Меню Услуги

Правовое регулирование оказания услуг, связанных с передачей информации по сети Интернет. Часть 4.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

3.2.  Договоры на оказание услуг электронной тпочты

Одним из самых популярных и распространенных сервисом Интернета является электронная почта. Использование электронной почты предполагает высокоскоростную передачу информации по телекоммуникационным сетям связи на любые расстояния.

Иногда услуги электронной почты сравнивают с услугами почтовой связи, предоставляемыми в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 № 179-ФЗ «О почтовой связи».[1] Однако. На наш взгляд, это мнение ошибочно в силу принципиальных различий в предмете договорных отношений и в круге обязанностей фирм, предоставляющих так называемый почтовый сервис.

Как уже отмечалось, под почтовой связью понимается единый производственно-технологический процесс технических и транспортных средств, обеспечивающих приём, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений.

Обязанности организации, предоставляющей услуги электронной почты, в отличие от службы почтовой связи, сводятся к созданию на своём сервере соответствующего идентификаторам пользователя почтового ящика, хранению поступивших туда сообщений и их выдаче по запросу адресата. Сбором почтовых сообщений компания не занимается, равно как и не осуществляет их рассылку адресатам, в силу того что их почтовые ящики расположены на его сервере. Отправитель, зная почтовый адрес адресата, самостоятельно отправляет сообщение в его почтовый ящик, а адресат по собственной инициативе обращается за выдачей предназначенного ему сообщения.

В конечном итоге услуги компании по предоставлению электронной почты по большей части сводятся к хранению в зарегистрированном почтовом ящике пользователя поступивших ему сообщений в течение заранее оговоренного срока. Однако нельзя ограничиваться сравнением услуг электронной почты с услугами, оказываемыми по договору хранения. В качестве основного аргумента против такого сравнения можно использовать как предмет договора хранения (им может быть только вещь – объект, имеющий материально-овеществленную форму),  так и круг обязанностей хранителя. В силу п. 1 ст. 886 ГК РФ предметом договора хранения является обязанность хранить переданную вещь. Услуги же электронной поты сводятся не только к хранению поступившей информации, но и к обеспечению ее телекоммуникационного приема и отправления.

В тоже время сказать, что услуги носят информационный характер, нельзя, так как компания сама по себе не предоставляет пользователю каких-либо сведений относительно лиц, предметов, фактов, событий и пр., предварительно их собрав, обработав, накопив.

Поэтому наиболее правильным будет отнесение услуг электронной почты к информационно-телекоммуникационным услугам (косвенно о таком подходе говорится в п. 1 Постановления Совета судей РФ от 29.10.98 «Вопросы информатизации судов общей юрисдикции в условиях создания Судебного департамента при Верховном Суде РФ).

На договорные отношения в полной мере распространяется принцип равенства участников гражданско-правовых отношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ). В то же время, в отступление от этого принципа, в ГК РФ установлен ряд положений, направленных на защиту слабой стороны в обязательстве.

Традиционные конструкции ГК РФ направлены на защиту прежде всего таких участников гражданских правоотношений, как потребитель в договоре розничной купли-продажи, присоединяющаяся сторона в договоре с формулярными условиями. Соответственно, гражданским правом были выработаны конструкции публичного договора и договора присоединения. Так, «сильная» сторона в публичном договоре не вправе выбирать контрагента из числа обратившихся к ней за заключением договора, отказываться от заключения договора при наличии возможности исполнить такой договор, оказывать кому-либо предпочтение при заключении договора, предлагать отдельным контрагентам особые условия договора. все споры, связанные с заключением и условиями публичного договора, могут быть рассмотрены судом, что является редким случаем для гражданско-правовых отношений.

При заключении договора путём присоединения одной из сторон к условиям договора, определенным другой стороной в формулярах или иных стандартных формах (договора присоединения), присоединившаяся сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида; исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

Подобные механизмы хорошо работают в традиционных отношениях гражданского оборота, однако их использование в договорных отношениях в сети Интернет не всегда удобно (что, конечно, не исключает возможность их применения к отношениям в сети). В отличие от обычного магазина, интернет-магазины в состоянии создавать для каждого пользователя свои собственные условия продажи товаров в зависимости от длительности истории покупок в этом магазине и потребительских предпочтений, причем отследить такую индивидуализацию условий торговли очень сложно. Возможности отказа от исполнения договора связаны также с техническими проблемами аппаратно-программного обеспечения на сайтах и серверах, при помощи которых заключаются договоры. Судебная же защита прав слабой стороны в таких случаях серьезно осложняется из-за проблем механизма предоставления доказательств в электронном виде.

Между тем в сети возникают иные проблемы, связанные с реализацией прав во вполне традиционных с точки зрения гражданского права отношениях. Прежде всего, это связано с кажущейся безвозмездностью многих видов отношений в сети. Весьма распространенными являются услуги бесплатной электронной почты, бесплатного хостинга (размещения сайтов в сети), бесплатные услуги интернет-аукционов.

Использование подобных служб, как правило, происходит на основе договоров между лицом, поддерживающим такой сервис, и пользователями сервиса. В регламенте такого сервиса обычно обычно содержится указание на то, каким образом можно присоединиться к данной системе: это связывается с регистрацией на сайте, выполнением тех или иных действий, предусмотренных регламентом.

Например, бесплатная почтовая служба Mail.ru предусматривает, что при регистрации на сайте (по адресу «www.mail.ru/pages/agreement.html») пользователь присоединяется к опубликованному на этой странице пользовательскому соглашению (далее — ПС), которое регулирует все взаимоотношения сторон. Пользовательское соглашение, таким образом, является договором присоединения, а заключение договора происходит путем нажатия кнопки «начать регистрацию» под текстом пользовательского соглашения (о чем гласит надпись под кнопкой «Нажимая на кнопку «Начать регистрацию», Вы принимаете условия Пользовательского Соглашения»). Пункт 11.2 ПС прямо указывает на это: «ПС является юридически обязывающим договором между Пользователем и Mail.ru и регламентирует использование Пользователем почтового сервиса Mail.ru».

Однако содержание возникшего по заключении договора обязательства представляются не совсем ясным. С одной стороны, предмет договора достаточно четко очерчен в самом пользовательском соглашении (п. 2): «Бесплатная служба электронной почты Mail.ru – это служба, обеспечивающая с помощью веб-интерфейса, расположенного только по адресу http://www.mail.ru, и специализированного аппаратно-программного обеспечения передачу, накопление и обработку корреспонденции Пользователей, представленной в электронном виде, с предоставлением в  распоряжение последних уникальных адресов электронной почты вида [email protected] , [email protected], [email protected], или [email protected] и ящиков электронной почты, в которых хранятся электронные сообщения Пользователей, приходящие и отправляемые с выделенных электронных адресов». Таким образом, предмет соглашения – бесплатное предоставление услуг.

С другой стороны, юридическое лицо, поддерживающее работу Mail.ru — не благотворительная организация. Предоставление услуг бесплатной электронной почты (а также бесплатного хостинга, услуг поиска и т.п.) является основным видом деятельности данной организации и требует значительных затрат на его осуществление. Между тем Mail.ru функционирует уже много лет, позволяя существовать поддерживающей его организации. Следовательно, предоставление услуг бесплатной почты тем или иным образом является источником дохода для организаций такого рода, причем источником весьма неплохого дохода. По данным компании РосБизнесКонсалтинг, компания Яндекс, оказывающая аналогичные Mail.ru услуги, вошла по итогам 2014 г. в сотню наиболее доходных компаний в сфере информационных и коммуникационных технологий.

Свой доход компании, оказывающие бесплатные услуги, получают от предоставления платных услуг, прежде всего от продажи места на своих страницах под размещение рекламы. Стоит предположить, что предоставляемое под рекламу место является неким благом для его получателей, раз они согласны уплатить в обмен некую сумму. Что же формирует это благо?

Рекламодатели платят службам бесплатной почты и другим подобным сервисам за возможность размещения рекламы. Между тем размещенная реклама имеет ценность только в том случае, если она кому-то показывается. Следовательно, бесплатные сервисы представляют рекламодателям не просто «место» на своих страницах, но и внимание всей аудитории. Однако само это пользовательское внимание обусловлено теми самыми бесплатными услугами, которые предоставляются сервисом. Это позволяет замкнуть цепочку: организации, предоставляющие бесплатные услуги, оказывают эти услуги пользователям взамен на их пользовательское внимание, за которое, в свою очередь, платят деньги рекламодатели, а на деньги рекламодателей и поддерживаются те самые услуг, которые оказываются пользователям. Таким образом, при предоставлении бесплатных услуг в сети некое встречное предоставление все же присутствует.

Статья 423 ГК РФ устанавливает следующее правило разделения возмездных и безвозмездных договоров: «Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления». Таким образом, плата является одним из возможных, но не единственным видом встречного предоставления по договору. Бесплатность отношений еще не порождает их безвозмездности. Все это в полной мере относится и к бесплатным услугам в сети Интернет.

Между тем с безвозмездностью отношений сторон связываются определенные правовые последствия: сторона, которая получает предоставление безвозмездно, имеет меньший объем прав по сравнению с тем, которые она имела бы, если бы отношения были возмездными. В частности, легальная конструкция договора дарения предусматривает дополнительные, по сравнению с возмездными договорами, основания прекращения договора. Одариваемый в любое время вправе отказаться принять дар, а даритель может как отказаться от исполнения договора дарения (пока вещь еще не передана одариваемому), так и отменить дарение, забрав обратно переданное имущество.

С безвозмездностью отношений связаны и многие положения соглашений с пользователями бесплатных служб. Так, например, п. 8 ПС Mail.ru предусматривает следующее: «Пользователь согласен с тем, что Mail.ru оставляет за собой право прекратить действие пароля пользователя и удалить любой контент по любой причине, в том числе при неиспользовании доступа или при нарушении ПС. Предоставляя почтовый сервис на безвозмездной основе, Mail.ru также может в любой момент закрыть почтовый сервис, с или без предварительного уведомления. Также Пользователь согласен, что Mail.ru не несет никакой ответственности за прекращение доступа Пользователя». Таким образом, ПС позволяет Mail.ru в любой момент прекратить выполнение своих обязанностей по договору без объяснения причин и даже без предварительного уведомления, причем объясняется это безвозмездностью такого сервиса.

Такой подход, впрочем, неприемлем даже для безвозмездных договоров. Два указанных в ГК РФ безвозмездных договора–дарение и безвозмездное пользование предусматривают некоторый перечень оснований отказа от исполнения договора со стороны лица, передающего вещь. Все эти основания тем или иным образом связаны с нарушением получателем вещи условий договора либо с личностью того, кто передает вещь (даритель может отказаться от дарения, если его имущественное положение резко ухудшилось с момента совершения договора). Возможность свободного одностороннего отказа от исполнения договора предусмотрена только для фидуциарных договоров. Например, и доверитель, и поверенный вправе в любое время отказаться от исполнения договора поручения. Исключения относятся только коммерческого представителя и к отказу поверенного от исполнения договора в тех случаях, когда доверитель лишен возможности иначе обеспечить свои интересы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Что касается договора об оказании услуг (договора возмездного оказания услуг – другого ГК РФ не знает), то он не наделен качеством фидуциарности. Заказчик в праве отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель – лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Между тем п. 10 ПС  Mail.ru предусматривает : «Mail.ru не несет ответственности за любые прямые или непрямые убытки, произошедшие из-за использования или невозможности использования почтового сервиса», тогда, как под невозможность использования почтового сервиса как раз и попадает отказ Mail.ru от исполнения договора.

Возможность ограничить размер ответственности сторон по договору допускается ГК РФ, дополнительные ограничения ответственности предусматриваются для безвозмездных договоров, но устранить ответственность, в том числе за умышленные действия, стороны не вправе (ст. 401 ГК РФ). Следовательно, приведенное выше положение ПС противоречит гражданскому законодательству. Такая ситуация, когда безвозмездность понимается как безответственность — тем более в отсутствие самой безвозмездности — недопустима.

Это в полной мере относится и к другим положениям пользовательских соглашений, а не только к тем из них, которые связаны с расторжением и отказом от исполнения договора. Уже упоминавшийся выше п. 10 ПС Mail.ru содержит, например, следующее положение: «Пользователь использует Mail.ru на свой собственный риск. Почтовый сервис предоставляется» как есть». Mail.ru не принимает на себя никакой ответственности, в том числе и за соответствие почтового сервиса цели Пользователя; Mail.ru не гарантирует, что: почтовый сервис будет соответствовать требованиям Пользователя; почтовый сервис будет предоставляться непрерывно, быстро, надежно и без ошибок; результаты, которые могут быть получены с использованием сервиса, будут точными и надежными; качество какого-либо продукта, услуги, информации и пр., полученного с использованием почтового сервиса, будет соответствовать ожиданиям Пользователя; все ошибки в программах будут исправлены; любые материалы, полученные пользователем с использованием почтового сервиса Mail.ru, пользователь может использовать на свой страх и риск, на пользователя возлагается ответственность за любой ущерб, который может быть нанесен компьютеру пользователя и данным пользователя в результате загрузки этих материалов».

Между тем, лицо не может заранее оговорить, что оно не отвечает за вред, причиненный в результате использования его услуг, если такой вред причинен умышленно или по грубой неосторожности. Можно только ограничить перечень случаев, когда производится возмещение такого вреда — случаями, когда он причинен скрытыми и не оговоренными при передаче недостатками (ст. 693 ГК РФ). В возмездных договорах, помимо ответственности за вред, должник несет ответственность за ненадлежащее качество. Признавая услуги бесплатных сервисов возмездными, нельзя согласиться с оговорками, что претензии по качеству не принимаются.

Преодолеть подобные правила разного рода пользовательских соглашений должна была бы помочь конструкция договора присоединения: те условия подобных соглашений, которые явно лишают присоединившуюся сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключают или ограничивают ответственность другой стороны за нарушение обязательств, либо другие явно обременительные присоединившиеся стороны условия присоединившаяся сторона могла бы оспорить. Однако, как уже говорилось выше, использование механизмов защиты слабой стороны в рамках конструкции договора присоединения практически не происходят в сети Интернет, прежде всего из-за невозможности судебной защиты таких прав.

Что же касается другой распространенной модели, позволяющей защитить слабую сторону в обязательстве, — модели публичного договора в том числе договора с участием гражданина – потребителя, — то она могла бы быть более эффективной. Хотя п. 11.4 ПС Mail.ru и предусматривает, что «ввиду безвозмездности ПС норма о защите прав потребителей к нему не являются применимыми», это условие как явно противоречащее законодательству, в том числе и за отсутствием безвозмездности отношений, являются ничтожным. Между тем защита прав потребителей в сети Интернет так же пока не развита, что и позволяет включать в пользовательские соглашения подобные условия. Причина этого также заключается в практической неприменимости традиционных механизмов защиты прав потребителей к отношениям в сети Интернет.

3.3.  Договоры на размещение информационного ресурса (сайта) в сети Интернет

Размещение информации в Интернете о предпринимателе, о предлагаемых им к реализации товарах (работах, услугах) и прочей информации путем создания собственного сайта или путем размещения объявлений на сайтах других организаций является одним из способов доведения информации и соответственно рекламой.
В настоящее время понятие «сайт» законодательно не установлено.
По своей сути интернет-сайт — это как минимум совокупность двух объектов авторского права — программы для ЭВМ, обеспечивающей его функционирование, и графического решения (дизайна).

Функционирование сайта предполагает организацию хранения информации, размещаемой на сайте. Услуга по размещению сайта клиента на веб-сервере, подразумевающая предоставление подключения сайта к Интернету и его обслуживание, поддержание работоспособности, именуется хостингом.

В целям предоставления доступа к сайту неограниченному кругу пользователей Интернета его также необходимо зарегистрировать в поисковых системах (Yandex, rambler и пр.).

Зачастую регистрацию домена, размещение и поддержку сайта осуществляет организация-провайдер, с которой заключается так называемый договор хостинга.

Сайт может быть охарактеризован не только как совокупность объектов авторских прав, но и как самостоятельное составное произведение, т.е. произведение, представляющее собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (ч. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ).

Владелец сайта является, как правило, администратором соответствующего домена и выступает инициатором его регистрации.
В соответствии с Правилами регистрации доменных имен в домене RU администратор домена как лицо, заключившее договор о регистрации доменного имени, осуществляет администрирование домена, т.е. определяет порядок использования домена. Право администрирования существует в силу договора о регистрации доменного имени и действует с момента регистрации доменного имени в течение срока действия регистрации.

Администрирование обычно включает в себя: обеспечение функционирования сервера, на котором располагается сайт; поддержание сайта в работоспособном состоянии и обеспечение его доступности; осуществление резервного копирования компонентов сайта и параметров настройки баз данных; проведение организационно-технических мероприятий по защите информации на сайте от несанкционированного доступа; осуществление инсталляции программного обеспечения, необходимого для функционирования сайта, в т.ч. в случае аварийной ситуации; регистрацию сотрудников, обслуживающих сайт, и предоставление права на изменения информации на сайте; проведение регламентных работ на сервере (замена или дополнение компонентов сайта, ведение лог-файлов архивных копий, контроль наличия свободного табличного пространства базы данных и др.); обеспечение размещения информации на сайте; осуществление постоянного мониторинга за состоянием системы безопасности сервисов, необходимых для корректной работы приложения и информации на сайте; выполнение работ по модернизации и доработки функциональных сервисов сайта; внесение изменений в структуру и дизайн сайта; иные виды работ.

Таким образом, администрирование не связано непосредственно с авторскими правами на сайт, представляет собой осуществление деятельности, связанной с техническим обеспечением деятельности сайта лицом, обладающим специальными познаниями, а потому может быть осуществлено с привлечением третьего лица. Полагаем, что факт самостоятельного администрирования своего сайта и периодичность внесения изменений в него должны устанавливаться в каждом случае рассмотрения ответственности владельца сайта.

Как правило, владелец сайта выполняет функции администратора домена. Администратор (владелец) домена второго уровня самостоятельно определяет принципы администрирования делегированной ему зоны, величину и порядок оплаты работ по регистрации доменов в администрируемой им зоне (в домене второго уровня). В этом случае порядок использования домена третьего уровня определяется правилами, установленными администратором домена второго уровня. Поэтому ответственность за содержание информации на сайте администратора домена третьего уровня должен нести владелец домена второго уровня, т.к. фактическое использование ресурсов сайта невозможно без участия в той или иной форме администратора домена, являющегося лицом, создавшим соответствующие технические условия для посетителей своего интернет-ресурса.

В связи с размещением несоответствующей требованиям закона информации на сайте судебная практика ориентирует на необходимость выявления следующих обстоятельств: кто фактически имеет право размещать информацию на сайте и должен отвечать за распространение информации на нем; размещала ли привлекаемая к ответственности лицо информацию на сайте и на основании каких соглашений; может ли размещенная на сайте информация о юридическом лице бесспорно свидетельствовать о том, что это лицо имеет непосредственное отношение к размещению информации.

Если владелец сайта привлек к осуществлению функций администрирования третье лицо, то объем и основания ответственности последнего должны вытекать из заключаемого между ними договора.

3.4.  Договоры на передачу информации в сети Интернет

Основанием возникновения права на распространение информации, в том числе и рекламной, в сети Интернет является договор, заключенный между оператором связи сети Интернет (провайдер) и пользователем сети Интернет (абонентом).

Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона «О связи» договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.

Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признаётся договор заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 310 утверждены Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 575 утверждены Правила оказания телематических услуг связи, а Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, содержащие условия публичных договоров для отдельных видов связи.

Поскольку в настоящее время правил оказания услуг связи в сети Интернет Правительством Российской Федерации не принято, а именно правилами определяются существенные условия публичного договора на оказание услуг различной связи (телевизионной, телефонной, телекоммуникационной), остается неясно, какими нормами законодательства, кроме общих, осуществляется правовое регулирование договора на оказание услуг связи в сети Интернет.

Правовая неопределенность в вопросах публичного договора на оказание услуг связи в сети Интернет, используемой в том числе для распространения информации об объектах рекламирования, не позволяет определить содержание обязательства по оказанию услуги связи в сети Интернет в силу закона, что означает невозможность определения объема требований абонента к оператору связи в сети Интернет, в том числе и объема требований, связанных с распространением информации, в том числе рекламы, что не может способствовать стабилизации правоотношений по поводу услуг связи сети Интернет и единообразию права применения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Рассматриваемая ситуация с размещением информации о товарах, работах и услугах на сайте продавца, исключающая возможность применения требований к рекламе отдельных видов товаров и услуг, не тождественна ситуации, возникающей с размещением рекламы на сайтах при оказании их владельцами услуг по распространению рекламы в сети Интернет.

Информация об объектах рекламирования, размещаемая на сайтах при оказании услуг по распространению рекламы в сети Интернет на территории Российской Федерации, должна соответствовать требованиям рекламного законодательства Российской Федерации, поскольку:

1) владельцы сайтов при распространении рекламы в сети Интернет, не обязаны соблюдать требования Федерального закона «О защите прав потребителей» в части, касающейся обязательного размещения информации о товарах, предлагаемых к продаже для потребителей, поскольку продавцами товара не являются;

2) согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является рекламораспространителем. Поэтому, предоставляя собственные средства (вычислительные мощности) для размещения рекламы рекламодателям, владельцы сайтов становятся рекламораспространителями, обязанными соблюдать требования Закона «О рекламе».

3) обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Исходя из смыслов приведенных норм, применительно к сайту в сети Интернет логичным представляется вывод о том, что лицом, создавшим информацию об объекте рекламирования для ее последующего размещения на сайте в сети Интернет (обладатель информации), является рекламодатель. Созданная рекламодателем информация об объекте рекламирования, переданная для размещения в сети Интернет на сайте рекламораспространителя, после ее размещения на сайте рассматривается как реклама в сети Интернет.

Рекламодателем в сети Интернет следует рассматривать лицо, передавшее владельцу сайта в сети Интернет информацию об объекте рекламирования, размещенную им на сайте (странице сайта).

Рекламодатели и рекламораспространители при распространении рекламы в сети Интернет, доводя до потребителя информацию об объектах рекламирования, действуют сообща, но при этом каждый из них выполняет разные действия. Рекламодатель передает информацию об объекте рекламирования владельцу сайта (рекламораспространителю), а владелец сайта размещает полученную информацию на собственном сайте для внимания посетителей сайта, неопределенного круга лиц, пользователей сети Интернет.

Рекламораспространители в сети Интернет, размещающие информацию об объектах рекламирования на принадлежащих им сайтах, распоряжаются собственными правами.

В первую очередь речь идет об имущественных (вещных) правах их владельцев на сам сайт в сети Интернет, в случае если сайт находится в информационной системе на вычислительных мощностях его владельца. В случае размещения рекламы на сайте, находящимся на вычислительных мощностях (хостинге) провайдера, оператора сети Интернет, лица, обеспечивающего постоянное подключение к сети абонента на основании договора, владельцами сайтов осуществляются права на информацию, обладателями которой они являются в силу закона.

Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и защите информации» обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

В случаях, когда сайт в сети Интернет является объектом права интеллектуальной собственности, его владелец является правообладателем, а использование такого сайта в целях рекламы допустимо с учетом норм, регулирующих отношения интеллектуальной собственности.

Совокупность имущественных, информационных, а в отдельных случаях прав интеллектуальной собственности владельцев сайтов образует правовую основу для оказания услуги по распространению рекламы в сети Интернет.

Распоряжаясь собственными правами в сети Интернет, владельцы сайтов правомерно генерируют условия оказания услуги по распространению рекламы в сети Интернет. Содержанием услуги по распространению рекламы в сети Интернет являются манипуляции владельцев сайтов с программами, на которых построены сайты, и информацией об объектах рекламирования, размещаемой на страницах собственного сайта в сети Интернет. Информация об объектах рекламирования, размещенная на сайте, находящемся на хостинге провайдера или собственных вычислительных мощностях владельца сайта, становится доступной для неопределенного круга лиц посетителей сайта, пользователей сети Интернет.

Услуги по распространению рекламы в сети Интернет является одной из разновидностей рекламных услуг и наряду с другими услугами относится к объектам имущественных отношений, таким материальным благам, как средство потребления.

Согласно ч. 1 ст. 128 ГК РФ оказание услуги, как действие, так и деятельность, относится к объектам гражданских прав.

Услуги по распространению рекламы в сети Интернет не являются исключением и входят в состав предмета гражданского права, подлежат регулированию нормами гражданского законодательства.

Услуга по распространению рекламы в сети Интернет как экономическая категория характеризуется действиями владельца сайта по размещению информации об объекте рекламирования на собственном сайте. В качестве продукта указанных действий (продукта труда) выступает сайт в сети Интернет. Физическими действиями владельцы сайтов, в целях оказания услуги по распространению рекламы в сети Интернет, вносят изменения в программы и информационные базы собственных сайтов, наполняя их информацией об объектах рекламирования. В результате действий владельца сайта по размещению информации об объекте рекламирования в виде тестового сообщения (контекстная реклама), статической или динамической картинки (баннера) посетители сайта рассматривают предложения рекламодателей в качестве рекламы.

Материальным благом — продуктом действий владельца сайта, разместившего информацию об объекте рекламирования на собственном сайте, служит сама услуга по распространению рекламы в сети Интернет, выраженная в появлении рекламы на мониторе компьютера посетителя сайта, пользователя сети Интернет, потребителя. По-особому характеризует услугу по распространению рекламы в сети Интернет то обстоятельство, что рассматриваемая услуга предоставляется исключительно в электронном виде. Можно сказать, что услуга по распространению рекламы в сети Интернет – это своего рода организованная с помощью программно-аппаратных средств и средств электросвязи в сети Интернет поставка на монитор компьютера пользователя сети Интернет (потребителя) электронных рекламных изображений и текстов по запросу или с согласия такого пользователя.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Лицом, оказывающим услугу по распространению рекламы в сети Интернет, — услугодателем и одновременно рекламораспространителем в рассматриваемой ситуации является владелец сайта в сети Интернет, которым может выступать как юридическое лицо, так и гражданин (физическое лицо).

Услугами по распространению рекламы в сети Интернет следует считать действия (или деятельность) владельцев сайтов по размещению информации об объекте рекламирования на собственном сайте в сети Интернет или действия по направлению рекламы на сайты пользователей сети Интернет (потребителей) с их предварительного согласия.

Рассматривая популярные поисковые и почтовые сайты в качестве российского пользователя сети Интернет, хорошо видим большой объем размещенной на сайтах рекламы, количественно характеризующий объем договорных обязательств услуги по распространению рекламы в сети Интернет на территории Российской Федерации.

Наибольшая доля в объеме услуг по распространению рекламы в сети Интернет приходится на услуги по размещению рекламы на сайтах в сети Интернет их владельцами. В связи с этим услуги по распространению рекламы в сети Интернет отождествляются в сознании пользователя сети Интернет чаще всего с рекламой, размещенной на сайтах, а реклама, поступающая на сайт пользователя сети Интернет по рассылке с помощью электронной почты, отождествляется с так называемым электронным спамом. Рекламные услуги по почтовой рассылки в сети Интернет не рассматриваются настоящим исследованием.

Правоотношение по поводу услуги по распространению рекламы в сети Интернет являются обязательными, поскольку действие владельцев сайтов по распространению рекламы в сети Интернет совершаются ими в порядке исполнения добровольнопринятой на себя обязанности.

Обязательство услуги по распространению рекламы в сети Интернет представляет собой гражданское правоотношение, в котором рекламораспространитель (владелец сайта), с одной стороны, должен по заданию рекламодателя, с другой стороны совершить действия по размещению на собственном сайте информации об объекте рекламирования, а последние вправе требовать от владельца сайта исполнения его обязанности.

Обязательство услуги по распространению рекламы в сети Интернет, содержащее определенные права и обязанности, является договорным обязательством и возникает на основании договора.

Гражданское законодательство РФ не содержит специальных норм, регулирующих договорное обязательство услуги по распространению рекламы в сети Интернет. Большой объем рекламы в сети Интернет говорит о том, что в настоящее время на территории Российской Федерации разнообразной договорной практикой пользователей сети Интернет формируется большой объем обязательств по оказанию рекламных услуг в сети Интернет.

Существует, например, поисковый сайт «yandex.ru», на страницах которого находится большое количество рекламы, размещенной в порядке исполнения договоров на оказание рекламных услуг в сети Интернет, условия такого договора также находятся на сайте «yandex.ru».

На примере договора, заключаемого на условиях публичной оферты такого крупного рекламораспространителя в сети Интернет на территории Российской Федерации, каким является владелец поискового сайта «yandex.ru», допустимо в целях исследования рассмотреть основные вопросы указанного договора, такие, как предмет договора, его заключение, исполнение, прекращение и вопросы ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора об оказании услуг по распространению рекламы в сети Интернет на территории Российской Федерации.

Заключение

Все услуги по обеспечению доступа в сеть Интернет регулируются Законом о связи, а отношения сторон оформляются посредством договора на возмездное оказание интернет-услуг связи. К числу таких договоров можно отнести: договоры на подключение пользователей к сети Интернет, договоры на оказание услуг электронной почты, договоры на размещение информационного сайта в сети Интернет – услуги хостинга.

В настоящее время широко распространены в сфере интернет-услуг такие виды договоров, как:

— получение информации с различных баз данных;

— реклама на сайтах и в электронных изданиях, распространяемых через Интернет;

— маркетинговые исследования с использованием средств сбора статической информации о потребительском поведении в сети, опросы и дистанционные электронные дискуссии в целевых фокус-группах потребителей;

— консультирование (например, передача письменных консультаций и заключений по электронной почте), и др.

При этом следует отметить, что главным отличием договора на оказание информационных интернет-услуг от ранее рассмотренных выше договоров (маркетингового, рекламного и т.д.) является направленность на передачу существующей информации без необходимости ее существенной переработки. Экономический эффект от исполнения такого вида договора достигается за счет экономии времени заказчика на поиск информации» и передача информации посредством сети Интернет оформляются договором на оказание информационных интернет-услуг. Все это позволяет квалифицировать группу названных общественных интернет-отношений, еще не получивших самостоятельную гражданскую регламентацию, как разновидность договора на возмездное оказание информационных услуг, регулируемых гл.39 ГК РФ.

Таким образом, Интернет представляет собой совокупность информационных общественных отношений в виртуальной среде, где содержанием правоотношений являются отношения между сторонами, в которых предметом выступают информационные услуги.

Подводя итоги вышесказанному, нужно подчеркнуть, что некоторые виды договорных обязательств, связанных с оказанием Интернет-услуг ( в том числе услуги связи) недостаточно исследованы в отечественных изданиях и поэтому нуждаются в подробном изучении и отражении в законодательстве. Также необходимо устранение пробела в законодательстве о СМИ и законодательстве о рекламе в области регулирования распространения в сети Интернет продукции массовой информации, включая интернетрекламу. Особого внимания заслуживают вопросы защиты авторских прав и проблемы правового регулирования использования доменных наименований в сети Интернет. Поднятые вопросы нуждаются в дальнейшем изучении и разработки новых решений на законодательном уровне.

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. От 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5, ст. 410,
  2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ (ред. От 06.12.2013) «О почтовой связи» // Собрание законодательства РФ. 19.07.1999. № 29. ст. 3697.
  3. Модельный закон Межпарламенской Ассамблеи государств-участников СНГ «Об основах регулирования Интернета». Принят на 36-м планетарном заседании Межпарламенской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 36-9 от 16 мая 2011 г.)
  4. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекомуникационных сетей международного информационного обмена» от 17.03.2008 № 351 // СЗ РФ. 2008 № 12. Ст. 1110.
  5. Информационные технологии в юридической деятельности: Учебник для бакалавров / Под общ. ред. проф. П.У. Кузнецова.
  6. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» (ред. 12.08.2014) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 38. Ст. 4552.
  7. Постановление Правительства РФ от 18.05.2005 № 310 (ред. От 06.10.2013) «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи»//Собрание законодательства РФ», 23.05.2005, № 21
  8. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2005 года № КГ-А40/8678-05.
  9. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 апреля 2008 г. № 255/08 //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2008. № 7.
  10. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» (ред. От 12.08.2014)// Собрание законодательства РФ. 2007. № 38

Специальная литература

  1. Асмолов Г. Концепция развития сетевого лидерства государства. М., 2010.
  2. Апарышев И. Жизнь в режиме on line // ЭЖ-Юрист. 2013. № 2.
  3. Андреев Б.В., Пак П.Н., Хорст В.П. Раследования преступлений в сфере компьютерной информации. М., 2001..
  4. Брюлов М. IT на службе права // ЭЖ-Юрист. 2013. № 44.
  5. Брынзов И.А. Информация, Интернет, домен как научные категории // Информация как объект исследования в социальных науках: Сб.М., 2012.
  6. Глушков А.В., Чибинев В.М. Проблемы правового регулирования интернет-отношений // Юрист. 2005. N 7.
  7. Зайцева А.А. Проблемы информационного законодательства России: пути решения // Право и политика. 2004. N 9.
  8. Иванов В.А. Правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет. М., 2011.
  9. Информационные технологии в юридической деятельности: Учебник для бакалавров / под общ. ред. проф. П.У. Кузнецова. М .2010.
  10. Карпенко А.А. Проблемы ответственности провайдеров в сфере интернет-отношений // Информационная безопасность. 2011. № 2.
  11. Маркарьян Р.В. Проблемы совершенствования правового регулирования отношений в сфере распространения информации через информационно-коммуникационные сети//Правовые вопросы связи. 2011. N1
  12. Нечуй-Ветер В.Л. Особенности правого регулирования распространения рекламы в сети Интернет // Реклама и право. 2013. № 1.
  13. Осипов Р.И. Правовые проблемы использования сети Интернет в России // Журнал электросвязи. 2009. № 8.
  14. Попов А.С. Интернет как сфера регулирования информационного права // Информация и право. 2010. № 5.
  15. Петровский С.В. правовое регулирование оказания интернет-услуг: Дис. … к.ю.н. М. , 2002.
  16. Талимончик В.П. Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена в Интернет: Дис. … к.ю.н. СПб., 1999
  17. Танимов О.В. , Кудашкин Я.В. О правой природе и возможности правого регулирования отношений в сети Интернет // Информационное право. 2012. № 2.
  18. Цымбалюк В.С. О систематизации институтов информационного права при кодификации информационного законодательства в СНГ // Информационное право. 2013. № 4.


Страницы:   1   2   3   4