Проблемы содержания и диверсификации подготовки кадров и профессионального развития человеческих ресурсов в здравоохранении: мнение выпускников медицинских университетов и практикующих врачей
Сегодня, медицинские работники столкнулись с новой для себя формой образования. Системой накопления баллов непрерывного медицинского образования- НМО. Взамен старой, привычной формы образования, когда сам медицинский работник, особенно работающий в государственном медицинском учреждении и не думал, когда ему нужно проходить обучение, за него «думал» отдел кадров, сейчас вынужден сам задумываться о своем обучении. Поэтому естественно,
что система НМО не была воспринята с большим энтузиазмом среди медицинских работников, по причине непонимания самой системы, слабой осведомленности врачей, как пользоваться ресурсом.
Проводя интервью медицинских работников вопрос №12 звучал следующим образом:
Ваше отношение к системе НМО (непрерывное медицинское образование), результаты ответов распределились следующим образом:
График №2 Ваше отношение к системе НМО

Анализируя данные ответов, можно сделать следующие выводы:
21,6 % опрошенных хотели бы вернуть старую систему повышения квалификации медицинских работников, скорее всего это связано с недопониманием выгод, которые несет дистанционное образование.
Анализируя следующие ответы, где 11,6 % опрошенных ничего не понимают в системе НМО и 15% и 15 % респондентов разобрались в системе(идея хорошая, опять кто-то будет зарабатывать), но у них все равно остались вопросы. Эти данные позволяют нам сделать выводы, что основная проблема- это
слабая информированность медицинских работников о системе непрерывного медицинского образования.
В связи с этим медицинские работники сделали выводы относительно перспектив развития системы постдипломого образования медицинских работников.
Вопрос №15 : Перспективы развития системы непрерывного медицинского образования в России.
График №3 Перспективы развития системы НМО в России.
График №4 Недостатки системы НМО
На основании данных опроса мы можем сделать выводы, что мало респондентов видят положительные перспективы развития системы непрерывного медицинского образования в России.
15 % респондентов считают или опасаются, что система образования будет платной. К тому есть все перспективы, уже сейчас много центров образования предлагают медицинским работникам вести их портал образования. Стоимость обучения составляет от 5 000 до 12 000 тысяч рублей в год. Компании предлагают полное сопровождении портфеля образования, набор баллов, прохождение тестирования, внесения баллов НМО в портфолио.
13 % респондентов отмечают ,что медицинские работники работающие за пределами крупных городов испытывают сложности в получении постдипломного образования.
Анализирую данные графика №4 основной проблемой респонденты видят отсутствие прямого контакта с лектором, отсутствие возможности задать вопрос, внести изменения.
Учитывая эти данные, мы можем сделать выводы, что система НМО имеет и преимущества для медицинских работников живущих и работающих за пределами крупных городов. Отсутствие трат на дорогу, экономия времени, возможность самому выбирать, когда проходить обучение, возможность выбора образовательных ресурсов. Но вместе с тем, мы видим и риски, которые несет система образования онлайн.
Риски:
- Формальное отношение
- Неактуальность получаемых знаний
- Прохождение образование можно поручить другим лицам
- Отсутствие живого общения с лектором
- Нет возможности сразу получить ответ
- Нет свободного времени для прохождения образования
- Интересные и необходимые семинары –платные
- Необходимость постоянного контроля со стороны медицинского работника.
- Есть портал, но нет приложения
- Необходимо самому синхронизировать лекции и календарь
- Начисляемые баллы не всегда приходят медицинскому работнику.
- Медицинские работники в возрасте хуже адаптированы к современным компьютерным технологиям
- Не все медицинские работники имеют современное оборудование: компьютеры, телефоны
- Отсутствие практических занятий
- Получение аккредитации, до сих пор не понятна система получения аккредитации
- Наполняемость портала непрерывного медицинского образования
- Лекторский состав
- Своевременное изменение тестов
- Актуализация и своевременное внесение новых данных стандартов и протоколов
- Использование данных портала НМО в практической работе
- Своевременное сообщение об ошибке и несоответствия данных
- Отсутствие свободного времени для прохождения образования
График №4 Для кого из медицинских работников актуально применение системы образования онлайн.
Как мы можем заметить, на сегодняшний день остается еще много вопросов относительно портала непрерывного образования. Очень много вопросов о понимании того, что ждут от медицинских работников, а сами медицинские работники задаются вопросом актуальности получаемых знаний. Врачи хирургических специальностей задаются вопросом получения практических знаний, хирурга нельзя научить онлайн. России приняла Болонскую декларацию на предмет соответствия европейским нормам образования, в этом много положительных моментов образование в России соответствует Европейским нормам и позволяет студентам в рамках образования переводится из одного образовательного вуза в другой. А также наше образование будет котироваться в странах Европы.
Много вопросов и в актуальности специализации. Многие медицинские специальности потеряли материальную ценность, в связи с этим многие решили поменять свою специальность, данные опроса показали следующее:
График № 5 Отношение к медицинской специальности.
Порядка 20% процентов респондентов вообще не пошли бы в медицину, 15% разочаровались в медицине и планируют уйти из медицины. 17 % опрашиваемых не довольны своим выбором, но скорее всего в силу возраста готовы работать в рамках своей специальности и не планируют что-то менять. Что радует, порядка 40% опрашиваемых довольны выбором своей специальности. А вот 13 % респондентов планируют уйти из медицины вообще.
О том, что 40 % респондентов довольны выбором своей профессии говорит и тот факт, что эти же респонденты ответили в другом вопросе, что мечтали о профессии врача с детства.
Также было несколько вопросов о медицинском образовании, касаемо самого образования и вопросов постдипломного образования.
График №6 Форма постдипломного образовании
Удаленный режим работы внес свои коррективы и в систему образования. Многие образовательные учреждения стали переходить на удаленный режим образования. Не исключение и студенты медицинских вузов. Как видно из опроса 46 % опрошенных хотели бы слушать лекции онлайн, а практику проходить офлайн. Это почти половина опрошенных. И вполне возможно, что такая практика найдет свое применение, студенты меньше времени тратят на дорогу, могут подготовиться к занятиям. Современные образовательные платформы позволяют вести полноценный диалог с преподавателем, демонстрировать презентации. И могут стать вполне применимы в жизни студентов медиков.
Реформы здравоохранения также коснулись и программ получения специализации. Была упразднена интернатура, сейчас осталась только интернатура.
Результаты опроса показали следующее:
График №:7 Варианты форм постдипломного обучения
Большинство медицинских работников 40 ободряют вариант обучения только в ординатуре, за интернатуру выступают 30 % опрошенных, 25 % высказалось за вариант обучения в двух смежных интернатурах или ординатурах. Сейчас так обучаются врачи общей врачебной практики ВОП, где врач получает несколько смежных специальностей терапия, лор, офтальмология, неврология.
Несмотря на достаточное количество выпускников медицинских вузов, мы все наблюдаем дефицит медицинских кадров в медицинских учреждениях, основная проблема –это заработная плата.
График № 8 Баланс зарплаты и свободного времени.
График № 9 Уровень зарплаты
Опрос проводился среди медицинских работников Московского региона, как мы видим из представленных графиков, даже те медицинские работники, кто имею достаточный уровень заработной платы 45% не имеют свободного времени. Врачи отмечают, что достойный уровень заработной платы, не оставляет шансов на свободное время. Все сложнее и сложнее соблюдать баланс между работой и жизнью.
График № 10 Распределение рабочей нагрузки
Ответы распределились следующим образом: 42 % процента респондентов ответили, что работают больше, чем на ставку по причине финансовой заинтересованности. 40% респондентов не могут работать больше по причине большой нагрузки на ставку. 15% готовы работать меньше, отмечая большую нагрузку на работе. 3% опрошенных –вынуждены работать больше, так как есть необходимость по работе.
Учитывая данные о большой нагрузке, а это 40% респондентов, почти половина медицинских работников устают на работе. Связано это с новой системой ОМС и ЕМИАС. С одной стороны, система ЕМИАС имеет отличные преимущества перед старой системой записи приема в журнал, сейчас практически каждый пациент имеет современный телефон и умеет пользоваться системой записи к врачу, можно выбрать удобное время или врача. Это экономия времени, сил для пациента. Но есть и другая сторона, никто не спросил медицинских работников, а вам удобна эта система, что можно изменить, что нужно изменить, что нужно добавить? Врачам сократили время на прием пациента и при этом добавили много «писанины». Врачи практически не успевают пообщаться с пациентом, они вынуждены заполнять документы, печатать на компьютере историю опросов. Все это отнимает много времени, сейчас уже и врачи и пациенты понимают как устроена система, но не знают как это изменить.
Хотелось бы отметить вариант ответа одного из врачей: -«Много заполняется ненужной при работе информации. Поэтому много времени уходит на заполнение информации. Мешают дополнительные опции (иммунопрофилактика). Очень помогает возможность ознакомиться с предыдущими консультациями и анализами». Мы видим в одном ответе и плюсы и минусы системы.
Также неоднозначное отношение вызывает и система ОМС, много людей и медицинские работники и пациенты не понимают ее предназначение. Как следствие и ответы, которые были получены в результате опроса:
- Неоднозначное
- Система не доработана
- Условия клиник, там где работает ОМС оставляет желать лучшего
- Негативное
- Положительное
- Лучше ДМС
- Не вижу в ней смысла
- Отрицательное
- Положительно. Необходимо увеличение размера взносов.
- Другого механизма нет
- Не даёт ничего, все платно делаю
- Работает условно
- Резко негативное
В рамках данного исследования было проведено глубинное интервью с 2 главными врачами поликлиник Московской области и 1 медицинского центра.
Вопросы глубинного интервью находятся в приложении 2.
Первый вопрос: отношение к системе НМО с позиции руководителя и риски которые несет такая система обучения..
В медицинском центре главный врач сам зарегистрирован на портале, регулярно проходит обучение и все сотрудники тоже обучаются. В медицинском центре планируют выделить бюджет для коммерческого ведения личного кабинета всех работающих сотрудников.
В поликлиниках главные врачи отметили, что это их «головная боль», раньше за обучение отвечал сотрудник отдела кадров и автоматом отправлял сотрудников на обучение, а теперь главный врач не представляет как он должен отследить своих сотрудников, а самое главное как контролировать если сотрудник не обучается. И что делать через пять лет? Уволить тех кто не прошел обучение, а если в лечебном учреждении и так дефицит кадров. В общем много вопросов и нет ответов.
Второй вопрос был посвящен уровню профессионализма будущих врачей. На что были получены ответы о том, что сейчас очень много медиков которые приехали из стран ближнего зарубежья и среди них есть как грамотные специалисты с опытом, так и специалисты с трудом адаптирующиеся к условиям работы в России по системе ЕМИАС.
Молодых врачей все равно приходится обучать на местах, а особенно пугают специалисты подготовленные по новым стандартам, без интернатуры, без специализации. Таких врачей нельзя оставлять одних на приеме им все равно нужен наставник, и нагрузка ложиться на опытных врачей , а у них своей работы много.
Третий вопрос: Почему студенты Российских вузов не идут на работу в ЛПУ Московской области. Ответ – катастрофически низкий уровень финансирования, оклад чуть больше тридцати тысяч рублей и нет надбавок как в Москве, поэтому после непродолжительного опыта работы, медики убегают на работу в Москву.
Четвертый вопрос был посвящен отношению к системе ОМС.
Главный врач медицинского центра сказал, что даже не хочет «связываться с ОМС» в виду низкой оплаты.
А главные врачи госучреждений сказали, что сколько бы денег они не заработали, в конце месяца приходит страховая компания, штрафует и поликлиника все равно получит один и тот же финансовый результат.
Поэтому отношение к системе ОМС у них крайне негативное.
На вопрос что делать? Ответ один- увеличить финансирование. Сделать зарплату достойной.
На вопрос что ждет в будущем Российское образование и здравоохранение, главные врачи высказали предположение, что качество образования будет снижаться, в связи с конкуренцией среди врачей за прибыльные профессии, а здравоохранение возможно перейдет на страховую модель ДМС.
Выводы по главе: проанализировав данные опроса медицинских работников и руководителей ЛПУ можно сделать выводы, что не все медицинские специалисты понимают важность и актуальность новой системы образования и набора баллов НМО, многие работают по «старинке» . Главные врачи только начинаю понимать «масштаб бедствия» и не совсем понимают, как контролировать своих сотрудников.
Наоборот те, кто уже стал обучаться на портале НМО, считают его удобным, не нужно тратить время на проезд до пункта обучения, все происходит без отрыва от работы, настороженность вызывают материалы по которым придется обучаться и кто является автором и модератором актуальности портала, а так же отсутствие кнопки внести изменения. Ведь обучение будут проходить не только молодые врачи, но и профессора, кандидаты наук, а уж у них точно найдется свое мнение, что нужно изменить. Из плюсов респонденты отметили, что Болонская система имеет положительное значение и наше образование будет признаваться в Европе, что возможно упростит желающим проходить дальнее обучение за рубежом.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию подготовки кадров и профессионального развития человеческих ресурсов в здравоохранения
3.1 Рекомендации по совершенствованию подготовки кадров и профессионального развития человеческих ресурсов для первичного звена системы здравоохранения
1.В государственных ЛПУ выделить отдельный отдел (как отдельный отдел закупок) или сотрудника, который помогал бы сотрудникам проходить обучение и контролировал бы сам процесс
- Автоматическое включение образовательных семинаров в план сотрудника. Возможность изменить свой план.
- Образовательная база (кафедра) контролировала обучение определенного количества сотрудников. Медицинский работник подписывается или выбирает кафедру, а уже там сама кафедра наполняет портал медицинского работника.
- Организация регулярных курсов для медицинских работников, как и с какой целью нужно проходить обучение
- Система пирамида для обучения и преемственности в лечении
3.2 Рекомендации по совершенствованию организационных условий подготовки руководящих кадров в здравоохранении
- Выводы
Заключение
Список сокращений
ЛПУ лечебно-профилактическое учреждение
ЕМИАС
ОМС
НМО
Список литературы
1. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22657417_46200997.pdf
2. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС, ФГОС ВО И ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МЕ-
ДИЦИНЫ» СОРОКИНА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА 1 Федеральное государственное автономное обра
зовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» РУДН
3. http://www.rasfd.com/index.php?productID=586 СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИ
4. http://grads tudyabroad.ru/educational-resources/doctors-abroad Образование за рубежом.
5. Как учатся врачи в Германии, Израиле и Индии Софья Лопаева
Медиаиндустрия
6. https://www.eueasy.ru/vrachi/
7. Получение медицинской лицензии за рубежомHeischmidt K.A., Hekmat F, A Multivariate Analysis of Choice Criteria for Hospitals, Journal of Hospital Marketing, 8:1, 41-54
8. Heischmidt K.A., Hekmat F., A multivariate analysis of choice criteria for hospitals. J Hosp Mark, 8, 41-54.Lewine R. (1982),
9.How families evaluate mental health professionals, resources, and effects of illness. Schizophrenia Bulletin 8
10. Проект Положения об аккредитации специалистов размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru
11. https://edu.rosminzdrav.ru/ Портал НМО
12. https://kabinet-vhod.ru/90-nmo.html Личный кабинет НМО
13. https://kgma.info/files/2019/rukovodstvo_pol_zovatelya.pdf Руководство по пользованию порталом НМО
