Скоро защита?
Меню Услуги

Подлежащие it в английском предложении. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

3. Методические основы изучения подлежащего «it» в английском языке как грамматическое явление

3.1 Обучение английской грамматике и особенности формирования грамматических навыков

Особая роль в англоязычном обучении отводится грамматическому аспекту. Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин понимают под грамматикой систему «объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в словосочетания и предложения»[1].

Авторы также отмечают, что владение грамматикой языка значительно облегчает процесс общения, служит действительным средством продуктивной коммуникации независимо от речевых и коммуникативных задач[2].

А.Н. Щукин считает, что роль грамматики в системе языка, прежде всего, организующая[3]. Грамматика, по мнению исследователя, преобразует отдельные слова в конструкции (словосочетания, предложения), то есть организует речевые единицы; вместе с тем грамматика относится по своей сути к чисто языковым явлениям, поэтому овладение одной грамматикой для общения недостаточно[4].

Обосновывая важность грамматики для овладения иностранной речью и подчеркивая недостаточность владения только грамматическими навыками в коммуникации, Е.Н. Соловова пишет[5], что грамотность построения своего высказывания зависит от весьма ограниченного набора грамматических средств; поэтому овладение грамматическим навыком видится исследователю как условие распознавания речи, ее содержания и эмотивного компонента при любом направлении общения.

Знание грамматических правил является психолого-педагогическим условием для успешного овладения языковой системой в ее функциональной парадигме. Однако одного знания правил недостаточно; выученные учащимися правила должны быть применены в речевой практике[6].

Грамматика способствует овладению коммуникативной компетенцией, однако направленность грамматических знаний положительная в том случае, когда изучение грамматике не является самоцелью, а служит средством для повышения уровня знаний иностранного языка.

Таким образом, процесс обучения грамматики привязан к коммуникативному аспекту обучения английскому языку[7]. Без усиления данного аспекта грамматические навыки не развиваются, учащиеся обладают необходимыми знаниями, но не умеют применять в речевой деятельности. Г.В. Рогова отмечает, что обучение грамматике в школе не должно «носить исключительно языковой характер, а осуществляться в единстве аспектов развития речевой деятельности (учащихся) с целью достижения определенного уровня коммуникативной компетенции»[8].

Обучение грамматике связывает все виды речевой деятельности: письменной, устной, а также аспекты иноязычного образования – аудирование, говорение, чтение и письмо. Без знания и понимания грамматических правил невозможно построить правильную устную речь, невозможно овладеть грамотным письмом. Взаимосвязь между обучением грамматике и различными аспектами обучения английскому языку отражается в коммуникативном содержании школьного иноязычного образования[9].

В обучении грамматике английского языка в средней школе выделяют следующие компоненты:

  • введение материала по грамматике;
  • закрепление знаний и формирование соответствующих грамматическому материалу умений;
  • формирование грамматических навыков[10]

Данные компоненты образуют четкую последовательность, которая подчинена некоторым закономерностям протекания целостного образовательного процесса. Закономерности обучения английской грамматике в средней школе отражены в следующих основных принципах, которыми должен руководствоваться педагог при отборе содержания и методологии обучения грамматике.

Принцип системной сообразности. Данный принцип предполагает соотнесение преподносимого учащимся грамматического материала с целеполаганием всего процесса обучения иностранному языку на текущем этапе. В этом случае некоторые грамматические явления рассматриваются имманентными определенной тематике (в рамках коммуникативного подхода), а некоторые оказываются лишними на данном этапе.

Принцип доступности. Данный принцип предполагает соотнесение преподносимого учащимся грамматического материала с возможностями учащихся. В сущности, этот принцип проистекает из принципа системной сообразности с той лишь разницей, что первый принцип реализуется уже на этапе формирования программ, а вторым руководствуется учитель при отборе методов и средств обучения.

Принцип наглядности. Этот принцип является ведущим, на него следует заострять внимание, тем более что современная система образования предлагает широкий спектр средств и возможностей для реализации принципа наглядности на весьма высоком уровне.

Развивающий принцип. Данный принцип предусматривает обучение грамматике как направленное на развитие ребенка. В первую очередь, формирование грамматических компетенций – это успешное речевое и умственное развитие.

Все принципы обучения грамматике английского языка в средней школе соответствуют общим дидактическим принципам и позволяют отбирать системы упражнений в соответствии с текущими методическими задачами.

Обучение грамматике английского языка не рассматривается как отдельный, независимый аспект иноязычного школьного образования. Обычно грамматика изучается в определенной тематической рубрике при получившем широкое распространение коммуникативном подходе к обучению. В каждой теме существует грамматический раздел, в котором объясняются те или иные грамматические явления.

Освоение грамматических аспектов связано с формированием довольно прочных знаний из области грамматики, однако педагогический опыт показывает, что учащиеся на всех этапах обучения английскому языку недостаточно полно владеют необходимыми знаниями. Это сопряжено с многочисленными трудностями, которые выявляются при формировании грамматических навыков. Учащимся сложно запоминать грамматические правила, а по прошествии некоторого времени эти правила и вовсе забываются учащимися. Недостаточная проработанность правила ведет к тому, что учащиеся не только забывают его формулировку, но и не умеют применять его на практике.

