1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………
1.1 История возникновения пенсионного страхования……………………….
1.2 Сущность и основные понятия пенсионного страхования………………..
1.3 Функции и задачи пенсионного страхования………………………………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………….…….
2.1 Современное состояние пенсионного страхования…………………….…
2.2 Анализ деятельности пенсионного фонда России и не государственных пенсионных фондов……………………………………………………………
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУТИ РЕШЕНИЯ…………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………
ВВЕДЕНИЕ
Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России, где сказано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»[1], а также: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»[2].[40, с.657].
В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.
Наряду с низким уровнем изученности отечественной системы пенсионного обеспечения следует отметить низкую степень изученности экономических основ пенсионного обязательного страхования в зарубежных странах с различным социально-экономическими и демографическими особенностями.
Актуальность темы. Пенсионное обеспечение — базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25—30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.
Объект исследования – общественные отношения в области пенсионного обеспечения граждан.
Для систематического изложения основных принципов реформирования пенсионной системы России первоначально были определены объекты реформирования (основные понятия, виды и формы пенсионного обеспечения в нашей стране, обоснованы базовые принципы государственного пенсионного страхования, сравнивались с передовой зарубежной практикой и т.п.), сформулированы актуальные проблемы, препятствующие стабильному развитию пенсионной системы. На современном этапе пенсионная система нашей страны представлена деятельностью внебюджетного государственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.
Предмет исследования – Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель данной дипломной работы: анализ основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
— охарактеризовать этапы становления пенсионной системы и пенсионного страхования в России;
— рассмотреть историю создания Пенсионного фонда, его функции и задачи;
— изучить нормативно-правовую базу ПФР;
— провести анализ деятельности ПФР.
В качестве исходной информационной базы привлекались различные материалы, в частности Бюджетный кодекс, статистические показатели бюджета Пенсионного фонда, учебники для вузов (под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова), статьи из журналов (Борисенко Н. О. «Вопросы экономики», Батанов Г. Н. «Библиотечка «Российской газеты»»), так же в работе использованы материалы Интернет с официального сайта Пенсионного фонда РФ и др.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении дается описание пенсионного обеспечения в России, поставлены цели и задачи работы.
В первой главе рассмотрена история возникновения пенсионной системы и пенсионного страхования в России.
Во второй главе проведен анализ современного пенсионного страхования РФ.
В третьей главе рассмотрены проблемы пенсионного страхования в РФ и пути решения.
В заключительной части работы дается обобщенный вывод по всему дипломному проекту.
Основу нормативно – правовогорегулирования пенсионной системы в целом составляют Конституция Российской Федерации, Международные нормы, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О страховых пенсиях»,Федеральный закон «О накопительной пенсии».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История возникновения пенсионного страхования
Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран — в начале 20 века, и не получило широкого распространения на все категории населения России. После Октябрьской революции государственное пенсионное страхование было, по сути, отменено.
Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которое было введено в 1927 г.
Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая охватывала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.
В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; другими формами социального обеспечения.
Эта пенсионная система входила составной частью в так называемую систему социального страхования, однако она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. В то же время данная система, несмотря на многочисленные экономические недостатки, содержала одно важное преимущество — обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень потребления. Поэтому пенсионная система, начиная с указанного периода и до 1990 г. получила определение как государственное пенсионное обеспечение.
Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь входил составной частью в государственный бюджет страны. Таким образом предшествовавшая пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. При этом бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам. В общем бюджете государственного социального страхования четко определялись источники доходов и направление средств в соответствии с установленными видами обеспечения и обслуживания по социальному страхованию.
Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования. Только в 1956 г. впервые была предоставлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих и членов их семей в связи с введением в действие Закона о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г., значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в 2 раза.
Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца.
Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов этой системы, постольку недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета постоянно возрастала, и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования.
Пенсии по государственному социальному страхованию представляли гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделяются следующие виды пенсий: по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.
Материальное обеспечение инвалидов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик и т.п. Для этого, в частности, в бюджетах предусматривались средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи — в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.
Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной и приравненных к ним лиц, а также их семей, осуществлялось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.
Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.
Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизованному союзному фонду социального обеспечения колхозников.
За счет средств союзного бюджета выплачивались также и персональные пенсии союзного значения.
За счет республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии республиканского значения.
За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки.
Полноправное пенсионное обеспечение колхозников было введено только в 1964 г. законом о пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения колхозников пенсиями и позволило сократить несоответствие в уровнях пенсионного обеспечения нетрудоспособных колхозников, рабочих и служащих. В 1969 г. в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.
Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться в возложенными на нее функциями.
Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. В результате этого финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства.
Даже повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 году сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. указанное соотношение вновь снизилось до предельно допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения тарифа отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.
Таким образом, развитие пенсионной системы до периода радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны.
1.2 Сущность и основные понятия пенсионного страхования
Для того чтобы полноценно обеспечивать граждан, которые являются нетрудоспособными на территории Российской Федерации в условиях рыночной экономики, существует система обязательного пенсионного страхования. В нее входит помимо страхования по старости так же страхование по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также сюда включено государственное пенсионное обеспечение для определенной категории граждан.
Если рассматривать более глубоко смысл пенсионной системы, то следует отметить, что за исключением обязательных и дополнительных пенсионных программ существует ряд других программ, которые помогают поддерживать определенный уровень жизни и следовать неким стандартам в пенсионном возрасте. К этим системам можно отнести медицинское обеспечение, социальное обслуживания, программы, помогающие обеспечить доступное и комфортное жилье. Так же, на ряду с вышеупомянутыми системами, можно учесть доходы от собственности, которые не имеют целевого характера, внутрисемейные трансферты – рассматриваются как источник материального обеспечения пожилых людей.
Для того, чтобы определить полный спектр механизмов социальной поддержки населения, применяемых в международной практике, следует использовать категорию «социальное обеспечение», которая, по терминологии Конвенции Международной организации труда (МОТ) №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» [21], включает схемы обеспечения, за счет 9 налоговых поступлений, а также за счет страховых взносов, что больше характерно для частных накопительных систем.
В законодательстве Российской Федерации существует понятие «государственная система социальной защиты населения», которая была упомянута в статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [35] .
Цель пенсионного обеспечения состоит в поддержании людей материальной помощью после прекращения трудовой деятельности, которая в свое время помогала им сохранять достойный уровень жизни и располагать при этом возможностью для обеспечения себя медицинской помощью и различными социальными услугами в случаях болезни и полной утраты дееспособности [44, с.41].
Само понятие слова «пенсия» имеет происхождение от латинского слова pension–«платеж» и означает регулярную денежную выплату, которая предназначена для определенных категорий граждан в порядке и на условиях, установленных в законодательстве, из пенсионного фонда или иных источников. Данная выплата имеет целевое назначение на материальное обеспечение граждан при утрате трудоспособности, в случае наступления старости, инвалидности либо потери кормильца [44,с. 47].
В настоящее время термин «пенсия» имеет конкретное значение, как в экономической сфере, так и в нормативно правовых аспектах. В первую очередь, пенсия имеет непосредственную связь с определенным периодом жизни человека – выхода на пенсию (т.е. установленного по законодательству на территории Российской Федерации возраста, при котором человек является физически нетрудоспособным) – или иной формой предоставления, строго оговоренной в законодательстве, утраты физиологической активности (к примеру, инвалидностью или смертью). Во-вторых, в сферу обязательного пенсионного страхования попадают не только лица, достигшие возраста выхода на пенсию, а также лица, находящиеся на иждивении – несовершеннолетние 10 дети, родители, а также родственники, лишенные по каким-либо причинам официальных источников материального обеспечения[3, с.137].
Обязательное пенсионное страхование определяется как комплекс созданных государством экономических, правовых, организационных мер, нацеленных на выплату нетрудоспособным гражданам заработка, получаемого ими ранее, до наступления страхового случая [6, с. 98].
Страховщиком выступает Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, которые представляют средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, другими словами, органы, которые осуществляют пенсионного обязательное страхование.
Страхователями выступают как физические лица (к ним можно отнести индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов), так и юридические лица, в свою очередь, это организации и возможные индивидуальные предприниматели.
Объектом пенсионного страхования жизни может выступить имущественный интерес, объединённый с дожитием гражданина до назначенного возраста или срока наступления иного события в его жизни, а также со смертью (страхование жизни) [29].
