Меню Услуги

Социально-педагогическая поддержка неполной семьи в условиях дошкольного образовательной организации

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической поддержки неполной семьи
  • 1.1. Семья как социальный институт
  • 1.2. Особенности социальной и социально-педагогической поддержки неполной семьи
  • 1.3. Содержание социально-педагогической поддержки неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Содержание социально-педагогической поддержки неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации
  • 2.1. Характеристика базы исследования
  • 2.2. Выявление социально-педагогических проблем в неполных семьях
  • 2.3. Программа социально-педагогической поддержки неполной семьи в дошкольной образовательной организации.
  • Выводы по 2 главе
  • Заключение

 

Введение

Актуальность темы исследования. Семья во все времена находилась в центре внимания общественной мысли, политических деятелей и ученых. Она представляет собой сложную систему социального функционирования человека и один из главных институтов общества.

По мнению многих научных деятелей в настоящее время положение данного института находится в кризисном состоянии. Среди дестабилизирующих факторов российских семей можно выделить частые разводы, краткость добрачного знакомства, влияние неудачности брака родителей, добрачная беременность, разница в характере проведения свободного времени и в распределении свободного времени, и в распределении обязанности и властных полномочий, повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин, что ведет к вдовству и сиротству.

В связи с этим, число детей, воспитывающихся без одного или обоих родителей в настоящее время, увеличивается. Рассогласование в сфере семейных отношений отрицательно сказываются на психоэмоциональном состоянии ребенка, у которого наблюдается повышенная тревожность, неуверенность в себе, напряженность в отношениях с родителями. Именно в связи с этим требуется формирование плодотворной и комфортной обстановки для развития хороших взаимоотношений в семье, исключения социальной изолированности членов семей, гармонизация семейных взаимоотношений.Функционирование неполной семьи и воспитание в ней детей без одного или двух родителей предопределяет присутствие определенных трудностей, которые нуждаются в их решении с учетом личностных особенностей всех членов семьи и затрат ресурсов как со стороны государственной социальной поддержки, так и их собственных.

Основная задача социально-педагогической поддержки данного вида семей состоит в оказании необходимой помощи и активизации внутренних ресурсов адаптации к возникшим условиям, а также в развитии адресной социальной поддержки семей с одним родителем.

Становится наиболее актуальным вопрос социальной помощи неполным семьям в условиях различных институтов общества – детского сада, школы и т.д. В условиях детского образовательного учреждения в настоящий момент сформированы основательные данные по методам, принципам и возможностям взаимодействия с детьми из неполных семей и их родителями. Целью работы коллектива педагогов с неполными семьями является повышение эффективности воспитания детей и обеспечение всесторонне развитой личности.

Актуальность проблемы состоит также в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Детское учреждение, ориентированное, а возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях.

Степень научной разработанности проблемы. Наибольший вклад в решение проблемы сущности и особенностей неполной семьи внесли такие исследователи, как Г.А. Кантемирова, Р.Т. Кокоева, Ю.В. Овсянникова, Е.Н. Пьянова, Е.А. Скиданова и др.

Вопросами социальной работы с неполными семьями занимались такие авторы, как Е.И. Антипова, М.Е. Анферова, В.П. Боряк, А.Л. Айрапетян, Э.Ю. Чобанян, А.А. Салпагаров и др.

Вопросам социально-педагогической поддержки в условиях ДОУ уделяли внимание такие авторы, как В.А. Барабохина, Е.Е. Мартинкевич, Е.А. Соловьева, Т.В. Кротова и др.

Объект исследования: социально — педагогическая поддержка неполной семьи.

Предмет исследования: социально-педагогическая поддержка неполной семьи в условия дошкольной образовательной организации.

Целью исследования совершенствование социально-педагогической поддержки неполной семьи в дошкольной образовательной организации.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) изучить теоретические аспекты социально-педагогической поддержки неполной семьи;

2) выявитьсоциально-педагогические проблемы неполных семей;

3) разработать программу социально-педагогической поддержки неполной семьи на базе ГБДОУ Детский сад №2 Петроградского района г. Санкт-Петербурга

Практическая значимость: Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе с неполной семьей в условиях дошкольной образовательной организации.

Методы исследования:

— теоретические: теоретический анализ научной литературы, систематизация, обобщение.

— практические: тестирование: рисуночный тест для детей «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Коуфмана, «Родительское отношение к детям» А.Я. Варга, В.В. Столина, наблюдение.

Экспериментальная база: исследование проводилось на базе ГБДОУ Детский сад №2 Петроградского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 4-7 лет в количестве 20 человек – 10 из них из полных семей, 10 из неполных.

 

Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической поддержки неполной семьи

1.1. Семья как социальный институт

Семья издревле являла собой предмет внимания со стороны государства и общества. В настоящее время особое внимание привлекает к себе положение неполных семей.

Неполной семьей называют один из основополагающих социально-демографических типов современной семьи, это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать-отец-ребенок[38].

Т.Б. Бахуташвилиназываетнеполной семьей группу ближайших родственников, состоящих из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками[12, с. 127].

Среди причин появления неполных семей можно выделить:

1) Развод родителей. В настоящее время наблюдается значительный рост количества разводов, в результате чего увеличивается количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, социализирующая функция которых, как правило, не реализуется в полном объеме по ряду причин социально-экономического и психологического характера.

2) Рождение женщиной детей вне брака (каждый десятый ребёнок рождён вне брака).

3) Смерть одного из супругов [13].

Неполная семья предстает как достаточно многообразное социальное явление. Существуют многочисленные ее классификации, среди которых можно выделить следующие: по полу родителей: отцовские неполные семьи; материнские неполные семьи.

  • Семья, в которой отсутствует мать, а дети находятся на иждивении отца, принято считать отцовской. Они могут возникнуть в результате смерти матери, развода, когда решением суда или по другим причинам дети остаются на воспитании и содержание отца – с одной стороны, или смерти матери – с другой.

Материнские семьи – это семьи, в которой отсутствует отец, а дети находятся на иждивении матери. Возникают такие семьи в результате развода, смерти отца и внебрачного рождения.

  • По количеству поколений: однопоколенные и многопоколенные. Необходимо отметить, что существуют семьи, где, кроме одинокого отца, с детьми проживает один из родителей отца – мать и/или отец или другие родственники. Также существуют семьи одиноких матерей с детьми и проживающих с ними других родственников.
  • По форме институирования. В зависимости от того, кто является главой и основным кормильцем данной семьи, выделяют: 1) семьи матерей, не состоящих в браке; 2) семьи вдовых и разведенных. Если во втором случае брак родителей заключен через органы ЗАГС, то в первом – регистрация брака через органы ЗАГС отсутствует. Таким образом, основанием для выделения этого типа неполных семей является форма регистрации брака родителей.
  • Фактическое наличие или отсутствие в семье второго родителя. По данному критерию неполные семьи делятся на: 1) семьи вдовых, где отец или мать умерли; 2) семьи с детьми внебрачного рождения, где отец юридически не установлен и отчество ребенка записано со слов матери; 3) семьи с детьми внебрачного рождения, где дети признаны отцом по собственному желанию или решению суда; 4) семьи разведенных [24].

В современном обществе существует определенный круг проблем, которые касаются неполных семей.К данным проблемам можно отнести социально-экономические, педагогические, медицинские и психологические трудности семьи.

Семейное воспитание – один из социализирующих факторов формирования личности. Социализируясь, человек на протяжении всей жизни вступает во взаимодействие с окружающей средой, в результате чего он усваивает и воспроизводит общественные нормы и культурные ценности, а также проходит процесс саморазвития и самореализации в том социуме, к которому он принадлежит.

Распад семьи как основного агента социализации ведет к деформации прежнего социального мира ребенка. Именно от результатов первичной социализации ребенка, которая протекает, прежде всего, в семье, зависит его будущее и будущее общества, поэтому при подготовке детей к самостоятельной жизни необходимо уделять больше внимания вопросам воспитания.

Общепризнанными критериями оценки процесса семейного воспитания являются три основополагающих принципа: родительский контроль, поддержка и авторитет. Реализация этих принципов на практике, как правило, вызывает затруднения. Особенно это касается неполных семей, где отсутствует один из родителей и нагрузка по воспитанию детей не распределяется между матерью и отцом.

Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее число неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства. В результате возникает еще одна проблема – проблема надзора за детьми, поэтому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или с родственниками. Стремление сохранить уровень материальной обеспеченности требует дополнительного времени и сил матери. Ей приходиться перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.

С распадом семьи отношения внутри нее существенно изменяются. Так, отношения между членами разведенной семьи чаще определяются как «подорванные», «утраченные», «враждебные». При этом у мальчиков, переживших развод родителей, преобладают стенические реакции, направленные «вовне», чаще выражающиеся в разрушении и агрессии. У девочек наблюдается астеническая реакция, которая про-является в рассеянности, замкнутости, плаксивости и пр. В овдовевших семьях случившееся несчастье, наоборот, сближает ее членов, происходит переоценка личности каждого, вследствие этого наблюдается более бережное отношение друг к другу, хотя в некоторых случаях не исключены стенические и астенические реакции.

Многое в психическом развитии и личностном становлении ребенка зависит не только от наличия одного или двух родителей, но и от взаимоотношений между родителями и ребенком; от того, каких воспитательных позиций придерживаются родители при воспитании ребенка и всегда ли модель воспитания одного родителя совпадает с позицией другого.

Можно выделить семь наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

  1. Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.
  2. Отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Впоследствии такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.
  3. Препятствия контактов ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.
  4. Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость.
  5. Стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становиться «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний.
  6. Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения.
  7. Обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.

Таким образом, распад семьи может по-разному влиять на развитие детско-родительских отношений, тем самым создавать «особые» условия для дальнейшего воспитания, в том числе для реализации принципов воспитания [34, с. 83].

В связи с наличием проблем такого вида семей можно говорить о социальной работе, которая направлена на устранение данных проблем [38].

 

1.2. Особенности социальной и социально-педагогической поддержки неполной семьи

Социальная работа с монородительской семьей – это помощь семье со стороны социума, государства в целом посредством законодательства и нормативных актов, обеспечивающих социальную защиту и адаптацию института семьи и отдельных групп населения[29, с. 63].

Социальная поддержка предполагает предоставление информации, материальных пособий возможности обучения, иных льгот отдельным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальная поддержка рассматривается как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для обеспечения жизнедеятельности социально слабых групп населения (отдельных семей, граждан), испытывающих жизненные трудности.

В целом работа социального работника с семьей, в том числе и с неполной, должна быть сформирована на основе знаний и учете особенностей определенной семьи, а не семьи вообще, выстраивании процесса общения с ее членами, налаживании контакта с каждым членом семьи без исключения. Эффективность социальной работы определена также разделением подходов к семье, выделением из всех семей особенностей, присущих именно этой семье, особенностей взрослых и детей, их культурный и образовательный уровень, отличительные чертывнутренних взаимоотношений, семейную атмосферу и т.д. Результативность помощи членам семьи во многом определены установками социального работника по отношению к ним, от осознания и принятия необходимости согласованных и целенаправленных воздействий на ребенка, а также от неформального, творческого подхода к работе с семьей. Успех работы зависит от умений социального работника учитывать различия в возрасте, образовании, культурном уровне родителей, их взглядов на детей, выделять конкретные задачи по взаимодействию именно с данной семьей и выбирать адекватные методы работы с ней, умением устанавливать контакты с родителями [22, с. 876].

Социальная поддержка неполных семей должна быть нацелена на разрешение каждодневных трудностей в рамках семьи, благоприятствовать развитию и гармонизации взаимоотношений между ее членами, стабилизировать социально-экономическое положение и обеспечивать реализацию внутрисемейного потенциала.

Социальный работник в качестве помощника неполным семьям должен осуществлять целый круг функций, среди них:

— диагностическая (изучение особенностей семьи);

— охранно-защитная (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

— организационно-коммуникативная (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

— социально-педагогическая (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

— координационная (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

В настоящее время в нашей стране сформированы четыре основных формы социальной защиты неполных семей:

  • денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
  • трудовые, кредитные, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы неполным семьям;
  • юридическое психолого-педагогическое, медицинское, и экономическое консультирование;
  • федеральные, региональные целевые и социальные программы помощи семьям.

Специалист, работающий с неполной семьей, должен:

— уметь собирать, систематизировать информацию о положении семьи данного типа, которая используется социальными учреждениями, службами и другими социальными работниками;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— помогать службе, в которой работает, ее деятельности по изысканию материальных средств и оказания помощи неполным семьям;

— принимать участие в организации социальных служб и групп самопомощи на территории;

— координировать усилия территориальных центров, учреждений, служб, отдельных специалистов (учителей, врачей);

— способствовать в контакте с работниками службы занятости трудоустройству одиноких матерей или их переквалификации;

— помогать родителям в оформлении пенсии на детей по утрате кормильца, внебрачным матерям и разведенным женщинам, не получающим алименты по объективным причинам, в оформлении пособий, а также информировать одиноких родителей о льготах, на которые они могут претендовать; оказывать психолого-педагогическую помощь одиноким матерям и отцам по вопросам воспитания их детей [16, с. 85].

Таким образом, социальная работа с неполной семьей представляет собой особый подход, целью которого является решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов детей из неполной семьи и их родителя. Важно отметить, что неполный состав семьи и рассогласованные отношения в ней отрицательно сказываются на процессе воспитания детей, их социализации в обществе, поэтому необходима организация социально-педагогической поддержки неполных семей в дошкольной образовательной организации.

 

1.3. Содержание социально-педагогической поддержки неполных семей в условиях дошкольной образовательной организации

В детском саду по выявлению неполной семьи и дальнейшие занятия с детьми из неполной семьи главенствующую роль занимает работа педагога-психолога, социального педагога.

Для этого необходимо составление социального паспорта семьи, должны быть выяснены следующие факторы:

  • Полная или неполная семья, причины неполной семьи: развод, одинокая мать (или отец, с рождения ребенка), умер один из членов семьи, временно не живет один из членов семьи.
  • Состав семей и структура родственных связей: полные одно-, двух-, трехдетные, кем является воспитанник (1-й, 2-й, 3-й и т.д. ребенок).
  • Супружеский опыт (в 1-м, 2-м браке, разводе и пр.).
  • Образование родителей (высшее, среднее специальное, неполное).
  • Полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи).
  • Поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком) и др.
  • Семьи группы риска (злоупотребляющие алкоголем, наркоманы, судимые и т.д.).

Для того, чтобы определить, какие условия для нравственного воспитания имеются в неполной семье, какая помощь им необходима, следует всесторонне изучить семьи: провести анкетирование, опросы, тестирование, наблюдения, беседы с взрослыми и детьми. Необходимо также акцентировать внимание на эмоциональной атмосфере в семье, на интенсивность и содержание общения ребенка с взрослыми.

Всю полученную информацию после анализа педагоги учитывают при планировании работы с семьей внутри детского сада, в общении с родителями, в оказании грамотной консультативной социально-педагогической помощи.

Основной идеей социально-педагогической поддержки является как педагогическая помощь детям в решении их индивидуальных проблем в сферах общения, обучения, творчества, досуга, здоровья, а также их родителям, с целью направить их деятельность во благо ребенка.

О.Ю. Арсентьева рассматривает социально-педагогическую поддержку в качестве особого вида социально-педагогической деятельности, которая осуществляется по отношению к детству и семье. Ребенок нуждается в помощи, которая совершается в нужный момент. В результате ребенок в силах преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации и стать нормальным гражданином, человеком, личностью. Однако изменить ребенка любого возраста, который имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы(психические, физические, сексуальные), испытывал недостаток любви и заботы со стороны родителей, имеет последствия разного вида деприваций, почувствовал на себе отчужденность общества и равнодушие государства, чрезвычайно трудно. Для этого необходимы особые знания, владения специфическими методами и приемами, особой организации, объединяющей специалистов разного профиля и позволяющей выявлять, определять и разрешать проблемы детей. Следовательно, требуется не просто помощь окружающих, а специальноорганизованная, профессиональная социально-педагогическая поддержка, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав наполноценное развитие и образование [9, с. 130].

Социально-педагогическая поддержка детей – особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление, определение и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Социально-педагогическая помощь непосредственно направлена на самореализацию и самоутверждение личности ребенка посредством уважительного отношения к нему, его чувствам и переживаниям, отношения к нему как к равноправному собеседнику и признания его полноправным участником общественной системы взаимоотношений.

Отличительной особенностью данного вида поддержки является то, что необходимость в ней появляется лишь тогда, когда у ребенка обнаруживаются и проявляются проблемные ситуации во взаимодействиях с окружением. Социально-педагогическая поддержка всегда проявляется в адресном характере оказания поддержки и нацелены на то, чтобы выявить и устранить проблемные ситуации конкретного ребенка посредством основательного ознакомления с его личностью, окружением, выявления методов педагогической поддержки. Также социально-педагогическая помощь должна способствовать самостоятельному решению возникающих проблем социального характера в дальнейшем [33, с. 99].

Задачами социально-педагогической поддержки неполной семьи являются:

— изучение статуса и состояния семьи, динамики ее межличностных и социальных взаимоотношений;

— подбор социально-психологических методов для преодоления конфликтных и напряженных ситуаций. Взаимодействия в данном случае должны выстраиваться с помощью гибких схем и подходов;

-применение необходимых мер и действий для оказания поддержки семье в целом или тем ее членам, которые нуждаются в ней[9, с.135].

Среди основных направлений социально-педагогической работы ДОУ с родителями и детьми из неполных семей можно выделить:

  1. Укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами).
  2. Создание единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка.
  3. Защита прав ребенка.
  4. Повышение родительской компетентности в вопросах правовой и педагогической культуры.
  5. Организация семейного досуга.

Чтобы помочь неполной семье в воспитании детей, ДОУ ставит такие задачи работы с этими семьями:

  1. Создание атмосферы доверия и доброжелательности в общении между ДОУ и родителями.
  2. Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки неполной семьи.
  3. Проведение специальных мероприятий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.
  4. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально-педагогической проблематике для детей и семьей группы риска.
  5. Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей из неполных семей.

Учитывая поставленные цели и задачи при построении работы с неполной семьей педагогический коллектив должен придерживаться следующих основных принципов:

  • открытость детского сада для семьи (каждый родитель должен иметь возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания детей;
  • создание активной развивающей среды, которая обеспечивает однообразные подходы для развития маленького человека в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка[18, с. 108].

В методическом кабинете ДОО педагогическим коллективом должен быть собран объемный материал, который способствует решению представленных выше принципов в рамках практической деятельности. Из них можно выделить:

  • нормативно-правовые документы по вопросам семьи и детства;
  • материалы, помогут персоналу ДОО получить информацию о семьях воспитанников (анкеты, тесты, листы опросы, карты «Социальные паспорта семьи» и т.д.);
  • материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей;
  • наглядные материалы (иллюстративный, консультативный материал для оформления родительских уголков, литература для организации выставок).

Коллектив педагогов должен находиться в постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов работы с неполными семьями:

  • постоянно проводить неформальные беседы о детях, их переживаниях, неудачах и успехах;
  • систематическое изучение запросов родителей, требований к работе дошкольного учреждения;
  • проведение дней открытых дверей ДОО;
  • проведение и участие в внутрисадовских, городских, областных и всероссийских конкурсах, фестивалях и т.д.
  • посещение педагогом семей на дому;
  • организация внутригрупповых досок Почета;
  • привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий;
  • привлечение родителей к общественной деятельности (работа Клубов для родителей, приглашение лекторов по интересующим вопросам и т.д.);
  • консультативная помощь специалистов ДОО;
  • плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;
  • проведение родительских собраний: устные журналы, клубы, дискуссии, родительские гостиные и т.д.[10, с. 96].

Социально-педагогическая работа педагога ДОО с неполной семьей строится в двух направлениях:

— Работа с матерью ребенка (так неполные семьи в основной своей массе состоят из матери и ребенка);

— Работа с ребенком.

Таким образом,педагог ДОО в работе с неполной семьей является центральной фигурой в осуществлении профилактики и коррекции нарушений социальной адаптации дошкольников. Эффективность решения возникающих проблем определяется совместной деятельностью всех специалистов, работающих с детьми (воспитателей, психолога, логопеда), представителей администрации, а также родителей. Продуктивность применения профилактических мер зависит от взаимодействия всех взрослых. В процессе решения задач предупреждения нежелательных тенденций в развитии личности детей социальный педагог осуществляет: профилактическую работу с ребенком, совместную работу с педагогическим коллективом, взаимодействие с родителями.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Выводы по Главе 1

Отличительной чертой последних десятилетий стало увеличение количества неполных семей, резкий рост числа разводов, снижение прочности браков с силу разнообразных причин: изменение статуса женщины в семье, существенное изменение стиля жизни семьи в условиях современных крупных городов; распространение точки зрения о ненужности семьи для индивида, изменение культурных ценностей и норм; более ранний возраст вступления в брак и добрачная беременность.

Существующие проблемы в функционировании неполной семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества, социальных структур, дошкольных образовательных учреждений, школ и т.д. Это возможно посредством организуемой с семьей социально-педагогической работы.

Вопрос о неполной семье в дошкольных образовательных учреждениях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), а впоследствии взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

В настоящее время идея социально-педагогической поддержки нашла отражение в практической деятельности социальных педагогов дошкольных образовательных учреждений и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, воспитателям, учителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.

Деятельность социального педагога в дошкольном образовательном учреждении с неполной семьей можно охарактеризовать как работу повышенной значимости и трудности.

 

Глава 2. Содержание социально-педагогической поддержки неполной семьи в условиях дошкольной образовательной организации

2.1. Характеристика базы исследования

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 Петроградского района Санкт-Петербурга (ГБДОУ Детский сад №2 Петроградского района г. Санкт-Петербурга) было образовано в 1943 г. В настоящее время руководителем детского сада является Ковалева Ольга Евгеньевна – педагог высшей квалификационной категории, является почетным работником общего образования Российской Федерации.

Основная цель детского сада–всестороннее психическое и физическое развитие дошкольников, воспитание свободного, развитого и ответственного человека, готового для жизни в обществе.

В основе концепции развития ДОО лежат возможности:

— самореализации и саморазвития детей;
— совершенствования работы по внедрению инновационных технологий;
— активизации участия родителей в управлении и воспитательно-образовательной работе детского сада.

В детском саду работает творческий, профессиональный коллектив педагогов и специалистов, который имеет высокий образовательный ценз. Педагогический состав представлен 13 воспитателями, музыкальным работником, инструктором по физкультуре, педагогом-психологом, 2 логопедами.

Педагогические работники данного дошкольного учреждения стремятся найти новые пути и средства решения поставленных обществом задач. В качестве основных, приоритетных направлений решения задач воспитания и развития ребенка-дошкольника современной педагогической наукой сегодня приняты:

• личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком;
• принятие и поддержка его индивидуальности;
• развитие его творческих способностей;
• формирование социально уверенного поведения.

ГБДОУ Детский сад №2 функционирует на двух площадках, сложившихся в результате объединения двух детских садов. В каждой из площадок выделено 60 мест для посещения трех групп общеразвивающей направленности детей. Таким образом, проектная мощность детского сада составляет 120 человек.

Все группы функционируют, в соответствии с уставом, в режиме полного рабочего дня (12 часов) при пятидневной рабочей неделе.

Следует отдельно отметить, что в ГБДОУ Детский сад №2 сформирована опытно-экспериментальная площадка.

Экспериментальная площадка ДОО – это специфическая формасотрудничества ДОО и организаций, направленная на реализацию апробаций результатов исследований по обновлению структуры и содержания образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования, а также исследований по улучшению содержания воспитанников ДОО.

Основными направлениями деятельности экспериментальной площадки ДОУ являются:

• апробация новых структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных организаций и образовательных систем;
• апробация новых механизмов, направленных на модернизацию управления образованием, включая экономику образования;
• опытно-экспериментальная проверка систем оценки качества образования, новых форм и методов управления образованием, апробация новых средств, обеспечивающих общественную поддержку программ развития образования;
• апробация новых форм и методов обучения;
• экспериментальная деятельность, направленная на решение актуальных проблем образования.

Именно в рамках опытно-экспериментальной площадки нами было проведено исследование детей из неполных семей и их родителей, составлена программа по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей в ДОО.
В 2016-2017 учебном году детский сад посещало 120 детей, среди них 33 ребенка воспитываются в неполной семье.

Рис. 1. – Количественное распределение полного и неполного состава семей детей, посещающих ГБДОУ Детский сад №2 Петроградского района г. Санкт-Петербурга, %

 

Из рис.1 видно, что практически треть семей представлена неполным составом семей.

Рис. 2. – Характеристика семей детей, посещающих ГБДОУ Детский сад №2 Петроградского района г. Санкт-Петербурга по уровню благосостояния, %

 

Из рис.2 видно, что 90% неполных семей отмечены низким уровнем материальной обеспеченности. Данный факт объясняется не только отсутствием одного из родителя, но также низкооплачиваемой работой или отсутствием работы оставшегося родителя. Процент полных семей, чья материальная обеспеченность ниже официально установленного уровня прожиточного минимума, составляет 45%, что намного меньше в сравнении с неполными семьями. Таким образом, можно говорить о том, что существуют проблемы в социальной сфере неполных семей, а именно, низкая материальная обеспеченность, что подтверждает факты неблагополучия данной категории семей.

Исследование проводилось на базе опытно-экспериментальной площадки ДООДля участия в исследовании были отобраны и проанализированы 20 детей 4-7 лет и их родители(по одному родителю из каждой семьи, в возрасте от 20 до 37 лет), 10 из них воспитываются в полных семьях, а 10 – из неполных семей. Данные выборки представлены ниже.

Таблица 1 – Характеристика экспериментальной выборки исследования

№ п/п Фамилия и имя ребенка Возраст Состав семьи Родители
1 Алеша А. 4 г. 7 мес. Полная мама – 26 лет, папа – 32 г.
2 Алина К. 4 г. 7 мес. Полная мама – 27 лет, папа – 30 лет
3 Андрей О. 4 г. 11 мес. Полная мама – 32 г., папа – 32 г.
4 Аня Ш. 5 л. 1 мес. Полная мама – 30 лет, папа – 34 г.
5 Ваня Г. 5 л. 3 мес. Неполная мама – 29 лет
6 Вова С. 4 г. 9 мес. Полная мама – 28 лет, папа – 37 лет
7 Добрыня Д. 4 г. 11 мес. Неполная мама – 36 лет
8 Люба Д. 5 л. 1 мес. Полная мама – 33 г., папа – 35 лет
9 Макар О. 5 л. 5 мес. Полная мама – 26 лет, папа – 32 г.
10 Марина Е. 6 л. 3 мес. Полная мама – 27 лет, папа – 28 лет
11 Маша Е. 5 л. 3 мес. Полная мама – 30 лет, папа – 30 лет
12 Оля А. 5 л. 4 мес. Неполная мама – 32 г.
13 Полина Г. 6 л. 1 мес. Неполная мама – 34 г.
14 Рита А. 6 л. 1 мес. Полная мама – 32 г., папа – 36 г.
15 Степа М. 5 л. 1 мес. Неполная мама – 21 г.
16 Соня К. 5 л. 3 мес. Неполная мама – 27 г.
17 Ульяна С. 4 г. 6 мес. Неполная мама – 29 лет
18 Юра Н. 4 г. 9 мес. Неполная мама – 24 г.
19 Юля Ц. 4 г. 11 мес. Неполная мама – 20 лет
20 Яна У. 4 г. 7 мес. Неполная мама – 23 г.

 

Таким образом, исследование включало в себя следующие этапы:

  • Диагностика социальных проблем в семьях, чьи дети посещают ГБДОУ Детский сад №2 Петроградского района г. Санкт-Петербурга, которая была проведена с помощью таких методик, как рисуночный тест для детей «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Коуфмана, «Родительское отношение к детям» А.Я. Варга, В.В. Столина и наблюдение воспитателя за своими воспитанниками.
  • Составление программы социально-педагогической поддержки неполных семей в ГБДОУ Детский сад №2 Петроградского района г. Санкт-Петербурга.

Страницы:   1   2