Поэтому на каждом этапе обучения грамматике целесообразно подбирать соответствующие методы, которые позволили бы учителю продуктивно подойти к формированию грамматических навыков учащихся на всех ступенях обучения английскому языку. Все методы объединены определенным способом подачи грамматического материала – и здесь тоже возникают значительные трудности.

В обучении грамматике существует три подхода к подаче материала – имплицитный, эксплицитный и дифференцированный. Первые два являются традиционными подходами к обучению грамматики и редко используются в чистом виде, в настоящее время в практике школьного обучения наиболее распространен дифференцированный подход.

Имплицитный подход заключается в обучении грамматике без объяснения правил. Данный подход в свою очередь делится на два метода: структурный метод и коммуникативный метод.

Структурный метод предполагает следующую последовательность действий[11]:

1) Аудирование речевых образцов с грамматической структурой в определенной последовательности.

2) Хоровое или индивидуальное повторение образцов за учителем или диктором.

3) Вопросно–ответные упражнения.

4) Учебный диалог с несколькими структурами.

Коммуникативный метод включает в себя следующие методы:

1) Предваряющее слушание изучаемого материала в конкретной речевой ситуации.

2) Имитация речи при наличии речевой задачи.

3) Группировка схожих по смыслу или форме фраз.

4) Разнообразие обстоятельств автоматизации (одинаковые структуры встречаются в разных ситуациях общения).

5) Действия по аналогии в схожих ситуациях общения.

Имплицитный подход хорошо подходит для использования на начальном этапе обучения.

Эксплицитный подход подразумевает обучение грамматике с объяснением правил.   Эксплицитный подход состоит из дедуктивного метода и индуктивного метода. Каждый имеет свою определенную последовательность действий.

Дедуктивный метод – это метод от общего к частному, от правила к действию. Последовательность действий следующая:

1) Изучения правила, сформулированное с помощью специфических грамматических терминов.

2) Учащиеся находят данное грамматическое явление в тексте или предложении, называют и объясняют его.

3) Выполнение упражнений, выполняемых по образцу.

4) Выполнение упражнений на трансформацию в соответствии с правилом.

5) Выполнение переводных упражнений с родного языка на иностранный.

Индуктивный метод – это метод от единичного к общему. Учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст понять форму грамматического явления и закономерность его употребления. В методе используется следующая последовательность действий:

1) Учащимся дают текст или набор предложений с новым грамматическим явлением, учитель формулирует речевую задачу. В тексте могут использоваться подсказки, текст должен быть посильным для учащихся.

2) Учащиеся формулируют правило образования или использования грамматического явления. Учитель корректирует.

3) Учащиеся выполняют упражнения на подстановку.

4) Учащиеся выполняют упражнения на трансформацию.

5) Учащиеся выполняют переводные упражнения.

Дифференцированные подход дает возможность совмещать разные подходы и методы в зависимости от особенностей обучения[12].

Формирование грамматического навыка – важнейшая задача обучения грамматики английского языка на среднем этапе общеобразовательной школы. Независимо от выбираемых учителем подходов и методик к обучению грамматике конечной целью процесса является сформированный грамматический навык.

Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин определяют грамматический навык как «автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи»[13]. Исследователи считают, что грамматический навык сам по себе служит инициатором речевого действия, осуществляемого на основе выбора соответствующей модели, которая соотносится с речевыми задачами; кроме того, владение грамматическим навыком обеспечивает соблюдение языковых норм при общении.

Е.И. Пассов определяет грамматический навык как некую способность человека осуществлять синтезированное, автоматическое действие, направленное на использование определенной грамматической модели[14].

Условие для формирования грамматического навыка – это присутствие необходимого количества лексического материала. Именно на таком материале происходит формирование грамматического навыка. Если учащиеся обладают запасом необходимой лексики, то они смогут строить грамматически корректно различные конструкции, основываясь на соответствующих правилах грамматики английского языка[15].

Виды речевой деятельности являются основой для классификации грамматических навыков, поэтому в лингводидактике выделяются следующие типы грамматического навыка: коллоквиальные (навыки говорения), морфологические, речевые, синтаксические[16].

Во всех видах рецептивной речи происходит формирование соответствующих грамматических навыков, которые называются рецептивными. Под ними понимаются некоторые доведенные до автоматизма действия, направленные на идентификацию и осмысление грамматической информации, причем как в устном, так и в письменном виде[17].

Рецептивные грамматические навыки, в свою очередь, можно разделить на следующие типы: аудирования, чтения, пассивные навыки.

Первые две группы – это активные грамматические навыки. Пассивные грамматические навыки следует разделить на пассивные грамматические навыки идентификации и пассивные грамматические навыки осмысления; объектами идентификации и осмысления служат образы, которые наличествуют в зрительной памяти и формируются в процессе наращивания опыта читателя.

Формирование грамматического навыка, по Э.Г. Азимову, Е.И. Пассову и А.Н. Щукину, проходит следующие этапы:

1) восприятие модели;

2) имитация модели (действие по аналогии);

3) подстановка (усиливается способность к репродукции на основе аналогии);

4) трансформирование;;

5) репродуктирование;

6) комбинирование.

Современные методы формирования грамматического навыка основываются на проблемно–развивающем обучении, на коммуникативном подходе и могут быть реализованы с применением ИКТ. Вместе с тем необходим отбор методов обучения грамматике, то есть методов формирования грамматических навыков на коммуникативно–речевом этапе овладения иностранной речью.

На каждом этапе обучения грамматике можно использовать следующие методы: пассивные, активные, интерактивные[18].

Пассивные методы обучения грамматике считаются традиционными: например, учитель формулирует грамматическое правило, учащиеся его записывают, учат и используют в системе языковых, условно речевых и речевых упражнений. Считается, что на этапе выполнения упражнений учащиеся закрепляют приобретенные грамматические умения. Однако формирования грамматического навыка на данном этапе не происходит: через некоторое время учащиеся забывают грамматическое правило, а следовательно, не умеют в дальнейшем правильно строить соответствующие синтаксические и морфологические конструкции.

Активные методы обучения грамматике формируют непосредственно грамматический навык, но, кроме того, они подводят учащихся к грамматическому правилу, заставляя самим его формулировать на основе проблемной задачи.

Интерактивные методы обучения грамматике – это новое в лингводидактике и в методике преподавания иностранного языка. Интеракция подразумевает вовлеченность всех учащихся в образовательный процесс, активное взаимодействие всех субъектов последнего.

Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин выделили следующие активные методы формирования грамматических навыков.

  • Метод ситуации. При реализации данного метода активизируется диалогическая речь учащихся.
  • Методы говорения. Включают как диалогическую, так и монологическую речь.
  • Игровые методы.
  • Проблемные методы[19].

Таким образом, одной из важнейших задач обучения иностранным языкам считается коммуникативная направленность мыслительной деятельности учащихся. Коммуникация и способность к коммуникации – главная цель обучения. Но коммуникация не может быть осуществлена без грамматических навыков.

Следовательно, формирование грамматических навыков и умений – это один из основных компонентов речевых умений (говорение и аудирование), и, кроме того, чтения и письма. Так как коммуникация действительно имеет огромное значение в современном мире, знание грамматики заключается не только в знании формы и значения, но также в умении употреблять грамматическое явление в ситуации речевого общения.

Известно, что существует три основных подхода к обучению грамматики: имплицитный, эксплицитный и дифференцированный. Самым востребованным является дифференцированный подход. Он занимает значимое место в современной методике обучения иностранным языкам в школе.

3.2 Анализ УМК Spotlight: упражнения, направленные на усвоение подлежащего «it»

Обращаясь к анализу представленности упражнений, направленных на усвоение подлежащего «it» на средней образовательной ступени следует отметить, что различные виды упражнений, направленных на усвоение подлежащего «it», встречаются в УМК авторов, работающих по действующим программам по английскому языку.

В рамках настоящего исследования для анализа на предмет упражнений, посвященных отработке этого подлежащего выбран УМК «Spotlight»[20].

Как и любой УМК, применяемый в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, и находящийся в соответствии с требованиями Министерства Образования РФ и соответствующий требованиям ФГОС, УМК Spotlight разделён на три блока: для начальной ступени обучения, средней и старшей, обладающие следующими особенностями (рис. 1):

Рисунок 1 – Структура и особенности УМК Spotlight

В состав УМК Spotlight входят:

– Учебник (Student’s Book);

– Рабочая тетрадь (Work Book);

– Диски для работы в классе (Class CD’s);

– Диски для самостоятельных заданий дома (Student’s CD);

– Книга для учителя (Teacher’s Book);

– Сборник Тестов (Test Booklet);

– Раздаточный материал (Picture Flashcards);

– Книга для чтения (Reader);

– Плакаты;

– Языковой портфель (My Language Portfolio).

Данный УМК является наиболее распространенным в общеобразовательных учреждениях Московской области, а также частных школ английского языка.

Учебные пособия состоят из блоков, называемым Модулями. Каждый модуль разделен на 3 блока с различными типами заданий. Преимуществом данного УМК является большое количество интересного наглядного материала, вкрапленного в страницы в удобном для восприятия формате.

Отличительной особенностью данного УМК является разительно большее количество аутентичного материала по сравнению с другими УМК, которые используются в общеобразовательных учреждениях на территории Российской Федерации. Это обусловлено тем, что авторами данного пособия, помимо признанных отечественных методистов, являются такие признанные зарубежные специалисты, как В. Эванс и Д. Дули. Именно по этой причине нами был выбран этот УМК в рамках исследования на наличие и вид упражнений, направленных на усвоение подлежащего «it» в безличных предложениях.

Однако, прежде чем перейти к разбору, хотелось бы отметить, что местоимение «it» является в предложениях номинативным подлежащим предметного аспекта. Поскольку подлежащее не является категорией слова, а категорией синтаксической или позиционной, наиболее типичным способом выражения английского подлежащего будет являться существительное или местоимение в прямом падеже. А значение ситуации на подуровне синтаксической модели и номинативного предложения в частности, выражается синтаксическим составом главных членов предложения. образующихся сочетанием четырёх синтаксических аспектов – предметного, процессуального, пространственного и временного. Предметный аспект выражает в обозначаемой ситуации статический признак, главной характеристикой которого будет являться ситуативная устойчивость. Именно поэтому даже в безличных предложениях местоимение it, выраженное подлежащим, будет отражать предметный аспект в номинативном предложении. Процессуальным же аспектом, характеризующим динамическое изменение ситуации, будет являться сказуемое. Поэтому, в проводимом нами анализе мы будем обращать внимание на взаимодействие предметного и процессуального аспектов взаимодействия местоимения «it» и обозначаемого действия в английском предложении.

Также, кратко укажем, что функционально местоимение «it» может выступать:

– в качестве личного местоимения (The book lies on the chair.);

– в качестве безличного местоимения (It’s loo late.);

– в качестве прямого дополнения у переходных глаголов (I saw it yesterday.)

– используясь вместе со смысловым подлежащим, выраженным инфинитивом (It’s nice to see you.);

– в качестве формального подлежащего с последующим подчиненным предложением (It’s possible that you are late.);

– в различных конструкциях типа it takes, it’s time;

– для выражения вероятности (It seems to me that it’s going to rain.)

– для смыслового выделения (It was me who conquered the world, remember?)

Поскольку упражнения, направленные на усвоение использования подлежащего «it» направлены на формирование грамматических навыков, необходимо указать какой из трёх подходов использовался при подаче материала: имплицитный (без объяснения правила), эксплицитный (с объяснением правила) или дифференцированный (наиболее часто используемый именно в коммуникативной методике).

Итак, нашем исследовании УМК Spotlight мы будем обращать внимание на использование местоимения «it» в функции безличного местоимения в предложениях, где «it» будет являться подлежащим:

Обучающиеся сталкиваются с безличными предложениями, начинающимися с «it» уже на первом году обучения. На младшей ступени в комплексах УМК Spotlight 2-4 используется имплицитный подход, упражнения носят имитативный характер, при котором грамматическая структура употребляемых предложений с «it» не объясняется.

Подобные упражнения, как правило, идут ближе к концу каждого модуля.

Примеры упражнений:

Поговори со своим одноклассником используя образец:

What’s this? — It’s a bed.

Поговори со своим одноклассником, используя образец:

Can a horse run? — Yes it can.

Can a frog fly? — No, it can’t.

Поговори со своим одноклассником, используя образец:

Where’s the teddy bear? — It’s on the sofa.

Прослушай диалог и прочитай его:

— Is it under the table?

— No, it isn’t. — Oh, where is it?

— Is it under the shelf?

— No, it isn’t.

Прочитай предложения и подбери соответствующую картинку:

a) it’s sunny b) it’s hot c) it’s raining

Let’s play:

Whose is this? — It’s Anna’s

Chit chat:

What’s this? — It’s a computer.

Listen and point. Then sing and do:

— Where is it?

— It’s upside down.

При отработке структурной модели, происходит бессознательное аудирование речевых образцов, внутреннее проговаривание за учителем или диктором. Однако, наличие упражнений на использование «it» в безличных предложениях носит достаточно скудный характер, как правило, появляясь при отработке диалогом, монологов, песен с использованием 1-2 безличных конструкций, и, в большей мере, при упражнениях, направленных на отработку форм глагола to be.

В основном, в данных УМК «it» используется в качестве подлежащего в безличных местоимениях для:

– целей описания (Look at my house — it’s very nice./How are you? — I’m fine, and you?/It all looks so good!);

– наименования предметов или разговоров о событиях (What is it? — It’s a car. Why are you so happy today? — It’s my birthday!);

– для описания действий с использованием модальных глаголов, которые могут совершать животные (This is a bird — it can fly)

– для того, чтобы сообщить о нахождении кого-либо или чего-либо в пространстве, используя глагол to be в качестве смыслового (Where is a bear? — It’s under the chair.);

– для описания действий животных и игрушек, с акцентом на использовании именно слова it при разговоре о домашних питомцах (The dog wants its tea. It doesn’t want to eat burgers. It wants to eat me.);

– для описания погоды, используя «it» вместе с глаголом to be в формах Present Simple и Present Continuous (What’ s the weather like today? — It’s hot);

– одновременно и для целей описания и для целей и наименования объектов (It’s magic! — Yes, it’s a magic island.);

В учебных комплексах Spotlight 3 и Spotlight 4 появились также функции употребления «it» для:

– представления родных и друзей (Who is it? — it’s my friend./Look — it’s mu mum and Dad!)

– использования «it» вместе с глаголом to be и последующим употреблением притяжательного падежа для разграничения функции апострофа: (Whose is this musical box? — It’s mu Mum’s).

Также, хотелось бы отметить, что, начиная с УМК Spotlight 3 все задания даются исключительно на английском языке с целью более быстрого приобщения обучающихся к английской речи и для развития аудиальных навыков.

В учебных комплексах Spotlight 5-9 на средней ступени повторяются Present Simple, Present Continuous и вводные конструкции there is/there are. Изучается Future Simple. Изучаются модальные глаголы can и must. Вводятся Present Perfect Continuous и tag–questions. Изучается Passive Voice, а также Direct и indirect questions.

Начиная со средней ступени, и до конца обучения по данному УМК, авторами используется преимущественно дифференцированный подход, при котором в некоторых блоках даётся объяснение грамматическим структурам с их последующей отработкой, а в дальнейших объяснение правила либо не требуется (при повторении), либо не даётся в рамках одного года обучения, но имеется в УМК следующего года.

В УМК на данной ступени обучения, «it» по-прежнему используется в безличных предложениях для целей, указанных выше. Однако, появляются и новые, такие как:

– использование безличного подлежащего «it» и глагола to be для целей описания в разговорной фразе совместно с выражением have got/has got (I’ve got a pen. It’s black.);

– использование безличного «it» в лингвострановедческом материале по чтению для олицетворения предметов (This is a hat. It has got shamrocks on it. It lives in Ireland.);

– использование «it» для называния цены за продукт (How much dies this ring cost? — It’s 25 pounds, Sir.);

– обратная трансформация из безличного предложения с использованием «it» в личное предложение с другим подлежащим (It is small — The kitchen is small.)

– для использования безличного «it» с целью указания времени, а также вопроса и ответа на вопрос: «Который час?» (What time is it? — It’s five.);

– для использования с инфинитивной конструкцией, где «it» входи в состав составного сказуемого (Did you like the movie? — It’s a bore to watch.).

Упражнения направлены на развитие навыков говорения и аудирования:

Listen and repeat. Act out the similar dialogues.

What’s this in English? — It’s a ruler.

Listen and repeat.

How much is it? — It’s four pounds.

Read the dialogue. Replace highlighted words with the ones from the dialogue.

It’s small — the kitchen.

It’s upstairs.

В целом, заметно расширение использований функций безличного «it» в упражнениях в данных УМК на средней ступени, а также расширение его семантических разновидностей, однако количество упражнений для отработки использования «it» в безличных предложениях ощутимо сократилось.

В УМК Spotlight 10-11 на старшей ступени обучения вводятся вопросы для определенных случаев употребления, например, вопросы, выражающие вежливую просьбу, отрабатываются сложные времена, а также их согласование. Рассматриваются также случаи грамматической инверсии, когда предложения начинаются со слов so, neither, nor, в предложениях, начинающихся с обстоятельственных слов, а также в бессоюзных предложениях с придаточным условия. Кроме того, рассматривается и стилистическая сторона языка: предложения, начинающиеся с наречий таких как rarely, seldom, отдельное внимание уделяется предложениям с наречием only, предложения с конструкциями no sooner … than, hardly … when, нарушающими порядок слов или позволяющими строить полноценные обширные высказывания.

В данных частях УМК безличные конструкции с «it» используются преимущественно в разговорных и информативных текстах, а также в диалогах. Поскольку на данной ступени изучение и использование языка начинается более углубленно, грамматические конструкции с it заменяются на более сложные, а также начинают использоваться в устойчивых выражениях и поговорках, таких как:

– It’s a bit silly of you; it took ages from me to get here; it’s advisable/difficult to…; it’s bound to be…; it’s a must; it’s highly+adj.; it’s sure to be; it is well worth+gerund; it’s different from…; it’s been a while since…; it’s no use to…; it was nice of…; it’s possible that…; it’s necessary to…; it’s against; it’s not a good idea; it’s a shame+subject; it’s due out;

– It’s raining cats and dogs; It never rains but it pours;

а также небольшой пласт упражнений, посвященных теме Passive voice.

Что же касается функций использования безличного «it», указанных ранее, то они используются в текстах в тех же функциях, изредка добавляя новые, такие как:

– разговор между двумя людьми о третьем лице, который явился причиной нынешней ситуации или состояния (Hello, I’m Alex. It is Julie, she is late again.);

– частое использование конструкции, альтернативной there is/there are, а именно «it» has (it has articles about clothes and movie stars)

Упражнения направлены на развитие грамматических навыков и развитие умения чтения и говорения:

Complete the gaps (1-8) with a word derived from the word in bold.

I like shopping. It ___ and fun but I don’t think it ___ the most important thing in the world…

Tell to your classmates what you think about the text using the words from the box.

It’s cool/great/brilliant…

I’m crazy about it…

I’m really into it…

It’s terrible…

It’s awful/boring…

I don’t fancy it.

