СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
1.1 Понятие и сущность агрессивности и агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности и причины агрессивного поведения и возникновения конфликтов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики
2.2 Описание системы работы педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
«Агрессивное поведение детей – это предмет повышенного внимания современной дошкольной психологии, задачей которой как науки является психологическое воздействие на агрессивное поведение детей дошкольного возраста с целью его коррекции и развития умения управления им как одного из факторов развития личности» [10].
Психокоррекционный процесс в этом случае будет направлена в первую очередь на то, чтобы в конфликтной ситуации при ее возникновении не происходило перехода в острый или затяжной конфликт, где будет больше поводов для проявления агрессивного поведения, а такая ситуация разрешалась позитивными путями, способствующими формированию положительных паттернов поведения – способностью к эмпатии, умению коммуницирования, умению договариваться и решать возникший конфликт интересов.
Впоследствии у детей, с которыми проведена работа по формированию умения позитивно разрешать конфликты и управлять агрессивным поведением будет формироваться гармонически развитая личность, способная интегрироваться в современный социум и стать его полноправным членом, способным эффективно управлять агрессивным поведением, разрешать конфликты и использовать их как инструмент развития личности, группы и ситуации.
Сейчас внимание социума как никогда направлено на коммуникативную сторону личности: общение и умение коммуницировать – необходимое условие реализация и самореализации индивидуума. В таких условиях умение управления агрессивным поведением в процессе осуществления коммуникации приобретает значение важнейшего условия эффективного существования и деятельности человека в обществе.
Именно поэтому формирование развития навыка управления агрессивным поведением, конфликтами и их разрешения, а также своевременное выявление и исправление агрессивного поведения и паттернов агрессивного поведения в конфликтной ситуации от негативных к позитивным – это залог будущего ребенка как полноценного члена общества.
Дошкольная образовательная организация в своей деятельности призвана осуществлять такое развитие, где не последнее место среди воспитательных и образовательных задач занимает подготовка детей к школе как переходу на качественно новый этап коммуникации и познания мира. Правильное взаимодействие со сверстниками, основанное на бесконфликтном поведении и умении разрешать конфликты позитивно – условие для нормализации резкого перехода ребенка в качественно новую для него среду.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и возможность его коррекции;
Объект исследования: агрессивное поведение;
Предмет исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраст с ОВЗ и его коррекция;
Гипотеза исследования, построена на предположении о том, что специально организованные профилактические мероприятия педагогом психологом, позволит снизить уровень агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
Задачи исследования.
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и его коррекции;
- Провести экспериментальное исследование на предмет выявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
- Разработать программу коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста ОВЗ.
- Сформулировать выводы.
Методы исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
В исследовании использовались следующие методики:
- Эмпирические методы: тестирование («Критерии агрессивности у ребёнка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко); проективная методика «Кактус» (М. А. Панфилова).
- Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных исследователей по проблеме профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (Е. В. Змановской [17], Е. П. Ильина [21], А. А. Романова [37], М. А. Татариновой [38], Н. М. Хасановой [40] и др.).
Экспериментальная база исследования представлена Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением комбинированного вида детский сад «№88» города Комсомольска-на-Амуре.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней проанализированы и систематизированы данные по проблемам дошкольного образования с целью выявления, профилактики и предотвращения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Воспитатели дошкольных учреждений, психологи и социальные педагоги могут использовать данные этого исследования для профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Представленный материал также может быть использован студентами для подготовки исследований, эссе и курсовых работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
1.1 Понятие и сущность агрессивности и агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
«Агрессивный» происходит от «ad grad» («ad» означает «дальше» и «gradus» означает «ступень»), что буквально означает «дальше» или «вперед» [16, с. 134].
Существует множество различных взглядов на проблему агрессии. Рассмотрим различные подходы к решению этой проблемы.
Д. Б. Алексеёнок считает, что в психологии существует различие между агрессией и агрессивностью. Агрессия обычно направлена на причинение физического или психологического вреда, или ущерба, как индивидуально, так и коллективно. Агрессия, с другой стороны, обычно понимается как относительно стабильная черта личности, которая проявляется как тенденция нападать на других или воспринимать поведение других как враждебное. Его стабильность и структура личности. Агрессия — это черта личности, которая включает в себя готовность или желание использовать насильственные средства для достижения цели» [1, с. 7] и может синтетически предсказать общую тенденцию к поведению.
По мнению О. В. Брекиной, агрессивность можно понимать, как относительно устойчивую черту личности, которая проявляется, когда человек готов действовать агрессивно. Последовательность поведения — это стабильная черта личности. Она характеризуется предсказуемостью, однородностью и интеграцией с такими чертами личности, как враждебность, гнев и обида. Агрессия — не единственный негативный фактор. Оно может использоваться как средство достижения прав, мнений, самозащиты и целей» [5, с. 39].
В. Окленд отмечает, что дети «демонстрируют» свои ранние лидерские качества в игре, становясь ситуативными лидерами, в то время как подчиненные выполняют их приказы. Защитная агрессия очень распространена среди дошкольников. Это реакция ребенка на нарушение системы ценностей, которая важна для него (каждый может обладать определенными чертами характера)» [29].
Н. В. Михайлова отмечает, что «существует множество способов выяснить природу и психологические механизмы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. В области семейного воспитания и психологии, среди которых Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, В. С. Позович-Муфна. Таким образом, существуют две основные модели агрессивного поведения у детей» [26, с. 227].
Говоря о первой модели, отметим, ее существенной особенностью выступает физическая составляющая, т. е. физическо-силовые действия. Применение физической силы проявляет себя в виде насильственных действий. Насилие агрессии может быть направлено как против одного, так и нескольких субъектов, группы индивидов.
Вторая модель агрессивного поведения называется вербальной, она выражается через вербальные реакции, которые несут в себе эмоциональную составляющую. Второй тип, как правило, не влечет за собой физических и силовых действий, он направлен на эффектацию проявления агрессии, осуществляется через такие действия как крики, оскорбления и угрозы в адрес субъекта, на которого направлен акт агрессии [20, с. 154].
По мнению Е. В. Змановской, агрессия имеет определённые характеристические особенности, являясь психологическим воздействием, ей присуще формы проявления, она целевая, т. к. направленна на субъекта или группу индивидов, а также характеризуется интенсивностью, которая может усиливаться или ослабевать
Акт агрессии всегда осуществляется исходя из целей цели агрессии, она может быть направлена на достижение необходимого результата, в данном случае агрессии выступает инструментом скорейшего достижения цели. Другой целью агрессии может выступать желание доставить страдание субъекту или группе индивидов, на которых направлена агрессия.
Агрессия — это «причинение вреда неодушевленным или не связанным с ними объектам». Агрессия — это деструктивное поведение, нарушающее социальные нормы и разрушающее объекты» [17, с. 227].
Как отмечает Д. О. Антонов агрессии иллюстрируется рядом факторов, к ним могут быть отнесены как биологические, так и социальные. Исходя из данных факторов агрессии может быть нормальной реакцией индивида или же выступать в виде жестких форм. Агрессивное поведение, равно как и проявление агрессии, возможно контролировать, агрессию можно удерживать в определённых рамках социально приемлемого поведения, предотвращать, подавлять [4, с. 51].
