Меню Услуги

Правовое регулирование оказания услуг, связанных с передачей информации по сети Интернет. Часть 2.


Страницы:   1   2   3   4


1.2. Развитие российского законодательства, регулирующего оказание услуг, связанных с передачей информации в сети Интернет

Общие условия обращения информации на территории Российской Федерации, отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, в том числе в сети Интернет, отрегулированы Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Компьютеры, мобильные телефоны и сеть Интернет являются законными средствами поиска, передачи, производства и распространения информации на территории Российской Федерации. Участники информационного обмена в сети Интернет не ограничены в способах поиска информации, открытой к доступу другими участниками информационного обмена — обладателями информации.

Преимущество сети Интернет в сравнении с другими средствами связи, используемыми для поиска, получения и распространения информации, обусловлено ее уникальной инфраструктурой, состоящей из совокупности организационных, технических и программных средств, позволяющих одновременно передавать и принимать гораздо больший объем интересующей граждан информации, чем объем информации, переданной или полученной ими за то же время при использовании других средств коммуникаций с источниками информации. Сегодня сеть Интернет позволяет человеку воспринимать информацию, воспроизведенную компьютером в самых разнообразных формах, в форме текста, изображения, аудиовизуального произведения, телевизионной трансляции или диалога с другим участником информационного обмена сети Интернет в режиме реального времени.

Особенностью построения организационной структуры сети Интернет является то обстоятельство, что стандарты и ресурсы Интернета устанавливают и выделяют организации по глобальной координации сети Интернет. Правила и стандарты, принятые ими, соблюдаются участниками информационного обмена вне зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе людей и даже государствами, в том числе Российской Федерацией.

Одной из наиболее влиятельных организаций по регулированию отношений, складывающихся в сети Интернет, считается, например, такая некоммерческая организация, как Internet Society (ISOC). По сообщению в статье «Стандарты для рунета» из газеты «Ведомости» от 16 апреля 2013 г., N 66(3328), у организации Internet Society (ISOC) появилось подразделение в России — ISOC Russia Chapter. ISOC — некоммерческая организация, насчитывающая более 20 000 участников. Она разрабатывает технические стандарты для Интернета, правила регулирования Сети, занимается образовательными проектами. ISOC в России будет работать в форме некоммерческого партнерства «Интернет-сообщество», его участником сможет стать любой человек или компания.

Стандарты и правила предоставления ресурсов, принятые ISOC, соблюдаются и применяются национальными участниками информационного обмена сети Интернет, несмотря на то что стандарты и правила указанной организации на территории Российской Федерации не имеют юридической силы. Вместе с тем согласно ч. 1 и 2 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 5 «Собственность на сети связи и средства связи» Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции.

Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.

Информационно-телекоммуникационную сеть Интернет принято рассматривать как выделенную сеть.

Согласно ст. 14 ФЗ «О связи» выделенными сетями связи являются сети электросвязи, предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей. Технологии и средства связи, применяемые для организации выделенных сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.

Оказание услуг связи операторами выделенных сетей связи осуществляется на основании соответствующих лицензий в пределах указанных в них территорий и с использованием нумерации, присвоенной каждой выделенной сети связи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Согласно ст. 26 ФЗ «О связи» регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства.

Правительством Российской Федерации определяется порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, в том числе российских сегментов международных сетей связи, с учетом рекомендаций международных организаций, участником которых является Российская Федерация, в соответствии с российской системой и планом нумерации.

При распределении нумерации российских сегментов международных сетей связи учитывается общепринятая международная практика деятельности саморегулируемых организаций в этой области.

Согласно п. 4 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2004 г. N 350, настоящие Правила не распространяются на порядок выделения и распределения ресурса нумерации российского сегмента сети Интернет. Распределение ресурса нумерации российского сегмента сети Интернет осуществляется с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области.

В случае если органы глобальной координации сети Интернет выделяют ресурсы нумерации по согласованию с национальными администрациями связи, такое согласование осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Исходя из сказанного, на первый взгляд не ясно, в связи с каким юридическим актом у участников информационного обмена, находящихся на территории Российской Федерации, юридических лиц и граждан (физических лиц), возникает обязанность соблюдать стандарты и правила, выработанные той или иной саморегулируемой организацией, традиционно применяемые в сети Интернет. Правовой режим, в котором находятся субъекты правоотношений сети Интернет, особенный.

