

2.2.  Взгляд арабских стран на Палестинский вопрос после событий Арабской весны

2.3. Палестина на современном этапе

Глава 3. Позиция внерегиональных участников

3.1. Сирия как арена международного военного конфликта

3.2. Роль России в урегулировании палестино-израильского конфликта

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность работы. В течение всего XX века  арабский мир продолжал поиски и выработку соответствующих особенностям региона концепций общественного развития, которые смогли бы овладеть умами большей части населения и оказали бы наиболее плжительное воздействие на ход истории Ближнего и Среднего Востока. В ходе этого процесса были выделены два идейных течения: религиозное, на основе которого сложилась доктрина панисламизма, и национальное, где в качестве исходного пункта выступало представление об арабах как о целостной нации, получившее название панарабизма. У обоих течений нашлись своих сторонники как в правящих кругах, так и в среде широких народных масс в различных странах Ближнего Востока и Северной Африки. Многие положения этих доктрин стали основой программ политических партий, которые были созданы в первой половине XX столетия, а также практических действий или политических деклараций многих правительств арабских стран и региональных организаций.

Вопрос объединения арабского мира, который являлся актуальным для большинства арабов еще со времен распада Османской империи, в годы второй мировой войны в условиях послевоенного подъема национально-освободительной борьбы арабских народов еще больше обострился. Целенаправленный интерес к нему был проявлен арабскими политическими силами самых различных толков.

Идея арабского единства в мае 1941 г. получила поддержку со стороны английского правительства, навеявшегося такими мерами укрепиться на Ближнем Востоке. В британских правящих кругах преобладало мнение, что с помощью соответствующего политического шага решение такой сложной проблемы обязательно найдется, как проблема Палестины — основного вопроса ближневосточного урегулирования, который связан с наделением права арабского народа Палестины на самоопределение и создание собственного независимого государства.

В то же время с тем желание национального единства особенно перед лицом угрозы западного политического и экономического давления постоянно являлось частью национальных умонастроений среди широких народных масс арабского мира.

Стержень палестинской проблемы — вопрос о национальных правах более чем четырехмиллионного палестинского народа, а также вопрос о праве на самоопределение и создание суверенного государства.

В самом начале XXI века произошло обострение обстановки на Ближнем Востоке, что позволило еще в больей степени обозначить то количество трудностей,  которое препятствует осуществлению мечты палестинского народа создать соственное государство. Кроме того, в ходе кровавых событий в очередной раз был высветлен масштабный раскол в арабском мире относительно Израиля и различий подходов к судьбе палестинского народа.

С момента своего зарождения пробелма палестино-израильских отношений распространилась далеко за пределы ближневосточного региона. Она выступает в качестве неотъемлимой части мировой политики. По ходу ее развития в течение 50 лет были найдены отражения основных тенденций мирового развития, начиная с момента окончания второй мировой войны. Под  нимии понимается противостояние двух социально-экономических систем в условиях «холодной» войны, которая сложилась в рамках ялтинско-потсдамской системы мироустройства и постялтинской конфигурации международных отношений. На ситуации на Ближнем Востоке сказалось и геополитические устремление Советского Союза и вашингтонская политика «отбрасывания коммунизма» и сменивший ее курс на «ядерное сдерживание» Москвы. Обстановка на Ближнем Востоке отраала в себе все постконфронтационные процессы, которые стали результатом краха на рубеже 80-х — 90-х годов XX века коммунизма, как системы общественно-политического и социально-экономического устройства, и особенно тенденции к сближению и образованию антитеррористической коалиции государств мира в начале XXI века. Логика исторического развития необходимы, таким образом, новые подходы в оценке событий, которые произошли на Ближнем и Среднем Востоке в течение второй половины XX века. Особенно важно это становится в аспекте истории международных отношений и внешней политики.

Глобализацией охвачен весь мир, все страны, хотя не все они играют одинаковую роль в этом процессе. При участвуи в международных организациях, они имеют вохможность принимать совместные решения, высказывать свое мнение. Разумеется, им приходится уступать под давлением более сильных и развитых стран, однако, и эти последние зачастую находятся под влиянием мощных соучастников международных организаций. Например,позиция многих непостоянных членов Совета Безопасности ООН при обсуждении резолюции, которую внесли США и Великобританией незадолго до начала военной операции против Ирака 2003 г.

Учитывая тенденции, которые продолают развиваться в арабском мире, научное изучение проблемы арабского единства в контексте палестинского урегулирования представляется крайне важным и актуальным. В связи с чем тема нашего исследования вполне обоснована.

Теоретическое осмысление причин и иных обстоятельств, приведших к конфликтам в регионе Ближнего Востока уходит корнями в глубокую древность. В древних рукописях и предания отражены разногласия, вражда и конфликты среди проживавших в те времена племен и народов. Однако только недавно теоретический интерес к событиям в регионе приобрел системный характер при доминирующей роли конфликтологического знания.

Процессы возникновения и развития арабо-израильского конфликта может быть проанализировн при применениеи системного подхода, разных типологий, которые позволяют определить специфику конфликта и уровень противостояния различных задействованных в нем сил. В ходе исследования стратегий, форм и методов различных факторов конфликта, их взаимодействия между собой и другими структурами используется сочетание хронологического и проблемного подходов.

Объектом исследования является геополитические трансформации Ближнего востока.

Предметом исследования является Палестинский вопрос в контексте данных трансформаций.

