Страницы: 1 2
Портфолио результатов образовательной деятельности
Методическая разработка:
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие представлений о величине у детей 6-7 лет с ОНР III уровня
Пояснительная записка:
Актуальность. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-дидактические игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образе того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, волю, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В картотеке, составленной для детей дошкольного возраста, вошли разработки сюжетно-дидактических игр, направленных на развитие представлений о величине. Сборник можно использовать во всех видах деятельности дошкольника.
Цель:
— формирование навыков измерительной деятельности, соблюдение правил линейного измерения, измерения объема сыпучих и жидких веществ посредством применения в образовательной деятельности с детьми 6-7 лет с ОНР III уровня сюжетных-дидактических игр с математическим содержанием
Задачи:
— использовать разные средства измерения в практической игровой деятельности (различные условные мерки, линейка с сантиметровой шкалой);
— соблюдать правила линейного измерения, стремится выполнить измерение точно;
— сравнивать предметы по различным протяженностям (длине, ширине, высоте), используя результаты измерения;
— формулировать числовой вывод, отражающий результаты измерения
— соблюдать правила совместной деятельности, аккуратно работать с дидактическим материалом
Игры, размещенные в картотеке, направлены на формирование представления о величине. Принцип использования — от простого к сложному.
Для удобства использования сюжетно — дидактических игр и упражнений мы условно объединили их в четыре основные группы. В каждой группе определены общие мыслительные задачи.
В первую группу входят игры на закрепление умения сравнивать предметы по трём-четырём признакам величины (длине, ширине, высоте, толщине).
Вторую группу составляют игры с помощью которых совершенствуются умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.
Сюжетно-дидактические игры на развитие глазомера объединены в третьей группе.
В четвертую группу выделены игры на развитие у детей представлений о величине.
Сюжетно-дидактические игры по развитию представлений о величине предметов используют на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей.
Во вне учебное время занимательные игры наряду с другими воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.
Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом воспитанников, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрение самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
Сюжетно-дидактическая игра: «Экскурсия в зоопарк»
Дидактическая цель: сравнение предметов по нескольким протяженностям (длина, ширина, высота) с помощью линейки с сантиметровой шкалой (изготовленной из картона) с соблюдением правил линейного измерения с обозначением в речи результатов измерения в процессе практических действий с дидактическим материалом
Игровая цель: конструирование клеток для игрушечных животных из бумажных полосок после измерения размеров каждой игрушки (высота, длина, ширина) и длины полосок с помощью линейки и сравнения результатов измерения игрушки и бумажной полоски; исполнение выбранной роли (кассир, посетители, экскурсовод, работники зоопарка) в сюжетно-дидактической игре
Количество участников: 6-8 детей
Возраст детей: 6 — 7 лет
Инструкция, правила игры: измерить с помощью линейки с сантиметровой шкалой (изготовленной из картона) высоту, длину, ширину игрушки и бумажной полоски, сконструировать из полосок картона клетки для животных зоопарка в соответствии с величиной животного, чтобы оно поместилось в клетку
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Экскурсия в зоопарк». Для этого необходимо сконструировать необходимую обстановку для игры. Вместе с детьми подбирает игрушки, изображающие животных. Воспитатель уточняет, помнят ли дети правила измерения с помощью линейки, организовывает измерительную деятельность (игрушек и бумажных полосок для строительства клеток) по нескольким протяженностям (длина, ширина, высота), результаты измерения фиксирует на демонстрационной доске. Далее дети, сравнив результаты измерения животного и длин полосок, конструируют клетку, выбирая полоски подходящей длины.
Далее воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети вместе с воспитателем распределяют роли и разыгрывают сюжет: посетители покупают билеты у кассира, их встречает экскурсовод, рассказывает о животных, сравнивая их по величине.
Атрибуты/материалы для игры: игрушки животных разной величины (от 5 см. до 15 см.), полоски из картона разной длины, линейка с сантиметровой шкалой
Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: воспитатель присутствует в игре, дает задания.
Где можно играть (в помещении, на улице): в данную игру можно играть в помещении, за столами
Сюжетно-дидактическая игра «Молочная ферма»
Дидактическая цель: сравнение объема разных емкостей с помощью условной мерки, используя прием наложения нужного количества мерок на изображение емкости, обозначение в речи числового результата измерения в процессе действий с дидактическим материалом
Игровая цель: измерение объема различных емкостей условной меркой, размещая на изображении емкости нужное количество мерок, нахождение самой большой емкости, формулирование числового вывода результата измерения в процессе сюжетно-дидактической игры «Молочная ферма»
Количество участников: 6 – 10 детей
Возраст детей: 6 — 7 лет
Инструкция, правила игры/упражнения: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Молочная ферма». Дети распределяют роли (доярки, работники молочного цеха, заказчик, фермер). Воспитатель берет на себя роль фермера и поясняет, что на ферму поступил заказ от кондитерского магазина, который участвует в конкурсе кондитеров. Для участия в конкурсе необходимо изготовить большой торт, поэтому заказчик хочет приобрести молоко, масло и сметану на ферме для изготовления торта. Воспитатель предлагает детям несколько различных плоскостных изображений емкостей из картона (бидоны различной величины для молока, коробки для масла и бидоны для сметаны) и плоскостные изображения условных мерок: банка для измерения объема молока и сметаны в емкости и бруска для измерения количества масла. Воспитатель (фермер) говорит работникам фермы, что заказчику нужно емкость с молоком объемом 10 банок, емкость с маслом объемом 7 банок и коробка масла, в которой будет 9 брусков масла.
Дети (в роли доярок) берут плоскостные изображения бидонов для молока, условные мерки и размещают их на плоскости бидона, выбирают тот бидон, на которые уместилось 10 банок; аналогично работники молочного цеха после измерения выбирают бидон для сметаны, на который уместилось 7 банок и коробку для масла, в которую уместилось 9 брусков. Воспитатель (фермер) контролирует процесс измерения, спрашивает, почему именно эту емкость выбрали дети.
После того, как дети выбрали нужные емкости, они говорят фермеру, что заказ подготовлен.
Атрибуты/материалы: плоскостные изображения бидонов для молока, для сметаны и коробки для масла (по 3 штуки); плоскостные изображения мерок (банка и брусок), по 10 штук; плоскостное изображение торта, предмет-заместитель (телефон)
Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: воспитатель является участником игры
Где можно играть (в помещении, на улице): в помещении, за столами
Сюжетно-дидактическая игра «Строим горки для скейтбордистов»
Дидактическая цель: упражнение в измерении длины предмета с использованием условной меры, координация движения руки и глаза в процессе измерительной деятельности, точность измерения; формулирование числового результата измерения
Игровая цель: измерение длины предмета условной мерой, сочетая измерение и счет условных мерок; конструирование образца по схеме после измерения и сосчитывания мерок
Количество участников: 4 – 5 человек
Возраст детей: 6-7 лет
Инструкция, правила игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, выполнить заказ команды скейтбордистов, которая готовится к соревнованиям. Дети распределяют предложенные воспитателем роли (капитан команды скейтбордистов, инженеры – конструкторы, строители). Воспитатель (капитан команды спортсменов) объясняет, что для тренировок спортсменам нужно 5 горок разной длины и высоты, схемы которых он предлагает детям. Чтобы выполнить заказ, дети (инженеры-строители) должны определить на схеме, скольким условным меркам (пластиковые палочки одного цвета из набора «Цветные счетные палочки Кюизенера») равна высота и длина ската каждой горки, и сообщить об этом строителям. Дети (строители) измеряют условной меркой разноцветные пластиковые полоски (разрезанные на полоски разной длины разноцветные обложки папки-скоросшивателя), выбирают из них те, которые равны по длине горкам на схеме и конструируют горки нужной высоты и длины ската. Воспитатель (капитан команды спортсменов) контролирует процесс постройки, побуждает детей делать числовой вывод результатов измерения и организует «проверку» инженерами – конструкторами выполненных построек на соответствие заказу (измеряет условной меркой)
Атрибуты/материалы: графические схемы горок, дидактическое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера», разноцветные пластиковые полоски
Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: воспитатель присутствует в игре, даёт задание.
Где можно играть (в помещении, на улице): играть можно в помещении, за столами.
Сюжетно-дидактическая игра: «Конструкторское бюро»
Дидактическая цель: измерение протяженностей (длина, ширина, высота) с использованием линейки с сантиметровой шкалой с фиксацией результатов измерения; соотнесение результата деятельности со схемой, точность измерения
Игровая цель: воссоздание объекта из цветных пластиковых палочек после анализа схемы, измерения протяженностей объекта (длина, ширина, высота) на схеме линейкой с сантиметровой шкалой; согласованные действия руки и глаза в процессе измерения; соблюдение правил работы в паре со сверстником; формулирование вывода о результатах измерения
Количество участников: 6 – 8 детей (четное количество)
Возраст детей: 6 — 7 лет
Инструкция, правила игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру с цветными счетными палочками. Дети вместе с воспитателем распределяют предложенные воспитателем роли: заказчики, строители, бригадир строителей (воспитатель). Дети, взявшие на себя роль заказчиков, показывают детям в роли строителей подготовленные воспитателем заранее схемы различных построек (дом, гараж для машины, клумба, песочница, будка для собаки), на которых обозначены цифрой длина, ширина, высота в сантиметрах объекта на схеме. Заказчики и строители объединяются в пары, с помощью линейки измеряют цветные пластиковые палочки, находят нужные, строители конструируют постройку по схеме. После завершения строительства, бригадир строителей (воспитатель) проверяет линейкой точность подбора палочек, сравнивая цифру на схеме с результатом измерения линейкой, дети формулируют числовой результат измерения.
Атрибуты/материалы: схемы объектов с числовыми обозначениями дины, ширины, высоты объектов, линейки с сантиметровой шкалой (на каждую пару детей); дидактическое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера» (на каждую пару детей).
Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: воспитатель участвует в игре в качестве игрока.
Где можно играть (в помещении, на улице): играть можно в помещении, за столами.
Дидактическое упражнение: «Завяжем кукле банты»
Дидактическая цель: измерение длины предмета сантиметровой лентой, актуализация правил линейного измерения; фиксация числового результата измерения в речевом выводе
Количество участников: 5 детей
Возраст детей: 6 — 7 лет
Инструкция, правила игры/упражнения: Воспитатель говорит, что у куклы в нашей группе потерялась одна ленточка, поэтому у нее неаккуратная прическа. Воспитатель предлагает привести прическу куклы в порядок, показывает имеющуюся ленту и объясняет, что от нее нужно отрезать ленту такой же длины, как ленточка куклы. Воспитатель спрашивает у детей, что нужно сделать, чтобы отрезать еще одну ленточку такой же длины? Дети высказывает свои предложения (измерить ленточку куклы и отрезать ленту такой же длины). Воспитатель предлагает детям использовать для измерения длины ленты сантиметровую ленту, демонстрирует ее, уточняет у детей, на что похожа сантиметровая лента (на линейку, только она мягкая), правила измерения такие же, как линейкой. Воспитатель поясняет детям, что ленты, ткани удобнее измерять именно сантиметровой лентой. Далее дети измеряют ленточку куклы (2 – 3 человека), озвучивают результат измерения, убеждаются в одинаковости результата измерения. Далее с помощью сантиметровой ленты ребенок отмеряет нужную длину на ленте, отрезает ленту. После этого, дети сравнивают две ленты с помощью приема приложения, убеждаются в их равенстве, обозначают результат сравнения в речевом выводе (одинаковой длины, равные, обе ленты длиной 15 сантиметров) и завязывают кукле банты. Воспитатель предлагает детям полюбоваться, какая аккуратная у куклы прическа.
—Упрощение условий игры/усложнение условий игры: Воспитатель предлагает подумать, как отрезать ленты одинаковой длины. Дети высказывают свои предложения и вместе с воспитателем рассматривают условные мерки, выбирают картонную полоску. При помощи картонной полоски дети отмеряют, и отрезают ленточку нужной длины, завязывают кукле банты.
Атрибуты/материалы: лента длиной 15 см., отрезок ленты (для разрезания), сантиметровая лента/условная мерка (картонная полоска).
Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: воспитатель предлагает задание, варианты решения проблемной ситуации, контролирует точность измерения
Где можно играть (в помещении, на улице): в помещении, за столами
Сюжетно-дидактическая игра «Урожай собирай и на зиму запасай»
Дидактическая цель: измерение длины предмета условной меркой (бумажная полоска); координация руки и глаза в процессе измерения с сочетанием измерения и счета
Игровая цель: соотнесение длины предмета (кузова машины) с заданным числом; измерение длины предмета условной меркой, точность измерения, формулирование числового вывода результатов измерения
Количество участников: 5-6 детей
Возраст детей: 6-7 лет
Инструкция, правила игры/упражнения: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Урожай собирай и на зиму запасай», распределить роли (фермер, водители грузовых машин, хозяин овощного магазина). Воспитатель (фермер) звонит в овощной магазин и предлагает приобрести у него овощи. Хозяин овощного магазина соглашается и говорит фермеру, что ему нужно доставить 10 корзин картофеля, 9 корзин моркови и 6 корзин капусты. Фермер заказывает грузовые машины для доставки овощей в магазин. Дети в роли водителей получают плоскостные изображения грузовых автомобилей с разной длиной кузова. Фермер (воспитатель) поясняет, что выбрать нужную машину для погрузки овощей нужно с помощью условной мерки – полоски картона. Одна мерка – одна корзина. Водителям необходимо измерить меркой длину кузова своей грузовой машины, озвучить числовой результат измерения (10, 9 или 6 условных мерок) и назвать, какие овощи они будут загружать в свою машину. Далее водители помещают нужное количество корзин с овощами в кузов своей машины, хозяин овощного магазина принимает товар, проверяет точность измерения.
Атрибуты/материалы: плоскостные изображения грузовых машин с разной длиной кузова, плоскостные изображения корзин с картофелем, морковью и капустой, полоски из картона, предмет-заместитель – телефонная трубка
—Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: воспитатель принимает участие в игре в качестве игрока
—Где можно играть (в помещении, на улице): в помещении, за столами
Сюжетно-дидактическая игра «В магазине одежды»
Дидактическая цель: применение в игровой практической ситуации навыков измерительной деятельности, измерение длины предметов условной меркой, точность измерения
Игровая цель: соотнесение длины двух предметов после измерения условной меркой и выбрать предметы, одинаковые по длине, соблюдать правила линейного измерения условной меркой
Количество участников: 2 — 3 ребёнка
Возраст детей: 6-7 лет
Инструкция, правила игры/упражнения: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «В магазине одежды», распределить роли (продавец, покупатели, заведующий магазином (воспитатель)). Покупателям предлагаются куклы – по числу детей, взявших эту роль, (контуры вырезаны из картона, раскрашены). Заведующий магазином (воспитатель) предлагает покупателям одежду для кукол (предметы одежды разного размера с клапанами для крепления, вырезаны из бумаги), предлагает выбрать наряд каждой кукле. Чтобы подобрать наряд по размеру, необходимо снять мерку с куклы и измерить платье. Ребенок в роли продавца условной меркой, предложенной воспитателем (отрезком шерстяной нитки для вязания) измеряет куклу и платья, выбирает платье, длина которого совпадает с длиной куклы, обосновывает свой выбор. Заведующий магазином (воспитатель) контролирует последовательность действий, точность измерения. Покупатели одевают кукол в платья, далее детям можно предложить украсить платья, дорисовать элементы и т.п.
Атрибуты/материалы: вырезанные из картона силуэты кукол разного размера, вырезанные из бумаги платья с клапанами для крепления, условные мерки (шерстяная нитка для вязания).
Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: воспитатель является активным участником
Где можно играть (в помещении, на улице): в помещении, за столами
Дидактическое упражнение «Украсим наш участок — посадим деревья»
Дидактическая цель: измерение высоты предмета условной меркой (счетная палочка); выбор из предложенных предметов того, который равен по высоте эталону; ориентировка на плане — схеме, размещение объектов на плане – схеме
Количество участников: 3 – 4 ребенка
Возраст детей: 6-7 лет
Инструкция, правила игры/упражнения: Воспитатель показывает детям плоскостное изображение дома и «сажает» возле него плоскостное изображение дерева (ель). Затем предлагает ребятам подобрать деревья такой же высоты (из предложенных детям) для озеленения прогулочного участка
Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной меркой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка (мерка) на дереве?» Один из детей измеряет высоту ели (без остатка). Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать деревья для озеленения нашего участка? (Высота дерева должна быть равна двум счетным палочкам.)» Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию дерева и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так по всей длине дерева». Дети подбирают деревья заданной высоты, измеряя их условной меркой. Выбранные деревья дети наклеивают на план группового прогулочного на бумаге формата А3.
Атрибуты/материалы: набор счетных палочек, план группового прогулочного участка, плоскостные изображения ели и других деревьев разной высоты
Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: воспитатель предлагает задание, контролирует точность измерения
Где можно играть (в помещении, на улице): в помещении и на улице, за столом
Сюжетно-дидактическая игра «Поможем малышам обустроить кукольный дом»
Дидактическая цель: учет величины предмета (длины и ширины) в практических действиях с дидактическим материалом; выполнение правил линейного измерения условной меркой (бумажной полоской); ориентация на плане (вверху – внизу, справа – слева); координация движений руки и глаза в процессе измерения длины и ширины предметов; решение простых арифметических примеров на сложение и нахождение суммы
Игровая цель: размещение плоскостных изображений на плане после измерения условной меркой их длины и ширины
Количество участников: 2 – 3 детей
Возраст детей: 6-7 лет
Инструкция, правила игры/упражнения: Воспитатель сообщает детям, дети младшей группы хотят обустроить кукольный дом, но не знают, как разместить разные предметы мебели, чтобы куклам было удобно. Воспитатель предлагает детям план кукольного дома, предлагает распределить роли и поиграть в игру. Дети вместе с воспитателем распределяют роли (заказчик, дизайнеры интерьера). Заказчик (воспитатель) показывает дизайнерам план детской комнаты и просит разместить на нем различные предметы детской мебели. Для того чтобы разместить предметы мебели, нужно определить их размер (длину ширину, высоту) и выбрать то место в комнате, куда они поместятся. Заказчик (воспитатель) предлагает детям плоскостные изображения предметов мебели (кровать, шкаф, стеллаж для игрушек, стол со стулом), спрашивает у детей, как можно определить место для каждого предмета. Дети (дизайнеры интерьера) предлагают измерить каждый предмет мебели условной меркой (полоской бумаги), а после этого измерить длину стен на плане кукольной комнаты и определить, куда разместить мебель. Дети измеряют длину и ширину предметов мебели, измеряют длину стен на плане комнаты, сравнивают результаты измерения, находят место каждому предмету и прикрепляют его на план. Воспитатель (заказчик) контролирует размещение предметов мебели, создает проблемные практические ситуации (например, можно ли по одной стене разместить стол и шкаф, уместятся ли они там), побуждает детей к выполнению арифметического действия сложения и нахождению суммы. Далее воспитатель говорит детям, что передаст проект кукольного дома в младшую группу.
Атрибуты/материалы: план комнаты, плоскостные изображения предметов мебели, плоски бумаги одинаковой длины (условная мерка)
Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: воспитатель принимает участие в игре в качестве игрока
Где можно играть (в помещении, на улице): в помещении, за столами
Сюжетно-дидактическая игра «В кондитерской»
Дидактическая цель: сравнение предметов по длине по результатам измерения линейкой с сантиметровой шкалой, выбор предметов заданной длины; соблюдение правил измерения условной меркой
Игровая цель: выбор предмета заданной длины после измерения длины предмета линейкой; точность измерения условной меркой; исполнение выбранной роли в сюжетно-дидактической игре «В кондитерской»
Количество участников: 3 – 4 ребенка
Возраст детей: 6 -7 лет
Инструкция, правила игры/упражнения: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «В кондитерской», распределить роли (кондитер, продавец, заказчик). Заказчик (воспитатель) делает кондитеру заказ изготовить торт из трех ярусов – цветных полосок картона (нижний ярус торта должен быть длиной 10 см., средний на 2 см. короче длины нижнего яруса, верхний — на 3 см. короче длины среднего яруса). Ребенок, исполняющий роль кондитера измеряет линейкой с сантиметровой шкалой полоски картона и выбирает из них три, подходящие по длине, составляет из них изображение торта. Далее заказчик (воспитатель) просит продавца упаковать торт в праздничную коробку. Чтобы выбрать из нескольких коробку, в которую поместится торт, ребенок измеряет высоту торта условной меркой (счетной палочкой, высота торта равна одной мерке). Далее продавец измеряет высоту праздничных коробок и выбирает подходящую по высоте. Заказчик убеждается, что торт поместился в коробку по высоте.
Атрибуты/материалы: полоски цветного картона, длиной 10, 8 и 5 см, шириной 4, 3 и 3 см. соответственно; плоскостные изображения коробок для торта высотой от 7 до 11 см. (5 шт.), линейка с сантиметровой шкалой, счетные палочки (условная мерка)
Присутствие взрослого/дети могут играть самостоятельно: воспитатель является участником игры
Где можно играть (в помещении, на улице): в посещении, на улице за столом
Перспективный план реализации образовательной деятельности с использованием сюжетно-дидактических игр с детьми 6-7 лет с ОНР III уровня
На основе Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой нами был разработан перспективный план реализации образовательной деятельности с использованием сюжетно-дидактических игр с детьми 6-7 лет с ОНР III уровня.
Перспективный план реализации образовательной деятельности с использованием сюжетно-дидактических игр с детьми 6-7 лет
с ОНР III уровня
Месяц | Название сюжетно-дидактической игры | Программная задача | Дидактическая (обучающая цель) сюжетно-дидактической игры |
Сентябрь | «Урожай собирай и на зиму запасай»
| Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по 3 — 4 признакам | Измерение длины предмета условной меркой (бумажная полоска); координация руки и глаза в процессе измерения с сочетанием измерения и счета
|
Октябрь | «В кондитерской»
| Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем — четырем признакам. | Сравнение предметов по длине по результатам измерения линейкой с сантиметровой шкалой, выбор предметов заданной длины; соблюдение правил измерения условной меркой |
Ноябрь | «В магазине одежды»
| Упражнять в измерениях с помощью условной меры, картонной линейки, сантиметра и сравнении по длине, ширине, высоте. Развивать умение применять в игре знания о способах измерения | Применение в игровой практической ситуации навыков измерительной деятельности, измерение длины предметов условной меркой, точность измерения |
Декабрь | «Строим горки для скейтбордистов»
| Совершенствовать навык деления целого на 2, 4, 8 равных частей, правильно называть части целого; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. | Упражнение в измерении длины предмета с использованием условной меры, координация движения руки и глаза в процессе измерительной деятельности, точность измерения; формулирование числового результата измерения |
Январь | «Экскурсия в зоопарк» | Упражнять в сравнении предметов по трём (цвет, длина, высота), четырём признакам (цвет, длина, высота, ширина), в применении способа измерения предмета с помощью условной мерки | Сравнение предметов по нескольким протяженностям (длина, ширина, высота) с помощью линейки с сантиметровой шкалой (изготовленной из картона) с соблюдением правил линейного измерения с обозначением в речи результатов измерения в процессе практических действий с дидактическим материалом |
Февраль | «Молочная ферма»
| Совершенствовать навык измерения объёма жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. | Сравнение объема разных емкостей с помощью условной мерки, используя прием наложения нужного количества мерок на изображение емкости, обозначение в речи числового результата измерения в процессе действий с дидактическим материалом |
Март | «Завяжем кукле банты» | Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем — четырем признакам.
| Измерение длины предмета сантиметровой лентой, актуализация правил линейного измерения; фиксация числового результата измерения в речевом выводе |
Апрель | «Поможем малышам обустроить кукольный дом»
| Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем — четырем признакам. | Учет величины предмета (длины и ширины) в практических действиях с дидактическим материалом; выполнение правил линейного измерения условной меркой (бумажной полоской); ориентация на плане (вверху – внизу, справа – слева); координация движений руки и глаза в процессе измерения длины и ширины предметов; решение простых арифметических примеров на сложение и нахождение суммы |
Май | «Украсим наш участок — посадим деревья»
| Совершенствовать навык измерения объема тел с помощью условной меры. Развивать глазомер. | Измерение высоты предмета условной меркой (счетная палочка); выбор из предложенных предметов того, который равен по высоте эталону; ориентировка на плане — схеме, размещение объектов на плане – схеме |
Технологические карты занятий по познавательному развитию (ФЭМП)
На основе задач познавательного развития (ФЭМП) в подготовительной к школе группы Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой нами были разработаны и реализованы две технологические карты занятий по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием сюжетно-дидактических игр, направленных на формирование измерительных умений у детей 6-7 лет с ОНР III уровня
Технологическая карта №1 занятия по познавательному развитию (ФЭМП)
Тема: «Измеряем аквариумных рыбок».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: измерение длины предметов с помощью условной меры, сравнение длины предметов по результатам измерения
Задачи:
Обучающие: измерять длину предметов с помощью условной мерки, сравнивать предметы по длине по результатам измерения
Коррекционно-развивающие задачи: формулировка числового вывода результатов измерения; соблюдать правила линейного измерения
Воспитательные: аккуратно работать с дидактическим материалом, соблюдать правила совместной деятельности
Словарная работа: мерка, измерение, результат измерения
Планируемые результаты занятия: дети освоили измерение способом условной мерки, применяют навыки в практической деятельности
Подготовительная работа: дидактические игры и упражнения с дидактическим пособием «Цветные счетные палочки Кюизенера», выявление их свойств.
Материалы и оборудование: фланелеграф; стихотворение Поваляевой М.А. «Смотрите река у меня на окне», иллюстрации
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Мотивация детей на предстоящую деятельность | Воспитатель читает стихотворение «Смотрите, река у меня на окне». Воспитатель предлагает детям догадаться о ком это стихотворение, и чем планируется заниматься | Словесный: художественное слово, ситуативный разговор, вопросы | Собираются вокруг воспитателя, слушают стихотворение. | Создание положительного эмоционального фона. |
2. | Основной этап
| Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Воспитатель загадывает загадку об аквариуме и рыбках. Работа с демонстрационным материалом Воспитатель предлагает ребенку на демонстрационном фланелеграфе разместить рыбок, измерить их длину условной меркой (полоска бумаги). Воспитатель предлагает детям разместить плоскостные изображения рыб в возрастающем порядке по длине на фланелеграфе (построение сериационного ряда из 8 предметов) | Наглядный: показ дидактического материала | Отгадывают загадку, выполняют действия. Рассматривают рыбок. | Возникновение интереса у детей к теме занятия |
2.1 | Этап постановки проблемы | Постановка проблемы | Воспитатель предлагает детям сравнить предметы по длине | Словесный | Слушают воспитателя. | Постановка проблемы, настрой на дальнейшую работу. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом
| Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме
| Воспитатель проводит беседу, задает вопросы: Каких рыб вы видите в аквариуме? Все ли рыбки здесь одинаковые? Как можно их сравнить по длине? | Словесный: беседа, уточнение, обобщение Наглядный: показ иллюстраций, плоскостных изображений | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы воспитателя. | Развиваются речевые навыки. Сравнивают рыбок по длине |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о величине. | Дидактическая игра «Экскурсия в зоопарк» Цель: сравнение предметов по нескольким протяженностям (длина, ширина, высота) с помощью линейки с сантиметровой шкалой (изготовленной из картона) с соблюдением правил линейного измерения с обозначением в речи результатов измерения в процессе практических действий с дидактическим материалом | Игровой: дидактическая игра Словесный: вопросы, инструкция, комментирование, уточнение Наглядный: показ дидактического материала Практический: практические действия с предметами | Закрепление изученного материала. Совершенствование умений сравнивать предметы по высоте и обозначать результат сравнения словами: высокий и низкий. | |
3. | Заключительный этап | Овладение действиями, способами решения проблемы. Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Раскладывает на столах конверты, в каждом наборы из силуэтных картинок (изображения рыб). Предлагает им выполнить цепочку, чередуя картинки. | Словесный: вопросы, комментирование | Отвечают на вопросы воспитателя | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки |
Технологическая карта № 2 занятия по познавательному развитию (ФЭМП)
Тема: «Подберём наряд для Мальвины»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Цель: измерение длины, ширины, высоты предмета с помощью условной меры и линейки.
Задачи занятия:
Обучающие: пользоваться условной меркой для измерения длины, ширины, высоты предмета; отрабатывать умение сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения.
Коррекционно-развивающие: формулировать числовой вывод результатов измерения; соблюдать правила линейного измерения; развитие связной речи.
Воспитательные: аккуратно работать с дидактическим материалом, соблюдать правила работы со сверстником, внимательно слушать воспитателя
Словарная работа:
Планируемые результаты занятия: развитие умения сравнивать два предмета по ширине, высоте, длине.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Мотивация детей на дальнейшую деятельность. | Приветствует детей
| Словесный приветствие | Собираются вокруг воспитателя, приветствуют воспитателя в ответ. | Дети готовятся к деятельности, создается положительный эмоциональный фон. |
2. | Основной этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Для мотивации деятельности и активизации знаний и умений детей проводит дидактическую игру «В магазине одежды» Цель: применение в игровой практической ситуации навыков измерительной деятельности, измерение длины предметов условной меркой, точность измерения | Словесный: инструкция, вопросы, обобщение Наглядный: показ дидактического материала Игровой: дидактическая игра | Играют в игру, слушают педагога. | Происходит актуализация изученного ранее и мотивация будущей деятельности на занятии. |
2.1 | Этап постановки проблемы | Постановка проблемы | Сегодня мы научимся определять широкие, длинные и узкие предметы. Воспитатель предлагает детям показать зеленую полоску. Затем на доске закрепляет красную широкую полоску. Задает вопросы: ‒ Какого цвета эта полоска? (красная) ‒ Эта полоска – широкая. Такие же действия производятся и с полосками других цветов и размеров. | Словесный: вопросы, уточнение, побуждение Практический: практические действия с предметами Наглядный: показ дидактического материала | Рассматривают полоски, отвечают на вопросы воспитателя. | Применяют в практических игровых ситуациях навыки измерения |
2.2 | Этап ознакомления с материалом
| Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме
| Для мотивации проводится сюжетно-дидактическое упражнение «Завяжем кукле банты». Цель: измерение длины предмета сантиметровой лентой, актуализация правил линейного измерения; фиксация числового результата измерения в речевом выводе Далее воспитатель: накладывает зеленую полоску на красную и спрашивает у детей: ‒ Полностью ли зеленая полоска закрывает красную? (нет) | Словесный: инструкция, вопросы, уточнение | Отвечают на вопросы воспитателя. | Сравнивают полоски по ширине по размеру. |
Практический: практические действия с предметами | ||||||
2.3 | Этап практического решения проблемы | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о ширине. | Воспитатель предлагает детям назвать, что может быть широким (узким), длинным (коротким) Используются предметные картинки: полоски, шарфы, ленты, дороги, реки. | Словесный: вопросы, уточнение, побуждение Наглядный: показ изображений | упражняются в сравнении предметов по ширине, высоте, длине и толщине | Закрепление изученного материала. Совершенствование умений сравнивать предметы обозначать результат сравнения словами: широкий и узкий, высокий и низкий, длинный и короткий |
3. | Заключительный этап | Овладение действиями, способами решения проблемы. Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Педагог предлагает детям подвести итоги прошедшей деятельности, задает рефлексивные воспросы | Словесный: вопросы, уточнение | Слушают воспитателя, задают вопросы. | Проверка усвоение детьми темы занятия. |
Наглядно-дидактический материал к проведению занятий по познавательному развитию (ФЭМП)
На занятиях с детьми использовались такие вспомогательные материала.
Технологическая карта №1.
Тема: «Измеряем аквариумных рыбок».
Смотрите, река у меня на окне.
Там синие рыбы плывут в глубине.
Там красные рыбы, раскинув хвосты,
Мохнатой травы раздвигают кусты
И смотрят, как, словно по нитке,
Ползут по травинкам улитки.
Также проводились физкультминутки, которые способствовали созданию положительного эмоционального фона путем смены вида деятельности, например:
Рыбка плавает в водице, дети покачивают сложенными вместе
Рыбке весело играть. ладошками из стороны в стороны.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница (грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула (медленно наклоняют вперед сложенные ладони).
Крошку хлебную взяла (делают хватательное движение обеими руками). Будем мы варить компот
Фруктов нужно много.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. (Н. Нищева)
Технологическая карта №2.
Тема: «Подберём наряд для Мальвины»
Наглядно-дидактический материал к игре «Завяжем кукле банты»
Картонная мерка
Ленты разной длинны и ширины.
Свидетельства, подтверждающие факт реализации образовательной деятельности (фото – материалы)
Сюжетно-дидактические игры: «Молочная ферма», «В магазине одежды», «Конструкторское бюро».
Проведение сюжетно-дидактической игры
«Молочная ферма»
Проведение сюжетно-дидактической игры «В магазине одежды»
Проведение сюжетно-дидактической игры «Конструкторское бюро»
Свободная деятельность детей с сюжетно-дидактическими играми
Описание результатов реализации образовательной деятельности (рефлексивный анализ деятельности)
Данная работа посвящена теме: «Планирование и реализация образовательной деятельности с детьми 6-7 лет с ОНР III уровня по развитию представлений о величине».
На первом этапе написания данной работы был проведен анализ литературы по теме работы и теоретически обосновано использование сюжетно-дидактических игр в работе с дошкольниками с ОНР III уровня по формированию у детей представлений о величине.
В процессе реализации образовательной деятельности возникали некоторые трудности, связанные с организацией непосредственной образовательной деятельности дошкольников с ОНР III уровня. Дети не всегда шли на контакт и не хотели выполнять предложенные им задания и игры. Однако нам удалось решить данную проблему посредством вовлечения их в групповую деятельность.
Организация сюжетно-дидактических игр требовала тщательного отбора языкового материала, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников с ОНР III уровня.
Существенное значение для организации и проведения сюжетно-дидактических игр имела подготовка игрового материала. Заранее необходимо продумать, какой материал необходим для реализации игрового содержания и как привлечь детей к его изготовлению. Участие детей в изготовлении атрибутов для игры было обязательным, поскольку это заставляет ребенка задуматься над содержанием ролей, определить, какую из них он хотел бы выполнить, проявить выдумку, творчество. Сам процесс изготовления атрибутов для такой игры вызывал у дошкольников радость совместного труда, удовольствие при использовании в коллективных играх самостоятельно сделанных атрибутов. Это также способствовало развитию детской инициативы, чувства общительности, взаимопомощи. В сюжетно-дидактических играх нами использовался разнообразный дидактический материал, который был подобран таким образом, чтобы облегчить ребенку переход от применения конкретных его форм к абстрактным и т.п.
В результате реализации образовательной деятельности было отмечено повышение уровня сформированности у детей представлений о величине. Мы выяснили, что по сравнению со сформированностью умений детей до реализации программы, после реализации дети, хоть и не все, умеют определять величину предмета на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче); раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке в пределах 10; измерять объем условными мерками.
Таким образом, можем отметить, что цель выпускной квалификационной работы: разработка и реализация образовательной деятельности с применением сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием по развитию измерительных умений у детей 6-7 лет с ОНР III уровня была достигнута, а задачи решены.
ЛИТЕРАТУРА
- Агаева И.Б., Беляева О.Л., Дуда И.В., Проглядова Г.А. и др. Теория и практика развития инклюзивного образования в Красноярском крае: монография: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 290 с.
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: программа и метод. рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 422 с.
- Бреславцева Е.В. Лэпбук как средство обучения математическим навыкам детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). ‒ Краснодар: Новация, 2016. ‒ С. 26-30.
- Брюховских Л.А. Объективизация пространственных отношений при формировании предложных конструкций у младших школьников с задержкой психического развития // Вестник КГПУ. – 2015. – № 3 (33). – С. 150-155.
- Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
- Власова О.В., Добровольский Ю.А., Токарев А.А. Исследование абстрактного мышления детей младшего и среднего дошкольного возраста // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 25-35.
- Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
- Воронова А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией // Дефектология. – 1993. – №1. – C. 23-25.
- Глазунова С.Н., Кобылкина О.Ю. Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. – 2020. – № 20 (310). – С. 585-587.
- Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская; [под ред. А. А. Столяра]. – М.: Просвещение, 1991 – 84 с.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.: «Просвещение», 1997. – 175 с.
- Иванова А.С., Андреева Е.П. Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II уровня // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ № 22 (126). ‒ С. 243-245.
- Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
- Киселева Н.А., Игнатенко К.М. Психологические аспекты причины возникновения нарушений речи у детей на ранних этапах развития // Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 796-799.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 240 с.
- Коноплястая С.Ю., Сак Т.В. Логопсихология: учеб. пособие / под ред. М.К. Шеремет. – Киев: Знание, 2010. – 293 с.
- Корепанова М.В. «Моя математика» для старших дошкольников: метод. рекомендации для педагогов. – М.: Баласс, 2014. – 124 с.
- Корнеева Г. А. Формирование у детей дошкольного возраста понятия о величине предмета и способах ее измерения. – М.: Просвещение, 1984. – 329 с.
- Кривонос М.Л., Дроботий О.Л. Сенсорное развитие: из опыта работы. – Х.: Издательство «Утро», 2012. – 256 с.
- Кучина А.И. Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – СПб.: Свое издательство, 2017. – С. 91-93.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.
- Ляпидиевский С.С., Гриншпун Б.М. О классификации речевых расстройств // Расстройства речи у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1969. – 112 с.
- Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Г. Левиной. – М., 1961, – С. 59-70.
- Метиева Л.А., Удалова Э.С. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009. – 42 с.
- Михайлова 3.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: кн. для воспитателя детского сада. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. –128 с.
- Михайлова-Свирская Л.В. Математика в детском саду: учеб. – метод. пособие для педагогов дошкольного образования. – М.: Национальное образование, 2015. – 56 с.
- Мучкаева И.В. Серии сюжетных картин как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III–IV уровня (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 2 (19). – С. 49-51.
- Петровичева Т.А., Забровская О.В. Развитие представлений о величине предметов и ее измерении у детей дошкольного возраста // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2018. – № 5(22). – С. 30-32.
- Погодаева А.В. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 625-627.
- Рибцун Ю.В. Изучение восприятия зрительной и слуховой модальностей у детей 3-4 лет с ОНР // Логопед. – 2011. – №7. – С. 6-16.
- Салагина Н.Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 750-753.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 232 с.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1993. – 97 с.
- Токарева Е.А., Токарев А.А. Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). ‒ Т. 0. ‒ Пермь: Меркурий, 2014. ‒ С. 45-50.
- Трофименко Л. Новое содержание коррекционного обучения по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР II-III степеней // Дефектология. – 2007. – № 3. – С. 34-40.
- Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.
- Туманова Т.В. О словообразовательной компетенции детей с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. – 2006. – № 5. – С. 17-19.
- Урсу, Н.М. Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 67-71.
- ФГОС Дошкольное образование [Электронный ресурс] // Сайт ФГОС (https://fgos.ru/fgos/fgos-do/).
- Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981. – 184 с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Современный подход к проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Сайт МПГУ (http://www.logo-mpgu.ru/assets/files/tumanova_filicheva_sovremennyj-podhod-k-probleme-vyyavleniya-i-korrekcii-obshhego-nedorazvitiya-rechi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.pdf).
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста // Дефектология. – 1985. – № 4. – С. 72-79.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. – М., 1988.
- Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР. – Дефектология, 2012. – 236 с.
- Ханафина Г.Р., Иванова А.С. Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня // Молодой ученый. – 2016. – №22. – С. 256-259.
- Хвалина Е.Н. Исследование по развитию активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 846-850.
- Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1997. – 468 с.
- Хрестоматия по логопедии. / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1997. – 468 с.
- Челтыгмашева, С.П. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня // Молодой ученый. – 2017. – №12. – С. 558-561.
- Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 65-75.
- Шингаркина Д.А. Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 60. – С. 510-515.
- Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – 392 с.
- Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: АРКТИ, 1997. – 214 с.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф