Меню Услуги

Порядок перемещения оружия и патронов через таможенную границу. Часть 2.


Страницы:   1   2   3


2.2. Понятие и виды таможенных процедур

В соответствие п.26 ч.2 ст.4 ТК ТС таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Также можно дать другое определение, отражающее суть таможенной процедуры: таможенная процедура — это порядок пользования и распоряжения товарами на таможенной территории или за её пределами, зависящий от целей перемещения через таможенную границу и устанавливающий режим уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров.

В узком смысле таможенная процедура представляет собой совокупность таможенных операций и порядок их совершения. Широкое понимание таможенной процедуры включает в себя также специальные таможенные процедуры и иные таможенные процедуры, совершаемые в рамках таможенного оформления.

Таможенные операции представляют собой отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемых лицами и таможенными органами в соответствии с ТК ТС при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Исполнение таможенных процедур и таможенных операций обычно происходит при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС.

Таможенная процедура определяет объём правомочий декларанта в отношении товара после его выпуска (после окончания таможенного оформления). Также она определяет объем применяемых таможенными органами тарифных и нетарифных мер к товарам.

В соответствии со ст.203 ТК ТС лицо, перемещающее товар через таможенную границу, обязано поместить его под определенную таможенную процедуру, при этом он вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую.

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом (ст.204 ТК ТС). Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру и ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант (ст.205,ст.207 ТК ТС). Ст. 186 ТК ТС устанавливает перечень лиц, которые могут быть декларантами (Приложение 1):

1) лицо государства — члена таможенного союза:

заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами — при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС;

организация, имеющая представительство, созданное на территории государства — члена таможенного союза в установленном порядке, — при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства — члена таможенного союза;

3) лица государства — члена таможенного союза и иностранные лица, заявляющие таможенную процедуру таможенного транзита:

лица, указанные в подпунктах 1) и 2);

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

экспедитор, если он является лицом государства — члена таможенного союза.

Рассмотрим порядок помещения товаров под таможенную процедуру в соответствии с ФЗ от 27 ноября 2010 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации»:

  • Товары, ввозимые в Российскую Федерацию, подлежат помещению под одну из таможенных процедур в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза и ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», за исключением товаров:

1) происходящих с таможенной территории Таможенного союза (территории государства — члена Таможенного союза);

2) выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза (товарами, выпущенными для свободного обращения на таможенной территории ТС союза, считаются товары, в отношении которых уплачены ввозные таможенные пошлины по тем же ставкам, что и в РФ, и в отношении которых соблюдены те же запреты и ограничения, что и в РФ);

3) изготовленных из товаров, происходящих с территории Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территориях государств — членов Таможенного союза.

  • Товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под одну из таможенных процедур, если товары предназначены к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза. В иных случаях товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под таможенную процедуру, если это предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или актами Правительства Российской Федерации.
  • Помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется в порядке и на условиях, которые определены Таможенным кодексом Таможенного союза и ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
  • Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле определяет порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры, формы таких разрешений, а также устанавливает порядок и технологии совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, видов транспорта, а также категорий лиц, перемещающих товары.

Классификация таможенных процедур

1) С точки зрения структуры таможенного процесса можно выделить:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— таможенные процедуры, образующие его самостоятельные элементы (специальные таможенные процедуры);

— таможенные процедуры, включенные в производство таможенного оформления (временное хранение, внутренний таможенный транзит).

2) В зависимости от цели перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу существуют:

— таможенные процедуры, применяемые только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при коммерческом перемещении (специальные таможенные процедуры в отношении транспортных средств);

— специальные таможенные процедуры, применяемые физическими лицами (ввоз, вывоз, временный ввоз, временный вывоз товаров и транспортных средств для личных нужд); специальные таможенные процедуры по перемещению товаров отдельными категориями иностранных граждан.

3) С точки зрения предметов, перемещаемых через таможенную границу для коммерческих целей, различают:

— таможенные процедуры, применяемые только к товарам;

— специальные таможенные процедуры, применяемые только к транспортным средствам (временный ввоз, временный вывоз транспортных средств), к запчастям и оборудованию (глава 48 ТК ТС).

4) В зависимости от вида транспортного средства, применяемого в ходе перемещения или способа перемещения товаров, следует выделить:

— специальные таможенные процедуры: применяемые в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях (ввоз, внутренний транзит, транзит — глава 44 ТК ТС); связанные с перемещением товаров трубопроводным транспортом и по линии электропередачи (глава 47 ТК ТС);

— таможенные процедуры общего характера, применяемые в отношении товаров, перемещаемых традиционными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским, речным, воздушным.

Данная классификация позволяет упростить восприятие законодательно установленных стадий таможенного процесса и взаимообусловленность таможенных процедур и, следовательно, избежать ошибок толкования норм Таможенного кодекса Таможенного союза.

Виды таможенных процедур

Виды таможенных процедур установлены статьей 202 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров действуют следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Таможенные процедуры, указанные в пунктах 15) и 16) устанавливаются международными договорами государств-членов таможенного союза.

Все виды таможенных процедур можно сгруппировать в четыре раздела:

  1. Основные таможенные процедуры;
  2. Таможенные процедуры, ограничивающие режим пользования товарами;
  3. Завершающие таможенные процедуры;
  4. Специальные таможенные процедуры.
  • Основные таможенные процедуры — это наиболее часто применяемые, имеющие наибольший удельный вес процедуры во внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. К ним относятся следующие таможенные процедуры: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный транзит.

К ним относятся так называемые простые или обычные таможенные процедуры, предусмотренные законодательством многих стран. Так, например, наиболее часто при импорте товаров применяется таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, в соответствии с которой ввозимые на таможенную территорию государства иностранные товары остаются постоянно на этой территории без обязательного их обратного вывоза. Основные таможенные процедуры представляют собой самостоятельную и завершенную коммерческую операцию (по импорту, экспорту или транзиту).

  • Таможенные процедуры, ограничивающие пользование товарами, включают такие таможенные процедуры как: переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз; временный вывоз; таможенный склад; беспошлинная торговля; свободная таможенная зона; свободный склад.
  • К завершающим таможенным процедурам относятся: реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.

Данные процедуры призваны завершить таможенный контроль. Так, например, таможенная процедура уничтожения предусматривает, что начавшийся ввоз иностранных товаров на таможенную территорию ТС может быть завершен без обратного вывоза этих товаров путем их уничтожения под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза. Таможенная процедура уничтожения применяется, если реализация ввезенных товаров по каким-либо причинам невозможна (товары утратили свое качество, оказались испорченными или поврежденными вследствие аварии либо действия непреодолимой силы в период их транспортировки или хранения на таможенном складе).

  • Специальные таможенные процедуры. Эти процедуры допускают использование товаров только для строго определенных целей и при соблюдении установленных таможенными органами условий.

При рассмотрении специальных таможенных процедур необходимо ознакомиться с Решением КТС от 20 мая 2011 г. №329 «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещение товаров под такую таможенную процедуру». Согласно этому решению, специальные таможенные процедуры применяются в отношении:

1) товаров, вывозимых для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств-членов ТС;

2) вооружения, военной техники, боеприпасов и иных материальных средства, перемещаемые через таможенную границу ТС между воинскими частями государств — членов ТС с целью поддержания их боевой готовности, создания благоприятных условий для выполнения ими поставленных задач;

3) товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;

4) товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС и предназначенные для проведения научно-исследовательских работ в Арктике и Антарктике в интересах государств — членов ТС на некоммерческой основе;

5) дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств и государств — членов ТС.

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели понятие таможенной процедуры, показали что, суть таможенной процедуры заключается в порядке пользования и распоряжения товарами на таможенной территории или за её пределами, зависящий от целей перемещения через таможенную границу, подробно изучили ст.202 ТК ТС, закрепляющую виды таможенных процедур.

 

Глава 3. Противодействие незаконному ввозу оружия в Россию

3.1. Противодействие незаконному ввозу оружия и боеприпасов в Россию в начале XX в.

Исследования показывают, что незаконный оборот оружия и боеприпасов в периоды обострений политических и социально-экономических противоречий приобретает политический характер, поскольку вопрос обладания оружием служит определенным аргументом в политических спорах. Подтверждением этого тезиса служат события в России во время трех революций и гражданской войны в ХХ в. Социально-политическая ситуация в Российской Империи в начале ХХ в. обусловила увеличение количества оружия и боеприпасов, находящихся в незаконном обороте. Использование вооруженных методов революционной борьбы вызвало необходимость приобретения революционерами оружия и боеприпасов за границей. В 1905–1907 гг. увеличился объем контрабанды оружия через южные порты Российской Империи. По сведениям, имевшимся в Департаменте полиции, оружие ввозилось в Россию на пароходах, доставлявших нефть в Англию, Ирландию, Дублин, Белфаст, откуда они возвращались с оружием в русские черноморские порты, главным образом, в Батум, Поти и Сухум . 30 мая 1906 г. начальник Генерального штаба в письме П.А. Столыпину отметил, что «из сопоставления получаемых сведений о ввозе оружия, можно вывести заключение, что сосредоточением всех грузов является Англия» . 31 мая 1906 г. начальник Генерального штаба направил П.А. Столыпину новое письмо, в котором указывал: «1. Большая часть оружия отправляется из Гулля и из Манчестера; в эти два пункта перевозятся ящики с оружием или патронами, как приобретенные в Англии, так и доставленные из Остенде и Роттердама. В Балтийском море грузы эти идут обыкновенно на пароходах, но из Гулля иногда на рыбачьих лодках, выходящих якобы на Доггербанк для ловли. 2. Почти все оружие идет якобы в Прибалтийский край и внутренние губернии России, в Финляндию же оружия не посылают, полагая, что она достаточно вооружена: за лето 1905 года туда перевезено будто бы 100.000 ружей, не считая револьверов и пулеметов. 3. В данное время на Темзе строится пароход, якобы для Общества Соединенного Пароходства, в действительности же для революционеров; этот пароход будет делать 22 узла. 4. В Генуе есть отделение завода Армстронга, которое изготовляет большое количество оружия для русских революционеров. Это оружие из Италии направляется в наши порты Черного моря. Аналогичное письмо было направлено министру финансов В.Н. Коковцеву . Значительное количество оружия закупалось революционерами в Бельгии. Об этом, например, говорит содержание письма из МВД на имя А.П. Извольского: «По полученным сведениям, проживающие в Бельгии революционеры занимаются усиленной закупкой в большом количестве оружия Льежских и других фабрик для водворения такового в Россию, пользуясь тем, что Бельгийское Правительство смотрит главным образом с коммерческой точки зрения на возможность для его подданных сбывать оружие своего производства» . Заведующий заграничной агентурой Департамента полиции А.М. Гартинг в письме на имя директора Департамента полиции (№ 286 от 20/7 сентября 1906 г.) доложил, что «по со- бранным сведениям, русские революционеры действительно приобрели в Англии пароход “Аякс” (Ajax), переименованный ими в “Armstrong”. Пароход этот, подвергшийся значительной перестройке в видах расширения помещения для угля, теперь обладает способностью делать рейс в Балтийское море и обратно, не заходя в попутные порты за углем» . О том, что революционерами был приобретен пароход для перевозки закупленного оружия в Россию, говорят и иные источники. Например, первый квартирмейстер Генерального штаба в письме на имя директора Департамента полиции М.И. Трусевича подчеркнул: «Рыболовный пароход, приобретенный революционерами в Гулле, носит название General Armstrong, прежде он назывался Ajax. Он уходит из Гулля с большим запасом угля и возвращается иногда через два месяца, а рыбы привозит очень мало. Существует предположение, что он в море берет оружие с других пароходов и доставляет в порты Балтийскаго моря» . Активную работу по закупке оружия за границей и организации его отправки в Россию в указанный период осуществлял Меер Валлах (М.М. Литвинов). В сообщении от 1 июня 1906 г. заведывающий полицией на Кавказе уведомил Черноморского губернатора о том, что «один из главных агентов “Центрального Комитета” Российской социал-демократической рабочей партии, упомянутый в циркуляре от 11 сентября 1903 г. за № 8404 Меер Валлах, известный в революционной среде под кличкой “Феликс”, ездил недавно в Марсель для отправки морским путем на Кавказ значительного транспорта оружия, закупленного на сумму 196 тысяч рублей, которые были украдены социал-демократами на Кавказе, причем имеются указания, что местные крестьяне, будучи обложены соответствующим налогом, потребовали от социал-демократического Комитета на такую же сумму оружия, закупка коего и поручена в Марсели Валлаху» . В начале 1906 г. под вывеской парижской конторы, открытой на фиктивное имя, М.М. Литвинов занялся размещением оружейных заказов на европейских заводах. Летом 1906 г. он разместил заказы на оружие в Брюсселе, Вене, Карлсруэ, Гамбурге, Берлине, Гааге, Льеже. Филиалы парижской конторы были созданы в различных городах Европы, в том числе в Цюрихе и Льеже. В справке от 9 марта 1906 г., составленной для высших чинов полиции на основании донесений заграничной президентуры, отмечалось: «Недавно в Берлине был проездом из Петербурга известный социал-демократ Меер Валлах, он же Литвинов, Феликс и Папаша. Ему поручено произвести немедленную закупку в крупных размерах и, кроме того, устроить на ближайшее время доставку оружия в Россию (револьверов, патронов, ружей, пулеметов и т.д.). На помощь ему приехал также социал-демократ, известный под кличками Герман и Виктор, из Гельсингфорса, на днях приедет также известный Петр Гермогенович Смидович, он же Василий Иванович Червинский и Матрена. Последнему поручается устроиться в наиболее подходящем порту для отправки оружия (название порта будет установлено агентурой)… Валлах ездил из Берлина в Карлсруэ для свидания со своим братом и чтобы побывать на фабрике Бергмана, где выполняется заказ пулеметов и карабинов. В настоящее время Валлах находится в Париже, который будет центром для заведования делом оружия». Ситуация в сфере незаконного оборота оружия, в частности, незаконный ввоз оружия революционерами в пределы Российской Империи, обусловила принятие ряда экстренных мер. По распоряжению Департамента полиции на Балканский полуостров в феврале 1905 г. был командирован действительный статский советник Л.А. Ратаев «для организации там агентурного наблюдения за водворением в пределы Империи взрывчатых веществ и разного рода оружия». В Западной Европе в феврале 1906 г. «организовать наблюдение за водворением в пределы Империи оружия и взрывчатых веществ» было поручено заведующему заграничной агентурой Департамента полиции коллежскому советнику А.М. Гартингу. Через дипломатические каналы Министерство иностранных дел в рассматриваемый период направило правительствам иностранных европейских государств представление о содействии в пресечении незаконного ввоза оружия и боеприпасов в Российскую империю. Министерство иностранных дел 23 января 1906 г. уведомило министра внутренних дел П.Н. Дурново о том, что «представление это принято сочувственно в Германии и Норвегии, а именно Германское Правительство опубликовало наши постановления, воспрещающие ввоз оружия в Россию и, кроме того, особо предупредило о них заинтересованная фабрики и пароходные  компании; портовая и пограничная германская власти получили приказание наблюдать за подозрительными грузами и сообщать о них нашему Посольству в Берлине. Норвежское Правительство не встречает, равным образом, препятствий к опубликованию сказанных постановлений, однако, принятие прочих мер требует предварительного соглашения между собою различных норвежских ведомств» . 7 февраля 1906 г. Министерство иностранных дел вновь уведомило П.Н. Дурново, что получены ответы от бельгийского, нидерландского, австро-венгерского правительств: «В Бельгии и Нидерландах опубликовано запрещение нашего Правительства ввоза оружия в Империю, при чем Бельгийским Правительством предупреждены, кроме того, заинтересованные лица о последствиях нарушения такового запрещения. Австро-Венгерское же Правительство отклонило принятие этих мер в виду того, что морской торговли между этой страной и Россией не существует, что же касается сухопутной границы, то, по сообщению Австро- Венгерскаго Министерства Иностранных дел, строжайшая инструкции даны Австрийской таможенной страже в виду воспрепятствования вывозу оружия в пределы России» . Учитывая важность пресечения незаконного ввоза оружия в Россию, Департамент полиции придавал большое значение агентурной работе в этой сфере. 20 марта 1908 г. начальникам районных охранных отделений, губернских и жандармских полицейских управлений железных дорог в приграничных губерниях и на пограничные пункты был разослан циркуляр Департамента полиции об использовании агентуры для наблюдения за снабжением революционеров оружием. В циркуляре отмечалось, что секретная агентура является «наиболее верным способом розыска и задержания транспортов оружия как на границе, так и внутри края». В связи c этим Департамент полиции предложил «обратить на это дело самое серьезное внимание, немедленно же приняв меры к приобретению секретной агентуры, близко стоящей к главным складам, снабжающим революционеров оружием и к складочным пунктам, в которых сосредоточивается оружие, уже водворенное в Россию, и сообщая немедленно же все получаемые сведения как местным розыскным органам, так в Департамент Полиции и в подлежащее район- ное охранное отделение». Сведения, «сообщаемые по оружию», обязательно должны были заноситься в особые дневники, в которых делались отметки о том, как использованы полученные сведения .В пресечении незаконного ввоза вооружения большая роль отводилась кораблям военного флота. 19 мая 1906 г. морским министром вице-адмиралом Бирилевым была утверждена «Инструкция военным судам об осмотре торговых судов для воспрепятствования ввоза оружия и боевых припасов к берегам России в Балтийском море, в Финском, Ботническом и Рижском заливах». В параграфе 3 данной Инструкции указывалось, что для «воспрепятствования тайному провозу запрещенных видов оружия и боевых припасов, к службе таможенно-полицейской охраны побережья могут быть привлекаемы и суда военного флота, причем на последние возлагается при этом наблюдение за тем, чтобы все пребывающие торговые суда разгружались лишь в пунктах их назначения и не могли избежать таможенного досмотра». В Инструкции дан перечень действий, производимых военными кораблями по пресечению незаконного ввоза оружия и боевых припасов: «В зависимости от изложенных главных оснований, действия охранных военных судов по отношению к подозреваемым торговым судам, направляющимся к берегам России и ее островам, будут заключаться: а) в опросе подозреваемого судна, б) в наблюдении за его движением до порта назначения, в) в остановке подозрительного судна, г) в осмотре его и д) в задержании судов в случае обнаружения на них запрещенного к привозу оружия и боевых припасов». Необходимые меры для пресечения незаконного ввоза оружия и боевых припасов были приняты также на юге Российской Империи. Для охраны побережья Черного моря от ввоза революционерами оружия от Керченского пролива по всему Кавказскому берегу до русско-турецкой границы были назначены канонерская лодка «Запорожец» и минный крейсер «Казанский», которые, по возможности, должны чаще выходить в море и следовать вдоль берегов, а также находиться на пути пароходов, идущих из Константинополя в главные порты указанного района. Одновременно принимались меры по усилению войсковой охраны государственной границы. При этом было уделено особое внимание охране границы Российской Империи с Великим Княжеством Финляндским, в частности по Ладожскому озеру. 24 декабря 1905 г. главнокомандующим войсками гвардии и Петербургского военного округа было объявлено командиру отдельного корпуса пограничной стражи высочайшее повеление о принятии мер «против проникновения в Империю из Финляндии разного рода оружия, огнестрельных припасов, взрывчатых веществ и вообще контрабанды, имеющей политический характер». Во исполнение указания императора Санкт-Петербургская бригада пограничной стражи с января 1906 г. была усилена прикомандированными из западно-сухопутных бригад Корпуса пограничной стражи 26 обер-офицерами, 340 конными и 438 пешими нижними чинами, из которых сформированы новые посты по финляндской сухопутной границе и по побережьям Финского залива (в пределах Санкт-Петербургской губернии) и Ладожского озера, а также сформированы железнодорожные отряды на всех линиях Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Одновременно был усилен крейсерский надзор флотилии Отдельного корпуса пограничной стражи за Балтийским побережьем. Суда флотилии в течение всей зимы несли усиленную службу, невзирая на погоду . Открытие навигации существенно изменило условия охраны Финляндской границы, особенно по Ладожскому озеру. Проблема заключалась в том, что пограничная стража и таможенное ведомство могли противодействовать ввозу оружия только в том случае, если иностранные суда, на которых оно перевозилось, следовали в пределах морской таможенной полосы (пространство в 3 морских мили от русского берега как на материке, так и на островах, где иностранные и русские суда подлежали пограничному надзору), или по какой-либо причине заходили в один из российских портов Балтийского моря. Если провоз оружия и боеприпасов осуществлялся непосредственно в Финляндию, то с учетом ее обособленности в пограничном и таможенном отношении, российские пограничная стража и таможня были лишены возможности противодействовать этому ввозу, были не вправе подвергать контролю и досмотру грузы, доставляемые в Финляндию через Балтийское море и сухопутную границу Финляндии со скандинавскими государствами. Охрана сухопутной границы между Ладожским озером и Финским заливом признавалась удовлетворительной в сфере недопущения скрытого перехода через нее, однако охрана побережья Финского залива и берегов Ладожского озера была явно недостаточно обеспеченной в связи со значительным удалением друг от друга постов пограничной стражи. В среднем расстояние между постами на побережье залива составляло от 7 до 25 верст, на Ладожском озере – от 11 до 200 и более верст. Наиболее же доступным путем для водворения контрабандного оружия из Финляндии в Россию признавалось именно Ладожское озеро . Усиление пограничной охраны по Ладожскому озеру вызывалось несколькими факторами, среди которых сообщение Департамента полиции от 28 мая 1906 г. командиру Санкт- Петербургской бригады пограничной стражи о том, что по имеющимся сведениям революционерами было принято решение о водворении оружия в Россию из Финляндии через Ладожское озеро, поскольку в связи с усилением сухопутной границы в пределах Санкт-Петербургской губернии попытки провезти оружие через границу потерпели неудачу. По сведениям Главного управления Генерального штаба, революционерами был внесен задаток фабрикантам в размере 800 тыс. рублей за сделанные заказы на огромные партии оружия, в том числе пулеметов, которые впоследствии планировалось нелегально ввезти в Россию . Подобное положение дел потребовало дополнительных сил и средств для охраны границы с Финляндией, в частности, использование сухопутных войск для усиления постов пограничной стражи, а также организация крейсирования миноносцев по Ладожскому озеру. Для обсуждения данного вопроса было создано особое межведомственное совещание «по вопросу об усилении полевыми войсками охраны границы Империи с Великим Княжеством Финляндским и об установлении на Ладожском озере крейсерского надзора судами Военного Флота» из представителей различных заинтересованных ведомств. На заседании 6 июня 1906 г. под председательством начальника 1-го Округа Отдельного корпуса пограничной стражи генерал-лейтенанта Акимова после обсуждения проекта охраны, разработанного представителями пограничной стражи, были уточнены многие аспекты возможного участия полевых войск и военного флота в охране границы, а также было решено просить Департамент таможенных сборов об усилении досмотра судов, приходящих из Финляндии . В связи с тем, что в портах Черного и Балтийского морей был значительно усилен надзор за провозящимися грузами, революционеры стали предпринимать попытки незаконного ввоза оружия и боеприпасов через северные порты Российской империи. Начальник Генерального штаба письмом от 6 июня 1906 г. (№ 165) уведомил П.А. Столыпина о получении данных, что «грузы оружия, кроме портов Балтийского и Черного морей, направляются также и в Архангельск». Департамент полиции 17 июня 1906 г. направил Архангельскому губернатору письмо (№ 9369), в котором указал: «По полученным в Департаменте Полиции сведениям, революционеры, занимающиеся тайным водворением оружия в Империю через порты Черного и Балтийского морей, стали в виду усиленного надзора в вышеупомянутых портах, водворять оружие также и через Белое море главным образом в Архангельск. Сообщая о сем, Департамент Полиции просит Ваше Превосходительство не отказать проверить вышеприведенная указания на тайный ввоз оружия в Архангельск, а равно принять меры по соглашению с таможенным ведомством и пограничной стражей к предупреждению водворения вышеуказанной контрабанды. Архангельский губернатор действительный статский советник Н.Н. Качалов 29 июня 1906 г. сообщил в Департамент полиции, что по сведениям начальников отдельных ведомств, сотрудники которых занимаются надзором, «случаев водворения указанной контрабанды до сего времени не наблюдалось» . Одновременно он сообщил, что для изыскания мер к недопущению тайного провоза оружия и боеприпасов в Российскую империю через Архангельский торговый порт 17 апреля 1906 г. было созвано Особое Совещание, в котором приняли участие: вице-губернатор коллежский советник Д.Д. Григорьев, начальник Архангельского торгового порта надворный советник К.Г. Толстой, начальник Архангельского губернского жандармского управления полковник А.Ф. Соболев, командир Беломорского отдела От- дельного корпуса пограничной стражи полковник В.Ф. Орлов, управляющий Архангельской таможней действительный статский советник С.А. Кобылин, начальник 3 судоходной дистанции Вологодского отделения Вытегорского округа путей сообщения коллежский асессор В.Г. Рывкин, помощник полицмейстера г. Архангельска коллежский секретарь В.И. Лапин, исполняющий обязанности Архангельского уездного исправника коллежский советник Ф.Г. Волыхин, управляющий канцелярией Архангельского губернатора титулярный советник Н.А. Макринов, председательствовал архангельский губернатор действительный статский советник Н.Н. Качалов. Совещание пришло к заключению, что «наиболее действительною мерою, могущею воспрепятствовать контрабандному провозу оружия, является установление непрерывного надзора за каждым приходящим из заграницы судном с момента подхода его к плавучему маяку, находящемуся от г. Архангельска на настоянии 73 верст, до обратного прохождения судна ми- мо того же маяка, при возвращении заграницу» . Для осуществления этой меры Совещанием был определен ряд способов: 1) помещение на плавучем маяке в течение всего навигационного периода пяти досмотрщиков Архангельской таможни, один из которых должен был садиться на приходящее из-за границы судно вместе с лоцманом, и сопровождать судно по направлению к городу до смены его другим надсмотрщиком или чином пограничной стражи; 2) учредить надзор за иностранными судами во время их стоянки на заводах, возложив его на досмотрщиков таможенного ведомства и чинов Беломорского отдела Отдельного корпуса пограничной стражи; 3) установить тщательное наблюдение как за пароходами и пристанями в пределах города, так и за всеми судами, направляющимися из города вверх по Двине, поручив это чинам Архангельского торгового порта и судоходной дистанции; 4) учредить надзор за по- грузкой товаров на железнодорожной станции таможенными досмотрщиками; 5) Совещание признало, что одной «из наиболее действительных мер для успешного открытия контрабандно- го оружия» является выдача денежных премий, которые могут быть назначаемы из сумм, вырученных от продажи конфискованных товаров и из штрафных денег в соответствии с действующим таможенным уставом. «В случае же невозможности пустить в продажу конфискованное оружие (при обнаружении напр. пулеметов, разрывных снарядов и т.п.), означенная премии необходимо выдавать, в сумме не менее 100 рублей за каждую поимку, из особого кредита, об отпуске которого, в размере 1000 рублей, ныне же войти с ходатайством в Министерство Внутренних Дел». Незаконно ввезенные в Россию оружие и боеприпасы оказали негативное влияние на состояние правопорядка в стране, создали необходимые условия для революционного и уголовного террора. За один год, начиная с октября 1905 г., в Российской Империи было убито и ранено 3611 государственных чиновников. К концу 1907 г. число государственных чиновников, убитых или покалеченных террористами, достигло почти 4500 человек, а если к этому прибавить 2180 убитых и 2530 раненых частных лиц, то общее количество жертв 1905–1907 гг. составило более 9000 человек. Не стал исключением и Северный Кавказ, где также был совершен ряд актов террора в отношении представителей власти. Например, в Кубанской области более чем двадцати полицейских, ставших жертвами политического и уголовного террора, 15 погибли только в 1907 г. При этом расправлялись с наиболее активными и добросовестными работниками.

3.2. Противодействие транснациональному незаконному обороту оружия: состояние и проблемы

В соответствии с п. 37 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, деятельность транснациональных преступных организаций, связанная с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, является одним из основных источников угроз национальной безопасности .

Несмотря на диверсификацию организованной преступности, незаконный оборот оружия остается одним из высокодоходных видов преступной деятельности. Динамику данного явления можно проиллюстрировать следующими данными: если в 1991 г. в федеральном розыске значилась 951 единица утраченного или похищенного оружия, то в 2008 г. — уже более 215,3 тыс. единиц, из которых 69,6 тыс. нарезного .Существующая система незаконного оборота оружия, безусловно, стимулирует рост вооруженности преступных формирований, что, в свою очередь, неизбежно приводит к обострению криминальной ситуации. За последние семь лет было зарегистрировано более 3,2 тыс. преступлений, совершенных участниками ОПФ с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ . Как правило, оружие применялось для совершения тяжких преступлений против личности или собственности. За указанный период ими совершено свыше 1,1 тыс. убийств, из них 63 — по найму. И это только то, что было официально зарегистрировано.  За период с 1997 по 2007 г. у участников ОПФ было изъято 9,5 тыс. единиц огнестрельного оружия, в том числе 4,9 тыс. — нарезного, 407 тыс. боеприпасов, 80 тонн взрывчатых веществ и 8,1 тыс. взрывных устройств. В свою очередь, за 2008 — 2009 гг. было изъято 456 единиц огнестрельного оружия, в том числе 298 — нарезного, 18,1 тыс. боеприпасов, 36 кг взрывчатых веществ и 238 взрывных устройств. Одним из источников поступления оружия в криминальную среду является его контрабандный ввоз из-за рубежа. Основные контрабандные каналы проходят через северо-западные и южные рубежи России. Для перемещения оружия через границу используется автомобильный, железнодорожный и морской транспорт, что обусловлено наличием в них большого количества труднодоступных мест для его сокрытия и сложностями в проведении таможенного досмотра (ограниченные сроки, отсутствие спецтехники и т. д.). За последние пять лет таможенными органами РФ изъято 320 единиц огнестрельного оружия, более 10 тонн взрывчатых веществ и 42 взрывных устройства. В свою очередь, в 2008 г. пограничные органы РФ изъяли 197 единиц огнестрельного оружия (+ 43%) и 24,4 тыс. шт. различных боеприпасов (+ 40%) .Согласно данным ГИАЦ МВД России, уже к началу 2005 г. на централизованном учете состояло 28,4 тыс. единиц огнестрельного оружия иностранного производства, из них более 12 тыс. — нарезного. В основном это стрелковое оружие, произведенное в ФРГ, Чехии, Италии, Бельгии, КНР и бывшей Югославии. Больше всего такого оружия было изъято в Москве и Санкт-Петербурге, Республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском крае, Московской, Омской, Орловской и Самарской .Вместе с тем иностранное оружие не получило широкого хождения ввиду насыщенности «черного рынка» огнестрельным оружием и боеприпасами отечественного производства. Треть всего разыскиваемого, похищенного и утраченного оружия приходится на государственные военизированные организации, и в первую очередь на Минобороны РФ .Причем связано это не столько с участием в боевых действиях, ненадлежащим уровнем охраны складов и арсеналов, сколько с высоким уровнем коррупции в вооруженных силах . Практика показывает, что иностранное оружие используется для совершения так называемых заказных убийств. Причем не столько из-за своей высокой эффективности, сколько с целью затруднить деятельность правоохранительных органов по установлению его происхождения.

Другим не менее значимым источником поступления оружия в криминальную среду остаются регионы с межнациональными вооруженными конфликтами, особенно Северный Кавказ и Закавказье. Достаточно сказать, что за 2003 — 2009 гг. на территории Северо-кавказского региона было ликвидировано более 9,7 тыс. баз и тайников с оружием и боеприпасами. В результате изъято свыше 9,5 тыс. единиц стрелкового оружия, 20 ПЗРК, 252 огнемета, более 5 тыс. гранатометов и свыше 54,5 тыс. выстрелов к ним, около 20 тонн взрывчатых веществ и 3,5 млн. шт. боеприпасов. Анализ данных Национального антитеррористического комитета (НАК) свидетельствует о том, что основные каналы поставок оружия в РФ проходят через территорию Абхазии и Южной Осетии. За последнее время органами безопасности пресечена деятельность организованных преступных групп, пытавшихся доставить оттуда более 170 единиц стрелкового

В свою очередь, различные виды российского вооружения и военной техники (ВВТ) незаконно поставляются в зоны конфликтов на Балканах, Ближнем Востоке и в Западной Африке. Причем зачастую речь идет о так называемых серых поставках, осуществляемых частными компаниями, связанными с ОПФ, под прикрытием коррумпированных должностных лиц из спецслужб. Для того чтобы скрыть конечный пункт назначения ВВТ, ими обычно используются фиктивные сопроводительные документы и компании, расположенные в сопредельных государствах .

О масштабах данной проблемы наглядно свидетельствуют данные ФТС России, согласно которым только за период с 2004 г. и 6 мес. 2008 г. таможенными органами было возбуждено 45 уголовных дел о контрабанде более 23,4 тыс. предметов вооружения и военной техники .Растущий спрос на ВВТ отечественного производства обусловлен тем, что большинство ее образцов приспособлено к использованию в неблагоприятных климатических условиях, имеет несложную конструкцию и гораздо дешевле иностранных аналогов. По разным оценкам, объем продаж «серого» рынка ВВТ составляет 5 — 10% от легального экспорта На первый взгляд это немного. Однако существование такого рынка не только дискредитирует легальных поставщиков вооружений, препятствует урегулированию конфликтов и реинтеграции их участников в мирную жизнь, но и способствует поддержанию реакционных политических режимов и террористических организаций.

Несмотря на всевозможные спекуляции, тезис о причастности российских ОПФ к хищению или контрабанде ядерных материалов, пригодных для создания оружия массового уничтожения (ОМУ), не имеет под собой фактических оснований. Полностью исключают возможность хищения ядерных боеприпасов также представители Минобороны и Главного командования внутренних войск МВД России .Наиболее реальную угрозу представляет хищение радиоактивных веществ для создания так называемой грязной бомбы. Отсутствие должного контроля за источниками ионизирующего излучения, широко распространенными в медицине, промышленности и различной контрольно-измерительной аппаратуре, привело к тому, что многие из них были утеряны (похищены) и их настоящее местонахождение неизвестно. За последние 10 лет было зарегистрировано 37 случаев хищений либо вымогательства ядерных материалов или радиоактивных веществ , которые вполне могли оказаться в распоряжении заинтересованных криминальных структур.

Специфика самого предмета преступных посягательств и сложная структура оборота оружия обусловливают достаточно высокий уровень организации преступной деятельности в данной сфере. За последние семь лет было зарегистрировано более 6,4 тыс. преступлений, совершенных участниками ОПФ в данной сфере. Однако, как показывает судебная практика, к уголовной ответственности в основном привлекаются лица, не принадлежавшие к ОПФ, и, как правило, за незаконное ношение (хранение) оружия. Удельный вес участников ОПФ составляет около 2% от общего числа выявленных лиц по данной категории преступлений. По нашему мнению, такое соотношение объясняется наличием разветвленной сети посредников и системы мер безопасности при осуществлении незаконных операций с оружием, что обеспечивает им высокую латентность.

В целях обеспечения эффективного предупреждения и пресечения преступлений, связанных с оружием, было принято Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (2011 г.). Стороны договорились о сотрудничестве по следующим направлениям: совершенствование правовой базы и содействие гармонизации законодательства в данной сфере; выработка согласованной стратегии и совместных мер, координация и совершенствование механизмов взаимодействия компетентных органов; создание совместного банка данных о транснациональных преступных группах, их лидерах и участниках, причастных к указанной деятельности; проведение совместных и/или согласованных мероприятий по пресечению незаконного изготовления и оборота оружия; взаимодействие в международных организациях и форумах по этим вопросам. Для этого они будут обмениваться информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах и организациях; новых методах применения оружия; местах незаконного изготовления оружия; новых незаконных способах переделки огнестрельного оружия и боеприпасов для повышения их поражающих свойств; выявленных правонарушениях, которые могут способствовать совершению преступлений в сфере изготовления и оборота оружия и т. д. В целях пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным изготовлением и оборотом оружия, стороны будут использовать метод контролируемой поставки. Предметное сотрудничество будет осуществляться на основании запроса об оказании содействия  Соглашение пока не ратифицировано Россией.

Вместе с тем главной задачей всех правоохранительных органов РФ остается ликвидация ведомственной разобщенности и консолидация усилий по выявлению и перекрытию каналов контрабанды оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также пресечению деятельности организованных преступных групп, занимающихся их незаконным оборотом. Кроме того, необходимо совершенствовать международно-правовое сотрудничество в данной сфере. В частности, следует рассмотреть вопрос о присоединении России к Протоколу против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющему Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) Россия ратифицировала Конвенцию ООН Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. Протокол был принят Генеральной Ассамблеей 31 мая 2001 г. Резолюцией 55/255 и вступил в силу в июле 2005 г. Его целями являются: содействие процессу налаживания международного сотрудничества, создание для этого соответствующих условий и укрепление уже осуществляемого государствами сотрудничества. Ратифицируя Протокол, государство обязуется включить в национальное законодательство три нормативных блока: первый призван четко определить преступления, связанные с незаконным производством или контрабандой огнестрельного оружия, исходя из норм и формулировок Протокола; второй должен обеспечить создание и функционирование системы выдачи государственными органами разрешений и лицензий, необходимых для организации законного производства и оборота огнестрельного оружия; третий посвящен маркировке и отслеживанию процесса оборота огнестрельного оружия.

Уровень современной транснациональной преступности принял угрожающие размеры. Помимо классической ее разновидности, такой как незаконная торговля оружием, появилось новое поколение преступлений — международный терроризм. Картину дополняют негативные социальные факторы — бедность, деградация общественных институтов во многих странах и т.д. Поэтому противодействие этим явлениям должно иметь комплексный, всеобъемлющий характер.

Огнестрельное оружие представляет опасность, находясь даже в законном обороте. Это обуславливает наличие особого государственного контроля за оборотом огнестрельного оружия и установление специальных правил обращения с огнестрельным оружием как с источником повышенной опасности.

Незаконная торговля оружием представляет большую опасность для общества не только сама по себе, но и потому, что она способна стимулировать рост различных видов тяжких преступлений. В мире ежегодно возрастает количество случаев применения оружия при совершении преступлений, а также увеличивается число лиц, незаконно владеющих им. Органы государственной власти разных стран предпринимают меры, направленные на выявление каналов распространения оружия, обеспечения установления и изобличения лиц, участвующих в его незаконной торговле.

В этой связи целесообразно рассмотреть внутригосударственные нормативные акты, касающиеся регулирования оборота огнестрельного оружия, в разных странах мира, а так же в Российской Федерации.

Так, например, в соответствии с законом об оружии Аргентины, касающегося боевого и гражданского оружия, запрещается передача всех видов огнестрельного оружия. Ношение оружия гражданскими лицами не является преступлением в соответствии с законодательством, однако рассматривается в качестве правонарушения и наказывается штрафом. Разрешение на применение огнестрельного оружия выдаются сотрудникам специальной категории правительственных органов и частным лицам. Приобретение, применение, владение и ношение оружия, предназначенного для гражданских целей, находится под надзором федеральной полиции, жандармерии и морской префектуры.

В аргентинской прессе в последнее время происходят весьма оживленные дискуссии по вопросу применения огнестрельного оружия частными лицами в целях законной самообороны. Население страны разделилось на тех, кто считает подобное поведение оправданным и на тех, кто его решительно осуждает. Данный вопрос находится в центре общественного внимания, в результате чего возобновилось обсуждение всего комплекса вопросов, касающегося эффективности регулирования огнестрельного оружия.

Оборот оружия на территории Германии регулирует Закон «Об оружии» Германии, Закон «О контроле за военным оружием», Закон «О взрывчатых веществах», Закон «Об охоте». В отношении любого случая приобретения огнестрельного оружия или владения им частными лицами применяются строгие положения нормативных актов. Лица, намеревающиеся приобрести огнестрельное оружие и владеть таким оружием, должны получить лицензию у компетентных органов. Такая лицензия может выдана только в том случае, если заявитель докажет, что он является надежным, подготовленным человеком и, кроме того, в состоянии обосновать необходимость предполагаемой покупки огнестрельного оружия и владения им. Для ношения оружия в местах общественного пользования требуется получить дополнительную лицензию. Такая лицензия может быть выдана только на определенный срок, если будет установлено, что заявитель будет подвергаться значительной опасности и, что огнестрельное оружие является наилучшим средством снижения такой опасности. Необходимо отметить, что правительство Германии активно сотрудничает со странами Восточной и Юго-Восточной Европы на основе Европейской конвенции о контроле над приобретением и владением огнестрельным оружием частными лицами.

В Мексике существует взаимосвязь между незаконной торговлей огнестрельным оружием и оборотом наркотиков. Правительство страны придерживается мнения, что в первоочередном порядке следует повышать осведомленность международного сообщества о значимости связей по данному вопросу и уделять максимальное внимание разработке соглашений с целью формирования совместных планов для решения названных проблем.

В Австрии в законе об оружии проводятся разграничения между разрешениями на приобретение, владение и применение огнестрельного оружия. Частным лицам, желающим приобрести, импортировать, владеть и применять огнестрельное оружие, необходимо получать официальное разрешение. Для приобретения частным лицом огнестрельного оружия необходимо получить специальные документы, удостоверяющие достижение лицом восемнадцатилетнего возраста и то, что данному лицу не запрещено использовать оружие. Кроме того, необходимо дополнительно получить официальное разрешение на ношение или применение оружия. Тем не менее, никакого централизованного механизма регистрации огнестрельного оружия не существует.

Органы безопасности Австрии активизировали сотрудничество с коллегами из соседних стран в целях решения проблемы незаконной торговли оружием. Кроме того, в рамках министерства внутренних дел создана специальная группа по борьбе с незаконной торговлей оружием и взрывчатыми веществами.

В Японии нормативные акты, касающиеся огнестрельного оружия, составлены с учетом его вида и назначения. Владеть индивидуальным ручным огнестрельным оружием разрешено только таким должностным лицам, как работники полиции и представители сил самообороны. Как правило, запрещается владеть охотничьим оружием. Лицензии на приобретение и владение охотничьего оружия выдаются только после тщательного изучения биографии лица, обращающегося за просьбой выдать такую лицензию, при этом лицо обязано пройти курс обучения для ознакомления с правилами обращения с таким оружием. Жестко контролируется также торговля боевыми патронами. Для производства огнестрельного оружия также необходимо получить лицензию, которую выдает Министр внешней торговли и промышленности. Ввоз огнестрельного оружия также запрещен для всех лиц, не обладающих вышеупомянутой лицензией.

Япония тесно сотрудничает с Грецией, Мексикой и другими странами как в проведении ряда конкретных мероприятий, так и в плане обмена информацией по вопросам борьбы с незаконным распространением и применением огнестрельного оружия. Кроме того Япония являлась инициатором проведения нескольких международных конференций, посвященных вышеуказанным проблемам.

Как известно, в последние годы проблемы оборота огнестрельного оружия в США резко обострились. Несмотря на это, по поводу ограничения распространения огнестрельного оружия США продолжают занимать жесткую позицию. Их представители, действующие в интересах оружейного лобби, категорически возражают против любого плана ООН относительно попыток уничтожения незаконной торговли оружием, поскольку это, по их взглядам, ограничит объем законной торговли или ограничит права граждан на владение оружием.

Стоит отметить, что абсолютный запрет на все виды гражданского огнестрельного оружия содержаться в законодательстве лишь двух государств — Люксембурге и Малайзии.

Следует отметить, что среди оружейного законодательства Федеральный закон «Об оружии» по отношению к другим нормам является основным. Ему не должны противоречить другие законодательные положения. Федеральный закон «Об оружии», регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а так же боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Как уже отмечалось выше, Закон «Об оружии», как и оружейное законодательство большинства зарубежных государств, содержит ограничительные нормы, предусматривающие запрет оборота на территории Российской Федерации некоторых видов служебного и гражданского оружия. Для приобретения оружия требуется лицензия, которая является срочной и носит личный характер. Для ее выдачи требуется подача заявления, предъявление документа, удостоверяющего личность и справки о состоянии здоровья. Только при наличии лицензии торгующая сторона может продать оружие.

Противодействие незаконной торговле оружием — это системное воздействие на незаконный оборот оружия в целом, заключающееся в целенаправленной деятельности определенных субъектов по нейтрализации и устранению вызывающих его криминогенных факторов и пресечению совершаемых преступлений, осуществляемое в определенных законом формах.

Эффективной формой деятельности органов внутренних дел по пресечению незаконной торговли оружием является проведение специальных операций на федеральном и региональном уровне.

Так, например, в 2004 году в ходе проведения в 38 регионах страны оперативно-профилактических операций «Арсенал» обнаружено и изъято из незаконного оборота 3,3 тыс. единиц огнестрельного оружия, из них 505 единиц нарезного, 380 гранат, 134,9 кг. взрывчатых веществ и 47,5 тыс. патронов.

В 2005 году при проведении операции «Арсенал» из неправомерного владения изъято более 10 тыс. единиц различного оружия, в том числе 77 автоматов, 123 винтовки и пистолета, 15 гранатометов, пулемет, более 76 тыс. патронов, 442 гранаты, 354 снаряда и мины.

Одним из недавних примеров является проведение в марте 2012 года сотрудниками полиции оперативно-профилактической операции под кодовым названием «Арсенал» в г. Калининграде. В результате из незаконного оборота изъято 54 единицы гладкоствольного охотничьего оружия, 3 единицы — боевого и более 800 боеприпасов. Такие результаты были достигнуты полицейскими за 5 дней профилактических мероприятий, что свидетельствует о профессионализме и высоком уровне квалификации сотрудников правоохранительных органов. В их проведении были задействованы не только сотрудники уголовного розыска, непосредственно занимающиеся выявлением преступлений в сфере незаконного оборота оружия и боеприпасов, но и сотрудники лицензионно-разрешительной службы. Так же проводились целенаправленные проверки в целях выявления нарушений хранения, реализации оружия и боеприпасов в частных охранных предприятиях, подразделениях охраны федеральных органов исполнительной власти, спортивных охотничьих организаций и предприятиях по продаже служебного оружия. Всего проведено 403 проверки.

Так же необходимо отметить, что в целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в области борьбы с незаконным оборотом оружия в НЦБ Интерпола в Российской Федерации создана специальная база данных для сбора соответствующей информации — Система отслеживания оружия и взрывчатых веществ (IWETS). Эти данные направляются в Интерпол на специальной карточке Интерпола по преступлениям, связанным с усилением борьбы с незаконным оборотом оружия.

Основанием для такого обращения являются: возбуждение уголовного дела по фактам незаконного оборота оружия, боеприпасов взрывных устройств и взрывчатых веществ иностранного производства, а так же наличие дела оперативного учета в отношении лиц, подозреваемых в причастности к данному виду преступлений, носящих международный характер.

По результатам такой проверки правоохранительные органы получают информацию: о государстве-изготовителе; основных технических характеристиках и возможности приобретения физическими и юридическими лицами; нахождение в розыске; наличие сведений криминального характера на лиц во владении которых оно находилось; совершении аналогичных преступлений на территории других государств.

Для предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности в настоящее время существует настоятельная необходимость в разработке эффективных стратегий для надлежащего регулирования оборота огнестрельного оружия, как на национальном, так и на транснациональном уровнях. Поскольку объемы и масштабы международных сделок по передаче огнестрельного оружия увеличиваются, а сама незаконная транснациональная торговля оружием становится все более изощренной, ни одно государство не застраховано от последствий слабого законодательного или административного регулирования оборота огнестрельного оружия в других государствах.

Так же для противодействия незаконной торговле оружием, в первую очередь, необходим хорошо поставленный сбор оперативной информации на международном уровне. И если учесть, что в мире каждый год регистрируют огромное количество преступлений связанных с незаконной торговлей оружием, то сбор подобной оперативной информации на международном уровне просто необходим для всех государств в целях противостояния незаконному обороту в целом.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!