Меню Услуги

Пособия в системе социального обеспечения, их виды и классификации. Часть 2.

Страницы:   1   2


2. НАЗНАЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ВЫПЛАТ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ

2.1. Назначение выплат социальных пособий

 

Для назначения и получения пособий гражданам, имеющим детей необходимо соблюдение нескольких условий.

Пособия назначаются и выплачиваются следующим категориям лиц в соответствии с законодательством:

  1. гражданам российской Федерации, проживающим на территории Русской Федерации;
  2. гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданскому персоналу войск формирований Российской Федерации, находящимся натерритории иностранных государств, в случаях, когда выплаты этих пособий предусмотрена международными договорами Российской Федерации;
  3. постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;
  4. временно проживающим на территории Российской Федерации и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Данные пособия не назначаются:

  1. гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и гражданам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
  2. гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав либо ограниченным в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия побеременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособиябеременной жене военнослужащего, проходившего военную службу по призыву;
  3. гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Граждане, имеющие право на получение пособия, их законные представители или доверительные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие данные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными законодательством, необходимыми для получения пособий.

Заявление и документы могут быть направлены в организации, назначающие пособия, по почте. В этом случае направляются копии документов, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке, подлинники документов не отправляются. Направление заявления и документов по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

Существует еще один способ направления заявление и документы в организации это в форме электронного документа, для этого необходимо соблюдение требований таких как:

  1. подписываются в соответствии с требованиями ФЗ от 6 апреля 2011г. №63 «Об электронной подписи»
  2. представляются в органы и организации, с использованием электронных носителей или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет:

–лично или через законного представителя при посещении органа или организации;

–посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (без использования электронных носителей)

–иными способами, позволяющими передать в электроном видезаявление и иные документы.

Если заявление и документы направляются в электроном виде основанием для его приема (регистрации) является представлением посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг документов.

Организации назначающие пособия, запрашивают документы необходимые для назначения и выплат пособий, находящимся в распоряжении у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организации, в случае если указаны документы не представлены заявлением, а также направляют такие документы в другие организации.

Организации осуществляют проверку достоверности информации.

Ответы на запросы организации, назначающих пособия, направляются соответствующими органами и организациями в течение пяти дней с даты их получения.

В заявлении, указываются:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

–наименование организации, в которую подается заявление;

– фамилия,имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющий личность, а также статус лица, имеющего право на получение государственных пособий (мать, отец, лицо их заменяющее);

–сведения о документе, удостоверяющего личность (вид документа, серия и номер документа, кем и когда выдан), заполняются в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность;

–сведение о месте жительства, месте пребывания (почтовый индекс, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры), указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывая в том случае если предоставлен не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность;

Сведения о месте фактического проживания;

– вид пособий, за назначением и выплатой которого обращается гражданин, имеющий право на получение пособий;

– способ получения пособий: почтовым переводом либо перечисление на личный счет лица;

– сведения о реквизитах счета (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, БИК,ИНН,КПП, присвоенные при постановке на учет по месту нахождения организации, номер счета).

Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление.

При приеме заявления организация, выдает расписку-уведомление о приеме заявления.

 

2.2. Прекращение выплат социальных пособий

 

Решение о прекращении выплаты финансовых средств социальной поддержки принимается руководителем (заместителем руководителя) ГКУ-УСЗН по форме, утвержденной министерством социальной защиты населения области, в случаях:

1) выезда получателя социальной поддержки на постоянное место жительства за пределы области;

2) исхода беременности женщин;

3) прекращения кормления грудью кормящими матерями или достижения ребенком возраста одного года;

4) достижения ребенком возраста трех лет;

5) достижения ребенком возраста 16 лет при отсутствии документа о продолжении обучения в общеобразовательной организации либо завершения обучения ребенка в общеобразовательной организации (для детей старше 16 лет, но не более чем до достижения им возраста 18 лет);

6) непредставления получателями ежемесячной денежной выплаты на детей первых трех лет жизни документов, в установленный срок;

7) непредставления получателями ежемесячного пособия на ребенка документов, в течение 6 месяцев после приостановления выплаты;

8) истечения 6 месяцев с даты приостановления выплаты;

9) утраты права на социальную поддержку, в том числе превышения среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения по области и по северной зоне области, установленной губернатором области; лишения или ограничения получателей социальной поддержки в родительских правах; нахождения ребенка (детей) на полном государственном обеспечении в соответствующем государственном или муниципальном учреждении; проживания отдельно от ребенка, на которого назначена социальная поддержка;

10) смерти получателя социальной поддержки;

11) смерти ребенка;

12) выявления недостоверности сведений в документах, представленных заявителем для назначения социальной поддержки.

Получатели социальной поддержки обязаны своевременно извещать ГКУ-УСЗН о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплат финансовых средств на социальную поддержку, и (или) обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия на ребенка, в трехмесячный срок со дня возникновения указанных обстоятельств.

Решение о прекращении выплаты финансовых средств социальной поддержки принимается в течение трех дней с даты получения ГКУ-УСЗН сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплат финансовых средств социальной поддержки, и (или) обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия на ребенка.

Прекращение выплаты финансовых средств социальной поддержки производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства.

При наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение среднедушевого дохода семьи (в том числе в случае изменения состава семьи), новый размер среднедушевого дохода семьи начинает применяться с месяца, следующего за тем, в котором поступило обращение об изменении дохода (изменении состава семьи) либо стало известно о факте изменения доходов (состава семьи).

(ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 ноября 2014 года N 709)

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Изучив материал можно сделать вывод, что существует ряд проблем, связанных с назначением и выплатой пособий в системе социального обеспечения.

Так, множество споров вызывает закрепленное право на пособие за каждым ребенком до достижения им 16 лет, региональные законодатели не учли нормы Конвенции о правах ребенка, в которых ребенком признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

Не предусмотрено повышение размера пособия с учетом взросления ребенка, так как с его ростом семья несет повышенные расходы на его содержание, то есть не дифференцируется величина пособия в зависимости от возраста ребенка.

Размеры пособий не дифференцируются в зависимости от очередности рождения детей и остаются крайне низкими.

Для назначения пособий необходимо указать доход всех членов семьи.

Проблема не получения социальных пособий обусловлена тем, что молодые семьи часто распадаются, и, не имея возможности предоставить при этом в отдел пособий и социальных выплат решений суда о взыскании алиментов, соглашение об оплате алиментов, справки о заработной плате супруга, по причине неведенья, где находятся нерадивые родитель, в связи с угрозой бывших супругов расправы, если супруга подаст на алименты и часто бывший супруг попросту не имеет заработка, чтоб оплачивать алименты.

При рассмотрении пособия по беременности и родам, которое по своему назначению должно быть направлено на возможно полное возмещение временно утраченного заработка женщины, как застрахованного лица, и как экономически слабой стороны. Практика последних лет свидетельствует об отсутствии учёта этого фактора в законодательстве об обязательном социальном страховании. Это проявляется, прежде всего, в следующем: пособие рассчитывается исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам; для некоторых категорий, застрахованных женщин, которым предоставлен отпуск по беременности и родам после 1 января 2011 года, сумма пособия уменьшилась; размеры пособия не соответствуют требованиям Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и ратифицированной Конвенции МОТ № 103 «Об охране материнства»; существуют ограничения верхнего и нижнего его пределов (максимальной и минимальной величины).Женщины подвергаются дискриминации в части величины пособия по беременности и родам: при страховом стаже менее шести месяцев пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. Часть 3 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предлагается изложить в следующей редакции: «Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере 45 % среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда за каждый календарный месяц, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не ниже минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов». Миронова Т.К. Право и социальная защита. М.: Права человека. — 2011. — С.336

Также отмечает, что существует проблема обеспечения женщин пособием по беременности и родам в случае недобросовестности работодателя. Работодатели либо отказываются выплачивать пособие, вынуждая женщин обращаться за защитой своих прав в суды, либо фактически перестают существовать и вести финансово-хозяйственную деятельность. По причине отсутствия страхователя, застрахованная женщина не может предоставить в ФСС РФ документы для назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Данная проблема может быть решена с переходом к осуществлению кассового обслуживания исполнения бюджета ФСС РФ, которое предусматривает особенности финансирования, назначения, и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством непосредственно территориальными органами ФСС РФ.

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, которое квалифицируется как обязательная социально-страховая выплата, поскольку законодатель относит отпуск по уходу за ребенком до полутора лет к числу социальных страховых случаев. Авторы Т.Ю. Сергеева и О.В. Шашкова возражают против его отнесения к форме или мере государственной поддержки. Согласиться с такими суждениями, значит отвергнуть социально-страховую природу данного пособия. Пономарева Н.Г, Новиков Е.А. Беременность и работа: сам себе адвокат. М.: Юрайт. — 2011. № 7- С.56

Исследование проблем в обеспечении граждан данным пособием показало, что в последние годы они не получили должного правового разрешения. Это относится к существенно различающимся правилам определения размера пособия – для матерей, уволенных в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам, он установлен в твёрдой сумме, а уволенных матерей по этому же основанию, но в период отпуска по уходу за ребенком — в процентах от утраченного заработка. Этим нарушается принцип равенства прав и устанавливаются различия в реализации застрахованными женщинами права на социально-страховое обеспечение, что нельзя признать разумным и обоснованным.

Единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, при рождении ребёнка, а также на погребение, предоставляемые за счет средств ФСС РФ.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, связано с пособием по беременности и родам. Однако по целевому назначению его нельзя отнести ни к пособиям, компенсирующим заработок работника, ни к пособиям, которые можно было бы расценить как материальную помощь гражданам в силу его низкой суммы. Поэтому поддерживается высказанная ранее в научной литературе точка зрения о том, чтобы снять с ФСС РФ обязательства по выплате данного нестрахового единовременного пособия и переложить его выплаты на федеральный бюджет либо бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, присоединив к находящимся в его ведении родовым сертификатам.

Остро стоит проблема подготовки в российских ВУЗах специалистов по социальной работе, которая не имеет сложившихся традиций.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 – ФЗ, от 30.12.2008 N 7-ФЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) – п.2. ст 39
  2. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255 – ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» — ст 7
  3. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255 – ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
  4. Федеральный Закон от 6 апреля 2011 N63 «об электронной подписи»
  5. Федеральный Закон от 19.05.1995 N 81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» — ст 9-15.
  6. Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»
  7. Конвенции МОТ № 103 «Об охране материнства»
  8. Правительство Амурской области Постановление от 28 ноября 2014 года N 709
  9. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М.: Права человека. — 2011. — С.336

Страницы:   1   2