Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………..
Глава 1 Правовое регулирование усыновления (удочерения) в Российской Федерации
1.1 Понятие усыновления (удочерения)……………………………………..
1.2 История становления и развития института усыновления (удочерения)………………………………………………………………………………………
1.3 Общие правила усыновления (удочерения)…………………………..
Глава 2 Рассмотрение судом дел об установлении усыновления (удочерения)
2.1 Заявление об усыновлении (удочерении)……………………………..
2.2 Подготовка дела к судебному разбирательству…………………….
2.3 Особенности доказывания по делам об установлении усыновления (удочерения)……………………………………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………………..
Список использованных источников …………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Исследование института усыновления (удочерения) детей по российскому семейному праву актуально как с теоретической, так и с практической стороны.
Актуальность выбранной темы дипломного проекта связана с тем, что на современном этапе усыновление (удочерение) является важнейшим правовым институтом. В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов и прав детей — основополагающая задача семейного права. Дети должны воспитываться в полноценной семье, обеспечивающее его нормальное развитие, где полностью соблюдены их права и законные интересы. Право жить и воспитываться в семье — закреплено в Семейном кодексе РФ. В современном мире сотни тысяч детей сирот, детей остаются без попечения родителей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, постоянно нуждаются в помощи и защите государства. Одной из важнейших задач государства является сокращение численности детей сирот путем передачи их в семьи. Численность детей — сирот с каждым годом растет.
Государство вкладывает средства на такие формы воспитания детей, как опека попечительство, приемная семья. Но все же самой оптимальной формой воспитания детей оставшихся без попечения родителей является усыновление (удочерение). Так как в усыновленной (удочеренной) семье дети приравниваются к родным и обретают законные права наравне с другими членами семи. Многое в судьбе ребенка зависит от органов опеки и попечительства, от их работоспособности, добропорядочности и соблюдении законности усыновления (удочерения).
Кроме того, в сфере семейного права известный юрист Ю. Беспалов рассматривает усыновление как способ, используемый судом для защиты прав и интересов ребенка. В основу такого вывода положено предназначение усыновления. Объясняется, что усыновление рассчитано для реализации прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, права жить и воспитываться в семье и права на защиту.
Согласно действующему законодательству, усыновление возможно в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах — это главный принцип института усыновления.
Тема работы достаточно хорошо представлена в ряде научных изданий. В комментариях к Гражданскому процессуальному кодексу РФ, в учебниках по Гражданскому процессу даны подробные разъяснения порядка, особенностей по делам об усыновлении (удочерении).
Объект работы –правоотношения по усыновлению детей, как комплексный социально-правовой институт.
Предмет работы – нормы действующего семейного и гражданского процессуального законодательства, регулирующие условия и порядок усыновления, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на основе комплексного исследования выявить процессуальные особенности судопроизводства по делам об усыновлении с выделением особенностей, характерных именно для дел указанной категории, выявления ошибок при рассмотрении в судах дел об усыновлении и поиск путей их устранения для повышения качества правоприменительной практики.
На основе выше поставленной цели в дипломном проекте решаются следующие вопросы:
• раскрыть содержания понятия института усыновления;
• охарактеризовать общие правила усыновления;
• дать оценку субъектам усыновления:
• рассмотреть требования, предъявляемые судом к заявлению об усыновлении;
• определить основные цели подготовки дела к судебному разбирательству;
• выявить особенности доказывания по делам об установлении усыновления;
• провести теоретический анализ законодательства, регулирующего вопросы усыновления;
• выработать предложения по совершенствованию гражданского процессуального и семейного законодательства.
Методологической основой написания работы являются следующие общенаучные и частнонаучные метод исследования: общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него научные методы: историко-правовой, системный, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический.
Нормативную базу исследования составляют международные договоры, нормативные правовые акты Российской Федерации, ряда иностранных государств, регулирующих вопросы усыновления.
Комплексный характер настоящего дипломного исследования определяется кругом входящих в него проблем и предполагает необходимость обращения не только к правовым отраслям знаний, но и частично к работам в области истории развития института усыновления.
В основу дипломного проекта положены работы ученых, занимающихся проблемами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нормами семейного права: М.В. Антокольской, А.Ю. Азизовой, Б.С. Антимонова, Н.Е. Борисовой, Я.Р. Веберса, Е.М. Ворожейкина, З.И. Ворониной, А.Т. Гойхбарга, К.А. Граве, Л.М. Звягинцевой, В.М. Забродиной, М.Н. Ершовой, И.О. Иоффе, О.Ю. Косовой, Ю.А. Королева, ЛА. Кузьмичевой, И.М. Кузнецовой, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой, А.И. Пергамент, В.А. Рясенцева, В.А. Тархова, Т.В. Шахматова, К.Б. Ярошенко.
Дипломный проект состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы составил 74 страницы.
Глава 1. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации
1.1 Понятие усыновления
Многие авторы в своей научной литературе трактуют понятие усыновления, как правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми.
В настоящее время правовые основания отношений между родителями и детьми все наиболее приближаются к правовым основаниям усыновления. А.М. Нечаева отмечает, что ранее это сближение в основном происходило за счет приближения правового регулирования отношений между усыновленными и усыновителями к правовому регулированию отношений между родителями и детьми, а само усыновление конструировалось по модели кровнородственной семьи . Ранее кровнородственная семья основывалась на биологическом происхождении. А в настоящее время, в случаях, установленных законом, родителями ребенка считаются лица, не имеющие с ним генетической связи. Например, при применении технологии искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, при признании отцовства лицом, знающим, что в действительности он не является отцом ребенка. Таким образом, социальное отцовство и материнство получает такое же право на существование, как и биологическое.
С точки зрения социологии, усыновление также является одной из разновидностей социального отцовства или материнства. Но, если права и обязанности усыновителей практически идентичны родительским, то фактические отношения, возникающие в процессе усыновления, не всегда напоминают родительские. В тех случаях, когда ребенок считает усыновителей своими родителями, их отношения ничем не отличаются от родственных. Если же ребенок знает, что усыновители не его родители, фактические отношения между ними могут быть иными.
Конечно, знание о том, что родители не биологические в настоящее время имеет все меньшее значение. Если усыновители воспитывали ребенка в течение всей его жизни, то обнаружение факта отсутствия кровного родства, как правило, ничего не меняет в отношениях между ними и ребенком. Однако, если ребенок был усыновлен уже в подростковом возрасте, естественно, что он не может считать таких усыновителей своими родителями. Поэтому, законодательство с одной стороны должно там, где это возможно обеспечивать возможность, путем тайны усыновления, создать видимость кровнородственной семьи. С другой стороны, там, где отсутствие родственной связи очевидно, не должно искусственно моделировать отношения усыновления по образу и подобию кровной семьи.
Необходимо дать определение понятию «правового регулирования», так как это отражено в заглавии первой главы.
«Правовое регулирование» — процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью норм права. Оно основывается на предмете и методе регулирования .
Усыновление (удочерение) — одно из самых старейших правовых институтов, которое существует во всех современных правовых системах, как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей .
Усыновление по Семейному кодексу Российской Федерации — акт, порождающий возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона. Под этим актом понимается совокупность действий будущих усыновителей и органа, управомоченного их совершать. Кульминационным моментом усыновления в Российской Федерации является решение суда об установлении усыновления .
С.С. Козлов дает следующее определение усыновлению: «Усыновлением (удочерением) следует считать основанное на законе и в соответствии с установленными условиями приобретение по решению федерального суда семейных и гражданских отношений, прав и обязанностей между совершеннолетним человеком и несовершеннолетним ребенком, равных отношениям, правам и обязанностям родителей и детей .
По мнению Е.Л. Невзгодиной: «Термин усыновление» многозначен. Им может определяться и долг, в силу которого возникает правоотношение усыновления, приравненное законом к «родительскому» правоотношению, и само это правоотношение (которое одновременно также может рассматриваться в качестве юридического факта — состояния), и способ судебной защиты прав ребенка .
В любом случае очевидно, — продолжает Е.Л. Невзгодина, — установление усыновления в судебном порядке является оптимальным способом реализации права ребенка, оставшегося без родительского попечения».
Юридический акт компетентного государственного органа, по новому законодательству — решение суда, является основанием возникновения усыновления. Решение об усыновлении принимается судом, правовые последствия усыновления возникают только с момента вступления этого решения в законную силу. Без волеизъявления усыновителя, не может возникнуть усыновление.
Также, усыновление нельзя рассматривать в качестве соглашения между усыновителем и ребенком, поэтому, на мой взгляд, основанием возникновения усыновления следует считать состав юридических фактов: волеизъявление усыновителя и решение суда об усыновлении. В состав этих фактов, влекущих возникновение усыновления не входит согласие на усыновление иных лиц — ребенка и его родителей.
Положениями статьи 21 Конвенции о правах ребенка, устанавливаются правила усыновления, обязательные к применению на территории Российской Федерации. Среди таких правил нужно отметить следующие:
1. наиболее значимые интересы ребенка должны учитываться в первостепенном порядке;
2. вопрос об усыновлении ребенка должен разрешаться только компетентными властями;
3. усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.
Согласно статье 124 СК РФ, усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Под интересами ребенка при усыновлении понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития.
Необходимо подробнее остановиться на понятиях: «интересы» и «условия», поскольку эти вопросы являются в настоящее время дискуссионным в юридической литературе.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», (далее по тексту — постановление № 8 от 20 апреля 2006 г.) разъясняет, что под интересами ребенка понимается создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития (п. 15).
Определение понятия «условия» в литературе не раскрывалось, авторы ограничивались лишь перечислением самих условий, необходимых для усыновления. Необходимость точного определения этих понятий обусловлена острой потребностью практики, что позволит решить многие сложные вопросы.
Как известно, всякое понятие формируется из ряда признаков. Понятие «условия усыновления» не являются исключением. К числу таких признаков относятся:
1) условия усыновления — это определенные требования, установленные в законе;
2) эти требования закреплены в императивных нормах, устанавливающих строгое правило поведения, не допускающие отклонения в регулируемом поведении, поскольку императивный характер обусловлен публичным интересом к усыновлению детей;
3) эти требования адресованы определенному кругу лиц, то есть строго персонифицированы.
Такие признаки позволяют дать следующее определение понятия «условия усыновления»:
Условия усыновления — это установленные в законе требования, предъявляемые к строго определенному кругу лиц по поводу усыновления. Каждое условие является юридическим фактом, а все вместе они представляют сложный состав юридических фактов. Все условия взаимосвязаны между собой, но их единство обусловлено и поставлено в зависимость от одного условия — согласия усыновителя на усыновление. Именно с момента волеизъявления кандидата в усыновители начинается формирование этого состава и развитие сложного правоотношения по поводу усыновления.
Исходя из анализа действующего законодательства, можно сделать вывод о том, что к лицам, которые могут быть усыновителями, предъявляются многочисленные требования. Эти лица должны быть совершеннолетними и полностью дееспособными. По возрасту усыновителя, он должен быть старше ребенка не менее, чем на 16 лет. Тем не менее, суд имеет право сократить разницу в возрасте, если это требуют интересы ребенка. Указанной разницы в возрасте не требуется, если усыновление производится отчимом или мачехой ребенка .
Статья 127 СК РФ содержит перечень лиц, которые не могут быть усыновителями. Из числа потенциальных усыновителей исключаются лица, которые в прошлом допустили серьезные нарушения своих обязанностей по воспитанию детей; лица, лишенные родительских прав; лица, родительские права которых были ограничены в судебном порядке; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей за ненадлежащее выполнение своих обязанностей; бывшие усыновители, в отношении которых усыновление было отменено из-за того, что они выполняли свои обязанности ненадлежащим образом. Также, невозможно усыновление детей лицами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои родительские обязанности. Перечень заболеваний, являющихся безусловным препятствием для усыновления, установлен Правительством Российской Федерации. К таким заболеваниям относятся: туберкулез, онкологические заболевания, психические заболевания, повлекшие лишение дееспособности, заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, а также другие заболевания.
Не могут быть усыновителями супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным. Очевидно, что оба они не могут быть усыновителями, потому что усыновителями становятся только дееспособные лица. Однако часть 3 пункта 1 статьи 127 СК РФ сформулирована таким образом, что можно сделать вывод о том, что и один только дееспособный супруг не может быть в этом случае усыновителем.
Я думаю, что решение данного вопроса было бы лучше отнести на усмотрение суда. Если недееспособный или ограничено дееспособный супруг усыновителя после усыновления также окажется в непосредственном контакте с ребенком, что может крайне неблагоприятно отразиться на его воспитании, суд должен запретить усыновление. Если же недееспособный супруг, например, постоянно находится в медицинском учреждении для лиц, страдающих хроническими заболеваниями, и его общение с ребенком исключено, то усыновление следует разрешить.
Выводы:
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что институт усыновления имеет достаточно важное значение в семейном законодательстве Российской Федерации. Рост числа детей, оставшихся без родительского попечения, бесплодных браков, увеличение количества разводов в семьях, где есть несовершеннолетние дети, влияет на статистические данные, касающиеся усыновления. Желание усыновителя стать родителем объясняется, либо отсутствием собственных детей, либо стремление лица, вступающего в брак с матерью (отцом) ребенка, заменить отсутствующего родителя, сделать свой брак более прочным, а семейные отношения более полнокровным.
Усыновление (удочерение) — есть акт, порождающий возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона. Под этим актом понимается — совокупность действий будущих усыновителей и органа, управомоченного их совершать. Также, усыновление представляет собой определенную процедуру, в результате которой, с одной стороны — прекращаются правоотношения ребенка с кровными родителями, а с другой — возникает его правовая связь с лицами, их заменяющими, т.е. происходит своеобразная передача всех личных и имущественных прав от одних к другим. Это также касается родственников, как усыновителей, так и усыновляемых и их потомства. Исключение составляют случаи, предусмотренные в п. 3, 4 ст. 137 СК РФ. Один из них продиктован желанием не оставить без внимания интересы бабушки и дедушки, потерявших своего близкого — одного из родителей ребенка. Если сохранение их личных и имущественных прав в интересах усыновляемого, то правовая связь ребенка с этими родственниками может быть сохранена.
С прекращением правовой связи усыновляемого с его родителями и родственниками, усыновление не ограничивается, так как оно имеет свое глубокое внутреннее содержание, которое определяется его целью. Цель — удовлетворение интересов несовершеннолетних детей и потребности усыновителя. Эти цели должны совпадать. Но самой важной и имеющей приоритет — считается защита прав и интересов ребенка, его надлежащее семейное воспитание, а не уровень материальной обеспеченности. Именно поэтому в семейном праве усыновление рассматривается, как один из лучших способов устройства ребенка, обретающего родителей (одного из них), в семью. Для тех, у кого семья считается неполной, усыновление служит способом ее укрепления, превращения в полную, где есть мать и отец, проявляющие заботу о несовершеннолетнем. И во всех случаях усыновление позволяет удовлетворить потребность усыновителя в обретении родственных прав и обязанностей со всеми вытекающими отсюда последствиями, как педагогического, так и правового характера.
Усыновление — это и юридический факт-состояние, и способ судебной защиты прав ребенка.
Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Под интересами ребенка при усыновлении понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития.
Условия усыновления — это установленные в законе требования, предъявляемые к строго определенному кругу лиц по поводу усыновления.
1.2 История становления и развития института усыновления (удочерения)
Усыновление является классическим, старейшим и довольно сложным институтом семейного права.
Усыновление в Древнем Риме осуществлялось публично в народном собрании. При такой процедуре в обязательном порядке должны были участвовать как сам усыновитель, так и сам усыновляемый. Однако и усыновителем и усыновляемым могли быть не любые лица. Лицами, участвующими в народном собрании могли быть те, которые имели право на участие. В народном собрании не могли участвовать женщины и дети, что означает, что они не могли быть усыновителем и усыновляемым.
Ряд конкретных требований предъявлялся к кандидатам в усыновители. В качестве таковых были такие, согласно которым между усыновителем и усыновляемым должна быть определённая разница в возрасте, а именно не меньше 18 лет. Кроме того, усыновителем мог быть тот, кто там является «лицом своего права», поскольку из «лиц чужого права» самостоятельным был только глава семьи, так как отцовская власть принадлежала только ему. По соблюдению всех требований и условий, предоставлялось право народному собранию решить вопрос об усыновлению. Если вопрос решен положительно, то процедура усыновления считалась завершенной, и решение приравнивалось к закону.
Во времена Древней Руси существовал институт усыновления, под названием «искусственное сыновство», а также «Прием стороннего в состав семьи». Институт усыновления был известен Древней Руси ещё со времён язычества. После того, как на смену язычеству пришло христианство, то процесс усыновления стал осуществляться непосредственно Церковью, которая издавала акт, исходящий от церковной власти.
Особым церковным обрядом освящалось усыновление «сынотворенья», После обряда, факт усыновления утверждался епархиальным архиереем, также в процессе специально-церковного обряда. Нормами византийского права, был продиктован такой порядок усыновления.
Такой порядок усыновления сохранялся ещё длительное время, каким-либо существенным изменениям не подвергался. Чем-то особо знаменательным институт усыновления не отличился и во времена правления Петра I, Екатерины II. Данному институту вообще не уделялось особого внимания со стороны государства, не вносились какие-либо правила, законы и т.п.
В особых случаях, в частности Екатерина II, разрешала усыновить старшего внука их сестры двум братьям-графам. Разрешение подобного рода в дальнейшем послужило основанием с согласия императрицы усыновления в каждом конкретном случае.
Подобное затишье в развитие института усыновления (удочерения) сохранялось вплоть до начала XIX века. Так, в 1803 году был издан Указ, разрешающий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба».
Более серьёзные шаги в развитии института усыновления (удочерения) стали предприниматься в середине XIX века. Так, был принят ряд правил, согласно которым усыновлять стало возможным не только детей, оставшихся сиротами, но и тех, у кого были родители, которые, в свою очередь, по каким-либо причинам не занимались воспитанием своих детей. Однако на такое усыновление требовалось разрешение таких родителей. Вместе с тем, как представляется, появление таких положений серьёзно укрепляет институт усыновления (удочерения), является серьёзным сдвигом, шагом вперёд в его развитии.
Последующие шаги в развитии исследуемого института и вовсе не заставили себя ждать.
Чередой стали издаваться различные указы, направленные на укрепление института усыновления, и стоит отметить Свод законов гражданских и Устав гражданского судопроизводства, которые отличались детальной регламентацией норм об усыновлении.
В качестве правовой нормы, заслуживающей отдельного внимания следует назвать ту, которая разрешала лицам всех состояний, причём не зависимо от их пола, усыновлять и удочерять своих воспитанников, детей-сирот, оставшихся без родительского попечения.
Однако были и некоторые правила, ограничения, пронизывающие процедуру усыновления. В частности речь идёт о том, требовалось согласие второго супруга на усыновление (удочерение) (ст. 150 Свод законов Российской империи). Особые требования предъявлялись и к кандидатам в усыновители, предусматривающий определённый возрастной ценз. Например, усыновителями не могли быть лица, младше 30 лет.
Подобное ограничение было обусловлено мнением о том, что лица до тридцати лет попросту не имели необходимого жизненного опыта, необходимого, в частности, для воспитания ребёнка.
Кроме того, не менее чем на восемнадцать лет, усыновитель должен быть старше усыновляемого. Общую гражданскую правоспособность должен был иметь усыновитель.
По итогам усыновления, усыновлённый приобретал все права и обязанности законных детей. И как уже было отмечено немного ранее, если кандидат в усыновления имел родителей, то требовалось их согласие. Кроме всего прочего, требовалось и само согласие кандидата, ребенка, достигшего четырнадцати лет.
Процедура усыновления заключалась в оформлении воли участников: усыновить и стать усыновленными. В материальном смысле воля должна была иметь решительный характер, под условиями или на срок усыновлять нельзя было.
Процесс передачи фамилии от усыновителя к усыновляемому также имел некоторые особенности. Так, например, передача фамилии не допускалась, если усыновленный пользовался большими правами состояния, нежели усыновитель, а передача этих прав усыновленному потомственным дворянином возможна была только с Высочайшего разрешения. Передача фамилии не разрешалась, если усыновитель пользовался меньшим правом состояния, чем усыновляемый. Кроме того, после того, как ребёнок был усыновлён он получал право на содержание и воспитание от своего усыновителя, а в случае, если у ребёнка были родные родители, он не терял юридической связи с ними.
Что касается прекращения отношений, вытекающих из усыновления, то такое прекращение возможно было только в случае смерти усыновителя или лишение его всех прав состояния.
Следующим серьёзным шагом в развитии института усыновления считается принятие первого семейного кодекса – «Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Особо примечательным представляется то, что данный нормативно-правовой акт не регламентировал сам институт усыновления, как таковой. Он делал акцент в основном на правовом положении лиц, уже усыновивших или усыновлённых. Согласно нормам данного Кодекса, лица, вступившие в отношения по усыновлению, полностью приравнивались к родственникам по происхождению. Интересным видится положение, согласно которому на будущее время не допускалось усыновления ни своих незаконнорожденных детей, ни чужих.
Главной причиной невозможности правового регулирования отношений по усыновлению, по мнению историков, было стремление устранить всякую попытку эксплуатации труда малолетних детей. К тому же отпала проблема передачи имущества от усыновителя-наследодателя к усыновленному, поскольку перестал существовать институт наследования. Следующим этапом развития института усыновления (удочерения) становится принятие Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Данным Декретом была изъята глава «Об усыновленных» и внесена новая – «Усыновление», содержащая, однако, всего две статьи 182 и 183.
В 1926 г. был принят новый Кодекс законов о браке, семье и опеке. Примечательно то, что данный закон уделял институту усыновления незначительное внимание. Из новшеств следует отметить только лишь то, что теперь закреплялся административный, а не судебный порядок для усыновления: органы опеки и попечительства своим постановлением производили усыновление, которое подлежало обязательной регистрации в органах записей актов гражданского состояния.
В научных кругах данного исторического этапа особо жарко обсуждаются вопросы усыновления без согласия родителей. В целом семейное право в 30-х и 40-х гг. характеризуется усилением роли семьи. Принимается большое количество нормативных актов, регулирующих правовое положение детей в семье, а также детей, оставшихся без попечения родителей.
Пик актуальности исследуемого института приходится на период Великой Отечественной Войны по вполне обоснованным причинам. На войне погибало огромное количество людей, имеющих несовершеннолетних детей. Необходимо было решать острые вопросы беспризорности.
Одним из нормативных актов, посвященных этому вопросу, была Инструкция Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР и НКЮ, утвержденная СНК РСФСР 8 апреля 1943 г. «О патронировании, опеке и усыновлении детей». В указанной инструкции, в отличие от всех остальных документов, прописывались условия усыновления, говорилось о том, что орган, заведующий процедурой усыновления (орган опеки) должен был убедиться в том, что кандидат в усыновители соответствует всем необходимым параметрам, его жилищно-бытовые условия соответствуют условиям для нормального воспитания усыновлённого ребёнка. Для этого орган опеки должен был обследовать социально-бытовые условия усыновляемого и будущего усыновителя.
Особый интерес также представляет, изданный в этом же году, то есть в 1943 году, Указ «Об усыновлении». Ценность данного указа, как думается, очень велика. Согласно данному документу, теперь разрешалось присваивать усыновлённым фамилию и даже отчество усыновителя. Кроме того, подобные изменения вносились и регистрировались в актовых книгах о рождении. Усыновитель регистрировался как родитель усыновляемого. Данное положение соответствовало как интересам усыновляемого, так и усыновителя. Не смотря на то, что в период Великой Отечественной Войны ситуация не располагала к каким-либо новшествам, изменениям, а также к развитию каких-либо правовых институтов, представленный выше, достаточно активный процесс законодательного регулирования усыновления, позволил облегчить судьбу тех, кто потерял родителей, и стало своеобразным символом проявления истинного патриотизма и гуманности.
Следующий этап развития института усыновления был связан с принятием в 1969 г. Кодекса о браке и семье РСФСР. Отличительной чертой данного кодекса было то, что в отличие от предыдущих нормативно-правовых актов, он более подробно регламентировал вопросы усыновления (удочерения). И для большей ясности в вопросе усыновления наряду с термином «усыновление» в текст Кодекса законодатель ввёл новый термин –«удочерение», что способствовало законодательному закреплению возможности усыновления детей обоего пола.
В этот же период принимается ещё ряд важных правовых документов, которые способствуют развитию и укреплению исследуемого института, среди которых особо следует выделить инструкцию «О порядке передачи детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство) и их медицинском обеспечении»; инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних и многие другие.
И, наконец, наибольшей заслугой законодателя по совершенствованию института усыновления явилось то, что Семейный Кодекс Российской Федерации 1996 г. был вновь введен судебный порядок установления усыновления. В Семейном Кодексе Российской Федерации и Гражданский Процессуальный Кодекс РСФСР, а затем и новом Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации подробно регламентирована процедура рассмотрения дел об усыновлении (удочерении). Разумеется, более детальная регламентация данного аспекта приводится в главе, посвященной рассмотрению отношений усыновления в настоящее время. Наиболее полная регламентация прав и обязанностей субъектов в области усыновления, как представляется, достигается, прежде всего, своевременным реагированием семейного законодательства на изменения социальной среды и потребностей общества и необходимостью внесения тех или иных изменений в текущее законодательство .
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в России развитие института усыновления (удочерения) прошло множество самых разных этапов. Со временем под влиянием факторов он изменялся и модифицировался, что весьма наглядно было продемонстрировано в рамках данного параграфа.
И не смотря на то, что отношение к данному институту на разных исторических этапах было неоднозначное, — институт усыновления (удочерения) без какого-либо сомнений была доказана потребность своего существования как отдельного правового института, проверенного временем, обусловленного реалиями сегодняшнего дня. Нынешнее состояние данного института нельзя признать совершенным, имеются некоторые проблемы и недостатки, и в том числе законодательные пробелы.
1.3 Общие правила усыновления
Необходимо отметить, что правительством Российской Федерации в постановлении от 29 марта 2000 г. № 275 утверждены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) (далее — правила) .
Согласно пункту 6 Указанных правил, граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением необходимых документов:
1) краткая автобиография;
2) справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
3) копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
4) справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
5) медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
6) копия свидетельства о браке (если состоят в браке).
Возникает простое правоотношение, административно-правовое по природе. С него начинается динамика сложной системы правоотношений. Субъектами данного правоотношения выступают органы опеки и попечительства и гражданин, обладающий как правом требовать предоставления необходимой информации, так и правом обжаловать действия органов, отказывающихся ее предоставить. Кроме того, гражданин может обжаловать действия регионального или федерального оператора, в частности за непредставление информации о ребенке (п. 4 ст. 10 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ). На основании заявления и приложенных к нему документов (справки с места работы, медицинской справки, копии свидетельства о браке и другие) орган опеки и попечительства готовит заключение, которое является основанием для постановки гражданина на учет в качестве кандидата в усыновители.
Таким образом, все эти документы являются лишь необходимой предпосылкой для возникновения так называемых учетных правоотношений, включающих в себя постановку на учет лица в качестве кандидата в усыновители. Орган опеки и попечительства обязан принять документы у гражданина и рассмотреть их в установленный срок, а гражданин обладает правом их представить.
Дата заключения, данного органом опеки и попечительства, является основанием для определения момента постановки на учет лица в качестве кандидата на усыновление.
«Четкое определение такого момента, как указывает О.П. Абдулина, — имеет большое практическое значение, поскольку механизм контроля за порядком формирования очередности уязвим, возможны «перемещения» по очереди, в которой можно стоять длительное время, но безрезультатно . Анализ практики прокурорского надзора показывает, что повсеместно не выполняются требования статей 122, 126 СК РФ, определяющие порядок и сроки выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Должностные лица образовательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения несвоевременно направляют сведения о таких детях в органы опеки и попечительства, в результате тысячи детей длительное время содержатся в больницах, приютах, домах ребенка.
Деятельность органов опеки и попечительства, вопреки требованиям статьи 123 СК РФ, фактически сводится к подбору детей только тем гражданам, которые сами обратились к ним с такой просьбой. Однако работники органов опеки и попечительства обязаны самостоятельно проявлять инициативу в подборе ребенка усыновителям.
Специалист по охране детства в личной беседе с кандидатами в усыновители (до получения от них необходимых документов) выявляет мотивы усыновления, наличие возможности обеспечения ими должного содержания и воспитания ребенка, отсутствие противопоказаний для усыновления. Выясняются также данные, которые учитываются при подготовке заключения, такие, как возраст усыновителей (особенно в тех случаях, когда усыновить ребенка раннего возраста изъявляют желание лица предпенсионного или пенсионного возраста), наличие членов семьи, страдающих заболеваниями, которые могут отрицательно сказаться на здоровье и воспитании ребенка. Специалист по охране детства обязательно посещает семью кандидатов в усыновители, составляет акт обследования условий их жизни и дает заключение о возможности усыновления ими ребенка.
На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители .
Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.
Лица, получившие заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители, вправе начать подбор ребенка на усыновление. Орган опеки и попечительства представляет им информацию о ребенке, который может быть усыновлен, и выдает им направление для посещения ребенка по месту жительства (нахождения) ребенка, и, если кандидаты в усыновители не смогли подобрать ребенка в районе (городе) по месту своего жительства, они вправе обратиться в любой региональный банк данных или в федеральный банк данных.
Согласно пункту 11, указанных выше правил при подборе ребенка на усыновление, кандидаты в усыновители имеют право:
1. Получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;
2. обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования (в дополнение к обязательной медицинской комиссии) усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации .
К сожалению, на практике нередки случаи, когда усыновители брали на усыновление ребенка, не вникая в тонкости его медицинского диагноза; последствием этого становилась отмена усыновления, трагедия усыновителей и усыновленного ребенка. В этом случае все действия, связанные с экспертизой, производятся за счет средств кандидатов в усыновители.
В Семейном кодексе РФ закреплен ряд условий, необходимых для усыновления ребенка . К ним относятся:
1) согласие родителей на усыновление ребенка;
2) согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;
3) согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет;
4) согласие супруга усыновителя;
5) разница в возрасте не менее 16 лет между усыновляемым и усыновителем, не состоящим в браке.
Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в письменном заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей (ч. 2 п. 1 ст. 129 СКРФ).
Отсутствие такого документа во всех случаях исключает процесс усыновления. Практически кандидаты в усыновители должны получить всю имеющуюся информацию о родителях ребенка. В частности документы, подтверждающие статус ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей (свидетельство о смерти родителей или одного из них, копии решений суда о лишении родителей родительских прав, признании родителя недееспособным, акт о подкидывании ребенка и другие).
Например, если мать ребенка лишена родительских прав, а отец находится в местах лишения свободы, то усыновить такого ребенка возможно только когда отец дает письменное разрешение. Однако нередки случаи нарушения закона и в этой части.
Пример: в Кузьминском суде г. Москвы рассматривалось дело об усыновлении ребенка отчимом. Мать ребенка к участию в деле не привлекалась, ее согласия на усыновление ребенка в материалах дела не было, в судебное заседание она не вызывалась. И суд, вопреки закону, удовлетворил заявление об усыновлении.
Особое значение на практике имеет оценка согласия, полученного от несовершеннолетнего родителя или одинокой матери. Системное толкование статьи 27 ГК РФ, пункт 2 статьи 21 ГК РФ, статьи 13, 62 СК РФ дает основание для вывода о том, что действующее законодательство более четко определяет правовой статус несовершеннолетних, позволяя утверждать, что по вопросу получения согласия на усыновление их ребенка, мнение несовершеннолетнего родителя не может игнорироваться. В частности, согласно пункта 2 статьи 62 СК РФ несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка вправе самостоятельно осуществлять свои родительские права с 16 лет. До этого возраста может быть назначен опекун, который будет воспитывать его совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.
Нередко на решение несовершеннолетнего родителя или одинокой матери влияют их родители, вынуждая дать согласие на усыновление. Поэтому, органам опеки и попечительства следует более тщательно исследовать, при каких обстоятельствах было дано такое согласие. В противном случае возникает вероятность незаконного усыновления. ГПК РФ ст. 272 требует согласия законных представителей несовершеннолетнего родителя. Таким образом, предусмотрена дополнительная гарантия защиты прав и интересов последних.
Необходимо отметить, что родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания такового. Согласие на усыновление может быть дано только после рождения ребенка (п. 3 ст. 129 СК РФ). Такое уточнение связано с общими положениями о правоспособности граждан, которая возникает в момент рождения (п. 2 ст. 17 ГК РФ), и имеет большое практическое значение. Это означает, что нельзя заключать какие бы то ни было соглашения с родителями об усыновлении их ребенка, который еще не родился. Такие соглашения не будут юридически значимыми, не порождают никаких правовых последствий.
Закон предусматривает случаи, когда усыновление допускается без согласия родителей (ст. 130 СК РФ). Это происходит, если родители:
1) неизвестны (новое основание по сравнению со статьей 101 КоБСа);
2) признаны судом безвестно отсутствующими;
3) признаны судом недееспособными;
4) лишены судом родительских прав;
5) по причинам, признанным судом неуважительными, более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Эти обстоятельства устанавливаются непосредственно в суде при решении вопроса об усыновлении.
Необходимо также отметить, что в юридической литературе последних лет дискутируется также следующий вопрос: следует ли рассматривать согласие родителей на усыновление как добровольный отказ от родительских прав и обязанностей. Так, в семидесятых годах прошлого столетия многие авторы усыновление рассматривали как добровольный отказ от родительских прав и обязанностей. Они полагали, что именно с актом усыновления связываются такие правовые последствия.
Несомненно, что в результате усыновления усыновители приобретают личные неимущественные и имущественные права и обязанности, которыми обладают родители по отношению к своим детям. Право родителей на воспитание детей относится к числу наиболее важных прав, принадлежащих родителям в семье. Родители в первую очередь наделяются правами (обязанностями) по воспитанию своих детей. Это право носит строго личный характер и не может быть никому передано или переуступлено, а тем более нельзя отказаться от этого права. Наделение родительскими правами других лиц влечет за собой утрату этих прав родителями и поэтому может иметь место без их на то согласия. Поскольку родительские права являются одновременно обязанностями по воспитанию детей, родители сами, по своему только желанию, не вправе передать ребенка кому-либо на усыновление. Указание о необходимости получить согласие родителей на усыновление их ребенка не означает предоставления родителям права распоряжаться по своему усмотрению принадлежащими им родительскими правами и передавать их другим лицам. Родительские права — такие права, которых нельзя лишиться добровольно. Они относятся к числу очень важных прав граждан в российском праве и не только провозглашаются, но и реально гарантируются.
Юридическое значение согласия родителей состоит в том, что оно определяет правомерность усыновления, хотя непосредственно с одним только их согласием закон не связывает возникновение правоотношений по поводу усыновления. Такое согласие, по мнению Н.В. Летовой, представляет собой правомочие на одностороннее волеизъявление (сделку), направленную на совершение не только юридических действий (согласие родителей должно быть выражено в заявлении, пункт 1 статья 129 СК РФ), но и фактических действиях (подготовка необходимых документов, получение информации от органов опеки и попечительства) . По мнению В.А. Ойгензихта, «нередко воля в качестве согласия (именно согласия, а не соглашения) родителей на усыновление четко определена в норме права, и она порождает определенные правовые последствия . Однако воля родителей усыновляемого ребенка не должна пониматься только как их волеизъявление, выраженное в форме согласия. Такое волеизъявление одновременно выражает определенный психологический акт — регулятивный процесс». Необходимо понимать, что «согласие должно быть воплощено в позитивных действиях — реализовано. Очевидно, что последствия, на достижение которых направлена воля, особенно наглядно проявляются в семейном праве. В данном случае воля родителей, выражающаяся в их согласии, направлена на усыновление их ребенка усыновителями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 СК РФ, согласие родителей на усыновление должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления. Отсутствие документа о согласии родителей ребенка на усыновление во всех случаях исключает усыновление, судьи не рассматривают такие дела. Вместе с тем известно, что статья 130 СК РФ разрешает усыновление детей без согласия родителей, если они более 6 месяцев по неуважительной причине не проживали с ребенком, не принимали участия в его воспитании и содержании.
Однако эти обстоятельства, как того требует статья 55 ГПК РФ, не выясняются, суды ограничиваются лишь объяснениями, так как иные доказательства в материалах дела отсутствуют. Как отмечалось, Закон предусматривает несколько разновидностей форм заявлений о согласии родителей на усыновление ребенка.
Согласие родителей (родителя) на усыновление может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления. Согласие на усыновление, данное родителем в суде, должно быть зафиксировано в протоколе и подписано им лично, а также отражено в решении . При этом необходимо учитывать, что, исходя из приоритета прав родителей, любой из них может до внесения решения отозвать данное им ранее согласие на усыновление, независимо от мотивов, побудивших его сделать это.
Если дети, имеющие родителей (родителя), находятся под опекой (попечительством), в приемных семьях, воспитательных, лечебных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, то письменное согласие на их усыновление, данное на основании пункта 1 статьи 131 СК РФ опекунами (попечителями), приемными родителями, руководителями учреждений, в которых находятся дети, не исключает необходимости получения согласия родителей на усыновление ребенка, кроме случаев, предусмотренных статьей 130 СК РФ.
Отказ опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителей, перечисленных выше учреждений дать согласие на усыновление, в отличие от отказа родителей, не является препятствием для положительного разрешения судом вопроса об усыновлении, если этого требуют интересы ребенка.
Статья 130 СК РФ допускает усыновление ребенка без согласия родителей, если родители неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими либо недееспособными, если они лишены судом родительских прав или по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. Данный перечень обстоятельств усыновления без согласия родителей ребенка является исчерпывающим.
При рассмотрении дела об установлении усыновления без наличия согласия родителей судам необходимо учитывать следующее :
— признание родителя судом ограниченно дееспособным не дает оснований для усыновления ребенка без согласия такого родителя, поскольку в соответствии со статьей 30 ГК РФ он ограничивается только в имущественных правах;
— причины, по которым родитель более 6 месяцев не проживает совместно с ребенком, уклоняется от его воспитания и содержания, устанавливаются судом при рассмотрении заявления об усыновлении на основании исследования и оценки в совокупности всех представленных доказательств (например, сообщения органов внутренних дел о нахождении родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов, в розыске, показаний свидетелей и других допустимых доказательств).
Согласно пункта 12 правил кандидаты в усыновители обязаны лично:
1. познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;
2. ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;
3. подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.
Также, кандидаты в усыновители должны получить всю имеющуюся информацию о родителях ребенка. В частности, документы, подтверждающие статус ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей (свидетельство о смерти родителя (родителей), копия решения суда о лишении родителей родительских прав, признании родителя недееспособным, акт о подкидывании ребенка и так далее). Например, если мать ребенка лишена родительских прав, а отец находится в местах лишения свободы, то такого ребенка передать на усыновление до выхода отца из заключения невозможно (если, конечно, отец не даст письменное согласие на усыновление).
Кроме получения согласия родителей ребенка на усыновление, обязательным документом является также согласие на усыновление ребенка его опекуна, попечителя, приемного родителя, руководителя детского учреждения, в котором находится ребенок. Если у ребенка, лишившегося родительского попечения и находящегося в детском интернатном учреждении, есть другие близкие родственники (дедушка, бабушка, тетя, дядя), их мнение по вопросу усыновления ребенка учитывается, но не является решающим.
Пункт 15 правил предусматривает, что при усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие . Согласие ребенка выявляется органом опеки и попечительства и отражается в отдельном документе либо в заключении об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка(ст. 132 СК РФ).
По поводу указанного возраста, Р.Л. Мурзин пишет, что именно с достижением десятилетнего возраста законодатель связывает способность ребенка осознанно выражать свою волю и отношение к усыновлению, понимать его значение в собственной жизни .
Однако, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление в порядке исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка (п. 2 ст. 132 СК РФ). Эта норма позволяет оградить ребенка от нежелательных эмоциональных и психологических воздействий, неизбежных в результате разглашения тайны усыновления, поскольку в таких случаях ребенок, как правило, не знает о том, что воспитывается не родителями, и уверен, что является родным сыном (дочерью) усыновителей.
Если у ребенка есть братья, сестры, то их разобщение возможно только в том случае, когда усыновление отвечает интересам ребенка и не прерывает связи между детьми. Нежелательно разобщение братьев и сестер, находящихся в родственных отношениях и воспитывающихся в одном детском учреждении, проживавших совместно до их устройства на воспитание в детское учреждение, осведомленных друг о друге и своем родстве. Исключение составляют дети, имеющие только общую мать (отца), которые не воспитывались совместно в одной семье, находятся в разных детских учреждениях и даже числятся под разными фамилиями. Возможно разъединение братьев и сестер при усыновлении, если кто-либо из них подлежит содержанию в специальном лечебно-воспитательном учреждении.
Итак, кандидаты в усыновители подобрали ребенка на усыновление (познакомились и установили с ним контакт, ознакомились с его документами). Следующий шаг — подача заявления в суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка с просьбой об установлении усыновления .
Выводы:
Правила передачи детей на усыновление отражают: постановку на учет кандидатов в усыновители, выраженное в подаче заявления и соответствующих документов, а также необходимые условия: согласие родителей и самого ребенка на усыновление, а также иных лиц, предусмотренных законодательством.
Также наблюдаются факты злоупотребления должностных лиц -руководителей учреждений, где находятся дети, которые с корыстной целью склоняют родителей дать согласие на усыновление. Во избежание указанных негативных тенденций некоторые ученые (Р.Л. Мурзин, Н.В. Летова) предлагают исключить руководителей учреждений и органов опеки и попечительства из числа органов, обладающих таким правом (п. 1 ст. 29 СК).
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф