Меню Услуги

Перспективы развития и рекомендации по риску и страхованию в социально-культурном сервисе и туризме


Страницы:   1   2   3   4   5


Содержание

Введение

Глава 1. Формирование представлений о системе страхования  в социально-культурном сервисе и туризме для оптимизации рисков

1.1.Система страхования в социально-культурном сервисе и туризме

1.2.Этапы и тенденции развития страхового рынка в России

1.3.Механизм правового регулирования страхования в туристской деятельности

Глава 2. Перспективы развития и рекомендации по риску и страхованию в социально-культурном сервисе и туризме

2.1.Пути снижения рисков в социально-культурном сервисе и туризме

2.2.Страхование как метод управления рисками в социально-культурном сервисе и туризме

Глава 3. Риски и страхование в социально-культурном сервисе и туризме на примере страховой компании «СОГЛАСИЕ»

3.1.Краткая характеристика страховой компании «СОГЛАСИЕ»

3.2Анализ объема страхования рисков в туризме и его структуры в страховой компании

3.3.Современные проблемы страхования рисков в туризме СК «СОГЛАСИЕ»

Список литературы

Введение

Согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» основной формой обеспечения безопасности туристов (путешественников) при временном пребывании за рубежом является страхование. При этом страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение иных имущественных расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране временного пребывания. Страховой полис должен быть оформлен на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. Несоблюдение этого условия лишает туриста права получения выплаты при наступлении страхового случая.

Страхование туристов – это особый вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их туристских поездок, путешествий, шоп-туров и др. Оно относится к рисковым видам страхования.

Особенности страхования в туризме:

— рисковость;

— кратковременность (не более 6 месяцев);

— большая степень неопределенности времени наступления страхового случая и величины возможного ущерба.

Виды страховых рисков для туристов:

— острые внезапные заболевания;

— несчастный случай;

— пропажа багажи и иного имущества;

— отсутствие снега на горнолыжных курортах;

— невозможность выезда в оплаченный тур;

— задержка самолета или другого транспорта при выезде – въезде;

— невыдача визы;

— плохая погода;

— непредоставление или неполное предоставление услуг.

Страховые риски, присущие турфирмам:

— финансовый;

— имущественный;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— гражданской ответственности по договору с туристом.

Под страхованием туристов, выезжающих за рубеж, обычно подразумевается добровольное медицинское страхование на случай внезапного заболевания или телесных повреждений, полученных туристом в результате несчастного случая, произошедшего во время пребывания за границей. Однако, кроме медицинской, туристам иногда приходится обращаться за другими видами помощи: юридической, технической, административной и т. п.

В силу этого отечественные компании, продающие полисы зарубежного страхования, сейчас все больше заключают договоры с иностранными страховыми компаниями-ассистанс, специализирующимися на предоставлении туристам комплекса сервисных услуг: от обмена проездных билетов и продления выездных виз до транспортировки, ремонта транспортных средств, репатриации на родину останков погибшего (умершего) туриста.

По договоренности с партнером российский страховщик определяет объем страховых услуг, а предоставление их обеспечивает компания-ассистанс. Расчеты между партнерами производятся как между перестрахователем и перестраховщиком.

Правоотношения туристов со страховыми организациями (страховщиками) оговариваются в условиях страхования на конкретный вид страхового события, которые разрабатываются каждой организацией индивидуально по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Департаментом страхового надзора) в рамках общих правил страхования и действующего законодательства.

Таким образом, актуальность темы обусловлена растущим спросом на услуги туристических компаний среди населения не только в России, но и по всему миру. И как следствие ростом спроса на услуги страховых компаний, осуществляющих страхование туристов при выезде зарубеж.

Степень разработанности темы. Среди зарубежных и российских ученых, работы которых посвящены вычислению вероятности разорения страховой компании, следует отметить Адамчука Н.Г., Юлдашева Р. Т., Ван Хорн Дж.К., Вахович Джон М., Галагуза Н.Ф., Ларичева В.Д. и др.

Отдельные вопросы и проблемы страхования, в том числе страхования туристов и туристских организаций, уже рассматривались учеными и специалистами-практиками — Гомелля В. Б., Коломиным Е. В., Коньшиным Ф. В., Корчевской Л. И., Орланюк-Малицкой Л. А., Шаховым В. В. и др.

Вопросы страхования туристов и турфирм затрагиваются также в работах специалистов в области туризма и международных отношений — Волошина Н. И., Гвозденко А. А., Папиряна Г. А., Пузаковой Е. П. и др.

В данной дипломной  работе особое внимание уделено разработке системы управления рисками страховой компании в социально-культурном сервисе и туризме, в которой учитываются реальное состояние отдельной компании и неопределенность как ее активов, так и обязательств в динамике.

Целью исследования является систематизация рисков в социально-культурном сервисе и туризме, влияющих на финансовую устойчивость страховой организации, разработка политики управления рисками, улучшающую финансовую устойчивость страховой организации.

Описанная выше цель решается с помощью поставленных в работе задач:

  1. Рассмотреть формирование представлений о системе страхования в социально-культурном сервисе и туризме  для оптимизации рисков;
  2. Определить перспективы развития и рекомендации по риску и страхованию в социально-культурном сервисе и туризме;
  3. Проанализировать риски и страхование в социально-культурном сервисе и туризме на примере страховой компании «СОГЛАСИЕ».

Объектом исследования  являются риски в социально-культурном сервисе и туризме, возникающие в процессе осуществления страховой деятельности.

Предметом исследования являются методики управления и устранения рисков страховой компании в социально-культурном сервисе и туризме.

Практическая ценность работы. Проведенный анализ в дипломной работе позволит компаниям участникам страхового рынка написать довольно хорошую политику управления рисками в социально-культурном сервисе и туризме  и построить оптимальную стратегию развития компании, с максимальной чистой прибылью на инвестированный капитал при данных экономических условиях и начальном финансовом состоянии.

Информационно-статистическую базу исследования составили статистические данные Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, сведения государственного комитета по статистике; обзоры страховых рынков, составляемые рейтинговым агентством ЭкспертРА; сведения и материалы, предоставленные российской страховой организацией: ОАО «Согласие», данные российского страхового рынка, а также материалы сети Интернет.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы и приложений.

Глава 1. Формирование представлений о системе страхования в социально-культурном сервисе и туризме  для оптимизации рисков

1.1. Система страхования  в социально-культурном сервисе и туризме

Страхование — это вид гражданско-правовых отношений по защите имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев), определенных договором страхования или действующим законодательством, за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых гражданами и юридическими лицами страховых платежей (страховых взносов, страховых премий).

Страхование в туризме — это система отношений между страховой компанией и туристом по защите его жизни и здоровья и имущественных интересов при наступлении страховых случаев.

Страхование осуществляется также хозяйствующими субъектами, которые страхуют свое имущество, транспортные средства, финансовые риски. Эти виды страхования в туризме проводятся в том же порядке, что и страхования в других отраслях экономики.

Страховщиками признаются юридические лица, созданные в форме акционерных, полных, коммандитных обществ или обществ с дополнительной ответственностью согласно Закону Украины «О хозяйственных обществах» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом, а также, кто получили в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности. Страховая деятельность в Украине осуществляется только страховщиками-резидентами Украины.

Страхователи — это юридические лица и дееспособные граждане, заключившие со страховщиками договоры страхования или являются страхователями в соответствии с законодательством Украины.

Сущность страхования, как и любой другой экономической категории, определяется его функциями. Страхование выполняет четыре функции: рисковую, предупредительную, сберегательную, контрольную.

Страховой полис туриста в большинстве случаев представляет собой обязательную часть пакета документов выезжающего за рубеж. Но он необходим, в первую очередь, не только потому, что без него Вам не дадут визу, а потому, что полис является гарантией того, что Вам окажут помощь, если она потребуется.

Обычно страховку туроператоры включают в стоимость тура. Но предложенная ими страховка чаще всего предполагает минимальный набор услуг, необходимых в случае заболевания или травмы, а именно: оплату расходов на лечение, услуги по медицинской транспортировке, репатриацию в случае смерти.

На самом деле возможности страхования значительно шире. Поэтому полис Вы можете также приобрести отдельно в страховой компании, предъявив уже оформленные документы на тур. Правда, придется потратить время на посещение офиса, но отправляющиеся за рубеж граждане смогут более подробно выяснить свои возможности, внимательно ознакомиться с правилами страхования и заранее узнать, какие расходы им возместят, а какие нет.

Виды страхования в туризме

Страхование гражданской ответственности. В данном случае страховой случай наступает, если на территории другого государства (попадающего на территорию действия договора страхования) путешественник оказался вовлеченным в судебное разбирательство по причине нанесения третьей стороне имущественного вреда или вреда жизни и здоровью, вследствие чего по решению суда наступает гражданская ответственность.

Страхование багажа. В данном случае речь идет о страховании багажа в случае его пропажи, кражи или повреждения. Однако здесь существуют своего рода нюансы, и страхование не распространяется на ряд вещей, присутствующих в багаже. Среди них: деньги, драгоценности, антиквариат и другие.

Страхование отмены тура. Договор страхования, предусматривающий вероятность срочной отмены тура, следует заключать не менее чем за 15 дней до запланированной даты отъезда. Однако в этом случае не будет являться страховым случаем невозможность выезда в случае отказа в выдаче въездной визы.

Страхование от невыезда. Заключается в выплате страховой суммы туристу в случае его невозможности отправиться в поездку из-за отказа в выдачи ему визы или же другого какого-либо непредвиденного обстоятельства.

Существует две формы страхования: краткосрочное (т.е. вы заключаете договор с компанией на определенное количество дней, в полисе указываются даты отъезда и прибытия) и долгосрочное (вы застраховываетесь не больше чем на 60 дней и можете в течение этого времени несколько раз съездить заграницу).

Также есть четыре страховых программы. Обозначаются они – A, B, C, D. Под каждым из вариантов подразумевается определенный комплекс страховых услуг.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Вариант A (самый распространенный) включает эвакуацию пострадавшего в лечебное учреждение и медицинские расходы при несчастном случае или внезапном заболевании.

Вариант B кроме этих услуг предполагает оплату визита родственников к застрахованному и оказание стоматологической помощи (только при возникновении острой или обусловленной травмами при несчастном случае боли).

Вариант C включает также юридическую (возможность связаться с адвокатом) и административную помощь (возвращение неправильно отправленного багажа, оформление новых документов взамен утерянных и т. д.).

Вариант D – это еще и услуги при поломке личного автотранспорта или при болезни водителя.

Порядок оформления туристической страховки

Выбирая страховую компанию, обратите внимание на ее известность. Если компания вам неизвестна, поинтересуйтесь, есть ли у неё лицензия. При оформлении документов обязательно проверьте срок действия вашей страховки. В случае, когда вас все устроило, то оформляйте полис, учитывая, что он в обязательном порядке должен оформляться на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. При заключении договора обязательно нужно ознакомиться с памяткой страхователю.

Сумма страхового взноса в одной и той же страховой компании может быть различной и зависит:

— от разновидности тарифов, содержащих, естественно, разные гарантии и суммы покрытия;

— от срока поездки – чем он продолжительней, тем выше стоимость страховки;

— от количества человек в туристской группе – с одиночки взнос по понятным причинам всегда больше;

— от возраста туриста для лиц старше 70 лет сумма страхового платежа обычно в два раза выше.

Что делать в непредвиденной ситуации?

Во-первых, страховой полис нужно всегда иметь при себе, т.к. в случае непредвиденной ситуации будет возможность моментально связаться с диспетчером страховой службы. Обратите внимание, что на полисе должен быть указан обратный адрес или телефоны, по которым следует просить помощи.

Во-вторых, необходимо в любое время суток позвонить диспетчеру и назвать свои данные и номер страхового полиса или пластиковой ID-карты, а также указать свое местонахождение и телефон, по которому с вами можно связаться.

Страховка выплачивается в следующих случаях:

— медицинская помощь при заболевании или несчастном случае;

— экстренная стоматологическая помощь;

— транспортировка при заболевании или несчастном случае;

— репатриация на родину при заболевании или несчастном случае;

— репатриация останков;

— передача срочных сообщений;

— приезд родственника;

— досрочное возвращение;

— пересылка лекарств.

Страховыми случаями не признаются:

  • заболевания и травмы, полученные в результате совершения противоправных действий или в состоянии любого (наркотического, алкогольного, токсического) опьянения;
  • обострения хронических, психических заболеваний, попытки самоубийства;
  • расходы на лечение в санаториях;
  • косметические и пластические хирургические операции;
  • вся стоматологическая помощь за исключением экстренной помощи.

В настоящее время существует две формы туристского страхового обслуживания: компенсационное и сервисное. Первая форма включает в себя оплату всех расходов самим туристом и последующая компенсация при возвращении в Россию. Это очень неудобно, так как туристу заранее неизвестно, какую сумму он должен брать.

При сервисном туристском страховании, заключив договор или контракт со страховой компанией, достаточно позвонить в одну из указанных диспетчерских служб, сообщить номер своего полиса, фамилию – как потерпевшему будет оказана необходимая помощь. Турфирма сама выбирает страховую компанию, которая, в свою очередь, возьмет на себя ответственность за оказание своевременной помощи и за оплату расходов.

Выводы. Страхование в туризме — это система отношений между страховой компанией и туристом по защите его жизни и здоровья и имущественных интересов при наступлении страховых случаев.

Виды страхования в туризме: страхование гражданской ответственности, страхование багажа, страхование отмены тура, страхование от невыезда.

Существует две формы страхования: краткосрочное (т.е. вы заключаете договор с компанией на определенное количество дней, в полисе указываются даты отъезда и прибытия) и долгосрочное.

1.2. Этапы и тенденции  развития страхового рынка в России

Обеспечение туристской безопасности приобретает все большую актуальность  во  всем  мире.  Активно  проявляют  себя  такие  угрозы безопасности, как массовые инфекционные заболевания, техногенные и природные  катастрофы,  террористические  акты,  экстремизм,  транспортные  и  иные  происшествия,  хищения  имущества  туристов  и насильственные действия в отношении них, несчастные случаи.

Специалистами  Всемирной  туристской  организации (ЮНВТО) начата  разработка  международной  конвенции  по  защите  прав потребителей в сфере туристических услуг. Ее целью является защита туристов при несчастных случаях, естественных катастрофах, во время международных конфликтов, войн, в случае банкротства туроператора–  в любых ситуациях, когда туристы остаются без защиты.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В  последнее  время  вопросы  обеспечения  безопасности туризма  постоянно  находятся  в  центре  внимания  органов государственной власти и делового туристского сообщества.

Совет  Федерации  уделяет  значительное  внимание законодательному обеспечению безопасности туризма.  События 2012 года, связанные с банкротствами и приостановкой деятельности  целого  ряда  крупных  туроператоров,  указали  на необходимость принятия законодательных решений по регулированию рынка туристских услуг.

Решением Совета Федерации на 310 заседании Совета Федерации в феврале 2012 года по инициативе Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко была создана рабочая группа Совета Федерации по разработке предложений,  направленных  на  совершенствование законодательства, регулирующего вопросы социальной ответственности бизнеса в области туризма и авиаперевозок.

Члены рабочей группы выступили с инициативой  создания в Российской Федерации компенсационного фонда защиты прав туристов,  предназначенного для оплаты экстренного вывоза туристов из страны временного пребывания и гостиничных услуг по проживанию.

В  результате  совместной  работы  членов  Совета  Федерации,  депутатов  Государственной  Думы,  Правительства  России,  Торгово-промышленной  палаты  России,  Российского  Союза  туриндустрии  и других  экспертов  был  подготовлен  проект  Федерального  закона  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности  в  Российской  Федерации»  и  отдельные законодательные  акты  Российской  Федерации». Закон  подписан Президентом России в мае 2012 года

Положения  Закона  направлены  на  совершенствование государственного  регулирования  в  сфере  туризма,  усиление безопасности,  повышение  защиты  прав  и  законных  интересов потребителей  туристских  услуг,  а  также  повышение  качества  таких услуг.

Введенные законом повышение финансовых гарантий и создание объединения  туроператоров  в  сфере  выездного  туризма  позволяют выработать  внутренние  механизмы  контроля  за  членами  данных организаций,  структурировать  туристический  бизнес,  повысить социальную  ответственность  представителей  турбизнеса  перед потребителями.

Создание  в  соответствии  с  Законом  компенсационного  фонда поможет  повысить  страховую  защищенность  и  позволит  оказывать неотложную финансовую помощь туристам за рубежом.

Законом  также  введена  административная  ответственность  за нарушение  законодательства  в  сфере  туризма,  что  призвано  стать важным механизмом, дисциплинирующим туристский рынок.  24  августа 2012  года  в  Федеральном  агентстве  по  туризму состоялось  учредительное  собрание  некоммерческого  объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». Объединение создано в целях оказания экстренной помощи туристам за рубежом в соответствии с Федеральным законом от 3 мая 2012 года №47-ФЗ.

Страхование туристов является обязательным и обеспечивается субъектами туристской деятельности. Туристы вправе самостоятельно заключать договоры на такое страхование.

Договор страхования включает оказание медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.

Список из 7 страховых компаний с высшим уровнем надежности А++ – лидеров страхования выезжающих за рубеж (по версии рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА» на начало 2013 года) представлен в таблице 1.1. Из представленной таблицы следует, что  на первом  месте по сумме страховых взносов и выплат находится Группа «ИНГОССТРАХ», темпы прироста взносов в 2012 годов увеличился на 8,6%.

Таблица 1.1

Список из 7 страховых компаний с высшим уровнем надежности А++ – лидеров страхования выезжающих за рубеж (по версии рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА» на начало 2013 года)

Место Компания / группа компаний Взносы, 2012 г., тыс. руб. Выплаты, тыс. руб. Взносы, 2011 г., тыс. руб. Уровень выплат, % Темпы прироста взносов, %
1 Группа ИНГОССТРАХ 871 284 480 528 802 582 55.2 8.6
2 Группа ВСК 740 043 308 219 472 414 41.6 56.7
3 ОСАО «РЕСО-Гарантия» 687 791 330 052 637 899 48.0 7.8
4 Группа Альянс 579 255 194 575 452 784 33.6 27.9
5 Группа АльфаСтрахование 425 825 116 807 367 300 27.4 15.9
6 Группа Росгосстрах 310 408 41 358 224 821 13.3 38.0
7 Группа Ренессанс Страхование 219 188 70 042 186 936 32.0 17.3

Второе место занимает Группа ВСК, сумма страховых взносов на 2012 год  составила 740 043 тыс.руб., что на 56,7% выше предыдущего периода.

Согласно новой редакции Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 132-ФЗ) в мае 2013 г. сформирован компенсационный фонд, средства которого предназначены для оказания экстренной помощи туристам при банкротстве туроператоров. Каждый туроператор, занимающийся выездным туризмом, внес в компенсационный фонд по 100 тыс. руб. в качестве первого взноса, затем отчисления будут взиматься исходя из оборота турфирмы. По сути, с помощью этого фонда туроператоры страхуют туристов и друг друга.

В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 03.05.2012 N 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, обязаны стать членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма в течение одного года после официального опубликования настоящего Закона.

В связи с этим туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, а также юридические лица, которые намерены начать такую деятельность, представляют в Ростуризм в составе документов, подтверждающих сведения, подлежащие внесению в единый федеральный реестр туроператоров, документ об уплате взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма (ст. 4.1 Федерального закона N 132-ФЗ).

В целях реализации Федерального закона N 132-ФЗ 5 октября 2012 г. была образована ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» (далее — объединение «Турпомощь»). Предметом деятельности этого объединения стали следующие функции:

  • обеспечение в порядке, установленном Правительством РФ, оказания экстренной помощи туристам в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению);
  • реализация в соответствии с законодательством РФ права требования страховой выплаты или выплаты по банковской гарантии, а также права требования к туроператорам;
  • учет взносов в компенсационный фонд на основании содержащейся в реестре информации об общем объеме денежных средств, полученных туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, от реализации туристского продукта.

Туроператоры, осуществляющие такую деятельность, были вправе вести свою деятельность, не являясь членами объединения «Турпомощь», до 4 мая 2013 г.

Новая редакция Федерального закона N 132-ФЗ вступила в силу 3 мая 2013 г., до указанной даты все туроператоры по выездному туризму обязаны были вступить в объединение и перечислить деньги в компенсационный фонд.

К 4 мая 2013 г., по данным сайта объединения «Турпомощь», в ассоциацию вступили 1597 компаний, заплатив по 100 тыс. руб. в фонд объединения. По данным Ростуризма, в едином федеральном реестре туроператоров к концу апреля состояли 2012 компаний. 5 мая 2013 г. был проведен анализ вступивших и не вступивших в объединение «Турпомощь» туроператоров, после чего данная информация была направлена в Роспотребнадзор и Минкультуры, которые уполномочены проверять туроператоров, и принято решение об исключении из реестра 415 туроператоров, не вступивших в ассоциацию. Однако оно было пересмотрено, разрешена пролонгация и позднее в ряды объединения «Турпомощь» были приняты еще 1300 туроператоров. В результате в объединении сейчас состоят 1920 членов.

Таблица 1.2

Динамика структуры единого федерального реестра туроператоров

По состоянию Количество туроператоров Итого
внутреннего

туризма

въездного

туризма

въездного и

выездного

туризма

На 14.07.2013 1920
На 05.05.2013 1597
На 01.01.2013 1889 586 2796 4685
На 01.01.2012 1833 656 2885 4718
На 01.01.2011 1858 566 2169 4593

В июне 2013 г. Ростуризм исключил из реестра 260 операторов, не вступивших в объединение «Турпомощь». Чуть более половины (134) исключенных из реестра компаний являются резидентами Москвы. Еще 36 из 260 исключенных операторов находятся в Санкт-Петербурге, а одна — в Ленинградской области. С момента опубликования приказа об исключении из реестра компании не вправе заниматься операторской деятельностью в сфере выездного туризма. Для возобновления работы руководство компании обязано вступить в объединение «Турпомощь», а затем направить в Ростуризм документы на включение в реестр.

Таким образом, вступление в силу поправок, внесенных в Федеральный закон N 132-ФЗ, которые регулируют механизм экстренной помощи туристам за рубежом, привело к тому, что количество туроператоров в сфере выездного туризма существенно сократилось. Некоторые из них, оценив свою деятельность за последнее время, предпочли стать агентствами или отказаться от сегмента выездного туризма, сосредоточившись исключительно на внутреннем и въездном туризме. У некоторых туроператоров истек срок финансовой гарантии, и они по разным причинам ее не продлили. Вместе с тем общее число туроператоров сохраняется примерно на одном уровне, причем на каждого обанкротившегося появились три новых туроператора.

На современном этапе развития туристского рынка существуют две тенденции: подверженность рынка влиянию политических и экономических факторов и способность его к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке как в России, так и за рубежом. В последнее время растет спрос со стороны иностранных граждан на поездки в российские регионы с целью паломнического, этнического (родственного), экскурсионного и экологического туризма. Российские регионы предлагают широкий спектр самых разнообразных и нетрадиционных видов туризма, аналогов которым на мировом туристском рынке нет. Кроме того, на развитие туристского рынка оказывают влияние следующие тенденции:

  • За последние 10 лет сокращение рабочей недели значительно замедлилось, поскольку в мировой экономике обострилась конкурентная борьба. В результате рабочее время стало более гибким, а занятость и пенсионное обеспечение — менее гарантированными.
  • Рабочая нагрузка увеличивается, а время для отдыха постоянно сокращается, качество жизни снижается. Компании вынуждены минимизировать свои рабочие издержки, из которых отпуска и пенсии являются самыми дорогостоящими.
  • Высокий уровень технологий делает работодателей менее зависимыми от персонала, что вынуждает рабочих и служащих трудиться дольше и в менее благоприятных условиях, чтобы сохранить свои рабочие места.

В ходе исследования тенденций развития отпускного времени, проведенного в 18 странах, в которых осуществляется 73 % всех расходов на туризм в мире, был сделан вывод о том, что влияние этих тенденций на мировой туризм будет весьма значительным. И хотя спрос на отдых вряд ли ослабеет, сокращение отпускного времени будет происходить все более быстрыми темпами. Отпуска будут длиться по 34 дня, включая выходные, но увеличится их частота, поскольку людям потребуются более интенсивные перерывы на отдых.

Естественно, что все эти тенденции оказывают определенное влияние на развитие туристской отрасли, затрагивая и экономические аспекты развития туризма. Анализ экономических аспектов развития туристской отрасли позволяет сделать следующие выводы:

  1. Туризм обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития. Но он не является панацеей от всех экономических недугов. Необходимо приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли от туризма, принимая во внимание не только социальные выгоды, но и все издержки, которые может повлечь за собой его развитие. Следует отметить, что возможность возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся стран гораздо больше, чем для процветающих.
  2. Система показателей развития туризма для региона (страны) включает: объем туристского потока; средние туристские расходы в сутки; состояние и развитие материально-технической базы; показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы; показатели развития международного туризма.
  3. Россия недостаточно эффективно защищает свои интересы на мировом рынке торговли туруслугами, так как развитие въездного и внутреннего туризма в нашей стране — на довольно низком уровне. Но намечаются и положительные тенденции. В настоящий период, когда российский рубль падает по отношению к доллару и другим валютам, доллар в России имеет значительно большую покупательную способность, чем где-либо еще, что привлекает иностранных туристов и способствует повышению туристского экспорта и увеличению валового национального продукта. Особый спрос вызывают такие виды туризма, как паломнический, экскурсионный и экологический. Кроме того, зарубежные поездки для наших граждан стали не столь доступны, и россияне обратились к внутренним путешествиям по своей стране.
  4. Особенностью функционирования закона предложения на российском рынке является то, что при повышении цены на товары в общем и туристский продукт в частности предложение не увеличивается, а напротив, снижается, следовательно, кривая предложения стремится вниз. Это явление получило название «российского парадокса». Кризис августа 1998 г. повлек за собой в среднем трехкратное повышение цен, в то же время он разорил многих предпринимателей и сократил предложение туристского продукта.
  5. В России, в отличие от многих других стран, спрос не эластичен по цене, т. е. по статистике цены растут более быстрыми темпами, чем уменьшается спрос на туруслуги.
  6. Туризм приобретает все большее значение в стимулировании слабых в структурном отношении регионов. Создание туристских предприятий в удаленных и индустриально слаборазвитых районах частично нейтрализует такие негативные последствия прогресса, как отток населения в городские агломерации, сокращение обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, разрушение традиционного уклада жизни сельского населения.
  7. Величина цены на турпродукт определяется себестоимостью туристского продукта и спросом на этот продукт. Поскольку спрос на туруслуги имеет сезонный характер, применяется сезонная дифференциация цен и тарифов.
  8. Задачами туристской фирмы являются формирование денежных фондов и их использование на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления производственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости.
  9. Среди многочисленных видов страхования, предлагаемых туристам в настоящее время, особый интерес и спрос вызывают медицинское страхование, ассистанс и страхование ответственности владельца автотранспортных средств.

Вывод. Обеспечение туристской безопасности приобретает все большую актуальность  во  всем  мире.

В  результате  совместной  работы  членов  Совета  Федерации,  депутатов  Государственной  Думы,  Правительства  России,  Торгово-промышленной  палаты  России,  Российского  Союза  туриндустрии  и других  экспертов  был  подготовлен  проект  Федерального  закона  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности  в  Российской  Федерации»  и  отдельные законодательные  акты  Российской  Федерации». Закон  подписан Президентом России в мае 2012 года

Положения  Закона  направлены  на  совершенствование государственного  регулирования  в  сфере  туризма,  усиление безопасности,  повышение  защиты  прав  и  законных  интересов потребителей  туристских  услуг,  а  также  повышение  качества  таких услуг.


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!