ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК: ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ
2.1 Понятие, характеристика и определение социального риска и социальной защиты
Современная эпоха характерна различными процессами трансформации обществ, особенно тех, что находятся в переходных периодах. Общество, как динамично открытые вероятностные социальные системы постоянно находятся в состоянии изменений, переструктурации. Одни явления, процессы, связи исчезают, отмирают, другие рождаются.
Трансформация по своему содержанию является слишком сложным явлением, поэтому в ее процессах прослеживается элемент определенной непрогнозированности. Одна из основных причин возникновения трансформации естественное стремление социальной системы найти и реализовать адекватные модели равновесия в условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних условий.
Двигателем трансформации общества и его социальных институтов выступает внутреннее напряжение противоречий, вызванных новыми внутренними и внешними вызовами. В частности, весомым всевозрастающим двигателем трансформации является научно-технический прогресс. Считается, что все процессы трансформации общества, происходят ради глобальной цели улучшения жизни человека, стандартов жизнедеятельности (производственных, социальных и других). Эти изменения неизбежно связаны с ростом различного рода негативных последствий для отдельного человека, отдельных сообществ, общества в целом, окружающей среды. Негативные последствия имеют как явную, так и латентную форму. Их влияние может проявиться в будущем судьбы будущих поколений и через несколько лет, и через десятилетия, а также через века. Общественные изменения в определенной степени обусловливают рискованные общественные состояния и ситуации.
Одним из понятий, которые сегодня широко применяются в различных отраслях знания в связи с анализом и прогнозированием потерь является понятие «риска». Это понятие, по сути, отождествляется с оценками возможности (или вероятности) возникновения и реализации определенных негативных последствий.
Живем мы сегодня в обществе, где существует больше рисков, чем это было когда-либо прежде, является наше современное общество «рискованным»? Такой вопрос часто возникает сегодня ввиду того, что мы живем во времена повышенного терроризма, оружия массового уничтожения, глобальных изменений климата, разрушение озонового слоя, атипичной пневмонии и СПИДа. И ответ на этот вопрос весьма неоднозначна. Наряду с возникновением новых рисков, исчезают те, которые подвергались люди в прошлом. Дело в том, что стремительно растет цена последствий опасности, становится все более масштабной и «глобальной», откликаясь потери не столько локальными, сколько общечеловеческими, а тот планетарными.
Именно поэтому, люди, которые живут сейчас в условиях высокого комфорта и безопасности по сравнению с несколькими прошлыми веками и даже десятилетиями назад, убеждены, что именно они живут в эпоху повышенного риска.
Определяя сущность социальной защиты, можно опираться на положения Конституции РФ, нормы законодательства, международно-правовые нормы, справочную и энциклопедическую литературу, иностранные источники, мировой опыт социального развития. Существует мнение, что возникновение термина и понятия «социальная защита» связано с принятием закона США о социальной защите (Social Security Act) в 1935 году. Его создатель, президент США Франклин Рузвельт назвал новый законодательный акт «краеугольным камнем в системе, которая строится сейчас, но ни в коем случае не заканчивается»[1].
Однако, есть и другие мнения относительно возникновения этого понятия. Как отмечает Гай Перрин, несмотря на то, что этот термин впервые употреблен в США, концепция системы социальной защиты вполне была воплощена в новозеландском законодательстве 1938[2]. Н. Болотина же утверждает, что приоритет здесь принадлежит России — 31 октября 1918 РНК в России утвердила Положение о социальном обеспечении трудящихся. В любом случае можно утверждать, что от 30-х гг. XX в. термин «social security» стал общеупотребительным. При этом термин «security» употребляется здесь в значении «безопасность», «охрана», «защита», «обеспечение», «обеспечение». Отметим, что понятие социальной защиты населения является достаточно широким и охватывает практически все без исключения слои жителей той либо другой степени.
Заметим, что окончательной целью соц. защиты считается обеспечение любому члену общества, вне зависимости от соц. происхождения, национальной либо расовой принадлежности возможность легко развиваться, осуществить собственные возможности. Другая цель — сохранение устойчивости в обществе. То есть предотвращение появления общественной напряженности. Которая появляется в связи с имущественным, расовой, культурной, общественным неравенством. Также стоит отметить, что следует рассматривать понятие социального благосостояния граждан как цель социальной защиты населения. Очевидно, что в человеческом обществе понятие благосостояния является относительным. По нашему мнению, социальная защита населения целесообразно рассматривать как систему экономических, социальных и правовых отношений по управлению социальными рисками общества для ликвидации их нежелательных последствий и обеспечения надлежащего уровня жизни. Под системой в данном случае понимается целенаправленный комплекс взаимосвязанных элементов и взаимосвязей между ними.
Риск — это закрепленная законодательством и признана сообществом общественно значимой обстоятельство объективного нрава, с наступлением которой жители могут лишиться на время либо насовсем средства к существованию либо требуют дополнительного общественного обеспечения и не могут самостоятельно их избежать. По содержанию можно отметить следующие ключевые соц. риски: нетрудоспособность, безработица, утрата кормильца и малообеспеченных[3].
О.Е. Мачульская устанавливает риск как вероятность прихода материальной необеспеченности в результате отсутствия заработка либо трудового дохода, социально значимых причин. А также в связи с дополнительными затратами на содержание ребенка и иных членов семьи, имеющих необходимость в помощи, на удовлетворение нужд в медицинских и соц. услугах[4]. Рядом по значению определение общественного риска дает В. Д. Роик. По его суждению, понятие «общественного риска» содержит, в себе возможность наступления материальной необеспеченности сотрудников вследствие наступления утраты заработка из-за утраты способности трудится (профессиональные и общие болезни, несчастный случай, в том числе на производстве) либо недостаток спроса на работу (безработица). Такое определение, полагаем, не имеет достаточно универсальный характер, оно недостаточно полным, поскольку касается только работников, в то время как система социальной защиты охватывает не только работающих населения и членов их семьи, но и все населения.
Заслуживает внимания определение, согласно которому риск — это социально значимое обстоятельство объективного характера, с наступлением которого граждане (члены их семей) не способны самостоятельно себя содержать, а потому нуждаются в дополнительной материальной защите со стороны государства. Важным признаком социальных рисков является то, что они нуждаются в закреплении в законодательстве именно как обстоятельства, в результате наступления которых лицо может нуждаться в помощи государства или общества. Заметим, что следует определять социальные риски как эти действия в жизни человека, при которых появляется угроза утраты материальных средств, для удовлетворения базовых нужд, требуемых для сохранения и воссоздания полноценного существования как члена общества.
Исходя из степени влияния социальных рисков на уровень жизни населения, система социальной защиты объединяет следующие элементы: социальную помощь, социальное обеспечение, социальное страхование. Под системой соц. защиты на сегодняшний день подразумевается комплекс законодательно определенных финансовых, общественных, юридических гарантий и прав, общественных институтов и органов, которые обеспечивают их реализацию и формирующих требование для укрепления жизнеобеспечения и деятельного существования, разных соц. слоев и групп жителей, прежде всего, социально уязвимых[5].
Мы согласны с мнением авторов, которые считают целесообразным выделять три составляющие социальной защиты населения: социально страхование, социальное обеспечение и социальную помощь[6]. Но считаем целесообразным в системе социальной защиты выделить государственную и негосударственную составляющую.
Переходя к более детальному рассмотрению отдельных форм социальной защиты населения, можно определить социальное страхование как форму социальной защиты граждан, представляет собой систему будущей потребности занятого населения, определенной законодательно и учтенной на общем уровне без учета заработки, которое осуществляется за счет страховых взносов предприятий, работников и дотаций из бюджета. Заметим, что социальное страхование определяется тем, что хотя взносы в основном и зависят от заработка, выплаты, наоборот, обусловлены потребностью, которая не имеет отношения к заработку. Стоит отметить, что социальное обеспечение как отдельная форма социальной защиты населения представляет собой систему выплат государства, осуществляются на принципиально иной основе, и прежде всего, без предварительных взносов (как это имеет место в случае социального страхования) и без учета потребности в этих средствах их получателя (как это происходит при предоставлении социальной помощи). Основная функция социального обеспечения — забота о тех категориях населения, в законодательно установленном порядке имеют право на длительную или постоянную помощь (по возрасту, инвалидности, ограниченной трудоспособностью, отсутствием других источников существования) и распределение средств социальной защиты, выплат по социальному страхованию. Социальное обеспечение осуществляется в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, ухода за ребенком-инвалидом, болезни; достижения пенсионного возраста, безработица, смерти кормильца, несчастного случая на производстве, профессионального заболевания и тому подобное. В отличие от социального обеспечения вопрос о предоставлении социальной помощи рассматривается индивидуально, согласно действующему законодательству и в отношении людей, в силу различных обстоятельств существенно снизили свой уровень жизни. Социальная помощь — это система мер по улучшению состояния определенных социальных слоев путем социальных программ и обеспечения деятельности сети соответствующих социальных учреждений. При принятии решения о социальной помощи учитывается материальное положение людей. Примером социальной помощи, в котором воплотились ее характерные особенности, является государственная Программа жилищных субсидий. В отличие от социального страхования, в социальной помощи понимают выплаты государства, которые удовлетворяют индивидуальные потребности тех, кто испытывает острую потребность в оправданной помощи в соответствии с принципом субсидиарности. Стоит отметить, что, к примеру, в Российской Федерации отделяют понятие социальной помощи и социальной поддержки.
Социальная помощь — это система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющие средний доход в расчете на одного человека ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной помощи и услуг более получаемых ими зарплат, стипендий, пенсий, пособий и др. с целью обеспечения прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей. Социальная поддержка же включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющих доход не ниже прожиточного минимума, но нуждаются в дополнительной поддержке в связи с тяжелой жизненной ситуацией. Соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления[7]. Также стоит выделить пассивные и активные меры поддержки доходов, содержит социальную защиту. Пассивными мерами является социальная помощь, активными — социальное страхование (т.е. обеспечение доходов в случае потери трудоспособности или работы), лечение и профилактика болезней, а также содействия образованию и повышению квалификации. Как показывает опыт развитых социальных государств мира, а также постсоциалистических государств, относительно успешно преодолевают этап своей общественной трансформации, сочетание пассивных и активных мероприятий — это обязательное условие эффективности социальной защиты. Например, в Чехии размер социальной помощи, которая предоставляется малообеспеченным гражданам, зависит не только от имущественного положения заявителя, но и от степени его активности, направленной на выход из кризисной ситуации. В Польше во многих местных центрах по предоставлению социальной помощи обязательным условием ее предоставления является выполнение получателем определенной социальной работы. Социальная защита — это многоуровневая система экономических, социальных и правовых отношений по управлению социальными рисками общества для ликвидации их нежелательных последствий и обеспечения надлежащего уровня жизни[8].
Система социальной защиты объединяет следующие элементы: социальное обеспечения, социальной помощи отдельным категориям населения, социальное страхование. Социальное страхование выступает системой формирования доходов социальной защиты населения, а социальное обеспечения — системой осуществления выплат. Считаем целесообразным в системе социальной защиты выделить государственную и негосударственную составляющие.
В условиях рыночной системы хозяйствования обостряется разногласие между необходимостью проведение жесткой финансовой политики и малого запаса прочности соц. защиты людей, становится важным элементом функционирования цивилизованного общества. Мировой опыт указывает, что формирования экономики и решению соц. проблем стремительно способствует хорошо отлаженная концепция общественного страхования.
Заметим, что реализация системы соц. защиты жителей на страховой основе — современное направление соц. политики, которое гарантирует индивидуализацию взносов застрахованных лиц, определяет взаимозависимость размера пособия от уплаты страховых взносов, страховой трудовой стаж, способствует легализации трудовых доходов людей. Но, необходимо отметить, что в Российскую Федерацию введение такого рода системы обязано быть тесно связано с налоговой политикой и политикой финансовых доходов жителей, так как перевести на сотрудников часть уплаты страховых взносов с работодателей можно только при условии роста его заработной платы.
Итак, определим основные направления совершенствования системы социальной защиты населения в РФ:
— Обеспечение адресного характера социальной защиты незащищенных слоев населения;
— Совершенствование нормативно-правовой базы социальной защиты населения, в частности закрепление в нормативно-правовых документах возможности получения определенных налоговых льгот при внедрении в жизни определенных социальных проектов и программ;
— Содействие занятости населения путем создания новых рабочих мест и сохранение существующих, внедрения мероприятий по детенизации доходов населения;
— Особое внимание следует обратить на негосударственную составляющую в системе социальной защиты населения, например, налаживание партнерских отношений в сфере социальной защиты населения с коммерческими банками, страховыми организациями, общественными организациями и другими институциональными единицами.
2.2 Классификация и виды социальных рисков
Социальные риски считают краеугольным камнем социальной защиты, рассматриваются как его цель[9]. Их нужно учитывать для предупреждения ухудшения обстоятельств соц. безопасности в целом и более уязвимых слоев жителей в частности.
К социальным рискам относят потерю постоянного источника дохода в случае безработицы; нетрудоспособности вследствие болезни, несчастного случая, старости, беременности, необходимости ухода за детьми; смерти кормильца и т. Указанные риски являются массовыми, возникают они в результате определенных событий, которые известны и имеют постоянный, предсказуемый характер. Они, как правило, мало зависят от поведения отдельной личности и определяются, в основном, социальными и экономическими условиями. Законодательно утвержден их перечень и механизм обеспечения характеризует состояние социальной защиты в каждой стране в частности и его эволюцию.
Важное значение для организации системы защиты населения имеет классификация социальных рисков. Этот вопрос является дискуссионным вследствие отсутствия единой методики ее определения. Каждая страна определяет их, исходя из социально-экономической ситуации, ориентируясь на нормы международных конвенций (например., Конвенции МОТ №102 и Европейского Кодекса социального обеспечения).
Согласно этому Кодексом социальные риски делятся на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся риски потери или уменьшения дохода вследствие объективных обстоятельств: болезни, безработицы, старости, трудового увечья, профессионального заболевания, содержание детей, беременности и родов, инвалидности, потери кормильца. Они являются типичными и имеют высокий коэффициент вероятности в жизни каждого человека. Их учитывают при предоставлении социальных выплат через систему социального страхования. Таким образом, застрахованные лица (преимущественно работающие) принимают участие в их финансировании. Согласно подходам к понятию »человеческий капитал » и » социальную защиту », которые рекомендуют в условиях глобализации международные организации, предлагается расширить перечень жизненных обстоятельств, которые нарушают нормальную жизнедеятельность человека и которые он не может преодолеть самостоятельно. Такие социальные риски считаются нетрадиционными[10].
В странах Европы к ним относятся поддержка семей с детьми, воспитание и образование детей, уход за больными детьми и родителями, помощь на строительство и содержание жилья, денежная поддержка матери на период прерванной профессионального образования из расчета до пяти лет на каждого ребенка, бедность и тому подобное. В государствах, где проводится активная семейная политика путем выравнивания семейных расходов, семейные социальные пособия предоставляются вне системы социального страхования за счет налогов. В российском законодательстве нетрадиционные социальные риски регулируются рядом законов.
К таким жизненным случаям, предоставляющих право на социальную помощь, относятся инвалидность, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья или работы, малообеспеченность и тому подобное. Согласно классификации социальных рисков по степени типичности социальных рисков и причины их возникновения, их можно сгруппировать в следующие виды:
— общечеловеческие (обще социальные), которые можно разделить на общераспространенные (болезнь, нетрудоспособность, материнство, семейные расходы, безработица, старость, кончине, вдовство) и не общественно распространенные, которые каждая страна определяет самостоятельно;
— профессиональные, обусловленные негативными факторами производства, которые приводят к травматизму и профессиональных заболеваний;
— государственно-политические, связанными с военными действиями, политическими репрессиями; техногенные и экологические.
Считаем, что существенных различий между вышеупомянутыми классификациями социальных рисков нет, разве что это касается охвата проблем. Они отражают, расширенные подходы к категории СЗН. Первые три вида социальных рисков в определенной степени учтены в законодательстве и социальной практике зарубежных стран и в РФ. Соответствующим лицам предоставляется статус »жертва войны», »инвалид войны», »участник войны», »ветеран войны», »жертва политических репрессий». Проблема социальных рисков, вызванных техногенными и экологическими проблемами современного общества и способов их обеспечения, является новой для социального законодательства. Она требует как юридической, так и экономической обработки.
Действие социальных рисков усиливают риски несоциального характера. К последним можно отнести:
— неблагоприятные социально-экономические и политические изменения;
— нестабильность действующего законодательства, колебания рыночной конъюнктуры;
— ограниченность или неполноту информации о динамике макроэкономических изменений, тенизации экономики и тому подобное. Риск, в т. ч. и социальный, имеет две составляющие: вероятность наступления и размер причиненного вреда. Установление вероятности нежелательного события предполагает оценку риска, то есть определения ее достоверности, размера вреда и предупреждения возможных последствий. Для этого нужно выявить возможные источники и факторы риска, провести их систематизацию, определить и оценить интенсивность воздействия, степень и пределы социальной защиты путем разработки мероприятий по регулированию степени рисков. Анализ условий риска подразумевает их распределение на базе количественных и высококачественных сравнений.
Последние, охарактеризуют уровень приемлемой в этом мире, угрозы (уровень риска). Анализ порога возможной безопасности считается проблематичным вопросам общественной теории и практики. К ней подходят с двух позиций: как достижение полной абсолютной безопасности жизнедеятельности человека и предположения приемлемого риска жизни и здоровья человека (порога допустимой безопасности). Если объем первых характеризует СЗН в широком смысле, то последние определяют возможные минимальные гарантии социальной помощи человеку со стороны государства с целью устранения угрозы здоровью и жизни. На наш взгляд, в таких противоположных оценках не учтена необходимость и практика установления средних социальных стандартов на основе государственного регулирования трудовых отношений. Интенсивность риска характеризуется возможностью (частотой) реализации угрозы для данного интервала времени. Объем причиненного вреда связан с оценкой вероятных общественных и финансовых потерь для члена общества.
Как социальные потери рассматриваются показатели смертности или последствий, обусловливающие ограничения жизнедеятельности человека, которые приводят к полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание, учиться, работать, передвигаться и т.д. Социальные показатели дают возможность оценить уровень социальной защищенности населения. Экономическим показателям причиненного ущерба являются расходы человека, семьи, общества на возмещение последствий явления, обусловленного социальным риском. Оценка величины экономических потерь позволяет сопоставить уровни и значимость риска, определить степень и пределы страховой защиты, размер возмещения и необходимость предупреждения возможного вреда от нежелательного события. С целью измерения социальных рисков применяется механизм социальной экспертизы. Он предусматривает разработку, соблюдения требований государственных социальных стандартов и нормативов на основе мониторинга рисков и оценки социального потенциала. В обследованиях должное место должно предоставляться определению субъективной оценки уровня удовлетворения своих социальных потребностей как фактора, больше всего влияет на социальное поведение людей. Последняя, формируется под влиянием социального сравнения. Как правило, социологические мониторинги показывают доминирование в оценке социальной защищенности граждан экономических факторов как базовых для жизнедеятельности и благосостояния.
Они характеризуют состояние социально-бытовой сферы, уровень доходов населения и необходимость поддержания достаточного и стабильного жизненного уровня, гарантий качества товаров и услуг и тому подобное. Однако потребности личного интеллектуального развития, поддержания здоровья, самореализации занимают все более важное место в иерархии осознанных желаний личности и способствуют формированию самозахищенних возможностей граждан. Проблема заключается в том, что большинство факторов, которые вызывают социальные риски, является слабо прогнозируемыми, полностью контролируемыми. Социальные риски количественно можно оценить только по вероятности их наступления. Методика осуществления такой оценки не достаточно разработанной. Действующая методика количественной оценки социальных рисков учитывает только вероятность наступления нежелательных событий и не учитывает их влияния на уровень социальной защищенности населения.
Учеными было предложено систематизировать общественные риски. Е.Е. Мачульская делит все общественные риски на 3 категории:
1) финансового характера — недостаток спроса на труд (безработица), трудовые увечья и профессиональные болезни (нетрудоспособность, гибель кормильца);
2) физического характера — кратковременная либо устойчивая потеря способности трудится от общего заболевания, беременность и роды, преклонный возраст;
3) демографического характера — содержание и развитие ребенка.
Согласны с мнением Болотиной Н.Б., впервые предложила использовать в отечественной правовой литературе термин «риск» как основание возникновения права на социальное обеспечение, которая утверждает, что приведенная классифицирование не дает возможность ввести целый список ситуации общественных рисков. В частности к группе физических рисков необходимо ввести такого рода риск, как «заболевание» за пределами его связи с утратой способности трудится. Сам факт больного состояния потребует конкретных восстановительных мероприятий как медицинского, так и общественного нрава. Не случайно в Конвенции МОТ № 102 и Европейском кодексе общественного обеспечения [11] на первом месте названо медицинскую помощь как единственный из разновидностей помощи для обеспечения подобного риска. Кроме того, падают другие «нестандартные» общественные риски, из числа которых. В первую очередь всего, нищета — положение, при котором индивид (либо семья) не имеет прожиточного минимума. Согласны, что уместно было бы добавить к классификации Е.Е. Мачульськой также аспект «соц. мотивов», что дает возможность объединить вокруг себя несколько факторов, которые обязаны быть причиной для права на соц. защиту. В таком случае в данную категорию можно ввести обширный круг общественных обстоятельств, при которых объективно лицо не может угодить собственные жизненно требуемые потребности и, в соответствии с этим, обязана иметь возможность на соц защиту от страны[12].
К списку общественных рисков рационально использовать общепринятые общественные риски, определенные в 3-х международных правовых актах:
Конвенции МОТ № 102[13],
Европейском кодексе общественного обеспечения
Европейской общественной хартии (пересмотренной).
Это — болезнь, нетрудоспособность (все её разновидности), материнство (беременность и роды), домашние затраты на содержание ребенка, безработица, преклонные годы, смерть, вдовство, несчастный случай на работе, профессиональная болезнь. Помимо перечисленных, необходимо учитывать и «нестандартные» риски, такие как необходимость, нищета, необходимость в постороннем ухаживании через одиночество, сиротство, потребность ухода и содержания нетрудоспособных членов семьи и, жестокое обращение в семье и тому подобное. Необходимо обратить внимание на то, что вышеназванные международные акты учитывают общественные риски и надлежащие им общественные выплаты, но не учитывают, по которой организационно-правовую форму они обязаны предоставляться. Таким образом, данный вопрос остается на решение конкретной страны.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что общественные процессы, в т. ч. общественные риски, характеризуются неполнотой, нечеткостью и неопределенностью и, на свой взгляд, не допускают необходимой уровня формализации. Неясность возникает, во-первых, при наличии существенного числа измерений общественных рисков. Во-вторых, она имеется также в случае, если определенные качественные характеристики считаются неотчетливыми, «размытыми» по собственной природе.