Е. П. Ильин определяет агрессию как «деструктивное поведение, направленное на подрыв социальных норм и причинение вреда субъекту» [20, с.148].
По мнению В. Оклендера, «агрессивные симптомы являются результатом недоразвития социально-поведенческих черт у детей дошкольного возраста» [29].
С точки зрения теории социального обучения, отмечает М. И. Павлов, агрессия рассматривается как «социальное поведение, включающее сложные поведенческие навыки, которые требуют адекватного обучения» [31, с. 511].
По мнению Выготского, «агрессия основана на естественных оборонительных рефлексах. Однако то, как он протекает в процессе социализации ребенка, зависит от его отношений со средой» [8].
Изучение агрессии таким образом позволяет нам принять во внимание такие факторы развития, как окружающая среда, то есть деятельность детей и установление отношений со сверстниками и взрослыми, а также изучить механизмы, с помощью которых различные ситуации влияют на развитие агрессии.
О. Ю. Орлова, цитируя Фромма, объясняет, что «агрессию» можно разделить на два типа: злокачественную, «страсть и желание абсолютного доминирования и уничтожения других существ», и мягкую, «связанную с самозащитой и реакцией на угрозы» [30, с. 113].
По мнению В. А. Курганова, «агрессивное поведение обусловлено агрессивностью как психологической характеристикой человека. Агрессивность — это устойчивый набор личностных качеств, способствующих агрессивному поведению, последовательность его целей, агрессивность. Уровень сексуального поведения зависит от проявления противоречивых личностных характеристик субъекта» [22, с. 49].
М. И. Павлов в своих работах указывал на особенности агрессии, как феномена. Агрессия выступает частью природы человека, поэтому она имеет место быть и полностью устранить её невозможно из человеческой жизни. Агрессия, как проявление, это врождённое действие. Агрессии всегда разрушительна, другими словами, агрессии не является созидательным актом. Агрессию необходимо вызвать, то есть должно быть инициирующие событие, какое-то негативное воздействие на субъекта, данное воздействие может быть как физическим, так и психологическим проявлением агрессии. Агрессивное проявление — это результат определенного генезиса, то есть человек в течение своей жизни учатся проявлять агрессию. В жизни каждый человек видит каким образом может применяться агрессия в разрешении конфликтных ситуаций и что является бонусами и преференциями для субъектов, которые используют агрессию [31, с. 512].
Как отмечает О. Ю. Орлова, агрессия — это самое простое, что может себе позволить большинство дошкольников. Агрессия всегда отражает отрицательную динамику личностного и социального взаимодействия. Контактирование у большинства детей дошкольного возраста только формируется, им еще не доступны более продвинутые навыки межличностного и группового взаимодействия, т. к. они не развиты в достаточной степени, поэтому проявление агрессии — это один из наиболее доступных инструментов проявление своей социальной и моральной позиции. С взрослением, на смену проявлений агрессии приходят другие, более совершенные формы поведения.
Несмотря на это, многие дети дошкольного возраста продолжают оставаться агрессивными. Проблема данной ситуации в том, что проявление агрессии может опривычиваться и в этом случае агрессия становится характерной чертой отношение субъекта к другим индивидам.
В большинстве случаев характер агрессивного поведения зависит от возраста.
Как вы знаете, каждый возраст связан со статусом развития и особыми потребностями конкретного человека.
По мнению Н. Г. Попрядухина, «агрессивное поведение у детей дошкольного возраста определяется как поведение, направленное на причинение вреда или провоцирование другого субъекта. Объектом влияния может быть сверстник или взрослый» [36, с. 351].
По мнению Е. В. Усольцевой, агрессивное поведение является
«системным компонентом личности». Агрессивное поведение детей серьезно ограничивает и ослабляет их способность взаимодействовать с другими людьми, заниматься продуктивной деятельностью и общаться, что приводит к развитию тревожности, низкой самооценки, одиночества, гнева и отчаяния. Агрессия ребенка может привести к чувству изоляции и отчуждения от сверстников и учителей. Эта ситуация делает его более тревожным и подавленным, он становится более агрессивным и пытается «отомстить» миру. Создается «порочный круг», в котором агрессия ребенка приводит к его неприятию мира и наоборот. Экстремальное поведение вредно для общества и ребенка и оказывает негативное влияние на развитие личности» [39, с. 198].
Таким образом, рассмотрев различные трактовки понятия «агрессия» как явление, можно отметить тот факт, что агрессия всегда остается непосредственно связанной с социальным окружением и должна рассматриваться в контексте социального взаимодействия.
В старшем дошкольном возрасте агрессивное поведение может быть разным по формам и видам, но в итоге оно деструктивно воздействует на личность ребенка, его психическое развитие и психологическое состояние.
1.2 Особенности и причины агрессивного поведения и возникновения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
В отечественной психологической науке изучение психических новообразований и возрастных характеристик и особенностей детей старшего дошкольного возраста наиболее раскрыт у таких авторов, как Л. Венгер, В. Мухина, Л. Выготский, Д. Эльконин и другие.
Старший дошкольный возраст, как и в принципе дошкольное детство, характеризуется быстрым ростом и развитием ребенка, как в отношении физиологических и физических показателей, так и в плане развития психики. Если отметить наиболее характерные для старшего дошкольного возраста новообразования, которые подготавливают ребенка к кризису 7 лет и готовности перехода в новую для него социальную реальность – школу, то таковыми будут являться окончательное становление и формирования понимания себя как Я,
а) как самостоятельной личности;
б) постоянная потребность в психическом развитии и физической активности: ребенку старшего дошкольного возраста интересно понять, как устроен мир и социум, у него высоко развит в этом возрасте познавательный интерес и познавательная активность, также он активно задействует крупную и мелкую моторику для познания особенностей своего организма и его возможностей;
в) поведение, поступки ребенка, его деятельность в целом приобретают произвольность и осознанность;
г) постоянно развивается крупная и мелкая моторика, а также координационные способности, быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость, локомоторные акты становятся более слитными и цельными;
д) старший дошкольник уже способен произвольно контролировать внимание, память, мышление, и способен на длительные нагрузки, умственные и физические сообразно его возрасту;
е) начинается формирование и становление абстрактно-логического мышления, которое в этом возрасте существует одновременно с наглядно-образным. У старшего дошкольника формируется начальный логико-понятийный аппарат, он становится способен к простым логическим операциям – анализ информации, ее обработка, классификация, простые обобщения и понимание закономерностей причины и следствия и тому подобное;
ж) О. В. Зверева указывает: «происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты» [16, c. 37];
з) происходит окончательное формирование слитной и связной речи, старший дошкольник становится способен строить осмысленные, распространенные предложения, целые фразы и тексты.
Профилактика агрессивного поведения и конфликта в дошкольном возрасте, прежде всего, связана с пониманием структуры личности дошкольника: ребенок осознает себя как личность, у него формируются структура моральных и нравственных ценностей, формируется мотивация к совершению тех или иных действий, формируются поведенческие паттерны.
Проблема конфликтов и соответствующего поведения у дошкольников изучается у многих исследователей, в частности, этим вопросом занимались такие исследователи, как А. Запорожец, Л. Выготский, Я. Коломинский, Д. Эльконин и многие другие.