Объяснение этому обстоятельству, на наш взгляд, кроется в гражданско-правовой природе отношений, возникающих и развивающихся в связи с использованием сети Интернет, формировавшихся на протяжении нескольких десятилетий. Важную роль в становлении отношений сети Интернет играет ее имущественная основа.

Имущественную основу сети Интернет составляют связанные сетями электросвязи программно-аппаратные комплексы, состоящие из электронно-вычислительных машин, способных получать, хранить и передавать информацию, используя для этого программы, протоколы и коды — интеллектуальную собственность участников саморегулируемых организаций, создателей сети Интернет.

Владельцы программно-аппаратных комплексов и правообладатели интеллектуальной собственности правомерно определяют имущественные и технические условия для других заинтересованных в информационном обмене лиц. Тогда, когда программно-аппаратные комплексы, находящиеся на территории одного государства, соединены с аналогичными программно-аппаратными комплексами, находящимися на территории другого государства, их владельцы получают возможность осуществлять международный информационный обмен, искать, передавать и получать информационные сообщения с территории одного государства на территории другого государства. Владельцы связанных локальных сетей Интернет способны и оказывают услуги международной связи заинтересованным лицам, находящимся на территории местонахождения своих сетей. Локация сетей Интернет предопределила принцип сегментарного распределения ресурса нумерации участников информационного обмена и их иерархию. Например, российский сегмент сети Интернет состоит из сетей Интернет, находящихся на территории Российской Федерации. Российские сети Интернет, в свою очередь, обеспечивают возможность международного информационного обмена пользователям, находящимся на территории Российской Федерации. Сети Интернет принадлежат на праве собственности юридическим лицам и гражданам (физическим лицам), владельцам сетей Интернет. Технические условия присоединения к существующей сети Интернет обязывают владельцев использовать однотипное оборудование, программное обеспечение и язык сообщения между компьютерами, являющимися элементами сети, в целях обеспечения международной связи. Каждое присоединенное к сети лицо, владеющие своей частью сети Интернет, находится в договорных отношениях с владельцем другой части сети, добровольно исполняет обязанности по применению конкретного оборудования, программного обеспечения и соблюдению других технических условий (например, язык разметки гипертекста (HTML), протокол передачи гипертекста (HTTP) и др.). Основанием возникновения обязанности соблюдения технических условий присоединения к сети Интернет является договор, заключенный между владельцами локальных сетей. Применительно к отношениям в Российском сегменте Интернета заключение договора на присоединение предусмотрено ст. 18 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи». Согласно указанной норме присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи. Договорами о присоединении сетей электросвязи в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Правительством Российской Федерации, должны быть предусмотрены в том числе существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия. Правила присоединения сетей Интернет Правительством Российской Федерации не приняты, поскольку сеть Интернет является международной, а условия присоединения и распределения ресурса нумерации (коды идентификации сети Интернет) уже установлены саморегулируемыми организациями сети Интернет.

В результате договорных связей субъектов права, находящихся на территории разных государств, объединенных целью международного информационного обмена с использованием компьютеров, единые универсальные требования к основным компонентам сети Интернет были выработаны самими создателями сети Интернет, объединившимися в различные саморегулируемые организации, необходимые для поддержки и развития информационно-телекоммуникационной сети Интернет во всем мире. Сегодня стало очевидно, что столь сложная задача, поставленная создателями сети Интернет, успешно решается.

Одной из центральных проблем в сфере совершенствования правовой регламентации распространения информации через информационно-коммуникационные сети выступает необходимость унификации и установления легальных определений основных понятий, используемых в рассматриваемой сфере. В настоящее время российское законодательство не содержит легальных определений таких ключевых в рассматриваемой сфере понятий, как Интернет, доменное имя (домен), сайт, и многих др. При этом под Интернетом большинство исследователей понимают глобальную информационно-телекоммуникационную сеть, связывающую информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанную на использовании интернет-протокола (Internet protocol, IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP). В разъяснении Рабочей группы при Координационном центре национального домена.RU отмечается, что интернет-сайт представляет собой информационный объект, характеризующийся определенным содержанием (иначе называемым контентом сайта) и программными средствами, обеспечивающими визуализацию такого содержания на экранах компьютеров пользователей сети Интернет (иначе называемыми программной оболочкой или дизайном сайта). Упомянутые программные средства («программы для ЭВМ» в терминах российского законодательства) могут обеспечивать и иные функции для пользователя сети Интернет, получившего доступ к интернет-сайту (например, копирования представленной на нем информации и т.п.).