Для основной категории граждан страховой пенсионный взнос на период до 2018 года закреплен тариф в сумме 30% (22% — обязательное пенсионное страхование; 2.9%-обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности; 5.1%-медицинское страхование). А также помимо вышеуказанных величин базы уплачиваются страховые взносы в ПФР исходя из данных по тарифу – 10%. По окончанию действия данной тарификации 30%+10% плательщики страховых взносов перейдут на уплату по тарифу 34%.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование рассчитываются следующим образом [27]:
— если доход плательщика не превышает сумму 300 000 руб., то расчет ведется по формуле 300 000 руб. – 1 МРОТ x 26% х 12 мес. 11
— если доход плательщика превышает сумму 300 000 руб., то расчет будет выглядеть следующим образом: 300 000 руб. – 1 МРОТ x 26% х 12 мес.+1% от суммы дохода, но не более 8МРОТ х 26% х12.
В статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации обозначены две группы плательщиков страховых взносов [9]:
- Плательщики, которые производят выплаты физическим лицам, а также предусмотрены иные вознаграждения:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— физические лица, не относящиеся к категории индивидуальных предпринимателей.
- Плательщики, которые не производят оплаты и всевозможные иные вознаграждения физическим лицам. К этой категории граждан следует отнести: адвокатов, индивидуальных предпринимателей, оценщиков, нотариусов, арбитражных управляющих и иных граждан, принимающих участие в частной практике в установленном законодательством порядке.
Страховой стаж считается действительным, если в период трудоустройства на территории Российской Федерации на протяжении всей трудовой деятельности начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации [5, с.208].
Следует отметить, что за страховой стаж, также, принято считать наравне с периодом работы: период прохождения военной службы и иной равной военной службе; период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период декретного отпуска одного из родителей; период получения пособия по безработицы; период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности.
Орган, который является ответственным за осуществление персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. Он каждому 12 застрахованному лицу открывает индивидуальный лицевой счет с присвоением личного страхового номера, который содержит контрольные разряды, в свою очередь позволяющие выявлять нарушения, допускаемые при использовании данного номера в ходе учета.
Виды пенсий различают по ряду общественных отношений, среди которых наиболее значимыми являются источники финансирования (бюджетные, корпоративные, страховые) и функции, которые им предназначены (пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет, а также социальные пенсии) [47, с.11].
Согласно Конвенции №102 статье 25, предметом правовых отношений социального страхования и социального обеспечения является материальная защита лиц в старости [21].
Для получения пенсии требуется определенный перечень квалификационных условий, которым должен обладать ее получатель (на профессиональном жаргоне страховщиков – бенефициарий), самый главный критерий – достижение указанного в законодательстве возраста, для выхода на пенсию; медицинское заключение о наступлении инвалидности, свидетельство о смерти кормильца, документальное подтверждение необходимого стажа работы.
Под пенсионной системой следует понимать совокупность законодательных и финансовых отношений, а также профессиональных организационных структур, предметом которых выступает материальное обеспечение граждан в момент наступления оговоренного в законодательстве возраста, инвалидности, потери кормильца, а сущностью пенсионной системы является аккумулирование и выплата денежных средств.
Ученые, при формировании пенсионных систем, выделяют два основных подхода [50, с.143]: первый подход заключается в необходимости обеспечения минимальных гарантий уровня прожиточного минимума для всех граждан, включенных в систему (борьба с бедностью); второй подход заключается в том, что пенсия является резервируемой долей заработной платы, обеспечивающая 13 гарантию застрахованному работнику в сохранении дохода, соотносимого с его предпенсионным уровнем.
Данная установка была обозначена в Рекомендации №67 «Об обеспечении дохода» Международной организацией труда в 1944 году, в которой обязательного страхование обозначено как цель: «уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода работников, утраченного по причине нетрудоспособности, включая старость».
На этапе разработки пенсионного обеспечения произошел процесс сближения этих двух целей: доступные системы стали включать в себя страховые, а страховые – внесли в себя положения о минимальных гарантиях.
Дуалистическая экономическая природа и двойственная обязанность выполнения пенсии стали не просто признанным фактом, а также нашли свое место почти в каждой пенсионной системе.
Обязательное пенсионное страхование основано на принципах социального страхования, формой организации которого является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Формирования бюджета средств обязательного пенсионного страхования происходит за счет целенаправленных отчислений предприятий, взносов Пенсионное страхование Обязательное Добровольное Обязательное пенсионное Обязательное профессиональное 14 индивидуальных предпринимателей, организаций любой формы собственности, учреждений и государственных субсидий.
Добровольное пенсионное страхование относится к категориям личной заинтересованности и ответственности к данному подходу, взаимовыручки при нехватке субсидиарной поддержки государства. Добровольное пенсионное страхование является важным элементом некоммерческой страховой деятельности, в отличие от обязательного пенсионного страхования, оно также контролируется законодательством о страховании, и осуществляется при помощи негосударственных пенсионных фондов.
Для пенсионного страхования свойственно то, что оно основано на распределении доходов работающего населения между периодами трудовой жизни и периодом нахождения на пенсии. Учитывая значимые различии в формах и условиях занятости и величине заработной платы, могут быть применены различные методы резерва средств на финансирование пенсионных целей, в основу которых положены принципы обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения, индивидуального страхования.
Разнообразные сочетания основополагающих пенсионных институтов и механизмов социального обеспечения создают национальные системы пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. В формировании и качественном исполнений функций этих систем главную роль определяют государству, которое в свою очередь обеспечивает национальные системы социальной защиты граждан, помогая работодателям и наемным работникам по организации всевозможных страховых институтов.
Пенсионный Фонд РФ является самостоятельной единицей – финансово-кредитное учреждение, некоммерческая организация, созданная государством в целях государственного обеспечения граждан. Пенсионный Фонд РФ имеет права управлять средствами государственного пенсионного обеспечения, а также другим имуществом, которое прописано законодательно. Единственным страховщиком может выступать только ПФ России. Взносы по данному виду 15 пенсии начисляет работодатель в соотношении с заработной платой рабочего. Данные отчисления регулируются Федеральным Законом «О страховых взносах» [26].
Отличительной чертой государственного пенсионного страхования от добровольного можно отнести то, что при добровольном страховании трудовой стаж не требуется.
Действующий механизм ограничивает обеспечение пенсионных прав должными финансовыми ресурсами, что приводит к несбалансированности как бюджета Пенсионного Фонда, так и федерального бюджета. Введение новой пенсионной формулы, ведущей за собой изменения от формирования пенсионных прав в абсолютных величинах, к формированию в относительные величины, что позволяет распределить имеющийся доход среди пенсионеров ежегодно. Тем самым увеличивая зависимость между размером пенсии и личным вкладом в пенсионную систему.
Таким образом, с одной стороны, пенсия является материальной основой, направленной на удовлетворение потребностей членов общества, которые не состоянии вести трудовую деятельность, в связи с потерей трудоспособности. С другой стороны можно трактовать пенсию как долю трудового вклада нетрудоспособных в общественное производство. Согласно утвержденной в Российской Федерации структуре пенсионного обеспечения государство предоставляет минимальный уровень денежных средств для существования, а в основе дохода пенсионера лежат накопленные в течении трудовой деятельности пенсионные права, как за счет обязательного пенсионного страхования, так и за счет вклада добровольных пенсионных взносов работодателей и застрахованных лиц.
1.3 Функции и задачи пенсионного страхования
Функции Пенсионного страхования РФ:
— Фискальная — аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.
— Перераспределительная — обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.
— Контрольная — отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
— учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
— назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
— назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
— персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
— взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
— выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
— управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
— реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.
Пенсионный фонд — это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий. Трудовая пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.
Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ; Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ; Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ.
В России установлены следующие виды трудовых пенсий:
— трудовая пенсия по старости (по возрасту);
— трудовая пенсия по инвалидности;
— трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.
Право на трудовую пенсию по старости имеют: мужчины, достигшие возраста 60 лет; женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета [27; с. 35].
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.
Установлены следующие размеры пенсий федеральным служащим за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый, полный год, стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.
Задачи Пенсионного страхования РФ:
— целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;
— финансирование выплаты государственных пенсий в Российской Федерации;
— организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
— капитализация средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
— контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
— организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
— межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения;
— участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
— изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд РФ страховых взносов и внесение в органы законодательной власти предложений по ее совершенствованию;
— проведение научно — исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
— проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.
Основными задачами управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:
— координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;
— взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;
— координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;
— взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.
Денежные средства Пенсионного фонда формируются за счет:
— страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
— страховых взносов иных категорий граждан;
— ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;
— добровольных взносов физических и юридических лиц.
С 1 января 2001 г. был введен Единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды. Согласно этому Единому социальному налогу (страховому взносу) установлен страховой взнос в Пенсионный фонд:
— для предприятий и организаций — в размере 28%, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;
— для сельскохозяйственных предприятий, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, а также для частных лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств — в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;
— для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения — в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента.
Организации начисляли и уплачивали обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд в процентах от заработка со всех работников, включая работающих пенсионеров.
Предприятия и организации уплачивали страховые взносы один раз в месяц и в сроки, установленные для получения заработной платы. Организации и предприятия инвалидов и пенсионеров освобождаются от уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ [29; с. 54].
При недостатке поступлений средств, в Пенсионный фонд Банк России может предоставить кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года. Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.
В обязанности Правительства РФ входит выделение для Пенсионного фонда РФ валютных средств, необходимых для приобретения вычислительной техники.
На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.
Средства Пенсионного фонда РФ используются на:
— выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
— оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
— выплаты пособий на погребение получателям пенсий;
— финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов;
— прочие расходы.
Размеры поступлений средств, в Пенсионный фонд РФ и расходов средств отражаются в бюджете Пенсионного фонда.
Бюджет Пенсионного фонда утверждается в форме Закона Федеральным Собранием РФ. Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда России подавляющую долю составляют страховые взносы (до 78%). В расходной части бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 90% (с доставкой и пересылкой пенсий).
С 1 января 1997 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 г.)
Целями индивидуального учета являются:
— создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
— обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
— создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами. На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.
Каждому застрахованному лицу выдается, страховое свидетельство.
Организации-работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица. В Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ заявил: «Возможности нашего государства обеспечить достойный уровень жизни и нынешним, и будущим пенсионерам, к сожалению, невелики … Нам нужен переход к понятной системе накопления средств на старость».
В 2002 году в России была проведена пенсионная реформа. Основная суть реформы, состояла в том, что отчисления в Пенсионный фонд, которые делали предприятия и организации в размере 28% от фонда заработной платы, были разделены на две части — в Фонд трудовых пенсий 14% и в так называемый «накопительный пенсионный фонд» — 14%. Средства накопительного пенсионного фонда хранили в коммерческих банках.
Однако накопленные пенсионные деньги гражданину-пенсионеру выдаваться не стали, он мог только посмотреть на размер накопившейся суммы. Предполагалось, что в накопительный фонд в коммерческие банки должно было поступать ежегодно до 20 млрд. руб. Возникла проблема их сохранности в России. В 2002 году впервые средства Пенсионного фонда стали направляться предприятиями (организациями) непосредственно в государственный бюджет и только потом оттуда передаваться в Пенсионный фонд для выдачи пенсионерам «базовых пенсий» [30; с. 76].
При проведении пенсионной реформы 2002 г. не было использовано одно из основных свойств условно накопительной пенсионной системы — бессрочная сбалансированность при условии правильной индексации. Объединение пенсии по старости и пенсии по инвалидности в рамках единой трудовой пенсии представляется как минимум спорным. Расчет размера условно накопительной части пенсии по инвалидности искусственно привязан к расчету размера условно накопительной части пенсии по старости; формула непрозрачна и может приводить к парадоксальным результатам. Накопительная часть пенсии по инвалидности выплачивается только по достижении пенсионного возраста. Велика ли вероятность того, что человек, ставший инвалидом первой группы в 40 лет, доживет до 60. Необходимо рассмотреть вопрос об отделении пенсии по инвалидности от пенсии по старости, как это сделано во многих странах мира, особенно в странах, в которых существует условно-накопительная пенсия.
В России остро встал вопрос о том, что делать с пенсиями, с 2014 году в стране началась новая пенсионная реформа.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф