Меню Услуги

Основы правовой политики в сфере поддержки ветеранов великой отечественной войны


Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ ВОЙН В РОССИИ
  • 1.1 Исторические аспекты социальной помощи ветеранам
  • 1.2 Нормативно-правовые основания практики социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны
  • 1.3 Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста
  • ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • 2.1 Эффективность работы социальных служб
  • 2.2 Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Забота о ветеранах  была и остается одним из наиболее приоритетных направлений социальной защиты населения. Федеральный закон РФ от 12 января 1995 года «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:

1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) получение ежемесячной денежной выплаты;

3) получение и содержание жилых помещений;

4) оплату коммунальных услуг;

5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

По данным Минздравсоцразвития РФ, в России на 1 мая 2014 года проживают 246 829 участников и 100 272 инвалида Великой Отечественной войны, а также 80 365 жителей блокадного Ленинграда.

По данным Минздравсоцразвития, средняя пенсия участников Великой Отечественной войны и инвалидов Отечественной войны на 1 января 2009 года была 22,5 тысячи рублей. Суммарный ежемесячный размер материального обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны по состоянию на 1 января текущего года составляет чуть более 21 тысяч рублей в месяц. Ежемесячная денежная выплата Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы составляет 43 410 рублей. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством эти категории граждан получают материальное обеспечение ещё в размере 10 тысяч рублей в месяц.

Социальная защита предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое благополучие и моральную поддержку ветеранов, уважение в обществе, а также на предоставление им мер социальной поддержки. Ветеранам Великой Отечественной войны предоставляются бесплатно: лекарства, технические средства социальной реабилитации, путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, проезд в городском и пригородном пассажирском транспорте, а также раз в год на пассажирском транспорте общего пользования междугородного сообщения. Есть льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, а также льготы, предусмотренные налоговым, таможенным, земельным, трудовым и пенсионным законодательством.

Никакой род государственной службы не соединен со столькими опасностями, как военная служба, и ввиду этого забота о пострадавших на войне или от увечий, причиненных исполнением обязанностей военной службы, представляется делом справедливости. Если человек, принеся в жертву обществу свои силы, здоровье, спокойствие, для его блага пролил свою кровь, утратив при этом возможность изыскивать средства для дальнейшего своего безбедного существования, то и общество в свою очередь должно было принять на себя заботу о нем.

Это определило тему моего дипломного исследования «Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны»

Объектом исследования являются системный анализ социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной  Войны.

Предмет реализация программ социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной Войны.

Цель работы определить,  эффективность программ  социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной Войны на современном этапе.

Задачи:

  1. На основе анализа нормативно правовой базы определить основные направления социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной Войны.
  2. Проанализировать социальные проблемы ветеранов Великой Отечественной Войны.
  3. Определить эффективность и проблемы в реализации социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны.

Методами являются общенаучные – исторический, сравнительный, системный анализ, экспертно-оценочный, интервьюирование.

База исследования нормативно правовые акты.

Дипломная работа состоит из введения двух глав и заключения.

 

Глава 1. Историко-теоретический анализ социальной помощи ветеранам войн в России.

1.1. Исторические аспекты социальной помощи ветеранам

Ветеранами Великой Отечественной войны (лат. veteranus, от vetus — старый, испытанный, опытный) — являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Понятие «Ветеран» возникло в эпоху Римской республики и особенно гражданских войн 2—1 вв. до н. э., однако четкое фиксированное понятие вырабатывается только во времена Империи. Ветераном становился воин, отслуживший в армии 20 и более лет и уволенный императорским указом. Он получал диплом об увольнении, участок земли или деньги для его покупки, всю совокупность гражданских прав, которых солдаты лишались на время службы, и ряд привилегий (в т. ч. освобождение от телесных наказаний). Ветераны имели и некоторые обязанности, а дети их, как правило, тоже должны были идти в армию.

Таким образом, каждый военный, оставивший службу после выслуги определенного законом срока (всегда весьма продолжительного) и ставший по физическим причинам не годным к дальнейшему ее продолжению, должен был иметь право на то, чтобы общество обеспечивало его материальные потребности. Этот принцип был признан во всех европейских государствах в конце XVIII — начале XIX века. До этого в большинстве стран обеспечение отставных военных ветеранов игнорировали (иногда, впрочем, в этом не было надобности) или рассматривали как милость. В историческом обзоре этого вопроса рассмотрим, как развивались и менялись взгляды на обеспечение военных ветеранов, ушедших со службы.

Помощь ветеранам в России можно разделить на три исторических этапа:

Первый этап помощи ветераном прослеживается в годы правления Петра I, так в 1700 году был издан указ о строительстве и содержании по всем губерниям богаделен и больниц для старых и увеченных солдат, которые не могли работать. Содержание и устройство больниц и богаделен лежало на обязанности сначала Патриаршего приказа, а с 1701 года – Монастырского приказа, а с 1721 года – в ведении Святейшего Синода и Камер – конторы.

В 1715 году было велено отправлять на содержание в монастыри отставных и уволенных солдат, не имевших средств к существованию.

В 1752 году по указу Екатерины II приказывалось учредить специальные госпитали для содержания уволенных со службы военнослужащих, не имевших средств на жизнь.

Второй этап приходится на годы после Отечественной войны с 1812 года, так в 1815 году командир первой армией М. Б. Барклая-де-Толли выступил против создания военных поселений; выдвинул проект предоставления ветеранам статуса «вольных хлебопашцев» и наделения их землей.

В 1830-х гг. по приказу Николая I Чесменский дворец был перестроен под военную богадельню (инвалидный дом) для ветеранов Отечественной войны 1812 (архитектор А. Е. Штауберт), пристроены три тождественных по архитектуре флигеля.

В 1839 году в Измайлове началось строительство Николаевской военной богадельни (архитектор К.А. Тон) для ветеранов Отечественной войны 1812 (торжественно освящена 12 апреля 1849 в присутствии императора Николая I и великого князя Александра Николаевича и Михаила Павловича).

В 1839 году ветераны Отечественной войны 1812 года были приглашены на торжественную церемонию закладки храма Христа Спасителя, а после этого для них был устроен праздничный обед, на который московское купечество потратило более 40 тыс. рублей.

В 1852 году (в 40-ю годовщину изгнания французов из Москвы) Николай I организовал праздничный банкет, собрав в своём доме свыше тысячи ветеранов; грандиозным празднеством было отмечено прибытие в Москву героев Севастопольской обороны 1854—55.

18 ноября 1879 году отставным нижним чином Петровым И.П. в Риге было образовано «Вспомогательное общество отставных воинских чинов».

Основой устава этого общества стал устав санкт-петербургских типографщиков и словолитчиков. Вспомогательное общество отставных воинских чинов было учреждено с целью: а) оказывать своим членам во время их болезни помощь, выдавая необходимые денежные пособия и организуя медицинское обслуживание; б) оказывать постоянную помощь тем из членов, которые сделались неспособными к труду; в) выдавать семействам умерших членов или ближайших к ним лицам определенное Уставом пособие на погребение этих членов; г) выдавать ежемесячные пособия вдовам умерших членов или их сиротам до тринадцатилетнего возраста. Оно действовало под покровительством генерал — фельдмаршала великого князя Николая Николаевича Старшего Романова. Его почетными членами являлись митрополит Платон, архиепископ Рижский и Минтавский Донат, начальник Рижского гарнизона генерал-адъютант Рихтер, начальник артиллерии 3-го армейского корпуса генерал-лейтенант Костогоров и другие. Общество состояло из действительных и почетных членов. Действительными членами могли быть все отставные воинские чины, проживавшие в Риге и окрестностях, не достигшие 60-летнего возраста и не больные неизлечимыми болезнями, о чем должны были предоставлять соответствующие документы. В почетные члены принимали любых людей, оказавших особые услуги обществу, внесших в кассу значительный денежный взнос или обязавшихся производить определенные взносы ежегодно. Почетные члены пользовались теми же правами, что и действительные, кроме права получения пособия от общества.

Капитал общества состоял из членских взносов и разделялся на неприкосновенный и оборотный.

В 1903 году  в Москве была образована ветеранская организация «Общество взаимопомощи отставных пенсионеров» ее возглавил И.Ф. Токмаков. Целью общества было предоставление его членам единовременных денежных пособий, пособий на лечение, воспитание детей, содействие в поисках работы им самим и взрослым членам их семей, помощь в погребении умерших, предоставлении дешевых квартир, общественных столовых, временных помещений, поддержке при ведении судебных дел и другое. Капитал организации состоял из пожертвований как деньгами, так и имуществом, а также поступлений по духовным завещаниям и из других источников. Эффективность деятельности была относительно невысокой, так как возможности были весьма ограниченными.

Другим ветеранским обществом был Кружок защитников Порт-Артура. Основной целью его деятельности было оказание помощи офицерам и нижним чинам гарнизона крепости и вдовам. Главным образом доходы кружка составляли членские взносы, а также поступления от благотворительных спектаклей, концертов и других форм благотворительной деятельности. Помимо материальной помощи ветеранам обороны Порт-Артура, кружок занимался поиском данных о самих защитниках, сбором и обработкой этой информации; имелись музей защитников Порт-Артура, своя библиотека. Руководил кружком совет из пяти человек, который в 1912 году возглавил адмирал Григорьев.

Возникновение всех общественных организаций отслеживалось специальными органами, их существование или поощрялось императорской семьей (их брали под покровительство) или же запрещалось. Если общество взял под покровительство один из членов императорской семьи, это позволяло надеяться на дополнительные источники финансирования и приобретение значительного веса в российском обществе, а также среди государственных учреждений и чиновников. Ростки демократии пробивались, однако до полной свободы действий ветеранов и ветеранских организаций, как и до самоустранения государства от заботы о военных и отставных чинах, было еще далеко.

12 августа 1912 года император Николай II учредил юбилейную медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года». Медалью награждались все военные чины, находившиеся 26 августа 1912 года на службе в частях, которые принимали участие в Отечественной войне, а также участники парадов на Бородинском поле и под Москвой в 1912 году.

Третий этап помощи ветеранам приходится на середину 20 века после Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года.

В сентябре 1956 году был создан «Советский комитет ветеранов войны» (СКВВ). Цель, которого объединять граждан СССР, принимавших активное участие в защите Советского государства в рядах Вооружённых Сил, партизанских формирований, подпольных и других организаций. Ведёт работу, направленную на патриотическое воспитание масс, упрочение мира и укрепление связей с международными и зарубежными национальными организациями, борющимися против угрозы новой войны, за безопасность народов, их сотрудничество и дружбу.

Председателями СКВВ были Маршалы Советского Союза: А. М. Василевский (с сентября 1956), К. А. Мерецков (с июля 1958), С. К. Тимошенко (с апреля 1961). С августа 1970 председатель СКВВ — генерал армии П. И. Батов; ответственный секретарь (с сентября 1956) — А. П. Маресьев. СКВВ награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (1975). СКВВ — член Международной федерации участников Движения Сопротивления (ФИР), международных комитетов бывших узников Освенцима и Маутхаузена; поддерживает контакты с Всемирной федерацией бывших фронтовиков (ФМАК).

В 27 апреля 1961 году был образован «Фонд Мира в СССР», из средств передаваемых трудящимися для поддержки борьбы за мир, национальное освобождение народов, против империалистической политики войны. Учредители: Советский комитет защиты мира, Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, Советский комитет солидарности стран Азии и Африки, Комитет молодёжных организаций СССР, Комитет советских женщин, Советский комитет ветеранов войны, Ассоциация содействия ООН в СССР, Исполком Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. В 1963 был принят устав. Председатель Правления «Фонд Мира» – Б. Н. Полевой. В работе «Фонда Мира» участвуют коллективы трудящихся; на предприятиях, в колхозах и совхозах, учреждениях, научных и учебных заведениях, в творческих союзах, кооперативных организациях и жилищно-эксплуатационных конторах созданы комиссии содействия фонду. Средства «Фонда Мира» идут на помощь народам, выступающим за мир, против империализма, за свободу, независимость и социальный прогресс. Помощь, оказываемая Фондом мира, тесно связана с другими мероприятиями современных общественных организаций по поддержке национально-освободительной, антиимпериалистической борьбы народов.

В 1971-75 году в России на содержание нетрудоспособного населения (ветеранов и инвалидов труда, инвалидов войны, людей, временно утративших трудоспособность и др.) было выделено 119 млрд. руб.

14 ноября 1986 года была образована «Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов» Зарегистрирована 14 февраля 1997 г. Руководящий орган — Совет.

Председатель — Трунов Михаил Петрович.

Целью организации было поддержание интересов ветеранов войны и труда.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В 1991 году в рамках СНГ создан также ряд специализированных международных организаций: Координационный совет Международного союза «Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств».

15 апреля 1992 года создана «Российская ассоциация Героев», которая занималась признанием героев войны. Президент — Герой России генерал-лейтенант Шаманов Владимир Анатольевич.

16 декабря 1994 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О ветеранах», который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. А 12 января 1995 года вступил в силу.

27 мая 1998 года был принят Федерального закона «О статусе военнослужащих», в котором дается понятие общей продолжительности военной службы, хотя до выхода указанного Закона кадровые органы учитывали выслугу лет военнослужащим, претендующим на звание «Ветеран военной службы», в льготном исчислении.

28 июля 1997 года был принят Федеральный закон «Об удостоверениях, на основании которых реализуется право и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», как дополнение к Федеральному закону «О ветеранах».

В мае 2001 года Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Россией, Таджикистаном и Украиной была приняты совместная программа «Межгосударственная комплексная программа реабилитации ветеранов войн, участников локальных конфликтов и жертв терроризма».

В государствах помощь ветеранам устанавливалось законодательным путем, поскольку государство было не в состоянии обеспечить военных столь широко, чтобы они могли делать серьезные сбережения. Напротив, содержание военнослужащих почти всегда отставало от возрастающей дороговизны жизни. Обычно его было едва достаточно для удовлетворения их насущных нужд. Между тем старость и физические недуги рано или поздно заставляют оставить службу, для исполнения обязанностей которой уже нет сил. С уходом со службы прекращалась выплата содержания, которое давали за исполнение служебных обязанностей.

Военного, вынужденного по состоянию здоровья покинуть службу, государство или общество обязано было взять на свое попечение, поскольку воинские профессии требовали напряжения всех сил и исполнение обязанностей было сопряжено с особыми трудностями и опасностями.

Таким образом, помощь ветеранам войны существовала и развивалась на протяжении всего развития человечества, но она была не постоянной. Пики развития помощи ветеранам войны приходились только послевоенный годы, когда после войны оставалось много увеченных и малообеспеченных солдат. Большое значение помощь ветеранам приобрела только в 20 веке, ее формированию послужила Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. Только тогда социальная помощь ветеранам приобрела постоянство и была законодательно утверждена.

1.2. Нормативно-правовые основания практики социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной Войны

На сегодняшний день Система государственной социальной поддержки ветеранов в нашей стране находится в постоянном развитии. Законодательным актом, составляющим основу системы социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации, является в настоящее время Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.

До вступления в силу указанного Закона данная сфера правоотношений регулировалась обширным массивом нормативных правовых актов общим числом более 200, принятых в советский период отечественной истории. В этих правовых актах, следуя исторически сложившимся традициям государственной заботы о защитниках Отечества, Советское государство, учитывая заслуги ветеранов, установило им льготы и иные социальные гарантии в вопросах пенсионного и иных видов материального обеспечения, предоставления и оплаты жилья и коммунальных услуг, оказания материальной помощи, по уплате налогов, по проезду на транспорте и т.д.

Вместе с тем критический анализ сложившейся в советский период системы правового регулирования социальной поддержки ветеранов позволяет выделить следующие ее отрицательные черты:

1) множественность нормативных правовых актов, содержащих нормы о социальной защите и социальном обеспечении ветеранов;

2) излишняя идеологизированность данной системы, ее подверженность политической конъюнктуре. Так, например, большинство нормативных правовых актов о социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны принимались в указанный период к очередным юбилеям Победы в Великой Отечественной войне;

3) обусловленность развития данной системы внешнеполитическими факторами, в частности курсом СССР на поддержку национально-освободительных движений во многих странах мира, и как следствие — активным участием российских граждан в оказании военной помощи государствам, провозгласившим социалистический путь развития. Этот процесс нашел свое выражение в нормативном закреплении понятий «воин-интернационалист», «интернациональная помощь» и т.п.;

4) закрытость и недоступность для большинства граждан многих нормативных правовых актов о правах, льготах и социальных гарантиях ветеранов (прежде всего, касающихся прав и льгот воинов-интернационалистов и их семей);

5) обусловленность содержания мер социальной поддержки ветеранов характером социально-экономических отношений в стране. В условиях хронического дефицита многих благ и товаров получили широкое распространение такие характерные для того времени меры социальной поддержки ветеранов, как первоочередное или внеочередное получение какого-либо социального блага, обеспечение наборами продуктов, товарами повышенного спроса и т.п.

Все перечисленные факторы отрицательно сказывались на качестве правоприменительной практики в данной сфере, что вызывало справедливые нарекания ветеранов, их многочисленные жалобы и обращения в государственные органы.

С учетом множественности нормативных актов о социальной защите и социальном обеспечении ветеранов в указанный период неоднократно предпринимались попытки систематизации данных актов путем издания различного рода справочников и сборников. Наиболее удачным и полным среди них явился, сборник нормативных актов о льготах ветеранам, изданный в 1991 г.

В начале 90-х гг. ХХ в. была проделана большая работа по систематизации многочисленных правовых норм о правах, льготах и социальных гарантиях ветеранов, результатом которой явилось принятие 16 декабря 1994 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федерального закона «О ветеранах», который был подписан Президентом Российской Федерации 12 января 1995 г. и вступил в силу с момента его официального опубликования — с 16 января 1995 г.

Принятие единого закона, в котором кодифицирован обширный массив правовых норм о социальной защите ветеранов, — явление беспрецедентное в отечественной законотворческой практике. Федеральный закон «О ветеранах» определил правовые, экономические и нравственные аспекты государственной политики в отношении ветеранов, что позволило существенно укрепить гарантии государственной поддержки миллионов заслуженных людей.

В Федеральном законе «О ветеранах» дается четкое определение понятие «Ветеран Великой Отечественной войны» и определяется категория граждан относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;

е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;

ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;

з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

и) лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов;

2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

3) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Так же в Федеральном законе «О ветеранах» определяются цели и задачи Общественных объединений ветеранов и категории государственных органов, которые должны оказывать им содействие.

Первое издание научно-практического комментария к Федеральному закону «О ветеранах» было осуществлено в 2001 г. За этот период в данный Закон внесены существенные изменения. Это обусловлено, с одной стороны, постоянно изменяющимися социальными и экономическими условиями в стране, а с другой — выявившимися несовершенством и противоречиями ряда его правовых норм. Возникла необходимость устранения правовых пробелов, касающихся статуса отдельных категорий ветеранов, установления механизма реализации положений данного Закона. Наиболее серьезными изменениями, внесенными в данный Закон в указанный период, являются:

1) распространение мер социальной поддержки, установленных данным Законом для ветеранов боевых действий, на лиц, принимавших участие в вооруженном конфликте немеждународного характера на территории Чеченской Республики в 1994-1996 гг. и в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г. (см. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ);

2) кардинальное изменение системы социальной поддержки ветеранов в рамках «монетизации» льгот (см. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

Основными принципами реформы государственной социальной политики в отношении ветеранов, закрепленными в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, являются:

а) замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации;

б) сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты ветеранов;

в) учет специфики правового, имущественного положения, а также иных обстоятельств, определяющих положение различных категорий ветеранов, в целях проведения социальной реформы;

г) поддержание доверия ветеранов к закону и действиям государства в социальной сфере;

д) предоставление ветеранам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

е) недопущение при осуществлении ветеранами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

Указанные принципы в одинаковой мере должны реализовываться и на федеральном, и на региональном, и на местном уровнях власти.

Таким образом, с появлением Федерального закона «О ветеранах» были урегулированы многие не ясности в социальной поддержке ветеранов. До его принятия система социальной поддержки была не корректно сформулирована и имела множество отрицательных черт. С распадам СССР часть законодательных актов в области поддержке ветеранов утратили силу, так как были созданы для стран СССР.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!