Целью работы является изучение палестинского вопроса в контексте геополитических трансформаций Ближнего Востока на современном этапе.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть историю конфликта начинаю с его истоков;
  • Выявить ключевые аспекты Палестинского вопроса;
  • Проанализировать события Арабской весны и ее влияние на Палестинский вопрос;
  • Рассмотреть взгляд арабских стран на Палестинский вопрос после событий Арабской весны;
  • Оценить проблемы Сирии как арену международного военного конфликта;
  • Раскрыть роль России в урегулировании палестино-израильского конфликта;

Хронологические рамки данной работы охватывают период с 90-х годов XX века и по наши дни. Данный выбор обусловлен большим количество событий произошедших в XXI веке.

Источниковую базу исследования составляют:

Первую группу источников составляют официальные документы стран, опубликованные в специализированных сборниках или размещенные в Интернете.

Во вторую группу источников входят документы и материалы, относящиеся к деятельности этнических лобби и организаций. Важным источником подобных сведений являются Интернет-сайты различных еврейских и арабских общественных организаций.

К третей группе источников относятся документы и материалы ООН. Бузесловную важность для изучения темы имеют доклады генерального секретаря ООН и протоколы заседания Совета Безопасности. В этих материалах детально отражены действия ООН в различных ситуациях, позиция руководства этой организации, а также позиции постоянных членов СБ в ходе принятия решений по событиям на Ближнем Востоке.

В четвертую группу источников вошли материалы прессы. Факты, статистические данные, мнения политиков и т.д.

Литература.

Многими российскими востоковедами и историками были исследованы вопросы ближневосточного урегулирования, но особенно выделяются работы Григорьева В.В., Давыдкова P.M. и других, исследования которых содержат  широчайший фактический материал, который рассматривает вопросы развития и современного состояния палестино-израильского конфликта, различных его сторон и аспектов, впечатлений и свидетельств участников событий, а также позиций и высказываний политиков и лидеров разных структур, принимавших участие в конфликте.

Среди множества знаменитых российских авторов, чьей спецификой является ближневосточная проблематика, в аспекте анализа арабского единства и судьбы Палестины, наиболее известны труды Луцкого В.Б., который одним из первых исследовал политический аспект арабского интеграционного движения.

Также была использована монография и исследования отечественных авторов о политике США на Ближнем Востоке. К сожалению, они крайне немногочисленны. Хотелось бы выделить монографию О.А. Колобова «США, Израиль и арабский мир: о некоторых особенностях осуществления и формирования политики американского империализма на Ближнем Востоке и в Северной Африке в 1945–1986 гг.» и «Международные отношения. Избранные труды» (Нижний Новгород, 1998).

Глава 1. Историческое развитие Палестинского вопроса.

1.1. Исторические предпосылки конфликта.

Государство Израиль возникло на общественно-политической карте мира в мае 1948г., тем не менее предварительная деятельность по формированию иудейской государственности проводилась задолго до этого. В течение многих веков для евреев, растерянных по государствам планеты, существовало характерно желание к возвращению на «землю обетованную», где когда-то существовала их страна. Данному течению был присущ религиозно-политический характер.

По окончанию XIX — начала XX в. в соответствии с программой главного конгресса Всемирной сионистской организации (ВСО), созданной в 1897 г. в Палестине, образовывались первоначальные заселения евреев.  Сионизм (возвращение в Сион), древнейшее движение, целью которого является возрождение еврейского народа на своей исторической родине, в те времена, характеризовался политическим движением. В то же время в Палестине начали появляться первые сионистские политические партии, служившие основой формирования многопартийной системы Израиля.

В 1920 г. установилось британское колониальное управление в Палестине, открывшее масуу возможностей сионистскому проникновению в страну и развития социально-экономической структуры будущего государства. К концу Второй мировой войны более 80% всей палестинской промышленности были заняты еврейским сектором.

Тем не менее, огромное желание еврейской общины кнационального и государственного суверенитета столкнулось с упорным сопротивлением палестинских арабов. Религиозные лидеры арабов категорически отказывались обсуждать саму идею разделения Палестины. Поэтому не удивительно, что уже в 1930-е годы начались ожесточенные политические конфронтации и вооруженные конфликты между арабскими и еврейскими общинами.  В 1947 году, итогом всех этих противостояний стала настоящая война, которая охватила всю страну. В сложившийся ситуации британским правительством была вынужденно инициированна передача вопроса о статусе Палестины на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН.

29 ноября 1947 г. в ходе голосования Генеральной ассамблеей ООН большинством голосов (что редко, при обоюдном согласии СССР и США) была принята отмена английского мандатного режима в Палестине в мае 1948 г. и было объявлено о создании на ее территории двух независимых государств — арабского и еврейского. В тот же вменя был основан представительный орган еврейского населения — Народный совет. Ровно в час, когда истекало британское управление в Палестине в ночь с 14 на 15 мая 1948 г. Народным советом был проведено заседание, где одним из ведущих политических лидеров Д. Бен-Гурионом была зачитана Декларация о независимости, которая провозглашала создание государства Израиль.

После провозглашения государства Израиль армии соседних арабских стран молниеносно вторглись на его территорию, что послужило началу первой арабо-израильской войны. Израиль, опирающийся на поддерку США, смог не только отразить наступление арабских сил, но и присвоить 6,7 тыс. кв. км территории, которая была отведена ООН под созданине арабского государства, а также Западную часть Иерусалима. Восточная часть города и западный берег реки Иордан стала заниматьИордания, Египет — сектор Газа. Более 900 тыс. палестинских арабов пришлось оставить районы своего проживания, которые захватили израильтяне, и перейти на положение беженцев в соседних арабских странах. Так в момент основания государства Израиль зародилась самая болезненная проблема современности — палестинская проблема.

