Вид работы: Дипломная работа
Тема: Понятие, экономическая сущность и принципы реализации государственного заказа ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Создание системы государственных закупок в Российской Федерации, взамен действовавшей в плановой экономике системы Госснаба, является важной составляющей рыночных реформ. Органы власти и управления, бюджетные учреждения и организации в процессе выполнения своих функции сталкиваются с необходимостью материально-технического или иного ресурсного обеспечения для реализации государственных и муниципальных программ, что предполагает проведение конкурсных процедур для экономии и повышения эффективности бюджетных расходов.
Тема государственных закупок переживает всплеск общественного интереса и вполне обоснованно: одной из важнейших проблем, стоящих перед государством в настоящее время, является проблема развития рыночных механизмов осуществления государственных закупок, направленная на повышение их эффективности. Формирование принципов добросовестной конкуренции и углубление рыночных отношений между заказчиками и подрядчиками связано с внедрением практики торгов.
Устойчивое развитие экономики напрямую зависит от соблюдения ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который регулирует отношения, связанные с размещением заявок на поставки продуктов, исполнение работ, предложение услуг для муниципальных либо городских нужд, в том числе устанавливает единичный порядок размещения заказа, в целях обеспечения единства финансового места на территории РФ при размещении заявок, действенного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения способностей для роли физических и юридических лиц в размещении заявок и стимулирования такого участия, становления честной конкурентной борьбы, улучшения работы органов государственной власти и органов районного самоуправления в области размещения заявок, предупреждение коррупции и прочих злоупотреблений в области размещения заявок.
Научная новизна дипломного исследования. Полученные в ходе исследования объективные научные результаты содержат в своей совокупности решения актуальной на сегодняшний день проблемы — изучения государственного и муниципального управления в области государственных заказов, а также разработки наиболее эффективного изучения данного предметного вопроса.
Практическая значимость дипломного исследования состоит в том, что полученные в нем результаты позволяют оптимизировать отбор средств, методов и форм для разработки наиболее эффективного изучения государственного и муниципального управления в области государственных заказов.
С позиции изучаемой дисциплины предложены наиболее совершенные средства и методы определенные модули изучения государственного и муниципального управления в области государственных заказов.
Материалы исследования данной дипломной работы могут быть использованы для методической работы (разработка рабочих программ, подбора комплекса средств, использование разнообразных условий и т.д.). Результаты исследования могут найти применение в практической деятельности, а также в подготовке специалистов, и в системе повышения их квалификаций и переподготовки.
Достоверность полученных результатов дипломного проекта обеспечена опорой на теоретические позиции, комплексом использованных методов, их соответствием цели, задачам и логике исследования, объемом выборочных данных, количеством и продолжительностью экспериментов, корректной обработкой эмпирического материала, с помощью современных методов изучаемой дисциплины.
Научная новизна данной дипломной работы представлена результатами комплексного межотраслевого исследования теоретических и практических аспектов, специфики государственного и муниципального управления в области государственных заказов.
В работе проанализированы, нормы развития планирования и развития государственного и муниципального управления в области государственных заказов, а также сложившаяся практика, что позволяет осмыслить в целом проблемы в данной сфере. А также сформулировать ряд предложений: по дальнейшему их решению и совершенствованию планирования и развития государственного и муниципального управления в области государственных заказов.
Предметом исследования, данной дипломной работы, является — государственное и муниципальное управление в области государственных заказов.
Объектом исследования, данной дипломной работы, является — государственное и муниципальное управление в области государственных заказов в современной организации на примере организации «ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ».
Целью исследования, данной дипломной работы, является — изучение теоретических и практических основ государственное и муниципальное управление в области государственных заказов в современной организации на примере организации «ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ», а также методы совершенствования.
В соответствии с поставленной целью, данной дипломной работы, были поставлены и решены следующие задачи:
1) Рассмотреть — теоретико-методологические аспекты (основы) государственного и муниципального управления в области государственных заказов в современной организации;
2) Провести — комплексный, практический анализ (практическое исследование) государственного и муниципального управления в области государственных заказов в современной организации на примере организации «ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ»;
3) Разработать мероприятия и предложения по совершенствованию государственного и муниципального управления в области государственных заказов в современной организации на примере организации «ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ», а также сделать выводы и дать рекомендации по проведенному исследованию, данной дипломной работы.
При проведении исследования, данной дипломной работы, были использованы следующие методы исследования:
1) Анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
2) Обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения);
3) Моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).
Теоретической и методической базой исследования данной дипломной работы, являются — мировая и отечественная теория и практика, методологические и инструктивные материалы в данной предметной области.
Данная дипломная работа, имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
История государственных закупок в России
В первой главе (теоретической части), данной дипломной работы, рассмотрим — теоретико-методологические аспекты (основы) изучения основ государственного и муниципального управления в области государственных заказов.
В ходе теоретического анализа, в данном разделе — рассмотрим теоретические аспекты исследуемой проблемы и концептуальные основы ее решения; приведем понятийно-категориальный аппарат, посредством которого раскроем сущность и содержание предмета исследования; сопоставим и проанализируем различные точки зрения ученых, ведущих специалистов на данную проблему к моменту исследования. В первом параграфе первой главы, данной дипломной работы, рассмотрим — историю государственных закупок в России.
1) Государственные закупки в России[1] имеют богатую историю, которая берет свое начало еще с 17 века. При этом активная фаза развития наступила только с 1992 года, после распада СССР, когда процесс государственных закупок получил новое дыхание и смог избавиться от многих устаревших клише. Но обо всем подробнее.
2) Начало становления. Если углубиться в историю России[2], и «копнуть» глубже, то первые упоминания о выполнении государственного заказа можно встретить еще в период правления Алексея Михайловича, который восседал на престоле в 17 веке. Так, в 1654 году им был подписан Указ, определяющий подрядную цену для доставки сухарей и муки в Смоленск.
3) История развития сферы государственных закупок[3] знает немало примеров подобных документов, но по-настоящему система стала развиваться в период правления Петра Великого. Именно при нем впервые появилось специальное ведомство, которое взяло на себя ответственность в отношении поставок товаров (услуг) для покрытия государственных нужд России. Для сравнения аналогичный по функциям орган был создан в Британской империи только в 1833 году, то есть почти на столетие позже.
4) Вообще, история развития сферы государственных закупок богата на постановления и указы. Ниже будут рассмотрены наиболее важные и примечательные из них.
5) Как уже упоминалось, формирование закупочной системы произошло в эпоху правления Петра I, при котором Россия вела множество военных действий. Для активизации военной и политической деятельности царю пришлось находить рычаги специальные рычаги воздействия, позволяющие усилить внутригосударственную политику и обеспечить потребности за счет организации государственных закупок. В тот период страна предпринимала активные действия для захвата близлежащих территорий с неразведанными ресурсами. Налаженная сфера госзакупок позволяла в сжатые сроки отстраивать крупные заводы и фабрики, которые впоследствии присоединялись к общей системе.
В индивидуальном русле история госзакупок России[4] развивалась и по отношению к поставщикам. Так, государством было применен новый в тот период опыт, подразумевающий проведение публичного конкурса. Предприниматели оповещались о проведении конкурса публичным способом — чаще всего через вывешивание соответствующих объявлений на городских воротах. Как следствие, каждый желающий мог изучить условия и принять участие в мероприятии.
Выполнение государственного заказа[5] уже в тот период стало обязательным для выигравших «тендер» участников. В случае невыполнения заказа на нарушителей накладывалась пеня. Последнюю должны были выплачивать не только исполнители, но и их поручители (если они имели место). При этом размер штрафа не был фиксирован — он определялся царем с учетом конкретной ситуации. Так, история знает немало случаев, когда за срыв государственных закупок нарушитель штрафовался на размер двойной пени всего подрядного договора. В случае с крупными контрактами итоговая сумма была весьма серьезной.
Одним из первых официальных документов, контролирующих государственные закупки, был так называемый «регламент», в котором оговаривались нюансы управления адмиралтейством и верфью. Бумага была выпущена в 1722 году. В ней был отражен следующий порядок организации торгов:
Сначала оформлялись объявления, которые[6] развешивались во всех населенных пунктах для ознакомления участников с конкурсом и его условиями.
Подрядчик направлялся в соответствующий орган для подачи письменного предложения своих услуг. В России тех времен подтверждением добропорядочности претендента являлся поручитель. В роли последнего должно было выступить известное в обществе лицо.
Подряд получала та сторона, которая предлагала выполнение работ (предоставление товаров или услуг) по меньшей цене.
Торги в России по этому закону проходили открыто, то есть в них принимали участие все заявленные претенденты. В документах торги имели название «сидение при свечах».
В течение 1758 года упомянутый выше регламент[7] дополнялся несколько раз. В частности, корректировке подлежало положение, касающееся обязательной публикации объявления, касающегося проведения торгов.
Новые положения в сфере государственных закупок[8]. Впоследствии появился новый документ — «О контрактах по подряду, поставках и откупах». Появление нового положения стало следующим этапом в истории развития сферы госзакупок. Новое постановление было принято в период проведения реформы с 1775 по 1776 года. С учетом нового документа государственные закупки в России подвергались следующим изменениям:
1) Права на проведение торгов получила специально сформированная для этих целей Казенная палата.
2) Размер контрактов при заключении упомянутой структурой был ограничен суммой в 10 тысяч рублей. Максимальный срок договора должен был составлять не больше четырех лет.
3) В документах предписывалось обязательное выполнение заказа, вне зависимости от текущих обстоятельств (даже при условии потерь для казны государства). При наличии последних производилось высчитывание средств с каждого из членов Казенной палаты.
4) По условиям документа торги разрешалось отменять в следующих случаях:
— Подрядчик, принимающий участие в торгах, выдвигал невыполнимые условия для госказны;
— Требуемая стоимость услуг (товаров, работ) была выше средней расчетной за несколько последних лет.
- Для участия в торгах должен был вноситься залог.
Следующим витком развития стало появление Положения о государственных (казенных) подрядах и поставках. По условиям этого документа в отношении закупок устанавливались следующие правила:
Торги могли проводиться[9] в открытой и закрытой форме. Публикация объявлений в отношении проведения открытых торгов была обязательной.
Предложения вносись не открыто, а в запечатанных участниками конвертах.
Денежный залог был обязательным. Именно он выступал гарантом своевременности выполнения госзаказа.
Победитель конкурса, а также его цена объявлялись публично. Если наиболее низкая предложенная цена был больше той, на которую рассчитывал покупатель, то торги проводились повторно. При этом схема оставалась прежней.
Советский период. Следующий виток развития[10] системы государственных закупок в России пришелся на советский период. Так, с введением НЭП 1923 года была составлена новая Инструкция, в которой рассматривался порядок проведения торгов в отношении государственных подрядов. Но такая практика длилась недолго. Уже в начале 30-х годов этот документ познал существенных изменений. При этом рыночная практика размещения госзаказов была прекращена. Только к началу 80-х годов появились первые продвижения, которые выразились в ряде ограничений.
Так, с конца 19 века стартовала эпоха, подразумевающая ограничение участия иностранных организаций в торгах, касающихся нужд государства. В 1983 году принят Указ, что государственные подряды и закупки за границей ограничивается теми наименованиями товаров (услуг), которые было невозможно получить на территории страны, то есть путем производства на отечественных заводах (фабриках) или путем обращения к российским компаниям. При этом на Министерства накладывались обязательства отчитываться о предметах, имеющих иностранное происхождение. При этом практика госзакупок и правовая база регулярно совершенствовались с учетом интересов общества и государства.
Стоит отметить, что в этот период формирование государственных закупок[11] происходило за счет распределения лимитов (фондов), а также последующего прикрепления подрядчиков (поставщиков) к заказчикам или потребителям соответственно. Согласно плановой системы обеспечения заказчики стали выступать в роли тех лиц, которых снабжают поставщики.
Новая эпоха. После распада СССР общество требовало появления новых документов, касающихся госзакупок, с учетом текущих изменений государственной политики. С этого момента период становления закупок для государственных нужд можно разделить на несколько этапов:
- 1992-1997 гг. — первый этап становления закупочной системы[12] в России. В это время был принят один из наибольших пакетов бумаг, регулирующих сферу госзакупок. К наиболее важным можно отнести 826-УП и 53-ФЗ. Интересен тот факт, что в эти годы торги при размещении госзаказа не были обязательными, что активно применялось экономическими агентами. Такие «пробелы» в законодательстве требовали оперативного решения.
- 1997-2006 гг. — второй период, в который был принят следующий пакет регулирующих правовых документов. Именно новые законы должны были стать базой для создания современной системы закупок. В частности, было выпущено два основополагающих документа — 97-ФЗ и 305-УП. Благодаря правилам и нормам, прописанным в новых законах, удалось устранить многие правовые «прорехи», касающиеся сферы государственных закупок (для регионов и муниципалитета). Но были и здесь недостатки. Так, в 97-ФЗ регламентировалась только работа федеральных заказчиков, что не позволяло нормально выстроить процесс контроля размещения заказа. Необходимы были изменения, которые и получили воплощение в следующий период.
- 2006-2014 гг.- третий этап, который часто называют базовым в вопросе становления государственной системы закупок[13]. Это стало возможным, благодаря принятию закона 94-ФЗ. В документе предусматривался целый ряд нововведений, касающихся теории размещения госзаказа. Так, был введен электронный аукцион. Кроме этого, удалось исключить двухэтапный процесс размещения заказа. Кроме этого, было введено новое понятие максимальной и начальной стоимости контракта, запрещено закрытие процедуры, кроме заказов, которые составляли государственную тайну. Но и это еще не все. В новых документах прописывался перечень случаев, когда размещение заказа стало возможным у единственного источника, а применение квалификационных критериев стало ограниченным.
- С 2014 и по сегодняшний день. В этот период вступил в действие новый Федеральный закон, регулирующий госзакупки России — №44. Появление нового закона легко объяснить. Проблемы, касающиеся государственного заказа стало сложно решать в пределах внесенных в законодательство изменений. Возникла необходимость в создании нового закона, коим и стал 44-ФЗ.
В новом законе регулируются отношения, связанные с процессами планирования и прогнозирования обеспечения нужд муниципалитета и государства в работах (товарах, услугах) посредством их закупок, проведения мониторинга, организации аудита и контроля соблюдения основных требований.
В результате получилось, что история госзакупок РФ делится на несколько периодов, каждый из которых характеризируется своим Федеральным законом, действующим в определенный временной промежуток — ФЗ-53 (с 1992 по 1997 года), ФЗ-97 (с 1997 по 2006 года), ФЗ-94 (с 2006 по 2014 год), ФЗ-44 — с 2014 года.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


