Меню Услуги

Подвижные игры как средство повышения двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста

Страницы:   1   2


Содержание

  • Сокращения
  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы повышения двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста
  • 1.1. Сущность понятия «двигательные способности», их характеристика
  • 1.2. Особенности двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста
  • 1.3. Роль подвижных игр в повышении двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-практическая работа по повышению двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр в дошкольной образовательной организации
  • 2.1. Повышения двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр в дошкольной образовательной организации
  • 2.2. Применение комплексов подвижных игр и анализ результатов повышения двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста
  • Выводы по второй главе
  • Заключение
  • Литература

 

Сокращения

ЦНС-центральная нервная система;

ФГОС-федеральный государственный образовательный стандарт;

МБОУ «Басандайская СОШ им. Д. А.Козлова»- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Басандайская средняя образовательная школа имени Дмитрия Александровича Козлова»;

Др.-другие.

 

Введение

Актуальность исследования. Несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных организациях, проблема совершенствования двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста остается актуальной.

В последние годы наблюдается тенденция снижения двигательной активности детей дошкольного возраста [8,С.6], что влечет за собой ухудшение здоровья.

Двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития детского организма, которая влияет на формирование психофизиологического статуса ребенка, благоприятно воздействует на перцептивные, мимические и интеллектуальные процессы.

Дети, имеющие большой объем двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям.

Уровень развития двигательных качеств дошкольников в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольной организации.

Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста является одной из основных задач образовательной области «Физическое развитие», которая обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1]. В связи с чем, проблема повышения двигательных способностей дошкольников в дошкольной образовательной организации является весьма актуальной.

Вопросами развития двигательных способностей детей дошкольного возраста занимались В.К. Бальсевич, Е.Н. Вавилова, В.И. Лях, Т.И. Осокина, Г. П. Лескова, Л. Т. Майорова и другие.

Однако в результате изучения трудов ученных пришли к заключению, что проблема повышения двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр в дошкольной образовательной организации недостаточно изучена. В связи с чем и выбрана тема данной работы.

Объект исследования занятия физическим воспитанием в учебно-воспитательном процессе детей младшего школьного возраста.

Предмет исследованияиспользование подвижных игр для повышения двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в теоретической разработке и опытно-практической работе измерения уровня развития двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью применения подвижных игр в дошкольной образовательной организации.

Гипотезой исследования является предположение о том, что использование подвижных игр на занятиях физическим воспитанием у детей младшего дошкольного возраста, позволит повысить уровень двигательных способностей.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

‒ выявить сущность понятия «двигательные способности», их виды;

‒ выявить особенности двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста;

‒ охарактеризовать роль подвижных игр в развитии двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста;

‒ разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексы подвижных игр для повышения двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

— анализ,

— обобщение,

— наблюдение.

 

Глава 1. Теоретические основы повышения двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста

1.1. Сущность понятия «двигательные способности», их характеристика

Задачей данного этапа является раскрытие сущности понятия «двигательные способности».

Следует отметить, для обозначения способностей, которые относятся к двигательной деятельности, используются различные термины, которые отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли.

Так, в теории и методике физического воспитания преимущественно используют термины «физические способности» или «двигательные способности», в психологии — «психомоторные способности» и «психофизические способности», в физиологии — «физические качества», в биомеханике — «физические качества» или «моторные качества» [13, С.16].

В контексте данного исследования, способности, относящиеся к двигательной деятельности, рассматриваются с позиции теории и методики физического воспитания и понимаются как особенности индивида, связанные с успешностью осуществления им какой-либо двигательной деятельности, которые определяют уровень его двигательных возможностей [20, С.127].

Двигательные способности делятся на следующие виды:

‒ силовые способности,

‒ скоростные способности,

‒ координационные способности,

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

‒ способности к выносливости

‒ способности к гибкости [21, С.17].

В настоящее время все еще не создана единая общепринятая классификация двигательных способностей человека.

Наиболее распространённой является их систематизация на два больших класса:

‒ кондиционные или энергетические способности;

‒ координационные способности [23, С.24].

Кондиционные способности в значительно большей мере зависят от морфологических факторов, биомеханических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом.

Координационные способности преимущественно обусловлены центрально-нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регулирования).

Следует отметить, что ряд специалистов скоростные способности и гибкость рассматривают на границе двух классов.

В качестве показателей двигательных способностей различают:

‒ абсолютные (явные) показатели;

‒ относительные (скрытые, латентные) показатели.

Абсолютные показатели характеризуют уровень развития тех или иных двигательных способностей без учета их влияния друг на друга.

Относительные показатели позволяют судить о появлении двигательных способностей с учетом этого явления [17, С.3].

Абсолютных и относительных показателей двигательных способностей довольно много.

Так, к явным показателям двигательной активности относятся:

‒ скорость бега,

‒ длина прыжка,

‒ поднятый вес,

‒ длина преодоленной дистанции и др.

Относительными (скрытыми) показателями способностей являются:

‒ показатели силы человека относительно его массы,

‒ выносливость бега на длинную дистанцию с учетом скорости,

‒ показатели координационных способностей в отношении к скоростным или скоростно-силовым возможностям конкретного индивида [11, С.16].

Например, преподавателям физической культуры следует знать, чему равны абсолютные и относительные показатели двигательных способностей детей. Их знание помогает определить явные и скрытые двигательные возможности в подготовке своих воспитанников, видеть, что именно развито недостаточно и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебного процесса.

Двигательные способности в научной литературе также представлены как: потенциальные двигательные способности; актуальные двигательные способности.

Потенциальные двигательные способности – способности, которые существуют потенциально, то есть до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности.

Актуальные двигательные способности ‒ способности, которые проявляются реально в начале и в процессе выполнения двигательной деятельности [25, С.5].

С позиции В.И. Ляха, двигательные способности можно разделить на: элементарные двигательные способности, сложные двигательные способности [11, С.34].

К элементарным двигательным способностям ученый относит координационные способности в беге; задания на статическое равновесие; быстроту реагирования в простых условиях; гибкость в отдельных суставах; к сложным ‒ координационные способности в единоборствах; спортивных играх; быстроту реагирования или ориентации в сложных условиях; выносливость в длительном беге.[20, С.4].

Двигательные способности также делятся на: специальные, специфические, общие.

Специальные двигательные способности связаны с однородными группами целостных двигательных действий, такими как: бег, акробатические и гимнастические упражнения на снарядах, метательные двигательные действия, спортивные игры.

Специфические проявления двигательных способностей ‒ это компоненты, которые составляют их внутреннюю структуру [19, C.2].

Перейдем к рассмотрению структуры видов двигательных способностей.

Попытки описать структуру каждой отдельной двигательной способности (силовой, скоростной, координационной, способности к выносливости, способности к гибкости) до настоящего момента не являются завершенными.

Однако установлено, что структура каждой из выше названных двигательных способностей не гомогенна (не однородна), а гетерогенна (разнородна).

Результатом развития ряда конкретных специальных и специфических двигательных способностей, неким их обобщением являются общие двигательные способности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Общие двигательные способности ‒ потенциальные и реализованные возможности человека, которые определяют его готовность к успешному осуществлению различных по происхождению и смыслу двигательных действий [21, С.18].

Таким образом, в результате анализа научной литературы установлено, что двигательные способности – это особенности индивида, которые определяют уровень его двигательных возможностей и связанные с успешностью осуществления им какой-либо двигательной деятельности.

Единой классификации двигательных способностей на сегодняшний день нет, однако наиболее распространенной является та, согласно которой последние делятся на следующие виды: силовые способности, скоростные способности, координационные способности, способности к выносливости, способности к гибкости.

Структура каждого вида двигательных способностей носит гетерогенный характер.

1.2. Особенности двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста

Проанализируем физическое развитие детей младшего дошкольного возраста в аспекте развития их двигательных способностей.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствование физиологических функций и процессов, закладывание фундамента здоровья и полноценного физического развития ребенка.

Физическое развитие дошкольника ‒ процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни [16, С.11].

Программа комплексной оценки физических возможностей детей дошкольного возраста предполагает анализ показателей, которые позволяют определить состояние здоровья ребенка. К таким показателям относятся:

‒ телосложение;

‒ основные функциональные параметры;

‒ развитие двигательной сферы [19, С.11].

Так, изменения пространственных размеров и массы тела относят к внешним количественным показателям физического развития, а изменения, касающиеся функциональных возможностей организма дошкольника по периодам и этапам его возрастного развития, которые выражены в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности – к его качественным характеристикам.

Изучение названных показателей в комплексе позволяет осуществлять целостный подход относительно гармоничного физического развития детей дошкольного возраста, исключая при этом одностороннее развитие того или иного показателя.

Многие научно-практические исследования указывают на взаимосвязь между показателями, которые относятся к физическому развитию, развитию двигательной сферы и функциональными возможностями организма дошкольника.

При изучении физической подготовленности детей дошкольного возраста, как правило, исследователи выделяют две составляющие, которые являются основными:

‒ уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения;

‒ уровень развития основных физических качеств, среди которых: сила, быстрота, выносливость [25, С.5].

Так, для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные способности. У них происходит быстрое развитие нервной системы, рост скелета, укрепление мышечной системы, и совершенствование движений.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны общая статическая неустойчивость тела и динамические возможности, которые ограничены.

Детям этого возрастного периода свойственно сравнительно большое развитие верхней части тела, а также мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Относительно двигательных способностей следует отметить, что младшие дошкольники обладают высокой двигательной активностью, однако у них наблюдается недостаточная согласованность движений, где участвуют крупные группы мышц.

Детям этого возраста характерна повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы, а также выполнении однотипных движений.

Структура легочной ткани у детей младшего дошкольного возраста еще не достигла полного развития. Носовые ходы, трахея и бронхи остаются сравнительно узкими, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Ребра у младшего дошкольника незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко. Амплитуда дыхательных движений в связи с этим небольшая.

Дыхание ребенка носит поверхностный характер и значительно чаще, чем у взрослого. Так, у детей 3-4 лет частота дыхания составляет 30 в минуту, у взрослых -16-18.

Неглубокое дыхание у детей младшего дошкольного возраста обуславливает плохую вентиляцию легких и некоторый застой воздуха при том, что растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. В связи с этим особую важность приобретают физические упражнения на свежем воздухе, которые активизируют процессы газообмена.

Жизненная емкость легких у детей 3-4 лет составляет 400- 500 см.

Относительно деятельности сердечно-сосудистой системы детей младшего дошкольного возраста следует сказать, что она хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, в связи, с чем потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Это связано с тем, что сосуды у детей шире, чем у взрослых, поэтому кровь течет по ним свободнее.

Количество крови у младшего дошкольника относительно больше, чем у взрослого, однако путь, который она проходит по сосудам, короче, в то время как скорость кровообращения больше. Например, пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, а у дошкольников в среднем 90-100 ударам.

Нервная регуляция сердца ребенка дошкольного возраста несовершенна. В связи с этим, оно быстро возбуждается и ритмичность его сокращений при этом легко нарушается, что обуславливает быстрое утомление при физической нагрузке сердечной мышцы. Однако сердце ребенка дошкольного возраста при смене деятельности быстро успокаивается и восстанавливается. В связи с этим занятия физическими упражнениями с детьми младшего дошкольного возраста следует разнообразить посредством чередования подвижных игр с играми малой двигательной активности, давая при этом ребенку частый кратковременный отдых [16, С.32].

Относительно нервной системы в младшем дошкольном возрасте следует отметить, что она развита лучше, чем у детей до 3 лет. Этот период характеризуется завершением созревания нервных клеток в головном мозге, который внешне и по весу приближается к мозгу взрослого. Однако при этом сама нервная система дошкольника еще слаба. В связи с этим необходимо учитывать легкую возбудимость младших дошкольников, и не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, поскольку процессы возбуждения в этот период преобладают над процессами торможения.

Образования костей у младших дошкольников еще не завершено. В скелете присутствует много хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего его роста. Однако это же обусловливает мягкость и податливость костей [24, С.7].

Рост мышечной ткани в этом возрастном периоде происходит преимущественно за счет утолщения мышечных волокон.

Длительное мышечное напряжение младшим дошкольникам не свойственно, что обусловлено относительной слабостью костно-мышечного аппарата, а также и быстрой утомляемостью.

У младших дошкольников отсутствуют четкие движения при ходьбе. Они не могут ритмично бегать, им свойственна частая потеря равновесия, падения. Многие из детей младшего дошкольного возраста плохо отталкиваются от пола и земли. Бегают дети этого возраста, опираясь на всю стопу ноги. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому детям младшего дошкольного возраста пока еще являются недоступными прыжки в высоту, а также через препятствия и прыжки на одной ноге.

Дошкольники данного возрастного периода с удовольствием играют с мячом, однако при этом их движения являются еще недостаточно согласованными, глазомер у детей не развит, в связи, с чем им трудно ловить мяч.

Дети младшего дошкольного возраста подвержены быстрому утомлению от разнообразных движений, их внимание неустойчиво, они часто отвлекаются.

Таким образом, особенности развития двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста обусловлены спецификой развития и функционирования основных систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, дыхательной.

Для младших дошкольников характерны: общая статическая неустойчивость тела; высокая двигательная активность при недостаточной согласованности движений, повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы, выполнении однотипных движений.

1.3. Роль подвижных игр в повышении двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста

Общеизвестно, что игра является самой любимой и естественной деятельностью младших дошкольников.

К.Д. Ушинский, придавая большое значение игре как средству воспитания, рассматривал ее как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Педагог подчеркивал, что эта действительность является более интересной ребенку, чем окружающая его жизнь, поскольку она ему более понятна. В игре происходит знакомство ребенка со всем окружающим, проба им своих сил самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельности. Согласно К.Д. Ушинского, игры содействуют формированию личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте [24, С.33].

Основатель российской системы физического воспитания П.С. Лесгафт рассматривал игру как одно из действенных средств физического воспитания [23, С.9].

Большое место в развитии физических качеств детей П.С. Лесгафт отводил подвижной игре.

Согласно позиции ученого, подвижные игры имеют большое воспитательное значение, они представляют собой более сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения, посредством которого ребенок готовится к жизни [20, С.12].

В.Г. Марц подвижную игру органически связывал со спортивной. Самую несложную подвижную игру он рассматривал в качестве первой ступени лестницы, по которой ребенку предстоит взобраться до спортивной игры [13, С.5].

В данном исследовании подвижная игра трактуется как осмысленная деятельность, которая направлена на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.

Подвижная игра занимает важнейшее место в жизни ребенка младшего дошкольного возраста и является главным средством развития его двигательных способностей.

Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях [16, С.35].

Движение как составляющий элемент подвижных игр играет чрезвычайно важную роль в жизни организма, в особенности неокрепшего, который находится в периоде роста [16, С.3].

В дошкольном детстве происходит формирование и совершенствование разных по структуре и характеру основных движений, среди которых: ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание.

Эти движения широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, и являются неотъемлемой составляющей организованных подвижных игр, в которых они и усваиваются.

Воспитательные задачи подвижных игр заключаются в том, что в большой степени они способствуют воспитанию таких структурных элементов двигательных способностей, среди которых: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость [16, С.24].

Следует отметить, что развитие выше названных физических качеств происходит в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты.

К таким играм относятся такие, которые построены на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, а также игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время [13, С.4].

Для воспитания силы используются игры, которые требуют проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений [18, С. 18].

Развитию выносливости содействуют игры, связанные с многократными повторениями напряженных движений, а также с постоянной двигательной активностью, что в целом вызывает значительные затраты сил и энергии [11, С.7].

Совершенствование гибкости происходит в подвижных играх, которые связаны с частым изменением направления движений [12, С.15].

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

В подвижной игре проявляется творческая инициатива того, кто играет, которая согласована с коллективными действиями и выражается в разнообразии действий [16, С.6].

В игровой деятельности происходит объективное сочетание двух важных факторов. Во-первых, дети, включаясь в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать. Во-вторых, получая моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, дошкольники углубляют познания среды, которая их окружает [18, С.5].

В процессе игры ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми движениями, которые являются более сложными [18,С.43].

Быстрая смена обстановки в процессе игры способствует приучению младшего дошкольника использовать известные ему движения в соответствии с той или иной сложившейся ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных способностей.

Следует отметить, что в младшем дошкольном возрасте целенаправленное воспитание двигательных способностей еще не выдвигается как обязательное требование. Однако, несмотря на это, игровые ситуации и правила игры, которые постоянно меняются, заставляют ребенка двигаться с большей скоростью, для того, чтобы догнать кого-то, или же быстрее спрятаться в домик или гнездышко, чтобы не быть пойманным, либо преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, не задевая ее, пробежать между кеглями, не свалив ни одну из них и др.).

Преодоление препятствий, ориентировка в пространстве — всё это является первоначальной ступенью развития двигательных способностей.

Многократное повторение выше перечисленных действий требует от детей внимания, проявления волевых и физических усилий, координации движений.

Подвижные игры преимущественно носят коллективный характер, поэтому у младших дошкольников вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу при этом не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и др. Особенно ценными в развитии двигательных способностей, являются игры с элементами соревнования ‒ игры-эстафеты, в которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение как индивидуального, так и коллективного (командного) результата.

Подражая действиям своих товарищей в игре, ребенок естественно и непринужденно выполняет различные движения.

Подчинение детей правилам игры способствует развитию умения управлять своими движениями. Кроме того, занятия играми способствуют выработке координированных, экономных и согласованных движений. В процессе игры дети приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи.

Развитие двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста во многом зависит от того, сколько времени длится игра. Чем дольше и активнее функционирует ребенок в игре, тем больше он упражняет то или иное физическое качество[12, С.7].

Таким образом, роль подвижной игры в повышении двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что она содействует формированию и совершенствованию таких физических качеств как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, координация через достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.

Выводы по первой главе

Двигательные способности – это особенности индивида, которые определяют уровень его двигательных возможностей и связанные с успешностью осуществления им какой-либо двигательной деятельности.

Существуют следующие виды двигательных способностей: силовые способности, скоростные способности, координационные способности, способности к выносливости, способности к гибкости.

Для младших дошкольников характерны: общая статическая неустойчивость тела; высокая двигательная активность при недостаточной согласованности движений, повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы, выполнении однотипных движений. Для повышения двигательных способностей детей дошкольного возраста применяют подвижные игры.

Подвижная игра в повышении двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста содействует формированию и совершенствованию таких физических качеств как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, координация через достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2