Завершение первой арабо-израильской войны, положило началу оформлению основ государственности. Почти все временное правительство, провозглашенное Народным собранием, получило министерские портфели в первом правительстве Израиля.  Кнессетом – израильским парламентом, стало бывшее Народное собрание. Таким образом, очевидна преемственность органов исполнительной и законодательной власти бывшей общины и нового государства.

1.2. Национально-освободительные движения Палестины 1948-1967гг.

В данном параграфе необходимо рассказать, в первую очередь, о последствиях. Последствием провозглашения Израиля в качестве независимого государства 14 мая 1948 г., территория Палестины подверглась вторжению войскам

Ирака, Египта, Сирии и Ливана. Война также была объявлена Израилю Саудовской Аравией и Йеменом. Целью арабских стран было не допустить территориальной экспансии сионистов и не допустить реализации резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 181 (II) от 29 ноября 1947 г. (о разделе Палестины).  Весомую роль в разжигании конфликта сыграли политика Англии и США, где первая – хотела сохранить, а вторые – установить контроль важным стратегическим районом Ближнего Востока.

В начале, арабские войска успешно вели боевые действия. Уже к концу мая—началу июня Арабским легионом Трансиордании и иракскими войсками была занята значительная часть Восточной Палестины, в том числе и арабский сектор Иерусалима; один из отрядов египетского экспедиционного корпуса продвинулся до Исдуда (Ашдода), который находился примерно в 30 км южнее Тель-Авива, а другой—через Биршебу (Беэр-Шеву) продвинулся до южных подступов к Иерусалиму. 11 июня в результате посредничества с ООН было объявлено о перемирие.   Данное перемирие было выгодно Израилю, использовавший его для укрепления военно-технического оснащения и проведения реорганизации армии. Несмотря на приложенные усилия посредника ООН в Палестине Ф. Бернадотта, 8 июля того же года военные действия возоббыли возобновлены новились. Вплоть до второго прекращения огня уже 18 июля, израильскими войсками была занята почти вся северная часть Палестины.

В виду таких факторов, как противоречия в арабском лагере, политика монархических режимов Трансиордании и Египта, которые препятствовали слаженной координации военных усилий, а также резкое усиление израильской армии, положение арабской стороны в конфликте стало шатким.

В качестве ответа на одобряемые Великобританией маневры короля Трансиордании Абдаллы, цель которых была удержать в составе королевства занятой Арабским легионом восточной части Палестины, в контролируемой египтянами Газе в сентябре 1948 г. было объявлено о создании палестинского правительства во главе с Ахмедом Хильми. Он был признан всеми членами Лиги арабских государств, кроме Трансиордании. Последней был инспирирован созыв в Иерихоне национального палестинского конгресса, который провозгласил 1 декабря 1948 г. Абдаллу королем Палестины.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В феврале—июле 1949 г. при поддержке ООН на острове Родос состоялось подписание временных соглашений о перемирии между Израилем, с одной стороны, и Египтом, Ливаном, Трансиорданией и Сирией— с другой.

Данная система перемирий, должны была действовать до принятия «окончательного политического соглашения» об установления мира в Палестине. Согласительная комиссия ООН по Палестине, в апреле 1949 года, созвала конференцию в Лозанне всех представителей арабских государств и Израиля. В мае 1949г. Израиль выражал свою готовность к сотрудничеству и подписанию Лозаннского протокола, которые определял базу для дальнейшего рассмотрения резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по разделу Палестины. Все это объяснялось тем, что тогда обсудался прием Израиля в Организацию Объединенных Наций. Тем не менее, дальнейшие попытки Согласительной комиссии добиться какого-либо сдвига в решении Палестинского вопроса терпели неудачу, в основном из-за категорического отказа Израиля вернуть захваченные территорию и разрешить репатриацию беженцев. Таким образом, несмотря на готовность Израиля сотрудничать в Лозанне,  в рамках системы родосских соглашений не были предприняты какие-либо шаги к заключению мира.

На тот момент, основными аспектами Палестинского вопроса были  :

o       Статус Иерусалиса;

o       Проблема палестинских беженцев;

o       Территориальный вопрос.

Большая часть территории, которая предназначалась новому арабскому государству по резолюции ООН о разделе Палестины (около 6,7 тыс. кв. км из 11,1 тыс. кв. км), была захвачена Израилем. Остальная часть палестинских земель согласно соглашениям о перемирии должна была перейти под контроль ЛАГ. В июле 1951г. короля Абдаллу, обвиненного в ведении тайных переговоров с Израилем относительно раздела Палестины,убитлв Иерусалиме член палестинской террористической организации «Аль-Джихад аль-мукаддас» («Священная война»).

Израиль в свою очередь не ограничился оккупацией в рамках военных действий западной части Иерусалима. В январе 1950 г. нарушая резолюцию ООН № 181 (II), которая предусматривала предоставление городу международного статуса, Израиль провозгласил Иерусалим своей столицей и перевел туда кнессет и боль прашую часть правительственных учреждений.

Наиболее острой проблемой, помимо территорий, остается вопрос о положении беженцев. Данные, которые приводит  ООН на июнь 1950 г. гласят, что беженцами стало 960 тыс. из 1350 тыс. палестинских арабов. Большая часть из них оказалась  на  соседних с Израилем палестинских территориях: 425 тыс.—на Западном берегу р. Иордан и 225 тыс.—в секторе Газа, а оставшаяся чать сразу же перебралась в арабские страны, в том числе 130 тыс.—в Ливан, 85 тыс.—в Сирию, более 80 тыс.—на Восточный берег Иордана.

