Меню Услуги

Перспективы развития и рекомендации по риску и страхованию в социально-культурном сервисе и туризме. Часть 5.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

Страницы:   1   2   3   4   5


Обратимся к финансовой модели страховой компании.  Для построения которой  была взята финансовая отчетность Страховой компании «Согласие»  за 3 года с 2008 года по 2010 годы. Затем была построена финансовая модель страховой компании за 2011 — 2013 годы из следующих предположений:

  1. Рост брутто-премии рассчитывался исходя из предположения 10% роста в квартал по сравнению с аналогичным кварталом пошлого года;
  2. Уровень расторжений составляет 1% от брутто-премии;
  3. Уровень собственного удержания, начиная с 2011 года различен для разных видов и составляет величины, указанные в таблице 3.6:

Таблица 3.6

Уровень собственного удержания  с 2011 года

уровень собственного удержания  
Добровольное медицинское страхование 100%
Личное страхование 93%
КАСКО 85%
Имущество 65%
Социально-культурный сервис и туризм 60%
Сельское хозяйство 57%
ОСАГО 100%
Ответственность 70%

 

  1. Участие перестрахововщиков в убытках представлено в таблице 3.7:

Таблица 3.7

Участие перестрахововщиков в убытках

участие перестраховщиков в убытках и резервах убытков  
Добровольное медицинское страхование 0%
Личное страхование 5%
КАСКО 4%
Имущество 14%
Социально-культурный сервис и туризм 24%
Сельское хозяйство 9%
ОСАГО 0%
Ответственность 8%

Как показывает таблица 3.7 наибольшее  участие перестраховщиков в убытках и резервах убытков составила категория социально-культурного сервиса и туризма -24%,  наименьший процент участия перестраховщиков по таким видам как ДМС, КАСКО и личное страхование – 0%, 4%, и 5% соответственно.

Величины показывают сколько в среднем перестраховщики участвуют в убытках

  1. Уровень убыточности разделен не только по видам, но и по центральному офису и филиалам. Это необходимо для большей точности модели.

Таблица 3.8

Уровень нетто-убыточности

Уровень нетто-убыточности Центральный офис  Филиалы
Добровольное медицинское страхование 96% 77%
Личное страхование 49% 45%
КАСКО 82% 81%
Имущество 12% 24%
Социально-культурный сервис и туризм 25% 40%
Сельское хозяйство 57% 57%
ОСАГО 65% 88%
Ответственность 15% 15%

Данный показатель определяет уровень убыточности собственных страховых операции страховой компании без учета участия перестраховщиков в полученных премиях и осуществленных выплатах. Как показывает таблица 23 наиболее высокий процент нетто-убыточности приходится на ДМС (96% и 77%), за ним следует КАСКО (82% и 81%). Наименьший уровень убыточности приходится на имущественное страхование  и страхование ответственности.

  1. Уровень комиссионных расходов также разделен на центральный офис и филиальную сеть и наглядно отображен в таблице 3.9:

Таблица 3.9

Уровень комиссионных расходов

Комиссионные расходы  (в % от брутто-премии) Центральный офис  Филиалы
Добровольное медицинское страхование 10% 4%
Личное страхование 15% 35%
КАСКО 23% 21%
Имущество 15% 23%
Социально-культурный сервис и туризм 10% 16%
Сельское хозяйство 10% 20%
ОСАГО 7% 10%
Ответственность 8% 15%

Согласно представленной выше таблице 3.9, комиссионные расходы  в % от брутто-премии больше всего приходятся на КАСКО-страхования, затем следует личное и имущественное страхование.

  1. Прямые операционные расходы (расходы непосредственно связанные с заключением полиса) в предположениях представлены в следующей таблице 3.10:

Таблица 3.10

Уровень прямых операционных  расходов

Прямые операционные расходы (без комиссии в % от брутто-премии)
Добровольное медицинское страхование 0,72%
Личное страхование 1,65%
КАСКО 1,18%
Имущество 1,18%
Социально-культурный сервис и туризм 1,38%
Сельское хозяйство 1,38%
ОСАГО 7,71%
Ответственность 1,31%

 

  1. Неоперационные расходы (постоянные расходы компании) показаны в модели в следующей таблице 3.11:

Таблица 3.11

Уровень прямых неоперационных  расходов

Неоперационные расходы в % нетто-премии
 
Управление персоналом 5,2%
Информационно-технологическое обеспечение 0,6%
Недвижимость 1,7%
Маркетинг 0,2%
Прочие НОР 1,2%
Неоперационные расходы (всего) 8,9%

Как следует из приведенных выше таблиц 3.10 и 3.11 общий уровень прямых операционных  и не операционных расходов составляет 16,51% и 8,9% соответственно. По операционным  расходам наибольший процент приходится на ОСАГО – 7,71%, а наименьший составило добровольное медицинское страхование. Оценивая уровень прямых неоперационных  расходов в % нетто-премии, как следует из расчетов, наибольшие расходы приходятся на управление персоналом, затем следуют прочие НОР, а наименьшие расходы составил маркетинг страховой компании.

  1. Уровни дебиторской и кредиторской задолженности приведен по расчетам в таблице 3.12:

Таблица 3.12

Уровни дебиторской и кредиторской задолженности

Прогнозные показатели баланса
Дебиторская задолженность / брутто-премия 22%
Кредиторская задолженность /  брутто-премия 11%

При этом в модели были использованы следующие коэффициенты задержек выплат от заработанной премии:

Таблица 3.13

Коэффициенты задержек выплат от квартала наступления убытка

Кварталы развития (i) ДМС Личное КАСКО Имущество туризм С/X ОСАГО Пр. отв-ть
0 58,7% 15,7% 29,3% 14,1% 7,8% 5,0% 40,8% 5,3%
1 36,0% 28,3% 49,9% 25,3% 31,8% 25,8% 38,3% 34,4%
2 4,3% 22,1% 13,7% 20,8% 13,3% 11,0% 7,2% 14,5%
3 1,0% 11,9% 3,2% 13,5% 20,0% 10,6% 5,8% 9,4%
4 0,0% 10,5% 1,5% 7,3% 11,2% 27,2% 3,4% 15,1%
5 0,0% 11,5% 1,4% 9,4% 7,4% 10,9% 4,5% 11,6%
6 0,0% 0,0% 1,1% 9,5% 7,5% 9,3% 0,0% 5,8%
7 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,8% 0,0% 0,0% 0,7%
8 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 3,4%

Далее приведем результат построения модели и прогноз денежного потока по операционной деятельности. Задача – смоделировать прогноз денежных потоков и на его основе посмотреть какие будут потребности у страховой компании в социально-культурном сервисе и туризме в краткосрочных активах при существенном падении сборов страховой премии (например, в неблагоприятный кризисный период).

. Выстраивать финансовые потоки и защищаться от падения нужно исходя из величины 24,11% за год.

В первую очередь при построении модели денежных потоков, нас будет интересовать денежных поток по операционной деятельности. И действительно денежные потоки от инвестиционной и финансовой деятельности – это управляемые менеджментом потоки. Например, кредит можно пролонгировать, а от покупки актива при инвестиционных вложениях можно отказаться на время. Мало того задачей исследования и является разработка инвестиционной политики, чтобы устранить риск ликвидности.

Итак, посмотрим, какой денежный поток получается в страховой компании при моделировании по детерминированной финансовой модели с параметрам, указанными выше.

Фактические сборы премий за 2013 год поквартально приведены ниже:

Таблица 3.14

Фактические сборы премий за 2013 год поквартально

Брутто-премия

в млн. руб.

1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
2010 год

фактические данные

2 854 4 731 4 443 4 579

Как видно из таблицы 3.14, в 1 квартале 2013года наблюдается провал сборов премий, по сравнению с остальными кварталами в течение года. Остальные 3 квартала сборы идут равномерно в каждом квартале. Провал в перовом квартале объясняется поздним началом работ и продаж в январе месяце, а также относительно низким количеством совершаемых сделок в феврале, отсюда и низкие сборы по страховым продуктам.

При росте 10% в год брутто – премии, получаем следующие прогнозные показатели по премии.

Таблица  3.15

Прогнозные показатели по премии (при росте 10% в год брутто – премии)

Брутто-премия

в млн. руб.

1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
2013год (факт) 2 854 4 731 4 443 4 579
2014 (модель) 3 140 5 204 4 887 5 037
2015 (модель) 3 454 5 725 5 376 5 540
2016 (модель) 3 799 6 297 5 914 6 094

Денежные потоки при этом по операционной деятельности  за 2015 год и 2016 год получаются следующие:

Таблица 3.16

Денежные потоки  по операционной деятельности  2015-2016 гг.

Операционный денежный поток в млн. руб. 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
2015 (модель) (700 925) 493 892 222 456 298 384
2016 (модель) (731 306) 592 174 291 781 375 335

Из данной таблицы 3.16 следует, что  даже при нормальном состоянии внешней рыночной среды (рост рынка на 10% в год.), компания должна держать в денежных средствах на конец года не менее 720 млн. рублей в краткосрочных активах (со сроком погашения 1-30 дней). 2015 и 2016 годы для построения прогноза взяты специально, чтобы исключить влияние на модель фактического бизнеса, веденного в 2012 и 2011 годах. В предположениях на 2014 и 2015 годы взяты одинаковые предположения которые основаны на бизнесе 2013 года, и которые могут немного не совпадать с фактическими данными за 2011 – 2012 годы.

При падении сборов в 2015 году на 24,11% получаем следующую статистику по сборам премий (в 2016 году предполагается рост на 10% в год):

Таблица 3.17

Прогнозные показатели по премии (при падении сборов в 2015 году на 24,11%)

Брутто-премия

в млн. руб.

1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
2013 год (факт) 2 854 4 731 4 443 4 579
2014 (модель) 3 140 5 204 4 887 5 037
2015 (модель) 2 383 3 950 3 709 3 822
2016 (модель) 2 621 4 345 4 080 4 204

И операционный денежный поток становится следующим:

Таблица 3.18

Операционный денежный поток

Операционный денежный поток в млн. руб. 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
2015 (модель) (1 287) (355) (382) (124)
2016 (модель) (765) 190 24 95

Таким образом, компании необходимо для устранения риска ликвидности держать к началу 2015 года следующую структуру активов баланса:

Таблица 3.19

Структура активов баланса на начало 2012 года

1-90 дней не менее 1 287 млн. рублей
91-180 дней не менее 355 млн. рублей
181-270 дней не менее 382 млн. рублей
270-365 дней не менее 124 млн. рублей
более 365 дней оставшаяся часть активов

Но поскольку активы тоже меняются, то целесообразнее было бы рассчитать не в абсолютных величинах структуру баланса, а в процентах к общей величине активов. В 2015 году общая величина активов составляла  14 027 млн. рублей. Получаем следующие процентные соотношения к величине активов, которые наглядно представлены в таблице 3.20:

Таблица 3.20

1-90 дней не менее 9,1% активов
91-180 дней не менее 2,5% активов
181-270 дней не менее 2,7% активов
270-365 дней не менее 0,9% активов
более 365 дней не более 84,8% активов

При соблюдении этих величин и текущем портфеле, компания будет выполнять все свои обязательства по туристическим  услугам  в полном объеме без задержек по выплатам и риск ликвидности полностью устраняется.

Выводы. Для анализа объема страхования рисков в туризме и его структуры в страховой компании будет произведен  пример расчета оптимальной структуры баланса на основе финансовой отчетности ООО «Страховая Компания «Согласие».

Для расчетов оптимальной структуры активов, будет взят показатель максимального падения брутто-премии в размере 24,11%.

Обратимся к финансовой модели страховой компании.  Для построения которой  была взята финансовая отчетность Страховой компании «Согласие»  за 3 года с 2008 года по 2010 годы. Затем была построена финансовая модель страховой компании за 2011 — 2013 годы из следующих предположений:

  1. Рост брутто-премии рассчитывался исходя из предположения 10% роста в квартал по сравнению с аналогичным кварталом пошлого года;
  2. Уровень расторжений составляет 1% от брутто-премии;
  3. Уровень собственного удержания, начиная с 2011 года различен для разных видов и составляет величины.

При соблюдении рассчитанных в разделе величин и текущем портфеле, компания будет выполнять все свои обязательства по туристическим  услугам  в полном объеме без задержек по выплатам и риск ликвидности полностью устраняется.

3.3. Современные проблемы страхования рисков в туризме СК «СОГЛАСИЕ»

Процесс совершенствования рынка туристского страхования предполагает выявление существующих проблем и поиск возможных путей их решения; определение основных перспектив развития. Разделить проблемы и перспективы развития четкой гранью невозможно, поскольку решение проблемы уже определяет новую ступень в развитии отношений, поэтому отметим главное, что в значительной мере оказывает влияние на развитие страхования в сфере туризма.

Среди проблем рынка страхования туристов, с которыми приходится сталкиваться страховым компаниям, выделим: проблемы медицинского страхования туристов, демпинг со стороны других страховщиков, убыточные направления, характерное для всего страхового рынка отсутствие страховой культуры. Далее рассмотрим, в чем состоит сущность каждой проблемы и возможные варианты их решения.

Первопричиной возникновения медицинского страхования туристов было появление так называемого «самодеятельного туризма в международных масштабах», что привело к введению обязательной нормы медицинского страхования. Со временем наблюдалась заинтересованность и со стороны турбизнеса, почувствовавшего разницу в обслуживании застрахованных и незастрахованных туристов, так как сотрудничество туристских и страховых компаний предоставляет необходимую защиту здоровья и жизни путешествующих.

В дальнейшем началась дискуссия по вопросу защиты национального страхового рынка. В первую очередь, в связи с принятием Постановления Правительства России от 11 декабря 1998 года № 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации». Данное постановление было принято для уравнивания прав граждан иностранных государств с гражданами России в части страхования при поездках за рубеж после того, как ряд государств принял решение об обязательном предоставлении медицинского полиса для получения визы при поездках за рубеж. В то же время механизм реализации данного постановления, особенно в части страхования иностранных граждан, оказался недостаточно разработан.

Медицинское страхование российских граждан, выезжающих за рубеж, проводится практически всеми российскими страховыми компаниями, которые заключили договоры на оказание сервисной помощи с зарубежными компаниями. Первоначально, при выходе на международный рынок ассистанс российских компаний не выдержал конкуренции с западными компаниями. На сегодняшний день такие компании сервисной помощи могут создаваться с целью предоставления необходимых услуг при поездках российских и иностранных граждан по территории России, что положительно скажется на развитии туристского страхования. При заключении договоров медицинского страхования с российскими страховыми компаниями иностранных партнеров, в первую очередь, интересует вопрос оказания помощи и транспортировка в труднодоступных и отдаленных местах, на этом и могут выиграть российские страховщики.

Обязательное медицинское страхование при поездках за рубеж выгодно самим туристам, туристским организациям, страховым компаниям и Министерству иностранных дел, поскольку оно зачастую является первым, к кому туристы обращаются при необходимости получения срочной медицинской, правовой или финансовой помощи. Страховые компании в данном случае выступают гарантом оплаты непредвиденных расходов. Была даже сделана попытка объединения усилий страховых компаний и МИД, и разработана программа обеспечения страховых гарантий граждан России при выезде за рубеж.

Что же касается оплаты медицинской помощи и предоставления медицинских услуг иностранным гражданам, застрахованных в зарубежных страховых компаниях, или вообще не имеющих медицинского страхового полиса, то этот вопрос до сих пор не решен. В отличие от иностранных врачей, которые прежде всего интересуются наличием медицинского страхового полиса, российские медики подходят к этому вопросу более просто и оказывают необходимую помощь без предварительного подтверждения оплаты. В решении этой проблемы заинтересованы учреждения здравоохранения, они не имеют четко отработанной схемы по финансированию и оплаты такого рода услуг. Практически все затраты осуществляются за счет государственного бюджета.

Важным в организации процесса туристского страхования является этап урегулирования убытков — исполнение обязательств перед клиентами страховыми компаниями. Как было указано выше, возможны два варианта страхового обслуживания: сервисный и компенсационный. Предупреждение и инструктирование страхователей при заключении договоров страхования относительно порядка получения необходимой помощи в экстренных случаях позволяет избежать различных недоразумений, и, в конечном счете, разногласий и споров, возникающих в таких ситуациях.

Правительство подготовило проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования правового регулирования туристской деятельности» в соответствии с которым предлагается исключать туроператоров из единого федерального реестра за неоднократное грубое нарушение законодательства.

Установление факта грубого нарушения туроператором требований законодательства и исключение сведений о нем из реестра, как предлагают авторы законопроекта, должно осуществляться путем обращения уполномоченного федерального органа исполнительной власти с исковым заявлением в арбитражный суд с соответствующими требованиями. В случае принятия судом решения об исключении сведений о туроператоре из реестра такой туроператор будет не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о нем в реестр в течение одного года.

Предлагается также сократить с трех месяцев до сорока пяти дней, исчисляемых до истечения срока действующего финансового обеспечения (договора страхования или банковской гарантии), срок получения туроператором нового финансового обеспечения, и аналогично сократить срок уведомления уполномоченного федерального органа исполнительной власти о наличии у туроператора финансового обеспечения на новый период. В то же время за нарушение туроператором установленных сроков уведомления об изменении сведений о нем может быть установлена административная ответственность.

Правительство РФ будет вправе уменьшать размер взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма на очередной финансовый год в случае снижения объема средств компенсационного фонда за предшествующий год, а не в случае отсутствия выплат из него за предшествующий год, как это установлено в настоящее время.

C 1 января 2018 года предоставление услуг объектами туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, предполагается допускать только при наличии свидетельства о присвоении категории, предусмотренной соответствующей системой классификации объектов туристской индустрии.

Можно  выделить следующие проблемы, возникающие в сфере страхования  туристской деятельности:

  • отсутствует действенный механизм (алгоритм) для туриста в случае возникновения страхового случая и, соответственно, его обращения за  помощью к страховой компании;
  • туристу как заказчику по договору о реализации туристского продукта приходится обращаться к иному субъекту предпринимательской  деятельности (страховой компании), с которым он не имел никакого  намерения вступать в правоотношения;
  • факт доказывания наступления страхового случая туристом существенно затруднен в связи с ограниченными перечнями оснований  для возмещения страховой компанией ущерба туристу, либо  субъективным решением туроператора о признании или непризнании  случая страховым;
  • до июня 2012 г. законодательство о защите прав потребителей не применялось к отношениям, возникающим из договоров страхования,  как личного, так и имущественного, поэтому было сложно доказать в  суде факт невыплаты денежной суммы по страховому случаю.

В силу ст. 17.6 Закона туроператоры обязуются заключать договор  страхования своей ответственности (банковская гарантия используется  крайне редко). В свете перечисленных проблем целесообразно введение  особого института обязательного страхования ответственности туроператора  с целью уменьшения финансовых рисков его контрагентов в лице  авиаперевозчиков, гостиниц, возникающих по заключенным договорам.

Возможно, данный правовой институт поможет также снизить риск наступления банкротства со всеми вытекающими из этого для участников  туристских правоотношений отрицательными правовыми последствиями.

Анализ практического опыта развитых в сфере туризма стран позволяет сделать следующие рекомендации, которые должны помочь дальнейшему развитию туристской отрасли в России в современных рыночных условиях:

— государственным органам применять системный подход к решению проблем туристского комплекса страны, позволяющий выявить и стимулировать те формы туризма, которые приносили бы всем участникам — туристам, турпредприятиям, населению турцентра — возможно большую экономическую пользу при одновременной минимизации недостатков затрат, будь они экономического, экологического или социального характера, а также создавать и реализовывать комплексные государственные программы регионального развития;

  • разработать методику учета и расчета вклада туристского комплекса в экономику страны;
  • сокращать расходы государства на региональные комитеты по туризму по примеру Франции, где государственные офисы по туризму получают 60 % средств из бюджета, а 40 % должны зарабатывать сами для рекламы, участия в выставках и других целей (т. е. необходимо внести изменения в закон о туризме, который не дает комитетам права зарабатывать);
  • обратить особое внимание на развитие материально-технической базы туристских регионов (Тверского, Ярославского, Владимирского, Калужского и др.), учитывая потребности «нового туриста», современные тенденции в гостиничном бизнесе, последние веяния туризма;
  • туристским организациям России в условиях современной экономической ситуации и отсутствия у региональных администраций турбаз и здравниц средств консолидировать свои усилия и финансовые возможности по разработке и продвижению туристского продукта на российском, а особенно на зарубежном рынках (особое внимание уделить участию в зарубежных туристских выставках);
  • турфирмам разрабатывать, продвигать на рынке и реализовывать короткие туры на выходные дни;
  • внедрять современные международные информационные и коммуникационные технологии в целях обеспечения более эффективной туристской деятельности; принимая во внимание удобство, доступность информации для лучшей ориентации турфирм на рынке и возможность реально экономить деньги на международной переписке и телефонных переговорах, использовать Интернет и иметь собственные web-страницы;
  • в связи с интернационализацией и интеграцией международной туристской индустрии использовать международные стандарты страхования, ценообразования и качества туристского обслуживания с учетом национальной специфики российского рынка;
  • администрациям туристских центров России активно внедрять стратегии многоцелевого использования и сезонной дифференциации цен с целью привлечения туристов, как российских, так и зарубежных, в течение всего года.

Для усиления защиты туристов, их прав и интересов, в институт  финансовых гарантий необходимо добавить еще два основания для выплаты  возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо  уплаты денежной суммы по банковской гарантии, помимо предусмотренных  ст. 17.4. Закона о туристской деятельности:

  • ненадлежащее исполнение туроператором своих обязательств по договору с третьими лицами, оказывающими входящие в туристский продукт  отдельные услуги;
  • ненадлежащее исполнение договора в связи с прекращением деятельности туроператора из-за его финансовых затруднений (банкротства)  и/или третьих лиц, оказывающих отдельные услуги, входящие в туристский  продукт.

Выводы. Процесс совершенствования рынка туристского страхования предполагает выявление существующих проблем и поиск возможных путей их решения; определение основных перспектив развития.

Среди проблем рынка страхования туристов, с которыми приходится сталкиваться страховым компаниям, выделим: проблемы медицинского страхования туристов, демпинг со стороны других страховщиков, убыточные направления, характерное для всего страхового рынка отсутствие страховой культуры.

Анализ практического опыта развитых в сфере туризма стран позволил сделать ряд рекомендаций, которые должны помочь дальнейшему развитию туристской отрасли в России в современных рыночных условиях.

Выводы по главе.

ООО «Страховая Компания «Согласие» успешно ведет свою деятельность на страховом рынке уже более 19 лет.

Наличие разветвленной сети продаж, насчитывающей 730 подразделений: 117 офисов в Москве и Московской области, 77 филиалов, 234 агентства, 167 удаленных рабочих мест и 135 дополнительных офисов в регионах России, позволяет компании осуществлять страховую защиту имущественных интересов клиентов практически на всей территории страны.

Оценка и управление рисками ООО «Страховая компания «Согласие» осуществляется:

  • Комитетом по риск-менеджменту, в который входят представители топ-менеджмента компании;
  • Управлением риск-менеджмента;
  • Владельцами рисков (менеджерами, ответственными за ключевые бизнес-процессы компании) в рамках своей компетенции.

В целом у ООО «Страховая компания «Согласие» имеются проблемы с осуществлением страховых операций. Необходимо принимать меры по увеличению доходности страховых операций, снижению рисков и уменьшению убытков.

Для анализа объема страхования рисков в туризме и его структуры в страховой компании будет произведен  пример расчета оптимальной структуры баланса на основе финансовой отчетности ООО «Страховая Компания «Согласие».

Для расчетов оптимальной структуры активов, будет взят показатель максимального падения брутто-премии в размере 24,11%.

Обратимся к финансовой модели страховой компании.  Для построения которой  была взята финансовая отчетность Страховой компании «Согласие»  за 3 года с 2008 года по 2010 годы. Затем была построена финансовая модель страховой компании за 2011 — 2013 годы из следующих предположений:

  1. Рост брутто-премии рассчитывался исходя из предположения 10% роста в квартал по сравнению с аналогичным кварталом пошлого года;
  2. Уровень расторжений составляет 1% от брутто-премии;
  3. Уровень собственного удержания, начиная с 2011 года различен для разных видов и составляет величины.

При соблюдении рассчитанных в разделе величин и текущем портфеле, компания будет выполнять все свои обязательства по туристическим  услугам  в полном объеме без задержек по выплатам и риск ликвидности полностью устраняется.

Процесс совершенствования рынка туристского страхования предполагает выявление существующих проблем и поиск возможных путей их решения; определение основных перспектив развития.

Среди проблем рынка страхования туристов, с которыми приходится сталкиваться страховым компаниям, выделим: проблемы медицинского страхования туристов, демпинг со стороны других страховщиков, убыточные направления, характерное для всего страхового рынка отсутствие страховой культуры.

Анализ практического опыта развитых в сфере туризма стран позволил сделать ряд рекомендаций, которые должны помочь дальнейшему развитию туристской отрасли в России в современных рыночных условиях.

Заключение

В результате проведенного теоретического исследования определено, что туристы самостоятельно заключают договоры страхования в соответствии с требованиями страны временного пребывания.  Договор страхования включает оплату медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно  стране(месте) временного пребывания.  Туроператор и турагент обязаны застраховать гражданско-правовую ответственность,  возникающую из заключенных договоров на оказание туристских услуг

Страхование туристов является обязательным и осуществляется хозяйствующими субъектами в области туризма путем заключения договоров со страховыми компаниями.  Страховой полис должен предусматривать покрытие расходов на оказание туристу, в случае необходимости, медицинской помощи в стране(месте) временного пребывания и возмещение ему этих расходов

Страхование в туризме представляет собой систему отношений между страховщиками и страхователями по защите имущественных и личных неимущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов при наступлении страховых случаев (рисков) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых взносов

Страхование осуществляется на основе определенных правил, в которых приводятся порядок заключения, изменения, прекращения и срок действия договора страхования; определены страховые риски и случаи, а также страховая сумма, страховой взнос и страховое обеспечение, права и обязанности сторон.

Во второй главе определено, что страховой бизнес в большинстве случаев построен таким образом, что компания получает деньги вперед за оказание своих услуг, а выплаты происходят по страховым случаям спустя какие-то время. Это дает возможность страховой компании аккумулировать значительные суммы у себя на счетах и размещать их в инвестиции.  Именно поэтому доход от инвестиционной деятельности может значительно превышать доход от операций по страхованию. Но неправильное управление инвестициями может стать причиной значительных убытков, даже превышающих убытки от операционной деятельности, что в итоге приведет к банкротству страховой компании.

Выявлено, что ограничение на долю перестраховщиков в страховых резервах в 50% от резервов – это больше политическое ограничение, нежели научно обоснованное. Страховщик может иметь большой имущественный портфель с высокими страховыми суммами по каждому объекту и тем самым передавать большую долю в перестрахование. Другое дело, что это может быть политика регулятора по сдерживанию передачи больших сумм в перестрахование и оттока капитала из Российской Федерации. Это стимулирует страховщиков по крупным объектам создавать совместные страховые пулы и тем самым удерживать капитал в России. Также отмечено, что основной принцип инвестиций заключается в том, чтобы доходность активов компании была выше WACC пассивов. Поскольку WACC рынка составляет 4,8%, доходность активов страховой компании должна быть не ниже 5%.  Основные средства, денежные средства, дебиторская задолженность и доля перестраховщика в резервах  — это активы не приносящие процентный доход, поэтому держать все активы них нецелесообразно, так как в противном случае доходность активов будет 0, а WACC компании в среднем 4,8%. Предложенная методика может быть применена для любого страхового рынка для оценки страховых рисков в социально-культурном сервисе и туризме.

В заключительной третьей главе представлено исследование рисков и страхования в социально-культурном сервисе и туризме на примере страховой компании «СОГЛАСИЕ». Качественная оценка финансовых показателей ООО «Страховая компания «Согласие» показала, что: значения показателей финансовой устойчивости страховой компании качественно оценены как отличные; значения показателей рентабельности колебались в исследуемый период времени. В 2011 году значения оцениваются как хорошие. В 2012 и 2013 годах качественная оценка значений показателей рентабельности находится между «удовлетворительно» и «хорошо»; значения показателей убыточности страховых операций можно оценить как удовлетворительные в 2011 году, неудовлетворительные в 2012 году и критические в 2013 году. Компании необходимо принимать меры по увеличению доходности страховых операций; показатели достаточности инвестиций в исследуемый период времени оцениваются как хорошие; показатели оценки перестраховочных операций оцениваются как отличные; значения показателей ликвидности и платежеспособности за 2011 год можно оценить как хорошие и в 2012-2013 годах можно оценить как отличные.

В целом у ООО «Страховая компания «Согласие» имеются проблемы с осуществлением страховых операций. Необходимо принимать меры по увеличению доходности страховых операций, снижению рисков и уменьшению убытков.

Для анализа объема страхования рисков в туризме и его структуры в страховой компании был  произведен  пример расчета оптимальной структуры баланса на основе финансовой отчетности ООО «Страховая Компания «Согласие». Из результатов исследования сделан вывод, что  даже при нормальном состоянии внешней рыночной среды (рост рынка на 10% в год.), компания должна держать в денежных средствах на конец года не менее 720 млн. рублей в краткосрочных активах (со сроком погашения 1-30 дней). 2015 и 2016 годы для построения прогноза взяты специально, чтобы исключить влияние на модель фактического бизнеса, веденного в 2012 и 2011 годах. В предположениях на 2014 и 2015 годы взяты одинаковые предположения которые основаны на бизнесе 2013 года, и которые могут немного не совпадать с фактическими данными за 2011 – 2012 годы. Но поскольку активы тоже меняются, то целесообразнее было бы рассчитать не в абсолютных величинах структуру баланса, а в процентах к общей величине активов. В 2015 году общая величина активов составляла  14 027 млн. рублей.  При соблюдении этих величин и текущем портфеле, компания будет выполнять все свои обязательства по туристическим  услугам  в полном объеме без задержек по выплатам и риск ликвидности полностью устраняется.

Среди проблем рынка страхования туристов, с которыми приходится сталкиваться страховым компаниям, выделим: проблемы медицинского страхования туристов, демпинг со стороны других страховщиков, убыточные направления, характерное для всего страхового рынка отсутствие страховой культуры. Далее рассмотрим, в чем состоит сущность каждой проблемы и возможные варианты их решения.

Можно  выделить следующие проблемы, возникающие в сфере страхования  туристской деятельности: отсутствует действенный механизм (алгоритм) для туриста в случае  возникновения страхового случая и, соответственно, его обращения за  помощью к страховой компании; туристу как заказчику по договору о реализации туристского продукта  приходится обращаться к иному субъекту предпринимательской  деятельности (страховой компании), с которым он не имел никакого  намерения вступать в правоотношения; факт доказывания наступления страхового случая туристом  существенно затруднен в связи с ограниченными перечнями оснований  для возмещения страховой компанией ущерба туристу, либо  субъективным решением туроператора о признании или непризнании  случая страховым.

Для усиления защиты туристов, их прав и интересов, в институт  финансовых гарантий необходимо добавить еще два основания для выплаты возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо  уплаты денежной суммы по банковской гарантии, помимо предусмотренных  ст. 17.4. Закона о туристской деятельности: ненадлежащее исполнение туроператором своих обязательств по  договору с третьими лицами, оказывающими входящие в туристский продукт  отдельные услуги; ненадлежащее исполнение договора в связи с прекращением  деятельности туроператора из-за его финансовых затруднений (банкротства)  и/или третьих лиц, оказывающих отдельные услуги, входящие в туристский  продукт

Список литературы

  1. Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года.
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 1293-р
  3. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ часть 2
  4. Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ часть 2
  5. Федеральный закон № 86- ФЗ «О центральном банке Российской Федерации»
  6. Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. 110-И «Об обязательных нормативах банков».
  7. Федеральный закон № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
  8. ФЗ № 315-ФЗ от 27.07.2010 «О саморегулируемых организациях» в редакции от 25.06.2012 N 93-ФЗ.
  9. Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 № 132-ФЗ.
  10. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ.
  11. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 №164.
  12. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ.
  13. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 №39-ФЗ.
  14. Концепция развития страхования в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р).
  15. Адамчук Н.Г., Юлдашев Р. Т. Обзор страховых рынков ведущих стран Азии (на примере Китая и Японии): – М.: Анкил, 2011, —246 с.
  16. Алешина А. Ю. Применение международного опыта управления операционными рисками страховых компаний в России / А. Ю. Алешина // Управление риском /. – 2012. – № 01. – С. 35-42.
  17. Бабич A.M., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. – М.: ТЕИС, 2013.
  18. Ван Хорн Дж.К., Вахович Джон М. Основы финансового менеджмента, 11 издание.: Пер. с англ. – М.: «Издательский дом «Вильямс», 2013.
  19. Виноградов А. В. Комплекс моделей стресс-тестирования российского банковского сектора / А. В. Виноградов, К. Б. Кузнецов, К. В. Шимановский// Деньги и кредит. — 2011. — N 3. — С. 29-33.
  20. Воронина Л. А. Приоритетные направления инвестиционной деятельности российских страховых компаний / Л. А. Воронина, В. В. Фролова // Финансы и кредит /. – 2012. – № 35. – С. 52-58.
  21. Галагуза Н.Ф., ЛаричевВ.Д. Преступления в страховании: предотвращение, выявление, расследование (отечественный и зарубежный опыт). – М.: Анкил, 2010.
  22. Гейвандов Я.А. Центральный Банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. – М: Издательство Московского независимого института международного права. 2013 – 206с.
  23. Казьянина С. А. Проблемы подготовки финансовой отчетности страховых компаний в соответствии МСФО / С. А. Казьянина // Аудит и финансовый анализ /. – 2012. – № 03. – С. 19-28.
  24. Ковалев В.В. Финансы предприятий. – М.: ТК Велби, 2013. – 352с.
  25. Ноздрева Р.Б. Маркетинг. / Р.Б. Ноздрева, Г.Д.Крылова, М.И. Соколова. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Росийская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2010. – 232с.
  26. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке. / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. – М, 2009. — 463 с.
  27. Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: Обеспечение рыночной позиции: Учеб.пособие. / И.И. Ополченов. – М.: Советский спорт, 2011. – 192с.
  28. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. / Г.А. Папирян. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 160с.
  29. Сапрунова, В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг / В.Сапрунова. – М.: Ось-89, 2013. — 403 с.
  30. Сенин В.С. Организация международного туризма. / В.С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2009. — 422 с.
  31.  Соколов В. Школа эффективных коммуникаций / Владислав Соколов // Советник.-2011.-N 2. — С. 38-40.
  32. Стаханов В.Н. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие. / В.Н.Стаханов, Д.В. Стаханов. – М.: Экспертное бюро, 2010. – 160с.
  33. Терещенко, В.М. Маркетинг: новые технологии в России. / В.М. Терещенко. – Спб: Питер, 2010. – 416с.
  34. Труды Академии Туризма: Сб. научных трудов. Вып.4 / Под ред. Ю.В. Кузнецова, А.Т. Кириллова, Г.А.Карповой, Н.Н. Воскобойниковой, Е.В. Масловой – СПб.: Издательство «Невский Фонд», 2010. – 199с.
  35. Туватова В. Е. Использование интернет-технологий в маркетинге туризма / В. Е. Туватова // Маркетинг в России и за рубежом.-2011.-N 2. — С. 125-132.
  36. Уткин Э.А. Стратегическое планирование. / Э.А. Уткин. — М., 2009. — 547 с.
  37. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. / Д.С. Ушаков. – Москва: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2009 – 416с.
  38.  Федько В. П. Базовые аспекты маркетинга в туризме Валерий Федько, Виктория Бондаренко // Практический маркетинг.-2011.-N 5. — С. 2-8.
  39. Чудновский, А.Д. Гостиничный и ресторанный бизнес. / А.Д. Чудновский. — М., Тандем, 2008. — 384 с.
  40. Юрик Р.А. Анализ современного состояния российского рынка туристских услуг / Р.А. Юрик // Маркетинг в России и за рубежом.-2011.-N 2. — С. 67-76.

Страницы:   1   2   3   4   5


 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.