Как правило, практически всеми исследователями признается ведущая роль игры в возникновении конфликтного поведения [7]. Поскольку игра является ведущим типом деятельности дошкольника, то и основная масса конфликтов возникает в ходе подготовки, проведения и итогов игр.
Я. Коломинский и Б. Жизневский пишут о том, что, как и взрослых, у детей есть ряд типовых причин для возникновения конфликтных ситуаций. Ученые указывают на то, что наиболее часто дети конфликтуют на почве распределения ролей в игре, а также выполнения правил игры [24, c. 77].
Д. Эльконин [39, c. 79] пишет о том, что конфликты у детей могут возникнуть не только из-за правил, распределения ролей или иных аспектов игр, но и из-за сложностей в коммуникации, столкновении структур ценностей, потребностей, ресурсов, которые связаны с интересами детей, при нарушении дисциплины или проявлении других поведенческих аспектов.
Конфликтное поведение у дошкольников на сегодняшний день – актуальная проблема, поскольку современные дети обладают большими степенями свободы, большими возможностями и ресурсами, большим доступом к информации и моделям поведения взрослых, но становление структуры их личности с течением времени не ускоряется [33, с. 84].
Поэтому конфликты возникают у дошкольников все чаще, но разрешать их и управлять ими дети не могут – им еще предстоит этому научиться. Поскольку, как ранее было сказано, конфликт – это не только негативное явление, но и способ развития личности, то умение управления конфликтами и разрешения их должно позитивно влиять на развитие личности дошкольника [41].
Даже в дошкольном возрасте дети имеют сложную структуру взаимоотношений между собой и со своей семьей, и их коммуникации со значимыми субъектами сферы их интересов и общения составляют основу развития их личности [37, c. 67].
Конфликт между ребенком и его сверстниками может стать источником развития коммуникационного навыка личности во
взаимоотношениях с людьми, а в дошкольном возрасте легче всего научить ребенка управлять конфликтом в игровой деятельности, равно как и исследовать возникновение и течение конфликтов, поскольку конфликтная ситуация становится конфликтов только в процессе совместной игры.
Играя сам с собой, ребенок дошкольного возраста при нормальном течении развития личности не может спровоцировать внутриличностный конфликт, поскольку в данном возрасте еще нет четкого разграничения на внутри- и внеличностные конфликты [22, с. 26].
Наиболее часто дошкольники ссорятся при организации и осуществлении игровой или любой другой совместной деятельности [32, c. 104]. Это может быть распределение ролей в игре, выбор сюжета игры, распределение ресурсов для творческой деятельности, выбор совместной деятельности и так далее.
Это внешние конфликты, которые, как правило, возникают при деловых взаимоотношениях среди детей, имеют ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми в итоге коллективного договора.
Эти конфликты, если они не перерастают в затяжные и острые, позитивны, так как учат детей ответственности за свои решения, формируют у детей понятие норм, справедливости.
Однако могут возникнуть и внутренние конфликты, которые связаны с противоречиями в ожиданиях и возможностях детей с требованиями их сверстников, либо противоречиями в мотивации.
Внутриличностные конфликты могут возникать в любой сфере взаимоотношений детей – начиная от обычной коммуникации, и заканчивая игровой и творческой совместной деятельностью [25, с. 68].
Наблюдение за детьми в условиях ДОУ показывает, что дети не всегда ладят друг с другом. Часто между ними обнаруживаются конфликтные ситуации, которые расслаивают группу и могут привести к конфликту.
Конфликтные ситуации у детей во многом связаны со становлением их социальной позиции, которая обусловлена их эмоциональным наполнением, внутриличностным развитием, возможностями, навыками, притязаниями, ожиданиями.
В итоге разные дети по-разному ведут себя в коллективе – кто-то становится лидером, кто-то предпочитает отсутствие общения, кто-то может потерять положение в группе из-за конфликта или действий воспитателя, или в результате взаимоотношений с лидерами группы.
Каждый ребенок создает определенное восприятие себя в группе детей, соответственно, требования и ожидания группы, которые вытекают из этого восприятия, могут находить принятие или конфликт у самого ребенка как источника этих требований и ожиданий [44, с. 187].
Подобного рода конфликты могут отражаться на поведении ребенка в разной степени – от отсутствия коммуникации с другими детьми до агрессии разной степени выраженности, которая, в свою очередь, может стать причиной конфликтов в группе.
Планирование игровой деятельности и контроль игры при обучении управления конфликтами должен находиться под контролем детей-лидеров и/или воспитателя группы, поскольку при отсутствии редактирования и направления в конфликтной группе игра быстро распадется на подгруппы, либо развалится в принципе.
И в планировании и осуществлении сюжетно-ролевой игры и кроется ключ к пониманию конфликтов у детей, поскольку это та деятельность, которая складывается на основе взаимодействия, кооперации, и может решаться теми средствами, которые легко доступны детям. Так, неверное распределение игрушек для совместной игры ведет к конфликту, а правильное планирование ролей и сюжета игры изначально не вызовет конфликта при их делении, поскольку конфликтная ситуация решена средствами самих детей еще до ее возникновения.
Эффективно для профилактики конфликтов детей при играх заранее планировать их правила, сюжет, обговаривать взаимоотношения в игре, проводить рефлексию после игры – поэтому для игры нужен лидер, как правило, воспитатель, который поможет детям проговорить особенности планирования, течения и результатов игры так, чтобы дети осознали и восприняли недостатки в коммуникации, поняли, почему получился конфликт и как его избежать в будущем.
Дети старшего дошкольного возраста не только понимают свою роль в игре, но и могут применять выученные правила осуществления межличностной коммуникации, а также применять в игре навыки познавательной деятельности, применять в игре начала анализа, как себя, так и других, осуществлять оценочную деятельность [17, c. 98].
Если между детьми возник конфликт, то стоит понимать, что игра имеет коммуникативно-организационную основу, т. е. конфликт между детьми чаще всего возникает по причинам организационно-управленческим.
Исходя из этого понимания, можно выделить семь основных причин конфликтов при планировании и осуществлении совместной игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста [21, c. 114].
разрушение игры – это конфликт, связанный с прерыванием или затруднением осуществления игры – дети могут разрушить сюжет игры, поломать игровую постройку, разрушить обстановку игры; – конфликт общей темы – этот конфликт возникает, если дети не могут решить, в какую игру они хотят играть;
конфликт состава – этот конфликт возникает, если дети не хотят видеть кого-либо из коллектива в составе участников игры;
конфликт ролей – этот конфликт возникает, если дети не могут договориться, кто какую роль будет играть;
конфликт ресурсов – возникает, если дети не могут договориться изза игрушек, игровых объектов, предметов, атрибутов игры;
конфликт сюжета – этот конфликт возникает, если дети не могут договориться о сюжете игры и действиях персонажей;
конфликт правил – такой конфликт возникает, если дети спорят по поводу правил игры и их соблюдения тем или иным участником игры.
Профилактика конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста должна поддаваться регулированию, соответственно, игровая деятельность должна включать в себя ограниченное количество условий. В числе таковых, которые способствуют повышению эффективности совместно игровой деятельности как средства профилактики конфликтов [18, c. 122]: – использование совместных сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие и формирование чувства коллективизма, возникновения ситуации сотрудничества, развитие коммуникативности, формирования притязания на определенный социальный статус;
использование совместных сюжетно-ролевых игр, направленных на моделирование игровых конфликтных ситуаций и моделирование их разрешения;
использование совместных сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование позитивного поведения при возникновении конфликта; развитие и повышение квалификации воспитателей в области конфликтологии и психологии детей дошкольного возраста.
Итак, можно сказать, что агрессивное поведение и конфликты в старшем дошкольном возрасте могут быть связаны с различными причинами: особенностями детско-родительских отношений в семье, индивидуальными особенностями ребенка, стрессами или заболеваниями, агрессивное поведение может быть связано с завышенной самооценкой ребенка, и чаще всего агрессивное поведение у старших дошкольников проявляется в основном в игровой деятельности как основной деятельности детей этого возраста. Они могут иметь внешний или внутренний характер, и могут быть средством позитивного развития личности при соответствующем управлении со стороны психолога, педагогов и семьи.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики
C целью выявления уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детский сад «№88» города Комсомольск-на-Амуре. Выборка представлена детьми старшего дошкольного возраста. Возраст испытуемых 6 лет. Количество детей, принявших участие в исследовании, 12 человек.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь 2022г – декабрь 2022г) – изучение теоретических аспектов агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и его профилактика , определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (февраль 2023г – апрель2023г) – организация экспериментального исследования по выявлению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, разработка и реализация системы работы педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения у старших дошкольников с ОВЗ.
3 этап (май 2023г) – проведение повторной диагностики по выявлению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ; анализ полученных результатов исследования, определение эффективности системы работы педагога-психолога по профилактике агрессивности у старших дошкольников; формулирование выводов, оформление ВКР.
В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики:
Анкета «Критерии агрессивности у детей» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) (может использоваться психологами с педагогами и родителями на этапе предварительной диагностики)
Взаимодействие с интервьюером
Каждое описание или показатель поведения осуществляется путем проставления отметки в соответствующей графе опросника «Да» или
«Нет»; — проективная методика «Кактус» (М. А. Панфилова).
Ниже опишем результаты исследования уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 1 – Результаты исследования агрессивности по методике «Критерии агрессивности у ребёнка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)
№п /п | Имя | № вопроса | баллы | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |||
1 | Агата | н | н | н | н | н | н | н | д | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | 1 |
2 | Аня | н | н | н | н | н | н | н | д | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | 1 |
3 | Лёва | д | д | д | д | н | д | д | д | д | д | д | д | д | н | д | д | д | д | д | 17 |
4 | Маша | н | н | н | д | н | д | д | д | н | н | д | н | н | н | д | н | н | н | д | 7 |
5 | Руслан | д | д | д | д | н | н | д | д | д | д | д | д | н | д | д | д | д | д | н | 15 |
6 | Мия | н | д | н | н | н | д | д | д | н | н | д | н | н | н | н | д | н | н | д | 7 |
7 | Дарья У | н | н | н | н | н | н | н | д | н | н | н | н | д | н | н | д | н | н | н | 2 |
8 | Дарина | н | н | н | н | н | д | н | д | н | н | н | д | н | н | н | д | н | н | н | 3 |
9 | Егор | д | д | д | д | д | н | д | д | д | д | н | д | д | д | д | д | д | д | н | 16 |
10 | Кирилл | н | д | н | д | н | д | д | д | н | н | н | д | н | н | н | н | н | н | д | 7 |
11 | Мария | д | д | д | д | н | н | н | д | д | д | н | д | н | д | д | д | д | д | д | 14 |
12 | Полина | н | н | н | д | н | д | н | д | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | 2 |
Уровни агрессивности % | Низкий | Средний | Высокий | ||||||||||||||||||
41.66 | 33.33 | 25 |
Условные обозначения н- нет, д- да.
Анализ результатов в таблице 1 показывает, что высокий уровень агрессии составил 25% (3 дошкольника), средний уровень — 33,33% (5 дошкольников) и низкий уровень — 41,66% (4 дошкольника).
Результаты представлены на рисунке 1.
Далее представим результаты первичной диагностики по проективной методике «Кактус».
Таблица 2 – Результаты исследования агрессивности по методике «Кактус» (М.А. Панфилова)
№п/ п Имя | Данные, соответствующие всем графическим методам | |||||
Пространственное положени е | Хар-ка линий силы нажима на карандаш | Хар-ка «образа кактуса» (дикий, домашний, женственн ый и т.д.) | Хар-ка манеры рисования (прорисов анный, схематич ный и пр.) | Хар-ка иголок (размер, расположе ние, количеств) | Наличие «дето к» наи какту се | |
1.Агата | Рисунок в центре | форма кактуса простая | наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса | наличие украшений, цветов | умеренное количество и длина иголок | Наличие «деток» на кактусе |
2.Аня | Рисунок в центре | форма кактуса простая | наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса | наличие украшени й, цветов | умеренное количество и длина иголок | Наличие «деток» на кактусе |
3.Лёва | Крупный рисунок | сильный нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки | дикорастущий | наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм | наличие иголок, большое количество .Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу | Нет «деток» на кактусе |
4.Маша | Маленький рисунок | зигзаги по контуру или внутри кактуса | цветочный горшок изображен в виде домашнего | наличие украшений, цветов | умеренное количество и длина иголок | Наличие «деток» на кактусе |
5.Руслан | Рисунок расположен вверху, сдвиг вправо | сильный нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренне й штриховки | кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствуе т даже малейшая основа | наличие выступающих отростков в кактусе, вычурнос ть форм | наличие иголок, большое количество ,близко расположенные друг к другу | Нет «деток» на кактусе |
6.Мия | Рисунок в центре | тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов , придающих кактусу привлекательность | наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. | наличие украшени й, цветов | умеренное количество и длина иголок | Наличие «деток» на кактусе |
7.Дарья | Маленьки й рисунок | расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса | на рисунке изображен только один кактус | наличие украшени й, цветов | умеренное количество и длина иголок | Наличие «деток» на кактусе |
8.Дарина | Рисунок в центре | тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов , придающих кактусу привлекательность | наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса | наличие украшени й, цветов | умеренное количество и длина иголок | Наличие «деток» на кактусе |
9.Егор | рисунок расположен вверху, сдвиг влево | форма кактуса замысловатая, причудливая и витиевата я | кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствуе т даже малейшая основа | наличие выступающих отростков в кактусе, вычурнос ть форм | наличие иголок, большое количество. Сильно торчащие, длинные. | Нет «деток» на кактусе |
10.Кирилл | Рисунок в центре | форма кактуса простая | цветочного горшка изображен домашним кактусом | наличие мягких линий и форм | умеренное количество и длина иголок | Наличие «деток» на кактусе |
11.Мария | Маленьки й рисунок, располож енный внизу | использование темных цветов в варианте с цветными карандашами | наличие на рисунке других кактусов или цветов | наличие украшени й, цветов | умеренное количество и длина иголок | «детки» на кактусе |
12.Полина | Рисунок в центре | изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами | наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса | наличие украшени й, цветов | умеренное количество и длина иголок | «детки» на кактусе |
По результатам проведённого экспериментального исследования выявления уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ нами был выявлен высокий уровень агрессивности у 25% (3 дошкольника) от общего числа испытуемых, средний уровень агрессивности наблюдается у 33,33% (5 детей), низкий уровень обнаружен агрессивности у 41,66 (4 дошкольника) исследуемой выборки.
Таким образом, после проведённого исследования и на основании полученных результатов, мы пришли к выводу о необходимости проведения профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
2.2 Описание системы работы педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
На базе теоретических и практических разработках в сфере эмоционального развития дошкольников была составлена программа профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Программа была реализована на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «№88а» города Комсомольска-на-Амуре.
– МБДОУ «№88». Количество детей, принявших участие 11 человек. Мероприятия в рамках программы осуществлялись в период с марта по апрель 2023 года. Продолжительность занятия – 30 минут, наполняемость группы не менее 10 человек. Занятие проводилось в первой половине дня.
Как отмечает Н. В. Марзан «различные практические психологи, внесшие вклад в коррекцию агрессивного поведения детей старшего возраста, такие как Ж. А. Лапа, Е. Г. Мещерякова, М. И. Щипицина, О. Л. Крушинских, Н. Н. Балагурова, В. П. Кошевникова, обосновали эффективные техники и методы» [25, с. 206].
В этой программе были определены следующие задачи:
- снизить уровень агрессивности и тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
- обучить детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ управлению своим эмоциональным поведением с ОВЗ;
- научить детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ анализировать свой внутренний мир;
4) научить детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ вербальному и конструктивному общению и разрешению конфликтных ситуаций.
Таблица 3 – Тематическое планирование психолого-педагогической программы
№ | Тема | Методы и приемы | Кол- во часов |
1 | «Знакомство» | Игровая терапия: «Игры здоровья», «Куры, цыплята и соколы». Психотерапия: «Общий круг. Отражение. Музыкальная терапия: «На море», «Спящая фея (ведьма)». | 30–40 мин. |
2 | «Добро желательность» | Игровая терапия: «Приветики», «Веревка». Проигрывание проблемных ситуаций: «А я…». и «Мама устала». Арт-терапия: «Рисование эмоций пальцами». | 30–40 мин. |
3 | «Добрые поступки» | Игровая терапия: «Приветики». Психотерапия: «Лохматый пес», «И я…». . Разыгрывание проблемных ситуаций: «В поисках игрушки». Беседы для повышения самосознания ребенка: «Что это? Музыкальная терапия: «Фея сна». |
30–40 мин. |
4 | «Наши чувства» | Игровая терапия: «Игра здоровья», «Два ягненка». Разыгрывание проблемных ситуаций: «Просит игрушку», «Твоя тень». Story Therapy: «Я не скажу вам, где я был, но я покажу вам, что я делал. Психотерапия: «Все спят. |
30–40 мин. |
5 | «Мы с тобой так похожи» | Игровая терапия: «Приветики», «Внимательный», «Головастик». Психотерапевтические упражнения: «И я … , «Передать настроение». Беседа для укрепления уверенности: «Что значит быть сердитым? | 30–40 мин. |
6 | «Солнце в ладошках» | Игровая терапия: «Игра на здоровье», «Спящая кошка». Психологические упражнения: «Я хочу спать», «И я…». Телесно-ориентированная терапия: «Аэроплан». Лекции по самопомощи: «Чувства вслух». Музыкальная терапия: «Фея сна». |
30–40 мин. |
7 | «Правила дружбы» | Игровая терапия: «Приятно познакомиться», «Клубная жизнь». Арт-терапия: «Рисуем геометрические фигуры». Психотерапия: «Добренькое-животные». | 30–40 мин. |
8 | «Сражение» | Игровая терапия: «Приятно познакомиться», «Бой шарфами». Беседа: «Знание чувства гнева», «Я чувствую гнев, когда…». . Арт-терапия: «Сердитые руки», рисование пальцами. Психотерапия: «Дружелюбные животные. |
30–40 мин
|
9 | «Облака» | Игровая терапия: «Я могу это сделать! Сюжетная терапия: «Я хочу быть счастливым. Разговор о саморегуляции: «Я хочу быть счастливым. | 30–40 мин. |
10 | «Счастье» | Игровая терапия: «Тигр охотится. Арт-терапия: «Happy», рисование картинок под музыку. Психотерапия: «Что делает нас счастливыми? | 30–40 мин. |
11 | «Настроение» | Психотерапия: игра «Приветствие», игра «Складки». Игровая терапия: игра «Правописание имен». Разыгрывание проблемной ситуации: «Попроси игру». Упражнение на релаксацию: «Расслабьтесь в лесу. |
30–40 мин. |
12 | «Общая история» | Игровая терапия: «Иголка и нитка», «Многоцветный мир», «Расскажи человеку». | 30–40 мин. |
13 | «На природе» | Игровая терапия: «Рад тебя видеть», «Дружелюбные животные». | 30–40 мин. |
14 | «Мы вместе» | Игровая терапия: «Безымянный поезд». Описание сюжета фильма «Кролик. | 30–40 мин. |
15 | Пойми его чувства» | Игровая терапия: «Прикосновение…». Сказкотерапия: «Храбрый кролик» Скетч. Презентация по саморегуляции: «Комплименты». | 30–40 мин. |
16 | Навыки коммуникации» | Игровая терапия: «Ветер, дождь, гром. Психотерапия: «Медведь после спячки». | 30–40 мин. |
17 | Помирились» | «Подари улыбку другу». арт-терапия Сюжетная терапия: «Завершите историю «Два брата». | 30–40 мин. |
18 | Мы вместе» | Игровая терапия: «Вырази свои чувства» и «Подари улыбку другу». Ролевая игра: «Я есть, я буду. Психотерапия: «Театр масок». | 30–40 мин. |
19 | «Общая история»« | Игровая терапия: «Похвалите», «Улыбнитесь своим друзьям». Психотерапия: «На пляже». Арт-терапия: «Я у моря. | 30–40 мин. |
20 | «Правила дружбы» | Игровая терапия: «Что тебе нравится в твоем соседе?», «Помаши рукой», «Покажи улыбку своему другу». Story Therapy: «Завершение истории «У реки». Размышление: «Пальма». Релаксация: «Поток. | 30–40 мин. |
21 | Волшебная игра» | Игровая терапия: «Что привлекает тебя в твоем соседе?», «Кролик и слон», «Зеркало». | 30–40 мин. |
22 | «Дружба» | Игровая терапия: «Консервы», «Завязывание шнурка». Ролевое поведение: игра «Интервью». | 30–40 мин. |
23 | «Наша дружная группа» | Игровая терапия: «Колокольчик». Сказкотерапия: интерпретация сказки «Репка». Арт-терапия: рисование своего настроения. | 30–40 мин. |
24 | «Мы вместе» | Игровая терапия: «Вязание пряжи», «Дополняем друг друга». Музыкальная терапия: танец «Цветочные бутоны». Арт-терапия: рисование на тему «Наша группа друзей». | 30–40 мин. |
Игровая терапия — это процесс воздействия на детей через игру. Игровая терапия не стремится изменить ребенка, но она дает ему возможность пережить некомфортные ситуации при внимании и сочувствии взрослого.
Цель, дать ребенку возможность:
- взять на себя ответственность за свои действия, слова и поведение;
- обрести позитивное самоощущение;
- вести самостоятельную жизнь;
- развивать самопринятие;
- развивать самоконтроль;
- повысить чувствительность к процессу преодоления трудностей;
- развивать внутренние источники самоуважения и уверенности в себе.
Например, в разделе 4, «Наши эмоции», рекомендуется игра «Две овцы». Это делается для того, чтобы уменьшить невербальную агрессию, позволить детям «легально» выпустить свой гнев, снять эмоциональную и мышечную перегрузку и высвободить энергию. Дети работают в парах и читают предложения вслух.
Рано утром два барана встретились на мосту.
Они расставляют ноги, наклоняются вперед и сводят ладони и лоб вместе.
Задача состояла в том, чтобы простоять лицом друг к другу как можно дольше, не двигаясь.
Произносится звук «на-у-у-у». Необходимо соблюдать «правила безопасности» и следить за тем, чтобы «таран» не прижимался ко лбу.
Психологический подход представляет собой курс конкретных занятий (сценариев, упражнений, игр), направленных на развитие и профилактику различных девиативных сторон психики ребенка (когнитивной, эмоциональной, личностной). Общая цель психологических упражнений — снять эмоциональное и мышечное напряжение, улучшить настроение, предотвратить эмоциональные расстройства у детей, в том числе агрессивное поведение.
Например, в задании 7, «Правила дружбы», есть игра «Животные и дружба», которая предназначена для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Образуя с детьми круг, взявшись за руки проговариваем: «Мы как животные, мы слышим, как они дышат, мы дышим вместе с ними. Вдох — это шаг вперед. Выдох — шаг назад. Почувствуйте дыхание животного, прислушайтесь к звуку их сердцебиения.
В конце сеанса психолог хвалит детей.
Техники релаксации — это физиологическое состояние спокойствия, полного или частичного расслабления, достигаемое путем волевого использования аутогенной тренировки и других психических навыков.
По словам Н. В. Марзана, «В детстве у нас есть очень естественная способность подчинять нашу психическую жизнь ярким и живым образам. Для того чтобы контролировать работу эмоций, необходимо научиться внимать внутренним чувствам, распознавать, различать, сравнивать и изменять их характер по своему желанию» [25, с. 206].
Например, на занятии 9, «Облака», есть упражнение «Путешествие в облака» для развития способности передавать положительные эмоции. Дети должны сесть в удобное положение и закрыть глаза.
Представьте, что они путешествуют на облаке. Они белые, пушистые и мягкие. Я чувствую, что мои ноги и спина удобно лежат на подушке этого большого облака. Облака медленно поднимались к голубому небу. Высоко в небе, в этом месте все было тихо и спокойно. Я бы хотел, чтобы облака унесли меня туда, где я буду счастлив. Попробуйте «увидеть» это место в своем воображении. В этот момент вы будете чувствовать себя совершенно спокойным и счастливым. Может случиться что-то чудесное. Теперь вы снова в своем облаке и возвращаетесь на свое место в группе. Давайте выйдем из облаков и поблагодарим их за то, что они заставляют вас чувствовать себя так хорошо: Смотрите, как вы медленно растворяетесь в воздухе. Потянитесь, встаньте во весь рост, проснитесь, вернитесь в состояние свежести и сосредоточенности» [25, с. 208].
Живопись и проекция.
По мнению Н. В. Марзан, «проекция — особенно эффективный метод профилактики в работе с детьми дошкольного возраста. Рисование подразумевает, прежде всего, проекцию личностных характеристик ребенка и его символического отношения к миру. У агрессивного ребенка нарушена форма общения, поэтому лучше всего начинать профилактические действия опосредованно, с помощью рисунка. Художественная деятельность дает ребенку возможность справиться с новыми формами опыта, пережить и постепенно разрешить основные психологические конфликты» [25, с. 208].
Например, на занятии 8, «Сражение», мы будем использовать терапию эквивалентности под названием «сердитые руки». Дети нарисуют простые изображения своих левой и правой рук карандашом на бумаге формата А3. Затем детям будет предложено представить, что эти руки сердитые, и с помощью пальцев правильно раскрасить их.
Цель этого упражнения — регулирование гнева и снятие напряжения с помощью словесного подкрепления и рисования.
Эта система методов и приемов направлена на общее развитие личности и снижение агрессивного поведения и, как считается, оказывает положительное влияние на взаимодействие дошкольников, развитие навыков общения и способность снимать напряжение приемлемым способом.
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики
После проведения профилактической работы по снижению уровня агрессивного поведения у старших дошкольников с ОВЗ, включающей систему методов и приемов, направленных на всестороннее развитие личности, была проведена повторная диагностика по выявлению уровня агрессивного поведения у старших дошкольников с ОВЗ. При повторной диагностике использовался тот же набор методик, что и при первичной диагностике. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты повторной диагностики агрессивности по анкете
«Критерии агрессивности у ребёнка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)
№п /п | Имя | № вопроса | баллы | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |||
1 | Агата | н | н | н | н | н | н | н | д | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | 1 |
2 | Аня | н | н | н | н | н | н | н | д | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | 1 |
3 | Лёва | д | д | д | д | н | н | н | д | д | д | н | д | н | д | д | д | д | д | д | 14 |
4 | Маша | н | н | н | н | н | н | н | д | н | н | н | н | д | н | н | д | н | н | н | 2 |
5 | Руслан | н | д | н | н | н | д | д | д | н | н | д | н | н | н | н | д | н | н | д | 7 |
6 | Мия | н | н | н | н | н | д | н | д | н | н | н | д | н | н | н | д | н | н | н | 3 |
7 | Дарья У | н | н | н | н | н | н | н | д | н | н | н | н | д | н | н | д | н | н | н | 2 |
8 | Дарина | н | н | н | н | н | д | н | д | н | н | н | д | н | н | н | д | н | н | н | 3 |
9 | Егор | д | д | д | д | н | н | н | д | д | д | н | д | н | д | д | д | д | д | д | 14 |
10 | Кирилл | н | д | н | д | н | д | д | д | н | н | н | д | н | н | н | н | н | н | д | 7 |
11 | Мария | н | н | н | н | н | д | н | д | н | н | н | д | н | н | н | д | д | н | н | 3 |
12 | Полина | н | н | н | н | н | н | н | д | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | 1 |
Уровни агрессивности % | Низкий | Средний | Высокий | ||||||||||||||||||
66.66 | 33.33 | 0 |
Условные обозначения н-нет, д-да.
Анализируя результаты, представленные в таблице 3, можно сделать вывод, что высокий уровень агрессивности не выявлен, средний уровень агрессивности выявлен у 33.33% (4 детей), низкий уровень агрессивности у
66.66 (8 дошкольника) исследуемой выборки. Результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Уровни агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Далее представим результаты повторной диагностики по выявлению уровня агрессивности старших дошкольников с ОВЗ по проективной методике «Кактус» (М. А. Панфилова).
Таблица 4 – Результаты повторной диагностики агрессивности по проективной методике «Кактус» (М.А. Панфилова)
№п/ п Имя | Данные, соответствующие всем графическим методам | |||||
Пространственное положени е | Хар-ка линий силы нажима на карандаш | Хар-ка «образа кактуса» (дикий, домашний, женственн ый и т.д.) | Хар-ка манеры рисования (прорисов анный, схематич ный и пр.) | Хар-ка иголок (размер, расположе ние, количеств) | Наличие «дето к» наи какту се | |
1.Агата | Рисунок в центре | форма кактуса простая | цветочный горшк на рисунке, домашний кактус | наличие украшени й, цветов | умеренное количество и длина иголок | Наличие «деток» на кактусе |
2.Аня | Рисунок в центре | форма кактуса простая | наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса | наличие украшени й, цветов | умеренное количество и длина иголок | Наличие «деток» на кактусе |
3.Лёва | Крупный рисунок | сильный нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки | дикорастущий | наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм | наличие иголок, большое количество Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу | Нет «деток» на кактусе |
4.Маша | Маленький рисунок | Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса | наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса | наличие украшений, цветов | умеренное количество и длина иголок | Наличие «деток» на кактусе |
5.Руслан | Рисунок расположен вверху, сдвиг вправо | сильный нажим на карандаш, прерывистые линии, штриховки | кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует малейшая основа | наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм | наличие иголок, большое количество, близко расположенные друг к другу | Нет «деток» на кактусе |
6.Мия | Рисунок в центре | тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность | наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. | наличие украшений, цветов | умеренное количество и длина иголок | Наличие «деток» на кактусе |
7.Дарья | Маленький рисунок | Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса | на рисунке изображен только один кактус | наличие украшений, цветов | умеренное количество и длина иголок | Наличие «деток» на кактусе |
8.Дарина | Рисунок в центре | тонкие линии, определенная «легкость» нажима, присутствие Элементов привлекательности | Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса | Наличие украшений, цветов | умеренное количество и длина иголок | Наличие «деток» на кактусе |
9.Егор | рисунок расположен вверху, сдвиг влево | форма кактуса замысловатая, причудливаяи витиевата я | кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа | наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм | наличие иголок, большое количество Сильно торчащие, длинные, | Нет «деток» на кактусе |
10.Кирилл | Рисунок в центре | форма кактуса простая | наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса | Наличие мягких линий и форм | умеренное количество и длина иголок | Наличие «деток» на кактусе |
11.Мария | Маленький рисунок, расположенный внизу | Использование темных цветов в варианте с цветными карандашами | наличие на рисунке других кактусов или цветов | Наличие украшений, цветов | умеренное количество и длина иголок | «детки» на кактусе |
12.Полина | Рисунок в центре | «радостные» кактусы, использование ярких цветов | наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса | наличие украшений, цветов | умеренное количество и длина иголок | «детки» на кактусе |
На контрольном этапе экспериментального исследования по выявлению уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ мы получили следующие результаты.
Высокий уровень агрессивности у детей дошкольного возраста на контрольном этапе экспериментального исследования выявлен не был. Средний уровень агрессивности на данном этапе был обнаружен у 33,3 % (5 детей) исследуемой выборки, низкий уровень агрессивности у детей дошкольного возраста диагностирован у 66,6% (7 детей) от общего числа испытуемых дошкольников.
Таким образом, мы видим, что на контрольном этапе экспериментального исследования уровень агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ снизился.
Далее проведём сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования.
Результаты сопоставительного анализа представим на рисунке 3.
На констатирующем этапе экспериментального исследования после проведения первичной диагностики на выявление уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста высокий уровень агрессивности был выявлен у 25% (3 ребёнка) от общего числа испытуемых, на констатирующем этапе данный показатель не был выявлен. Средний уровень агрессивности обнаружен на констатирующем этапе у 41,66% (5детей) от общего числа испытуемых, на контрольном этапе экспериментального исследования данный показатель выявлен у 33,33% (4 ребёнка) от общего числа испытуемых. Низкий уровень агрессивности на констатирующем этапе экспериментального исследования показали 33,33% (4 ребёнка), на контрольном этапе экспериментального исследования данный показатель был выявлен у 66,66% (8 дошкольников) от общего числа испытуемых.
Таким образом, обобщив результаты первичной и повторной диагностики экспериментального исследования, мы видим, что после реализации профилактической работы агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ уровень агрессивного поведения понизился.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования была проанализирована психолого- педагогическая литература. Обобщив точки зрения педагогов-психологов, можно отметить тот факт, что агрессия всегда остается непосредственно связанной с социальным окружением и должна рассматриваться в контексте социального взаимодействия. Агрессия это – все те действия, которые несут ущерб не только живому существу, но и неживому объекту. Агрессия – это целенаправленное деструктивное поведение, которое противоречит общественным нормам и наносит вред тому, на кого направлено.
Характеристики агрессии у детей дошкольного возраста могут включать:
- друзья — родственники, знакомые. Это связано с тем, что такое поведение направлено на разрыв кровных отношений, а кровные отношения являются важной основой выживания человека;
- агрессия часто возникает без реальной причины;
- агрессия — это способ конкурировать и адаптироваться в окружающем нас обществе, чтобы защитить свои права и интересы своих детей;
- агрессия — это желание причинить боль или обидеть кого-то ради удовольствия.
В области управления гневом у детей основные усилия педагогов и родителей должны быть направлены на выявление причин агрессии и на то, как справиться с гневом в позитивном ключе. Работа с детьми тесно связана с изучением поведения детей в конфликтных ситуациях.
В ходе нашего экспериментального исследования были проведены диагностики, направленные на выявление уровня агрессивного поведения у старших дошкольников с ОВЗ и возможности его профилактики , на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «№88» комбинированного вида. Выборка представлена детьми старшего дошкольного возраста. Возраст испытуемых 6 лет. Количество детей, принявших участие в исследовании, 11 человек.
На констатирующем этапе экспериментального исследования высокий уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ был выявлен у 25% от общего числа испытуемых, средний уровень агрессивности обнаружен у 41,66% от общего числа испытуемых, низкий уровень агрессивности диагностирован у 33,33% испытуемых.
После проведения формирующего этапа экспериментального исследования, включающего систему занятий по профилактике агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, уровень агрессивности понизился.
На контрольном этапе экспериментального исследования высокий уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраст с ОВЗ не был выявлен, средний уровень выявлен у 33,33% от общего числа испытуемых. на контрольном этапе экспериментального исследования данный показатель низкий был выявлен у 66,66% от общего числа испытуемых.
Таким образом, гипотеза исследования, построена на предположении о том, что после проведения системы работы педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения у старших дошкольников с ОВЗ уровень агрессивности снизится, подтвердилась.
Полученные результаты в ходе экспериментального исследования на выявление уровня агрессивного поведения у старших дошкольников с ОВЗ и возможности её профилактики, после проведения системы занятий по профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, уровень агрессивности понизился.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексеёнок, Д. Б. Проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста / Е. В. Алексеёнок, Е. В. Ананченко // Психологический VADEMECUM. Психологические предикторы индивидуального развития личности в условиях образовательной среды : сборник научных статей. — Витебск. – 2017. – С. 7–12.
- Андреева, С. Л. Профилактика жестокости и агрессивности детей дошкольного возраста / С. Л. Андреева // Научный альманах. – 2020. – № 3- 2 (65). – С. 86–88.
- Андреева, С. Л. Пути преодоления агрессивности и жестокости детей дошкольного возраста / С. Л. Андреева // Научный альманах. – 2018. –
№ 11-3 (49). – С. 208–210.
- Антонов, Д. О. Агрессия личности как результат влияния телевизионной агрессии / Д. О. Антонов, Р. Р. Валеева // Научно- образовательный центр «Знание». – 2016 . – С. 50–53.
- Брекина, О. В. Особенности проявления эмпатии у агрессивных и неагрессивных дошкольников / О. В. Брекина // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2019. – № 3. – С. 38–43.
- Велиева, С. В. Акмеологические особенности психических состояний детей дошкольного возраста / С. В. Велиева. – Чебоксары, 2017. – 186 с.
- Восканян, А. В. Проблемы агрессивности детей дошкольного возраста / А. В Восканян // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : материалы V Международной научной конференции, 2019. – С. 419–423.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика-Пресс, 2009. – 397 с. – Режим доступа: http://a-mov.ru/books/vygotskij-pedagogicheskaja-psihologija.html
- Гадаборшева, З. И. Особенности агрессивности и проявления агрессии в дошкольном возрасте / З. И. Гадаборшева, А. Р. Исмаилова, А. У. Сулейманова // Лучшая научная статья 2019 : сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. – Кемерово, 2019. – С. 31–39.
- Голубь, О. В. Влияние мультфильмов на проявление агрессивности в дошкольном возрасте / О. В. Голубь, А.С. Ермилина // Поиск. – 2018. –
№ 1 (8). – С. 85–87.
- Гурдяева, К. Н. Арт-терапия как средство коррекции агрессивности и страхов в старшем дошкольном возрасте / К. Н. Гурдяева // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии : тезисы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Москва, 2017. – С. 50–53.
- Диль-Илларионова, Т. В. Психологические особенности детской агрессивности и варианты её социализации / Т. В. Диль-Илларионова, И. В. Чикова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. — Т. 5, № 4 (17). – С. 332–334.
- Евтушенко, С. А. Музыкальная терапия как метод регуляции агрессивности у детей дошкольного возраста / С. А. Евтушенко // Молодежь и научно-технический прогресс : сборник докладов XI международной научно- практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Губкин, 2017. – С. 286–289.
- Ермилина, А. С. Влияние мультфильмов на проявление агрессивности и тревожности в дошкольном возрасте / А. С. Ермилина, А. А. Озерина // Психология XXI века : психология как наука, искусство и призвание : сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 24–29.
- Жигинас, Н. В. Социально-педагогические условия детской агрессии / Н. В. Жигинас, Н. И. Сухачева // Научно-педагогическое обозрение. PEDAGOGICAL. – 2017. – С. 34–36.
- Журавлев, В. С. Почему агрессивны дети? / В. С. Журавлев // Социологические исследования. – 2016. – № 2. – C. 134–136.
- Змановская, Е. В. Девиантология : психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. – Москва : Академия, 2004. – 288 с.
- Золотова, Е. Ф. Партнёрское взаимодействие воспитателей и психологов ДОУ по профилактике агрессивности детей дошкольного возраста / Е. Ф. Золотова, Л. М. Сергиенко, О. Ю. Спольник // Вестник Белгородского института развития образования. – — Т. 7, № 2 (16). – С. 139–151.
- Зыкова, Н. А. Особенности психологической коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами направленной игротерапии / Н. А. Зыкова, Т. В. Суркова // Мир науки. – 2018. — Т. 6, № 4. – С. 42-45.
- Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 368 с.
- Костина, Н. С. Профилактика агрессивности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Н. С. Костина, Н. Н. Яндрова, Ю. А. Мишагина // Мир детства и образование : сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. – Магнитогорск, 2020. – С. 29–35.
- Кулганов, В. А. Причины и особенности агрессивного поведения дошкольников / В. А. Кулганов, И. Т. Амиреев // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 10. – С. 46–49.
- Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика / Л. Д. Лебедева. – Санкт-Петербург : Речь, 2017. – 256 с.
- Максимова, М. Е. Проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста / М. Е. Максимова, Ю. Ю. Матвеева // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : сборник трудов Международной научно- практической конференции «XV Левитовские чтения». – Москва, – С. 235–241.
- Марзан, Н. В. Психолого-педагогическая программа по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Марзан, Л. В. Мамедова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12 (2). – С. 205–208.
- Михайлова, Н. В. Работа педагога по преодолению агрессивности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Михайлова, О. Е. Обещенко // Новая наука и образовательный потенциал как ключевые критерии общественного прогресса : сборник научных трудов. – Казань, 2017. – С. 227– 230.
- Мичурина, Ю. А. К проблеме агрессивности у детей старшего дошкольного возраста / Ю. А. Мичурина, Н. С. Сарафанникова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. – С. 257– 258.
- Мухина, В. С. Возрастная психология [Электронный ресурс] / В.С. Мухина – Москва : Академия, 2007. – 456 с. – Режим доступа : https://docviewer.yandex.ru/view
- Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской терапии [Электронный ресурс] / В. Оклендер. – Москва : Эксмо, 2015. – 158 с. – Режим доступа : http://www.al24.ru/wpcontent/uploads/2012/11/Оклендер-Окна-в-мир- ребенка.pdf
- Орлова, О. Ю. Проявление агрессии у детей дошкольного возраста / О. Ю. Орлова // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков : история, теория и практика : материалы Международной научно- практической конференции. – Орехово-Зуево, 2017. – С. 113–118.
- Павлов, М. И. Снижение деструктивной агрессии в обществе через развитие конструктивной агрессии / М. И. Павлов // Евразийское научное объединение. – – № 12-7 (70). – С. 511–516.
- Панфилов, А. Н. Роль игрушки в формировании агрессивности у детей дошкольного возраста / А. Н. Панфилов, А. Ш. Галиева // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения, инновации : сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2019. – С. 275–277.
- Петрайтене, М. В. Проявления агрессивности у детей дошкольного возраста / М. В. Петрайтене // Психология и педагогика : актуальные проблемы и тенденции развития : материалы III Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2017. – С. 84–89.
- Печенова, Е. А. Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста : причины и коррекционная работа / Е. А. Печенова // Gaudeamus Igitur. – 2016. – № 3. – С. 49–52.
- Попрядухина, Н. Г. Особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте / Н. Г. Попрядухина // Наука XXI века : актуальные вопросы, инновации и векторы развития : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, 2018. – С. 392–395.
- Попрядухина, Н. Г. Типы агрессивности детей дошкольного возраста / Н. Г. Попрядухина // Актуальные вопросы и достижения современной науки : материалы Международной (заочной) научно- практической конференции. – Нефтекамск, 2018. – С. 351–354.
- Романова, А. А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей : альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей [Электронный ресурс] / А. А. Романова. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0089/index.shtm
- Татаринова, М. А. Музыкальная терапия как средство коррекции агрессивности старшего дошкольного возраста / М. А. Татаринова, Е. Д. Трофимова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья : теория и практика : сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». – Симферополь, 2020. – С. 472–473.
- Усольцева, В. Е. Проявление агрессии и тревожности детей старшего дошкольного возраста с особенностями развития речи / В. Е. Усольцева // Наука и просвещение : актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 197–199.
- Хасанова, Н. М. Влияние коллективных игр на профилактику агрессивности у детей дошкольного возраста / Н. М. Хасанова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 11.7 (26). – С. 265–269.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф