Вид работы: Проект
Тема: Патриотическое воспитание населения в СССР в канун Великой Отечественной войны
В деле воспитания населения свою роль играли несколько факторов, определяющие методы и формы работы: 1) угроза враждебного капиталистического окружения; 2) физическое и нравственное воспитание и 3) культурное воспитание молодёжи[1]. В деле воспитания и создания новой социалистической группы общества — «советской молодёжи» неоценимую поддержку партии и государству оказал комсомол.
Актуальность формирования патриотического сознания еще более усиливается в переломные моменты развития нации и государства, когда возникает необходимость в широком распространении объединяющей идеи, аккумулирующей высшие ценности Отечества, в людях, способных выражать эти идеалы и бороться за их утверждение.
Военно-патриотическое воспитание советской молодёжи являлось одним из самых главных направлений молодёжной политики, которое проводило советское государство в указанный период времени. Вопрос о создании нового социального общества, и соответственно, создания «новых», советских людей стоял перед правительством первоочередной задачей. Молодёжь, как никакая другая социальная группа, подходила на эту роль.
Теоретические основы военно-патриотического воспитания Советской России были выработаны еще в годы Гражданской войны и в первые послевоенные годы. Они вытекали из существующей тогда международной обстановки, борьбы против внутренней и внешней контрреволюции, военной стратегии государства, военного строительства и базировались на четких классовых позициях, приверженности идее мировой революции. В годы довоенных пятилеток в базовые основы воспитания были внесены незначительные изменения, усилена их идеологическая направленность, связанная с курсом на отрицание сотрудничества с окружающим миром, субъективными трактовками происходящих событий в мире, созданием «образа врага», культивированием идеи особого советского патриотизма. Это позволило ряду исследователей говорить о милитаризации общественного сознания в предвоенные годы.
В течение 1930-х гг. были пересмотрены некоторые аспекты официальной идеологии и пропаганды[2]. Одним из главных изменений явилось возвращение к своей истории, как к науке воспитательной. С 1934 года в школах и институтах началось преподавание истории, были выпущены большими тиражами книги на историческую тематику, начался создаваться пантеон национальных героев прошлого, в который вошли многие военачальники, государственные деятели, поэты, писатели, музыканты, художники и прочие, т.е. те, кто составляет славу Отечества.
В работе по усилению патриотизма на местах старались учесть не только указания центра, но и историческое региональное, национальное своеобразие, семейно-бытовые обычаи и традиции. Для молодежи проводились собрания, доклады и беседы по истории края, о красоте родных мест, по истории совместной борьбы русского и местных народов против поработителей, возрождались традиционные народные состязания, соревнования в силе и ловкости. На Северном Кавказе, например, где всегда существует уважение к пожилым людям и их мнению, традиция советоваться со старшими, — их вовлекали в массовую работу с населением. Старики выступали на массовых митингах и собраниях, встречались с жителями горных и равнинных районов. Они сыграли большую роль в развитии патриотического движения, объявляя на многолюдных собраниях по всему региону о необходимости быть на страже Родины Таким образом, военно-патриотическое воспитание в предвоенный период, вопреки всем искривлениям и упущениям, создало в народе предпосылки для патриотического подъема, который явился одним их истоков героизма и мужества советских людей при защите суверенитета Советского государства в 1941–1945 гг.
В выступлении И. В. Сталина по радио 3 июля 1941 г. подчеркивалось, что в навязанной нам войне с фашистской Германией решается вопрос о жизни и смерти советского государства, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение[3]. Этот тезис являлся одним из важнейших в организации всенародной борьбы против фашизма.
1930-е гг. — годы ликвидации неграмотности. Повсеместное открытие и строительство новых школ и институтов, консерваторий, библиотек, изб-читален, массовый выпуск книг, газет и журналов по всем направлениям и на любой вкус (прошедших предварительную цензуру), открытие музеев, создание алфавита и письменности для малых народов СССР, создание киноиндустрии, мультипликации, театров и многого другого способствовало формированию «нового» культурного человека.
Массовая песня и кино стали любимыми развлечениями населения. Именно посредством этих двух направлений культуры, официальная пропаганда стала внедряться в дело воспитания молодого человека. Через песню и кинофильм у населения формировалось то отношение к своей стране, к своей партии, которое было необходимо официальной пропаганде, а именно беззаветная вера в красоту жизни в Советском Союзе, в его мощь.
Эти преобразования тесным образом были связаны с повышением, как общего уровня обученности, так и пополнением молодыми специалистами сфер народного хозяйства и армии.
Конечно, существовали недочёты, перегибы и извращения в различных сферах построения этого «нового общества», связанные в первую очередь с массовыми репрессиями. Но в целом — именно ускоренная модернизация советского общественного строя позволила выдержать удары Великой Отечественной войны в будущем
Период 1939-1940 гг. — довольно сложный и противоречивый этап отечественной истории, но именно в ходе возвращения западноукраинских и западнобелорусских земель, оккупированных Польшей после 1920 года, советско-финляндской войны, в ходе возвращения Бессарабии, всё советское общество и молодёжь, как авангард и движущая сила всего общественного развития, продемонстрировала первые итоги форсированного создания «нового» человека — советского патриота[4]. Эти события явились своеобразным первым экзаменом всей системе идеологическо-патриотического воспитания СССР, первым экзаменом для всей советского населения, который она с честью сдала.
Кинематография сыграла одну из важнейших ролей в патриотическом воспитании населения СССР. Идеологическая сила кино прекрасно осознавалась и советской властью, и самими кинематографистами, которые понимали, что народ необходимо не только информировать о том, что происходит на фронте, но и вдохновлять на победу. Период комедий 1930-х годов напоминал о себе разве что полюбившимися киногероями, которые обращались к зрителям с экранов. Проблематика и эстетика военных картин существенно изменилась по сравнению с мирным временем.
В игровом кино первыми свидетельствами военного времени стали боевые киносборники – так называемые БКС. Выходили они под девизом «Враг будет разбит, победа будет за нами!» и состояли из нескольких частей. В выпуск входили новости с фронта, очерки, сатирические короткометражки и музыкальные номера. Первый киносборник вышел практически через месяц после начала войны – 2 августа 1941 года. Сценарий для него писали Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, а снимала команда режиссеров во главе с Сергеем Герасимовым. Одним из эпизодов того сборника стала новелла «Встреча с Максимом», где полюбившийся многим в 30-е годы молодой рабочий Максим в исполнении Бориса Чиркова обращался к зрителям с призывом отправиться на фронт[5].
В итоге к началу Великой Отечественной войны произошёл синтез идей патриотизма и интернационализма, который выразился в уникальное явление под названием «советский патриотизм», под идеей которого проводилась вся воспитательная и идеологическая работа второй половины 1930-х гг.
Литература
[1] Кожинов В .В. Россия. Век XX. М.: Эксмо, 2008.С.214. [2] Нарышкин С.Е. Современный мир: история не остаётся безучастной, Власть. 2011. №12. С. 5-10. [3]Хромов С.С. По страницам личного архива Сталина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 1.I. Мемуарная литература. С.57. [4] https://topwar.ru/74312-kinematograf-velikoy-otechestvennoy-voyny-vremya-geroev-i-geniev.html [5] https://topwar.ru/74312-kinematograf-velikoy-otechestvennoy-voyny-vremya-geroev-i-geniev.htmlПрикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