Match the proverbs and sayings to their meanings. Are there any similar ones in your language?

В качестве небольшого вывода по УМК Spotlight на старшей ступени, хочется отметить ещё меньшее количество упражнений с безличным «it» в качестве подлежащего.

Возможно предположить, что авторами учебника предполагалось, что большинство функциональных и семантических способов употребления «it» уже были усвоены обучающимися, однако, наличие 4 и 5 упражнений (соответственно на часть 10 и 11) в разделе Grammar Practice для пособий выпускных классов перед итоговой аттестацией в общеобразовательном учреждении, является крайне недостаточным. Поскольку  навыки, особенно грамматические, необходимо тренировать регулярно, принято решение подготовить конспект и разработать собственный урок по совершенствованию грамматических навыков, а именно, упражнения, направленные на отработку конструкций, в состав которых «it» в функции безличного местоимения.

3.3 Урок по обучению учащихся школы одному из случаев правильного употребления «it», учитывая его функционально-семантические особенности

Предоставим план проведения урока в 3 классе на основе разработанных нами материалов.

Тема: My house! Конструкции it is и it has.

Цель: формирование грамматического навыка (правильное употребление структуры it is/it has), формирование лексического навыка (повтор и закрепление пройденной лексики по теме » My house!»)

Задачи: познакомить с правилом употребления утвердительной формы структуры it is/it has, повторить и закрепить пройденную лексику по теме «My house!», научить говорить о предметах в доме и их местоположении, развить навыки аудирования, говорения, чтения.

Организационный этап

Приветствие

Teacher: Hello, boys and girls! How are you today?

Pupils: Hello, teacher! I am fine, thank you!

Teacher: Sit down, please. Answer my questions, please. What date is it today? Who is on duty today? Can you tell me, who is absent today?

Сообщение темы

Teacher: Now we are going to watch a video and you will try to guess what the topic of our lesson is.

Учитель включает видео, после просмотра дети высказывают свои предположения.

Teacher: Yes, you are right. Today we will study how to tell where things are.

Речевая зарядка

Teacher: Now let’s remember what things we have at our houses. Please, take a picture from the hat and say what thing you see.

Актуализация лексики по теме «My house!»

Основная часть

Введение нового грамматического материала, формирование грамматического навыка.

Учитель пишет предложения на доске:

It is my house.

It has 4 rooms, a kitchen, a bathroom and a garden.

Teacher: Look at these two sentences and say what the difference between them is.

Дети высказывают свои предположения и догадываются о разнице, тем самым выявляя закономерность употребления. Учащиеся с помощью учителя формируют правило.

Первичная проверка понимания

Teacher: Let’s do the task. You have cards and you should show a right card to fill in the gaps.

Детям раздаются карточки со словами is/are. На экране появляются предложения с пропущенными словами. Дети поднимают нужную карточку.

It ___ my bedroom.

It ___ three pictures and a window in it.

It ___my kitchen. ___ a big fridge in the corner.

It ___ my friend’s house. But it ___ two bathrooms and 6 rooms in it.

Разминка

Teacher: Are you tired? Then let`s have a rest. Stand up, please, sing the song and follow me:

Head and shoulders,

Knees and toes,

Knees and toes.

Head and shoulders,

Knees and toes,

Knees and toes.

And eyes and ears

And mouth and nose,

Head and shoulders,

Knees and toes.

Teacher: Good job! Sit down, please.

Активизация введенной языковой структуры в устной и письменной речи. Развитие навыков чтения, аудирования и говорения.

Teacher: Please, tell your classmate what things we have in the classroom and where they are.

Ученики рассказывают соседу по парте какие предметы есть в классе.

Teacher: Now, please, open your notebooks and make the exercise from the board in writing.

Complete the sentences.

It ___ the table. It ___ four glasses on it.

This is the lunch box. It ___ red and yellow. It ___ four sandwiches in it.

It ___ my sister’s bedroom. It ___ two shelves on the wall.

It ___ a big box over there. It ___ my toys inside.

It ___ my mother’s cupboard. It ___ four dishes in it. I see this cupboard every day. It ___ four shelves and it ___ very big.

It ___ a mirror next to the sofa. It ___ three legs.

Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно, затем читают ответы вслух. Ответы проверяются.

Далее учитель даёт еще одно упражнение.

Teacher: Let’s do next exercise.

Упражнение вставить нужные слова вместо картинок. Учащиеся выполняют упражнение, далее все вместе проверяют.

Игра

Teacher: Let’s play a game. One of us will describe something and the others should guess what it is. I will start.

Развитие монологической речи у учащихся.

  • Заключительный этап
    1. Подведение итогов
    2. Объяснение домашнего задания

Teacher: Put down your homework, please. You should draw your house and write about it. What things are at your house and where are they?

Итак, нами был разработан и представлен план урока, направленный на усвоение утвердительной формы структуры «it» «is/it has», которая является случаем использования местоимения «it» в безличном предложении. По наблюдениям учащиеся достаточно быстро запоминают форму и принцип построения данной конструкции, но у них возникает очень много проблем с переводом данной конструкции.

Для учащихся, привыкших переводить глагол to be как «есть, существует», а глагол have как «иметь, обладать» перевод этих конструкций на русский язык вызывает определенные трудности. Поэтому изучению этой конструкции и производным от нее (вопросы, отрицание) следует посвятить серию уроков, а не один.

Для достижения максимального результата и лучшего освоения темы, следует включать полученные учащимися знания в ситуации общения, создавая речевые ситуации. Поэтому развитие диалогической и монологической речи, а также работа в парах обязательно должны присутствовать на уроке.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3

Обобщая материалы третьей главы исследования, необходимо подчеркнуть, что одной из важнейших задач обучения иностранным языкам считается коммуникативная направленность мыслительной деятельности учащихся. Коммуникация и способность к коммуникации – главная цель обучения. Но коммуникация не может быть осуществлена без грамматических навыков.

Следовательно, формирование грамматических навыков и умений – это один из основных компонентов речевых умений (говорение и аудирование), и, кроме того, чтения и письма. Так как коммуникация действительно имеет огромное значение в современном мире, знание грамматики заключается не только в знании формы и значения, но также в умении употреблять грамматическое явление в ситуации речевого общения.

Известно, что существует три основных подхода к обучению грамматики: имплицитный, эксплицитный и дифференцированный. Самым востребованным является дифференцированный подход. Он занимает значимое место в современной методике обучения иностранным языкам в школе.

Большое влияние на выбор приемов обучения и выбор работ оказывают сам характер изучаемого грамматического явления, а также возрастные особенности учащихся. Так, например, на начальном этапе обучение используется неоднократное повторение тех или иных конструкций. Для изучения употребления it в безличных предложениях могут хорошо подойти стихотворения, песни, игры. Кроме этого, положительно влияет использование наглядного материала: картинок, видеоматериал, презентаций, таблиц и схем. Более сложные задания и задачи даются учащимся средней и старшей школы. Прежде всего это такие задачи, как развитие умений монологической и диалогической речи, применение новой конструкции в новой ситуации общения.

В рамках третьей главы исследования нами были рассмотрены упражнения, направленные на формирование и автоматизацию грамматических навыков использования грамматических форм при построении и использовании местоимения «it» в безличных предложениях. Важным аспектом в работе над данным аспектом грамматики являются упражнения, так как при выполнении упражнений осуществляется базовое накопление языковых средств и практика их использования в различных формах в ситуациях речевого общения.

При выборе и разработке упражнений для формирования грамматических навыков, следует придерживаться некоторых условий, которые влияют на успешность усвоения грамматического явления:

–       в упражнениях следует использовать одно новое грамматическое явление и знакомый лексический материал;

–       в упражнениях должны быть представлены простые, понятные и четкие образцы, показывающие, как и что надо делать;

–       следует отдавать предпочтение творческим упражнениям на развитие коммуникативных навыков

Следует всегда учитывать цель каждого упражнения, направленного на тренировку и закрепление языкового материала.

В процессе изучения методики преподавания по теме «Использование безличных конструкций с местоимением it» был разработан план урока для 3 класса. Урок был посвящен изучению и отработке одного из случаев употребления таких безличных конструкций, как «it is» и «it has».

Список использованной литературы

  1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Икар, 2016. – 448 с.
  2. Бархударов Л.С. Грамматика английского языка / Л.С. Бархударов, Д.А. Штелинг. – М.: Ленанд, 2019. – 424 c.
  3. Бархударов Л.С. Структура простого предложения современного английского языка / Л. С. Бархударов. – М. : Высшая школа, 2016. – 200 с.
  4. Баталова И.К. Ключевые проблемы сложного синтаксического целого в английском языке: учебное пособие / И.К. Баталова. – Свердловск: Изд-во Свердл. пед. ин-та, 1987. – 64 с.
  5. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка: учебник для студ. филол. фак. ун-тов и фак. англ. яз. педвузов / М.Я. Блох. – М.: Высшая школа, 2015. – 383 c.
  6. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики: учебник / М.Я. Блох. – М.: Высшая школа, 2002. – 240 с.
  7. Бурлакова В.В. Синтаксические структуры современного английского языка: учебное пособие / В.В. Бурлакова. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
  8. Быкова Н.И. Spotlight Starter. Английский в фокусе / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова. [Электронный ресурс]. – Электрон. данные. – Режим доступа: https://go-toefl.ru/spotlight-1/ (Дата обращения 20.05.2020).
  9. Васильева Г.В. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам / Г.В. Васильева. – М.: Высшая школа, 2018. – 232 с.
  10. Вельчинская В.А. Грамматика английского языка: учебно-метод. пособие / В.А. Вельчинская. – М.: Флинта, 2016. – 232 c.
  11. Венявская В.М. Практическая грамматика английского языка: Учебное пособие / В.М. Венявская. — Рн/Д: Феникс, 2016. – 256 c.
  12. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий. – М.: Высш. Школа, 2012. – 265 с.
  13. Державина В.А. Вся грамматика английского языка в схемах и таблицах / В.А. Державина. – М.: АСТ, 2019. – 640 c.
  14. Евдокимова Е.А. Местоимение «it» как широкозначное слово // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – №2. – С. 176-178.
  15. Есперсен О. Философия грамматики / О. Есперсен; под ред. Б.А. Ильиша; пер. с англ. В.В. Пассека и С.П. Сафроновой – М.: Издательство иностранной литературы. – 2016. – 400 с.
  16. Заволокин, А.И. Активная грамматика английского языка: Учебное пособие для вузов / А.И. Заволокин, В.В. Миронов. – М.: ГЛТ, 2018. – 240 c.
  17. Зарецкий Е.В. Безличные конструкции в русском языке: культурологические и типологические аспекты (в сравнении с английским и другими индоевропейскими языками) / Е.В. Зарецкий. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский ун-т», 2018. – 564 с.
  18. Зверховская Е.В. Грамматика английского языка. Теория. Практика / Е.В. Зверховская. – СПб.: BHV, 2019. – 304 c.
  19. Кажигалиева Г.А. О принципах и методах технологии интерактивного обучения английскому языку в средней школе / Г.А. Кажигалиева, М.В. Васенкова // Педагогика. – 2015. – № 2. – С. 3-6.
  20. Китайгородская Г.В. Интенсивное обучение иностранному языку / Г.В. Китайгородская. – М.: Иностранные языки в школе, 2018. – 67 с.
  21. Климентенко А.Д. Теоретические основы обучения иностранному языку в средней школе / А.Д. Климентенко, Л.А. Миролюбова. – М.: Педагогика, 2017. – 175 с.
  22. Кобрина Н.А. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебное пособие / Н.А. Кобрина, Н.Н. Болдырев, А.А. Худяков. – М.: Высшая школа, 2009. – 368 c.
  23. Кожаева М.Г. Revision Tables Students’ Grammar Guide. Грамматика английского языка в таблицах / М.Г. Кожаева, О.С. Кожаева. – М.: Флинта, 2017. – 120 c.
  24. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов / М.К. Колкова. – СПб. Каро, 2018. – 140 с.
  25. Лейкина А.С. Предваряюще-выделительные конструкции в современном английском языке: дис. … канд. филол. наук / А.С. Лейкина. [Электронный ресурс]. – Электрон. данные. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000076467 (Дата обращения 20.05.2020).
  26. Пассов Е.И. Содержание обучения иностранным языкам: учебное пособие / Е. И. Пассов. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2017. – 40 с.
  27. Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку в средней школе / Г В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова . – М.: Просвещение, 2015. – 385 с.
  28. Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка / А.И. Смирницкий; под ред. В.В. Пассека, – М. : Либроком, 2019. – 284 с.
  29. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. – М.: АСТ, 2016. – 238 с.
  30. Филиппова Т.В. Английский – это просто. Практическая грамматика английского языка с проверочными работами и ключами / Т.В. Филиппова. – М.: АСТ, 2017. – 349 c.
  31. Худяков А.А. Теоретическая грамматика английского языка / А.А. Худяков. – М.: Academia, 2018. – 608 c.
  32. Цветкова Т.К. Грамматика английского языка. Упражнения с ключами: Учебное пособие / Т.К. Цветкова. – М.: Проспект, 2018. – 112 c.
  33. Черненко Д.В. Практическая грамматика английского языка: интенсивный курс / Д.В. Черненко. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 397 c.
  34. Шевелёва С.А. Грамматика английского языка: Учебное пособие / С.А. Шевелёва. – М.: Юнити, 2016. – 423 c.
  35. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: АСТ, 2016. – 475 с.
  36. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. – М.: АСТ, 2016. – 186 с.
  37. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы) / А.Н. Щукин. – М.: ВК, 2012. – 335 с.
  38. Dickens, Ch. Bleak House / Ch. [Электронный ресурс]. – Электрон. данные. – Режим доступа: https://www.planetebook.com/free-ebooks/bleak-house.pdf (Дата обращения 20.05.2020).
  39. Dickens, Ch. Bleak House / Ch. [Электронный ресурс]. – Электрон. данные. – Режим доступа: https://www.planetebook.com/free-ebooks/bleak-house.pdf (Дата обращения 20.05.2020).
  40. Quirk, R. A comprehensive grammar of the English language / R. Quirk, S. Greenbaum, G. Leech. [Электронный ресурс]. – Электрон. данные. – Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=777220 (Дата обращения 20.05.2020).
  41. Teaching Foreign Language Skills: Second Ed «it»ion. [Электронный ресурс]. – Электрон. данные. – Режим доступа: https://books.google.ru/books/about/Teaching_foreign_language_skills.html?id=flR_B9iUUGUC&redir_esc=y&hl=ru&output=html_text (Дата обращения 20.05.2020).

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф