Скоро защита?
Меню Услуги

Поисковый (психологический) портрет преступника

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические подходы к определению понятия «поисковый (психологический) портрет преступника». 6

1.1 Понятие «поисковый (психологический) портрет преступника» и его виды   6

1.2 Задачи психопрофилирования. 16

1.3 Криминалистическое значение поискового (психологического) портрета преступника при расследовании преступлений. 16

Глава 2. Методические аспекты составления поискового (психологического) портрета преступника. 33

2.1. Российская модель поискового (психологического) портрета преступника  33

2.2. Западная модель поискового психологического портрета (профиля) 41

Глава 3. Опыт использования психологического портрета в следственной и розыскной деятельности правоохранительных органов (сравнительное исследование на примере России и США) 53

3.1. Психопрофилирование как метод установления серийного преступника. 53

3.2. Использования психологического портрета в целях расследования экстремистских преступлений. 63

Заключение. 73

Список литературы.. 76

Введение

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в расследовании преступлений со скрытой мотивацией каких-либо «материальных» следов для поимки преступника обнаружить обычно не удается, либо они не пригодны для идентификации личности. В помощь сотрудникам правоохранительных органов приходит методика построения психологического портрета неустановленного лица, совершившего преступление. Использование этой методики позволяет решить ряд задач, а именно: определение круга подозреваемых, прогнозирование поведения преступника, построение наиболее оптимальной тактики допроса, оправдание невиновного лица и т.д.

Методика построения психологического портрета основана на принципах психоанализа и бихевиористики и заключается в том, что на основании представленных данных (о способе совершения преступления, следовой картине, информации о личности жертвы и т.п.) профессиональный психолог (профилер) составляет вероятностное описание психологически значимых характеристик неизвестного лица, совершившего преступление, в котором указывается предполагаемый возраст, пол, раса, семейное положение, служебный статус, уровень развития и сексуальной зрелости, вероятность совершения преступления в будущем, возможное криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой и другая информация.

Изначально методика составления психопрофиля создавалась как одно из средств борьбы с серийными убийствами, но в последующем стала использоваться для борьбы и с другими преступлениями.

Психологический портрет неизвестного преступника разрабатывается не по каждому преступлению, обычно — при совершении громких, особо жестоких и массовых преступлений, например, многоэпизодных убийств, терроризма, преступлений, совершенных ввиду национальной и религиозной розни.

С помощью метода составления психопрофиля было раскрыто не одно уголовное дело, в частности, метод использовался для поимки серийных убийц Т. Банди, Д. Карпентера, Дж. Даффи, Дж. Дамера, Г. Шипмана, а так же «Вашингтонского снайпера».

Результаты использования указанной методики более чем впечатляющие, только ее разработчик Д. Дуглас, используя приемы построения психологического портрета преступника, успешно участвовал в раскрытии более тысячи преступлений.

Построение психологического портрета неизвестного преступника наиболее оптимально производить не хаотично, а согласно жестко разработанным этапам (стадиям). Согласно американским канонам психопрофилирования выделяют семь стадий построения психологического портрета неизвестного преступника.

В основу анализа теории создания психологического портрета преступника положены работы: С.Л.Рубинштейна; А.Н.Леонтьева; Л.С.Выготского; В.Н.Мясшцева и др.

Объектом исследования являлась система теоретических принципов построения психологического портрета преступника, а так же практика расследования преступлений.

Предметом исследования — концепция и методика разработки психологического портрета неустановленного преступника, его содержание, свойства и практика составления.

Цель работы – изучить особенности поискового (психологического) портрета преступника.

Задачи:

— изучить понятие «поисковый (психологический) портрет преступника» и его виды;

— проанализировать задачи психопрофилирования;

— рассмотреть особенности криминалистического значения поискового (психологического) портрета преступника при расследовании преступлений;

— изучить российскую модель поискового (психологического) портрета преступника;

— проанализировать западную модель поискового психологического портрета (профиля);

— рассмотреть особенности психопрофилирования как метода установления серийного преступника;

— изучить особенности использования психологического портрета в целях расследования экстремистских преступлений.

Методы исследования: сравнительно-правовой метод, метод классификации, метод синтеза и анализа и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические подходы к определению понятия «поисковый (психологический) портрет преступника

1.1 Понятие «поисковый (психологический) портрет преступника» и его виды

В США, Канаде и Западной Европе моделировать личность неустановленного преступника исследователи начинают с конца 50х годов XX века. Поэтому к настоящему моменту в англоязычных странах терминология уже сложилась. Под профилированием понимают процесс формирования психологического «портрета» правонарушителя (набора характеристик личности) на основе имеющейся информации о преступлении (его места, личности жертвы, особенностей и пр. сведений). Специалистов, которые занимаются профилированием, называют профайлерами.

Процесс профилирования основан на убеждении в том, что личность преступника проявляется в особенностях его поведении. Он (преступник) повторяет своё поведение, а некоторые поступки доведены до автоматизма, то есть выпадают за грань сознательного контроля. В итоге преступник оставляет «следы», так называемые «психологические маркеры», по которым «профайлер» может его вычислить, то есть сделать выводы о его личности[1].

Зачем нужно составлять психопрофиль?

  1. Чтобы сузить список подозреваемых методом исключения из их числа лиц, не подходящих под описание психологического портрета преступника.
  2. Чтобы помочь оперативно-розыскным органам информацией о неизвестном преступнике.

Между профилированием и детективной работой существует тесная связь. Однако профайлер в отличие от детектива разыскивает не конкретного человека, а создаёт модель лица, совершившего преступление. Созданная им модель ложится в основу рекомендаций по раскрытию преступления и поиску преступника.

Задача профайлера – не найти преступника, но предположить, кем он может быть.

Удивительно, но да, профайлер может и фоторобот составить, но при условии, что у него будет достаточно информации.

Результатом профилирования может быть: описание внешних признаков разыскиваемого по методу словесного портрета; графическое или фотографическое моделирование этих признаков; собирательные (синтетические) портреты внешности разыскиваемого, составляемые с помощью технических средств-компараторов, идентификаторов и фотороботов.

Как правило, профайлер способен установить возрастной диапазон, расовую принадлежность, «модус операнди» (образ действий), уровень образования и образ жизни, привычку к пользованию определенным транспортом, вероятность наличия судимостей или обращений к психиатрам, и, возможно личные психологические черты. Психопрофиль может описывать сценарий фантазий конкретного убийцы или даже очертить место возможного проживания[2].

Дэвид Кантер, психолог, занимающийся профилированием (сам он предпочитает, чтобы его называли профайлером) консультировал полицейских, расследовавших серию изнасилований и убийств в Лондоне в середине 1980-х годов. Используя информацию о преступлениях, предоставленную полицией, а также свои познания в психологии, он предположил, где преступник жил (в районе первых трех нападений), кем мог работать (разнорабочий, вероятно, связан с железнодорожным предприятием), каков его социальный статус (одинокий мужчина с парой друзей) и каков его «психологический бекграунд», послуживший стимулом для совершения преступления.

Созданный Кантером психопрофиль позволил полиции сузить список подозреваемых (изначально он насчитывал около тысячи человек), сосредоточившись на личности Джона Даффи. Его арестовали, а позже доказали вину и осудили. Профиль Кантера оказался на удивление точным. Кстати, полиция использовала профиль только для своей внутренней работы. «Портрет преступника» не использовали в суде в качестве доказательства вины нападавшего.

Воображение рисует молодого человека в модном пальто с воротником-стойкой. Вы можете подумать, что он разглядывает узор на ковре, а на самом деле тот погружен в «чертоги разума»… однако. Однако профайлеры работают по установившейся методике, и она не столь романтична, как в популярных детективных сериалах.

Процесс построения психологического портрета состоит из пяти основных стадий.

Первая стадия: сбор информации. Специалист тщательно осматривает место происшествия. Любая незначительная деталь может способствовать сужению круга подозреваемых[3].

В профилировании существуют термины: «первичная» и «вторичная» сцена места преступления. Заключение будет тем эффективнее, чем меньше изменений в месте преступления внесено с момента его совершения до осмотра места преступления, так как изменение обстановки может дать ложную трактовку личности преступника. И вот тут сходство с сериалами и детективами поистине огромное. Помните, как запыхавшийся детектив на подходе к месту преступления кричит: «Не трогайте ничего!».

Основные источники информации: фотографии (причем их должно быть значительное количество), видеозаписи, опросники, заполняемые следователем во время проведения осмотра места происшествия, подробные результаты судмедэкспертизы (если её проводили), максимально полная информация о жертве (для создания виктимологического «психологического портрета»).

Вторая стадия: классификация неизвестного преступника.

Доминантным классификационным основанием выступает факт организованности преступника. Это степень планирования и фактор четкости определения жертвы. Следующее важное основание для классификации: мотивация преступника. Выделяют тип-призрак (целесообразность преступления оправдывается с точки зрения каких-либо моральных или религиозных взглядов) и тип-гедонист (преступление совершается в силу желания его совершить). И третье основание: цель совершения преступления. Здесь выделяют преступника, сосредоточенного на процессе (в случае сексуальных убийств здесь идет ориентирование на изнасилование и убийство) и преступников, сосредоточенных на акте (в случае сексуального убийства идет ориентирование на изнасилование). Следует отметить, что третье основание относится в большей степени к серийным убийцам.

Третья стадия: создание вероятностной модели личности преступника.

Систематизация всей полученной информации о преступнике и подготовка рекомендаций по оптимизации расследования преступлений.

Четвёртая стадия: предположение стратегии захвата.

На основании заключения профайлера с достаточной степенью вероятности прогнозируются обстоятельства (место, время, жертва и т. д.) совершения следующего преступления и рекомендации по задержанию преступника.

Пятая стадия: разработка рекомендаций относительно тактики допроса преступника.

Метод профилирования до сих пор не приняли в качестве научного. Вопросы есть и к методике, и к проблемам, возникающим при её использовании на практике. Например, профилирование эффективно при расследовании убийств на сексуальной почве, ритуальных убийствах, изнасилованиях, безмотивных поджогах. Однако полицейские отмечают, что профилирование «не работает», когда жертва – лишь средство в достижении преступной цели[4].

Недостатком является и то, что профайлеру для работы нужно максимум информации, а это большая редкость. Более того, исторически сложилось так, что основной метод получения информации о природе поведения преступников определенной категории – это интервью лица, совершившего сходное преступление. Да, такая «беседа» несёт пользу. Но она также несёт и спорную информативную ценность.

Многие исследователи считают профилирование скорее искусством, чем наукой. Они не находят в ней системы. Однако, благодаря этой методике, было раскрыто немало преступлений в США и Западной Европе. А в США в ФБР есть специальный отдел бихевиористики, составляющий психопрофили.

В числе сведений, полученных от свидетелей и потерпевших по обстоятельствам, которые подлежат установлению по делу, значительное место занимают показания о внешнем облике лиц, которые скрылись с места происшествия, находятся в розыске или без вести пропали. При данных обстоятельствах следователь работает со свидетелем, потерпевшим, основу показаний которых формируют личное восприятие людей, событий, обстоятельств, – с очевидцами. Подобное  восприятие  возможно в процессе сложной деятельности сознания человека. В процессе получения информация подвергается воздействию различных факторов, имеющих отношение к условиям восприятия и к личности воспринимающего. Все это в совокупности определяет полноту и достоверность сведений, которыми располагает очевидец, их содержание, в том числе и сведения о внешнем облике преступника.

Если допрашиваемый утверждает, что сможет опознать человека, однако не дает описание его внешним признакам,  целесообразным становится изготовление субъективного портрета для конкретизации представления о внешности неизвестного преступника, что не препятствует дальнейшему использованию полученного портрета в розыскных целях. Субъективный портрет – это изображение лица, фигуры человека, изготовленное в соответствии с представлениями очевидца о внешности изображаемого лица.

Субъективные портреты представляют зрительное представление о внешности человека. Восприятие человека человеком существенно отличается у представителей различных возрастных групп. Так, детское восприятие характеризуется слабостью углубленного организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Несмотря на это ими хорошо воспринимаются объекты, чьи признаки вызывают у них непосредственный эмоциональный отклик. Возраст лица влияет на объем воспринимаемой информации до периода ранней зрелости.  В настоящее время юридической практике известны три основных разновидности субъективных портретов: рисованные (художественнографические), фотокомпозиционные (фотороботы) и рисованнокомпозиционные.

На сегодняшний день при раскрытии преступлений в отношении малолетних потерпевших наиболее актуальным является применение методики составления субъективного рисованного портрета, поскольку отсутствие визуального контакта малолетнего потерпевшего с опознаваемым лицом в данном случае представляет собой ключевой момент, определяющий содержательность, подробность и достоверность отбираемых показаний. Это объясняется как общей травматичностью ситуации, вызванной преступными действиями лица, совершившего уголовно наказуемое деяние, так и психологическими особенностями развития ребенка.

Так, малолетние потерпевшие в силу возрастной специфики физического и психического развития испытывают трудности с формулированием точного описания внешности преступника, определением градации возраста человека, его отличительных черт, причинно-следственной связи появления и конкретизации их сущности в момент восприятия. По указанным причинам при установлении личности преступника нередко возникают проблемы с составлением фоторобота, поскольку в программе по составлению портретов варианты выбора внешности ограничены[5].

Рисованный портрет, напротив, является более объективным отображением внешности изображаемого лица, так как содержит максимально детализированную информацию ввиду отсутствия заранее изготовленных шаблонов. Стоит отметить, что процесс изготовления субъективного рисованного портрета не требует сложных технологических приборов и большого количества затрачиваемого времени.

Кроме того, в ходе создания рисунка ребенок имеет возможность внесения разнообразных правок, что является одним из признаков составления качественного субъективного рисованного портрета. Субъективный рисованный портрет может изготовить как приглашенный для этой цели эксперт-криминалист, так и профессиональный художник2. Субъективные портреты в основном отображают типажное сходство внешнего облика человека.  Стоит отметить, что в настоящее время одним из важнейших условий защиты прав малолетних участников уголовного судопроизводства является развитие психологического сопровождения следственных действий с несовершеннолетними и малолетними3. При этом психологическое сопровождение следственных действий с детьми имеет две равнозначные цели: защиту прав, интересов и психического здоровья ребенка и получение от него как можно более полной и точной информации, имеющей значение для уголовного дела.

С использованием специальных методик, техник и приемов (методов активизации памяти, когнитивного интервью, использования рисования и т.д.) в рамках дополнительного непроцессуального опроса психолог может получить дополнительную криминалистически значимую информацию об обстоятельствах преступления, впоследствии закрепляемой процессуально. Работая в паре со специалистом-художником, психолог может оказать существенную помощь в составлении субъективного портрета, разъясняя задачу, осуществляя организацию и направление процесса описания внешности, учитывая возрастные особенности малолетнего потерпевшего[6].

На основании изучения материалов уголовного дела, дополнительно полученной информации, анализа единой картины поведения несовершеннолетнего в ходе следственных действий психолог может осуществить предварительную оценку достоверности показаний несовершеннолетнего, выявить вероятность искажения информации или привнесения отдельных элементов, отличить признаки установочного поведения.

Указанная оценка является необходимой в тех случаях, когда показания малолетнего потерпевшего выступают основным или единственным доказательством по уголовному делу, есть основания подозревать оговор со стороны потерпевшего, в случаях изменения или запутанности показаний, и при наличии противоречащих друг другу показаний нескольких малолетних. Также верная интерпретация и оценка надежности показаний необходима в случае, если у малолетнего имеются какие-либо нарушения психического развития. Криминалист-художник, занимающийся составлением художественно-графического субъективного портрета, присутствует, в том числе, и на начальной стадии установления контакта специалиста-психолога с малолетним потерпевшим. При работе с детьми более старшего возраста необходимости участия художника на начальной стадии разговора не имеется.

Важно отметить, что малолетние потерпевшие участвуют в составлении субъективного рисованного портрета в сопровождении законного представителя, от которого предварительно отбирается согласие на использование данного способа установления личности подозреваемого. Рисованные портреты составляются в соответствии с требованиями общей методики изготовления субъективных портретов. В современной практике в качестве рисованных портретов используются штриховые и полутоновые рисунки лица и фигуры человека. В большинстве случаев такие портреты изготавливаются простыми рисовальными принадлежностями5. В начале работы с ребенком специалист-психолог, не акцентируя его внимание на травмирующих событиях, начинает обсуждение внешности преступника с общих черт: пола, возраста, телосложения, антропологии, выясняет, светлые или темные у него были волосы и глаза. На следующем этапе малолетнему предлагается выбрать общую форму лица, глаз, носа[7].

Образ составляется поэтапно, с использованием сравнительных элементов. При определении градации возраста предполагаемого преступника используется ориентир – возраст близкого родственника или присутствующих при оставлении портрета лиц, поскольку ребенку таким образом становится проще ориентироваться относительно возрастных критериев. Далее у малолетнего выясняются особые приметы преступника6. Визуальная оценка типажного сходства портрета в данном случае дается по пропорциональным соотношениям лица: его высоте и ширине, расположения глаз, носа, рта. При оценивании малолетним степени сходства изображенного человека с разыскиваемым лицом целесообразным является использование системы «оценок», которые позже выражаются в процентном соотношении криминалистом-художником. Перед составлением субъективного рисованного портрета специалистпсихолог и криминалист-художник не просматривают фотографии подозреваемого лица и ранее составленные фотороботы, что обеспечивает объективность проводимой работы7. Действия по оказания практической помощи следствию в данном случае не являются экспертизой.

Сразу по результатам следственного действия составляется справка, затем изготавливается протокол. Таким образом,  субъективные рисованные портреты позволяют визуализировать внешний облик лиц, неизвестных к началу розыска. Выбор данной методики составления субъективного портрета обусловлен психологическими закономерностями восприятия преступника малолетним лицом, а также возможностью максимальной детализации портрета.  Следует отметить, что субъективные портреты отображают внешность разыскиваемого лица не так полно и точно, как фотоснимки. Это объясняется особенностями воспроизведения мысленного образа[8].

Однако полученные субъективные изображения позволяют участникам розыска получить визуальную информацию об особенностях внешнего облика предполагаемого преступника, в связи с чем субъективные художественно-графические портреты, не могут использоваться в качестве полноценного судебного доказательства тождества личности. Однако применение метода составления субъективного рисованного портрета при раскрытии преступлений, совершенных в отношении малолетних потерпевших, имеет немаловажное оперативно-розыскное значение, способствует последующей идентификации личности подозреваемого, передаёт индивидуальные, присущие только портретируемому лицу черты, которые соответствуют представлениям очевидца о внешнем облике изображаемого.

1.2 Задачи психопрофилировании

Методика построения психологического портрета основана на принципах психоанализа и бихевиористики и заключается в том, что на основании представленных данных (о способе совершения преступления, следовой картине, информации о личности жертвы и т.п.) профессиональный психолог (профилер) составляет вероятностное описание психологически значимых характеристик неизвестного лица, совершившего преступление, в котором указывается предполагаемый возраст, пол, раса, семейное положение, служебный статус, уровень развития и сексуальной зрелости, вероятность совершения преступления в будущем, возможное криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой и другая информация.

Изначально методика составления психопрофиля создавалась как одно из средств борьбы с серийными убийствами, но в последующем стала использоваться для борьбы и с другими преступлениями[9].

Психологический портрет неизвестного преступника разрабатывается не по каждому преступлению, обычно — при совершении громких, особо жестоких и массовых преступлений, например, многоэпизодных убийств, терроризма, преступлений, совершенных ввиду национальной и религиозной розни.

С помощью метода составления психопрофиля было раскрыто не одно уголовное дело, в частности, метод использовался для поимки серийных убийц Т. Банди, Д. Карпентера, Дж. Даффи, Дж. Дамера, Г. Шипмана, а так же «Вашингтонского снайпера».

Результаты использования указанной методики более чем впечатляющие, только ее разработчик Д. Дуглас, используя приемы построения психологического портрета преступника, успешно участвовал в раскрытии более тысячи преступлений.

Построение психологического портрета неизвестного преступника наиболее оптимально производить не хаотично, а согласно жестко разработанным этапам (стадиям). Согласно американским канонам психопрофилирования выделяют семь стадий построения психологического портрета неизвестного преступника:

  1. Оценка самого преступления;
  2. Подробная оценка специфических особенностей места (мест) происшествия;
  3. Подробный анализ жертвы (жертв);
  4. Рассмотрение подробных отчетов полиции;
  5. Изучение протокола судебно-медицинского вскрытия;
  6. Разработка профиля с критическими характеристиками подозреваемого лица (лиц);
  7. Предложения по следственной стратегии на основании построенного профиля личности.

Между тем, в указанной схеме присутствует ряд методологических недостатков. Например, стадия оценки самого преступления (стадия 1) детализируется в стадиях 2, 3, 4, 5, тем самым, дублируя ее, а стадия разработки профиля (стадия 6), наоборот, нуждается в определенной детализации; стадия предложения по следственной стратегии включает в себя такие разнородные мероприятия как разработка элементов стратегии захвата и выработка предложений по специфике проведения допроса подозреваемого или обвиняемого.

Наиболее оптимальным представляется деление процесса построения психологического портрета неизвестного преступника на следующие стадии:

А) Первичный сбор информации о специфических особенностях преступления

Включает в себя осмотр места происшествия, анализ жертвы, предварительных отчетов следственных органов и изучение заключения судебно-медицинской экспертизы.

Б) Классификация неизвестного преступника

Осуществляется по целому ряду критериев, например, выделяют организованных и дезорганизованных преступников; преступников, ориентированных на процесс совершения преступления и ориентированный на преступный результат и т.д.

В) Создание вероятностной модели личности преступника

Вероятностная модель — это непосредственное описание преступника по определенным критериям (пол, возраст, интеллект, социальная адаптированность, криминальное прошлое и т.д.) на основании совокупности всей имеющейся по делу информации. Полнота и максимальная точность описания непосредственно зависит от того, насколько грамотно были проведены предыдущие стадии[10].

Для процесса создания вероятностной модели пока не существует достаточно разработанной теоретической базы, поэтому он ориентирован прежде всего на имеющийся эмпирический материал. В каждом случае все признаки рассматриваются в совокупности, и поэтому не могут являться исчерпывающими и верными в 100 % случаев.

Г) Выработка предложений по стратегии захвата лица, совершившего преступление

Д) Разработка рекомендаций относительно тактики допроса лица, подозреваемого в совершении преступления.

Не все методики составления психопрофиля одинаковы. Фактически существует по крайне мере две техники составления психологического профиля, разработанные следователями и криминалистами в США.

Индуктивный криминалистический профиль

Профиль — это совокупность поведенческих признаков, формирующих характерный способ действий или эмоциональных реакций, указывающих на определенные состояния индивида.

Существует 3 источника получения информации для составления индуктивного криминалистического профиля: официальное и неофициальное изучение известных преступников, практический опыт и информация из средств массовой информации.

Индуктивный криминалистический профиль очень прост в использовании, не требует каких-либо специальных судебно-медицинских знаний, специального образования и опыта, кроме того, обобщенные профили составляются достаточно быстро. Безусловно, существуют и явные недостатки указанного метода: представляемая информация касается лишь ограниченной части населения, не относится непосредственно к какому-либо уголовному делу и не может служить для составления психологического портрета отдельного человека, кроме того, содержит неточности, которые могут повлечь за собой обвинение невиновного.

При составлении индуктивного криминалистического профиля учитываются следующие особенности: преступники, совершившие преступления ранее, существуют в той же культурной среде, что и нынешние преступники, так как они находятся под воздействием той же окружающей среды и имеют схожую мотивацию; небольшие группы известных преступников, совершающие такие же преступления, как и неизвестные преступники, имеют схожие характеристики, которые могут быть применены по отношению к неизвестным преступникам при синтезе информации; поведение человека можно предсказать на основе первичного статистического анализа имеющихся характеристик; поведение и мотивы не изменяются со временем, то есть являются статическими, предсказуемыми явлениями.

Дедуктивный криминалистический профиль

Модель составления дедуктивного криминалистического профиля — это процесс интерпретации доказательств с учетом вещественных доказательств, фотографий места преступления, результатов судебно-медицинской экспертизы трупа, а так же тщательного изучения жертв конкретного преступника и анализа места преступления с целью восстановления специфической модели поведения преступника на месте преступления, из которой возможно вывести его психологические и демографические черты, мотивы и эмоциональное состояние. Информация о других аналогичных преступниках и преступлениях не учитывается[11].

Преимущества дедуктивного метода очевидны. Его применение позволяет установить modus operandi (способ действия) и почерк преступника, которые представляют чрезвычайную важность для раскрытия преступления.

В качестве недостатков дедуктивного метода можно выделить затраты большого количества времени, необходимость применения знаний во многих областях науки, привлечения специалистов, наличия специальной подготовки и навыков в области криминалистики, судебной медицины, воссоздания места преступления. Кроме того, дедуктивный криминалистический профиль не может указать на конкретно существующее лицо и доказать, что именно оно виновно в совершении преступления до тех пор, пока не будет установлен уникальный почерк преступника.

Базовыми ㅤпринципами ㅤпостроения ㅤдедуктивного ㅤкриминалистического ㅤпрофиля ㅤявляются ㅤследующие: каждое ㅤпреступление ㅤдолжно ㅤбыть ㅤрасследовано ㅤв ㅤотдельности ㅤс ㅤвыделением ㅤмотивации ㅤи ㅤповеденческих ㅤособенностей ㅤлица, совершившего ㅤего; ни ㅤодин ㅤиз ㅤпреступников ㅤне ㅤдействует ㅤбез ㅤмотивации; преступники ㅤимеют ㅤсобственную ㅤмотивацию, которая ㅤотличает ㅤих ㅤот ㅤдругих; поведение ㅤкаждого ㅤчеловека ㅤиндивидуально ㅤи ㅤформируется ㅤво ㅤвремени ㅤпод ㅤвлиянием ㅤбиологических ㅤи ㅤсоциальных ㅤфакторов; преступный ㅤспособ ㅤдействия ㅤможет ㅤэволюционировать ㅤво ㅤвремени ㅤс ㅤсовершением ㅤновых ㅤпреступлений; один ㅤпреступник ㅤможет ㅤруководствоваться ㅤнесколькими ㅤмотивами ㅤв ㅤмомент ㅤсовершения ㅤкак ㅤнескольких, так ㅤи ㅤодного ㅤпреступления.

Многие ㅤавторы ㅤсчитаю, что ㅤметодику ㅤпостроения ㅤпсихологического ㅤпортрета ㅤна ㅤсегодняшний ㅤдень ㅤнельзя ㅤназвать ㅤполноценно ㅤнаучной ㅤввиду ㅤфактического ㅤотсутствия ㅤв ㅤней ㅤсистематики. Действительно, наиболее ㅤобщие ㅤхарактеристики ㅤлица, совершившего ㅤпреступление, устанавливаются ㅤисходя ㅤиз ㅤимеющихся ㅤнаучно ㅤобоснованных ㅤстатистических ㅤзакономерностей, однако, последующая ㅤдетализация ㅤпсихологического ㅤпортрета ㅤпреступника ㅤв ㅤосновном ㅤориентируется ㅤна ㅤопыт, знания ㅤи ㅤздравый ㅤсмысл ㅤлица, составляющего ㅤпсихологический ㅤпортрет. Но ㅤметодике ㅤпостроения ㅤпсихопрофиля ㅤнеизвестного ㅤпреступника ㅤнельзя ㅤотказывать ㅤв ㅤправе ㅤна ㅤсуществование ㅤлишь ㅤна ㅤосновании ㅤиспользования ㅤнекоторых ㅤтеоретических ㅤположений, которые ㅤхотя ㅤв ㅤцелом ㅤне ㅤсоответствуют ㅤдоктрине ㅤправа, тем ㅤне ㅤменее ㅤшироко ㅤиспользуются.

Построение ㅤпсихологического ㅤпортрета ㅤ— это ㅤскорее ㅤискусство, чем ㅤнаука[12].

Практика ㅤпостроения ㅤпсихологического ㅤпортрета, насчитывающая ㅤсотни ㅤудачных ㅤслучаев, включает ㅤв ㅤсебя ㅤбольшое ㅤколичество ㅤутверждений, творчески ㅤиспользуя ㅤкоторые, специалист ㅤсоставляет ㅤвероятностный ㅤпрофиль ㅤнеизвестного ㅤсубъекта ㅤочень ㅤблизкий ㅤк ㅤреальному. Так, например, семейный ㅤстатус ㅤпреступника ㅤотражается ㅤв ㅤследах ㅤпреступления ㅤ(лицо, имеющее ㅤсемью, обладает ㅤопределенными ㅤэмпатийными ㅤхарактеристиками ㅤтакими ㅤкак ㅤсочувствие, жалость, поэтому ㅤтакое ㅤлицо ㅤпосле ㅤсовершения ㅤжестокого ㅤпреступления ㅤзачастую ㅤчувствует ㅤсвою ㅤвиновность ㅤи ㅤжестокость ㅤсодеянного, вследствие ㅤчего ㅤпроизводит ㅤпопытки ㅤизбежать ㅤ«взгляда» жертвы ㅤпутем, например, выкалывания ㅤглаз ㅤлибо ㅤнакрывания ㅤголовы), а ㅤобразовательный ㅤуровень ㅤнеизвестного ㅤпреступника ㅤможно ㅤопределить ㅤпо ㅤколичеству ㅤна ㅤтрупе ㅤнефункциональных ㅤран.

Между ㅤтем, при ㅤпостроении ㅤпсихологического ㅤпортрета ㅤнеизвестного ㅤпреступника ㅤважно ㅤоценивать ㅤвсю ㅤимеющуюся ㅤинформацию ㅤв ㅤее ㅤсовокупности, так ㅤкак ㅤодни ㅤи ㅤте ㅤже ㅤследы ㅤпреступления ㅤмогут ㅤсвидетельствовать ㅤо ㅤразличных ㅤчертах ㅤличности. Так, задрапированное ㅤлицо ㅤв ㅤодних ㅤслучаях, как ㅤотмечалось ㅤвыше, может ㅤсвидетельствовать ㅤо ㅤраскаянии ㅤпреступника, а ㅤв ㅤдругих, например, при ㅤпридании ㅤтрупу ㅤнепристойной ㅤпозы ㅤлибо ㅤпри ㅤритуальном ㅤраспределении ㅤпредметов ㅤрядом ㅤс ㅤтелом ㅤ— унижение, деперсонализацию ㅤжертвы.

Также ㅤследует ㅤобратить ㅤвнимание ㅤна ㅤважную ㅤроль ㅤпрофессионализма ㅤи ㅤталанта ㅤлица, занимающегося ㅤсоставлением ㅤпсихологических ㅤпортретов.

Психопрофиль ㅤможет ㅤразработать ㅤне ㅤкаждый ㅤпсихолог, а ㅤлишь ㅤтот, который ㅤпрошел ㅤспециальную ㅤподготовку, имеет ㅤхороший ㅤтеоретический ㅤи ㅤпрактический ㅤуровень. В российской ㅤюридической ㅤлитературе ㅤбытует ㅤмнение ㅤо ㅤтом, что ㅤспециальные ㅤзнания ㅤэксперта-психолога ㅤдолжны ㅤбыть ㅤпрофессиональными ㅤпсихологическими ㅤи ㅤне ㅤпересекаться ㅤс ㅤюридическими. Однако ㅤпрактика ㅤсоставления ㅤпсихопрофиля ㅤпоказывает, что ㅤпрофессиональные ㅤпсихологи ㅤи ㅤпсихиатры ㅤпри ㅤописании ㅤнеизвестного ㅤпреступника ㅤизлишне ㅤакадемичны; составленный ㅤими ㅤпсихологический ㅤпортрет ㅤносит ㅤдиагностический ㅤхарактер, а ㅤне ㅤхарактер ㅤопределенного ㅤ«руководства ㅤк ㅤдействию» для ㅤследователя. Представляется, что ㅤпрофилер ㅤдолжен ㅤобладать ㅤбазовым ㅤюридическим ㅤобразованием, а ㅤтакже ㅤспециальными ㅤпознаниями ㅤв ㅤкриминалистике ㅤи ㅤкриминальной ㅤпсихологии.

Сегодня ㅤв ㅤРоссии ㅤсоставлением ㅤпсихологических ㅤпрофилей ㅤнеизвестных ㅤпреступников ㅤзанимаются ㅤлишь ㅤнекоторые ㅤсексологи, психологи ㅤи ㅤпсихиатры, среди ㅤкоторых ㅤособо ㅤследует ㅤвыделить ㅤростовского ㅤпсихиатра ㅤА.О. Бухановского ㅤи ㅤвозглавляемый ㅤим ㅤлечебно-реабилитационный ㅤнаучный ㅤцентр ㅤ«Феникс», которые, пожалуй, являются ㅤединственными ㅤв ㅤРоссии ㅤзнатоками ㅤтехники ㅤсоставления ㅤпсихопрофиля. Заметим, что ㅤА. О. Бухановский ㅤстал ㅤмировой ㅤзнаменитостью ㅤв ㅤпсихиатрии ㅤпосле ㅤтого, как ㅤс ㅤего ㅤпомощью ㅤбыл ㅤсоставлен ㅤпсихологический ㅤпортрет ㅤсерийного ㅤубийцы ㅤАндрея ㅤЧикатило, по ㅤкоторому ㅤего ㅤудалось ㅤзадержать.

В России ㅤне ㅤсуществует ㅤспециального ㅤотдела, подобно ㅤописанному ㅤотделу ㅤбихевиористики ㅤФБР США. На ㅤсегодняшний ㅤдень ㅤузкая ㅤспециализация ㅤявляется ㅤединственной ㅤвозможностью ㅤизбежать ㅤсуществующих ㅤметодологических ㅤнедостатков ㅤметодики ㅤпостроения ㅤпсихопрофиля[13].

Полагаю, что ㅤв ㅤцелях ㅤэффективного ㅤрасследования ㅤуголовных ㅤдел ㅤнеобходимо ㅤпоставить ㅤвопрос ㅤо ㅤсоздании ㅤв ㅤРоссии ㅤСпециального ㅤОтдела ㅤили ㅤРабочей ㅤГруппы ㅤспециалистов, занимающихся ㅤисключительно ㅤсоставлением ㅤпсихологических ㅤпортретов ㅤнеизвестных ㅤпреступников.

1.3 Криминалистическое значение поискового (психологического) портрета преступника при расследовании преступлений

До ㅤсоставления ㅤпервого ㅤпсихологического ㅤпортрета ㅤпреступника, ученых, начиная ㅤс ㅤдевятнадцатого ㅤвека, стало ㅤинтересовать, — какие ㅤфакторы ㅤмогут ㅤоказать ㅤвлияние ㅤна ㅤформирование ㅤтакой ㅤличности, что, само ㅤсобой, явилось ㅤпервым ㅤшагом ㅤк ㅤпсихологическому ㅤпортретированию.

Настоящего ㅤже ㅤпризнания ㅤдифференциальная ㅤпсихология ㅤдобилась ㅤтолько ㅤв ㅤсередине ㅤшестидесятых ㅤгодов ㅤдвадцатого ㅤвека ㅤ- в ㅤпериод ㅤпризнания ㅤбольшого ㅤколичества ㅤтестов, которые ㅤпредназначаются ㅤдля ㅤтого, чтобы ㅤузнать ㅤне ㅤтолько ㅤуровень ㅤинтеллектуального ㅤразвития ㅤчеловека, но ㅤи ㅤего ㅤпредпочтения, любимые ㅤкниги, продукты, образы; какой ㅤон ㅤпо ㅤнастроению, чем ㅤлюбит ㅤзаниматься ㅤв ㅤсвободное ㅤот ㅤработы ㅤи ㅤучебы ㅤвремя ㅤи ㅤтак ㅤдалее.

Значительная ㅤроль ㅤв ㅤобласти ㅤизучения ㅤличности ㅤпреступника ㅤи ㅤсоздания ㅤметода ㅤпсихологического ㅤпортретирования ㅤотводится ㅤисследованиям ㅤДжона ㅤДугласа, который ㅤмного ㅤлет ㅤбыл ㅤагентом ㅤФБР, долгие ㅤгоды, посвятив ㅤизучению ㅤнасильственной ㅤпреступности ㅤи ㅤпрактики ㅤраскрытия ㅤсерийных ㅤпреступлений.

Он ㅤуспешно ㅤпровел ㅤболее ㅤтысячи ㅤрасследований. Именно ㅤон ㅤразработал ㅤметод ㅤразбора ㅤпрофиля ㅤличности ㅤубийцы.

Суть ㅤметода ㅤзаключается ㅤв ㅤтом, что ㅤна ㅤоснове ㅤизображенных ㅤданных ㅤ(следы ㅤна ㅤместе ㅤпреступления, способ ㅤубийства, информация ㅤо ㅤжертве) психолог ㅤсобирает ㅤпримерное ㅤописание ㅤпреступника, в ㅤкотором ㅤуказывает ㅤпредполагаемый ㅤвозраст, раса, пол, семейное ㅤположение, взаимоотношения ㅤс ㅤжертвой, возможное ㅤкриминальное ㅤпрошлое, совершит ㅤли ㅤон ㅤпреступление ㅤеще ㅤраз, если ㅤего ㅤне ㅤостановить.

В семьдесят ㅤдевятом ㅤгоду ㅤзадержали ㅤпервого ㅤсерийника, на ㅤоснове ㅤданного ㅤпортрета.

В одна ㅤтысяча ㅤдевятьсот ㅤвосемьдесят ㅤдевятом ㅤгоду, наш ㅤотечественный ㅤисследователь, Бухановский ㅤА.О., получил ㅤприглашение ㅤследствием ㅤдля ㅤпомощи ㅤв ㅤпоимке ㅤростовского ㅤманьяка ㅤЧикатило ㅤА.Р. Во ㅤмногом ㅤблагодаря ㅤпсихологическому ㅤпортрету, составленному ㅤБухановским ㅤА.О., и ㅤбыл ㅤпойман ㅤубийца.

Бухановский ㅤА.О., проведя ㅤисследования ㅤв ㅤобласти ㅤразвития ㅤличности ㅤсерийного ㅤубийцы, выделил ㅤнемного ㅤфакторов, которые ㅤвлияют ㅤна ㅤформирование ㅤличности ㅤпреступника.

Первый ㅤфактор ㅤ- мозговой ㅤ(по ㅤмнению ㅤпрофессора, он ㅤявляется ㅤключевым). У преступников ㅤпредоставленного ㅤтипа ㅤпоражены ㅤлобные ㅤи ㅤвисочные ㅤобразования, ответственные ㅤза ㅤвысшие ㅤформы ㅤпсихической ㅤдеятельности: развитие ㅤличности, мировоззрения, морали ㅤи ㅤэтики. Кроме ㅤтого, у ㅤтаких ㅤлюдей ㅤне ㅤработают ㅤучастки ㅤмозга, которые ㅤотвечают ㅤза ㅤпрогностические ㅤфункции ㅤи ㅤсознательную ㅤдеятельность.

Ученый ㅤдоказал, что ㅤподобные ㅤспецифические ㅤизменения ㅤвозникают ㅤеще ㅤдо ㅤв ㅤутробе ㅤматери. В отличие ㅤот ㅤзападного, отечественный ㅤученый ㅤне ㅤсчитает, что ㅤчеловек, имеющий ㅤопределенной ㅤпатологией ㅤмозга, обязательно ㅤстанет ㅤпреступником, хотя, профилактика ㅤкриминального ㅤповедения, смогла ㅤбы ㅤпредотвратить ㅤряд ㅤпреступлений.

Вторым ㅤфактором, выделенным ㅤученым, — является ㅤтяжелая ㅤбеременность, а ㅤтакже ㅤтравма, приобретенная ㅤмладенцем ㅤпри ㅤрождении. Так ㅤисследован ㅤне ㅤодин ㅤсадист ㅤи ㅤпедофил, что ㅤпомогло ㅤсоставить ㅤтаблицу. Наличие ㅤродовых ㅤтравм ㅤвыяснилось ㅤво ㅤвремя ㅤбесед ㅤс ㅤматерями ㅤи ㅤродственниками ㅤпочти ㅤвсех ㅤсерийных ㅤпреступников. Как ㅤправило, такие ㅤлюди ㅤне ㅤиспытывают ㅤчувства ㅤвлюбленности, они ㅤне ㅤпонимают ㅤязыков ㅤжестов ㅤи ㅤвзглядов[14].

Третий ㅤфактор ㅤ- характерное ㅤвоспитание. Это ㅤдополняет ㅤкартину.

Составление ㅤпсихологического ㅤпортрета ㅤпреступника ㅤпредполагает ㅤрешение ㅤопределенных ㅤзадач, имеющих ㅤприкладное ㅤзначение ㅤв ㅤрамках ㅤдеятельности ㅤправоохранительных ㅤорганов.

В отечественной ㅤпсихологии ㅤпсихологический ㅤпортрет ㅤне ㅤявляется ㅤдоказательством ㅤпо ㅤделу, но ㅤможет ㅤиспользоваться ㅤпри ㅤпоиске ㅤсвидетельств, осуществления ㅤоперативных ㅤи ㅤследственных ㅤвлияний.

Задачами ㅤпсихологического ㅤпортрета ㅤявляется:

  1. определение ㅤи ㅤсужение ㅤкруга ㅤподозреваемых ㅤпо ㅤделу ㅤлиц;
  2. конкретизация ㅤдля ㅤпоисковых ㅤгрупп ㅤпризнаков ㅤпреступника;
  3. установление ㅤприоритета ㅤверсий ㅤи ㅤнаправление ㅤрозыска ㅤпреступника.

В зависимости ㅤот ㅤтого, какие ㅤзадачи ㅤставятся ㅤдля ㅤсоздания ㅤпсихологического ㅤпортрета ㅤпреступника, в ㅤюридической ㅤпсихологии ㅤвыделяют ㅤего ㅤразличные ㅤвиды:

По ㅤего ㅤпредназначению ㅤдля ㅤследствия

1) для ㅤрозыска ㅤпреступника

2) для ㅤпрогнозирования

3) для ㅤпроведения ㅤследственных ㅤмероприятий

4) для ㅤисправления ㅤпреступника

5) для ㅤтого, чтобы ㅤспрогнозировать ㅤповедение ㅤпреступника ㅤпосле ㅤтого, как ㅤон ㅤосвободится ㅤиз ㅤмест ㅤлишения ㅤсвободы

Какие ㅤвиды ㅤпсихологических ㅤпортретов ㅤбываю, в ㅤзависимости ㅤот ㅤизвестности ㅤпреступника, для ㅤследствия

1) известного ㅤпреступника ㅤпсихологический ㅤпортрет;

2) неизвестного ㅤпреступника ㅤпсихологический ㅤпортрет.

Один ㅤили ㅤне ㅤодин ㅤпреступник, находящийся ㅤпод ㅤподозрением

1) преступной ㅤгруппы ㅤпсихологический ㅤпортрет

2) портрет ㅤодного ㅤпреступника

За ㅤрубежом ㅤметодика ㅤпсихологического ㅤпортрета ㅤносит ㅤназвание ㅤпсихологический ㅤпрофиль. Психологический ㅤпрофиль, или ㅤ«психопрофиль» — представляет ㅤсобой ㅤсистему ㅤсведений ㅤо ㅤпсихологических ㅤи ㅤиных ㅤпризнаках ㅤданного ㅤлица, существенных ㅤс ㅤточки ㅤзрения ㅤего ㅤидентификации.

В российской ㅤпрактике ㅤприменение ㅤметодики ㅤпродолжилось ㅤв ㅤ1992 году, в ㅤМВД была ㅤпринята ㅤпрограмма ㅤнаучно-практической ㅤразработки ㅤпсихологического ㅤпортрета ㅤнеизвестных ㅤпреступников, совершающих ㅤсерийные ㅤпреступления ㅤпротив ㅤличности.

Психологический ㅤпортрет ㅤ- психолого-криминалистический ㅤметод, результат ㅤпознания ㅤкриминального ㅤсобытия, ориентированный ㅤна ㅤвыявление ㅤкомплекса ㅤсведений ㅤоб ㅤиндивидуальных ㅤпризнаках ㅤи ㅤособенностях ㅤличности ㅤсубъекта ㅤпреступления, проявляющихся ㅤв ㅤсовокупности ㅤобстоятельств ㅤи ㅤследов ㅤпреступной ㅤдеятельности[15].

Свойства ㅤпсихологического ㅤпортрета: устойчивость ㅤвыявленных ㅤпараметров ㅤличности; вероятностный ㅤхарактер; динамичность; прогнозтичность.

Требования ㅤк ㅤсоставлению ㅤпсихологического ㅤпортрета: точность, валидность, надежность.

Технология ㅤсоставления ㅤпсихологического ㅤпортрета.

Процедура ㅤсостоит ㅤиз ㅤ5 шагов:

  1. обстоятельственное ㅤизучение ㅤи ㅤанализ ㅤприроды ㅤи ㅤсущности ㅤпреступления ㅤи ㅤтипология ㅤлиц, совершавших ㅤподобные ㅤдеяния ㅤв ㅤпрошлом;
  2. исчерпывающий ㅤанализ ㅤместа ㅤпреступления;
  3. углубленное ㅤизучение ㅤжертвы ㅤ(увлечения, интересы, окружение);
  4. формулирование ㅤвозможных ㅤмотивирующих ㅤфакторов ㅤвсех ㅤзадействованных ㅤ(причастных) лиц;
  5. описание ㅤпреступника.

Для ㅤсоставления ㅤпсихологического ㅤпрофиля ㅤиспользуются:

— изучение ㅤвиктимологии ㅤжертвы ㅤ(пол, возраст, род ㅤдеятельности, социальный ㅤстатус, образование, окружение, привычки, круг ㅤзнакомых, конфликтные ㅤситуации ㅤв ㅤпоследнее ㅤвремя, денежные ㅤтрудности, семейное ㅤположение; изучение ㅤтелефонных ㅤзвонков, контактов ㅤжертвы ㅤв ㅤсоциальных ㅤсетях ㅤи ㅤт.д.);

— медицинское ㅤзаключение ㅤо ㅤвскрытии ㅤтрупа ㅤ(изучение ㅤспособа ㅤи ㅤсредств ㅤсовершения ㅤпреступления, имеет ㅤли ㅤместо ㅤсексуальный ㅤмотив);

— всестороннее ㅤисследование ㅤобнаруженных ㅤследов ㅤна ㅤместе ㅤпреступления ㅤ(отпечатки ㅤпальцев, следы ㅤслюны ㅤи ㅤдругих ㅤжидкостей, запахи, следы ㅤобуви, оставленные ㅤ«послания» или ㅤособые ㅤдействия, совершенные ㅤс ㅤтрупом, расположение ㅤи ㅤпоза ㅤтрупа);

— оценка ㅤместа ㅤсовершения ㅤпреступления ㅤи ㅤпланы ㅤперемещения ㅤсубъекта ㅤ(улица, здание, квартира; расположение ㅤна ㅤкарте ㅤданного ㅤместа, подъездные ㅤпути, линии ㅤметро, автобусные ㅤостановки, автомобильные ㅤпарковки).

Этапы ㅤразработки ㅤсоставления ㅤпсихологического ㅤпортрета ㅤпреступника[16]:

  1. составление ㅤинформационной ㅤмодели ㅤсобытия ㅤпреступления;
  2. ситуативное ㅤмоделирование ㅤповедение ㅤпреступника;
  3. интерпретация ㅤчерез ㅤпсихологическое ㅤобъяснение ㅤповедения ㅤпреступника;
  4. оформление ㅤвыводной ㅤинформации ㅤо ㅤпризнаках ㅤличности.

Поисковый ㅤпортрет ㅤпреступника ㅤразрабатывается ㅤследующим ㅤобразом: приглашается ㅤкриминолог, криминалист, психолог ㅤи, иногда, психиатр. Данные ㅤучастники ㅤв ㅤпроцессе ㅤсовместного ㅤи ㅤвсестороннего ㅤизучения ㅤматериалов ㅤдела ㅤсоставляют ㅤвывод:

  1. мотивация ㅤповедения ㅤ(склонности, привычки, навыки, индивидуальные ㅤхарактеристики);
  2. возрастная ㅤгруппа;
  3. район ㅤместа ㅤпреступления ㅤ(«зона ㅤкомфорта ㅤпреступника»);
  4. отношение ㅤк ㅤкриминальному ㅤмиру;
  5. наличие ㅤпсихических ㅤпатологий;
  6. физические ㅤхарактеристики;
  7. уровень ㅤобразования ㅤи ㅤпрофессиональной ㅤквалификации ㅤ(род ㅤзанятий, отношение ㅤк ㅤотдельным ㅤвидам ㅤдеятельности ㅤ- к ㅤслужбе ㅤв ㅤармии, спорту, медицине).

Например, поисковый ㅤпортрет ㅤсерийных ㅤубийц. При ㅤпостроении ㅤэтого ㅤпортрета ㅤрекомендуется ㅤучитывать:

— время ㅤгода ㅤ(наибольшее ㅤколичество ㅤпреступлений, связанных ㅤс ㅤнасильственными ㅤдействиями ㅤсексуального ㅤхарактера, совершается ㅤвесной, далее ㅤ- осенью, летом ㅤи, наконец ㅤ- зимой).

— время ㅤнападения ㅤ(утро, день, вечер, ночь); изнасилование ㅤсовершается ㅤчаще ㅤвсего ㅤв ㅤ11, 14 (школьники ㅤвозвращаются ㅤс ㅤзанятий), 19 (взрослые ㅤ- с ㅤработы), 22 часов ㅤ(возвращаются ㅤиз ㅤгостей ㅤи ㅤвечерних ㅤпрогулок).

— день ㅤнедели ㅤ(выходные, праздничные ㅤдни);

— особенности ㅤпогодных ㅤусловий ㅤ(температура ㅤвоздуха, влажность, атмосферное ㅤдавление, дождь, фазы ㅤлунного ㅤцикла);

— маршрут ㅤдвижения ㅤжертвы ㅤв ㅤпоследний ㅤчас ㅤдо ㅤнападения ㅤи ㅤместо, с ㅤкоторого ㅤначинается ㅤвыслеживание;

— маршрут ㅤдвижения ㅤпреступника ㅤ(прибытие ㅤи ㅤотход).

Алгоритм ㅤсоставления ㅤпортрета ㅤв ㅤотечественной ㅤнауке:

ориентация ㅤна ㅤобщую ㅤструктуру ㅤличности.

Структура ㅤличности ㅤпо ㅤПлатонову ㅤКонстантину ㅤКонстантиновичу:

— направленность ㅤ- потребности, мотивы, цели, интересы;

— характер ㅤ- отношение ㅤк ㅤсамому ㅤсебе, к ㅤлюдям;

— познавательные ㅤпроцессы ㅤ- способности ㅤи ㅤделовые ㅤкачества ㅤ(внимание, наблюдательность, свойства ㅤпамяти, настойчивость, активность, самообладание);

— темперамент ㅤ- скорость ㅤреакции ㅤ(лабильность, устойчивость);

— подготовленность, то ㅤесть, личный ㅤопыт ㅤ(социально ㅤобусловленное ㅤкачество);

  1. юридически ㅤзначимые ㅤтипизации ㅤ(способ ㅤи ㅤмотивы ㅤпреступления, эмоциональные ㅤособенности);
  2. правовая ㅤкомпетентность ㅤи ㅤкриминальный ㅤопыт ㅤличности ㅤ(отношение ㅤк ㅤправоохранительным ㅤорганам ㅤи ㅤкриминальному ㅤмиру);
  3. ситуативная ㅤопределенность.

Устойчивая ㅤгруппировка ㅤисследуемых ㅤобъектов ㅤпо ㅤих ㅤотдельным ㅤпризнакам ㅤи ㅤпостроенная ㅤна ㅤжестких ㅤкритериях ㅤгрупп ㅤи ㅤподгрупп, которые ㅤзанимают ㅤчеткое ㅤи ㅤзафиксированное ㅤместо ㅤ- это ㅤклассификация.

Приемы ㅤсоставления ㅤпсихологического ㅤпортрета ㅤизвестного ㅤпреступника прием ㅤвыявление ㅤкачеств ㅤличности:

а) по ㅤсодержанию ㅤвысказывания, речи ㅤ(судим ㅤо ㅤнаправленности ㅤличности);

б) по ㅤсловарному ㅤзапасу ㅤ- построение ㅤречи, изложение ㅤмысли ㅤ(судим ㅤоб ㅤобразованности);

в) по ㅤпроизношению ㅤ(национальная ㅤпринадлежность, длительное ㅤпроживание ㅤв ㅤопределенной ㅤместности);

г) темп ㅤречи, интонация, жестикуляция, мимика, экспрессивность ㅤв ㅤречи ㅤ(определяем ㅤтип ㅤтемперамента, уравновешенность, силу ㅤволи);выявление ㅤкриминально ㅤзначимых ㅤпризнаков:

а) оценка ㅤкриминализации ㅤречи ㅤ- засоренность ㅤречи ㅤсловами ㅤкриминального ㅤжаргона;

б) обращение ㅤвнимания ㅤна ㅤтатуировки;

в) наблюдение ㅤза ㅤжестами, движениями, привычками ㅤв ㅤповедении; прием ㅤвыявление ㅤпризнаков, связанных ㅤс ㅤпреступной ㅤдеятельностью: а) правила ㅤслежения ㅤза ㅤпротиворечивостью;

б) правило ㅤслежения ㅤза ㅤпризнаками ㅤповедения ㅤлиц, собирающихся ㅤсовершить ㅤпреступление ㅤ(тревожное ㅤили ㅤпорывистое ㅤоглядывание, прием ㅤотрыва ㅤот ㅤслежки, наличие ㅤпредметов ㅤв ㅤруках ㅤне ㅤхарактерных ㅤдля ㅤданного ㅤместа); выявление ㅤи ㅤоценка ㅤпсихического ㅤсостояния ㅤчеловека:

а) наблюдение ㅤза ㅤвнешними ㅤпризнаками ㅤпсихического ㅤсостояния; б) контроль ㅤза ㅤизменением ㅤпсихического ㅤсостояния; прием ㅤпсихологического ㅤзондирования;

Типология ㅤпреступников ㅤ- особенность ㅤличности, содержит ㅤв ㅤтом, что ㅤв ㅤней ㅤимеются ㅤособенности, выступающие ㅤв ㅤвиде ㅤвнутренних ㅤпсихологических ㅤпричин ㅤтакого ㅤповедения.

Типологии ㅤраспознаются ㅤпо ㅤпризнакам ㅤантиобщественной ㅤнаправленности ㅤповедения. В основу ㅤтипологии ㅤдопущены ㅤотношения ㅤличности ㅤк ㅤразличным ㅤобщественным ㅤценностям:

  1. негативно ㅤ- пренебрежительное ㅤотношение ㅤк ㅤличности ㅤи ㅤк ㅤважнейшим ㅤблагам, таким, как: жизнь, здоровье, телесная ㅤнеприкосновенность, честь, достоинство. Сюда ㅤвходят ㅤпреступления: телесные ㅤповреждения, хулиганство, убийство, оскорбления, изнасилование, разбой;
  2. корыстно-собственнические ㅤтенденции ㅤсплочены ㅤс ㅤигнорированием ㅤпринципа ㅤраспределения ㅤматериальных ㅤблаг, право ㅤгосударственной ㅤсобственности ㅤи ㅤличной ㅤсобственности ㅤграждан, таких ㅤкак: хищения, взяточничество, мошенничество, кражи, разбой;
  3. индивидуалистическое ㅤотношение ㅤк ㅤразличным ㅤсоциальным ㅤустановлениям ㅤи ㅤпредписаниям ㅤк ㅤобщегражданским, служебным, семейным ㅤи ㅤдругим ㅤобязанностям ㅤ- хозяйственные ㅤпреступления, оставление ㅤвоинской ㅤчасти.
  4. легкомысленное ㅤбезответственное ㅤотношение ㅤк ㅤустановленным ㅤсоциальным ㅤценностями ㅤсвоим ㅤобязанностям ㅤпо ㅤотношению ㅤк ㅤним. Например, халатность.

На ㅤосновании ㅤтаких ㅤотношений ㅤвыделяют ㅤследующие ㅤтипы ㅤлюдей, совершивших ㅤпреступления:

  1. впервые ㅤсвершившие ㅤпреступления, противоречащие ㅤобщей ㅤсоциально- психологической ㅤнаправленности ㅤпредшествующего ㅤповедения;
  2. свершившие ㅤпреступления ㅤпод ㅤвоздействием ㅤнеблагоприятной ㅤдля ㅤнего ㅤвнешней ㅤобстоятельства ㅤпри ㅤобщей ㅤсоциально ㅤ- положительной ㅤнаправленности;
  3. совершившие ㅤнарушения ㅤвпервые, но ㅤдопускающий ㅤи ㅤранее ㅤаморальное ㅤповедение.;
  4. совершившие ㅤопасные ㅤпреступления ㅤне ㅤв ㅤпервый ㅤраз;
  5. неоднократно ㅤсовершившие ㅤопасные ㅤпреступления.

При ㅤрасследовании ㅤнеочевидных ㅤпреступлений, необходимость ㅤв ㅤметодике ㅤсоставления ㅤпсихологического ㅤпортрета ㅤпреступника ㅤактуальна, как ㅤсчитают ㅤзарубежные ㅤи ㅤотечественные ㅤученые ㅤв ㅤданной ㅤобласти.

Например, в ㅤсуществующем ㅤподразделении ㅤпсихологического ㅤобеспечения ㅤУправления ㅤминистерства ㅤвнутренних ㅤдел ㅤРоссии ㅤпо ㅤВологодской ㅤобласти, практические ㅤпсихологи ㅤориентированы, прежде ㅤвсего, на ㅤзадачи ㅤпрофессионального ㅤотбора ㅤи ㅤформирования ㅤпсихологической ㅤустойчивости ㅤсотрудников.

К сожалению, среди ㅤних ㅤотсутствуют ㅤштатные ㅤспециалисты, непосредственно ㅤвключенные ㅤв ㅤпроцесс ㅤраскрытия ㅤпреступлений. Но, апробировав ㅤметодику ㅤсоставления ㅤпсихологического ㅤпортрета ㅤпреступника ㅤ(по ㅤранее ㅤраскрытым ㅤуголовным ㅤделам, и, поразившись ㅤсхожести ㅤсоставленных ㅤнами ㅤпсихологических ㅤпортретов ㅤпреступников ㅤс ㅤосужденными ㅤлицами), мы ㅤпришли ㅤк ㅤвыводу, что ㅤнеобходимо ㅤвключение ㅤв ㅤсостав ㅤследственно-оперативной ㅤгруппы ㅤпсихолога, ориентированного ㅤна ㅤрешение ㅤданных ㅤзадач.

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф