Заявка на расчет
Меню Услуги

Понятие социальное обслуживание и его виды. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


1.3. Принципы социального обслуживания

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Часть 1 статьи 4 Закона об основах социального обслуживания носит декларативный характер, провозглашая основой социального обслуживания соблюдение прав человека и уважение достоинства личности.

Содержание статьи 4 Закона об основах социального обслуживания основывается на конституционных положениях, посвященных правам человека. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. В свою очередь, Российская Федерация, являясь социальным государством, осуществляет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Гуманный характер социального обслуживания, о котором говорит ч. 1, выражается в особой заботе о тех людях, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в связи с особыми жизненными обстоятельствами, например, такими как старческая немощность, инвалидность, малообеспеченность и т.п.

B Законе об основах социального обслуживания 1995 г. гуманность называлась одним из принципов социального обслуживания, и, по сути, тем же принципом и осталась (п. 4 ст. 5 Закона). Разница в том, что этот принцип приобрел более четкое наполнение и высокую значимость. Принцип гуманности всегда означал, что при предоставлении гражданам социальных услуг должны проявляться уважение к их человеческому достоинству, чуткость, забота, справедливость, предусмотрительность, вежливость. B максимальной степени должны учитываться их физическое и психическое состояние. На этом же принципе изначально строилась вся система законодательства о социальном обслуживании. B силу прямого указания ч. 1 статьи 4 Закона об основах социального обслуживания, социальное обслуживание не допускает унижения чести и достоинства человека. Представители поставщика социальных услуг обязаны не только исполнять порядок предоставления социальных услуг (ст. 27), условия заключенного договора о предоставлении социальных услуг (ст. 17), но и проявлять уважительное отношение, корректность и внимательность в отношении получателя социальных услуг.

Конституция РФ среди прав и свобод человека и гражданина в гл. 2 закрепляет следующие права и свободы, нашедшие свое прямое отражение в нормах Закона об основах социального обслуживания:

– ст. 17 определяет, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, соответствующие общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ;

– ст. 18 определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;

– ст. 21 определяет, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления; при этом никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;

– ст. 23 определяет неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

– ст. 24 определяет, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;

– ст. 25 определяет неприкосновенность жилища;

– ст. 30 определяет право каждого на объединение и свободу деятельности общественных объединений;

– ст. 33 определяет право обращаться лично, а также направлять в индивидуальном и коллективном порядке обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В ч. 2 статьи 4 Закона об основах социального обслуживания названы шесть принципов, на которых основаны нормы Закона и законодательства о социальном обслуживании в целом. Подробнее остановимся на каждом из названных принципов.

Первый принцип состоит в том, что граждане имеют равный, свободный доступ к социальному обслуживанию вне зависимости от каких-либо обстоятельств и личных особенностей гражданина. В числе таких обстоятельств названы пол, раса, возраст, национальность, язык, происхождение, место жительства, отношение к религии, убеждения и принадлежность к общественным объединениям.

Так, по одному из дел суд удовлетворил требования прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению абз. 1 и 2 подп. 1.1 п. 1 Перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания на территории Ростовской области, утв. Постановлением главы администрации Ростовской области от 17.03.2011 № 85, поскольку эти нормы ограничивали предоставление услуг в зависимости от наличия у учреждения социального обслуживания таких возможностей. Кроме того, региональный перечень гарантированных социальных услуг, действующий на территории Ростовской области, не соответствовал федеральному перечню.

B данном примере прослеживается действие принципа равного доступа к социальному обслуживанию вне зависимости от места жительства лиц. В данном случае граждане, проживающие на территории Ростовской области, не могут быть ущемлены в своих правах на получение ряда социальных услуг по сравнению с гражданами, проживающими в других субъектах РФ. однако не следует забывать, что, напротив, ряд обстоятельств должен служить непосредственным основанием для признания лица нуждающимся в получении социальных услуг. Эти обстоятельства перечислены в ч. 1 ст. 15 Закона. Второй принцип состоит в адресности предоставления социальных услуг. Названный принцип означает, что конкретные виды социальных услуг оказываются не группам граждан, а конкретным нуждающимся, с учетом их индивидуальных потребностей. B отношении каждого получателя социальных услуг выбираются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Документом, который подчеркивает адресный характер предоставления социальных услуг, является индивидуальная программа, которая составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах и в установленные сроки подлежит пересмотру (ст. 16 Закона об основах социального обслуживания).

