Вид работы: Проект
Тема: Понятие законодательного процесса и его стадии
В Большом толковом словаре под редакцией доктора филологических наук С. А. Кузнецова слово «процесс» трактуется следующим образом: «Совокупность последовтельных действий, направленных на достижение определённого результата»[1]. Это филолгическое толкование данного понятия. Обратимся к понятию «законодательный процесс» с точки зрения общественных наук, в частности, юриспруденции.
Итак, с позиции общественных наук, законодательный процесс может быть определён как порядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона[2]. В юридической науке законодательный процесс интерпретируется как процессуальный аспект законотворчества. В широком толковании термина, законодательный процесс может трактоваться как деятельность по подготовке и принятию законов.[3]
Характерная особенность законодательного процесса — деление его на составные элементы, которые получили название процессуальные стадии.
Стадия законодательного процесса в классическом понимании интерпретируется как определённая последовательность процессуальных действий, которые способствуют достижению определенного правового результата. В зависимости от характера таких действий и получаемого результата одна стадия отграничивается от другой. Стадии выполняются в установленной процессуальными нормами последовательности, сменяя друг друга. Таким образом обеспечивается логическое развитие процесса, создаются условия для постепенного поэтапного решения стоящих перед ним задач. Каждая отдельно взятая стадия, осуществляемая в опреде- ленных временных границах, представляет собой законченный этап законодательной деятельности и характеризуется о тносительной самостоятель- ностью и специфической целенаправленностью.
Итак, первая стадия законодательного процесса – это законодательная инициатива. Данная стадия отличается тем, что законодательной инициативой приводится в действие механизм законотворческой деятельности парламента. С началом реализации законодательной инициативы, выражающейся в возбуждении вопроса о приня- тии закона, связано возникновение, условно говоря, «первого правоотношения», сочетающего в себе комплекс взаимных прав и обязанностей субъекта законо дательной инициативы и законодательного органа. На субъекта зако нодательной инициативы возлагается обязанность представления законопроекта в строгом соответствии с установленными правилами. При э том законодательный орган вправе потребовать соблюдения данного условия, а при его несоблюдении — возвратить законопроект инициатору. Основная обязанность законодательного органа со стоит в том, чтобы принять зако нопроект к рассмотрению, включить его в повестку дня своего заседания. Ей соответствуют правомочия инициатора: требовать постановки вопроса о рассмотрении внесенного им законопроекта на голосование сессии законодательного органа, отстаивать положения законопроекта при его предварительном рассмотрении комитетом, отозвать законопроект до начала обсуждения на заседании парламента. В литературе выработалось два подхо да к во- просу о том, что считать фактическим началом законодательной инициативы. Большинство юристов ограничивают законо дательную инициативу действиями, осуществляемыми исклю- чительно в рамках официального про хождения законопроекта в законодательном органе, считая началом законодательной инициативы внесение законопроекта на рассмотрение законо- дательного органа.[4]
Вторая стадия – обсуждение законопроекта. Обсуждение происходит на заседании парламента и открывается докладом представителя уполномоченного лица, который внес законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;
Третья стадия — принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;
Наконец, последняя стадия это опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.
Список литературы
- Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С.А. Кузнецов. — Спб.: «Норинт» 2018.— C. 1073
- Горобец В. Д.Парламент Российской Федерации. — М.: Академия управления МВД РФ, 1998. — С. 91.
- Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И.Законодательный процесс // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. — М.: Юридическая литература, 2002. — С. 94
- 4.тДубов И. А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования / И.А. Дубов // Государство и право.— 2017.— № 10.— С. 34.
- [1] Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С.А. Кузнецов. — Спб.: «Норинт» 2018.— C. 1073.
- [2] Горобец В. Д. Парламент Российской Федерации. — М.: Академия управления МВД РФ, 1998. — С. 91.
- [3] Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Законодательный процесс // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. — М.: Юридическая литература, 2002. — С. 94
- [4] Дубов И. А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования / И.А. Дубов // Государство и право.— 2017.— № 10.— С. 34.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


