Меню Услуги

Особенности психологической помощи семьям — усыновителям


Страницы:   1   2   3


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования семей — усыновителей, имеющих приемных детей
  • 1.1. Психологические аспекты усыновления ребенка
  • 1.2. Психологические особенности развития ребенка в приемной семье
  • 1.3. Основные направления работы психолога по сопровождению семей, имеющих приемных детей
  • Глава 2. Разработка и апробирование программы психологической помощи семьям -усыновителям
  • 2.1. Программа исследования
  • 2.2. Апробирование предложенной программы и оценка полученных результатов
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

Вероятно, многие люди вспоминают своё детство, как счастливую пору познания мира и самого себя, общения с добрыми и заботливыми родителями. Но бывает и иное детство, когда нравственное и физическое здоровье ребенка подвергается реальной опасности. «Неблагополучные семьи» — это семьи, где родители забывают о своих детях, пьют и бесчинствуют. В таких семьях дети заброшены, голодны, часто страдают различными недугами.

Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых — насколько возможно, смягчить и восполнить утрату.

Считается, что семья – это лучшая альтернатива для ребенка по сравнению с различными приютами и детскими домами. В своих посланиях Федеральному Собранию Президент России неоднократно обращал внимание, что органы опеки должны быть нацелены на семейное устройство детей и помощь приемным семьям. «Ничьих» детей в стране быть не должно.

В последние годы все большее внимание привлекается к проблеме семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловленное политикой деинституционализации их воспитания, усилением государственной поддержки замещающих семей, профессионализацией труда замещающих родителей. С увеличением общего числа приемных детей возрастает и число приемных детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи, и, соответственно, число замещающих родителей.

Замещающая семья должна не просто воспитывать ребенка-сироту, но обеспечивать ему возможность качественного формирования социально-психологических умений и навыков, создавать условия для преодоления негативных последствий прошлого опыта и развития его компетенций, а также способствовать коррекции нарушенного развития, что в целом является залогом его успешной адаптации в обществе.

Проблема замещающей семьи как института воспитания, развития и социальной адаптации детей-сирот в последнее время приобрела особую значимость в связи с интенсивным распространением семейных форм устройства в нашем государстве. Раскрытию понятия семьи, воспитывающей неродного ребенка, посвящены работы Горбуновой Е.А., Довгалевской А.И., Ивановой М.В., Минухина С., Олиференко Л.Я., Осиповой И.И., Ослон В.Н., Ушаковой Е.В., Шипицыной Л.М., Фурманова  И.А, Спиваковской А.С.  и др. [10, 11, 12, 34, 35, 48, 44,49,50]

К настоящему времени рассмотрены отдельные проблемы замещающей семьи: мотивация ее создания, адаптация членов замещающей семьи друг к другу, особенности взаимоотношений в замещающей семье, факторы, влияющие на отношения в замещающей семье, проблемы и трудности замещающей семьи, сопровождение замещающей семьи и др.

Деинституционализация воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, и распространение семейных форм устройства связано с убежденностью в положительном влиянии семейного воспитания на развитие личности ребенка и преодоление в условиях семьи таких негативных последствий жизни в интернатном учреждении, как депривационные нарушения, отставание в развитии, неразвитость коммуникативных навыков, низкая социальная адаптация.

Изучению особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящено немало исследований, в частности, Лисиной М.И., Мухиной В.С., Прихожан А.М., Рузской А.Г., Толстых Н.Н., Шипицыной Л.М. и др.установивших специфические черты, отличающие их от кровных детей, изначально воспитывающихся в условиях родной семьи, и которые могут существенно осложнить взаимоотношения в замещающей семье и, вместе с тем, должны быть компенсированы в процессе замещающей заботы. [25, 26, 31, 32, 48]

К большинству детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей одновременно применяется термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», под которым понимаются дети с нарушениями в развитии, т.е. дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социальной адаптации. Это связано, прежде всего, с особенностями условий их развития. Проблемам адаптации таких детей в приемных семьях посвящены работы Лебединского В.В., Лубовского В.И., Трошина Г.Я. и др.

Разные авторы отмечают, что особенности развития приемного ребенка могут выступать в качестве фактора, негативно влияющего на взаимоотношения с замещающими родителями и существенно осложняющего функционирование семейной системы.

Вместе с тем, с распространением семейных форм устройства растут и требования к возможностям замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка-сироту, имеющего ограниченные возможности здоровья. Современное общество, несмотря на свою возрастающую сложность, информационность, нестабильность в различных сферах, ожидает, что дети-сироты после воспитания в условиях замещающей семьи смогут более гармонично вписаться в его структуру, получить образование, профессионально самоопределиться и занять достойное место, чем выпускники интернатных учреждений.

Таким образом, обнаруживается противоречие между высокими требованиями социума к возможностям и способностям замещающей семьи, взявшей на воспитание ребенка-сироту, тем более, сироту с ограниченными возможностями здоровья, и недостаточным уровнем развития у приемных детей умений и навыков, необходимых для их успешной социальной адаптации.

Тема дипломной работы несомненно, является актуальной и практически значимой для специалистов психологов и педагогов, которые с подобными вопросами сталкиваются в своей практике довольно часто, а так же для работников социальных служб и органов опеки и попечительства, принимающих активное участие в устройстве семейного воспитания ребенка. Целью дипломной работы является разработка программы психологической консультационной работы с семьями, воспитывающими приемных детей.

Исходя из поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психологические аспекты усыновления ребенка;
  2. Выявить особенности развития личности ребенка в условиях приемной семьи и особенности восприятия приемными родителями приемных детей;
  3. Определить сложности, возникающие в процессе детско-родительского взаимодействия в замещающих семьях, воспитывающих приемных детей, и их причины.
  4. Изучить особенности и формы работы психолога с семьями, воспитывающими приемных детей;
  5. На основе анализа специальной литературы разработать и апробировать методики работы психолога с такими семьями.

Гипотеза дипломного исследования: проведение психологической работы с семьями, воспитывающими приемного ребенка, существенно облегчает процесс адаптации и взаимодействия приемных детей с приемными родителями и снижает негативные проявления такой адаптации.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются личностные характеристики приемных детей и их приемных родителей в замещающих семьях.

Предметом исследования является особенность психологической работы психолога с детьми, воспитывающимися в приемных семьях, а так же с замещающими семьями в целом.

Методической и теоретической основой дипломной работы являются: литература по рассматриваемому вопросу, публикации журналов и газет, информация, изложенная на специализированных интернет-сайтах.

Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе приводятся психологические аспекты усыновления ребенка, особенности воспитания ребенка приемной семье и основные направления работы психолога с такими семьями.

Во второй главе приводится примерная модель работы с семьями, воспитывающими приемных детей, проводится её апробирование и оценка полученных результатов.

 

Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования семей – усыновителей, имеющих приемных детей, имеющих приемных детей

1.1. Психологические аспекты усыновления ребенка

Одним из самых ответственных моментов в работе с замещающими семьями является их отбор, так как родители должны обладать определенными личностными качествами. С помощью анкеты легко выясняются такие факты, как возраст, пол, социальная принадлежность, жилищные условия, наличие собственных детей и их возраст, профессия и место работы, религиозные убеждения, доход, состояние здоровья, занятия в свободное время и т.п. Значительно труднее определить психологические особенности личности будущего замещающего родителя, мотивы, по которым он собирается взять в семью детей, стиль супружеских отношений, стиль воспитания собственных детей, понимание молодежных проблем, отношение к кровным родителям приемных детей, и т. д.

Выявление мотивации приемных родителей, внутренних побуждений личности – дело очень сложное. Выделяются пять основных групп родителей–воспитателей с учетом ведущего мотива их деятельности. Рассмотрим эти группы более подробно [19, с.59]:

  1. Родители – воспитатели с четко выраженным материнским отношением к детям. Для них воспитание детей – это деятельность, приносящая наибольшее удовлетворение, а педагогический талант равносилен таланту художника, актера, музыканта, писателя. В этой группе нередко встречаются одинокие люди, не имеющие собственных детей. Характерным для таких родителей–воспитателей является довольно сдержанное отношение к материальным благам. Дети у них общительны, гостеприимны и хозяйственны, тяготеют к общению с природой, но не всегда успевают в школе и не очень стремятся к какой–либо творческой деятельности.
  2. Профессиональные педагоги, которые по долгу службы столкнулись с проблемой сиротства и из чувства сострадания взяли на себя ответственность за воспитание осиротевших детей. Родители из этой группы, как правило, не слишком озабочены материальными благами, но довольно настойчивы в привлечении детей к учебе, занятиям спортом, искусством, техникой и т. д.
  3. Люди молодые и в определенной степени романтически настроенные, воспитывать детей для них – это возможность реализовать свои способности, оставить свой след на земле. Также в этой группе можно встретить родителей, реально оценивающих свои возможности и возможности других людей, но серьезно воспринимающих предназначение человека как обязанность принести пользу другим людям. В этих семьях материальная обеспеченность не игнорируется, но занимает равное место наряду с удовлетворением духовных потребностей.
  4. Родители, движимые стремлением получить максимальное количество материальных благ. Дети, как правило, адаптируются в таких семьях и не стремятся их покинуть.
  5. Люди, стремящиеся самоутвердиться любым способом, в частности – путем приобщения к благородному движению по оказанию помощи обездоленным детям. Эти родители проявляют максимум активности, аккумулируя на себе внимание прессы, телевидения, официальных лиц и общественных организаций.

Предложенное деление весьма условно, и у одних и тех же родителей могут присутствовать различные мотивы деятельности, но определенная доминанта при внимательном рассмотрении обнаруживается [27, с. 258].

Наиболее устойчивыми, с точки зрения подверженности семьи распаду, представляются первая группа и, отчасти, третья. Остальные могут быть отнесены к группе риска. Вторая группа родителей – воспитателей может восприниматься как группа риска только в том плане, что у них из–за преувеличенного, гипертрофированного чувства ответственности возможно наступление нервного перенапряжения вплоть до возникновения стойкой депрессии и срыва. Кроме того, дети в этих семьях могут быть угнетены психологическим прессингом со стороны родителей, ожидающих немедленных результатов и большей отдачи от детей.

Сходная ситуация может возникнуть и у молодых романтиков из третьей группы. Вполне достижимо равновесие в семьях, где родители нацелены на получение материальных благ (четвертая группа). Однако ожидаемые привилегии должны быть оговорены в официальном документе.

Самыми неблагоприятными представляются семьи, возглавляемые родителями–воспитателями из пятой группы: как только они поймут, что дети требуют много внимания и заботы, то тут же постараются найти другую, не столь обременяющую возможность для самоутверждения.

Важным обстоятельством является также оценка или отношение претендента в патронатные родители к будущему ребенку, его способность принимать ребенка таким, каков он есть, его возможность создать адекватное представление о качествах и особенностях этого ребенка, его умение предъявить ребенку соответствующие требования для реализации этих представлений [7, с. 115, 116].

Если у человека, претендующего на воспитание приемного ребенка, существует совершенно ясное представление о том, как должен выглядеть ребенок, чего он должен достичь, как должен себя вести, какие должен иметь физические признаки, то это следует принимать, по меньшей мере, как предостерегающий сигнал при одобрении кандидатуры данных претендентов.

Примеры из жизни подтверждают, что подавляющее большинство удач при передаче детей в замещающие семьи основано на страстном желании супругов или одинокого человека взять в свою семью ребенка, чтобы воспитывать его как родного. Очень часто детей берут семьи, в которых уже есть дети. Однако наблюдения показывают, что большую группу приемных родителей составляют одинокие или разведенные женщины, часто это незамужние матери. Несмотря на то, что полная семья для воспитания ребенка, бесспорно, обладает большими преимуществами, так как отцовское воспитание играет большую роль, одинокие женщины в роли воспитателей, в основном, проявляют себя героически, заменяя ребенку и отца, и мать. В пользу таких одиноких женщин, желающих взять на воспитание ребенка, говорит еще одно важное обстоятельство: в последнее время отмечается недостаток подходящих претендентов в приемные родители из мужской среды. Значительно больше их среди одиноких женщин [2, с. 59, 60,61,62].

Желание родителей усыновить ребенка определяет не один мотив, а целый комплекс мотивов – осознанных и неосознанных, – которые являются ведущими в желании принять ребенка. Самыми распространенными мотивами усыновления выступают:

  • желание усыновить ребенка в случае невозможности иметь собственного по физиологическим причинам;
  • любовь к детям, в то время как собственные дети уже выросли;
  • чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке и защите;
  • смерть собственного ребенка;
  • гибель близких родственников;
  • чувство одиночества;
  • религиозные мотивы.

Решение взять в семью ребенка из детского дома может быть подкреплено скрытыми или неосознаваемыми мотивами:

  • укрепление распадающейся семьи с помощью ребенка;
  • желание дать ребенку то, чего сами родители были лишены в детстве;
  • стремление излить на ребенка свою любовь (ребенок – объект любви);
  • желание иметь ребенка как субъекта (источника) любви;
  • желание доказать себе и окружающим, что можешь воспитать ребенка, даже если не можешь его родить.

Из всех мотивов, ведущих к усыновлению, помощь ребенку, который оказался лишенным семьи, является самым редким и, на взгляд многих специалистов, самым лучшим для последующего развития ребенка. Руководствуясь этим мотивом, усыновляют детей разного возраста (от младенческого до подросткового), берут детей с различными диагнозами и проблемами со здоровьем. [41, с.12, 13,14, 36 с. 56,57; 37 с. 89,90].

В проблематике усыновления следует выделять несколько существенных аспектов, в исследовании которых, параллельно отражается целый ряд проблем общих для возникновения мотивации к усыновлению и создания структуры, обеспечивающей условия проживания, обеспечения и развития в детских учреждениях детей по каким либо причинам оставшихся без опеки родных:

  1. Причины, по которым усыновление иностранными гражданами значительно превышает принятие на воспитание детей россиянами.
  2. причины, по которым возникают сложности адаптации в приемных семьях в том числе и со стороны приемных родителей.
  3. выгоды каждого участника процесса передачи ребенка на воспитание в семью:(скрытые выгоды)

— государство;

— органы социальной опеки и попечительства;

— родители (родные и приемные);

— дети.

Из группирования проблемных зон подобным образом наглядно можно увидеть, что мотивационные предпосылки усыновления лежат не только в личностной сфере потенциальных родителей, но и напрямую зависят от социально-экономических, внутриполитических, идеологических, культурно-исторических условий государственного устройства. А, скорее, даже возникают под действием полного комплекса перечисленных факторов. Таким образом, исследуя мотивацию, казалось бы со стороны психологической, необходимо учитывать и влияние на ее возникновение смежных сфер, исторически вплетенных в психологическую науку [27с. 45].

1.2. Психологические особенности развития ребенка в приемной семье

Одним из актуальных направлений социальной политики Российской Федерации является распространение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что приводит к сокращению численности воспитанников интернатных учреждений. Несмотря на все усилия, предпринимаемые для решения проблем в этой области (создание служб сопровождения замещающих семей, организация обучения кандидатов в замещающие родители, финансовое стимулирование замещающих родителей, информационные кампании о детях-сиротах и возможности их семейного устройства и др.), количество детей-сирот, находящихся на воспитании в детских домах, продолжает оставаться большим. Так, по официальным данным Министерства образования и науки РФ на учете в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоят почти 140 тысяч детей, которые могут быть устроены на воспитание в семьи [47]. Таким образом, проблема семейного устройства детей-сирот является одной из наиболее сложных и трудно разрешимых: дети продолжают воспитываться в интернатных учреждениях и ожидать, когда для них найдется подходящая семья. [46 с. 18]

Широкое распространение семейных форм устройства затрудняют многие факторы (психологические, социальные, экономические и др.), в том числе и фактор здоровья ребенка-сироты. Критерий соматического и психического здоровья детей-сирот, которых потенциальные замещающие родители планируют взять на воспитание в свои семьи, имеет для них огромное значение. Большинство из них однозначно рассчитывают принять здоровых детей, тогда как вероятность семейного устройства детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья остается довольно низкой. Вместе с тем, различные исследования показывают, что институциональное воспитание детей-сирот негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье в связи с переживанием состояния депривации, вызванного невозможностью устанавливать интимные, близкие, эмоционально насыщенные и стабильные отношения со значимым другим, что, в свою очередь, является отягощающим фактором в преодолении тех или иных отклонений в развитии . Эти выводы наиболее ярко представлены в работах Бардышевской М.К., Дубровиной И.В., Коробейникова И.А., Мухамедрахимова Р.Ж., Прихожан А.М., Стребелева Е.А., Толстых Н.Н., и др. [4 с. 6,7; 18 с. 19, 20;  29 с. 22; 38 с. 79]. Анализ физических и психических особенностей воспитанников детских домов показывает, что у большинства из них отмечается общее отставание в развитии (иными словами, задержка психического и/ или физического развития). Им присуща сниженная познавательная активность, ограниченность кругозора, искаженные воспоминания о себе в прошлом, скудные представления о настоящем и будущем, ситуативность умственных действий и трудности в оперировании образами, нереализованная потребность в любви, привязанности и признании и др..

Так, Терлецкая Р.Н. отмечает, что состояние здоровья детей-сирот характеризуется высокими показателями заболеваемости: в частности, первое место занимают болезни органов дыхания, у детей раннего возраста преобладают отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, и врожденные аномалии, у детей-сирот старшего возраста – болезни органов пищеварения; в целом у 98% из них выявляются нарушения в нервно-психическом развитии. [43,с.101,102,45].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Таким образом, многие дети-сироты, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, могут быть отнесены к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них наблюдаются те или иные нарушения в состоянии их соматического и/ или психического здоровья, обусловленные многими факторами, в том числе и депривационным воздействием институционального воспитания в виде дефицита внимания и общения, заботы и любви, приводящим к нарушению привязанности и влияющим на весь дальнейший ход развития, порождая отсутствие базового доверия к миру, страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое и учиться. Эти факты, по мнению многих ученых психологов, в частности, Большаковой Л.Н., Ивановой Н.П., Миневич О.К,.Карабановой О.А.,входят в противоречие со стремлением большинства потенциальных замещающих родителей взять на воспитание здорового ребенка-сироту, что, в свою очередь, может затруднять протекание процесса адаптации членов замещающей семьи друг к другу.[27с.23;15с. 113]

Будучи воспитанниками интернатных учреждений, дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья имеют общие черты, свойственные всем детям, развивающимся в условиях институционального воспитания, а также им присущ ряд особенностей, отличающих их от детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семьях. Итак, к их общим характеристикам можно отнести следующие [51, с.41,42]:

— зачастую задержка (запаздывание) психического развития;

— формирование особого типа личности у ребенка-воспитанника интернатного учреждения, в основе которого лежит недоразвитие внутренних механизмов активного и свободного поведения, заменяемого зависимым;

— сниженная инициативность;

— недоразвитие механизмов саморегуляции и преобладание защитных форм поведения;

— преувеличенная потребность в общении со взрослыми;

— сверхценность взрослого для ребенка-воспитанника интернатного учреждения и зависимость самооценки от отношения к нему взрослого;

— наличие одновременно и тревоги, и враждебности по отношению ко взрослому;

— ослабленная чувствительность к оттенкам поведения старших;

— бедность средств общения, в первую очередь, эмоционального выражения;

— отсутствие навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

— наличие агрессивной позиции по отношению к другим людям;

— трудности в установлении конструктивных, эмоционально адекватных отношений со сверстниками;

— наличие психологического новообразования в личности воспитанников интернатных учреждений в виде детдомовского «мы»;

— трудности в формировании внутреннего плана действий, собственной мотивации, системы ценностей, самосознания;

— повышенная ситуативность в разных сферах деятельности, в том числе и ориентация на внешнюю ситуацию в принятии решений;

— низкая самооценка;

— выраженная неуверенность в себе;

— серьезные трудности в освоении роли семьянина;

— затрудненная адаптация к самостоятельной жизни в социуме.

Одной из главных причин вышеперечисленных особенностей детей-сирот, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений, является катастрофическая нехватка общения и неадекватное построение контактов со значимыми взрослыми, которые заботятся о них. Кроме того, Дубровина И.В. и Рузская А.Г. выделяют следующие факторы, приводящие к формированию тех или иных черт, характеризующих воспитанников детских домов: неправильная организация общения взрослых с детьми, частая сменяемость воспитателей, бедность конкретно-чувственного опыта детей, проистекающая из чрезвычайной суженности окружающей их среды, недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей, наличие недостатков в программах воспитания и обучения детей-сирот, некомпенсирующих нарушений развития и др.[ 39, с. 79, 80; 40 с. 134,135;42]

В качестве специфических особенностей детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья можно выделить такие, как:

— повышенная нервность и частые нервные срывы, обусловленные вынужденной изоляцией;

— осознание собственной «обделенности», «особости», формирование представлений о собственной «ненужности»;

— обостренные проблемы социализации в связи с двойным негативным влиянием (влияние врожденного дефекта в сочетании с условиями воспитания в среде «домашних» сверстников-инвалидов);

— трудности адаптации к условиям самостоятельной жизни среди здоровых людей;

— негативный социальный статус в обществе («сирота, да еще и инвалид»);

— физическая ослабленность;

— нередко наличие фобии пространства (особенно у детей-сирот с сенсорными нарушениями);

— аутизация и проблемы в общении;

— неадекватность чувств и их непропорциональность воздействиям внешнего мира;

— затруднения в различении эмоций;

— отсутствие умения объективно оценивать ситуации;

— влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения («хорошо то, что приятно»);

— повышенная конфликтность;

— агрессивность, враждебность;

— неуверенность в себе;

— повышенная тревожность;

— отклоняющееся поведение, зачастую направленное исключительно на привлечение внимания взрослого.

Вместе с тем, все дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья могут быть разделены на те же категории, что и «семейные» дети с нарушениями в развитии. Учитывая тот факт, что классификаций отклонений в развитии существует довольно много, целесообразно придерживаться типологии Лебединского В.В., как получившей наибольшую распространенность в настоящее время, хотя и имеющей свои недостатки в виде того, что перечисляемые в ней формы дизонтогенеза, как правило, в чистом виде не встречаются и представляют собой один из симптомов нарушенного развития, сочетание которых образует определенную его. Итак, по типологии Лебединского В.В.все дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть разделены на шесть видов [26, с. 91, 92]:

  1. Дети с психическим недоразвитием, имеющие общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга, которое может иметь наследственную природу или быть результатом воздействия внешних факторов, имевших место в пренатальный, натальный периоды или в раннем детстве. Типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость.
  2. Дети с задержанным развитием, характеризующиеся замедлением темпа всего психического развития, которое возникает чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга или длительных и тяжелых соматических заболеваний. Данная группа является полиформной и представлена различными вариантами инфантилизма, нарушениями школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т.д. Отличительной чертой данного вида дизонтогенеза является парциальность нарушений и их обратимость (по сравнению с умственной отсталостью).
  3. Дети с поврежденным развитием, которое характеризуется наличием в анамнезе достаточно длительного периода нормативного развития, впоследствии нарушенного массивной травмой головного мозга, нейроинфекцией или наследственным дегенеративным заболеванием мозга. Типичной моделью поврежденного развития является органическая деменция, зачастую имеющая прогрессирующий характер.
  4. Дети с дефицитарным развитием. Этот вид дизонтогенеза представляет собой те или иные варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений анализаторных систем (зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата).
  5. Дети с искаженным развитием. Настоящий вид нарушенного развития характеризуется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Наиболее ярким примером искаженного развития является ранний детский аутизм.
  6. Дети с дисгармоническим развитием. Данный вид дизонтогенеза представляет собой нарушения в формировании личности. Наиболее типичной моделью этого вида нарушенного развития являются различные формы психопатий.

Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие ограниченные возможности здоровья, подчиняются тем же законам нарушенного развития, особенностям течения и проявления тех или иных заболеваний, что и «семейные» дети. Они также нуждаются в коррекционной помощи различных специалистов, медикаментозном лечении, психологической поддержке близких. Основной же целью их воспитания является обеспечение им полноценной жизни в обществе, развитие их способностей и возможностей, помощь в получении образования, самоопределении и профессиональной ориентации, повышение уровня социальной адаптации в целом.

Проблема семейного устройства детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья освещена в научной литературе крайне фрагментарно. Однако проблема существует в связи с тем, что такие дети так или иначе помещаются на воспитание в замещающие семьи и нуждаются в дальнейшем профессиональном сопровождении с целью повышения качества их жизни. Данный факт и послужил причиной того, что настоящее исследование посвящено именно проблеме воспитания детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в замещающих семьях.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!