Принцип адресности предоставления социального обслуживания не является новым, он использовался в Законе об основах социального обслуживания 1995 г. (п. 1 ст. 5).

Третий принцип назван как приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг. В целом данный принцип состоит в создании необходимых внешних условий как материального, так и нематериального (информационного и др.) характера, комфортных для оказания гражданам социальных услуг.

Примером конкретной реализации названного принципа можно назвать Правила независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.03.2013 № 286) (утратили силу). Данные Правила позволяли оценить и приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, и достаточность количества поставщиков социальных услуг к их получателям на основании ряда установленных критериев. Достаточные информационные ресурсы, в частности, предполагают обеспечение открытости и доступности информации о деятельности организаций социального обслуживания. Для этого органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя организаций, осуществляют контроль за выполнением требований об обеспечении открытости и доступности сведений и документов, в том числе о ценах на услуги.

На рассматриваемом принципе строится, например, ст. 13 Закона об информационной открытости поставщиков социальных услуг.

Принцип, названный в п. 3 ч. 2 статьи 4 Закона об основах социального обслуживания, предполагает финансовую доступность нуждающимся гражданам услуг социального характера. Плата за социальное обслуживание должна быть соразмерной.

Одним из элементов обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании является создание доступной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями. Так, объекты социального обслуживания должны быть оборудованы пандусами.

Добровольность (п. 5 ч. 2 статьи 4 Закона об основах социального обслуживания) как принцип социального обслуживания состоит в том, что ни одному гражданину социальное обслуживание не может предоставляться без его согласия или согласия его законных представителей, опекунов или попечителей.

Этот принцип отражен в ст. ст. 14 и 15 Закона об основах социального обслуживания. Первоочередным и основным способом вступить в правоотношения по социальному обслуживанию для граждан является подача по собственной инициативе обращения о предоставлении социального обслуживания. Обращение подается по правилам ст. 14 в виде заявления. В некоторых случаях, прямо названных в ст. 15, гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании по обращению в его интересах иных граждан, обращению государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Принцип добровольности предполагает, что гражданин вправе без объяснения причин и независимо от обстоятельств отказаться от осуществления в отношении его социального обслуживания начиная с момента, когда он ознакомлен с решением уполномоченного органа о признании его нуждающимся в социальном обслуживании, и в любое время в течение срока действия договора о предоставлении социальных услуг. B договоре, как правило, содержатся условия о порядке одностороннего отказа от договора. И наконец, шестой принцип, закрепленный в п. 6 ч. 2 статьи 4 Закона об основах социального обслуживания, – конфиденциальность. B узком смысле принцип конфиденциальности означает, что работники организаций социального обслуживания при оказании социальных услуг не должны разглашать ставшие им известными сведения личного характера, составляющие профессиональную тайну, а при необходимости оказывать услуги анонимно. Свой полный смысл принцип конфиденциальности приобретает благодаря содержанию ст. 6 Закона. Соблюдение конфиденциальности в смысле ст. 6 понимается не как принцип, а как основанная на нем обязанность лиц, имеющих доступ к информации о получателях социальных услуг, не допускать разглашения этой информации.


ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

2.1. Формы социального обслуживания населения

 

Статьей 19 Закона об основах социального обслуживания установлены формы социального обслуживания. В частности, ч. 1 предусмотрены три формы предоставления социальных услуг их получателям – социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в полустационарной форме и социальное обслуживание в стационарной форме.

Для сравнения целесообразно напомнить, какие формы социального обслуживания были предусмотрены ранее действовавшим законодательством о социальном обслуживании. Так, социальное обслуживание в соответствии с Законом об основах социального обслуживания 1995 г. осуществлялось в форме социального обслуживания на дому, в форме социального обслуживания в стационарных учреждениях и в форме организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Кроме того, указанным Законом предусматривалось оказание консультативной помощи и предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» предусматривались следующие формы социального обслуживания:

1) социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативная помощь.

