Меню Услуги

Правовое положение (статус) муниципального служащего

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • 1. Муниципальный служащий
  • 2. Права и социальные гарантии муниципального служащего
  • 3. Обязанности муниципального служащего
  • 4. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой
  • 5. Требования к служебному поведению муниципального служащего
  • 6. Ответственность муниципальных служащих
  • Заключение
  • Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из приоритетных задач правового регулирования муниципальной службы является обеспечение статуса муниципальных служащих, который представляет собой совокупность прав, свобод, гарантий, а также обязанностей и ответственности муниципальных служащих. Данные социологических исследований показывают, что основными факторами, формирующими интерес муниципальных служащих к службе, являются не только стремление муниципальных служащих реализовать себя в управленческой деятельности,  но и желание получать достойное и регулярно выплачиваемое денежное вознаграждение, а также иметь доступ к гарантиям и льготам в получении медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и т.д.

Социальное обеспечение и социальная защита муниципальных служащих предполагают обеспечение государством гарантии возможностей успешного прохождения муниципальной службы, удовлетворения потребностей служащих и их интересов, стимулирующих эффективное решение служебных задач и закрепление на муниципальной службе. Правовой основой регламентации правового статуса муниципальных служащих являются Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законы субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение правового статуса муниципальных служащих, анализ их прав, свобод, социальных гарантий. Кроме того, в работе рассматриваются обязанности муниципальных служащих, ограничения и запреты, распространяющиеся на них.

Практическая часть выпускной работы основывается на примерах статуса муниципальных служащих в городе Москве и Московской области.

 

СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

Статус (от лат. status – положение, состояние) – это совокупность прав, свобод и обязанностей, определяющих юридическое положение лиц.

Статус  муниципального служащего – это его правовое положение, определяемое  совокупностью прав,  социальных гарантий, обязанностей, ограничений и запретов, а также  ответственности,  закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной службе в Российской Федерации, других федеральных законах, законах субъектов Федерации, уставах муниципальных образований, нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления.

 

1. Муниципальный служащий

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определённом муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должностям муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета.

Муниципальных служащих не следует путать с лицами, замещающими муниципальные должности и не являющимися муниципальными служащими, к которым согласно ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» относятся:

– депутаты;

– члены выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления (главы муниципальных образований);

– члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (избирательные комиссии муниципальных образований).

Понятию «муниципальный служащий» придаются определённые признаки (условия), при отсутствии которых работник не может считаться муниципальным служащим.

Первое условие касается гражданства работника. На муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым равным независимо от основания приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Вторым необходимым условием, определяющим статус муниципального служащего, является исполнение обязанностей по должности муниципальной службы, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами, в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

К муниципальным должностям муниципальной службы относятся:

– должности в органе местного самоуправления;

– должности в аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления;

– должности, созданные для обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не все должности в органах местного самоуправления являются должностями муниципальной службы. Соответственно не все лица, замещающие должности в органах местного самоуправления, являются по статусу муниципальными служащими.

Муниципальными должностями муниципальной службы являются должности, замещаемые на постоянной основе, путём заключения трудового договора. Соответственно, лица, замещающие указанные должности, являются по статусу муниципальными служащими. Муниципальные служащие приобретают правовой статус муниципального служащего с момента назначения на должность муниципальной службы.

Третьим определяющим признаком статуса муниципального служащего является денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков работник не может быть признан муниципальным служащим.

К муниципальным служащим относятся не все работники, которые работают в органах местного самоуправления. Лица, которые не замещают муниципальные должности муниципальной службы и исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими. На данных лиц не распространяются квалификационные требования, предусмотренные к замещению муниципальных должностей муниципальной службы, установленные Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также права, обязанности, ограничения и запреты, то есть те элементы, которые сопровождают статус муниципального служащего.

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2. Права и социальные гарантии муниципального служащего

Муниципальный служащий, как и другие граждане, обладает такой конституционно-правовой категорией, как права. Права дают возможность муниципальному служащему требовать создание надлежащих условий для осуществления должностных обязанностей, обеспечивают тесную связь с другими подразделениями, защищают от произвола руководителей, гарантируют своевременной представление информации и документов от других подразделений и сотрудников, позволяют повышать квалификацию, гарантируют социальное обеспечение и защищенность и т. д.

С целью компенсации некоторых ограничений, связанных со статусом муниципального служащего, и необходимости обеспечения интересов местного самоуправления для муниципальных служащих предусмотрен ряд гарантий. Устанавливаются такие гарантии в первую очередь Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также Трудовым кодексом, федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации  и правовыми актами муниципальных образований.

Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод.

Общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации, в том числе Трудового кодекса Российской Федерации.   Собственно, по этому пути и пошли законодатели, указав в ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»  основные права муниципального служащего.

Муниципальный служащий имеет право на:

1 ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
2 обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3 оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
4 отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
5 получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;
6 участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
7 повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;
8 защиту своих персональных данных;
9 ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;
10 объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
11 рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
12 пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Рассмотрим особенности предоставления и реализации каждого из прав и гарантий муниципальных служащих, указанных в ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»   на примере Московской области.

  • Право муниципального служащего на ознакомление с документами, устанавливающими права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе.

К документам, устанавливающим права и обязанности муниципального служащего по замещаемой должности муниципальной службы, относятся:

– устав муниципального образования;

– трудовой договор;

– правила внутреннего трудового распорядка;

– должностная инструкция;

– положение о структурном подразделении, в котором работает муниципальный служащий;

– административный регламент оказания услуг;

– и другие.

В соответствии с абз. 10 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Должностная инструкция  муниципального служащего должна содержать критерии результативности (эффективности) действий по каждой обязанности. Критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей – это те показатели результативности (эффективности), на которые муниципальный служащий должен ориентироваться в процессе работы, за которые его должны поощрять либо наказывать, в зависимости от достигнутых результатов.  В должностной инструкции могут быть оговорены и возможности продвижения по службе муниципального служащего.

  • Право муниципального служащего на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

В соответствии с абз. 4. ч. 1. ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право  на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.  Указанному праву соответствуют установленные в ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

  • Право муниципального служащего на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Порядок выплаты муниципальным служащим денежного содержания регламентируется ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при выплате денежного содержания работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах иных сумм, начисленных работнику, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других сумм, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем. Денежное содержание,  как правило, выдается муниципальному служащему в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный им счет в банке, не реже чем каждые полмесяца.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих.

Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1. ст. 12  Закона Московской области от 24 июля 2007 г. № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области» размер должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми Советом депутатов муниципального образования Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Законом Московской области от 11 ноября 2011 г. № 194/2011-ОЗ «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Московской области» установлено, что размер должностного оклада зависит:

1) от размера должностного оклада специалиста II категории в органах государственной власти Московской области, который ежегодно определяется Губернатором Московской области и  применяется для расчёта должностных окладов в органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и органах местного самоуправления;

2) от коэффициентов, применяемых при исчислении должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих (установлены приложением к  Закону № 194/2011-ОЗ), которые градируются для муниципальных образований в зависимости от численности постоянно проживающего населения:

– до  50 тыс. человек;

– выше 50 тыс. человек.

3) от занимаемой муниципальной должности или замещаемой должности муниципальной службы в установленном порядке.

В случае если органы местного самоуправления муниципального района Московской области осуществляют часть переданных полномочий отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, оклад главы муниципального района увеличивается на 10 процентов.

Денежное содержание выплачивается исключительно в денежной форме. Эквивалентом денежного содержания не может быть стоимость бесплатно предоставляемых товаров, продуктов и услуг, ценных бумаг и иных предметов.

Лицам, замещающим муниципальные должности (выборные должностные лица: главы муниципальных образований и депутаты, работающие на постоянной основе) и лицам, замещающим  должности муниципальной службы (муниципальные служащие) могут производиться соответствующие выплаты, которые в большинстве случаев совпадают.

Муниципальные служащие органов местного самоуправления в отличие от лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе, на должностях, замещаемых в результате муниципальных выборов (главы муниципального образования и депутаты), а также замещаемых на основании решений представительного органа местного самоуправления (председатели Совета депутатов  или их  заместители) имеют право на ежемесячное денежное поощрение, а также на денежную премию за выполнение особо важных и сложных заданий, однако не имеют права на единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Ежемесячные выплаты «за особые условия работы»  лицам, замещающим муниципальные должности и  ежемесячные выплаты  муниципальным служащим «за особые условия муниципальной службы» не совпадают не только по названию, но и по порядку определения их размера.

Надбавка к должностному окладу за классный чин устанавливается со дня присвоения классного чина решением Совета депутатов муниципального образования или распоряжением главы муниципального образования.

Надбавка к должностному окладу за особые условия работы (сложность, интенсивность, напряженность, специальный режим работы) лица, замещающего муниципальную должность Московской области, устанавливается в размере 110 процентов должностного оклада.

Надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципального служащего Московской области устанавливается в размере до 70 процентов должностного оклада и выплачивается ежемесячно. Однако в органах местного самоуправления муниципальных образований, бюджеты которых по доле межбюджетных трансфертов удовлетворяют требованиям п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципального служащего выплачивается в пределах установленного фонда оплаты труда и размером не ограничивается.

Надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в Московской области устанавливается в следующих размерах:

п/п

 

Стаж муниципальной (государственной) службы Размер надбавки к должностному окладу
1 от 1 до 5 лет 10 процентов должностного оклада
2 от 5 до 10 лет 15 процентов должностного оклада
3 от 10 до 15 лет 20 процентов должностного оклада
4 свыше 15 лет 30 процентов должностного оклада

 

Надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе выплачивается ежемесячно со дня возникновения права на нее. Размер надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе подлежит изменению со дня достижения стажа муниципальной службы соответственно 5, 10 и 15 полных лет.

Надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается только лицам, имеющим оформленный в установленном законодательством порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и постоянно работающему с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей, и устанавливается в следующих размерах:

п/п

 

Вид работы со сведениями, составляющими государственную тайну Размер надбавки                                                  к должностному окладу
1 за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» 50-75 процентов должностного оклада
2 за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» 30-50 процентов должностного оклада
3 за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно», при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий 15 процентов должностного оклада
4 за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» без проведения проверочных мероприятий 10 процентов должностного оклада

 

При определении конкретного размера ежемесячной надбавки к должностному окладу учитывается объем сведений, к которым указанные лица имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну устанавливается:

1) лицу, замещающему муниципальную должность, руководителю администрации муниципального образования, руководителю органа местного самоуправления – Советом депутатов муниципального образования;

2) муниципальному служащему, не являющемуся руководителем администрации муниципального образования, руководителем органа местного самоуправления, – представителем нанимателя.

Ежемесячное денежное поощрение выплачивается только муниципальным служащим, а выборные должностные лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе, прав на такого рода выплату не имеют.

Ежемесячное денежное поощрение выплачивается муниципальным служащим в размере до 70 процентов должностного оклада. Конкретный размер ежемесячного денежного поощрения устанавливается руководителем органа местного самоуправления (представителем нанимателя) в зависимости от качества работы, а также от возможностей бюджета муниципалитета.

В органах местного самоуправления муниципальных образований, бюджеты которых по доле межбюджетных трансфертов удовлетворяют требованиям п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ежемесячное денежное поощрение выплачивается в пределах установленного фонда оплаты труда и размером не ограничивается.

Премия может выплачиваться муниципальному служащему за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок премирования устанавливается руководителем органа местного самоуправления.

Материальная помощь выплачивается как лицу, замещающему муниципальную должность, так и муниципальному служащему при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части за счет средств фонда оплаты труда один раз в календарном году  – в размере 2-х  должностных окладов.

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска положена только лицу, замещающему муниципальную должность, её размер –  два должностных оклада. Однако в органах местного самоуправления экономически самодостаточных муниципальных образований (бюджеты которых по доле межбюджетных трансфертов удовлетворяют требованиям п. 2 ст.136 Бюджетного кодекса Российской Федерации), единовременная выплата количеством окладов не ограничивается и выплачивается в пределах установленного фонда оплаты труда.

  • Право муниципального служащего на отдых реализуется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Муниципальный служащий, как и любой другой работник, имеет право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска.

В силу ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.

Отпуск муниципального служащего состоит из основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Ежегодный отпуск составляет 30 календарных дней (для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться отпуск большей продолжительности).

Так, муниципальным служащим Московской области, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, продолжительность которого исчисляется из расчета один календарный день за каждый год стажа муниципальной службы, но не более 15 календарных дней. При этом общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и отпуска за выслугу лет не может превышать 45 календарных дней.

Муниципальным служащим Московской области, имеющим ненормированный рабочий день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (отпуск за ненормированный день), продолжительность которого определяется трудовым распорядком органа местного самоуправления и трудовым договором.  Отпуск за ненормированный день не может быть менее трёх и более пяти календарных дней. Отпуск за ненормированный день предоставляется сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, в течение календарного года пропорционально отработанному времени в условиях ненормированного дня.

Отпуск за выслугу лет и отпуск за ненормированный день муниципальному служащему может быть перенесен на следующий календарный год:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1) по заявлению муниципального служащего с согласия соответствующего руководителя;

2) по инициативе соответствующего руководителя с согласия муниципального служащего.

Запрещается непредоставление муниципальному служащему отпуска за выслугу лет и отпуска за ненормированный день в течение двух лет подряд.

По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам муниципальному служащему Московской области по его письменному заявлению решением представителя нанимателя (работодателя) может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.

  • Право  муниципального служащего на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей,  а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования.

По мнению специалистов, в целях реализации указанного права должен быть установлен порядок запроса и получения муниципальным служащим информации от государственных и муниципальных органов, от организаций, объединений и предприятий, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В настоящее время такой нормативный правовой акт не принят.

  • Право муниципального служащего на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы.

При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым Советом депутатов муниципального образования.

В конкурсном отборе могут принимать участие не только граждане, впервые поступающие на муниципальную службу, а также муниципальные служащие, уже замещающие муниципальные должности. Муниципальный служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя руководителя муниципального органа. Кадровая служба муниципального органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе.

  • Право муниципального служащего на повышение квалификации.

Реализация принципа профессионализма и компетентности на муниципальной службе обеспечивается системой профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Под профессиональной подготовкой муниципального служащего следует понимать процесс обучения профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения должностных обязанностей по замещаемой муниципальной должности муниципальной службы.

Составными частями профессиональной подготовки муниципального служащего являются профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка и получение первого и (или) второго высшего образования.

Под профессиональной переподготовкой имеется в виду получение муниципальными служащими дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, необходимых им для выполнения нового вида служебной деятельности или прежних должностных обязанностей в новой профессиональной среде.

Под повышением квалификации имеется в виду обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих в соответствии с требованиями образовательных стандартов в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для исполнения должностных полномочий.

Под стажировкой можно понимать процесс формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных муниципальным служащим в результате теоретической подготовки. Она осуществляется в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организационных навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Получение первого и (или) второго высшего образования предполагает освоение муниципальным служащим соответствующей образовательной программы.

Порядок повышения квалификации на муниципальной службе производится в соответствии с муниципальным правовым актом за счёт средств местного бюджета.

  • Право муниципального служащего на защиту своих персональных данных.

Персональные данные муниципального служащего – это информация, необходимая представителю нанимателя (работодателю) в связи с исполнением муниципальным служащим обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы и касающаяся конкретного муниципального служащего.  Обработка персональных данных работника регламентирована положениями гл. 14 ТК РФ – «Защита персональных данных работника». Кроме того данный вопрос регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

  • Право муниципального служащего на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений.

Муниципальные служащие имеют право на:

– полную информацию об их персональных данных и обработке этих данных;

– свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

– определение своих представителей для защиты своих персональных данных;

– доступ к относящимся к ним медицинским данным с помощью медицинского специалиста по их выбору.

Возможность ознакомления муниципального служащего с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также приобщения к личному делу письменных объяснений муниципального служащего является гарантией защиты муниципальным служащим своих прав и законных интересов.

  • Право муниципального служащего на рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений.

В соответствии с трудовым законодательством каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

– самозащита работниками трудовых прав;

– защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

– государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– судебная защита (ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации).

В целях самозащиты трудовых прав муниципальный служащий, известив представителя нанимателя (работодателя) или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором. Муниципальный служащий также может отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за муниципальным служащим сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.  В целях самозащиты трудовых прав муниципальный служащий имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 379) или иными федеральными законами.


Страницы:   1   2   3