Вид работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогическое образование
Тема: Патриотическое воспитание младших школьников в России и за рубежом
ВУЗ: «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Факультет психологии
Кафедра педагогики и педагогических технологий
ВВЕДЕНИЕ
Одно из ведущих мест в исследованиях учёных-педагогов всегда занимали вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание в разные периоды развития педагогики рассматривалось в качестве необходимой составной части воспитательного процесса. Нужно отметить, что решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период её развития, что является условием изменения подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в различные периоды развития страны.
В период реформ 90-х гг. ХХ века патриотическое воспитание испытало на себе множество внешних и внутренних влияний, которые имеют место быть и на сегодняшний день. В связи с этим стали говорить об утрате этого исконно русского качества и о проблеме патриотизма и патриотического воспитания в России.
В современном обществе патриотическое воспитание молодого поколения приобретает столь важное значение по нескольким причинам:
— затруднен процесс формирования гражданской и этнокультурной идентичности школьников в условиях мультикультурного общества;
— отсутствие национальной идеи воспитания ведет к потере чувства патриотизма у подрастающего поколения;
— многопартийная система и плюрализм мнений создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма.
Целью данного исследования является исследование особенностей патриотического воспитания младших школьников в России и за рубежом.
Исходя из поставленной цели в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
— исследование содержания понятий «патриотическое воспитание» и «культурный обмен»;
— изучение историко-культурных особенностей патриотического воспитания;
— сравнительный анализ содержания государственных программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;
— исследование психолого-педагогических аспектов патриотического воспитания младших школьников;
— анализ опыта культурного обмена в области патриотического воспитания;
— разработка рекомендаций по совершенствованию системы патриотического воспитания в современной школе.
Объектом исследования выступает психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания младших школьников.
Предметом исследования в работе выступает процесс патриотического воспитания.
База исследования — Всеволожская средняя школа №2.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования процесса патриотического воспитания младших школьников: Вагурина С.Д., Волчкова А. А., Пищулин С. Н., Дробницкий О.Г., Еремина К.К., Ермолаева М.В., Ильинская И.П., Ипполитова Н. В., Козакова И., Кукушин В.С., Курмелева Н.А., Лебедева О.В., Леонтьев А.А., Мардахаев Л.В., Мусина В.Е. и др.
Теоретической и методологической основой данного исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие основы системы патриотического воспитания в России и за рубежом, а так же государственные программы «Патриотическое воспитание граждан России» в различные периоды.
Научная новизна полученных результатов заключается в комплексном исследовании психолого-педагогических аспектов патриотического воспитания младших школьников.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы патриотического воспитания в современной школе.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников. Первая глава посвящена анализу понятий «патриотическое воспитание» и «культурный обмен». Вторая глава содержит исследование психолого-педагогических аспектов патриотического воспитания младших школьников.
Содержание понятий «патриотическое воспитание» и «культурный обмен»
Государство уделяет большое значение патриотическому воспитанию молодежи. В нашей стране реализуется госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан России на 2016—2020 годы». Закон РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования определяет воспитание гражданственности и любви к Родине.
Выявление содержания данного принципа в современных условиях требует анализа понятия «патриотизм».
В толковом словаре С.И.Ожегова патриотизм определяется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Современная энциклопедия даёт более широкое определение понятия «патриотизм» — любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.
Для наиболее целостной характеристики рассмотрим данное понятие с точки зрения трёх аспектов:
— историко-философского;
— социально-педагогического;
— психолого-педагогического.
Историко-философский аспект патриотизма предполагает рассмотрение его как общественно-исторического явления, обусловленного социально- политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества.
В Кратком словаре по философии патриотизм определяется как «принцип, обозначающий любовь к отечеству, готовность служить интересам своей Родины», а в другом философском словаре— как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».
В социально-педагогическом плане можно рассматривать патриотизм как социально-нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине.
Проблема ценностей представляется в современных философско-педагогических исследованиях особо актуальной в связи с преобразованиями в обществе, духовной культуре и сфере нравственности.
Патриотизм выражает отношение человека к Родине, т.е. любовь к Родине и верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного отношения, иными словами, патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность. Как предметная ценность патриотизм оценивается как явление, имеющее доброе, истинное, справедливое в своей основе. Как субъектная ценность он выражает нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре [18, c. 12].
Характерной чертой патриотизма является его органическая взаимосвязь с интернационализмом, уважением к другим народам. Бережное отношение к прошлому и настоящему своей Родины и Отечества неразрывно связано с признанием достижений других народов, стремлением узнать их историю, культуру, освоить их прогрессивный опыт, поэтому патриотизм представляет собой сложное образование, отражающее совокупность общечеловеческих и специфических для данного народа ценностей.
Патриотизм как социально-нравственная ценность выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа.
В психолого-педагогической литературе понятие «патриотизм» трактуется по-разному. Так, в Российской педагогической энциклопедии патриотизм—социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традиция.
Таким образом, некоторые отечественные ученые рассматривают патриотизм как нравственное чувство, другие определяют его как моральный принцип, третьи — относят к нравственным качествам человека.
Далее обратимся к определению понятия «патриотическое воспитание».
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» определяет патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4].
Таким образом, можно говорить о том, что патриотическое воспитание — это система, создающая и упорядочивающая системы смыслов, образов, интерпретации в образовательном процессе. И стержнем этой системы становится ведущая нравственная ценность, обусловливающая постановку цели, содержания, принципов, форм и методов воспитательно-образовательного процесса — ценность патриотизма.
Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности.
Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием).
Вагурина С.Д., осуществляя всесторонний анализ системы патриотического воспитания в настоящее время, разделила обновленную систему ценностей современного патриотического воспитания на четыре сферы:
1) духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);
2) нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);
3) историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);
4) государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, её суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве). Такое деление определяет сложный системный характер, комплексность, интегративность и целостность системы патриотического воспитания [13, c. 56].
На основании разностороннего анализа сущности патриотизма и патриотического воспитания можно вывести следующее определение понятий.
Патриотизм можно рассматривать как ценностное отношение человека к своему Отечеству и малой родине, характеризующееся привязанностью к месту рождения и (или) проживания, причастностью к истории и культуре своего народа, осознанием гражданской ответственности, основанной на традиционных семейных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Патриотическое воспитание можно определить как формирование ценностного отношения к семье, родному краю, истории и культуре своего народа, своему Отечеству посредством межкультурной коммуникации и обмена знаниями о своей стране.
Особенностью межкультурной коммуникации является то, что в рамках данного направления исследуется феномен общения представителей различных культур и связанные с этим возникающие проблемы.
Современными отечественными исследователями вопросов межкультурной коммуникации и международного культурного обмена Николаевой Ю.В. и Боголюбовой Н.М. за основу в изучении проблемы взят труд ученых Г. Трейдера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа», изданный в 1954 году. Ими коммуникация рассматривается как идеальная цель, к которой должен стремиться каждый человек, для того чтобы успешнее адаптироваться к окружающему миру.
Оригинальный термин межкультурная коммуникация был введен в научный оборот в 70-е годы ХХ века в известном учебнике Л. Самовара и Р. Портера «Коммуникация между культурами». В издании авторами был проведен анализ особенностей межкультурного общения и тех особенностей, которые возникали в его процессе между представителями различных культур.
Культурные диалоги, обмены культурными связями рассматриваются как проявление коммуникативной функции культуры в международном плане, содействующей укреплению связи времен и народов, развитию патриотического сознания. Как фактор укрепления межнациональных отношений культурные обмены помогают ставить все лучшее, что создано человечеством, на службу его дальнейшему развитию и совершенствованию.
Большинство современных государств существуют в условиях наличия и сосуществования множества культурных различий этносов и социальных групп, составляющих население этих стран.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
В младшем школьном возрасте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и явления, устанавливать причины и следствия, сравнивать и дифференцировать поведение, обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к происходящему, что служит психологической основой реализации патриотического воспитания учащихся на начальной ступени образования. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству [20, c. 78].
Для современного российского общества наиболее важным является воспитание гражданина — патриота со следующими ценностными ориентациями:
— признающего гражданско — правовые нормы, принятые в обществе и государстве;
— любящего родной край, народ, его культуру, язык, обычаи, традиции; знающего гражданские права и свободы;
— верного Отечеству, его общественным институтам как социально-государственным образованиям;
— знающего и уважающего историю своей Родины, её историческое прошлое;
— понимающего, принимающего и исполняющего гражданские обязанности, патриотический долг;
— укрепляющего могущество Родины и готового к её защите;
— сознательно участвующего в созидательном труде на благо Родины.
Историко-культурные особенностях патриотического воспитания
Леонтьев А.А. утверждал, что процесс самоидентификации личности национальной культуре осуществляется непрерывно, даже на неосознанном уровне, хотя мы и говорим о своей культуре зачастую «на чужом языке». Леонтьев А.А.подчеркивал: «…культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта… Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества» [26, c. 4-6].
По мнению философа и культуролога Болотиной Л.Р., историко-культурная традиция способствует формированию у человека представлений о самом себе, так природно-биологическая его сущность не исчерпывает всех характеристик. Человек осуществляется в культуре, так как у него нет готовых инстинктов даже для самых простых культурных действий. Таким образом, культура – это вся полнота «биологически недетерминированных качеств человека, способствующая его деятельности и их предметного воплощения» [11, c. 6].
Особое значение имеет культурная традиция, которая проявляется в стереотипе поведения личности и в особенностях межличностных отношений. Леонтьев А.А. писал о том, что стереотип поведения является проявлением «культурной памяти» народа. «Человек меняется, и, чтобы представить себе логику поступков литературного героя или людей прошлого, а ведь мы равняемся на них, и они как-то поддерживают нашу связь с прошлым, — надо представлять себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные.. почему они поступали так, а не иначе». Философское определение традиции — «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения, элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени» [26, c. 9].
Волчкова А. А., Пищулин С. Н. в работе «Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы» отмечают, что структура национального самосознания имеет элементы: познавательный, аксиологический, поведенческий. Познавательный элемент охватывает знания человека о своем этносе. Выделяются знания истории народа, его языковой культуры, обрядов, религии, норм поведения, традиций, ремесел и промыслов, фольклора, стиля и культуры одежды, праздников, игр, семейно-бытовых стереотипов, ценностей, идеалов, обычаев, искусства и т.д. Аксиологический элемент включает осмысление своего отношения к культурному наследию и образу жизни своего народа, определение самого себя как представителя данного этноса. Данный элемент отражает мотивы и установки личности в саморазвитии путем соприкосновение с жизнью своего народа. Формируется отношение к различным явлениям этнической культуры, к представителям своего народа, к образу его жизни, к его религии и т.д. Поведенческий элемент включает готовность личность к самореализации как представителя этноса. Он проявляется в поступках, в навыках общения, в сфере быта, в творческой деятельности, в эмоциональной сфере [14, c. 87-89].
Г. В. Палаткина в статье «Особенности развития национального самосознания» отмечает, что посредством сознания человек познает окружающий мир. Национальное же сознание отражает общественные представления этнической группы. Она отмечает: «…благодаря национальному самосознанию личности человек отождествляет себя с другими, соотносит свои представления, ценности и статус с социальными ценностями этноса и требованиями своей этнической среды». Автор выделяет факторы, способствующие формированию национального самосознания: идеологические, социокультурные, национально-исторические. Важнейшее место в формировании национального самосознания Г. В. Палаткина отводит школе и семье, так как «…именно они наиболее полно выполняют ценностно-ориентирующие, педагогические функции». Автор отмечает, что развитие национального самосознания опирается на знание национальной культуры, усвоение родного языка, на связь с процессами групповой и индивидуальной самоидентификации. «Фиксируя в себе результат исторического пути этноса, отражая его национальную специфику, национальная культура определяет содержательную базу национального самосознания». Национальное самосознание способствует развитию эмоционально-ценностного отношения к жизни своего народа. «Человек избирательно формирует свое отношение к чему-либо, а для этого необходимы нормы, ценности, идеалы и т.п. Этнокультурные потребности непосредственно связаны с эмоциональной сферой, идеалы этноса не существуют сами по себе, они воплощаются в произведениях искусства, фольклоре и т.п.» [31, c. 90-95].
Г. В. Палаткина делает вывод о том, что формирование национального самосознания способствует творческому развитию личности. «Развитие творческих способностей позволяет осознать свою сопричастность к культуре своего народа, а также активно участвовать в ее обогащении».
В другой статье Г. В. Палаткиной «Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях» говорится о том, что этническая культура – это «…совокупность выработанных этносом феноменов материальной и духовной жизни, находящая свое выражение в языке и отличающая один этнос от другого». В нашем государстве сосуществует множество различных этносов, поэтому образование имеет мультикультурный (многокультурный) характер. Автор считает, что необходимо учитывать педагогический опыт различных этносов для адаптации человека к различным ценностям. Она показывает существование ряда основополагающих принципов мультикультурного образования: «этнокультурная направленность образования; этнопедагогизация образовательного процесса; диалог культур; творческая целесообразность потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей» [31, c. 93].
А. Б. Багдасарова в статье «Этническая и гражданская идентичность: образовательный контекст» выделяет две основных формы идентичности в современном обществе: этническую (культурную) и национальную (государственную). Этническую идентичность она рассматривает как разновидность социально-психологической идентичности. «В жизнедеятельности современного человека этническая идентичность выполняет культурно-историческую функцию, роль культурно-исторической традиции». Процесс этнической идентичности сопровождается формированием этнического сознания. «Этническое сознание понимается как национально-особенное в духовной жизни этноса». Таким образом, он приобщается в семье и в образовательном учреждении к своей культуре. А. Б. Багдасарова выделяет два уровня культурной идентичности: «1. приобщение к этнокультурному достоянию страны, гражданином которой индивид является; 2. приобщение к этнокультурным ценностям, наследию того или иного народа, представителем которого индивид является. Автор придает большое значение этническому компоненту в образовательном пространстве. Оно рассматривается как условие формирования межэтнического общения. «Образовательные учреждения в условиях полиэтничности выполняют функцию этнокультурной консолидации социума» [7, c. 34-35] .
Сравнительный анализ содержания государственных программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, понятие «патриотическое воспитание», рассматривается как часть общего воспитательного процесса в широком смысле слова, и представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основной целью Концепции ПВ является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства. В ней сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи, принципы, функции государственных органов, роль и место общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Являясь масштабной, многогранной и постоянно совершенствующейся деятельностью – патриотическое воспитание включает в себя социальные, функциональные, целевые, организационные и иные аспекты жизнедеятельности российского общества и опирается на образование, культуру, историю, государство.
На протяжении многих лет, проблемой патриотического воспитания в нашей стране занимались видные ученые Н.С. Крупская, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, И.М. Ястребцов – каждый из них создал уникальное направление патриотического воспитания граждан страны. В своих трудах они определили цель, место и содержание патриотического воспитания.
В современной России имеются научные работы М.В. Циулиной (2012), М.Б. Кусмарцевой, Т.В. Левченко (2014), Алиевой. С.Т. (2012), Мусиной. В.Е (2013), Перегудовой Т.В. (2015), Чаленко О.Е. (2015)., по решению проблем патриотического воспитания с учетом современных вызовов, прежде всего, обусловлены внешней политикой государства.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


