Вид работы: Проект
Тема: Пенсия по возрасту
ВВЕДЕНИЕ
Старение населения является распространенной проблемой как развитых, так и развивающихся стран. Хотя все риски для рынка труда и системы социального страхования еще не реализовались полностью, наметившиеся демографические тренды не могут не вызывать беспокойство.
В России проблема старения населения усугубляется, во-первых, относительно низким возрастом выхода на пенсию по сравнению со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) даже с поправкой на продолжительность жизни, а во-вторых, уже существующими дисбалансами в финансировании пенсионного обеспечения.
Целью данной работы является исследование порядка расчета пенсии по старости, особенностей и проблем пенсионного обеспечения РФ.
Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
— изучение понятия и сущности пенсионного обеспечения;
— рассмотрение универсальной формулы расчёта страховой пенсии по старости;
— определение индексации базовой части пенсий по старости в России;
— оценка параметров пенсионной России ;
— анализ расчета страховой пенсии по старости ;
— анализ условий для определения права на страховую пенсию по старости;
— исследование необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения.
Объектом исследования в работе выступает порядок исчисления пенсии по старости.
Предметом исследования в работе является пенсионная система РФ.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования порядка расчета пенсии по старости: Белякова А.А., Бурмистровой А. А., Кондрашовой И. С., Родионовой Н. К., Захарова М. Л., Тучковой Э. Г., Козлова П. А., Ложечко А. С., Матвеева Д. А., Напалковой М. О., Сусляковой О. Н., Паламарчука А. В., Ржаницыной Л. С., Рыбинцевой Е. В., Сергиенко Н. С., Солянниковой С. П., Шевниной Л. Е., Шестаковой Е. Е. и др.
Теоретической и методологической основой данной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие основы пенсионного обеспечения, порядок расчета пенсии по старости и ее индексации.
При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников. Первая глава посвящена исследованию теоретических аспектов расчета и выплаты пенсий по старости. Вторая глава направлена на анализ порядка расчета страховой пенсии по старости и необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения.
Понятие пенсионного обеспечения
Одним из специфических периодов человеческой жизни является старость-это период, когда по объективным причинам человек не может самостоятельно обеспечивать своё достойное существование. Именно поэтому, одной из важнейших задач современного государства является создание эффективного механизма, который позволил бы пожилым людям реализовать своё право на достойную старость.
Пенсионное обеспечение – одна из главных социальных гарантий развития государства, поскольку оно затрагивает интересы всего населения страны, как нетрудоспособного, так и трудоспособного. Пенсионное обслуживание и его эффективная организация — одна из важнейших составляющих современной системы пенсионного обеспечения [14, c. 159].
Несмотря на развитие в современных государствах многообразных видов социальной помощи – пенсия является основным источником обеспечения жизни нетрудоспособного населения.
Пенсионная система страны должна не только обеспечивать нетрудоспособных граждан, но и прививать уверенность в завтрашнем дне у трудоспособной части населения. В современном мире существуют различные модели пенсионных систем, которые не исключают заимствования опыта из моделей проверенных временем. Все это приводит к созданию принципиально новых пенсионных систем. Формирование принципиально новой пенсионной системы началось и в России.
Осуществляемая в стране с 2017 года реформа кардинально изменила основные понятия пенсионной системы.
Пенсионную систему можно представить как совокупность экономических, правовых и организационных институтов, которые имеют общую цель, а именно предоставление нуждающимся и социально незащищенным гражданам материального и материально-технического обеспечения в виде пенсии и социальной помощи. Несмотря на эффективное нормативное регулирование пенсионной сферы, следует отметить отсутствие ряда легальных понятий, таких, как пенсионное обеспечение и пенсионное обслуживание. Так, в юридических словарях пенсионное обеспечение рассматривается как форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Для понимания термина пенсионное обслуживание необходимо уяснить значение слова «обслуживание» в русском языке. Обслуживание –означает работать по удовлетворению чьих-нибудь текущих или постоянных нужд [21, c. 100].
Пенсионное обслуживание как часть системы социальной защиты населения, основанной на принципах страхования, появилось в Европе в конце 19 века. В России появилось гораздо позже. В настоящее время пенсионное обслуживание в Российской Федерации рассматривается, как комплексная система защиты граждан в сложные периоды жизни и основывается на двух принципах: во-первых, — страхования и, во-вторых, — социальной защиты. Принцип страхования состоит в использовании ежемесячных отчислений в качестве страховых выплат в Пенсионный Фонд (далее ПФ), а также в прямой зависимости размера пенсий от величины этих отчислений и размера трудового стажа. Принцип социальной защиты предполагает доплаты в ПФ из бюджета, с целью установления соответствия пенсий прожиточному минимуму. Значение второго принципа состоит в неразрывной связи поколений, молодежь заботиться о стариках. Для пенсионеров пенсионное обслуживание представляется сочетанием заботы государства, интереса частных лиц и личной заинтересованности людей в дополнительных пенсионных отчислениях. Роль данной системы называемой 3-х уровневой: обязательная распределительная; обязательная накопительная; дополнительная накопительная. состоит не только в преодолении бедности в пожилом возрасте, но и в сохранении привычного уровня жизни личности.
Подводя итог, следует отметить, что, не смотря на особую актуальность для современного российского общества вопросов касающихся пенсионного обслуживания населения, до настоящего времени в теории института пенсионного права нет четко сформулированного понятия пенсионного обслуживания, и требуют доработки вопросы его организации.
Универсальная формула расчёта страховой пенсии по старости
С 01 января 2015 г. вступил в силу федеральный закон «О страховых пенсиях». Одной из целей этого закона является упростить правила и формулы расчёта страховой пенсии по старости. На первый взгляд, формула, установленная в законе, действительно кажется простой. Но на самом деле в ней скрыт ряд многочисленных формул для определения значений различных параметров [5].
Для расчёта страховой пенсии требуется определить часть пенсии, заработанной до 2015 г., для чего необходимо, в свою очередь, рассчитать размер пенсии, заработанной до 2002 г. Причём расчёт должен быть произведён по формулам, предусмотренным федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Далее необходимо конвертировать пенсию, заработанную до 2015 г. в индивидуальные пенсионные коэффициенты (так называемые баллы).
Следующим этапом в расчёте страховой пенсии является необходимость определения значений индивидуальных пенсионных коэффициентов за время после 2015 г., учесть время выхода на пенсию, конвертировать пенсионные коэффициенты в рубли, и только после этого, определить размер страховой пенсии.
Таким образом, расчёт страховой пенсии по старости в настоящее время остаётся достаточно сложным и многоступенчатым, в процессе этого расчёта производятся противоположные действия, вносящие погрешности в расчёт.
В данной работе предпринята попытка объединить различные стадии расчёта страховой пенсии по старости в одну универсальную формулу, содержащую некоторые параметры, значения которых определяются законом.
В соответствии с Законом о страховых пенсиях пенсия (P) рассчитывается как сумма трёх слагаемых:
Р = Рc +Pf+Pn, (1)
где: Рc — страховая пенсия;
Pf – фиксированная выплата (минимальная поддержка пенсионера государством);
Pn — накопительная пенсия.
Страховая пенсия рассчитывается как произведение количества баллов (индивидуальных пенсионных коэффициентов), заработанных пенсионером за весь период трудовой деятельности (k), на стоимость одного балла (пенсионного коэффициента) (С), определяемая законом:
Рc = k * C (2)
Количество баллов, в свою очередь, задаётся формулой:
k = (k1 + k2) * kb (3)
где: k1 – количество баллов, заработанных до 2015 г.;
k2 — количество баллов, заработанных с 2015 г.;
kb – премиальный коэффициент за более поздний выход на пенсию.
Коэффициент k1 определяется равенством:
k1 = ((Рcl — Pf — Pn) / С)*∑knci (4)
Рcl – страховая пенсия, рассчитанная с 31.12.2014 г.;
knci — коэффициент за i – ый не страховой период, определяемый законом.
Коэффициент k2 определяется как сумма заработанных баллов за каждый год, начиная с 2015 г. Его формула определяется законом в двух видах в зависимости от условий, указанных в законе,
k2 = ∑ ki, ki = ki1 (5)
ki2
В (5) суммирование производится по годам, начиная с 2015 г. Страховая пенсия на 31.12.2014 г. определяется отношением:
P2 = Pk / T (6)
где Pk — пенсионный капитал; T – ожидаемый период выплаты пенсии, задаваемый законом.
Пенсионный капитал есть сумма:
PK = PK1 + PK2 + ∑ v, (7)
где PK1 – часть пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г.; PK2 — сумма страховых взносов, учтённых на индивидуальном лицевом счёте; ∑ v — сумма валоризации.
Часть пенсионного капитала PK1 задаётся равенством:
PK1 = (Pr – B) * T, (8)
Pr – расчётная пенсия по 01.01. 2002 г.;
B — базовая часть пенсии 01.01.2002 г., определяемая законом.
Расчётная пенсия Pr определяется отношением с поправочными коэффициентами:
Pr = (S/SR) * CK * SR 2001 (9)
где:
S – средняя зарплата пенсионера за годы 2000-2001г.г. или за любые 60 месяцев подряд;
SR – средняя зарплата по стране за тот же период;
SR 2001 — средняя зарплата по России за период с 01 июля – 30 сентября 2001 г.;
CK — стажевый коэффициент, задаваемый равенством:
0,55 + 0,01 (W0 – Wn) = CK1, Wn < W0
CK = 0,55 kз = CK2, Wn > W 0 (10)
Wn — нормативный трудовой стаж; W 0 — общий трудовой стаж пенсионера; kз = W0 / Wn – коэффициент неполного трудового стажа.
Сумма валоризации в (7) задаётся равенством:
∑v = (0,1+0,01W0l) PK1 (11)
W0l — общий трудовой стаж до 1991 г.
Подставляя равенства (2) – (11) в уравнение (1), выполняя арифметические действия, получим формулу
P = kb [(CK1,2 (S/SR2001 – B)(1,1+0,101W0l)] + PK2/Т +
+ С ∑(knci + ki)] + (1-kb) (Pn + Pf) (12)
Формула (12) позволяет рассчитать страховую пенсию по старости за один шаг, используя индивидуальные данные гражданина, внеся в уравнение (12) значения параметров, определяемые законом. Формула (12) универсальна, так как в неё практически не входят конкретные значения задаваемых параметров. Она сохраняет свой вид при изменении их значений и позволяет провести анализ зависимости страховой пенсии по старости от входящих в неё параметров.
Например, ясно видно, что увеличение средней зарплаты гражданина и увеличение его страхового (трудового) стажа (через стажевый коэффициент) совместно увеличивают страховую пенсию [8, c. 12].
Возрастание же премиального коэффициента за более поздний выход на пенсию действует не однозначно. Первое слагаемое в правой части (12) возрастает с ростом kb, но второе слагаемое с ростом уменьшается, уменьшая вклад в пенсию фиксированной выплаты и накопительной части пенсии.
Считаем, что использование универсальной формулы (12) существенно упростит расчёт страховой пенсии по старости, исключая действия противоположного характера, т.е. умножение и деление на одно и тоже число, или сложение и вычитание одного и того же числа, которые встречаются при многошаговом расчёте пенсии.
Индексация базовой части пенсий по старости в России
После распада Советского Союза прошло уже более четверти века. За это время пенсионная система в России в корне изменилась и по сей день продолжает претерпевать изменения. Так, у пенсионеров по старости пенсия формируется из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Однако, только базовая и страховая часть пенсии подвержены индексации со стороны государства, накопительная же часть — нет.
Рассмотрим базовую часть пенсии, так как именно она гарантирована государством для всех граждан, достигших пенсионного возраста. После вступившего в силу закона от 1 января 2015 года «О страховых пенсиях» прошло менее трёх лет, однако уже сейчас можно проследить динамику изменений базовой части.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


