Меню Услуги

Учетная политика коммерческого банка и ее развитие в современных условиях на примере ОАО Банк ВТБ


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА И ЕЁ РАЗРАБОТКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  • 1.1. Необходимость и сущность учетной политики коммерческого банка
  • 1.2. Общие требования к формированию учетной политики коммерческого банка
  • 1.3. Зарубежный опыт разработки учетной политики коммерческого банка
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ОАО БАНК ВТБ
  • 2.1. Общая характеристика учетной политики коммерческого банка ОАО Банк ВТБ
  • 2.2. Оценка положений учетной политики ОАО Банк ВТБ и ее соответствие требованиям Банка России
  • 2.3. Влияние учетной политики на бухгалтерскую (финансовую) отчетность ОАО Банк ВТБ
  • ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ОАО БАНК ВТБ
  • 3.1. Совершенствование положений учетной политики ОАО Банк ВТБ согласно требованиям Банка России
  • 3.2. Корректировка основных принципов признания и отражения в бухгалтерском учете ОАО Банк ВТБ сумм доходов и расходов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение

Банковская система сегодня — одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства.

Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство — депозит, а выдавая ссуду — новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта «сберегателей» и заемщиков, возникающий из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.

Масштабы финансового посредничества в современной экономике поистине огромны, а, значит, огромная нагрузка ложится на каждый коммерческий банк, в том числе и в области организации бухгалтерского учета.

Качество бухгалтерского учета оказывает непосредственное влияние на финансовые результаты коммерческого банка, что очень важно в современных условиях. В свою очередь качество бухгалтерского учета имеет зависимость от принятых методов учета и оценки, а значит, и от принятой учетной политики. Именно это и подтверждает актуальность исследования учетной политики коммерческого банка и особенностей её разработки сегодня, в посткризисный период.

Актуальность темы исследования обусловила постановку цели и задач дипломной работы, выбор объекта и предмета исследования.

Цель дипломной работы – исследовать учетную политику коммерческого банка и особенности её разработки в современных условиях.

В соответствии с поставленной целью необходимо выполнение следующих основных задач:

  • обобщить теоретические основы учетной политики коммерческого банка и её разработки в современных условиях;
  • провести анализ учетной политики коммерческого банка;
  • выявить и предложить пути совершенствования учетной политики коммерческого банка.

Предмет исследования – учетная политика коммерческого банка и процесс ее разработки в современных условиях.

Объект исследования – открытое акционерное общество Банк ВТБ (ОАО Банк ВТБ).

Методологической основой исследования, для решения поставленных задач работы, является совокупность различных общетеоретических методов: обобщение, сравнительно-правовой метод, анализ литературных источников и документов, информационно-правовой и иные методы научного анализа и исследования.

Информационная база исследования представлена нормативно-правовыми актами; работами отечественных и зарубежных ученых по проблемам банковского дела, бухгалтерского учета и экономических явлений; материалами периодической печати; данными глобальной сети Интернет; данными годовой бухгалтерской (финансовой отчетности).

Цель и задачи исследования предопределили структуру работы. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

Глава 1. Теоретические основы учетной политики коммерческого банка и её разработка в современных условиях

1.1. Необходимость и сущность учетной политики коммерческого банка

Чтобы обеспечить выживаемость в современном мире бизнеса, предприятиям любых форм собственности и видов деятельности приходится учитывать множество самых разных факторов — от  планирования до анализа и контроля за результатами деятельности. Управление хозяйствующим субъектом осуществляется на основе полученной информации, большую часть которой предоставляет бухгалтерский учет. В процессе бухгалтерского учета решаются основные задачи, такие как: формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его финансовом положении внутренним (руководители, учредители) и внешним (инвесторы, кредиторы, налоговые и банковские органы) пользователям.

Одним из важнейших документов для бухгалтера-практика является учетная политика хозяйствующего объекта. Это внутренний документ, который должны иметь каждые предприятие и организация. Учетная политика формируется организацией самостоятельно, на основе действующего законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и соответствующих нормативных актов.

Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце 1980 гг. в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания accounting policies, употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета (17, с. 17).

Финансовые результаты, получаемые по данным бухгалтерского учета, субъективны и приблизительно показывают реальное состояние организации на конкретную дату. Это происходит в связи с применением различных методик ведения бухгалтерского учета на различных предприятиях. Поэтому и нужна учетная политика, которая бы закрепляла и объясняла основные методы и формы организации бухгалтерского учета.

Понятие учетной политики закреплено на законодательном уровне. Так, согласно Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» учетная политика предприятия — это принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (8).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

  • организационно-правовая форма предприятия (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, производственный кооператив, общество с ограниченной ответственностью и т.д.);
  • отраслевая принадлежность и вид деятельности (сельское хозяйство, торговля, посредническая деятельность, строительство, промышленность и т.д.);
  • масштабы деятельности предприятия (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества предприятия и т.д.);
  • управленческая структура предприятия и структура бухгалтерии;
  • финансовая стратегия предприятия (например, стремление предприятия к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволят увеличить себестоимость, — применение ускоренных методов амортизации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов учета, которые позволяют уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализации, — понижающие коэффициент амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.п.);
  • материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);
  • степень развития информационной системы на предприятии, в том числе управленческого учета;
  • уровень квалификации бухгалтерских кадров (24, с. 12).

Учетная политика коммерческого банка направлена на формирование полной, объективной и достоверной информации о деятельности банка и базируется на соблюдении основополагающих принципов и правил ведения учета, установленных законодательными и нормативными актами о регулировании бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно.

В этой связи учетная политика коммерческого банка выполняет сразу несколько функций.

Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри коммерческого банка – правила, установленные для всех работников банка, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для коммерческих банков, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

В-третьих, учетная политика – это нередко и мощный инструмент оптимизации. Учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса коммерческого банка с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. (28, с. 22)

Таким образом, учетную политику можно понимать как внутренний закон организации, устанавливающий особенности ведения бухгалтерского учета, соответствующие специфике и характеру его деятельности. В следующем параграфе будут представлены общие требования к формированию учетной политики коммерческого банка.

1.2. Общие требования к формированию учетной политики коммерческого банка

Учетная политика кредитной организации разрабатывается на основании Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (5) и Положения ЦБР от 26 марта 2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (9) и утверждается внутренним распорядительным документом кредитной организации на каждый финансовый год.

Учетная политика должна определять совокупность способов ведения бухгалтерского учета, применяемых в кредитной организации для обеспечения формирования детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности и имущественном положении кредитной организации.

Однако учетная политика включает не только выбранные варианты ведения и методологию учета, но и различные приложения, в которых раскрываются практические способы реализации требований законодательства. Ниже приведены в виде схемы основные приложения к учетной политике кредитной организации (рис. 1).

Рис. 1. Составные части учетной политики кредитной организации

Составными частями учетной политики кредитной организации являются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных документов, применяемые для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым Росстатом не предусмотрены типовые формы первичных документов;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и финансовых обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок внутрибанковского контроля бухгалтерских операций;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета в кредитной организации (19, с. 23).

Каждое из перечисленных приложений к учетной политике является обязательным. При этом выделить главное приложение проблематично, так как при отсутствии любого из них учетная политика будет неполной, а система учета — непроработанной, не позволяющей должным образом соблюдать требования законодательства.

Для вышеуказанных приложений, отдельные из которых взаимосвязаны, учетная политика является тем основанием, которое объединяет их в единую структуру и придает документам официальный статус. Ведь именно учетную политику запрашивают контролирующие органы при проверках кредитных организаций. Принимают во внимание данный документ и судебные инстанции, разрешая спорные ситуации в пользу кредитной организации. Поэтому только в составе приложений к учетной политике будут применяться и исполняться в полной мере положения о внутреннем контроле, о документообороте, о расчетах с подотчетными лицами и другие необходимые кредитной организации документы.

Помимо вопросов, которые обязательно должны найти отражение в учетной политике коммерческого банка, существуют и такие, которые разрабатываются каждым банком самостоятельно и должны быть зафиксированы либо в учетной политике, либо в отдельных внутрибанковских инструкциях и положениях, либо в соответствующих типовых договорах с клиентами, например:

  • порядок проведения и документооборота по расчетным операциям в рублях и иностранной валюте (в том числе порядок приема электронных документов клиентов, подписанных аналогами собственноручной подписи, порядок приема информации по техническим средствам с использованием системы «клиент-банк»), защиты, оформления и отражения в учете подобной информации, подтверждения и помещения подтверждающих документов в документы дня;
  • порядок проведения и документооборота по вкладным операциям;
  • порядок расчетов между кредитными организациями, их филиалами и дополнительными офисами (18 с. 16).

За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель кредитной организации (ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер кредитной организации.

Ответственность за исполнение учетной политики возлагается на главного бухгалтера кредитной организации, его заместителей и главных бухгалтеров филиалов кредитной организации.

Учетная политика кредитной организации обязательна для исполнения всеми подразделениями кредитной организации.

Банковские документы, регламентирующие совершение отдельных операций, не включенные кредитной организацией в учетную политику и имеющие целью расширение ее толкования, подлежат утверждению внутренними распорядительными документами кредитной организации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Положение Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П закрепило ряд принципов (основополагающих начал), которых должны придерживаться кредитные организации при разработке учетной политики:

1) непрерывности деятельности, означающий отсутствие намерения или необходимости у кредитной организации в ликвидации, существенном сокращении деятельности или осуществлении операций на невыгодных условиях;

2) отражения доходов и расходов по методу «начисления», т.е. финансовые результаты операций должны отражаться в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств;

3) постоянства правил бухгалтерского учета, характеризующий длительный и фиксированный характер использования правил бухгалтерского учета, за исключением существенных перемен в законодательстве РФ;

4) осторожности, требующей разумности в оценке и отражении в учете активов и пассивов, доходов и расходов в целях недопущения переноса уже существующих, потенциально угрожающих финансовому положению кредитной организации рисков на следующие периоды;

5) своевременности отражения операций, означающий фиксирование операций в бухгалтерском учете в день их совершения;

6) раздельного отражения активов и пассивов, в соответствии с которым счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде;

7) преемственности входящего баланса, означающий, что остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода;

8) приоритетности содержания над формой, требующей отражения операций в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой;

9) открытости или достоверности отражения операций кредитной организации, т.е. их понятность пользователю (9).

Учетная политика коммерческого банка формируется главным бухгалтером банка и утверждается его руководителем соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и др.).

При формировании учетной политики коммерческий банк осуществляет выбор одного способа ведения бухгалтерского учета из нескольких, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики коммерческий банк самостоятельно разрабатывает соответствующий способ исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.

Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные коммерческим банком при формировании учетной политики, применяют с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми структурными подразделениями коммерческого банка (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их расположения.

Изменение учетной политики кредитной организацией может производиться в случаях:

а) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

б) разработки кредитной организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности кредитной организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

в) существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменение видов деятельности, реструктуризацией деятельности, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д. (19, с. 20)

Не считается изменением учетной политики утверждение способов ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности коммерческого банка.

Изменение учетной политики должно быть обосновано и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики. Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности кредитной организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативным актом по бухгалтерскому учету, отражаются в учете и отчетности, в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью (19, с. 23).

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.

Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Таким образом, общие требования к формированию учетной политики коммерческого банка закреплены в правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации. Учетная политика банка должна утверждаться одновременно с утверждением ее приложений (плана счетов, форм первичных документов, правил документооборота, внутреннего контроля и других составных частей). Учетная политика банка должна соответствовать принципам, утвержденным Банком России.

Каковы содержание и принципы учетной политики зарубежных государств, будет рассмотрено в следующем параграфе.

1.3. Зарубежный опыт разработки учетной политики коммерческого банка

Учетная политика разрабатывается и в коммерческих банках, расположенных на территориях иных государств.

Италия считается родиной науки бухгалтерского учета. Именно в этой стране возник и получил распространение метод двойной записи: в 1494 году францисканский ионах и математик Лука Пачоли (1445 – 1517 гг.) опубликовал трактат «Сумма арифметики», с которого начинается бухгалтерский учёт. Однако наукой учёт стал лишь после 1861 года. Именно тогда в стране возникли три большие школы бухгалтерского учёта (ломбардийская, тосканская и венецианская), отличающиеся теоретическими концепциями и подходами к их практической реализации (20, с. 42).

Правила бухгалтерского учета были определены в Коммерческих кодексах Италии (1808 года, 1882 года, 1942 года). Отступления от официальных правил учёта были возможны, если того требовал особый характер активов или самой компании. Эти отступления и составляют учетную политику итальянских коммерческих банков.

Учетная политика коммерческих банков Италии должна содержать следующую информацию:

  • способы оценки статей отчётности и перевода стоимостей, выраженных в иностранной валюте, в лиры;
  • состав и способы списания организационных расходов, расходов на исследования и разработки и рекламу с обоснованием того, почему выбраны именно эти способы;
  • состав и природа забалансовых обязательств, а также возможные финансовые обстоятельства, связанные с вложениями в дочерние и зависимые общества;
  • состав чрезвычайных статей, отражённых в отчёте о доходах и расходах;
  • принципы изменения методов оценки статей, если такие изменения имели место за отчётный период (20, с. 42).

В Испании бухгалтерский учет официально начали регулировать с введением Коммерческого кодекса 1829 года, заложившего основы бухгалтерского учёта. Дальнейшее развитие он получил в Коммерческом кодексе 1885 года, который до сих пор сохраняет силу, хотя многое в нём уже претерпело существенные изменения (20, с. 43).

Методологические вопросы учёта достаточно полно были отражены только в 1973 года в Общем плане счетов бухгалтерского учёта (РGC-73). Он включал ряд правил, процедур учёта и образцов бухгалтерской отчётности. Основой для его разработки послужил французский План счетов бухгалтерского учёта 1959 года. Но наиболее важным документом можно считать Общий план счетов бухгалтерского учёта 1990 года (РGС-90). Его основное значение заключается в том, что он заложил новое понимание бухгалтерской практики; обеспечил прозрачность годовой отчётности компаний, её сопоставимость и адаптацию испанского бухгалтерского учёта к требованиям международных стандартов; ввёл новые принципы учёта, правила и процедуры оценки и требования к представлению информации в годовой отчётности, а также некоторые модели финансовой отчётности. Его положения стали обязательны с 1 января 1991 года для всех компаний независимо от их величины и правового статуса. С этой даты начал действовать и Королевский указ 1815/1991, установивший правила и процедуры консолидации годовой отчётности (20, с. 44).

Учетная политика в Испании определяет выбранные методы учета и оценки объектов бухгалтерского учета:

  • основные средства должны учитываться по первоначальной стоимости и отражаться по цене приобретения, издержкам производства или рыночной стоимости, в зависимости от того, какая из этих оценок ниже;
  • нематериальные активы оценивают по цене приобретения или издержкам производства;
  • материально-производственные запасы учитывают по цене приобретения или издержкам производства;
  • запасы обычно оценивают по методу средневзвешенной себестоимости, ФИФО, ЛИФО и пр. В виде исключения их могут оценивать по общей фиксированной ставке, если они постоянно обновляются, а их общая стоимость и структура изменяются незначительно и не существенны для компании;
  • суммы в иностранной валюте, как правило, должны быть переведены в национальную валюту и включены в годовую отчётность по курсу на дату приобретения, на дату включения их в собственный капитал или на дату заключения сделки. Но есть и некоторые особые правила (20, с. 45).

Требования к бухгалтерскому учёту в Германии строго формализованы и детализированы; основным источником нормативного регулирования является Коммерческий (Торговый) кодекс. Учёт должен вестись на основе принципа начислений или соответствия; методы должны применяться последовательно от года к году; оценка проводится по первоначальной стоимости (себестоимости). Выбор методов учета и способов оценки активов закрепляется в учетной политике (13, с. 46).

Финансовая отчётность французских коммерческих банков содержит дополнительные сведения, позволяющие более точно судить об истинном положении компании. Для этих целей составляется приложение, которое обычно включает две большие части: учётную политику и примечания. В первой части приводятся методы учёта, применявшиеся при построении финансовой отчётности коммерческого банка, а во второй – отдельные таблицы и раскрытие информации (20, с. 47).

В Швейцарии, как и в других странах, некоторые предприятия при помощи учетной политики стараются создавать скрытые резервы, чтобы уменьшить налоги, защититься от конкуренции, предотвратить завышенные требования по уплате дивидендов со стороны персонала компании в ущерб внутреннему финансированию роста компании. Создавать такие резервы разрешено законом. В Кодексе обязательств Швейцарии сказано, что их можно образовывать для гарантии процветания предприятия или более равномерного распределения дивидендов, но об этом фирма должна извещать своих аудиторов (20, с. 48).

Таким образом, зарубежный опыт разработки учетной политики коммерческого банка показывает, что содержание учетной политики в каждой стране идентично за исключением национальных особенностей ведения учета. Учетная политика каждого коммерческого банка закрепляет выбранный метод учета и оценки активов и пассивов компании, что позволяет более достоверно оценить содержание и изменения в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Таким образом, по первой главе выпускной квалификационной работы можно выделить следующее:

  • учетная политика коммерческого банка направлена на формирование полной, объективной и достоверной информации о деятельности банка и базируется на соблюдении основополагающих принципов и правил ведения учета, установленных законодательными и нормативными актами о регулировании бухгалтерского учета в Российской Федерации;
  • учетная политика банка должна утверждаться одновременно с утверждением ее приложений: рабочего плана счетов, форм первичных документов, правил документооборота, внутреннего контроля и других составных частей. Учетная политика банка должна соответствовать принципам: непрерывности деятельности; отражения доходов и расходов по методу «начисления»; постоянства правил бухгалтерского учета; осторожности; своевременности отражения операций; раздельного отражения активов и пассивов; преемственности входящего баланса; приоритетности содержания над формой; открытости или достоверности отражения операций кредитной организации;
  • содержание учетной политики в каждой стране (выбранный метод учета и оценки активов и пассивов компании) совпадает с содержанием учетной политики в российских коммерческих банках за исключением национальных особенностей ведения учета.

В следующей главе дипломной работы будет проведен анализ учетной политики коммерческого банка ОАО Банк ВТБ.


Страницы:   1   2   3