Меню Услуги

Пособие по безработице, понятие и порядок назначения и выплат, размер и сроки выплаты пособия. Часть 4.

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





3. Приостановление и прекращение пособия по безработице

3.1 Сокращение размера и приостановление пособия по безработице

 

Сокращение размера пособия по безработице может быть произведено на 25% на срок до одного месяца в случаях:

– неявки без уважительных причин на встречу с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости

– отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учёбу).

Приостановление выплаты пособия по безработице может быть произведено на срок до 3 месяцев в случаях:

1) отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

2) отказа по истечении трёхмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию по уважительным причинам;

3) явки безработного на перерегистрацию в состояние опьянения, вызванном употреблении алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, что устанавливается в порядке, определенном Правительством РФ;

4) Увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и Другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисления Гражданина, направленного на обучения за виновные действия;

5) нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (приостановки выплаты производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию);

6) Самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов занятости.

Выплата пособия по безработице не производится:

1) Отпуска по беременности и родам;

2) Выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

3) Призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

ВАЖНО: Время, на которое приостанавливается Вам выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице не производится:

1) Отпуска по беременности и родам;

2) Выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

3) Призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

 

3.2 Прекращение выплаты пособия по безработице

 

Безработные снимаются с учета в органах по социальной защите со дня:

— признания их занятыми на основании отнесения граждан к занятым в соответствии со статьей 2 Закона «О занятости населения» (далее – Закон);

— зачисления их учреждением образования на обучение по направлению органов занятости и социальной защите для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

— подачи ими письменного заявления об отказе от услуг органов по занятости и социальной защите;

— последней их явки в органы по занятости и социальной защите в случае неявки безработных более трех месяцев без уважительных причин;

— допущенного нарушения со стороны безработного – попытки получить либо получения пособия по безработице обманным путем;

— назначения им в соответствии с законодательством пенсии по возрасту, за выслугу лет, профессиональной пенсии;

— следующего за днем последнего их отказа от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;

— снятия с регистрационного учёта по прежнему месту жительства;

— смерти безработного;

— истечения 36 календарных месяцев со дня их регистрации;

— вступления в законную силу обвинительного приговора, если эти безработные осуждены к исправительным работам, аресту, ограничению свободы или пожизненному заключению, или со дня предварительного заключения под стражу, если обвиняемый безработный до постановления приговора был задержан или к нему применялась мера пресечения в виде заключения под стражу либо он помещался в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение;

— вступления в законную силу решения суда о направлении их на лечение в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел.

Граждане, которые в установленном законодательством порядке не могут быть зарегистрированы безработными, иностранные граждане и лица без гражданства, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена дополнительная защита в РФ, учитываются в органе по труду, занятости и социальной защите в качестве граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, снимаются с учета со дня заключения с ними трудового договора (кроме трудового договора на оплачиваемые общественные работы), а в случае неявки в орган по занятости и социальной защите более трех месяцев – со дня последней явки в этот орган.

Граждане из числа родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленных по судебному постановлению в органы по занятости и социальной защите для трудоустройства, снимаются с учета в органе по занятости и социальной защите со дня заключения с ними трудового договора (кроме трудового договора на оплачиваемые общественные работы) .

Выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до трех месяцев в случае:

— трудоустройства на временную работу в период получения пособия по безработице без уведомления органов по занятости и социальной защите – с даты трудоустройства;

— неявки безработного более одного месяца в органы по занятости и социальной защите без уважительных причин – с даты последней явки в органы по занятости и социальной защите;

— невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах в порядке, определяемом законодательством.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице не производится в период:

— выплаты пособия по беременности и родам;

— вызова безработного для сдачи экзаменов в связи с обучением в учреждениях образования в очной (вечерней) и заочной формах получения образования;

— призыва безработного на военные, специальные или учебные сборы, занятия, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных или общественных обязанностей.

Размер пособия по безработице может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц в случае:

— неявки безработного без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с нанимателем в течение трёх рабочих дней со дня выдачи ему направления органами по занятости и социальной защите;

— отказа безработного без уважительных причин явиться в органы по занятости и социальной защите для получения направления на работу (учёбу);

— если безработный самостоятельно не занимался поиском работы и не информировал об этом органы по занятости и социальной защите по их требованию.

Органы по занятости и социальной защите обязаны письменно уведомить безработного в пятидневный срок со дня принятия решения о снятии его с учета, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера с указанием мотивов.

При этом, крайне важной гарантией защиты прав безработных граждан со стороны государства, является установление возможности обжаловать решения государственных органов связанных с прекращение, приостановлением или снижением размера выплачиваемых пособий по безработице.

В условиях сегодняшней переходной ситуации к рынку и правовому государству в России проблема правовой защиты прав безработных граждан крайне обострилась, стала одной из самых актуальных. Исходя из того, что многие новые явления, непосредственно затрагивающие интересы субъектов права, оказываются вне сферы государственного воздействия и правового регулирования, выработка концепции, способной выявить тенденции современного развития правовой защиты прав безработных граждан, становится крайне необходимой и очень важной.

Действующим законодательством РФ предусмотрены два способа защиты прав безработных лиц — административный и судебный. При всем многообразии форм и способов в обеспечении эффективных механизмов государственной защиты прав и свобод безработных, безусловно, особое место занимает судебная защита.

Право на судебную защиту, закрепленное в пункте 1 статьи 46 Конституции Российской Федерацией, можно рассматривать с двух позиций: с одной стороны, это право человека и гражданина, с другой — это гарантия реализации его прав и свобод. Судебная защита, как и гарантия, означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность судебных органов рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное и обоснованное решение. Следовательно, судебная защита прав и свобод безработных граждан — это процессуальная деятельность судебных органов по рассмотрению жалоб на их нарушение. Она устанавливается целым комплексом правовых, конституционных, процессуальных, судоустройственных норм и т.д.

Несмотря на то, что одной из основных конституционных гарантий реализации прав и свобод личности в демократическом правовом государстве является судебный контроль и судебная защита, большую роль в деле защиты прав безработных граждан играют непосредственно органы государственной власти.

Хотя судебный способ защиты прав и свобод безработных граждан рассматривается в настоящее время как наиболее универсальный, тем не менее, не следует исключать участие в этом процессе деятельность органов государственной власти, в которые поступает большое количество жалоб.

Развитие и внедрение досудебного порядка урегулирования споров, возникающих между невластными субъектами и органами государственной власти в области социального обеспечения граждан, способно обеспечить безработным гражданам самостоятельную защиту своих нарушенных прав, свобод и законных интересов, заинтересованность органов государственной власти, органов местного самоуправления самим разрешать возникшие споры и не доводить их разрешение до суда.

Обращение к административным органам по поводу нарушения прав безработных граждан дает возможность данным органам самим исправить допущенное нарушение, если имела место явная ошибка, неверная информация и т.д., и разрешить возникший спор в рамках системы органов исполнительной власти, не доводя дело до судебного разбирательства.

Административно-правовая защита — это относительно самостоятельное звено административно-правовой сферы и включает в себя объективные отношения по охране прав субъектов в сфере государственного управления, законодательные и иные нормы, регулирующие эти отношения, складывающиеся в результате данного регулирования административно-правовые отношения защиты между субъектами этих отношений, и самих субъектов.

Центральное место занимают здесь нормы административного права, регулирующие отношения административно-правовой защиты. Как известно, основные нормы этого типа сформулированы в Конституции, федеральных законах, законах субъектов Федерации.

Метод административно-правовой защиты выражает различные аспекты практической деятельности того или иного органа (должностного лица), т.е. помогает получить ответ на вопрос — как они действуют, защищая права и законные интересы граждан.

В методах административно-правовой защиты лиц проявляются качества, присущие государственно-управленческой деятельности, в рамках которой реализуются правозащитные функции. С их помощью субъекты власти оказывают управляющее воздействие на объект путем использования административно-правовых форм.

Проблема административно-правовых методов, используемых при защите прав безработных граждан в РФ, на сегодня, чрезвычайно актуальна. Она обострена в настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям, а также с серьезными изменениями в механизме государственного управления во всех сферах своей деятельности.

Конкретное содержание административно-правовых методов достаточно разнообразно. Это:

— установление правил поведения в сфере социального обеспечения безработных граждан, общеобязательного или частного характера;

— утверждение конкретных (адресных) заданий;

— предписания о совершении определенных действий;

— назначение на должности;

— удовлетворение законных притязаний участников регулируемых социально-экономических отношений;

— запрещение определенных действий;

— выдача разрешений различного рода;

— осуществление регистрационных действий;

— проведение контроля и надзора;

— материальное и моральное поощрение;

— применение материальных санкций;

— разрешение споров между участниками управленческих отношений;

— установление стандартов;

— оформление государственных заказов;

— применение административно-принудительных мер и т.п.

Защита прав и законных интересов безработных лиц – это правовая деятельность, т.е. деятельность, осуществляемая в рамках конкретных правоотношений.

Первым и основополагающим способом правовой защиты прав и законных интересов лиц признанных безработными, является их признание и гарантирование государством.

Среди юридических гарантий прав и законных интересов безработных можно выделить: общие и специальные, при этом, общие имеют статус конституционных, а специальные установлены для данной конкретной отрасли права

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Рассматривая различные подходы к критериям отнесения прав и свобод к конституционным, необходимо сделать вывод, о том, что единственно верным подходом является тот, в соответствии с которым конституционными считаются права и свободы, устанавливаемые в тексте действующей конституции

В качестве примера специальных гарантий прав и законных интересов безработных лиц можно привести, например:

— информационные гарантии;

— гарантии, связанные с механизмом выплаты социальных платежей;

— гарантии, связанные с осуществлением социальными органами мероприятий по социальному контролю;

— гарантии, связанные с привлечением лиц к ответственности за совершение в исследуемой области правонарушения;

— гарантии обжалования актов соответствующих государственных органов, действий или бездействия их должностных лиц в судебном и административном порядке.

Необходимо отметить, что административный порядок обжалования актов, бездействия органов государственной власти, их должностных лиц в настоящее время недостаточно четко урегулирован нормами действующего российского права. Его серьезным недостатком является обусловленность усмотрением органа или должностного лица, рассматривающего жалобу, приостановления обжалуемого акта, возможности участников конкретных правоотношений присутствовать при рассмотрении поданной им жалобы.

Таким образом, основные формы административно-правовой защиты прав безработных граждан в РФ можно определить, как — комплексную систему административно-правовых мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации прав безработных граждан, предполагающая по мере необходимости их обращение в органы государственной власти, включая и суд, а также иные административно-защитные мероприятия, осуществляемые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которая строится на принципах: — законности; — федерализма: сочетание централизации и децентрализации; — иерархичности: вертикального и горизонтального подчинения, а также субординации.

 

3.3. Социально – психологические издержки безработицы.

 

Несмотря на объективный характер безработицы, социальные потери, которые она порождает, очевидны:

  1. Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.
  2. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.
  3. Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств: 32 % смертельных случаев — добровольный уход из жизни.

Это ведёт ко многим проблемам, а именно:

  1. Низкая эффективность труда;
  2. Стагнация в экономике.

Рост «серой» и » черной» экономики

Оттеснение России к странам третьего мира

  1. Потеря научного потенциала страны;
  2. Рост девиантного поведения;
  3. Рост социальной напряженности;
  4. Рост правового негилизма;
  5. Возможность манипуляции населением.

Следствиями социальной напряженности можно считать следующее.

  1. Рост числа забастовок;
  2. Рост преступности;
  3. Отрицательный естественный прирост населения;
  4. Уменьшение количества браков;
  5. Увеличение разводов;
  6. Увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума;
  7. Увеличение количества самоубийств.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищённые группы населения (инвалиды, многодетные матери, «чернобыльцы», «афганцы»).

Оценивая работу, как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление — объективная необходимость. Другое дело, что государство должно «амортизировать» её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы.

Внеэкономические издержки.

Циклическая безработица — это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность — к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам. Рассмотрим следующие два отрывка из разоблачительной книги Стадса Теркеля «Тяжелые времена», которые являются своеобразными иллюстрациями «Великой депрессии». Первый отрывок — свидетельство молодой женщины, которой повезло, так как она училась в колледже.

«В 1936 г., когда я училась, а Беркли, многие ребята фактически остались без отцов. Одни с позором уходили из дома, потому что не могли содержать свои семьи, другие кончали жизнь самоубийством, чтобы семья получила страховку. Семьи полностью разваливались. Каждый отец считал это своей личной неудачей. Эти люди, принадлежавшие к среднему классу, очевидно, не понимали, что происходит в обществе, и поэтому убивали себя. Депрессия всё продолжалась. У некоторых ребят не было места для ночлега, поэтому они ютились под мостами. Я получала стипендию, но и при этом иногда мне нечего было есть. Часто я ограничивалась тремя конфетами». И ещё одна бесспорная мысль: «Работа даёт надежду ни материальное и социальное продвижение. Она обеспечивает детям более благоприятный старт в жизни. Они означает единственный честный способ жить не так бедно, как родители. Она помогает преодолевать расовые и другие социальные барьеры. Короче говоря… работа – это пропуск к свободе и к лучшей жизни. Лишить людей работы — это значит вычеркнуть их из нашего общества». История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Об этом свидетельствует сдвиг влево в американской политической теории во время депрессии 30-х годов. Вызванный депрессией «новый курс» был подлинной революцией в американском политическом и экономическом мышлении. Примером таких перемен является и приход Гитлера к власти в условиях безработицы. Более того, нет сомнений в том, что большой процент безработицы среди негров и других национальных меньшинств также является серьезной причиной беспорядков и насилия, которые периодически возникают в городах Америки и других стран. Что. Касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы.

Из личных впечатлений могу сказать следующее: мой друг, уехавший на постоянное место жительства в Канаду, в своих письмах описывает свои мытарства при поисках работы. Как человек довольно скрытный он немного говорит о личных переживаниях, но по изменяющемуся тону писем, по вскользь упомянутым семейным неурядицам и проблемам, можно сделать вывод о том в какую депрессию его повергли 8-ми месячные поиски работы. »Но русский человек может выдержать всё, и даже это…»эти слова говорят о многом.

В отличие от заграницы, поиски работы и статус безработного у нас вызывает более мягкие последствия, у нас нет такого общепринятого понятия как »неудачник», то время когда профессора становились дворниками ещё свежо в памяти и заставляет нас относиться к безработице по философски. К тому же тот незначительный разрыв в уровне жизни у многих категорий, работающих и безработных сглаживает эту черту.

Влияние рынка труда на социальную напряженность в обществе.

Данная проблема в настоящий момент не освещена в достаточной степени. Можно отметить лишь несколько авторов, занимавшихся разработкой этой темы. Среди них Пауль Шо (Paul Shaw), анализировавший (в контексте социально-экономического развития страны) некоторые аспекты демографической политики, вопросы занятости и связанные с ними проблемы образования, женского труда и т. дъАйкен Луис (Aiken Louis) отразившей в своей работе (Economic failure and extremism) социальные, политические и экономические последствия безработицы и экономических спадов, проведя эмпирико-социологическое исследование, основанное на опросах большой группы рабочих в Детройте в 1956 году. К сожалению, эти работы не переведены на русский язык. Среди же переведенных я назову работу Майкла Аргайла » Психология счастья», в которой он рассматривает влияние безработицы на социальные факты в США, а именно он приводит следующую статистику:

Увеличение безработицы в США на 1% (если она затем не снижалась на протяжении 5 последующих лет) даёт следующие результаты

Безработица молодёжи – одна из острейших социально – экономических проблем современности.

В результате проведения курса реформ в сфере занятости обозначились следующие тенденции:

— абсолютное сокращение занятых в стране;

— сокращение занятых в государственном секторе, развитие малого предпринимательства, увеличение числа самозанятых, развитие новых форм частичной и вторичной занятости;

— процессы реструктуризации отраслевой занятости: сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании, рост занятых в отраслях торговли и общественного питания, материально-технического обслуживания, сбыта, ЖКХ, здравоохранения, кредитования, финансирования, страхования и т.п.;

— возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц послепенсионного возраста;

— расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт, обслуживание на дому и т.п.);

— легализация безработицы и быстрое её распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу; увеличение уровня латентной безработицы;

— усиление процессов текучести, высвобождение рабочей силы, трудовая миграция, изменение её направлений и форм;

— активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике;

— выделение наименее защищенных слоев населения с точки зрения трудового законодательства в лице молодежи и женщин.

Уровень официально зарегистрированной безработицы на начало 1999 года (с учетом работающих в режиме неполной занятости и находящихся в отпусках по инициативе администрации работников) достигает более 20% экономически активного населения. А если учесть такую особенность национальной безработицы как — предельно низкий процент зарегистрированных безработных, станет понятным необходимость корректировки данного показателя, естественно, в направлении его увеличения.

Таким образом, в нашей стране практически каждый четвертый трудоспособный гражданин — безработный!

Это страшные цифры. Тем более, что основная часть безработного населения формируется из наиболее активной, образованной, динамичной, перспективной прослойки населения — из молодых людей (20-40% от общего числа зарегистрированных безработных, как в капиталистических странах Европы, так и у нас в стране, составляет молодежь в возрасте до 29 лет).

Подобная ситуация чревата самыми острыми социально-экономическими последствиями для современного общества. Не стоит говорить о том, что безработица сама по себе является не только индикатором экономической нестабильности в стране, но и одной из самых глобальных социально-экономических проблем современности. С одной стороны, сужение источников доходов семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения, а стало быть, и торможения экономического роста. С другой стороны, слабая социальная защищенность приводит к разочарованиям в жизни и как крайний выход — к увеличению самоубийств.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты — это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта “надежда” не имеет соответствующей социальной защищенности, “непристроенность” молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого населения ведёт:

— к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие — увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);

— снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;

— усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность — всё это способствует естественному вырождению нации.

В сложившейся ситуации просто необходимо разработать целый комплекс мер по выводу страны из “безработного” кризиса.

С одной стороны, в решении данной проблемы может помочь набирающая обороты система предпринимательства и частного бизнеса, с другой стороны, естественно, никак не обойтись без помощи государства и поддержки местных органов самоуправления. Так как, лишь решив данную проблему на местах, “залатав дыры” в рядах безработных в каждом отдельном регионе, можно говорить о снижении уровня безработицы в стране в целом.

Что касается проблемы увеличения непосредственной занятости молодежи, здесь наблюдаются свои специфические сложности:

— молодые специалисты в силу своей “незрелости”. Недостатка профессионального опыта являются одним из наименее востребованных слоев населения на рынке труда;

— наблюдается тенденция к эксплуатации молодежного труда со стороны частных предпринимателей (необоснованно низкая заработная плата, ненормированное рабочее время и дифференциация труда) по причине сложности трудоустройства и повышенной в связи с этим значимости рабочего места;

— чрезмерная амбициозность выпускников современных вузов (особенно коммерческих) — завышенные требования к условиям и оплате труда, не желание строить карьеру с самых “низов”, постепенно поднимаясь по ступеням служебной лестницы, — усложняют ситуацию на рынке труда молодых специалистов, увеличивают количество безработных праздношатающихся молодых людей;

— отсутствие четкой профессиональной определенности — зачастую образование, полученное в вузе, не является основным профессиональным ориентиром, молодой специалист не знает своих профессиональных склонностей и не имеет конкретных предпочтений ни к одной из профессий;

— отсутствие практической подготовки с детства к любому реальному труду приводят к нежеланию менять размеренный уклад “легкой” жизни за “надежным родительским плечом”;

— слабая социальная защищенность, необоснованно низкая система оплаты труда в стране, высокая текучесть кадров на российских предприятиях стимулирует молодого специалиста к поиску заработка на более благоприятной ниве зарубежных предприятий.

Естественно, найдётся целый ряд подобных причин, оправдывающий высокий процент “не пристроенной” молодежи. Оправдывающий ли? Нет, и ещё раз нет.

Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:

Во-первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь — это будущее нации):

— пересмотреть и доработать законодательную базу;

— откорректировать политику в области трудоустройства;

— найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;

— разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

Во-вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:

— способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);

— следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);

— формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;

— обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления — вузы — рынок труда;

— стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).

В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста:

— выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс — “Планирование профессиональной карьеры”);

— выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);

— вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Еще раз подчеркнем, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет заметить определенные “просветы” в “темных туннелях рядов безработных”. Как говориться — в единстве наша сила.

Ожидаемые результаты.

И в заключение о том, что же хочется увидеть в результате деятельности служб занятости и работы законодательных органов:

1) создание эффективной системы социальной защиты безработных граждан путем предоставления широкого спектра образовательных услуг, направленных на повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда;

2) повышение эффективности трудоустройства безработных граждан и сокращение периодов вынужденной безработицы;

3) совершенствование механизма взаимодействия работодателей с органами управления образованием, социальной защиты;

4) создание равных возможностей занятости для различных групп населения

5) оказание информационной методологической поддержки региональных программ профессионального обучения

6) формирование необходимых предпосылок для эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватной потребностям рыночной экономики.

Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда. В области занятости населения наблюдается значительный наклон в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне. Подобные исследования помогут выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2   3   4   5