Для обеспечения доступности сайта в сети Интернет он должен содержаться («быть загруженным», «использовать возможности хостинга») в информационной системе, обеспечивающей такой доступ. Лицо, фактически являющееся «владельцем сайта», либо размещает свой сайт в принадлежащей ему информационной системе (компьютерном оборудовании), подключенной к сети Интернет, либо обеспечивает доступность своего сайта в сети Интернет на основании договора с собственником соответствующей информационной системы. В обоих случаях такое лицо будет выполнять функции оператора информационной системы применительно к контролируемому (администрируемому) им интернет-сайту.

Интернет-сайт идентифицируется сетевыми адресами (обычно доменными именами), по которым он доступен в сети Интернет. Следует, однако, иметь в виду, что по общему правилу об уникальности размещенной на интернет-сайте информации и применяемых программных средств можно говорить только по состоянию на определенный момент времени, поскольку в условиях периодического или систематического обновления информации на сайте его содержание (а иногда и программная оболочка) в значительной степени изменяется.

В свою очередь, доменное имя — символьное обозначение, зарегистрированное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имен DNS. Характеристика «символьное обозначение» в определении доменного имени включает буквенные, цифровые, а также небуквенные орфографические символы. Состав (элементы) доменного имени определяется Стандартом Интернета STD 13 (RFC 1034, RFC 1035), принятым в 1987 г. и опубликованным по адресу: http://www.rfc-editor.org/rfc/std/std13.txt. Как символьное обозначение доменное имя может состоять из букв латинского алфавита, цифр от нуля (0) до девяти (9) и символа «дефис» (-). Предполагается, что в перспективе в состав доменных имен могут входить также символы иных буквенных алфавитов и иных графических систем письменности.

Порядок регистрации доменных имен имеет особенности для различных видов (географических, общего пользования) или для различных уровней доменов. Так, в российском национальном домене.RU правила регистрации утверждены Правлением Координационного центра национального домена сети Интернет 19 декабря 2002 г.. В доменах третьего уровня порядок регистрации определяется администраторами доменов второго уровня (и так далее). Так, порядок регистрации доменов третьего уровня в домене narod.yandex.ru установлен администрацией соответствующего сайта. Зафиксированные в виде отдельного документа правила регистрации могут отсутствовать, однако выполнение администраторами доменов определенных учетных (регистрационных) процедур в отношении доменных имен более низкого уровня обязательно для признания символьных обозначений доменными именами. Такие процедуры должны соответствовать требованиям системы доменных имен (DNS) и могут осуществляться в автоматическом (заранее запрограммированном) режиме.

Система доменных имен DNS (Domain Name System) предназначена для удобства пользователей Интернета и обеспечивает соответствие между сетевыми адресами (IP-адресами), представляющими собой набор цифр, разделенных точками (например, 108.45.1.2), и легко запоминающимися символьными обозначениями, имеющими соответствие в естественных языках (например, metro.ru). Доменное имя может указывать на характер (содержание) информации, размещенной на соответствующем сайте, либо на его владельца (например, toyota.com или minsvyaz.ru). Система DNS функционирует в соответствии с документами RFC 1034 и RFC 1035, о которых упомянуто выше.

В настоящее время правовой режим доменных имен в российском законодательстве не определен. Как нам представляется, в этом вопросе необходимо опираться на предложения экспертного сообщества, рассматривавшиеся в 2010 — 2011 гг. в рамках межотраслевой рабочей группы. В частности, отмечалось, что адресация в сети Интернет в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами и правилами, которые устанавливаются организациями, реализующими функции управления международной системой доменных имен и сетевых адресов в сети Интернет. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области связи и массовых коммуникаций, лишь участвует в разработке указанных норм и правил в целях защиты интересов Российской Федерации. Порядок регистрации и использования доменных имен в доменных зонах, закрепленных за Российской Федерацией, устанавливается администратором доменов первого уровня. Регистрация доменных имен второго уровня осуществляется регистраторами, аккредитованными указанным администратором, при соблюдении установленного порядка. Порядок регистрации доменных имен должен предусматривать идентификацию лиц, желающих зарегистрировать доменное имя второго уровня.

Регистрация доменного имени второго уровня может производиться на основании срочного договора оказания услуг между регистратором и администратором доменов второго уровня. Лицо, желающее стать администратором домена второго уровня, свободно выбирает доменное имя для регистрации при соблюдении им следующих условий.

Предлагаемое им для регистрации доменное имя:

1) не должно быть уже зарегистрировано другим администратором домена второго уровня;

2) не должно совпадать с зарегистрированным в установленном порядке объектом интеллектуальной собственности или иным охраняемым законом средством индивидуализации, принадлежащим другим лицам;

3) не должно содержать бранных слов и выражений, оскорбляющих человеческое достоинство, а также не должно содержать информацию, распространение которой запрещено законом.

Право использования доменного имени второго уровня может быть передано его администратором другому лицу путем заключения договора на передачу прав на это доменное имя при условии расторжения договора с регистратором об администрировании доменного имени, права на использование которого передаются.

Кроме того, специалистами отмечается, что сайт представляет собой совокупность информации и программного обеспечения, содержащихся в информационной системе, которая обеспечивает доступность такой информации в Интернете по определенным сетевым адресам.

Далее отметим, что существенным вопросом, влияющим на выбор приемлемой для Российской Федерации модели совершенствования правовой регламентации распространения информации через информационно-коммуникационные сети, выступает выявление круга субъектов подлежащих регламентации отношений. В литературе, как правило, выделяется три разновидности таких субъектов: общий, особенный и специальный.

К общему субъекту интернет-отношений относятся любые лица, как пользующиеся услугами сети Интернет, так и не прибегающие к таковым, но которые теоретически могут своими действиями или бездействием влиять на законные права и интересы третьих лиц либо права которых быть нарушены неправомерными действиями других. В этот круг входят физические и юридические лица, в т.ч. органы государственной власти, местного самоуправления, они же являются носителями прав и обязанностей в области сети Интернет.

К особенному субъекту можно отнести пользователей сети Интернет, в частности владельцев, администраторов интернет-ресурсов, хостеров, провайдеров, хостинг-провайдеров, участников интернет-конференций, форумов, чатов и т.п.

Специальный субъект — это непосредственные нарушители права граждан на честь и достоинство; лица, чьими противозаконными действиями и с помощью использования ресурсов глобальной сети нарушаются указанные права граждан.

Нам представляется, что субъектами таких правовых отношений, непосредственно связанных с распространением информации через информационно-коммуникационные сети, являются:

1) государство в лице его органов власти, осуществляющее регулирование распространения информации через информационно-коммуникационные сети;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2) пользователи Интернета — юридические и физические лица, которым предоставляются услуги доступа к сети Интернет;

3) операторы услуг доступа к Интернету (интернет-провайдеры, операторы интернет-услуг);

4) саморегулируемые организации, участвующие в процессе установления и развития социальной регуляции общественных отношений, возникающих, изменяющихся и (или) прекращающихся в Интернете.

При этом, характеризуя особенности правового статуса указанных участников интернет-отношений, как нам представляется, необходимо учитывать следующие обстоятельства.

В настоящее время правовой статус операторов услуг доступа к Интернету (интернет-провайдеров, операторов интернет-услуг) в российском законодательстве четко не очерчен. Представляется, в этом вопросе также необходимо опираться на предложения экспертного сообщества, рассматривавшиеся в 2010 — 2011 гг. в рамках межотраслевой рабочей группы. В частности отмечалось, что деятельность оператора интернет-услуг должна осуществляться в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, при условии наличия договора об оказании ему необходимых для такой деятельности услуг связи либо при наличии у него соответствующей лицензии на право оказания услуг связи.

Главный принцип функционирования оператора интернет-услуг как субъекта рассматриваемых отношений заключается в том, что интернет-провайдер не может осуществлять самовольное, не основанное на требованиях законов ограничение доступа пользователей к сети Интернет, а также блокирование или фильтрацию в любой форме информации, передаваемой или получаемой пользователями сети Интернет.

Оператор интернет-услуг может прекратить оказание услуг, связанных с размещением, передачей информации и (или) доступом к сети Интернет, только на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае если распространение отдельных видов информации в сети Интернет запрещается или ограничивается в соответствии с законом, ответственность за распространение такой информации несет лицо, разместившее эту информацию в информационной системе, доступ к которой обеспечивается оператором интернет-услуг.

По общему правилу оператор интернет-услуг сохраняет информацию о своих пользователях и об оказанных им услугах в течение шести месяцев с момента окончания оказания услуги или в течение более длительного периода, если это будет специально установлено федеральными законами.

Оператор интернет-услуг должен предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о своих пользователях услуг и об оказанных им услугах, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных законами.

Представляется, что порядок взаимодействия операторов интернет-услуг с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также объем информации, подлежащей хранению, должен устанавливается Президентом или Правительством Российской Федерации.

Оператор интернет-услуг не должен нести ответственность за распространение в сети Интернет информации, нарушающей права третьих лиц, если такая информация была распространена с использованием технических средств оператора интернет-услуг пользователем сети Интернет на основании договора пользователя с оператором интернет-услуг и оператор интернет-услуг после получения обоснованного заявления о нарушении от лица, права которого были нарушены, ограничит доступ к указанной информации. Но при этом указанное заявление должно содержать точное указание на адрес в сети Интернет информации, нарушающей права заявителя, и обоснование соответствующего права, а также сведения, достаточные для однозначного установления заявителя и связи с ним.

Информацию о введенном ограничении доступа и копию заявления о нарушении оператор интернет-услуг должен направить пользователю, разместившему оспариваемую информацию, если иное не было предусмотрено договором между этим лицом и оператором.

В разумный срок (например, месяц) после введения ограничения на доступ к информации пользователь, разместивший оспариваемую информацию, вправе направить оператору интернет-услуг для передачи заявителю возражения, которые должны подтверждать отсутствие нарушения прав заявителя и содержать сведения, достаточные для однозначного установления указанного пользователя, а также связи с ним.

Ограничение доступа, введенное в связи с подачей заявления о нарушении прав третьего лица, может быть отменено по усмотрению оператора интернет-услуг по истечении разумного срока после направления возражений заявителю, если к этому времени не будут приняты обеспечительные меры, запрещающие такую отмену.

Если распространение в сети Интернет информации, доступ к которой был ограничен в соответствии с заявлением, будет признано правомерным, то заявитель должен по требованию пользователя, разместившего информацию, возместить вызванный ограничением доступа ущерб.

Кроме того, оператор интернет-услуг обязан приостанавливать доступ пользователей к размещенной в сети Интернет информации и ее распространение на основании представления прокурора.

Представление о приостановлении доступа к информации, размещенной в сети Интернет, или ее распространения с указанием точных данных об этой информации и ее размещении вносится прокурором оператору интернет-услуг в случаях, если имеются основания полагать, что информация носит экстремистский характер либо относится к иным видам информации, запрещенной федеральными законами к распространению, а также в случае обращения в органы прокуратуры правообладателя о нарушении его прав на объекты интеллектуальной собственности.

В течение короткого срока (три — пять дней) со дня внесения представления оператором интернет-услуг должны быть приняты меры по приостановлению (блокированию) доступа к информации, размещенной в сети Интернет, или ее распространения.

Приостановление (блокирование) доступа к информации или ее распространения по представлению прокурора не может превышать одного месяца со дня получения оператором интернет-услуг представления. Срок приостановления (блокирования) доступа к информации или ее распространения может продлеваться, если в течение указанного срока уполномоченными органами возбуждено дело по факту размещения информации экстремистского характера либо иной информации, запрещенной федеральными законами к распространению, а также нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности либо если заинтересованные лица обратились в суд за защитой нарушенных прав на объекты интеллектуальной собственности, до вступления в силу решения суда, либо до прекращения возбужденного дела.

Вступившее в законную силу решение суда, которым информация, размещенная в сети Интернет, признана экстремистской, а также иной, запрещенной законом к распространению либо которым установлен факт нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, направляется судом в федеральный орган исполнительной власти по надзору в области информационных технологий и оператору интернет-услуг.

Перечень информации, признанной экстремистской, а также иной, запрещенной федеральными законами к распространению, должен размещаться в сети Интернет. Представляется, что этот перечень также должен быть опубликован в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Таким образом, среди основных правовых проблем, вызванных эволюцией информационных технологий, важнейшими являются появление новых участников правовых процессов, рождающихся «снизу вверх» через процессы самоорганизации, новая динамика системы, связанная с ростом ее сложности, новые механизмы формирования идентичности и изменение масштабов социально-политических событий, а также существенное изменение структуры правовых связей в исследуемой сфере, а равно состава и особенностей правового статуса участников отношений в сфере распространения информации через информационно-коммуникационные сети.

Субъекты предпринимательской деятельности могут по-разному использовать возможности сети Интернет для достижения своих целей, в связи с чем можно выделить следующие модели отношений.

Информационно-рекламная поддержка существующего неэлектронного бизнеса в целях облегчения коммуникаций с действующими и потенциальными контрагентами, формирования положительного имиджа компании и повышения спроса на товары (услуги). Данная цель реализуется путем создания корпоративного сайта, содержащего информацию о товарах, работах, услугах, адресах точек продаж, а иногда — ответы на вопросы клиентов, тематические форумы и прочие инструменты получения обратной связи от потребителей. Обычно такая информационная поддержка сопровождается размещением рекламы в сети Интернет (баннерной, контекстной и пр.). Данная модель, несмотря на всю ее простоту и явно вспомогательный характер по отношению к основному офлайновому виду деятельности, тем не менее подпадает в значительной степени под ряд тех же законодательных положений, которые характерны и для других форм электронной коммерции (защита прав потребителей в части предоставления необходимой информации, законодательство о рекламе, определение пределов ответственности владельца веб-сайта за высказывания пользователей форума, защита персональных данных зарегистрированных пользователей и пр.).

Организация продаж через Интернет товаров или услуг существующего неэлектронного бизнеса. В данном случае веб-сайт организации помимо функций, перечисленных применительно к информационной модели, содержит возможность размещения онлайн-заказа и нередко возможность приема платежей. В данной модели сеть Интернет используется преимущественно в качестве средства коммуникации при заключении договора, предметом которого являются традиционные товары, работы или услуги, которые предоставляются «за пределами»» Интернета. С правовой точки зрения ко всем правовым аспектам, описанным в предыдущей модели, добавляются еще и вопросы надлежащего оформления договорных отношений, действительности электронных договоров, соблюдения законодательных требований к электронным платежам и т.п.

Создание полноценного интернет-предприятия, охватывающего весь цикл отношений по продвижению продукта до потребителя: как информационный (преддоговорный), так собственно его реализацию (договорный). Важно подчеркнуть, что в данной модели договоры не только заключаются, но и исполняются в сети Интернет. Это характерно для договоров, связанных с предоставлением цифрового контента, а также оказанием различного рода внутрисетевых услуг (рекламных услуг, хостинга, услуг «облачных» вычислений и т.д.). В данной модели максимально используются все преимущества электронной коммерции: сокращение транзакционных издержек на содержание складов и обслуживающий персонал, возможность ведения деятельности в глобальном масштабе с выходом на зарубежные рынки. Однако в качестве дополнительной нагрузки появляются еще и риски подпадания под юрисдикцию иностранных государств, необходимость соблюдения иностранного права и т.д.

Глава 2. Основные проблемы  правового регулирования обязательств по оказанию услуг, связанных с передачей информации в сети Интернет

2.1.  Вопросы правового обеспечения исполнения обязательств, возникающих в результате передачи информации

Действующее гражданское законодательство не содержит института, посвященного регулирования договора на оказание информационных услуг, в том числе и интернет-услуг как особого типа договорных обязательств. Исключение составляет ч.2 ст. 779 ГК РФ, где указано, что правила гл. 39 ГК РФ («Возмездное оказание услуг») применяются к договорам оказания информационных услуг. Это означает, что в настоящее время независимо от специфики услуги любой из договоров, заключенный с целью оказания таковой, может рассматриваться как разновидность предусмотренного ст. 779 ГК РФ договора возмездного оказания услуг. Следовательно, дать правовую характеристику оказания информационных услуг с использованием системы Интернет можно через нормы ГК РФ, касающиеся возмездного оказания услуг.

Для того, чтобы понять круг услуг, правовое регулирование осуществляется вне рамок ГК РФ и возможность включения в этот круг так называемых интернет-услуг, обратимся к определению понятия «услуга». В соответствии со ст. 779 ГК РФ услуга представляет собой определенные действия или определенную деятельность, осуществляемые по заданию заказчика.

Если рассматривать предмет договора оказания информационных услуг по сети Интернет, то он действительно подпадает под понятие, очерченное ГК РФ как деятельность по предоставлению услуг. Однако ряд его отличительных особенностей, с нашей точки зрения, все же существует. Кратко рассмотрим их.

  1. В отличие от традиционного договора возмездного оказания информационных услуг договор об оказании интернет-услуг не всегда является возмездным (например, существуют открытые базы нормативных правовых документов, доступ к которым является бесплатным, а то эфирное время, за которое мы платим провайдеру, обеспечивающему доступ к этим базам, — это тоже плата за оказание услуг, но предмет этих услуг заключается в предоставлении соответствующего вида связи).
  2. Субъектный состав лиц, участвующих в договоре оказания интернет-услуг, практически всегда абстрактен, т.е. нет возможности оценить юридическую чистоту совершаемой сделки (например, неизвестно, с юридическим или физическим лицом ты вступаешь в правоотношения; обладает ли твой партнер право- и дееспособностью; правомочен ли он заключать сделки подобного рода; имеется ли у него практический опыт оказания услуг подобного рода и т.д.), что в конечном итоге приводит к значительному коммерческому риску, заключающемуся в возможности признать сделку ничтожной в любой момент времени.
  3. До того момента, пока юридически не будут закреплены средства, позволяющие идентифицировать субъектов, заказывающих и обеспечивающих исполнение интернет-услуг, не будет возможности не будет возможности доказать наличие между ними договорных обязательств, а это означает невозможность применения мер ответственности в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств.
  4. В случае нарушения личных неимущественных либо имущественных прав третьего лица нет возможности привлечь виновного к установленной законом ответственности, так как заказчик, заказывая определенную интернет-услугу не имеет возможности удостовериться, правомочен ли исполнитель предоставлять такую услугу, имеет ли он соответствующее разрешение на это.
  5. В отличие от традиционного договора, в котором всегда имеются реальные физические лица, исполнителем по договору оказания интернет-услуги может выступать сама ЭВМ или, точнее, определенная программа (например, заказчик формирует запрос по базе данных, а сама программа выделяет и формирует данные, соответствующие этому запросу).
  6. В случае изменения существенных условий традиционного договора стороны могут договориться, на взаимных условиях, принять его новую редакцию. Интернет-услуги, ряд из которых характеризуется практически мгновенным направлением результата заказчику, не имеют возможности оперативного изменения, поэтому для получения результат, содержащего новые заданные условия, заказчик вынужден обращаться к исполнителю повторно.

Помимо указанных особенностей в договоре оказания интернет-услуг специфику будет иметь и сам характер предоставляемой услуги.

В качестве характерных признаков услуги как предмета обязательства называются следующие: во-первых, деятельность услугодателя не воплощается в овеществленном результате; во-вторых, услугодатель не гарантирует достижения предлагаемого результата. С нашей точки зрения, отсутствие овеществленного результата, являющегося следствием оказания интернет-услуг, не всегда закономерность. Например, если заказчик желает, чтобы ему был предоставлен какой-либо документ, то он на экране компьютера будет иметь форму электронного документа. Следовательно, можно предполагать, что документ, существующий в электронно-цифровой форме в Интернете, зафиксирован на материальном носителе. Законодательное определение электронного документа изначально подразумевает необходимость его фиксации на определенном материальном носителе, следовательно, документ, представленный в электронно-цифровой форме на экране компьютера, — это овеществленный результат предоставляемой услуги. Кроме того, для признания данного овеществленного результата электронным документом необходима совокупность реквизитов, позволяющих его идентифицировать.

Таким образом, возможность отнесения результата услуги к категории электронного документа может быть применена лишь в каждом конкретном случае при условии его соответствия реквизитам, указанном в Федеральном законе «Об электронной подписи».

Однако наличие овеществленного результата интернет-услуги, с нашей точки зрения, не является существенным условием такого договора, так как предмет договора прежде всего составляет осуществление исполнителем надлежащим образом определенной деятельности, а отсутствие ожидаемого материального результата не будет являться нарушением договора оказания услуг при условии должного выполнения исполнителем всех требуемых от него действий. Гарантированность же ожидаемого результата оказываемой интернет-услуги можно определить условием о ее качестве. Поэтому одним из следующих существенных условий договора оказания интернет-услуг является ее качество.

Существует предположение, что под качеством услуги подразумевается совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые определяют их способность удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям. Например, в случае предоставления информации из компьютерной базы данных заказчик сам будет вправе определить, отвечает ли предоставленная информация тем требованиям, которые он к ней предъявлял. Далее возможно двоякое развитие ситуации: либо заказчик оценивает предоставленную информацию как удовлетворительную и выходит из системы, тем самым расторгая договор, либо заказчик признает информацию неудовлетворительной и обращается в систему с повторным запросом. При этом гарантированный ожидаемый результат интернет-услуги может не наступить по различным причинам, например по некорректному формированию запроса, отсутствию у исполнителя требуемых в заказе документов, из-за технических сбоев системы, несоответствия технических характеристик компьютера заказчика предъявляемым требованиям, необходимым для ознакомления с документом.

Вопрос об ответственности исполнителя за качество, своевременность предоставления интернет-услуги, за наличие у заказчика положительного результата от ее использования должен согласовываться с заказчиком и исполнителем в каждом конкретном случае. Например, заказчиками нередко высказывается мнение о том, что исполнитель даже в случае надлежащего качества результата должен нести ответственность за недостижение заказчиком того положительного эффекта, на который он рассчитывал при заключении договора. Однако, при подобной постановке вопроса не учитываются те обстоятельства, что информация подвержена постоянному изменению, и с момента направления вопроса до момента получения результатов, если в этом состоит суть услуги, может пройти много времени, в результате чего информация может утратить свою актуальность и достоверность. В силу этого принятия на себя исполнителем ответственности за своевременность предоставления информации означало бы принятие исполнителем обязанности, выполнение которой он не может гарантировать даже в обычных условиях хозяйственного оборота. Поэтому в российском законодательстве следует установить перечень требований, определяющих качество информационной услуги, предоставляемой по Интернету. В связи с этим считаем возможным для определения оценки качества услуг применять положение Временной инструкции по проверке наличия и оценки качества услуг, представляемых службой электронной почты общего пользования, утвержденной Приказом Главгоссвязьнадзора при Госкомсвязи РФ от 30 ноября 1998 г. № 91.

В договоре целесообразно предусмотреть условие о сроке предоставления услуги, так как несвоевременное получение нужной информации может повлечь негативные последствия для заказчика; если срок в договоре не оговорен, то возможно применение общих норм, в частности п. 2 ст. 314 ГК РФ. Специфика договора оказания интернет-услуг заключается в том, что большинство из них исполняется незамедлительно, т.е., как правило, время требуется на сортировку, формирование и направление заказчику истребуемой информации. Поэтому в случаях, когда система функционирует подобным образом целесообразно установить обязанность исполнителя сформировать программу, обрабатывающую запрос заказчика таким образом, чтобы после его получения исполнителем заказчик уведомлялся о времени, в течение которого система будет обрабатывать запрос.

Ранее было отмечено, что в отличие от традиционного возмездного оказания услуг договор оказания интернет-услуг может иметь как возмездный, так и безвозмездный характер. В случае, когда договор предполагается возмездным, о его стоимости заказчик должен быть уведомлен до момента акцепта оферты, если конкретная стоимость услуг не указана, но заказчик получает уведомление, что оказываемые услуги не являются бесплатными, следует руководствоваться п. 3 ст. 424 ГК РФ (если в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение может быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги). Если оказываемые исполнителем услуги являются бесплатными возможно уведомление заказчика об этом факте, либо необходимо законодательно закрепить «… презумцию бесплатности предоставляемой информации, действующую в настоящее время. Таким образом, отношение будет считаться платным, возмездным только в случаях, когда об этом заблаговременно заявил оферент».

По договору интернет-услуг исполнитель несет следующие обязанности: оказать услугу по запросу заказчика; направить заказчику результат услуги, отвечающий требованиям, установленным в его задании; оказать услугу в срок и в порядке, предусмотренных в договоре; устранить в определенный договором или законом срок недостатки в предоставленном результате услуги, обусловленные отступлением от условий договора. Кроме обязанностей исполнитель имеет следующие права: требовать выплаты вознаграждения, если договор предполагается возмездным; требовать предоставление заказчиком запроса в объеме, необходимом для его выполнения; требовать в ходе оказания услуги содействия, например, при необходимости предоставления дополнительной информации; отказаться от исполнения договора, если заказчик не исполняет своих обязанностей.

К числу основных корреспондирующих прав и обязанностей заказчика относятся следующие: предоставить запрос исполнителю в объеме, необходимом для его исполнения; уплатить вознаграждение, если он уведомлен о возмездности заключенного договора; принять результат услуги в сроки и в порядке, которые предусмотрены соглашением сторон или законом; немедленно заявить исполнителю при обнаружении отступлений от условий договора путем направления повторного запроса и права установить разумный срок для устранения недостатков в представленном результате услуги, если они вызваны отступлением от условий договора; требовать предоставление услуги; содействовать исполнению договора и т.д.

Сфера оказания интернет-услуг – это та сфера, на которую должно распространяться правило об ответственности исполнителя информационной услуги за вред, причиненный вследствие ее недостатков независимо от его вины. Однако подобный подход будет целесообразен только при условии четкой нормативной регламентации всех правовых отношений в сети Интернет и когда в России будет создана адекватная правовая основа для формирования и проведения единой государственной политики в области информатизации и защиты информации с учетом интересов национальной безопасности страны.


Страницы:   1   2   3   4