В ч. ч. 2, 3 и 4 статьи 19 Закона об основах социального обслуживания регламентированы основные аспекты, характеризующие социальное обслуживание в стационарной и полустационарной форме.

Как можно заметить, Закон не детализирует порядок предоставления социальных услуг в обозначенных ч. 1 статьи 19 Закона об основах социального обслуживания формах социального обслуживания. Минтруд России на основании п. 8 ч. 2 ст. 7 Закона разрабатывает примерный порядок оказания данных услуг, а уже конкретная детализация осуществляется субъектами РФ (п. 10 ст. 8 Закона) в зависимости от категории поставщика, формы социального обслуживания и вида социальных услуг (ч. 2 ст. 27 Закона).

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется поставщиками социальных услуг, имеющими стационарные условия, профилированные в соответствии с возрастом и состоянием здоровья граждан.

Прием граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные организации социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается, в случае если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей, на основании решения суда по представлению органов социальной защиты населения.

Право на внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов имеют ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств, реабилитированные лица.

Право на первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов имеют члены семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств.

Социальные услуги в объемах, определяемых установленными государственными стандартами социального обслуживания, в стационарной форме предоставляются поставщиками социальных услуг их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании.

Основанием для предоставления стационарного социального обслуживания являются заявление гражданина (законного представителя), индивидуальная программа, договор, для государственных учреждений (дополнительно) – путевка, выданная министерством.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется на условиях полной или частичной оплаты на основании договоров о стационарном обслуживании, заключаемых между гражданами пожилого возраста и инвалидами (их законными представителями) и поставщиками социальных услуг.

При стационарном обслуживании в реабилитационном центре в соответствии с ГОСТ 54738-2011 «Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 912-ст) социальные реабилитационные услуги, а также питание и проживание сопровождающих их лиц предоставляются бесплатно.

Частью 4 статьи 19 Закона об основах социального обслуживания установлены дополнительные нормы социальной защиты для граждан с ограниченными возможностями при предоставлении социальных услуг в полустационарной и стационарной формах. Так, гражданам должна быть обеспечена возможность их сопровождения при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией. Сопровождение осуществляется работником организации социального обслуживания при перемещении внутри организации, при входе и выходе из организации, при подъеме и спуске с лестницы, при посещении столовой, буфета и в других ситуациях, когда получатель социальных услуг нуждается в таком сопровождении.

Также гражданину обеспечивается возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации, для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации. особое значение данный вопрос приобретает для лиц, передвигающихся в креслах-колясках. С целью реализации получателями социальных услуг возможности самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания помещения организации должны отвечать определенным требованиям. Так, для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, необходимы достаточная ширина коридоров, дверных проемов, места для разворота коляски, отсутствие порогов и иных резких перепадов высоты. Mеста, где такие перепады имеются, должны быть оборудованы пандусами, подъемниками, передвижение с этажа на этаж должно осуществляться при помощи специально оборудованных лифтов, подъемников. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но передвигающихся без кресла-коляски, большое значение имеет уклон лестницы, определенная высота перил, не скользкое покрытие пола. Для лиц с нарушением зрения (слепых и слабовидящих) ступени лестницы должны иметь контрастное выделение краев, коридоры и лестницы должны иметь ограничительные бортики и т.д. Санитарные комнаты оборудуются поручнями и иными специальными приспособлениями – автоматическим спуском воды, сенсорными смесителями и сушилками для рук и т.д. Вся необходимая информация размещается на расстоянии, с которого она может быть наиболее эффективно визуально воспринята, оборудование располагается в зоне досягаемости для лиц, перемещающихся в креслах-колясках, и т.д. При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения должны быть учтены углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации; ясное начертание и контрастность, а при необходимости – рельефность изображения; зоны досягаемости для тактильной трости; исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень и т.п.

Частью 5 статьи 19 Закона об основах социального обслуживания установлена норма, в соответствии с которой граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы под административный надзор, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному заявлению могут быть приняты на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием. Порядок принятия указанных лиц в данные организации на социальное обслуживание устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Вместе с тем ст. 7 Закона об основах социального обслуживания (п. 14 ч. 2) установлено, что утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием относится к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, то есть Министерства труда и социальной защиты РФ.

Лица, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, имеют право:

– обращаться в администрацию стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, по всем вопросам пребывания в указанном учреждении социального обслуживания;

– подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд, к адвокату, в государственное юридическое бюро (при наличии);

– встречаться с адвокатом, работником или уполномоченным лицом государственного юридического бюро и со священнослужителем;

– исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, иметь религиозные атрибутику и литературу, если это не нарушает внутренний распорядок организации социального обслуживания;

– выписывать газеты и журналы, вести переписку без цензуры, получать и отправлять посылки, бандероли и денежные переводы, пользоваться средствами связи;

– получать общее образование, в том числе по адаптированной образовательной программе;

– получать вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, при участии в производительном труде;

– принимать посетителей;

– иметь и приобретать предметы первой необходимости, пользоваться собственной одеждой.

обязанностями стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, являются: обеспечение граждан, находящихся в стационарном учреждении социального обслуживания, необходимой медицинской помощью; предоставление возможности ознакомления с правилами внутреннего распорядка организации социального обслуживания; предоставление сведений о государственных и общественных органах, учреждениях, организациях, в которые можно обратиться в случае нарушения прав и законных интересов; обеспечение условий для переписки, направления жалоб и заявлений в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд, государственное юридическое бюро (при наличии), а также адвокату; информирование родственников или законного представителя об изменениях состояния его здоровья и чрезвычайных происшествиях с ним; обеспечение безопасности; выполнение функций законного представителя в отношении клиентов социального обслуживания, признанных в установленном законом порядке недееспособными, но не имеющих такого представителя, и т.д.

Стационарное учреждение соц обслуживания для некоторых лиц, страдающих психическими заболеваниями, обязано не реже одного раза в год проиводить освидетельствования для лиц, живущих в нем, врачебной комиссией с участием психиатра с целью рассмотрения вопроса об их будущем в этом учреждении, а также о некоторых возможностях пересмотрения решений об их недееспособности.

Выписка из стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, производится:

– по личному заявлению лица, в том числе лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно;

– по заявлению одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего, обязующихся осуществлять уход за выписываемым несовершеннолетним;

– по заявлению законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, при условии, что его законный представитель обязуется осуществлять уход и (или) обеспечить осуществление ухода за своим подопечным.

 

2.2. Виды социальных услуг

 

Виды соц услуг, в каких имеет необходимость получатель социальных услуг, ориентируются с учетом его личных необходимостей, которые, к тому же, обусловливаются его социальным статусом, местом проживания, способностями и возможностями самообслуживания, семейными, вещественными и почти всеми другими жизненными обстоятельствами. Виды соц услуг из приведенного в заметке 20 Закона о основах общественной профилактики списка конкретизируются и указываются в персональной программе (ч. 1 ст. 16 Закона) и в уговоре о предоставлении соц услуг – как одно из его важных критериев (ч. 2 ст. 17 Закона).

В статье 20 Закона о основах общественной профилактики законодатель именует виды услуг зависимо от их предназначения попеременно с учетом их значимости и востребованности на практике. Заявление примерного списка соц услуг по видам соц услуг располагается в зонах ответственности федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона). В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236. Исходя из этого перечня, субъекты РФ утверждают собственные перечни социальных услуг, которые подлежат применению на территории конкретного региона.

С 1 января 2015 г. применяется ГОСТ Р 52143-2013 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 № 1180-ст). Этот стандарт распространяется на общественные предложения, предоставляемые популяции муниципальными, государственными и другими формами принадлежности учреждениям общественной профилактики, также горожанами, занятыми предпринимательской работой по соц обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает главные виды социальных услуг, предоставляемых горожанам, попавшим в тяжелую жизненную обстановку.

Социальные услуги могут быть классифицированы также в зависимости от категории их получателей:

1) граждане пожилого возраста;

2) инвалиды;

3) дети;

4) женщины;

5) и др.

Рассмотрим подробнее каждый из названных в статье 20 Закона об основах социального обслуживания видов социальных услуг.

Первым видом (п. 1) обозначены социально-бытовые услуги – услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту.

Социально-бытовые услуги различаются в зависимости от формы социального обслуживания.

В стационарной или полустационарной форме социального обслуживания могут предоставляться следующие виды социально-бытовых услуг:

– предоставление площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам;

– обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам;

– обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам;

– уборка жилых помещений;

– организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми, за счет средств получателей социальных услуг;

– предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов;

– помощь в приеме пищи (кормление);

– оказание помощи в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий за счет средств получателя социальных услуг;

– предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;

– оказание помощи в написании писем;

– оказание помощи в организации ритуальных услуг.

В форме социального обслуживания на дому могут предоставляться следующие виды социально-бытовых услуг:

– уборка жилых помещений;

– покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, готовых блюд, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;

– покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка лекарственных средств и изделий медицинского назначения по заключению врачей;

– помощь в приготовлении пищи;

– помощь в приеме пищи (кормление);

– оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;

– сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;

– покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения), топка печей, обеспечение водой;

– организация помощи в проведении ремонта жилых помещений за счет средств получателя социальных услуг;

– организация предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;

– обеспечение кратковременного присмотра за детьми;

– оказание помощи в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий за счет средств получателя социальных услуг;

– предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;

– оказание помощи в написании писем;

– отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;

– оказание помощи в организации ритуальных услуг;

– оказание транспортных услуг за счет средств получателя социальных услуг.

Ко второму виду социальных услуг (п. 2) относятся социально-медицинские услуги – услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.

В стационарной форме или полустационарной форме социального обслуживания предоставляются следующие социально-медицинские услуги:

1) выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.);

2) организация и проведение оздоровительных мероприятий;

3) наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;

4) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья);

5) проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;

6) проведение занятий по адаптивной физической культуре;

7) проведение реабилитационных мероприятий, в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ребенка-инвалида);

8) оказание помощи в проведении медико-социальной экспертизы;

9) оказание помощи в госпитализации нуждающихся в медицинские организации, в том числе в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях);

10) оказание помощи в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи для граждан пожилого возраста и инвалидов;

11) организация обеспечения техническими средствами ухода и реабилитации.

В форме социального обслуживания на дому могут быть предоставлены следующие социально-медицинские услуги:

1) выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.);

2) наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья);

4) проведение занятий, обучающих здоровому образу жизни;

5) проведение занятий по адаптивной физической культуре;

6) проведение реабилитационных мероприятий, в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ребенка-инвалида);

7) оказание помощи в проведении медико-социальной экспертизы;

8) оказание помощи в госпитализации нуждающихся в медицинские организации, в том числе в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях);

9) оказание помощи в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи для граждан пожилого возраста и инвалидов;

10) организация обеспечения техническими средствами ухода и реабилитации.

Третьим видом (п. 3) социальных услуг являются социально-психологические услуги – услуги, направленные на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности.

Социально-психологические услуги предоставляют, как правило, в следующих объемах и формах:

1) услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности:

– психодиагностика и обследование личности. Социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений;

– психологическая коррекция. Социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента.

– психологическая помощь и поддержка, в том числе гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг, в том числе детям и семьям с детьми;

– психопрофилактическая работа и психическая работа. Социально-психологическая услуга, содержащаяся в содействии в формировании у посетителей необходимости в психических познаниях, стремления применять их для работы над собой, собственными неуввязками, в разработке условий для настоящего психологического становления персоны на любом возрастном шаге для актуального предостережения вероятных нарушений в становлении и развитии личности посетителя;

– социально-психологический патронаж. Социально-психологический патронаж содержится в периодическом наблюдении за посетителями для своевременного раскрытия ситуаций психологического дискомфорта либо межличностного инцидента и прочих ситуаций, способных ухудшить тяжелую жизненную обстановку, и оказания им по мере надобности социально-психологической помощи;

2) прочие социально-психологические услуги:

– проведение занятий в группах взаимной поддержки, клубах общения;

– социально-психологическое консультирование, таком как по вопросам внутрисемейных взаимоотношений. Под социально-психологическим консультированием надлежит осознавать получение информации от посетителя о его проблемах и рассмотрение с ним данных проблем для выявления и мобилизации посетителем внутренних ресурсов и следующего решения социально-психологических проблем;

– оказание консультационной психологической помощи анонимно, в том числе с использованием телефона доверия. Такая помощь может оказываться как в форме психологического консультирования, так и в форме психотерапевтической помощи. Психологическое консультирование

– социально-психологическая услуга, содержащаяся в предложении помощи посетителю в налаживании межличностных отношений с близкими и другими важными ему людьми. Психотерапевтическая поддержка – социально-психологическая услуга, содержащаяся в психических воздействиях в системе «специалист по психологии – заказчик», нацеленных на решение проблем посетителя, которые служат прототипом глубинных актуальных проблем и межличностных конфликтов;

– психологический тренинг. Социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям.

Социально-педагогические услуги (п. 4) (четвертый вид) направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей.

Рассматриваемый вид услуг включает в себя:

1) обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе детьми-инвалидами;

2) социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;

3) формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);

4) организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия);

5) организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленных на развитие личности;

6) оказание консультативных услуг детям и семьям с детьми.

Социально-трудовые услуги (п. 5) определяются как услуги, которые направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией. Такие услуги могут заключаться в:

1) проведении мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;

2) оказании помощи в трудоустройстве;

3) организации помощи в получении образования и (или) квалификации инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями.

В рамках оказания социально-трудовых услуг организации социального обслуживания могут взаимодействовать со службами занятости и образовательными организациями.

Не секрет, собственно инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание — заключение в исправительно-трудовую колонию, лица предпенсионного возраста, одинокие и многодетные родители, воспитывающие не достигших совершеннолетия детей, относятся к жителям, которые нередко претерпевают проблемы в устройстве на работу. Организации общественного обслуживания имеют все шансы оказывать консультации связанных с, связанным с поиском и подбором работы, при всем этом не заменяя собой службы (центры) занятости.

Названные в п. 6 статьи 20 Закона об основах социального обслуживания социально-правовые услуги направлены на оказание помощи в получении юридических услуг в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг. Это могут быть:

1) оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг;

2) оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно;

3) оказание помощи в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг в установленном законодательством порядке.

Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов (п. 7), включают в себя:

– обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;

– проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;

– обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах;

– оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.

Последним, восьмым, видом социальных услуг являются срочные социальные услуги (п. 8), которые предоставляются в соответствии с п. п. 1 – 5 ч. 1 ст. 21 Закона об основах социального обслуживания.

Срочные социальные услуги могут включать:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) предоставление в зимнее время обогрева лицам без определенного места жительства и занятий;

7) предоставление в зимнее время санитарной обработки лицам без определенного места жительства и занятий.

Примечательно, что в закрепленном статьей 20 Закона об основах социального обслуживания перечне видов социальных услуг не названы социально-экономические услуги, которые обычно предоставляются с целью поддержать и улучшить жизненный уровень их получателей путем оказания материальной помощи. Однако социально-трудовые услуги, по сути, относятся к социально-экономическим услугам, поскольку содействие в трудоустройстве способствует улучшению материального положения человека. Социально-экономические услуги в смысле, который им придавало законодательство, действовавшее до 01.01.2015, включали в себя предоставление клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. В настоящее время материальное обеспечение питанием, предметами первой необходимости и т.п. возможно в рамках оказания срочных социальных услуг.

Закон об основах общественной профилактики 1995 г. и еще самостоятельное значение присваивал предложению консультативной поддержки, то есть предоставлению консультаций связанных с социально-бытовым и социально-медицинским обеспечением жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой охраны (ст. 13), также реабилитационным предложениям в профессиональной, общественной, психической помощи жителям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию и имеющим необходимость в реабилитационных услугах (ст. 14).

В текущее время консультирование предполагается производить в масштабах этих видов соц услуг, как социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые сервисы, а реабилитационные сервисы в масштабах социально-трудовых и социально-психологических услуг.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф