ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ
ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Практика была пройдена в военном комиссариате Тюменской области, при этом военный комиссариат входит в систему государственных исполни-тельных органов власти территориального назначения. Ведомство осу-ществляет сбор и хранение информации обо всех гражданах призывного возраста, подлежащих срочной службе в армии и обязательной гражданской мобилизации.
Согласно указу Президента «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военный комиссариат создается в субъекте Российской Фе-дерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанно-сти, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилиза-ции, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации га-рантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основе Положения о военных комиссариатах выделяют следующие функции, список которых обширен и довольно распространен:
1. Воинский учет — организация и ведение.
2. Учет транспортных средств, что предоставляются российским Вооруженным Силам, иным войскам и формированиям по перечням, утвержденным Минобороны РФ.
3. Координация воинского первичного учета. Контроль за пере-данными структуре местного самоуправления полномочиями по ведению подобного учета в местностях, где военные комиссариаты отсутствуют.
4. Разработка планов мобилизации — как людской, так и транспорт-ной.
5. Совершение базы развертывания военного комиссариата — его штабов управления, пунктов оповещения, сбора, обогрева и питания, за-правки топливом, проведения оборонных мероприятий.
6. Обеспечение мобилизационных потребностей ВС в мирное и военное время.
7. Исполнение нарядов вышестоящего комиссариата, заявок ко-мандиров органов военного управления, воинских частей, прочих соедине-ний, где предусматривается наличие военной службы, а также федеральной исполнительной власти.
8. При содействии системы местного самоуправления — осуществ-ление призыва по мобилизации граждан, отправки людских ресурсов и ТС в сроках и объемах, которые устанавливаются генеральными планами меро-приятия.
9. Выполнение задач, связанных с территориальной обороной.
10. При содействии муниципальных образований — проведение ра-боты по морально-психологической подготовке граждан, годных к призыву.
11. Организация вручения компаниям, располагающим ТС, гражда-нам, находящимся в запасе, мобилизационных предписаний в условиях во-енного времени.
12. Обеспечение собственной круглосуточной готовности к приему связи посредством телеграммы «Мобилизация».
13. Совместно с органами Госавтоинспекции и иными учреждения-ми, осуществляющими государственный надзор за состоянием транспорт-ных средств, проводить периодические проверки транспортного средства, что предназначены для отправки в ВС РФ и иные воинские формирования, обозначенные в российском законодательстве.
14. Проведение занятий с гражданами, находящимися в запасе, во-енно-учетными специалистами муниципальных организаций, докторами, средним медицинским персоналом, которые привлекаются к проведению ряда мобилизационных мероприятий.
15. Периодические проверки организаций на предмет ведения в них военного учета.
16. Контроль за верным использованием субвенций, предоставлен-ных системе местного самоуправления для воинского первичного учета в местностях, где нет военных комиссариатов.
17. Разработка четкого плана по организации в военное время учеб-ных центров обязательного воинского всеобщего обучения.
18. Организация при содействии структур местного самоуправления призыва тех граждан, кто не находится в запасе.
19. Полное обеспечение в центрах сбора вещевым имуществом лиц, призванных на службу в армию России.
20. Содействие федеральной исполнительной власти в ведении уче-та лиц, пребывающих в запасе.
21. Участие совместно с представителями мед.организаций и систе-мой местного самоуправления в медицинском освидетельствовании граж-дан, призываемых на службу в армию. Контроль за прохождением ими ме-досмотра.
22. Организация ряда мероприятий по профессиональной воинской ориентации, психологическому отбору призывников.
23. Участие в обучении граждан начальным навыкам обороны, азам военной службы на базе учебных заведений — начального, среднего образо-вания.
24. Организация мероприятий, связанных с заменой воинской службы на альтернативную.
25. Учет лиц, избегающих призыва в армейские ряды.
26. Организация работы по вручению государственных военных наград.
27. Проведение военно-патриотического воспитания населения в пределах подведомственной территории.
Согласно Решению Думы от 29.03.2017 года №25/5-17 «Об утвержде-нии Порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещав-шим муниципальные должности, должности муниципальной службы» [20], а также в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ [18], закон «О государ-ственном пенсионном обеспечении в РФ», право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), назначаемую в соответ-ствии с законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской об-ласти и актами органов местного самоуправления без учета изменений, вне-сенных настоящим решением, сохраняется за:
1. лицами, проходившими муниципальную службу, приобретшими право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законами и иными нормативными право-выми актами Тюменской области, актами органов местного самоуправления в связи с прохождением указанной службы, и уволенными со службы до 1 января 2017 года;
2. лицами, продолжающими замещать на 1 января 2023 года должности муниципальной службы, при соблюдении одного из следующих условий:
• наличие на 1 января 2023 года стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии, иных выплат) не менее 20 лет;
• наличие на 1 января 2023 года стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии, иных выплат) не менее 15 лет при условии приобретения до 1 января 2023 года права на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с законом «О страховых пенсиях». При назначении лицу, получающему пенсию за выслугу лет дополнительно к пенсии, назначаемой в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «О занятости населе-ния в Российской Федерации» [22], страховой пенсии по старости (инвалид-ности) размер пенсии за выслугу лет устанавливается с учетом размера страховой пенсии по старости (инвалидности) и размера накопительной пен-сии.
В состав среднемесячного заработка муниципальных служащих, лиц, замещавших муниципальные должности Тюменской области, учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет, включаются:
1. должностной оклад;
2. районный коэффициент;
3. классный чин;
4. надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
5. надбавка за выслугу лет;
6. премии за работу (включая премии за выполнение особо важных и сложных заданий).
Премии для исчисления среднемесячного заработка учитываются в размере 1/12 их суммы за 12 месяцев, предшествующих дате прекращения муниципальной службы или прекращения замещения муниципальной должности либо дате достижения возраста, дающего право на страховую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих и лиц, заме-щавших муниципальные должности, исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы или за-мещения муниципальной должности, предшествующих дню прекращения муниципальной службы или дню прекращения замещения муниципальной должности, либо дню достижения ими возраста, дающего право на страхо-вую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 закона «О страховых пенсиях».
Размер среднемесячного заработка по ранее замещавшейся должности муниципальной службы или муниципальной должности, учитываемый при исчислении пенсии за выслугу лет, определяется с учетом изменений разме-ра оклада по этой должности, произведенных в порядке, установленным нормативными правовыми актами органа местного самоуправления. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за вы-слугу лет, не может превышать 1,8 должностного оклада (с учетом районно-го коэффициента), установленного муниципальному служащему или лицу, замещающему муниципальную должность.
Размер пенсии за выслугу лет не может быть менее (3000) рублей. Максимальный размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муници-пальные должности и (или) должности муниципальной службы, устанавли-вается ежегодно решением представительного органа местного самоуправ-ления о местном бюджете на соответствующий год после определения средств в местном бюджете на эти цели [37, с.14].
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.01.2023 №58 (ред. от 04.04.2023) «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и по-рядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых феде-ральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или эколо-гическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений не-которых актов Правительства Российской Федерации» применяются следу-ющие коэффициенты (см. Таблица 3) [27].
1 февраля 2023 года прошла очередная индексация пенсий и социаль-ных выплат, в том числе ветеранам боевых действий. В 2022 году Госдумой был принят закон, согласно которому этот статус также получают участники спецоперации. Они также могут рассчитывать на ЕДВ — ежемесячную де-нежную выплату
Перечень лиц, получающих такой статус, указан в статье 3 Федераль-ного закона «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ [19] (далее – закон «О ве-теранах»). Отметим, что в этот ФЗ в 2022 году были внесены изменения со-гласно текущей ситуации. Так, в ст.3 закон «О ветеранах» появились пункты об участниках специальной военной операции. То есть они также получают статус ветеранов боевых действий, им полагается ЕДВ, которая проиндек-сирована в начале 2023 года.
К ветеранам боевых действий согласно Закону – «О ветеранах» 2023 году относятся:
1. военнослужащие, выполнявшие задачи по отражению воору-женного вторжения на территорию РФ, а также участники вооруженных провокаций на Государственной границе (прилегающей к районам прове-дения спецоперации) с 24 февраля 2022 года;
2. военнослужащие, выполняющие боевые задания по разминиро-ванию территорий и объектов ССР и других стран в период с 10 мая 1945 по 31 декабря 1951 год, а также участвующие в операциях боевого траления с 10 мая 1945 по 31 декабря 1957 года;
3. лица, принимавшие участие в боевых действиях в Дагестане в составе отрядов самообороны Республики с августа по сентябрь 1999 года;
4. добровольцы, выполняющие задачи ВС РФ в ходе специальной военной операции на территориях Украины ДНР, ЛНР с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30 сентября 2022 года;
5. военнослужащие автомобильных батальонов, которые в момент ведения боевых действий в Афганистане перевозили туда грузы;
6. военнослужащие летного состава, совершавшие боевые вылеты в Афганистан в период боевых действий в этой стране;
7. лица, обслуживающие военные части ВС РФ на территории дру-гих государств, где велись действия, если эти граждане получили ране-ния, контузии, награждены орденами и медалями;
8. лица, которые были отправлены на работу в Афганистан в пери-од с декабря 1979 по декабрь 1989 и отработали там положенный период или были откомандированы досрочно по уважительной причине. Это же касается лиц, работавших в Сирии с 30 сентября 2015 года;
9. прокуроры и следователи, выполняющие свои обязанности в условиях вооруженного конфликта в Чечне и прилегающих территориях с декабря 1994 по декабрь 1996, а также работающие при контртеррори-стических операциях на Северном Кавказе с августа 1999 года;
10. лица, отправленные работать на территории проведения специальной военной операции с 24 февраля 2022 года, которые отрабо-тали положенный срок или были откомандированы по уважительной причине.
11. Участник специальной военной операции, которая нача-лась в феврале 2022 года, подает рапорт о выдаче удостоверения участ-ника боевых действий перед выездом в зону спецоперации. Кадровая служба инициирует выпуск удостоверения. После на основании удосто-верения подаются заявления на льготы и ежемесячную выплату
Так же в ст.16 закона «О ветеранах» перечислены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий:
1. Ветеранам боевых действий из числа лиц, военнослужащие, вы-полнявшие задачи по отражению вооруженного вторжения на террито-рию РФ, а также участники вооруженных провокаций на Государствен-ной границе (прилегающей к районам проведения спецоперации) с 24 февраля 2022 года,
2. добровольцы, выполняющие задачи ВС РФ в ходе специальной военной операции на территориях Украины ДНР, ЛНР с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30 сентября 2022 года,
3. лица, которые были отправлены на работу в Афганистан в пери-од с декабря 1979 по декабрь 1989 и отработали там положенный период или были откомандированы досрочно по уважительной причине. Это же касается лиц, работавших в Сирии с 30 сентября 2015 года предоставля-ются следующие меры социальной поддержки:
1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законода-тельством;
2) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ве-теранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных усло-вий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального зако-на. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 го-да, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодатель-ством Российской Федерации;
3) компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
4) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквар-тирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимате-лями либо собственниками общей площади жилых помещений (в комму-нальных квартирах — занимаемой жилой площади);
5) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквар-тирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанно-го исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, уста-новленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федера-ции, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади).Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также чле-нам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим;
6) первоочередная установка квартирного телефона
7) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приоб-ретение садовых земельных участков или огородных земельных участ-ков;
8) сохранение права на получение медицинской помощи в медицин-ских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в пе-риод работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание меди-цинской помощи в рамках программы государственных гарантий бес-платного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских орга-низациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
9) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приоб-рел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в уста-новленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной ст.11 ч.6 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) [20];
10) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
11) преимущественное пользование всеми видами услуг организа-ций связи, организаций культуры и физкультурно-спортивных организа-ций, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;
12) профессиональное обучение и дополнительное профессиональ-ное образование за счет средств работодателя;
2. Ветеранам боевых действий из числа лиц (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воин-ские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Феде-рации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий; предо-ставляются следующие меры социальной поддержки:
1) сохранение права на получение медицинской помощи в медицин-ских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказа-ния гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подве-домственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских ор-ганизациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
2) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспече-ние путевками в санаторно-курортные организации;
3) первоочередное право на приобретение садовых земельных участ-ков или огородных земельных участков, установке квартирного телефона;
4) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 ка-лендарных дней в году;
5) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;
6) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инва-лидов боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осу-ществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Феде-рального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 ян-варя 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным зако-нодательством Российской Федерации.
3. Ветеранам боевых действий из числа лиц, направлявшиеся на рабо-ту в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отра-ботавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам; лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установлен-ный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважи-тельным причинам; лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения за-дач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донец-кой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, отработавшие установленный при направлении срок либо отко-мандированные досрочно по уважительным причинам; предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспече-ние путевками в санаторно-курортные организации;
2) первоочередное право на приобретение садовых земельных участ-ков или огородных земельных участков, установке квартирного телефона;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, гарантированная социальная защищенность военно-служащих и членов их семей создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном итоге, помогает решить вопросы комплектования Во-оруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо под-готовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом зависит успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.
На сегодняшний день в Российской Федерации действует ряд норма-тивно-правовых актов, которые регулируют порядок пенсионного обеспе-чения военнослужащих. Как показали проведённые исследования, этот по-рядок существенно отличается от порядка пенсионного обеспечения других граждан, а именно, по вопросам исчисления стажа, дающего право на полу-чение пенсии по выслуге лет. Пенсия за выслугу лет назначается военно-служащим, которые имеют на день увольнения выслугу на военной службе 20 лет и более. Пенсия за выслугу лет устанавливается в процентном отно-шении от сумм денежного довольствия военнослужащих в зависимости от выслуги.
Основная проблема пенсионного обеспечения военнослужащих за-ключается в неравномерном реформировании пенсионной системы Россий-ской Федерации. Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц, остались в стороне, так как на тот мо-мент, когда обсуждался вопрос о проведении пенсионной реформы, про-блема пенсионного обеспечения военнослужащих не была чётко обозначена и уровень военных пенсий в два или три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц.
Для решения проблемы, Правительство РФ должно принять ряд нор-мативно-правовых актов, которые приведут пенсионное обеспечение воен-нослужащих в русло проводимых пенсионных реформ, в процессе которых социальная роль военных пенсий должна сохраниться с учётом особого правового статуса военнослужащих.
Обеспечение социальной защищенности военнослужащих, в том числе установление и реализация льгот, пособий и компенсаций, является много-плановой проблемой. Ее решение заключается в законодательном закрепле-нии прав и льгот военнослужащих и создании четко функционирующего правового механизма их исполнения. Кроме того, реализация указанных мер в воинской части (учреждении) зависит в первую очередь от уровня знаний норм права командирами (начальниками) и должностными лицами, которые призваны осуществлять и по должности обязаны решать вопросы социальной защиты своих подчиненных, и во вторую очередь – от знания своих прав самими подчиненными.
Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц, остались в стороне, так как на тот момент, когда об-суждался вопрос о проведении пенсионной реформы, проблема пенсионно-го обеспечения военнослужащих не была чётко обозначена и уровень воен-ных пенсий в два или три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Теперь ситуация меняется коренным образом, и так называемые граждан-ские пенсии по своему уровню догоняют пенсии военные. Этого нельзя до-пускать, так как пенсионное обеспечение военнослужащих должно учиты-вать их особый правовой статус.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общерос-сийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал пра-вовой информации Российской Федерации – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
2. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодатель-ства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
3. Федеральный закон «О системе государственной службы Рос-сийской Федерации» от 27.05.2003 №58-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Со-брание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
4. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
5. Федеральный законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 29.05.2023, с изм. от 30.05.2023) // Собрание законо-дательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
6. Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам ор-ганов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в от-дельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 №247-ФЗ (ред. от 29.05.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
7. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 06.02.1997 №27-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
8. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
9. Федеральный закон «О Фонде пенсионного и социального стра-хования Российской Федерации» от 14.07.2022 №236-ФЗ // Собрание за-конодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
10. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
11. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ (ред. от 29.05.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата об-ращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
12. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законо-дательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
13. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата об-ращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
14. Федеральный закон «О денежном довольствии военно-служащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07.11.2011 №306-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства Российской Феде-рации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
15. Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата об-ращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
16. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотиче-ских средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Фе-дерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1 (ред. от 29.05.2023) // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
17. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном стра-ховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
18. Федеральный закон «О муниципальной службе в Россий-ской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
19. Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федера-ции. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
20. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) Со-брание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный
21. Решение Думы от 29.03.2017 года № 25/5-17 «Об утвер-ждении Порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, за-мещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
22. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федера-ции» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2022) // Собрание законода-тельства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
23. Указ Президента РФ от 07.12.2012 №1609 (ред. от 03.03.2023) «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
24. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 31.07.2022) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Воору-женных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Воору-женных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и карауль-ной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
25. Указ Президента РФ от 18.02.2005 г. № 176 «Об установ-лении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям граждан» (ред. от 01.09.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
26. Военная доктрина Российской Федерации» (утв. Прези-дентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
27. Постановление Правительства РФ от 23.01.2023 №58 (ред. от 04.04.2023) «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослу-жащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников неко-торых федеральных органов исполнительной власти, проходящих воен-ную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климати-ческими или экологическими условиями, в том числе отдаленных мест-ностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Фе-дерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
28. Постановление Администрации г. Тюмени Об утвержде-нии Положения об определении условий предоставления и порядка вы-платы пенсии за выслугу лет (с изменениями на 24 августа 2021 года), (в ред. постановлений Администрации города Тюмени от 17.09.2018 №512-пк, от 22.07.2019 №126-пк, от 14.10.2019 №195-пк, от 12.05.2020 №63-пк, от 24.08.2021 №180-пк) // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
29. Приказ Минобороны РФ от 31.07.1996 №284 (ред. от 13.01.2008) «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих» – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2022). – Текст электронный.
30. Албогачиева Б.М. Модели построения систем пенсионного обеспечения / Б.М. Алюогачиева // Аллея науки. – 2021. – Т. 1. – № 11. – С. 271-274.
31. Алябьева Т.С. Особенности пенсионного обеспечения за-рубежных стран / Т.С. Алябьева // Символ науки. – 2021. – Т. 1. – № 4. – С. 21-24.
32. Веровая С.С. Основные проблемы пенсионной системы РФ / С.С. Веровая // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 27(48). – С. 75-76.
33. Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспе-чения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская // ФГБОУ ВПО «Мордов-ский государственный университет имени Н. П. Огарева». – 2019. – С. 96-107.
34. Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспе-чения в РФ / Д.Р. Глинская // «Научно-практический журнал Аллея Науки» – №8(24). – 2020. – С. 1-3
35. Горохов А.А. Сравнительный анализ моделей пенсионного обеспечения России и Германии // А.А. Горохов // Инновационная эконо-мика: перспективы развития и совершенствования. – 2022. – № 4 (22). – С. 61-68.
36. Губанова О.А. История и реформирование пенсионного обеспечения в России / О.А. Губанова // Санкт-Петербургский универси-тет ГПС МЧС России. – №2 (39) – 2023. – С. 79-82
37. Евстратова А.С. Совершенствование системы пенсионно-го обеспечения в России / А.С. Евстратова // Воронежский государствен-ный технический университет – 2022. – С. 81-84
38. Иванова Т.А. Пенсионное обеспечение как элемент соци-ально – экономической безопасности РФ / Т.А. Иванова // Studium. – 2017. – № 3 (44). – С. 4.
39. Казова З. М. Оценка эффективности и финансовой устой-чивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова // Научно-практический журнал Аллея Науки» – №14. – 2023. – С. 2
40. Катковская М.А. Понятие пенсии как вида социального обеспечения / М.А. Катковская // Национальный исследовательский Том-ский государственный университет. – 2023. – С. 140-142
41. Криулин В.А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения Пенсионного фонда РФ / В.А, Криулин // Политика, эконо-мика и инновации. – 2023. – № 1 (18). – С. 5.
42. Кузьмичева Ю.В. Пенсионная реформа в России: перспек-тивы развития / Ю.В. Кузьмичева // «Научно-практический журнал Ал-лея Науки». – №11(27). – 2022. – С. 1-4.
43. Мадатов А.А. Пенсионная система России: Перспективы развития / А.А. Мадатов, В. Ю. Михальчук // Финансы и Кредит. – 2022. – № 25. – С.77 – 81.
44. Омшанова Э.А. Новые пенсионные правила: сбалансиро-ванность или эффективность бюджета Пенсионного фонда / Э.А. Омша-нова // Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. – Выпуск №10 – 2018. – С. 1-9
45. Пудова В.С. Проблемы пенсионного обеспечения в Рос-сийской Федерации и способы их решения / В.С. Пудова // «Научно-практический журнал Аллея Науки». – 2022. – №4(20) – С. 4.
46. Рязанцева Т.Е. Пенсионное обеспечение в Российской Фе-дерации / Т.Е. Рязанцева // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2023. – № 14. – С. 151-154.
47. Садыкова Л.М. Проблемы и перспективы пенсионного страхования в РФ / Л.М. Садыкова // «Научно-практический журнал Ал-лея Науки». – №11(27). – 2018. – С. 1-5
48. Сергеева И.С. Взносы на накопительную часть пенсии от-менены? / И.С, Сергеева // [Электронный ресурс] – http://www.buhgalteria.ru/article/n162108
49. Станчин И.М. Пенсионное обеспечение как инструмент социальной защиты / И.М. Станчин // Воронежский экономико-правовой институт. – 2018.- №7. – С. 192-196.
50. Стародубова В.С. Сравнительная характеристика пенсион-ной системы РФ и США / В.С. Стародубова // International Journal of Humanities and Natural Sciences, №12(2). – 2018. – С. 134-136
51. Старцева С.В., Мавринская Т.В. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного пенсионного обеспечения военнослужа-щих // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №12-2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.04.2023).
52. Степанченко О.А. Пенсионная реформа и демографиче-ская ситуация в РФ // Общественные и экономические науки. Студенче-ский научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). – С. 70-73.
53. Тарманова В.С. Выплата накопительной части пенсии и порядок ее формирования / В.С. Тарманова // [Электронный ресурс] – https://pf-magazine.ru/articles/obshhaya-informacziya/vyplata-nakopitelnoj-chasti-pensii-i-poryadok-ee-formirovaniya.html (дата обращения: 23.04.2023).
54. Тютюнов Н.В. Упорядочение денежного довольствия во-еннослужащих для исчисления военных пенсий // Социально-политические науки. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru (дата обра-щения: 23.04.2023).
55. Тютюнов Н.В. Упорядочение денежного довольствия во-еннослужащих для исчисления военных пенсий // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru (дата об-ращения: 23.04.2023).
56. Черепанов В.А. Политическая реформа в России: пробле-ма и поиск путей решения / В.А. Черепанов // Вопросы правоведения. – 2021. – № 3. – С. 21-38.
57. Шаталова П.В., Советкина А.С. Отдельные аспекты ис-числения пенсий по выслуге лет военнослужащим // Форум молодых ученых. 2018. №12-4 (28). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.04.2023).
58. Шахбанова Ю.А. Виды пенсий для военнослужащих в Российской Федерации // Наука и образование сегодня. 2018. №7 (30). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.04.2023).
59. Яруллин Р.Р. Проблемы Пенсионного фонда РФ и пути их решения / Р.Р. Яруллин // Инновационное развитие. – 2017. – № 12 (17). – С. 152-154.