Положение беженцев, основной ее массы, было бедственным: оставив все свое имущество, землю и дома, они остались без каких-либо средств к существованию. Несмотря на то, что беженцами дали убежища большинство арабских стран(наибольшее число приняла Иордания), их экономики не были способны обеспечить даже самым необходимым такое количество людей. В начале помощь была оказана Международным Красным Крестом, Лигой Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Продовольственной и сельскохозяйственной организациями ООП (ФАО) и рядом других международных организаций, а также учрежденным в ноябре 1948 г. специальным фондом ООН для помощи палестинским беженцам. С 1950 г. заботу их проблемами занялось Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), основанное в декабре 1949 г. по решению IV сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Около 400 тыс. беженцев разместили в 54 специальных лагерях БАПОР (в Иордании—25 лагерей, в Ливане—15, в секторе Газа—8 и в Сирии—6).

Не имея столь обширных финансовых возможностей, БАПОР не могло справиться со всем имеющимися задачами по благоустройству беженцев. Необходимо отметить, что в начале 60-х годов стоимость продовольственного пайка, который получал один житель палестинского лагеря, не превышала 7 американских центов в день, жилье БАПОР сумело смогло предоставить лишь 39,1% беженцев. Поиски жителями лагерей альтернативных источников существования зачастую не приводили ни к чему. В течение многих лет численность палестинских Результат естественного прироста (в среднем 3,2% в год) и притока новых беженцев с контролируемых Израилем территории  к июню 1967 г. составил примерно 1345 тыс. человек.

1.3.Палестинское движение сопротивления с 1967г.

Целью, начавшейся 5 июня 1967 г. при поддержке США, агрессии против арабских стран, было свержение прогрессивных режимов в Египте и Сирии, подавление Палестинского движения сопротивления и новые территориальные захваты, Израильской оккупации подверглись все остававшиеся после войны 1948—1949 гг. под арабским суверенитетом палестинские территории, население которых составляло1256 тыс. палестинцев (900 тыс. — на Западном берегу р. Иордан и 356 тыс.—в секторе Газа). Как и во время войны 1948—1949 гг., местное арабское население юыло изгнано с оккупируемых территорий.

На оккупированных территориях Израиль создал военные администрации с политическими функциями. Данные администрации ввели «чрезвычайные законы». По ним вводился комендантский час, проводили политику «коллективной ответственности», ограничивалась свобода передвижения. Также военными властями были произведены аресты, выборочная депортация лиц, которые подозревались  в помощи Палестинскому движению и т.д. Согласно сведениям, полученным от члена ЦК компартии Израиля адвоката Ф. Лангер, который известен своими выступлениями в защиту прав арабского населения, в тюрьмах израильских оккупационных властей с 1967 по 1975 г. побывало около 40 тыс. палестинцев.

Израиль приступил к «освоению» территорий, конфискации земель и их выделению под израильские поселения, число которых достигло к 1977г. 48.  Эти меры, как и намерения израильских правящих кругов сравнительно участи захваченных арабских земель, преследовали задачи создать условия для их аннексии и бесповоротно отнять у палестинского народа возможность воплотить в жизнь свое право на самоопределение на палестинской земле. Таким образом, после войны 1967 года, был выдвинут «план Даяна», который, де-факто, состоял из схемы полной аннексии Израилем территорий Западного берега и Газы, а также Голанских высот и части Синая. При сохранении военного присутствия Израиля, план предусматривал «политику открытых мостов» с Иорданией, с целью в будущем осуществление политической и экономической экспансии в арабский мир через Западный берег и проведение целого комплекса социальных и экономических мероприятий, позволявшие обустроить эти территории и присоединить их к Израилю. Помочь этому должно было заселение израильтянами оккупированных территорий и превращение их в придаток Израиля. «План Аллона», который появился в 1968г. отличался от проекта Даяна. Согласно ему, Израиль оставил бы за собой стратегически важные района Западного берега, арабскую часть Иерусалима, сектор Газа, Голанские высоты и еще несколько территорий. Предложением И. Аллой\я была пердача под контроль Иордании густонаселенных арабских районов с правом сохранения над ними израильского военного контроля.

Далее я перейду к Палестинскому движению сопротивления 1967-1969 годов. Ситуация после войны 1967 г., когда Палестинский Вопрос снова стал приоритетным в арабском мире, который после поражения пришел в замешательство, предоставила ФАТХу и другими палестинскими организациями возможности увеличения масштабов операций. Такая вооруженная борьба при, практически, бездействии арабских армий быстро завоевала всеобщее признание и популярность у арабского мира. Таким образом палестинский партизаны превратились из бедных беженцев в героев всего арабского мира.

Нелегальное собрание ФАТХа на подконтрольном Израилю Западном берегу в 1967г., приняло решение о развертывание полномасштабной партизанской войны. Несмотря на такую популярность, вооруженное сопротивление, которое продолжалось с конца августа по декабрь 1967 года, потерпело поражение. Причин этому несколько: во-первых, из-за огромного неравенства сил; во-вторых, в связи с отсутствием у ФАТХа опоры на местное население; в-третьих, непригодность природных условия для ведения партизанских действий. Партизанов ФАТХа вынудили отступить на Восточный берег р. Иордан. Однако ФАТХ выиграл в политическом смысле: всего несколько месяцев борьбы высоко подняли престиж данной организации в арабском мире, где страны еще не оправились от недавнего поражения. Улучшению боевого духа сопротивления и еще большему росту его популярности поспособствовало отражение в 1968г. палестинскими партизанами и подкреплением из Иордании, крупной атаки Израиля на город Караме, где базировались базы ФАТХа и других организаций.

Именно это отражение помогло приобрести палестинскому движению столь массовый характер. Появились многочисленные «палестинские диаспоры» в Иордании, Сирии, Ливане и ряде других государств. Еще совсем недавно нелегальные, вынужденные действовать скрытно, организации палестинского сопротивления получили возможность открыто создавать свои база, лагеря, учреждения, набирать и вооружать добровольцев в арабских странах. Спустя всего три месяца после боя при Караме в рядах ФАТХа насчитывалось около15 тыс. человек.

Благодаря такому стремительному росту и активной деятельности ПДС (палестинское движение сопротивления) стали возникать новые организации. После июньской войны 1967г. было начато формирование отрядов «Ас-Сайки»   («Молнии») — военной   секции организации «Авангард народно-освободительной войны», созданной в 1966г. и представлявшей собой фактически палестинскую ветвь сирийского филиала Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ). В октябре 1967г. в результате слияния партизанской секции ДАН «Молодые мстители» с организацией «Герои возвращения» и Палестинским фронтом освобождения был образован Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), который взглавил Жорж Хабаш. НФОП и отделившиеся от него организации стали основой леворадикальной часть ПДС. В качестве самостоятельных групп ПДС выступили  также Фронт палестинской народной борьбы, возглавляемый Бахджатом Абу Гарбийей, и ряд других организаций. В 1969 г. сторонниками иракского филиала ПАСВ был основан Арабский фронт освобождения.  Несмотря на понимание целей освободительной борьбы, косформулированные Палестинской национальной хартией, все эти организации значительно отличались друг от друга по своей направленности, методам борьбы и т.д. Такая раздробленность была следствием разнородности движения и воздействия на него различных сил в арабском мире.

Пока Палестинское движение сопротивления брало на себя всю ответственность за палестинский народ, его руководство осознавало необходимость сплочения движения. Желание к объединению группировок ПДС выразилось в стремлении организаций установить свой контроль над ООП и в создании таких органов, как Командование палестинской вооруженной борьбой (1969г.) и Объединенное командование палестинского сопротивления (1670г.), с тем чтобы они, не нарушая самостоятельности отдельных организаций, выполняли роль представителя и координатора всего движения.  В декабре 1967 г. Шукейри, окончательно дискредитировав себя по  ходу и впоследствии израильской агрессии, покинул пост председателя исполкома ООП. Движение за обновление ООП было возглавлено самой влиятельной и авторитетной организацией сопротивления — ФАТХ, которая выдвинула лозунг замены «кабинетных революционеров»  на руководителей вооруженной борьбы.  Из центральных органов ООП и состава членов НСП постепенно были удалены сторонники Шукейри и лица, которые были известны безответственными заявлениями и бездеятельностью. Результатом V сессии НСП в феврале 1969 г. установление контроля над руководящими органами ООП организацией ПДС при достижении численного преобладания среди членов совета. Председателем исполкома ООП был назначен представитель Фатха Ясир Арафат.

По данным западных экспертов, общая численность бойцов в вооруженных формированиях ПДС к лету 1970 г. достигла 50 тыс., из которых 20—25 тыс. были участника организаций фидаев и в Армии освобождения Палестины, в том числе в Фатхе — 10 тыс., в «Ас-Сайке» — 7 тыс., в АОП —5 тыс., в остальных организациях — от нескольких сотен до 2—3 тыс., в вооруженной милиции—20 тыс. человек. В связи с подавлением израильскими оккупантами внутренних очагов партизанского движения на Западном берегу (к началу 1968 г.) и в Газе (к лету 1972 г.) и с отсутствием прочных связей ПДС с населением оккупированных территорий партизанские акции (засады, минирование дорог, нападения на посты и гарнизоны, ракетные и минометные обстрелы через линии прекращения огня) с территории соседних с Израилем арабских государств стали основным видом действия фидаев.

Организации ПДС, несмотря на тяжелые потери из-за антипартизанских операций Израиля, в 1968-1970гг. постоянно наращивали масштабы операций. Организация руководствовалась тем, что ее действия повышают моральный настрой армий и населения арабских стран, подготавливают почву для сопротивления на оккупированных территориях, также они держат в не прекращающемся напряжении армию Израиля, обостряют политическую обстановку в Израиле и наносят ущерб экономике. Зимой 1969/70 г. израильтяне, с целью покончить с ПДС, бросили авиацию, артиллерию, танковые и десантные части против основных баз фидаев в Иордании, тем самым вынудили их отодвинуться на 50—70 км к востоку от р. Иордан. Подобные действия Израиль предпринял весной 1970 г. на юге Ливана.

Итак, к середине 1973г. внутри сопротивления сложились необходимые предпосылки для трансформации движения. При  оценке деятельности ПДС в начале 70-х годов, представители коммунистических партий Алжира, Судана, Сирии, Ирака, Иордании и Ливана на съезде в сентябре 1973 г. отмечали:

«Палестинское сопротивление за последнее время осуществило важные изменения в своей политике… Проявилось отчетливое понимание характера нынешнего этапа как в отношении палестинской проблемы и задач арабского освободительного движения, так и в отношении связей с социалистическими странами и всеми прогрессивными силами мира».

Последующие значительные сдвиги в работе ПДС связаны с новой арабо-израильской войной в октябре 1973г., о ней сейчас и пойдет речь. Возобновление военных действие не было неожиданностью. Неурегулированность положения на Ближнем Востоке после 1967г., отказ Израиля выводить свои войска с оккупированных территорий, признания законных прав палестинского народа. На оккупированных территориях и даже в самом Израиле десятки тысяч палестинцев, поддержав лозунг ПНФ «Арабский рабочий на израильской фабрике равен одному израильскому солдату на фронте!», бойкотировали поездки на работу. Израильским властям не смогли превратить их в резерв рабочей силы, который сменял израильский персонал в военное время.

Благодаря результатам октябрьской войны, которая показала способность арабских государств противостоять Израилю, перед освободительным движением открылась перспектива добиться политическими средствами снятия оккупации и обеспечения прав арабского народа Палестины. После прекращения военных действия появилась и перспектива мирных переговоров. Первым местом стала Женевская конференция.

В ноябре 1973 г. общеарабское совещание в верхах в Алжире (Иордания в совещании не участвовала) приняло решение продолжать борьбу за освобождение оккупированных арабских территорий и восстановление полных национальных прав палестинского народа и признало ООП «единственным законным представителем палестинского народа».  Для ПДС было необходимо выработать новую позицию по отношению к Палестинскому вопросу. С одной стороны, нужно было отвечать реалиям ближневосточной обстановки, с другой – максимально удовлетворять надежды палестинцев. В ходе собраний в ноябре 1973г., в палестинских кругах наметился позитивный сдвиг к возможности урегулирования ближневосточного конфликта.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Такой реалистичный подход ООП к сложившейся ситуации, сформировался и под воздействием возросшей политической активности населения. Создание ПНФ открыло перспективы для использования различных форм сопротивление, а результаты войны возродило веру местного населения в освобождение своих земель и вызвали подъем патриотических настроений.  На оккупированных территориях преобладало стремление к независимости среди населения. ПНФ поддерживал данные настроения для создания национальной власти в любой части Палестины.

1.4.Ключевые аспекты Палестинского вопроса.

В начале 1948 г. арабское население составляло более двух третей всего населения подмандатной Палестины, в их частной собственности находилась большая часть палестинских земель. Демографическая ситуация кардинально изменилась менее чем за год как последствие массовой миграции арабского населения в ходе первой арабо-израильской войны. Одним из последствий войны стала проблема палестинских беженцев, которые были разделены и проживали в соседних государствах и были лишены значительной части своего имущества.

Палестинские арабы – не единственные, кто был вынужден покинуть место своего проживания в результате передела мира в XX веке, но проблема их уникальна. При том, что они составляют всего лишь два процента от всего числа беженцев, которы перемещаются по миру со времен окончания Второй мировой войны, они все еще не изменили свой статус. Арабы Палестины – единственная существующая общиной, чьей судьбой распоряжается международная общественность,однако, затянув решение их проблемы на многие десятилетия.

Во всех других случаях беженцам оказывали помощь правительства государств, где они пытались найти убежища. Тем не менее, Тем не менее, решение состояло либо в возвращении беженцев на историческую родину, либо в их интеграции в сообщества тех стран, где они оказались в последствие вынужденного переселения. Такое произошло с 8,5 млн. индийцев и сикхов, которые приехали в Индию из Пакистана; 6,5 млн. мусульман, которые отправились в Пакистан из Индии; 13 млн. немцев, которые переселились из стран Восточной Европы в Германию; тысячами болгарских турок и многими другими беженцами, число которых составляло 4 млн .

Палестинский парадокс особенно удивляет тем, что палестинские арабы имеют массу сходств: языка, религии, уровня социального развития и частично – национального самосознания с народами большинства государств, куда они прибыли. Однако единственная страна, которая дала согласие на обеспечение натурализации палестинских беженцев, это Иордания. Остальные арабские страны в течение многих лет продолжали держать палестинцев на бесправном положении в лагерях беженцев.

ООН, будучи не в состоянии предотвратить первую арабо-израильскую войну, столкнулась по ее окончании с широкомасштабной гуманитарной и социальной проблемой. Надежд на скорее урегулирование очень скоро не осталось, проблема палестинских беженцев ежегодно ребром встает на повестку дня, но поиск ее подлинного решения продолжается по сей день. Представители ООН часто выступали в качестве посредников междутеми, кто не желал  идти на уступки и сторонами, которые перекладывали друг на друга ответственность за произошедшее и переходили на взаимные обвинения. Самыми острыми являлись вопросы, кто виноват в изгнании палестинцев, по какой причине палестинцы оставили свои дома и кто несет за это ответственность.

Исторические права еврейского либо арабского народа на Палестину также очень часто выступали в качестве предметов спора. Как считают арабские лидеры,территория Палестины являлась неотделимой частью окружающего арабского мира до времен окончания Первой мировой войны. Предстваители Израиля же утверждают, что евреи никогда не жили в Палестине, которая никогда не находилась под управлением арабов.

«Палестинская национальность» арабских беженцев является предметом множества дискуссий. Требования беженцев (либо арабских лидеров, которые представляют их интересы) были основаны на том, что они палестинцы. И так, их цель — возвращение на родину, т.е. в Палестину, как правило, подразумевая свои дома в Израиле. Представители Израиля в ответ на это говорят, что арабский беженец из израильской Палестины практически «вернулся на родину», если он находится в арабской Палестине (которая не входит в Израиль).

Вопрос о количестве «настоящих беженцев» из той части Палестины, которая была предназначена для создания еврейского государства также весьма проблематичен.

ЮНРВА (Управление по делам беженцев, созданное по инициативе ООН для оказания помощи беженцам), Израилем арабскими государствами в свое время предоставляли противоречивые цыфры, которые отражали число беженцев на 1948 г. От этих данных зависели размеры компенсаций. По официально заявлению Израиля, 520 тыс. человек покинули его территорию в 1948 г. 726 тыс. беженцев было зарегестрировано ЮНРВА. Представители Палестины оценивают число беженцев в 900 тыс. человек. Независимые исследователи усомнились в этих данных. В соответствии с переписью населения, которая ыла проведена по инициативе Англии в декабре 1944 г., на месте, где на данный момент создано государство Израиль, но ранее располагалась часть Палестины, проживали  примерно  25.500 арабов, из них 170.430 человек – в городах, а 355.070 человек – в сельской местности. Беря во внимание тот факт, что около 50 тысяч человек остались в Израиле, а 35 тысяч – вернулись в 1949–1956 гг., общее число беженцев всех возрастов (непосредственно беженцев, не считая их родившихся впоследствии детей) составляет чуть более 340 тысяч человек.

Один из самых острейших вопросов, затронутых при обсуждении, это право беженцев на возвращение. 19 ноября 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила резолюцию №212, 11 параграф которой содержал в себеь основные принципы, которые отражали отношение ООН к вопросу палестинских беженцев. Резолюция гласила «беженцы, желающие вернуться в свои дома и жить в мире со своими соседями», должны получить возможность осуществить свои намерения как можно скорее, а тем, кто решит не возвращаться, будет выплачена компенсация за оставленную собственность и возмещен ущерб «в соответствие с принципами международного права», за что будут отвечать правительства государств, затронутых проблемой.

Именно этот параграф постоянно выступает в качестве камня преткновения межу обеими сторонами. Резолюция содержит в себе напоминание о беженцах, которые желают «жить в мире с соседями», таким образом, подразумевается, что возвращение напрямую связано с восстановлением мира. Формулировка «беженцам должно быть разрешено вернуться к ближайшему возможному сроку» означает, что только суверенное Государство Израиль имеет право  дать разрешение на возвращение и определить его сроки.

Арабы с таким условием были категорически не согласны. 14 октября 1955 года президент Египта Насер, ко время интервью американскому изданию заявил, что  «ненависть арабов очень сильна и нет никакого смысла говорить о мире с Израилем» . Требовнаием арабских лидеров было абсолютное право беженцев на возвращение в покинутые ими дома или право на выбор между возвращением и получением компенсации. А. Эвен, чрезвычайный и полномочный посол Израиля в ООН (а впоследствии – министр иностранных дел), в ходе полемики с арабскими лидерами выдвинул следующие аргументы относительно его отрицательного отношения к возвращению (репатриации) палестинских беженцев в Израиль. Он подчеркнул, что сам термин «репатриации» (от латинского – «patria» — родина) употребляется в сложившейся ситуации не совсем корректно, так как перемещение арабских беженцев из арабских земель на не арабские не является возвращением на родину. Эвен говорил: ««Патриа» – не просто географическое понятие. Расселение беженцев в Израиле будет не репатриацией, а отчуждением из арабского общества; только процесс объединения с людьми, которые разделяют национальные чувства, культурное наследие и языковое своеобразие стал бы настоящей репатриацией арабского беженца» .

Можно сказать, что отношение к палестинцам со стороны арабских стран можно воспринимать не как к людям и представителям своего народа, а как к оружию, которое может помочь нанести удар по Израилю. Эту позицию также разделил представитель Управления ООН по делам беженцев в Иордании Ральфом Галлоуэем: «Очевидно, что арабские государства не хотят разрешить проблему беженцев. Они стремятся сохранить ее, как открытую рану, в качестве вызова ООН и оружия против Израиля. Арабским лидерам наплевать, выживут палестинцы или умрут» .

В ходе Шестидневной войны был установлен израильский контроль над всей бывшей подмандатной Палестиной, над территориями, где проживало большое число беженцев Войны за независимость. К этой территории относятся Иудея и Самария, которые были оккупированы Иорданией в 1948 г., и полоса Газы, которая находилась под контролем под контролем Египта. Последствия Шестидневной войны стали результатом новых проблем.

В результате Шестидневной войны множество палестинцев оказалось на территориях, подконтрольных Израилю. Этим фактом израильская администрация была вынуждена на деле доказать эффективность мер решения проблемы, предложенных к применению ранее. Политика израильского руководства относительно арабских беженцев, которые проивали на контролируемых территориях, оказалась довольно успешной, при этом их положение  было значительно улучшено в сравнении с положением палестинцев, которые проивали в арабских странах, ккроме того число их конфликтов с местной администрацией намного уменьшилось, чем с руководством арабских стран.

После 1967 г. все чаще начинают говорить не о палестинских беженцах, а о палестинском народе, при переходе от требований осуществить их возвращение в Израиль к требованиям создания Палестинского государства.

Еще одним важным аспектом является правовой статут Иерусалима. В ходе 5ой чрезвычайной сессии вопрос о статусе Иерусалима и Святых Мест обсуждался не только в связи с принципами мирного урегулирования конфликта вообще, но обсуждался в качестве отдельной проблемы. Ряд стран, предоставляя соответствующие проект резолюции, делал попытки снова поднять вопрос о введении международного управления Городом. Однако этот проект резолюции не был одобрен. Свою резолюцию Ассамблея обосновала следующим образом: «меры, принятые Израилем в Иерусалиме, не имеют законной силы», и призвала Израиль к «отмене всех уже принятые меры и впредь воздерживаться от каких-либо действий, которые могли бы изменить статус Иерусалима».  Несколькими днями позднее, после получения  ответа Израиля, Ассамблей было выражено глубокое сожаление в связи с невыполнением Израилем предыдущей резолюции и был повторен призыв к Израилю «отменить все уже принятые меры и немедленно отказаться от проведения любых действий, которые изменили бы статус Иерусалима» .

В своей резолюции № 242 от 22 ноября 1967 года Совет Безопасности, не затрагивая темы статуса Иерусалима, подчеркивает недопустимость приобретения территории путем войны и указал, что выполнение принципов Устава Организации Объединенных Наций требует, в частности, вывода израильских сил с территорий, оккупированных во время войны, а также уважения и признания суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в данном районе. Так как усилия по достижению общего урегулирования не привели к какому-либо решению проблемы, Советом в мае 1968 гг. была проведена серия заседаний, которые были посвящены конкретно Иерусалиму. После рассмотрения доклада представителя Генерального секретаря посла Тальманна и речи изгнанного мэра Восточного Иерусалима, Советом Безопасности было отмечено, что Израиль принял дополнительные меры, касающиеся Иерусалима, и высказал сожаление в связи с невыполнением им резолюций Ассамблеи.

В 1968 г. Комиссией по правам человека и Международной конференцией по правам человека было уделено особое внимание вопросу о соблюдении положений Женевских конвенций от 12 августа 1949 г.. Основная цель четвертой Женевской конвенции (Израиль принимает в ней участие) — это воспрещение аннексии территории оккупирующей державой (статья 47) и перемещения населения этой державы на оккупированную территорию (статья 49).  Для ситуации в Иерусалиме актуальны также предусмотренные в Конвенции, которые воспрещают уничтожение оккупирующей державой движимого или недвижимого имущества, будь то индивидуальная либо коллективная собственность или же собственность государства, общин либо организаций (статья 53), и требование не изменять статус должностных лиц или судей на оккупированных территориях (статья 54). Конвенция гласитследующее:

«… оккупация территории во время войны является, по сути, временной ситуацией, ситуацией де-факто, которая не лишает оккупированную державу ни ее государственности, ни ее суверенитета; она всего лишь препятствует осуществлению ею своих прав. Именно это отличает оккупацию от аннексии.. Поэтому оккупация в результате войны, хотя и выглядит во всех отношениях фактическим владением, не подразумевает какого бы то ни было права распоряжаться территориями».

Израилем не была признана применимость данной Женевской конвенции к оккупируемым с 1967 г. территориям. Он аргументировал это тем, что по прекращению британского мандата никакой законный суверенитет над этими территориями не был установлен, и выступил против принятия соответствующих резолюций в Совете Безопасности и Генеральной Ассамблее. Решение Израиля  в 1980 г. принять законодательство, в соответствии с которым Восточный Иерусалим официально аннексировался, а объединенный Город становился столицей Израиля, было категорически отвергнуто Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, а также различными межправительственными организациями. С середины 70-х годов снова остро встал вопрос о политическом поиске решения проблемы Иерусалима как части общего урегулирования палестинского вопроса и арабо-израильского конфликта в целом на основании признания существования палестинцев как народа, который наделен национальными правами (а не как жителей спорных районов или беженцев). В 1974 г. Генеральной Ассамблеей была внесена поправка в повестку дня , а именно пункт, под названием «Вопрос о Палестине». Именно она подтвердила «неотъемлемые права палестинского народа в Палестине» и предоставила ООП статус наблюдателя.  На следующий год ею был учрежден Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа и была опубликована просьюа о внесении предложения о путях осуществления этих прав .

В своем плане, представленном на рассмотрени Генеральной Ассамблеи и Совету Безопасности, Комитет не внес никаких новых рекомендаций касаемо будущего статуса Иерусалима, но тем не менее напомнил о международном статусе Города Иерусалима, предусмотренном резолюцией 181 (II) Генеральной Ассамблеи, и заявил, что любое решение требующего осторожного подхода вопроса об Иерусалиме должно приниматься в рамках неотъемлемых прав палестинского народа и религиозных особенностей Города и что необходимо призвать Израиль воздерживаться от любых действий или политики, целью которой может быть изменение правового статуса Иерусалима.

В 1983 г. в Женеве при участии 117 государств прошла Международная конференция по вопросу о Палестине с участием 117 государств, На ней был утвержден ряд принципов по урегулированию данного вопроса, они были впоследствии одобрены Генеральной Ассамблеей. Они включали в себя«право всех государств региона на существование в безопасных и международно признанных границах»; «уход Израиля с территорий, оккупированных с 1967 года, включая Иерусалим»; неприятие каких-либо уже принятых Израилем мер, которые напрвлены на изменение статуса Города и оккупированных территорий; а также реализацию прав палестинцев, в том числе и «право на создание своего собственного независимого государства в Палестине».  Эти принципы выступили в качестве основы для усилий, который предпринимались в следующие годы, по созыву международной мирной конференции, которая могла бы урегулировать практически все аспекты ближневосточного конфликта.

Однако к концу 1987 г. было начато палестинское восстание, более известное под названием «интифада». Между  международным сообществом и сторонами конфликта сохранялись глубочайшие разногласия относительно рамок мирного урегулирования. Спустя год Иордании приняла решение по рассторжению юридических и административных связей с Западным берегом, в связи с чем Национальный совет Палестины (палестинский парламент в изгнании) принял Декларацию независимости и Политическое коммюнике, в которых было заявлено о признании резолюции 181 (II) Генеральной Ассамблеи (резолюция о разделе) и резолюции 242 (1967) Совета Безопасности и провозглашено «создание палестинского государства на … палестинской территории со столицей в Иерусалиме».  В связи с изменением международной обстановки после войны в Заливе и с окончанием «холодной войны» появидись новые условия для начала процесса официальных переговоров между сторонами на Мадридской мирной конференции в октябре 1991 г. за которой в сентябре 1993 года последовало историческое событие — взаимное признание правительства Израиля и ООП и подписание Декларации принципов. Декларация и следующие за ней соглашения содержали в себе условия по выводу израильских сил из сектора Газа и района Иерихона в 1994 г., созданию палестинской полиции и переходу целого ряда обязанностей к Палестинскому органу, выборам в законодательный Совет и на пост председателя Органа в январе 1996 г., а затем передислокации израильских сил из ряда городов и деревень на Западном берегу.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!