СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.. 6
1.1.Сущность и виды культурно-познавательного туризма. 6
1.2. Правовое регулирование культурно-познавательного туризма. 11
1.3. Инновации в культурно-познавательном туризме. 20
ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ О.КИПР. 28
2.1 Культурно – познавательный потенциал о. Кипр. 28
2.2 Брендинг территории как современная форма маркетинга в индустрии культурно-познавательного туризма. 37
2.3 Формирование имиджа туристской территории. 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА О.КИПР. 48
3.1 Бюро путешествий «Лазурный берег» — характеристика основных направлений деятельности. 49
3.2 Разработка культурно-познавательного тура на о. Кипр. 56
Маршрутная карта тура. 58
3.3 Разработка направлений развития культурно-познавательного туризма на о. Кипр 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 67
Приложение. 72
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что туризм на сегодняшний день – это одна из наиболее интересных современных форм досуга, которая играет значительную роль в расширении общих знаний и, в частности, культурной эрудиции человека. С каждым годом все больше российских граждан отправляется в путешествия за пределы страны. Так, число выездных туристских поездок из России за 9 месяцев 2018 года выросло на 6,3% до 32 млн 910 тысяч с 30 млн 972 тысяч за 9 месяцев 2017 года по данным Федеральной службы государственной статистики. В процессе этих поездок происходит знакомство с традициями, образом жизни, культурным наследием и актуальной культурой других народов.
Сегодня рамки туризма становятся всё шире и люди заинтересованы в познании нашего мира, в его законах и закономерностях, в его истории. Этим запросам и отвечает культурно-познавательный туризм. Культурно-познавательный туризм – это путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его кругозор . Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным.
Конечно, элементы культурно-познавательного туризма имеют место практически во всех видах туризма. Посещение других городов и стран — очень интересное занятие. Как правило, познавательный туризм преследует цели увидеть различные достопримечательности места посещения, узнать историю государства, увидеть экзотических картины природы, животных или растительный мир, посетить общечеловеческие святыни, исторические места. Кроме того, сегодня турист имеет возможность получить уникальные прекрасные фотографии, создать собственный фильм о путешествии.
Мировой рынок познавательного туризма широк и все более увеличивается. В его пользу говорит то, что он мало зависит от возраста туристов, на его выбор влияет, прежде всего, круг их интересов. А интересовать человека может многое, неизвестное, не изученное ранее, связанное с историей человечества или с конкретными местностями. Поэтому при формировании туристических продуктов, при разработке туров, при рекламировании необходимо ориентироваться именно на эти факторы.
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать перспективы развития культурно-познавательного туризма на о. Кипр.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть сущность и понятие культурно-познавательного туризма.
- Рассмотреть особенности культурно-познавательного туризма на о. Кипр.
- Определить основные объекты культурно-познавательного туризма на о. Кипр.
- Выявить перспективы развития культурно-познавательного туризма на о. Кипр.
Объектом работы является культурно-познавательный туризм на о.Кипр.
Предметом — перспективы развития культурно-познавательного туризма на о. Кипр.
Теоретической основой работы стали учебные пособия, путеводители, учебники, Интернет-ресурсы.
В настоящей работе использовались следующие методы исследования: анализ, синтез.
Степень научной разработанности исследования Рассмотрение понятия культурно-познавательный туризм, основывается на целом ряде работ. Так же в работе были использованы нормативно-правовые акты, регулирующие развитие туризма в PФ и другие нормативно-правовые акты. Теоретическую основу исследования составили работы российских и зарубежных авторов, занимающихся разработками в области туризма и культурного наследия А.Ю Александрова, Е.Б Антипина, К.И.Кабушкин, С.С Скобкин, А.С Кусков, М.А Боков, которые в своих работах дали определение понятию «культурно-познавательный туризм» в целом и обозначили его главные характерные черты. А также М.Ю Беликов, Б.Ю Воскресенский, К.А Боумен, Е.Н. Сапожникова, Л.А. Травкина, которые специализируются на культурно-познавательном туризме. В работах даются определения данного вида туризма и его классификации. Культурно-познавательный туризм в данных статьях рассматривается на примере конкретных стран или регионов. Также отображаются перспективы развития в нашей стране. В работе О.А Климанова рассматриваются тенденции развития внутреннего туризма в России.
При написании данной работы были использованы следующие электронные ресурсы, такие как: http://www.russiatourism.ru, http://ratanews.ru, https://www.tripadvisor.ru , http://tourlib.net и многие другие. Данные ресурсы помогли нам изучить статистику популярных направлений в культурно-познавательном туризме среди российских туристов в 2017-2018 годах.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный тур может быть включен в деятельность туристической организации.
Работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1.Сущность и виды культурно-познавательного туризма
Люди путешествовали с целью ознакомления с культурой и природой других стран еще в древнем мире. Известно, что еще в Древнем Египте более чем за 2000 лет до нашей эры часто совершались путешествия в другие страны [2,с. 56 ]. В современном мире такие путешествия называются туризмом.
Легальное определение туризму дано в статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» — это временные выезды граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, профессионально — деловых, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой должности в стране (месте) временного пребывания.
Туристические мероприятия, поездки, путешествия, которые организовываются с целью получения новых знаний, развития кругозора, которые не только развлекают, но и развивают интеллект, называются культурно-познавательным туризмом.
Словарь терминов русского языка определяет понятие подобного туристического направления, именуя его «культурным туризмом», как удовлетворение потребности человека в духовном развитии, освоении, присвоения мировых культур, посредством посещения различных мест, переживания разных культур, непосредственного постижения их. Личные восприятия туриста изменяются, его достоянием становится увиденное лично, эмоции от созерцания культурного наследия становятся принадлежностью мыслей путешественника.
В научной литературе под понятием культурно-познавательного туризма понимается потребность в знакомстве с культурой другого народа, в духовном приближении культуры мира посредством его посещения, совершенно личное узнавание и переживание разных культур в местах непосредственного их расположения, — это и понимается как культурно-познавательный туризм.
Посещение других городов и стран — очень интересное занятие. Это позволяет непосредственно, лично, без помощи средств массовой информации, своими глазами увидеть все, что отсутствует в своей стране, что может привлечь внимание и обогатить духовную и познавательную сферу человека.
Рынок познавательного туризма в настоящее время достаточно широк. Все больше туристов отказываются от пассивного лежания на пляжах и шопинга, предпочитая этому познавательное пребывание в других странах и городах.
Культурно-познавательный туризм практически не зависит от возрастной категории туристов, он зависит от круга интересов туриста, которого интересовать может многое, в особенности то, чего нельзя было увидеть в своей стране, в своем городе, непривычное и необычное. В связи с этим разработчикам туров необходимо понимать это и при изучении рынка и разработки тура, при рекламе, особое внимание уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута [7,с. 44 ].
Роль культурно-познавательного туризма в современном мире огромна. Эта сфера туризма затрагивает почти все сферы жизни общества, культуру, экономику, социальную жизнь. Активность развития туризма, его масштабы во многом зависят от того, насколько это место признано в мире, насколько востребованы культурные, природные и познавательные ценности той или иной страны, ее наследия.
В последние десятилетия культурно-познавательный туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Этому способствует постоянное активное развитие научных, политических, экономических и культурных связей между государствами и народами мира. Развитие туризма в таких масштабах позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
Культурно-познавательные возможности страны являются главным фактором для основания познавательного туризма. Это различные виды исторических, мемориальных мест, музеи, места, известные активным развитием народных промыслов, т.е. сочетания объектов мемориальной и духовой культуры.
Культурное наследие народа – это наследие того исторического развития всей цивилизации, которое скопилось на данной территории за тысячелетия. Поэтому можно утверждать, что практически каждая местность может стать интересной для культурно-познавательного туризма, необходимо только правильно оценить и разработать этот ресурс.
Культурно-познавательный туризм является по сути своей экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика» [2,с. 57].
И все же более точного определения культурно-познавательного туризма до сих пор не существует. Например, в Международной хартии туризма, которая принята Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС), культурно-познавательный туризм определяется как форма туризма, цель которого — знакомство с культурой и культурной средой места посещения. При этом в это понятие включаются и ландшафт, и ознакомление с традициями существования жителей и их образом жизни, а также культурой во всех ее проявлениях, искусством, различными формами проведения досуга местных жителей.
Таким образом, в понятие культурно-познавательного туризма, кроме знакомства с достопримечательностями природы и истории, входят мероприятия, связанные с проведением всевозможных фестивалей, посещение музеев, театров, разных объектов культурного и исторического наследия, а также общение с жителями данной местности.
Среди памятников культурного наследия выделяются:
- памятники археологии;
- культовая и гражданская архитектура;
- памятники архитектуры ландшафта;
- исторические города, (малые и большие), сельские поселения, отличающиеся своеобразной культурой;
- выставочные залы, музеи, театры, другие объекты культурной и социальной инфраструктуры;
- этнографические объекты, места народных промыслов и ремесел, декоративно-прикладного искусства;
- технические комплексы и сооружения.
В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.
В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это парки и скверы, зелёные насаждения во дворах и на улицах, в сельской местности – приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях – ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта [5,с. 72 ].
Культурно-исторические ресурсы могут быть включены в систему туристского обслуживания в разных формах, но наиболее распространённой и востребованной можно назвать организацию различных музеев и экскурсионно-туристских маршрутов.
Выделяют несколько уровней культурно-познавательного туризма:
- профессиональный, который основан на профессиональном общении;
- специализированный, в котором основой являются культурные потребности самого туриста;
- неспециализированный. В нем культурная составляющая тура не главная цель турпоездки, однако является очень важной, существенной частью;
- сопутствующий. При нем культурно-познавательная часть где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.
По мнению специалистов, культурно-познавательный туризм можно разделить на несколько видов. В основе классификации лежит цель, которую ставит перед собой путешественник.
Первый вид, самый распространенный среди туристов – экскурсионный. Цель такого путешествия – познакомиться с природными достопримечательностями и историко-культурным наследием. Туристу предлагается посещение музеев, театров, национальных памятников истории и культуры.
Следующий вид культурно-познавательного туризма – религиозный. В программу такого тура входит посещение святых мест, монастырей, церквей и других религиозных объектов.
В последнее время набирает популярность такой вид культурно-познавательного туризма как этнографический. Цель путешественника, избравшего это направление — знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов.
К видам культурно-познавательного туризма можно отнести и экологический туризм, который предполагает посещение не только исторических объектов, но и уникальных природных парков.
Необходимо отметить, что как и туризм в целом, так и его культурно-познавательное направление в частности, имеет большое значение при решении социальных проблем. Ряд стран, именно за счет туристической деятельности решают актуальные вопросы безработицы – туриндустрия способна предоставить большое количество рабочих мест. А это в свою очередь ведёт к установлению необходимого уровня жизни населения.
Немаловажную роль играет культурно-познавательный туризм в развитии образования, информационных технологий и появлении и совершенствовании различных средств распространения информации. Туризм также способствует повышению эффективности деятельности медицинских учреждений страны, на которой он проходит. Однако основное предназначение культурно-познавательного туризма – это сохранение и популяризация объектов историко-культурного наследия. Являясь средством открытого доступа к достижениям человечества в области культуры и науки, туризм способствует гармонизации отношений между разными народами и странами.
1.2. Правовое регулирование культурно-познавательного туризма
Как уже было сказано в первом параграфе настоящего исследования, в современном обществе культурно-познавательный туризм – это один из самых распространенных видов отдыха. Туризм уже достиг такого уровня развития, что может удовлетворить практически любые пожелания в любое время годы.
Развитие туризма для России имеет очень важное значение. Находясь достаточно в сложных экономических и политических условиях, Россия через развитие туриндустрии может решить ряд важнейших проблем и в эконмической сфере, и в социальной, и даже в политической. Это обусловлено тем, что туристический бизнес предоставляет достаточно больше количество рабочих мест, способствует сближению между странами, снимает социальную напряженность. Однако все это станет возможным, если государство будет способствовать развитию туристического бизнеса. [6, с. 117].
Являясь отраслью экономики, туристическая деятельность регулируется государством. Правовое регулирование туризма – важное звено в экономике страны, поэтому в Законе от 24.11.1996 № 132-ФЗ (в ред.от 04.06.2018 № 149-ФЗ). «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» центральное место занимает глава «Государственное регулирование туристской деятельности».
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, обеспечение охраны окружающей среды при осуществлении туристских передвижений, создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
- развитие туристской индустрии и создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан России и повышение качества жизни, развитие международных связей и контактов, сохранение объектов туристского показа, сохранение и рациональное использование природного и культурного наследия народов России. Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
- определения приоритетных направлений развития туризма, конкретизацию развиваемых видов туризма в субъектах России с учетом наличия туристско-рекреационного потенциала, потребностей местного населения и ресурсного обеспечения;
- нормативного правового регулирования сферы туризма, которое заключается в установлении правил осуществления туристской деятельности. На основе федерального закона субъекты принимают региональные законы, развивающие и дополняющие в рамках своих полномочий федеральный закон;
- разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных стратегий и программ развития туризма.
На местном уровне разрабатываются муниципальные программы содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках, повышение имиджа России как туристского региона;
- защиты прав и интересов туристов, включая оказание экстренной помощи, и обеспечения их безопасности;
- содействия кадровому обеспечению туризма;
- развития научных исследований в сфере туризма;
- стандартизации (разрабатываются профессиональные стандарты и национальные стандарты на федеральном уровне, стандарты организаций как основа для защиты прав туристов) и классификации объектов туристской индустрии (средств размещения, пляжей, горнолыжных трасс).
- Перечень классифицируемых объектов может быть расширен классификацией усадеб и другими объектами;
- формирования и ведения Ростуризмом единого федерального реестра туроператоров;
- информационного обеспечения туризма (развития сети туристско-информационных центров и др.);
- создания благоприятных условий для развития туристской индустрии (включая, поддержу развития на региональном уровне);
- оказания государственных услуг в сфере туризма туристских организациям и туристам;
- взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма с целью его развития, обеспечения безопасности туристов, снижения визового режима и т. д.
Туристическая деятельность подвергается регулирующему воздействию различных отраслей права, таких как таможенное, страховое, административное, экологическое, о защите прав потребителей, но большую роль играет гражданское право.
Правовое регулирование туристической деятельности находится в сфере гражданско-правовых норм. Специальные туристические нормы не противоречат ГK PФ и соответствуют Конституции PФ.
В своей 7 статье Конституция PФ провозгласила Россию социальным государством. Для претворения в жизнь конституционных норм государственная политика должны быть направлена на создание условий, которые будут обеспечивать достойную жизнь своим гражданам, а также позволят свободно развиваться. Одним из способов развития человека выступает культурно-познавательный туризм.
Главное место в туристическом законодательстве отведено ГK PФ, с помощью которого регулируются гражданско-правовые отношения, определяются основные правила и обязанности частных предпринимателей, обеспечиваются и защищаются экономические и личные права российских граждан [2, с. 138]. В ФЗ «Об основах туристической деятельности в PФ» даются понятия, которые используются в сфере туризма. В ст. 3 ФЗ туристическая деятельность определена как одна из приоритетных отраслей экономики России. В ст. 4 ФЗ указываются основные цели государственного регулирования туристической деятельности.
Самыми главными методами государственного регулирования туристической деятельности являются:
- лицензирование
- сертификация
- стандартизация
Данные методы регулирования туризма защищают права и интересы туристов.
Туристическую деятельность осуществляют различные по своей форме организации, которые разрабатывают и реализуют туристические продукты. Для легального функционирования на рынке фирма должна получить лицензию [7, с. 63].
ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» устанавливает в статье 4, что «государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти. На данный государственный орган возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма». Систему и структуру федеральных органов исполнительной власти устанавливает Президент PФ. На сегодняшний день система и структура федеральных органов исполнительной власти определяются Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с Указом федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма является Федеральное агентство по туризму, которое находится в подчинении Министерства спорта туризма и молодежной политики PФ.
Постановлением Правительства PФ от 31 декабря 2004 г. № 901 утверждено «Положение о Федеральном агентстве по туризму» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2017).
Наряду с Федеральным агентством по туризму отдельные функции государственного управления, сопряженные со сферой туризма, осуществляют и другие органы исполнительной власти:
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- Министерство иностранных дел PФ.
- Министерство культуры PФ.
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
- Федеральная таможенная служба.
- Федеральная налоговая служба.
- Федеральная миграционная служба.
- Министерство здравоохранения и социального развития PФ.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов PФ. Для регулирования туристской деятельности большое значение имеют международные акты и соглашения между правительствами разных стран. 10.12.1948 года Генеральной Ассамблеей OOН была принята Всеобщая декларация человека, которая предоставила каждому человеку права на отдых и свободное время. В 1980 году была принята Манильская декларация, которая предоставила право на отдых, свободу путешествий и туризм.
В Гаагской декларации 1989 г. провозглашено 10 принципов туризма, которые выступают как инструмент.
Правовое регулирование безопасности туризма регламентировано положениями главы VII Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ). Требования, которые устанавливаются главой VII, предъявляются как организаторам туристского обслуживания, так и туристам (потребителям). В статье 14 указывается, что под безопасностью туризма понимается безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также не нанесение при путешествиях ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» представляет собой единственный федеральный нормативно-правовой акт, составляющий основу правового регулирования туристической деятельности в России. В нем закреплены понятие туристской деятельности, принципы, цели, основные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности. Также указанный закон рассматривает меры государственного регулирования туристской деятельности, среди которых основное место принадлежит нормативно-правовому регулированию туристической деятельности. Именно в правовом регулировании и появляются отдельные проблемы, связанные с реализацией отношений в области туристской деятельности.
Так, ст. 4.1 указанного закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также государственных и муниципальных учреждениях, реализующих деятельность по организации туристических экскурсий в пределах территории России по фиксированным государством ценам и в целях решения социальных задач.
Помимо данного нормативно-правового акта деятельность туристических организаций регулирует:
— Гражданский кодекс Российской Федерации;
— Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
— Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
— Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
— Указ Президента PФ от 18 ноября 2004 г. № 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту»;
— постановление Правительства PФ от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта»;
— постановление Правительства PФ от 29 мая 2008 г. № 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»;
— постановление Правительства PФ от 11 декабря 1998 г. № 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации»;
— Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утв. постановлением Правительства PФ от 1 октября 1998 г. № 1142;
— Инструкция о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утв. приказом МВД России от 26 мая 1997 г. № 310, и др.
Контроль над туристско-экскурсионной деятельностью также представлен обязательными требованиями, изложенными в национальных стандартах в области туризма: ГОСТ 30335-95 «Услуги населению. Термины и определения». ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования». ГОСТ 28681.1-95/ «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг». ГОСТ 28681.3-95/ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».
В третьем документе перечисляются необходимая документация, без которой невозможны организация и проведение экскурсии: техкарта экскурсионного мероприятия; контрольный текст; «Портфель экскурсовода»; схемы трасс маршрутов транспортных экскурсий.
Таким образом, на законодательном уровне вместе с основными субъектами туристской деятельности (туроператорами и турагентами) указаны государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения. Закон рассматривает их как организации, для которых не нужно финансовое обеспечение для занятий профессиональной туристской деятельностью.
Таким образом предоставляет им отдельные преференции. Но при этом им необходимо свою деятельность осуществлять строго на территории России, по утвержденным государством ценам и исключительно в целях решения социальных задач. Именно таким образом должны быть достигнуты основные направления государственного регулирования туристской деятельности, которые определены рассматриваемым Законом: поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального туризма. Согласно теории права все субъекты правоотношений должны быть наделены взаимными правами, обязанностями, ответственностью. В тоже время в Законе об этих субъектах, их правах, обязанностях и ответственности отсутствует какая-либо информация. Законодатель предоставляя, таким образом, право региональным законодателям при принятии законов о регулировании туристской деятельности на территории субъектов России все это учесть и предусмотреть их полный правовой статус как основных субъектов туристской деятельности на территории конкретного региона России. Кроме этого, на уровне регионов отсутствует единое понимание действующего законодательства с учетом региональных и традиционных особенностей. Почти все субъекты России, принявшие региональные законы о туризме и туристской деятельности на своих территориях, в целом копируют федеральное законодательство.
1.3. Инновации в культурно-познавательном туризме
По данным доклада о стратегии развитии туризма в России до 2020 г., современное состояния туризма в Российской Федерации в последние годы в целом характеризуется как стабильное и динамично развивающееся [14, ].
Специалисты отмечают ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны увеличил объемы строительства малых гостиниц в курортных регионах, а также обусловил рост числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны.
Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов . При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обусловливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
Итогом развития туристической деятельности в стране стало увеличение гостиниц – в настоящее время их в стране насчитывается более 5 тысяч, тогда как в 2010 г. насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тыс. [2].
В известной мере развитию культурно-познавательного туризма в стране способствовало большое количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2 368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития. Необходимо отметить недостаток объектов туристской инфраструктуры, таких как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт.
Анализ доклада о стратегическом развитии туризма до 2020 г. позволил определить конкурентные преимущества и недостатки России на внутреннем
и въездном туристских направлениях. Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.
Индустрия туризма, бурно развиваясь, уже использовала все известные способы развития. Сегодня для эффективной деятельности необходимы совершенно новые технологии и инновации. Такую необходимость диктует также тот факт, что вступив в новую стадию своего развития, туризм поменял своим основные цели.
Современные специалисты и ученые в области туристического бизнеса уделяют большое внимание разработке инновационной проблематики развития туризма. Объяснение этому могут служить следующие пять причин:
Во-первых, современные ученые, обсуждая концепцию инновационного общества, утверждают, что она коренным образом меняет научное представление об экономическом развитии.
С увеличением потоков инноваций, с распространением инноваций на все сферы жизнедеятельности человека, с развитием особого типа мышления менеджера по-новому представляется и объясняется экономическое поведение управленца сфере туризма.
Во-вторых, инновации, которые укрепляют позиции хозяйствующих субъектов, должны стать объектом тщательных расчетов и оценок. Обязательным требованием к инновационной деятельности в туризме выступает осуществление системного, комплексного, технологического подходов.
В-третьих, при усилении инновационной тенденции в туристской сфере исследование особенностей инновационного развития (длительность периода созревания новшеств, низкая отдача в начале внедрения, сложность обратной связи в процессе управления) становится первоочередной задачей.
В-четвертых, к инновационным проблемам обычно примыкают инвестиционные. Не отвергая необходимости исследования инвестиций, большие резервы усиления инновационной направленности туризма видятся в организационных изменениях.
Необходимо выполнение комплекса организационных преобразований по установлению соответствия потенциала организации требованиям окружающей среды.
В-пятых, человеческий ресурс в туризме еще далеко не полностью активизирован. Возрастает роль управленцев как катализаторов ускорения инновационных преобразований. Инновационный потенциал управления реализуется в деятельности, в поведении и его мотивации, в методологии менеджмента, в стиле управления.
Все ученые сходятся во мнении, что сегодня туризм – это один из эффективных катализаторов социально-экономического развития. Индустрия туризма оказывает стимулирующее влияние на такие секторы экономики, как торговля, строительство, транспорт, связь, производство товаров народного потребления, сфера услуг и т. д. Создавая рабочие места, туризм вносит значительный вклад в решение проблемы безработицы. В области экономики, туристический бизнес способствует вливанию дополнительных иностранных инвестиций. Немаловажную роль туризм играет в расширении международных контактов и оптимизации внешне-торгового баланса.
Во многих государствах туризм, являясь источником значительных валютных поступлений, занимает ведущие позиции в формировании валового внутреннего продукта. Например, доля доходов от туризма в ВВП с учетом мультипликативного эффекта на Мальте составляет 19,3 %, на Кипре – 16, в Греции – 15,5, в Испании – 15,3, в Австрии – 12,5, в Великобритании и Франции – по 9,7, в Кипра – 9,3, в России – 6,5 % [2].
В соответствии с результатами исследований Всемирной туристской организации (ЮНВТО), сфера туризма обеспечивает около 10 % оборота производственно-сервисного рынка мирового хозяйства. При этом предполагается, что доходы от туризма к 2020 г. достигнут 2 трлн долл. в год, а ежегодный прирост международного туризма будет составлять около 4 % [3].
Необходимым условием прогресса современного общества и абсолютным национальным приоритетом в долгосрочной перспективе является развитие человека [1]. Туризм как один из важных факторов, формирующих здоровье нации, способствует укреплению здоровья, восстановлению работоспособности людей.
Таким образом, на основании вышесказанного можно резюмировать, что индустрия туризма – динамично развивающийся сектор мировой экономики, который оказывает стимулирующее действие на ключевые сферы (транспорт, связь, строительство, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство и др.). В силу значимого мультипликативного эффекта туризм также служит катализатором социально-экономического развития и способствует повышению качества жизни населения. Учитывая особую роль туризма необходимо его дальнейшее развитие. Для достижения этой цели необходимо использовать инновационные технологии.
Современный мир ставит проблему инноваций на первый план научно-технического развития. Особенностью смыслового наполнения данного термина является его многозначность. Инновация означает обновление или улучшение. По утверждению ряда ученых — инновации имеют место тогда, когда хозяйствующий субъект использует что-либо уже существующее, но абсолютно новым образом. Это способствует переходу на качественно новый уровень жизни и развития производителям и потребителям инновации, а также изменить сложившийся образ жизни потребителей инновации в лучшую сторону.
Проведя анализ дефиниции «инновации в туризме» можно утверждать, что инновация в туристической деятельности – введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Другими словами, под инновацией в контексте туризма следует понимать результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творчества и рационализации в виде чего-то нового или отличного от предшествующих результатов. Это творчество призвано качественно изменить жизнь туриста, привнести новые эмоции и впечатления, которые будут способствовать улучшению социальных и личных вопросов.
Таким образом, инновации в туризме характеризуются введением на рынок усовершенствованных услуг интеллектуальной деятельности человека, которые обладают новыми потребительскими качествами, а со временем они также станут объектом для нового совершенствования. Целью инновации в туризме является повышение удовлетворенности клиентов как одного из факторов повышения их качества жизни в целом [15, с.34].
Деятельность в сфере предоставления, подбора и потребления туристских услуг сопровождается переработкой большого количества информации, что требует использования современных и эффективных информационных технологий. Особую актуальность решение этой проблемы приобрело в сфере туризма, так как деятельность по продвижению и реализации турпродукта, по сути, является информационной и представляет электронный бизнес.
В последние годы в России и по всему миру распространилась практика использования информационных систем, которые способствуют успешному ведению туристского бизнеса. Данные системы предоставляют возможность автоматизации бизнес-процессов, использования ресурсов и потенциала сети Интернет. Развитие туризма без использования современных информационных технологий невозможно. Сеть Интернет дает возможность специалистам по туризму с минимальными затратами проинформировать многомиллионную целевую аудиторию об услугах организации, продвигать туристский продукт, использовать системы бронирования, получать оперативную информацию о тарифах и ценах отелей, ресторанов и перевозчиков и так далее. Использование ресурсов сети Интернет позволяет не только удешевить средства связи, но и получить реальную возможность работать в режиме oн-лайн со всеми участникам рынка туризма. Грамотное построение и использование ресурсов и потенциала информационной системы определяет успешность туристского бизнеса [15, с. 35].
Использование новейших информационных технологий обеспечивает активность и прибыльность туристского бизнеса, повышает скорость и качество обслуживания клиентов, дает возможность выстраивать эффективные каналы взаимодействий между участниками рынка туризма. Туристские организации нуждаются в использовании новейших информационных технологий для того, чтобы более эффективно обслуживать потребителей туристских услуг и оптимально организовать бизнес. Определяющим фактором эффективности продвижения и реализации услуг на туристском рынке является использование действенной туристской информационной системы.
Современные туристские информационные системы позволяют управлять продажами, автоматизировать документооборот, вести контроль над компанией, устанавливать взаимодействие с потребителями, приобрести их лояльность. При этом процесс управления туристской организацией выходит на более высокий действенный уровень. Сегодня в туристской индустрии широко используются программы электронного бронирования и составления туров, что позволяет удешевить и оптимизировать средства связи, организовать работу участников туристского рынка по принципу единого офиса.
Работа с такими программами позволяет турагентствам получать быструю и достоверную информацию о ценах и составе турпродукта в любой момент времени, следить за статусом и состоянием заказа вплоть до завершения процесса оказания туристских услуг [16, с. 33].
Используемые туроператорами системы бронирования отличаются комплексом предоставляемых возможностей и технологий, условиями их использования.
В целом, подводя итого анализу инновационных технологий в туристической деятельности, можно сделать вывод, что современные инновации в туризме — это системные мероприятия, которые имеют качественную новизну, приводящие к позитивным сдвигам в отрасли. Инновационный процесс получает свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, благодаря принятию совместных решений туристскими организациями и органами управления разных уровней [15,с.35].
Для своего дальнейшего эффективного развития туриндустрия должна интенсивно совершенствовать технологии и формы обслуживания потребителей туристских услуг, для их соответствия уровню развития коммуникаций в обществе.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф