Скоро защита?
Меню Услуги

Поисковый (психологический) портрет преступника. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

3.2. Использования психологического портрета в целях расследования экстремистских преступлений

Выявление психологических особенностей личности, способствующих усвоению радикальных идей и обусловливающих проявления насилия, основанного на мотивах ненависти или вражды, представляется весьма актуальным с точки зрения коррекции и профилактики распространения преступлений экстремистской направленности. Одна из возможностей изучения психологических особенностей лиц, осуществляющих преступления экстремистской направленности, присутствует в условиях уголовно-исполнительной системы в ходе исследования лиц, осужденных за противоправные деяния соответствующего состава. Организовав исследование личностных особенностей мужчин, осужденных за преступления экстремистской направленности (ст. 280, 281, 205, 206, 208 УК РФ), мы проверяли гипотезу о наличии у данной категории лиц такой ярко выраженной черты, как агрессивность, наряду с радикализмом, отличающей их от осужденных за корыстные преступления. Мы предположили, что наличие данных качеств обусловливает выбор и отстаивание крайних взглядов и позиций с применением нелегитимных, в том числе насильственных, действий и средств в поведении[1].

Помимо этого, радикализм часто определяют, как черту, присущую кавказскому этносу, представители которого преимущественно представлены в исследуемой группе. Обследование испытуемых экспериментальной и контрольной групп осуществлялось с использованием 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла, опросника уровня агрессивности Баса – Дарки и методики Вагнера (Hand-test). Математический анализ осуществлялся с помощью параметрического критерия Стьюдента. Выяснилось, что осужденным обеих групп свойственны стремление к доминированию, властность, неуступчивость и упрямство (фактор Е) в связи с самоуверенностью и высоким самомнением (Q3). Потребность в восхищении определяет достаточно выраженную социальную смелость и склонность к риску (Н), реализуемые в данном случае в антисоциальных действиях, которым присуща напористость, агрессивность, конфликтность, грубость и враждебность, отражающие «бунтарский» тип поведения. При этом у осужденных за преступления экстремистской направленности более выражены показатели эмоциональной устойчивости и выдержанности (С).

Они более уравновешенны и спокойны внешне, возможно, в силу присущей им высокой нормативности, стойкости и силы характера наряду с отличающей их низкой чувствительностью, даже «толстокожестью» (I). Внутреннее напряжение, раздражительность и враждебность осужденных за преступления экстремистской направленности скрываются за эмоциональной дисциплинированностью и собранностью (G). Они более подозрительны (L), склонны скрывать наличие у них постоянных интересов, что отражается на поведении заметной обособленностью, отчужденностью и замкнутостью в общении (А). Таким образом, агрессивность и враждебность данной категории лиц имеет подавляемый или скрытый характер в отличие от других осужденных.

Рассудочность и благоразумность (F) в случае осужденных за преступления экстремистской направленности сочетаются с выраженной мечтательностью и идеалистичностью (М)[2]. Такие люди могут быть поглощены своими идеями и внутренними иллюзиями, которые в состоянии заставить их легко отступить от здравого смысла. Возможно, склонность все усложнять наряду с пессимистичностью в восприятии действительности и ожиданием неудач (F) приводят к увеличению внутреннего напряжения, которое ищет выхода в простых, прямолинейных действиях (N).

Следовательно, они менее дипломатичны, а негибкость поведения маскируют под нормативность, внешнее соблюдение в поведении принятых в учреждении правил режима. При низкой общительности для данных осужденных характерны высокая зависимость от группы, конформизм (Q2). Они нуждаются в групповой поддержке, стремятся принимать решения вместе с другими и следуют за общественным мнением. Нужно учитывать, что они крайне консервативны (Q1) и при наличии установившихся взглядов с сомнением относятся к новым идеям. Поскольку такие люди с подозрением относятся к новым людям и идеям, в качестве исполнителей и средств коррекции следует выбирать авторитетных сотрудников и материал, испытанный временем.

Важно помнить, что люди, сами склонные к морализации и нравоучениям, могут быть нетерпимы к подобным воздействиям по отношению к себе. В качестве отдельной трудности при психолого-педагогической работе с осужденными данной категории следует рассматривать их выраженную самоуверенность и самонадеянность (О), которые делают их нечувствительными к одобрению или порицанию окружающих.

Хотя агрессивные и доминантные тенденции преобладают над установками на социальное сотрудничество и зависимость в обеих группах испытуемых, осужденным за преступления экстремистской направленности присущ более выраженный уровень враждебности и агрессивности, согласно результатам методики Баса – Дарки, нежели осужденным за корыстные и корыстно-насильственные преступления. Причем для них характерны большее раздражение и негативизм по поводу происходящего, высокая подозрительность при взаимодействии с окружающими, которые они в большей степени склонны выражать в форме физической, а не вербальной агрессии, то есть с применением насильственных действий в отношении лиц, чье поведение им покажется угрожающим или враждебным.

Следует отметить, что, по сравнению с осужденными за корыстные и корыстно-насильственные преступления, данной группе лиц в меньшей степени присуще переживание чувства вины, что отражает отсутствие отрицательной оценки собственных агрессивных действий как неправильных или неприемлемых. Согласно анализу результатов проективной методики «Handtest» причины агрессивности осужденных за преступления экстремистской направленности связаны с неразрешенными личностно значимыми социальными проблемами. Подтверждается их подверженность в большой степени внешнему влиянию. Эта зависимость может выражаться в следовании какой-либо идеологии вплоть до фанатизма и определяется слабой самоидентичностью (преобладание групповой идентичности).

Следует признать, что основная гипотеза исследования о наличии у осужденных за преступления экстремистской направленности такой выраженной черты личности, как агрессивность, подтвердилась. Враждебность у осужденных за преступления экстремистской направленности выше, чем у лиц, осужденных за корыстные и насильственные преступления.

Однако показатель радикализма как проявление крайне независимых (в том числе от законодательства) взглядов и убеждений оказался выраженным у осужденных за преступления экстремистской направленности в низких значениях, отражая присущий им консерватизм во взглядах и убеждениях. В соответствии с типологией личности экстремиста, предложенной рядом пенитенциарных ученых, полученный нами портрет наиболее близок одной из четырех выделенных условных групп. В этом случае осужденные рассматриваются как обладающие повышенной зависимостью от мнения окружающих. Исследователи считают, что такие лица имеют склонность к самоутверждению путем совершения противоправных действий, поскольку в структуре их личности, с одной стороны, наблюдается ярко выраженная незрелость «Эго», с другой – повышенная потребность в общественном признании.

Крайний консерватизм, присущий нашим испытуемым, проявляется в том, что установки, сформированные на предубеждениях, у таких лиц имеют иррациональный характер, при котором высока вероятность однобокого, исключительно негативного рассмотрения представителей какой-либо группы как враждебной, объясняющего необходимость кардинальных мер в отношении нее, в том числе насильственного характера[3]. При этом внутренняя напряженность, снижение которой вряд ли возможно при наличии столь выраженных показателей скрытности и замкнутости, обусловлена нуждой в общественной поддержке и признании.

В данном случае она может удовлетворяться посредством группирования с другими осужденными, разделяющими их убеждения, в том числе являющимися представителями кавказского этноса. Решение проблемы экстремизма в социально-политическом плане во многом зависит от психолого-педагогического сопровождения процессов социализации граждан, а также их ресоциализации в условиях лишения свободы.

Его способны обеспечить анализ личности экстремиста, а также поиск психологической модели взаимодействия с ним, включающей как характеристики коммуникатора, так и конкретные способы общения, обусловливающие эффективность воздействия.

В профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов велика роль психологических знаний, которым в оперативно-розыскной и следственной практике всегда придавалось большое значение. Одним из направлений применения информации о динамических признаках человека в процессе расследования преступлений является составление модели психологического облика преступника. В зарубежной науке система сведений о психологическом облике преступника называется «психологическим профилем», в отечественной – «психологическим портретом преступника». Важное значение составление и использование таких портретов приобретает при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных в условиях «неочевидности», то есть, при полном отсутствии информации о преступнике.

Расследование конкретного преступления во многом зависит от разработки типологии личности преступника и составления его психологического портрета. Личность любого человека в психологии рассматривается как сложная система, состоящая из биологических, социальных и психологических характеристик.  Психологи, как правило, работают над выявлением особенностей внутреннего мира лиц, совершающих противоправные деяния; определяют закономерности и характерные черты их предкриминального, криминального и посткриминального поведения; создают психологические типологии и классификации, – все это успешно реализуется в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов при построении различных версий, при разработке вариантов поисковых портретов правонарушителей, скрывшихся с места преступления.

Материал, необходимый для составления психологического портрета предполагаемого преступника, при отсутствии достоверных знаний о нем, собирается путем скрупулезного исследования психологических особенностей предполагаемого преступника, которое производится на основе внимательного осмотра места происшествия, а также – тщательного изучения сведений о  жертве преступления и следов преступления, на основании которых можно делать выводы о наличии у преступника психопатических отклонений от принятых норм поведения.

Несмотря на то, что в действующем уголовнопроцессуальном законодательстве не находит отражение деятельность по составлению психологического портрета преступника и применению его в правоохранительной деятельности, на практике все чаще прибегают к методу составления психологического портрета в особо сложных случаях раскрытия и расследования преступлений. Этой проблеме посвящены работы многих отечественных ученых: Антоняна Ю.М., Афанасьевой С.А., Бегуновой Л.А, Бухановского О.А., Столяренко А.М., Чернениловой В.И., Верещагина В.А., Анфиногенова А.И., Образцова В.А., Богомоловой С.Н. и др. Обратимся к определению психологического портрета, которое предлагают А.М. Столяренко и В.И. Черненилова: «В юридической психологии под психологическим портретом целесообразно понимать целостный, систематизированный, избирательный и в то же время достаточно полный для решения служебных задач комплекс сведений о психологии лиц и групп, представляющих интерес для решения задач правоохранительной деятельности».

Теоретический метод построения психологического портрета основан на бытующем в криминалистике мнении, что личность преступника проявляется в его поведении. Так, ученые, в частности Булгаковы В.Г. и Е.В., считают, что «…часто повторяющиеся, привычные способы поведения доводятся до уровня автоматизма, неподвластного сознательному контролю. Поэтому следы, оставленные на месте преступления, позволяют судить о привычных способах поведения, а через них –  о личности преступника».

Психологический портрет в отличие от «словесного», подробно характеризующего внешний облик человека, отражает внутренние, психологические мотивы поведения человека, а также индивидуальные поведенческие признаки разыскиваемого лица. Основываясь на имеющихся данных, специалисты составляют примерное описание преступника: возраст, пол, род занятий семейное положение, криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой преступления, возможность повторного совершения преступного деяния. При этом наиболее целесообразным представляется обращение к построению психологического портрета в случаях, когда есть основания предполагать наличие у преступника психопатологии на сексуальной почве, которая находит свое выражение в садистских истязаниях жертвы, увечиях, обнаруженных на ее теле.

Основная функция психологического портрета заключается в том, чтобы быть средством поиска преступника, личность которого неизвестна. Важную роль психологического портрета в расследовании преступлений отмечают специалисты: «Психологический портрет и его использование не являются доказательствами по делу, но могут успешно применяться при поиске доказательств, а также осуществлении оперативных и следственных действий по изобличению виновных». «Необходимость в сведениях о психологии личности, – справедливо замечает исследователь Е.И. Замылин, – возникает не только на момент выявления факта посткриминального воздействия и установления лица его совершившего. Психологическая характеристика последнего является незаменимым компонентом в определении приоритетных направлений расследования, построения тактики проведения отдельных следственных действий как с его участием, так и с участием иных лиц, в том числе жертвы неправомерного воздействия».

На наш взгляд, можно также согласиться с утверждением, что «в основу приема психологического моделирования поведения преступника положены три параметра действия человека в зависимости от сложившейся ситуации[4]:

  1. Чем меньше согласуется действие человека с действиями большинства людей в той же ситуации, тем в большей степени оно обусловлено его индивидуальностью. <…>
  2. Чем однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем сильнее его поведение обусловлено индивидуальными особенностями. <…>
  3. Чем заметнее человек в похожих ситуациях меняет свое поведение, тем в большей степени оно детерминировано «личностными» факторами (при условии, что на ситуацию не влияют дополнительные внешние обстоятельства)».

Эти приемы позволяют оценить действия преступника с точки зрения индивидуальных свойств его личности, таких как: характерологические (характер, акцентуированные черты); социальнопсихологические особенности (здесь же стиль жизни и общения, социальный статус и пр.); направленность личности (мотивы, потребности, ценностные установки) и т.д.

Следует заметить, что составление психологического портрета предполагаемого преступника играет важную роль при производстве предварительного расследования особо тяжких преступлений (изнасилование, серийные убийства). Так, еще задолго до ареста известного ростовского маньякаубийцы А. Чикатило его психологический портрет был создан тоже ростовским врачом-психиатром Александром Бухановским, который занимался исследованием психологических особенностей серийных убийц (А. Сливко, Ю. Цюман), что оказало специалистам существенную помощь в поимке преступника. Несомненно, в поведении преступников наблюдались какие-либо однотипные действия, выявление которых давало возможность обозначить контуры их примерного психологического портрета. Так, например, серийный убийца Сливко А. уводил жертв в лесополосу (в основном это были мальчики), надевал им на головы целлофановые пакеты, подвешивал их за шею, засекая время и снимая на кинокамеру моменты судорог повешенных им детей. Чикатило А. действовал также чрезвычайно жестоко: он буквально растерзывал девушек и детей, откусывая и отрезая у них языки и соски, вонзая и поворачивая нож в теле жертвы.

Серийный убийца Цюман Ю. связывал жертвам руки за спину, в рот «запихивал» различные предметы, душил девушек их вещами, насиловал в извращенной форме, после чего убивал. По справедливому мнению, Антоняна Ю.М., жестокость в структуре преступного поведения убийцы выступает именно в качестве средства его самоутверждения. «Терзая, пытая, унижая другого, – подчеркивает Антонян Ю.М., – принося ему неимоверные страдания, без остатка порабощая его, преступник ощущает всю полноту и значимость своей личности, подтверждает свое место в жизни… Уничтожая другого, пытаясь буквальным образом втоптать его в землю или сжечь, преступник стремится компенсировать все те страдания, а подчас и унижения, которым ему, по его субъективным ощущениям, пришлось подвергаться ранее».

Действия, производимые серийными убийцами с жертвами, свидетельствуют о явной патологии преступников с ярко выраженными психосексуальными аномалиями. И если раньше подобные проблемы относились исключительно к области криминалистики и судебной медицины, то теперь к решению профессиональных задач все более активно подключают психиатров и психологов, так как без них эти задачи решить невозможно.

У ряда авторов, занимающихся проблемой разработки типовых моделей создания поискового портрета преступника, приводятся сведения о его структуре, элементном составе, своего рода правилах его построения. Структура предлагаемых моделей может иметь некоторые различия, но практически все исследователи данного вопроса выделяют биологические, психические и социальные признаки.

Несомненно одно: в настоящее время каждый сотрудник правоохранительных органов при осуществлении своей профессиональной деятельности должен владеть определенным набором психологических знаний, ибо только они позволят ему составить собственное  мнение о личности подозреваемого и создать психологический  портрет преступника.

Заключение

Метод профилирования до сих пор не приняли в качестве научного. Вопросы есть и к методике, и к проблемам, возникающим при её использовании на практике. Например, профилирование эффективно при расследовании убийств на сексуальной почве, ритуальных убийствах, изнасилованиях, безмотивных поджогах. Однако полицейские отмечают, что профилирование «не работает», когда жертва – лишь средство в достижении преступной цели.

Недостатком является и то, что профайлеру для работы нужно максимум информации, а это большая редкость. Более того, исторически сложилось так, что основной метод получения информации о природе поведения преступников определенной категории – это интервью лица, совершившего сходное преступление. Да, такая «беседа» несёт пользу. Но она также несёт и спорную информативную ценность.

Многие исследователи считают профилирование скорее искусством, чем наукой. Они не находят в ней системы. Однако, благодаря этой методике, было раскрыто немало преступлений в США и Западной Европе. А в США в ФБР есть специальный отдел бихевиористики, составляющий психопрофили.

В числе сведений, полученных от свидетелей и потерпевших по обстоятельствам, которые подлежат установлению по делу, значительное место занимают показания о внешнем облике лиц, которые скрылись с места происшествия, находятся в розыске или без вести пропали. При данных обстоятельствах следователь работает со свидетелем, потерпевшим, основу показаний которых формируют личное восприятие людей, событий, обстоятельств, – с очевидцами.

Подобное  восприятие  возможно в процессе сложной деятельности сознания человека.

В процессе получения информация подвергается воздействию различных факторов, имеющих отношение к условиям восприятия и к личности воспринимающего. Все это в совокупности определяет полноту и достоверность сведений, которыми располагает очевидец, их содержание, в том числе и сведения о внешнем облике преступника.

Если допрашиваемый утверждает, что сможет опознать человека, однако не дает описание его внешним признакам,  целесообразным становится изготовление субъективного портрета для конкретизации представления о внешности неизвестного преступника, что не препятствует дальнейшему использованию полученного портрета в розыскных целях. Субъективный портрет – это изображение лица, фигуры человека, изготовленное в соответствии с представлениями очевидца о внешности изображаемого лица.

Субъективные портреты представляют зрительное представление о внешности человека. Восприятие человека человеком существенно отличается у представителей различных возрастных групп. Так, детское восприятие характеризуется слабостью углубленного организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Несмотря на это ими хорошо воспринимаются объекты, чьи признаки вызывают у них непосредственный эмоциональный отклик.

Возраст лица влияет на объем воспринимаемой информации до периода ранней зрелости.  В настоящее время юридической практике известны три основных разновидности субъективных портретов: рисованные (художественнографические), фотокомпозиционные (фотороботы) и рисованнокомпозиционные.

На сегодняшний день при раскрытии преступлений в отношении малолетних потерпевших наиболее актуальным является применение методики составления субъективного рисованного портрета, поскольку отсутствие визуального контакта малолетнего потерпевшего с опознаваемым лицом в данном случае представляет собой ключевой момент, определяющий содержательность, подробность и достоверность отбираемых показаний.

Это объясняется как общей травматичностью ситуации, вызванной преступными действиями лица, совершившего уголовно наказуемое деяние, так и психологическими особенностями развития ребенка.

Список литературы

  1. Ахмедшин Р.Л. К вопросу о доказательственном статусе заключения об установлении психологического  портрета неизвестного  преступника / Проблемы познания в уголовном судопроизводстве: Материалы научно-практической конференции, 22-24 сентября 1999 г. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. – 98 с. С. 91-97.
  2. Анфиногенов, Александр Иванович. Психологический портрет преступника, его разработка в процессе расследования преступления : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.06. — Москва, 1997. — 183 с.
  3. Анфиногенов А.И. Психологический портрет преступника, его разработка в процессе расследования преступления: Автореф. дис. … канд.психолог.наук. М.: ВНИИ МВД РФ, 1997. — 18 с.
  4. Антонян, Юрий Миранович (1933-). Портреты преступников [Текст] : криминолого-психологический анализ : [монография] / Ю. М. Антонян, В. Е. Эминов. — Москва : НОРМА : ИНФРА-М, 2014.
  5. Аномальное сексуальное поведение = Anomalous sexual behavior : [Монография] / [А.А. Ткаченко, Е.Ю. Яковлева, Н.А. Радченко и др.] ; Под ред. А.А. Ткаченко и Г.Е. Введенского. — СПб. : Юрид. центр Пресс, 2003.
  6. Антонян, Юрий Миранович (1933-). Криминальная патопсихология / Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан. — М. : Наука, 1991
  7. Афанасьева, О. Р. Юридическая психология [Текст] : учебно-методический комплекс по специальности 050402 «Юриспруденция (учитель права)» / Афанасьева О. Р. ; Московская финансово-юридическая академия. — Москва : МФЮА, 2008
  8. Баранов, Павел Петрович. Юридическая психология : учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / П. П. Баранов, В. И. Курбатов. — Ростов н/Д : Феникс, 2004 (ЗАО Книга). — 572 с. (стр. 34, 372)
  9. Бессонов, Алексей Александрович. Общая теория криминалистики [Текст] : Учебное пособие / А. А. Бессонов. — Москва : Юрлитинформ, 2018. (стр. 82)
  10. Баранов, Павел Петрович. Юридическая психология : учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / П. П. Баранов, В. И. Курбатов. — Ростов н/Д : Феникс, 2004
  11. Бегунова, Л.А. Проблемы разработки и использования психолого-криминалистического портрета подозреваемого при раскрытии изнасилований и убийств, сопряженных с действиями сексуального характера /Л. А. Бегунова; Науч. рук. Р. А. Журавлев; Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России. — М.,2002. -28 с
  12. Борисова С.Е. Психологические особенности личности преступника // Юридическая психология. 2007. № 3.
  13. Бродченко, Олег Игоревич. Психолого-криминалистическое обеспечение раскрытия серийных сексуальных преступлений : метод. пособие / О. И. Бродченко, О. А. Логунова. — М. : ВНИИ МВД России, 2004 (УОП РИО ВНИИ МВД России). — 116,
  14. Бродченко, Олег Игоревич. Использование психологических знаний о личности преступника при раскрытии серийных сексуальных преступлений : пособие / О. И. Бродченко, О. А. Логунова ; М-во внутренних дел Российской Федерации, Гос. учреждение «Всероссийский науч.-исследовательский ин-т». — Москва : ВНИИ МВД России, 2007.
  15. Бухановский А.О., Бухановская О.А. Психические расстройства у серийных сексуальных преступников. Аналитический обзор. – Ростов-на-Дону:
  16. Бухановская О.А. Психические расстройства у лиц с серийными агрессивными сексуальными опасными действиями (клиника, динамика, систематика)
  17. Колесник, Андрей Александрович. Бандитский СССР [Электронный ресурс] : самые яркие уголовные дела / Колесник Андрей Александрович. — Москва : ЛитРес [поставщик], 2012. (стр. 72).
  18. Бухановская, Ольга Александровна. Психические расстройства у лиц с серийными агрессивными сексуальными опасными действиями (клиника, динамика, систематика) : диссертация … кандидата медицинских наук : 14.00.18 / Бухановская Ольга Александровна; [Место защиты: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии]. — Москва, 2003. — 275 с.
  19. Вахнина, Виктория Владимировна. Антикризисная переговорная деятельность сотрудников органов внутренних дел в ситуациях, связанных с совершением преступлений [Текст] : учебно-методическое пособие / В. В. Вахнина ; Академия управления МВД России. — Москва : Акад. упр. МВД России, 2018. (стр. 45-47)
  20. Виницкий, Лев Витальевич. Участие психолога в стадии предварительного расследования [Текст] : монография / Л. В. Виницкий, С. В. Сурменева. — Москва : Юрлитинформ, 2015
  21. Глазырин, Феликс Викторович. Серийные сексуальные убийства: расследование и предупреждение [Текст] / Ф. В. Глазырин, Е. В. Тихонова ; Волгоградский юридический ин-т. — Волгоград : [б. и.], 2003. — 189 с.
  22. Данилов, Александр Александрович. Маги криминала / А. А. Данилов ; Ассоц. Юрид. центр. — СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2004 (ППП Тип. Наука). — 500 с
  23. Гомонов, Николай Дмитриевич. Психические девиации и преступное поведение (криминологический и уголовно-правовой анализ) : автореферат дис. … доктора юридических наук : 12.00.08 / С.-Петерб. ун-т МВД РФ. — Санкт-Петербург, 2002. — 46 с
  24. Дуглас, Джон (1945-). Психологический портрет убийцы [Текст] : [клинические рассказы : 16+] / Джон Дуглас, Марк Олшейкер ; [перевод с английского]. — Москва : Алгоритм, 2017.
  25. Дуглас, Джон (1945-). Психологический портрет убийцы [Текст] : [16+] / Джон Дуглас, Марк Олшейкер. — Москва : Алгоритм, 2017. – 334
  26. Дуглас, Джон (1945-). Психологический портрет убийцы. Секретные методики ФБР [Текст] : [перевод с английского : 16+] / Джон Дуглас, Марк Олшейкер. — Москва : Алгоритм, 2016.
  27. Кирюхин Д.А.Географическое профилирование — помощь в составлении психологического   профиля   преступника и поиска мест сокрытия трупов // Эксперт-криминалист. 2015. № 4. С. 6-8.
  28. Куршев М.А. Серийные убийцы. Психологический портрет // Частный сыск. Охрана. Безопасность. 1996. №12. С. 44-46.
  29. Кутанин М.П. Весенне-летние кризы психики //Сю по психоневрологии, посвященный проф. А.И.Ющенко. Ростов-на-Дону. 1928. С. 474 — 484.
  30. Панкин А.И., Анфиногенов А.И. Психологический портрет преступника: понятие, виды, методика составления // Право и юридическая психология. №1. М., 1995. С. 6 — 14.
  31. Скорченко П. Новое в практике выявления и раскрытия преступлений, Психологический портрет преступника // Записки криминалистом М.: Юрикон, 1994. Вып. 4. С. 289 — 291.
  32. Сысоева Н. Психологический портрет неизвестного преступника: проблематика // Состояние и перспективы развития российского права: взгляды студентов. Тезисы докладов к конференции студентов юридического факультета АлтГУ. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. С. 164-166
  33. Метелев, Александр Валентинович. Практика составления психологического портрета неустановленного преступника [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Метелев ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Ижевский институт (филиал). — Ижевск : Ижевский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2016
  34. Эминов В.Е., Антонян Ю.М. Личность преступника и ее формирование // Актуальные проблемы российского права. 2015. №1. С.107-112.
  35. Щербакова Л.М., Белая О.П. Исследование личности преступника: теоретико-рефлексивный анализ // Общество и право. 2015 №4(54). С.160-164.
  36. Эминов В.Е., Антонян Ю.М. Личность преступника и ее формирование // Актуальные проблемы российского права. 2015. №1.
  37. Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности // Юридическая психология. 2008. №2.
  38. Криминалистическое изучение личности [Текст] : научно-практическое пособие для магистров / [Бедризов А. Г. и др.] ; отв. ред. Я. В. Комиссарова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. юридический ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА). — Москва : Проспект, 2016.
  39. Милюков, Сергей Витальевич. Современные возможности использования свойств человека при установлении личности в раскрытии и расследовании преступлений [Текст] : монография / С. В. Милюков. — Москва : Юрлитинформ, 2013.
  40. Пичугин, Сергей Анатольевич. Субъективный портрет и основы габитоскопии [Текст] : учебно-методическое пособие / С. А. Пичугин, Л. Ю. Захарова ; под редакцией кандидата юридических наук И. В. Киселевича. — Москва : Юрлитинформ, 2018.
  41. Исаев, Николай Алексеевич. Серийные преступления на сексуальной почве : монография / Исаев Н. А. ; Орловский гос. ун-т, Юридический фак., Каф. уголовного права. — Орел : [Орловский гос. ун-т] : [Картуш], 2007.
  42. Психология современной преступности / Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского ; [Н. М. Романова и др.]. — Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2006.
  43. Корма, Василий Дмитриевич. Криминалистическое распознавание по делам о серийных убийствах [Текст] : (научные основы и практика) : учебно-практическое пособие / В. Д. Корма, В. А. Образцов. — Москва : Юрлитинформ, 2015.
  44. Парфёнов, Александр Вадимович. Использование психологической информации в организации оперативно-розыскной деятельности по раскрытию серийных преступлений против жизни, половой неприкосновенности и половой свободы личности [Текст] : учебно-методическое пособие / А. В. Парфёнов, С. И. Владимиров ; Академия управления МВД России. — Москва : Академия управления МВД России, 2017.
  45. Протопопов, Александр Львович. Расследование серийных убийств / А. Л. Протопопов. — Санкт-Петербург : Изд. дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2006/
  46. Папкин, Анатолий Иванович. Юридическая психология : учебное пособие / А. И. Папкин, И. А. Папкин ; МВД России, Гос. образовательное учреждение доп. проф. образования «Всероссийский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России» (ВИПК), Центр изучения проблем доп. проф. образования. — 2-е изд., перераб. и доп. — Домодедово : ВИПК МВД России, 2006.
  47. Раскрытие убийств [Текст] : монография / [Булаева О. В., Комягина Ю. С., Лаврухин С. В., Усанов И. В.] ; под ред. С. В. Лаврухина. — Москва : Юрлитинформ, 2016.
  48. Макаренко, Илона Анатольевна. Криминалистика [Текст] : учебник для бакалавриата : для студентов и преподавателей высших учебных заведений Приволжского федерального округа, реализующих образовательные программы по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») / И. А. Макаренко, А. А. Эксархопуло. — Москва : Юрлитинформ, 2014. (стр. 31)
  49. Актуальные проблемы криминалистической тактики [Текст] : материалы международной научно-практической конференции (г. Москва, 28 марта 2014 г.) / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Московский гос. юридический ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА). — Москва : Юрлитинформ, 2014. — 319 с. (стр. 191)
  50. Иванченко, Валерия Анатольевна. Юридическая психология [Текст] : учебное пособие по направлению 37.05.02 «Психология служебной деятельности» / В. А. Иванченко, Ю. А. Козлова ; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. — Новосибирск : НГПУ, 2015. — 129 с. (стр. 21)
  51. Ищенко, Евгений Петрович. Поговорим о графологии [Текст] : почерк — зеркало души / Е. П. Ищенко. — Москва : Проспект, 2017. — 212 с.
  52. Криминалистика [Текст] : учебник / [О. В. Волохова и др.] ; под ред. Е. П. Ищенко. — Москва : Проспект, 2014. — 501 с. (345)
  53. Семенова, О. В. Юридическая психология [Текст] : конспект лекций / О. В. Семенова. — Москва : А-Приор, 2010. — 238 с.
  54. Этнорелигиозный терроризм : [монография] / [Ю. М. Антонян и др.] ; под ред. Ю. М. Антоняна ; Ин-т гуманитарного образования, Акад. права и упр. Федеральной службы исполнения наказания. — Москва : Аспект Пресс, 2006.
  55. Откидач, Андрей Олегович. Изучение личности обвиняемого на предварительном следствии [Текст] : монография / А. О. Откидач ; под ред. А. Ф. Волынского. — Москва : Юрлитинформ, 2013. — 181 с.
  56. Петухов В.А. О разработке в России психологических портретов лиц, совершаюших серийные преступления против личности // Записки криминалистов.1994.стр. 212
  57. России психологических портретов лиц, совершаюших серийные преступления против личности // Записки криминалистов.1994. Вып. 4. С. 307–308.
  58. Папкин А.И., Анфиногенов А.И. Психологический портретпре­ ступника: понятие, виды и методика составления // Электронное приложение. Серия «Право, 1995.
  59. Семенов, Владимир Николаевич. Психологический профиль личности с диссоциальным расстройством, совершившей насильственные преступления : автореферат дис. … кандидата психологических наук по специальности 19.00.04 Медицинская психология / Семенов Владимир Николаевич ; Белорусский государственный университет. — Минск, 2017
  60. Волоскова Н. Н. Криминальная психология: практикум. — Ставрополь : Сервисшкола, 2005
  61. Протопопов, Александр Львович. Расследование серийных убийств / А. Л. Протопопов. — Санкт-Петербург : Изд. дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2006 (СПб. : Береста). — 277,
  62. Корма, Василий Дмитриевич. Криминалистическое распознавание по делам о серийных убийствах [Текст] : (научные основы и практика) : учебно-практическое пособие / В. Д. Корма, В. А. Образцов. — Москва : Юрлитинформ, 2015.
  63. Бадиков, Константин Николаевич. Психодерматоглифический метод комплексного исследования следов рук в криминалистике: понятия, методика, перспективы развития [Текст] : монография / К. Н. Бадиков. — Москва : Юрлитинформ, 2014. – 278
  64. Иванов, Лев Николаевич. Полисистемные исследования личности в уголовном судопроизводстве: [монография] / Л. Н. Иванов; Саратовский юридический ин-т МВД России. — Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2006 (Саратов : Тип. Сарат. ун-та). – 354
  65. Петруня, О. Э. Юридическая психология [Текст] : учебно-методический комплекс / О. Э. Петруня. — Москва : IDO PRESS : Университетская книга, 2012.
  66. Кирюхин Д. А., Ялышев С. А. О соотношении понятий психологического профиля преступника и криминалистической характеристики // Библиотека криминалиста, 2014.
  67. Виницкий, Лев Витальевич. Участие психолога в стадии предварительного расследования [Текст] : монография / Л. В. Виницкий, С. В. Сурменева. — Москва : Юрлитинформ, 2015.
  68. Баронин A.C. Психологический профиль убийц: Пособие по криминальной психологии и криминалистике. Киев, 2001.
  69. Криминалистические средства и методы собирания доказательств [Текст] : учебное пособие для бакалавров / [Волохова О. В. и др.] ; отв. ред. Е. П. Ищенко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. юридический ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА). — Москва : Проспект, 2016. (стр. 183)
  70. Протасевич, Александр Алексеевич. Поисковый портрет преступника как интегративная система / А. А. Протасевич ; М-во общ. и проф. образования Российской Федерации, Иркутская гос. экономическая акад. — Иркутск : Изд-во Иркутской гос. экономической акад., 1998.
  71. Лобов, Юрий Николаевич. Буржуазная концепция прогнозирования индивидуального преступногоповедения и ее критический анализ : диссертация … кандидата юридических наук : 12.00.08. — Москва, 1980. — 145 с
  72. Выявление, раскрытие и расследование преступлений: современные проблемы теории и практики [Текст] : монография / [Мухин Г. Н. и др.] ; под общ. ред. Г. Н. Мухина. — Москва : Юрлитинформ, 2015. — 221
  73. Личность преступника и профилактика преступлений [Текст] : монография / [Антонян Ю. М. и др.] ; под ред. Ю. М. Антоняна. — Москва : Проспект, 2017. — 220 с
  74. Сибгатуллина С.Р. Психологический портрет преступника // Современные научные исследования и инновации. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/05/82304
  75. Wooher M., Klosinski G. Kinder-und jugendpsychiatrisch auffallige tierqualer: Ein Vergleich mit aggressiven patienten der kinder- und jugendpsychiatrie // Schweiz.Arch.neurol. 1988. V.139. №3. S.59-67.
  76. World Health Organization. (1992). The ICD-10 classification of mental and behavioural disorders: Clinical descriptions and diagnostic guidelines. Geneva, Switzerland: Author.
  77. Worling J.R., A. Litteljohn and D. Bookalam. (2010). 20-year prospective follow-up study of specialized treatment for adolescents who offended sexually. Behavioral Sciences and the Law, 28:46-57. Hoboken, N.J.: Wiley-Blackwell.
  78. Wortley R. (2008). Situational precipitators of crime. In R. Wortley and L. Mazerolle, eds, Environmental Criminology and Crime Analysis, 48 – 69. Portland, OR: Willan Publishing.

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф